Решение линейных квадратных уравнений примеры

Как решать квадратные уравнения

Решение линейных квадратных уравнений примеры

О чем эта статья:

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Понятие квадратного уравнения

Уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.

Например, х + 8 = 12 — это уравнение, которое содержит переменную х.

Корень уравнения — это такое значение переменной, которое при подстановке в уравнение обращает его в верное числовое равенство.

Например, если х = 5, то при подстановке в уравнение мы получим 5 + 8 = 12. 13 = 12 — противоречие. Значит, х = 5 не является корнем уравнения.

А вот если х = 4, то при подстановке в уравнение мы получим 4 + 8 = 12. 12 = 12 — верное равенство. Значит, х = 4 является корнем уравнения.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их не существует.

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.

Чтобы запомнить месторасположение коэффициентов, давайте потренируемся определять их.

Квадратные уравнения могут иметь два корня, один корень или не иметь корней.

Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Чтобы его найти, берем формулу: D = b 2 − 4ac. А вот свойства дискриминанта:

  • если D 0, есть два различных корня.

С этим разобрались. А сейчас посмотрим подробнее на различные виды квадратных уравнений.

Разобраться в теме еще быстрее с помощью опытного преподавателя можно на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart.

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Приведенные и неприведенные квадратные уравнения

Квадратное уравнение может быть приведенным или неприведенным — все зависит от от значения первого коэффициента.

Приведенное квадратное уравнение — это уравнение, где старший коэффициент, тот который стоит при одночлене высшей степени, равен единице.

Неприведенным называют квадратное уравнение, где старший коэффициент отличается от единицы.

Давайте-ка на примерах — вот у нас есть два уравнения:

  • x 2 — 2x + 6 = 0
  • x 2 — x — 1/4 = 0

В каждом из них старший коэффициент равен единице (которую мы мысленно представляем при x 2 ), а значит уравнение называется приведенным.

  • 2x 2 − 4x — 12 = 0 — первый коэффициент отличен от единицы (2), значит это неприведенное квадратное уравнение.

Каждое неприведенное квадратное уравнение можно преобразовать в приведенное, если произвести равносильное преобразование — разделить обе его части на первый коэффициент.

Пример 1. Превратим неприведенное уравнение: 8x 2 + 20x — 9 = 0 — в приведенное.

Для этого разделим обе части исходного уравнения на старший коэффициент 8:

Решение линейных квадратных уравнений примеры

Ответ: равносильное данному приведенное уравнение x 2 + 2,5x — 1,125 = 0.

Видео:Как решать линейные и квадратные уравненияСкачать

Как решать линейные и квадратные уравнения

Полные и неполные квадратные уравнения

В определении квадратного уравнения есть условие: a ≠ 0. Оно нужно, чтобы уравнение ax 2 + bx + c = 0 было именно квадратным. Если a = 0, то уравнение обретет вид линейного: bx + c = 0.

Что касается коэффициентов b и c, то они могут быть равны нулю, как по отдельности, так и вместе. В таком случае квадратное уравнение принято называть неполным.

Неполное квадратное уравнение —— это квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где оба или хотя бы один из коэффициентов b и c равен нулю.

Полное квадратное уравнение — это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.

Для самых любопытных объясняем откуда появились такие названия:
  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax 2 + 0x+c=0 и оно равносильно ax 2 + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax 2 + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 = 0.

Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:

  • ax 2 = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax 2 + c = 0, при b = 0;
  • ax 2 + bx = 0, при c = 0.

Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам.

Как решить уравнение ax 2 = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0.

Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −6x 2 = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x 2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Как решить уравнение ax 2 + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax 2 = — c,
  • разделим обе части на a: x 2 = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

Неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 равносильно уравнению х 2 = -c/a, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.
В двух словах

Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 8:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней.

    Как решить уравнение ax 2 + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение:

    Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 0,5x + 0,125 = 0.
  • Решить линейное уравнение:

    0,5x = 0,125,
    х = 0,125/0,5

  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 0,25.
  • Ответ: х = 0 и х = 0,25.

    Как разложить квадратное уравнение

    С помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так:

    Формула разложения квадратного трехчлена

    Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2).

    Видео:Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать

    Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnline

    Дискриминант: формула корней квадратного уравнения

    Чтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:

    Решение линейных квадратных уравнений примеры

    где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения.

    Эта запись означает:

    Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться.

    Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней

    Теперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни.

    В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней.

    Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:

    • вычислить его значение дискриминанта по формуле D = b 2 −4ac;
    • если дискриминант отрицательный, зафиксировать, что действительных корней нет;
    • если дискриминант равен нулю, вычислить единственный корень уравнения по формуле х = −b/2a;
    • если дискриминант положительный, найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней Решение линейных квадратных уравнений примеры

    Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться!

    Примеры решения квадратных уравнений

    Как решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике.

    Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.

    1. Найдем дискриминант: D = 28 2 — 4(-4)(-49) = 784 — 784 = 0
    2. Так как дискриминант равен нулю, значит это квадратное уравнение имеет единственный корень
    3. Найдем корень

    Ответ: единственный корень 3,5.

    Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.

      Произведем равносильные преобразования. Умножим обе части на −1

    Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 3 и — 3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.

      Преобразуем уравнение так, чтобы появились множители

    Ответ: два корня 0 и 1.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.

      Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 7 и −7.

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.

      Найдем дискриминант по формуле

    D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112

  • Дискриминант отрицательный, поэтому корней нет.
  • Ответ: корней нет.

    В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся.

    Видео:Как решать линейные уравнения. Решение квадратных уравнений.Скачать

    Как решать линейные уравнения. Решение квадратных уравнений.

    Формула корней для четных вторых коэффициентов

    Рассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения Решение линейных квадратных уравнений примеры, где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула.

    Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней:

    2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″>

    Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:

    Решение линейных квадратных уравнений примеры

    где D1 = n 2 — ac.

    Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.

    Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:

    • вычислить D1= n 2 — ac;
    • если D1 0, значит можно найти два действительных корня по формуле

    Решение линейных квадратных уравнений примеры

    Видео:Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.

    Формула Виета

    Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

    Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

    Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

    Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

    Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

    Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

    Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:
    Решение линейных квадратных уравнений примеры

    Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

    Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

    Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

    Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

    Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она:

    Обратная теорема Виета

    Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0.

    Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение.

    Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.

      Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.

    2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″>

    Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы.

    Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

    Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

    Решение линейных квадратных уравнений примеры

    Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p>Решение линейных квадратных уравнений примеры

    Упрощаем вид квадратных уравнений

    Если мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту.

    Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0.

    Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100.

    Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.

    Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто.

    А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения

    Решение линейных квадратных уравнений примеры

    умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0.

    Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0.

    Связь между корнями и коэффициентами

    Мы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:

    Решение линейных квадратных уравнений примеры

    Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.

    Например, можно применить формулы из теоремы Виета:

    Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3.

    Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты:

    Видео:Решение квадратных неравенств | МатематикаСкачать

    Решение квадратных неравенств | Математика

    Линейные, квадратные и простейшие кубические уравнения. Примеры

    Определение

    Уравнение (с одной переменной) — это некоторое равенство двух выражений, содержащее неизвестную (переменную). [f(x)=g(x) qquad qquad (1)] Пусть для определенности все дальнейшие уравнения содержат переменную, обозначенную буквой (x) .

    Замечание

    Заметим, что (x) — это просто некоторое число, значение которого неизвестно.

    Определение

    Областью определения (или областью допустимых значений, сокращенно ОДЗ) любого уравнения вида ((1)) будем называть множество значений переменной (x) , при которых определены (то есть не теряют смысла) функции (f(x)) и (g(x)) .

    Пример

    Уравнение (dfrac =5) определено при всех значениях переменной (x) , кроме (x=1) , потому что в этом случае знаменатель дроби в левой части равенства обращается в ноль. Значит, ОДЗ уравнения (xin (-infty;1)cup(1;+infty)) .

    Определение

    Корнем уравнения называется то числовое значение (x) , при котором уравнение обращается в верное равенство.
    Иногда корни уравнения называют решением этого уравнения.

    Например, корнем уравнения из предыдущего примера является число (x=3) , потому как тогда уравнение принимает вид (dfrac=5) или, что то же самое, (5=5) , что является верным равенством.

    Замечание

    1) Заметим, что уравнение может как иметь корни, так и не иметь корней. Например, уравнение (dfrac 1x=0) ни при каких значениях (x) не может быть верным, потому что дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель при этом не теряет смысла. У нашей дроби числитель (1ne 0) .

    2) Фраза “решить уравнение” означает найти все корни данного уравнения или доказать, что корней нет.

    Определение

    Два уравнения равносильны (или эквивалентны), если они имеют одинаковые решения.
    Например, уравнения (x=3) и (3x=6+x) эквивалентны, т.к. оба имеют единственное решение (x=3) .

    Эквивалентность уравнений обозначается так: (x=3 quad Leftrightarrow quad 3x=6+x) .

    Свойства уравнений

    1. В любом уравнении можно переносить слагаемые из одной части равенства в другую, при этом меняя их знак на противоположный. При этом полученное уравнение равносильно исходному.
    Например, уравнение (x+4=2x^2) можно переписать в виде (x+4-2x^2=0) .

    2. В любом уравнении можно правую и левую части умножать или делить на одно и то же число, не равное нулю. При этом полученное уравнение равносильно исходному.
    Например, уравнение (0,5x=-2) равносильно уравнению (x=-4) , которое получено из исходного путем умножения обеих частей на (2) .

    3. В любом уравнении можно к правой и левой частям прибавлять одно и то же число. При этом полученное уравнение равносильно исходному.
    Например, уравнение (x+2=5x^2) после прибавления к обеим частям (-2) примет вид (x=5x^2-2) .

    [<Large<text>>] Линейное уравнение – это уравнение вида [ax + b = 0qquad qquad (2)] где (ane 0,b) – числа, или уравнение, к нему сводящееся.

    ОДЗ линейного уравнения ((2)) — все (x inmathbb) .

    Линейное уравнение (ax+b=0) преобразуется в (ax=-b) и всегда имеет единственное решение (x=-dfrac ba) .
    Например, (2x-4=0) имеет корень (x=2) . Замечание: при переносе слагаемых из одной части равенства в другую знак слагаемого меняется на противоположный. Например, выражение (x-5=8) преобразуется в выражение (x=8+5) .
    Знак, стоящий перед слагаемым – это и есть его знак, то есть в выражении (x-5) два слагаемых: (x) и (-5) . Если перед слагаемым не стоит никакого знака, то подразумевается, что перед ним стоит знак “ (+) ”.

    [<Large<text>>] Квадратное уравнение – это уравнение вида [ax^2+bx+c=0 qquad qquad (3)] где (a, b, c) – числа, причем (ane 0) , или уравнение, к нему сводящееся.

    Число (a) называется старшим (первым) коэффициентом, число (b) – вторым коэффициентом, число (c) – свободным членом.

    Замечание

    1) Заметим, что если (a=0) , то уравнение ((3)) становится линейным; именно поэтому в определении (ane 0) .

    2) Выражение (ax^2+bx+c) называется квадратичным (квадратным) трехчленом.

    ВАЖНО! Обращаем ваше внимание на то, что, например, в квадратном трехчлене (7-x^2+2x) коэффициент (a=-1) , (b=2) и (c=7) ! Так как (7-x^2+2x=-x^2+2x+7) , а по определению (a) – коэффициент перед (x^2) , (b) – коэффициент перед (x) , (c) – свободный член.

    Определение

    Дискриминантом квадратного уравнения ((3)) называется выражение (D=b^2-4ac) .

    Корни квадратного уравнения

    1) Если дискриминант квадратного уравнения больше нуля ( (D>0) ), то оно имеет два различных корня [x_1=dfrac qquad text qquad x_2=dfrac]

    2) Если дискриминант квадратного уравнения равен нулю ( (D=0) ), то оно имеет два совпадающих корня (часто говорят, что оно имеет один корень) [x=-dfrac b]

    3) Если дискриминант квадратного уравнения меньше нуля ( (D ), то оно не имеет корней.

    Пример:
    Решите уравнение [3x^2 — 33x + 90 = 0.]

    Решение.
    Найдём дискриминант данного уравнения: [D = 33^2 — 4cdot 3cdot 90 = 9] Следовательно, уравнение имеет два различных корня, равных [x_1=dfrac = 6 qquad text qquad x_2=dfrac = 5]

    Теорема Виета

    Пусть квадратное уравнение (ax^2 + bx + c = 0) , (aneq 0) , имеет два корня (x_1) и (x_2) (возможно, совпадающих), то есть (Dgeqslant 0) . Тогда их сумма равна [x_1+x_2=-dfrac] а их произведение равно [x_1cdot x_2=dfrac]

    Доказательство

    Определение

    Квадратное уравнение называется приведенным, если старший коэффициент (a=1) .
    Любое квадратное уравнение можно сделать приведенным: для этого необходимо разделить уравнение на (a) .

    Следствие

    Для приведенного квадратного уравнения (x^2+px+q=0) теорема Виета выглядит следующим образом: [x_1+x_2=-p, qquad qquad x_1cdot x_2=q]

    Теорема: разложение на множители квадратного трехчлена

    Пусть уравнение (ax^2 + bx + c = 0) , (aneq 0) , имеет два корня (возможно, совпадающих), то есть (Dgeqslant 0) . Тогда при любом значении (x) выполнено [ax^2 + bx + c = a(x — x_1)(x — x_2),] где (x_1) и (x_2) – корни уравнения (ax^2 + bx + c = 0) (возможно, совпадающие).

    Доказательство

    Сделаем преобразования: [begin &a(x-x_1)(x-x_2)=aleft(x — dfrac<-b + sqrt>right)left(x — dfrac<-b — sqrt>right) =aleft(x^2 — xleft(dfrac<-b + sqrt> + dfrac<-b — sqrt>right) + dfracright)=\[2ex] &=aleft(x^2-xcdot left(-dfrac baright)+dfracright) =a(x^2+dfrac ba x+dfrac ca)=ax^2+bx+c end]

    Пример

    Разложить на множители квадратный трехчлен (3x^2-2x-1) .

    Решение.
    Рассмотрим уравнение (3x^2-2x-1=0) и найдем его корни.
    (D=(-2)^2-4cdot 3cdot (-1)=16) , значит

    Таким образом, (3x^2-2x-1=3(x-1)(x+frac13)=(x-1)(3x+1)) .

    [<Large<text>>] (bullet) Кубический корень из числа (a) – это такое число (b) , которое при возведении в куб равно (a) : [sqrt[3] a=bquad textquad a=b^3] (bullet) Таблица кубов чисел от 1 до 10: [begin hline 1^3=1 & quad6^3=216 \ 2^3=8 & quad7^3=343\ 3^3=27 & quad8^3=512\ 4^3=64 & quad9^3=729\ 5^3=125 & quad10^3=1000\ hline end] (bullet) Простейшие кубические уравнения – уравнения, сводящиеся к виду [x^3=a] Для любого числа (a) такие уравнения имеют единственный корень [x=sqrt[3]a] Пример:
    1) решением уравнения (x^3=-8) является (x=sqrt[3]=-2) .
    2) решением уравнения (x^3=64) является (x=4) .

    Теория линейных и квадратных уравнений традиционно изучается школьниками Москвы и других городов в 8 классе. И хотя данная тема рассматривается в рамках образовательного курса достаточно подробно, и ей отводится немало времени, с заданиями из этого раздела выпускники не всегда справляются с легкостью. Именно поэтому, готовясь к сдаче ЕГЭ, учащимся непременно стоит освежить в памяти теорию и разобраться в решении задач с линейными и квадратными уравнениями.

    Сделать это легко, оперативно и эффективно вам позволит образовательный портал «Школково». Всю необходимую теорию по теме «Квадратные и линейные уравнения» для подготовки к ЕГЭ вы можете найти в соответствующем разделе. Весь базовый материал составлен нашими специалистами на основе многолетнего опыта и представлен в максимально доступной форме. Изучив определения, формулы и основные свойства линейных и квадратных уравнений, учащиеся смогут не только вспомнить всею необходимую теорию, но и грамотно объяснить принцип решения задач ЕГЭ. Закрепить усвоенный материал вам помогут упражнения в разделе «Каталог». Здесь вы можете найти как простые, так и более сложные задачи по данной теме. Для каждого задания на сайте наши специалисты прописали подробный алгоритм решения и правильный ответ.

    Изучить теорию по теме «Линейные и квадратные уравнения» и попрактиковаться в выполнении упражнений можно в режиме онлайн. При необходимости любое задание можно сохранить в «Избранное», чтобы в дальнейшем можно было к нему вернуться или обсудить с преподавателем.

    Видео:Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

    Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | Математика

    Линейные, квадратные, кубические уравнения

    Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением. Выражение, стоящее слева от знака равенства, называется левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа, — правой частью уравнения.

    Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

    Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

    Линейные уравнения

    Линейным называется такое уравнение, в котором неизвестное $x$ находится в числителе уравнения и без показателей. Например: $2х – 5 = 3$

    Линейные уравнения сводятся к виду $ax = b$, которое получается при помощи раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, а также умножения или деления обеих частей уравнения на число, отличное от нуля.

    $5 (5 + 3х) — 10х = 8$

    $25 + 15х — 10х = 8$

    Перенесем неизвестные слагаемые в левую часть уравнения, а известные в правую. При переносе из одной части в другую, у слагаемого меняется знак на противоположный.

    $15х — 10х = 8 — 25$

    Приведем подобные слагаемые.

    $5х = -17$ — это конечный результат преобразований.

    После преобразований к виду $ax = b$, где, a=0, корень уравнения находим по формуле $х = /$

    Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

    Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

    Квадратные уравнения

    Квадратное уравнение — уравнение вида $ax^2 + bx + c = 0$, где $a, b, c$ — некоторые числа a$≠0$, $x$ — неизвестное. Перед тем как решать уравнение, необходимо раскрыть скобки и собрать все слагаемые в левой части уравнения.

    Числа $a, b, c$ называются коэффициентами квадратного уравнения.

    • $a$ — старший коэффициент;
    • $b$ — средний коэффициент;
    • $c$ — свободный член.

    Если в квадратном уравнении коэффициенты $b$ и $c$ не равны нулю, то уравнение называется полным квадратным уравнением. Например, уравнение $2x^2 – 8x + 3 = 0$. Если один из коэффициентов $b$ или $c$ равен нулю или оба коэффициента равны нулю, то квадратное уравнение называется неполным. Например, $5x^2 – 2x = 0$.

    Решение неполных квадратных уравнений

    Неполное квадратное уравнение имеет вид $ax^2 + bx = 0$, если $a$≠0$; $c$=0$. В левой части этого уравнения есть общий множитель $x$.

    1. Вынесем общий множитель $x$ за скобки.

    Мы получим $x (ax + b) = 0$. Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю. Поэтому получаем $x = 0$ или $ax + b =0$. Таким образом, данное уравнение эквивалентно двум уравнениям:

    2. Решаем получившиеся уравнения каждое отдельно.

    Вынесем х как общий множитель за скобки:

    Приравняем каждый множитель к нулю и найдем корни уравнения.

    $x = 0$ или $4х — 5 = 0$

    $х_1 = 0 х_2 = 1,25$

    Ответ: $х_1 = 0; х_2 = 1,25$

    Неполное квадратное уравнение вида $ax^2 + c = 0, a≠0, b=0$

    Для решения данного неполного квадратного уравнения выразим $x^2$.

    При решении последнего уравнения возможны два случая:

    2. $D = 0$. В данном случае решение даёт два двукратных корня:

    Извлечем кубический корень из обеих частей

    Соберем известные слагаемые в правой части

    Дробно рациональные уравнения

    Рациональное уравнение, в котором левая или правая части являются дробными выражениями, называется дробным.

    Чтобы решить дробное уравнение, необходимо:

    1. найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
    2. умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
    3. решить получившееся целое уравнение;
    4. исключить из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель.

    1. находим значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ)

    2. находим общий знаменатель дробей и умножаем на него обе части уравнения

    $4x · x + 1 · x — / = 0$

    3. решаем полученное уравнение

    Решим вторым устным способом, т.к. $а + с = b$

    Тогда $х_1 = — 1, х_2 = /$

    4. исключаем те корни, при которых общий знаменатель равен нулю В первом пункте получилось, что при $x = 0$ уравнение не имеет смысл, среди корней уравнения нуля нет, значит, оба корня нам подходят.

    Ответ: $х_1 = — 1, х_2 = /$

    При решении уравнения с двумя дробями можно использовать основное свойство пропорции.

    Находим значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ)

    Воспользуемся основным свойством пропорции

    Раскроем скобки и соберем все слагаемые в левой части уравнения

    Решим данное квадратное уравнение первым устным способом, т.к.

    В первом пункте получилось, что при $x = 0$ уравнение не имеет смысл, среди корней уравнения нуля нет, значит, оба корня нам подходят.

    📽️ Видео

    Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

    Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 класс

    Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

    Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

    Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

    Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

    Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать

    Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | Математика

    ОГЭ математика. Задача 9. Решаем квадратное уравнение методом разложения на множителиСкачать

    ОГЭ математика. Задача 9. Решаем квадратное уравнение методом разложения на множители

    Решение квадратных неравенств методом интервалов. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных неравенств методом интервалов. 8 класс.

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

    Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетиторСкачать

    Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетитор
    Поделиться или сохранить к себе: