Название: Нестандартные методы решения уравнений и неравенств Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа Добавлен 16:25:18 01 января 2011 Похожие работы Просмотров: 1501 Комментариев: 23 Оценило: 5 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||
|
|
Т.к. 3 — период функции , то , тогда уравнение (7) примет вид , рассмотрим два случая.
1) пусть , т.е. , тогда уравнение примет вид:
, значит и значит,
2) пусть то , тогда уравнение примет вид:
; итак ,
т.е. , .
Ответ: .
Функция f (x) называется четной, если для любого выполняются равенства:
1) ,
График четной функции на всей области определения симметричен относительно оси OY. Примерами четных функций могут служить y = cos x, y = |x|, y = x 2 + |x|
График четной функции
Функция f (x) называется нечетной, если для любого выполняются равенства:
1) ,
Иными словами функция называется нечетной, если ее график на всей области определения симметричен относительно начала координат. Примерами нечетных функций являются y = sin x, y = x 3 .
График нечетной функции
Не следует думать, что любая функция является либо четной, либо нечетной. Так, функция не является ни четной, ни нечетной, так как ее область определения несимметрична относительно начала координат. Область определения функции y = x 3 + 1 охватывает всю числовую ось и поэтому симметрична относительно начала координат, однако f (–1) ≠ f (1). А это значит, что функция не является ни четной, ни нечетной, т. е. является функцией общего вида (ФОВ).
Если область определения функции симметрична относительно начала координат, то эту функцию можно представить в виде суммы четной и нечетной функций.
Таковой суммой является функция
Первое слагаемое является четной функцией, второе – нечетной.
Сравнительная иллюстрация функций разной четности изображена на рисунке 6
|
Рисунок 6 http://mathematics.ru/courses/function/design/images/buttonModel_h.gif
Исследование функций на четность облегчается следующими утверждениями.
· Сумма четных (нечетных) функций является четной (нечетной) функцией.
· Произведение двух четных или двух нечетных функций является четной функцией.
· Произведение четной и нечетной функции является нечетной функцией.
· Если функция f четна (нечетна), то и функция 1/f четна (нечетна).
Пример 2.4.1 Может ли при каком-нибудь значении а уравнение
2x 8 – 3аx 6 + 4x 4 – аx 2 = 5
Решение. Обозначим f(x) = 2х 8 – 3ах 6 + 4х 4 – ах 2 . f(x) – функция четная, поэтому, если x0 – корень данного уравнения, то -x0 – тоже. x = 0 не является корнем данного уравнения (0 ≠ 5). Следовательно, число корней у этого уравнения при любом действительном а четно, поэтому 5 корней оно иметь не может.
Область определения функции — это множество всех допустимых действительных значений аргумента x (переменной x), при которых функция определена. Область определения иногда еще называют областью допустимых значений функции (ОДЗ). Для нахождения ОДЗ функции нужно проанализировать данное соответствие и установить встречающиеся запретные операции (деление на нуль, возведение в рациональную степень отрицательного числа, логарифмические операции над отрицательными числами и т. п.).
Иногда знание ОДЗ позволяет доказать, что уравнение (или неравенство) не имеет решений, а иногда позволяет найти решения уравнения (или неравенства) непосредственной подстановкой чисел из ОДЗ.
Пример 2.5.1 Решите уравнение
. (8)
Решение. ОДЗ этого уравнения состоит из всех х, одновременно удовлетворяющих условиям и , т. е. ОДЗ есть пустое множество. Этим решение уравнения и завершается, так как установлено, что ни одно число не может являться решением, т. е. что уравнение не имеет корней.
Пример 2.5.2 Решите уравнение
. (9)
Решение. ОДЗ этого уравнения состоит из всех x, одновременно удовлетворяющих условиям , , , т. е. ОДЗ есть . Подставляя эти значения х в уравнение (9), получаем, что его левая и правая части равны 0, а это означает, что все , являются его решениями.
Ответ:
Пример 2.5.3 Решите неравенство
. (10)
Решение. ОДЗ неравенства (10) есть все х, удовлетворяющие условию . Ясно, что х = 1 не является решением неравенства (10). Для х из промежутка имеем , а . Следовательно, все х из промежутка являются решениями неравенства (10).
Ответ: .
Пример 2.5.4 [26] Решите неравенство
. (11)
Решение. ОДЗ неравенства (11) есть все х из промежутка . Разобьем это множество на два промежутка и .
Для х из промежутка имеем , . Следовательно, на этом промежутке, и поэтому неравенство (11) не имеет решений на этом промежутке.
Пусть х принадлежит промежутку , тогда и . Следовательно, для таких х, и, значит, на этом промежутке неравенство (11) также не имеет решений.
Итак, неравенство (11) решений не имеет.
Существуют и другие нестандартные методы решения уравнений и неравенств, помимо использования свойств функции. Данная глава посвящена дополнительным методам решения.
Иногда решение алгебраического уравнения существенно облегчается, если умножить обе его части на некоторую функцию — многочлен от неизвестной. При этом надо помнить, что возможно появление лишних корней — корней многочлена, на который умножали уравнение. Поэтому надо либо умножать на многочлен, не имеющий корней, и получать равносильное уравнение, либо умножать на многочлен, имеющий корни, и тогда каждый из таких корней надо обязательно подставить в исходное уравнение и установить, является ли это число его корнем.
Пример 3.1.1 Решите уравнение
. (1)
Решение. Умножив обе части уравнения на многочлен , не имеющий корней, получим уравнение
, (2)
равносильное уравнению (1). Уравнение (2) можно записать в виде
. (3)
Ясно, что уравнение (3) не имеет действительных корней, поэтому и уравнение (1) их не имеет.
Пример 3.1.2 [19]Решите уравнение
. (4)
Решение. Умножив обе части этого уравнения на многочлен , получим уравнение
, (5)
являющееся следствием уравнения (4), так как уравнение (5) имеет корень , не являющийся корнем уравнения (4).
Уравнение (5) есть симметрическое уравнение четвертой степени. Поскольку не является корнем уравнения (5), то, разделив обе его части на и перегруппировав его члены, получим уравнение
(6)
равносильное уравнению (5). Обозначив , перепишем равнение (6) в виде
. (7)
Уравнение (7) имеет два корня: и . Поэтому уравнение (6) равносильно совокупности уравнений
и .
Решив каждое из этих уравнений, найдем четыре корня уравнения (6), а тем самым и уравнения (5):
, , ,
Так как корень является посторонним для уравнения (4), то отсюда получаем, что уравнение (4) имеет три корня: x1 , x2 , x3 .
Ответ:
Иногда внешний вид уравнения подсказывает, какое число является корнем уравнения.
Пример 3.2.1 Решите уравнение
. (8)
Решение. Перепишем уравнение (8) в виде:
. (9)
Из внешнего вида этого уравнения очевидно, что х = 12 есть его корень. Для нахождения остальных корней преобразуем многочлен
Так как многочлен не имеет корней, то исходное уравнение имеет единственный корень х = 12.
Пример 3.2.2. Решите уравнение
(10)
Решение. Легко заметить, что и являются решениями этого уравнения. После раскрытия скобок это уравнение перепишется как квадратное. А это означает, что оно может иметь не более двух корней. Так как два корня этого уравнения найдены, то тем самым оно и решено.
Ответ:
Иногда внешний вид уравнения — некоторая его симметричность — подсказывает способ решения уравнения.
Пример 3.3.1Решите уравнение
. (11)
Решение. Очевидно, что внешний вид уравнения подсказывает, что один из корней уравнения (11) есть . Однако найти остальные корни этого уравнения здесь не так просто. Перепишем уравнение (11) в несколько ином виде.
Поскольку справедливы тождественные равенства
,
то уравнение (11) можно переписать так:
. (12)
Теперь очевидно, что если ― корень уравнения (12), то также корень уравнения (12), поскольку
. (13)
Покажем, что если , есть корень уравнения (11), то также есть корень этого уравнения.
Действительно, так как
то отсюда и вытекает это утверждение.
Итак, если , ― корень уравнения (11), то оно имеет еще корни
, , , ,
т. е. уравнение (11) имеет корни
, , , , , .
Поскольку уравнение (11) есть алгебраическое уравнение шестой степени, то оно имеет не более шести корней. Таким образом, мы нашли все корни уравнения (11).
Ответ:
Иногда решения уравнения можно найти, исследуя его на разных числовых промежутках.
Пример 3.4.1 Решите уравнение
. (14)
Решение. Перепишем уравнение в виде или, используя формулу разности
, (15)
. (16)
Отсюда видно, что один из корней данного уравнения есть . Докажем, что уравнение
(17)
решений не имеет.
Разобьем числовую ось на промежутки
Для любого x из промежутка имеем, что левая часть уравнения (17) положительна, поэтому на этом промежутке уравнение решений не имеет.
,
то для любого х из промежутка этот многочлен положителен. Это означает, что на промежутке уравнение (17) также не имеет решений.
,
то для любого x из промежутка этот многочлен положителен. Следовательно, и на промежутке уравнение (17) не имеет решений.
Итак, данное уравнение (17) имеет единственное решение .
В процессе исследования цель курсовой работы достигнута, полностью решены поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы:
1.Приведены сведения о давности постановки перед человеком задачи решения уравнений и неравенств.
2.Приведены и рассмотрены на примере методы решения уравнений и неравенств, основанные на использовании свойств функции.
3.Рассмотрены и опробованы дополнительные нестандартные методы решения уравнений и неравенств.
Продолжение исследования может заключаться в изученииприменения свойств синуса и косинуса, применении производной, использовании числовых неравенств, использовании графиков и других нестандартных способов решения уравнений и неравенств.
1. Абылкасымова А. Е. «Алгебра 10 класс», Мектеп, 2006 г.
2. Алилов М. А., Колягин Ю. М. и др. «Алгебра и начала анализа». Пробный учебник для 10-11 кл. средней школы. М.: «Просвещение», 2002 г.
3. Болтянский В. Г., Сидоров Ю. В., Шабунин М. И. «Лекции и задачи по элементарной математике», М.: Изд. «Наука», 1974 г.
4. Газета «Математика» №20, 2008 г.
5. Голубев В. И. «Решение сложных и нестандартных задач по математике», 1995 г.
6. Горштейн П. И. «Задачи с параметрами», М. «Илекса», 1999 г.
7. Гусев В. А., Мордович А. Г. «Математика. Справочные материалы» Книга для учащихся М.: «Просвещение», 1990 г.
8. Далингер В. А. «Нестандартные уравнения и методы их решения», Омск, 1995 г.
9. Жафяров А. Ж. «Профильное обучение старшеклассников», 2001 г.
10. Журнал «Математика в школе», 1999-2007 г.
11. Ивлев Б. М., Абрамов А. М., Дудницын Ю. П., Швардцбурд С. И. «Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа», М: «Просвещение», 1990 г.
12. Ковалева Г. И., Конкина Е. В. «Функциональный метод решения уравнений и неравенств», 2008 г.
13. Кравцев С. В. «Методы решения задач по алгебре», М. «Оникс», 2001г.
14. Кулагин Е. Д. «300 конкурсных задач по математике», 2003 г.
15. Кушнир А. И. «Математическая энциклопедия», Киев «Астарта», 1995 г.
16. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. «Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия», 1991 г.
17. Мордкович А. Г. «Алгебра и начала анализа», М.: Высшая школа, 1995 г.
18. Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. «Нестандартные методы решения», 1992 г.
19. Письменский Д. Т. «Математика для старшеклассников». Издательство, «Айрис». М., 1996 г.
20. Постникова, С. Я. «Уравнения с параметрами на факультативных занятиях», 2002 г.
21. Потапов М. К. «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения» М. «Дрофа», 2002 г.
22. С. А. Барвенов «Методы решения алгебраических уравнений», М. «Аверсэв», 2006 г.
23. Сканави М. И. «Сборник задач для поступающих в ВУЗы», М. «Высшая школа», 1988г.
24. Супрун В. П. «Нестандартные методы решения задач по математике» Минск «Полымя», 2000 г.
25. Теляковский С. Л. «Алгебра». Учебник для 9 кл. общественных учреждений. М.: «Просвещение», 1995 г.
26. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. «Как научиться решать задачи» Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: «Просвещение», 1987 г.
27. Шабунин. М. И. «Пособие по математике для поступающих в вузы», 2005г.
28. Шыныбеков А. Н. «Алгебра 10 класс», Атамура, 2006 г.
Задачи для самостоятельного решения:
1. Докажите, что следующее уравнение не имеет решений:
a. .
b. .
c. .
d. .
e.
2. Решите уравнение:
a.
b. .
c. .
d. .
e. .
f. .
g.
Ответ:.
h. .
Ответ:
3. Решите неравенство:
a. .
Ответ:.
b. .
Ответ:.
c. .
Ответ:.
d. .
Ответ:.
e. .
Ответ:
- Творческие проекты и работы учащихся
- Подробнее о проекте:
- Оглавление
- Введение
- Основные понятия теории уравнений и неравенств
- Методы решения уравнений и неравенств
- Метод разложения на множители
- Метод замены переменной
- Метод решения уравнений с помощью теоремы Виета
- Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств. Метод рационализации
- Учёт ОДЗ
- Метод мажорант (оценки)
- Использование графиков
- Угадывание корня уравнения
- Разработка интерактивного тренажера «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»
- Презентация по алгебре на тему «Некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств» (9-11 класс))
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- 💡 Видео
Видео:Нестандартные методы решения уравнений, неравенств, систем. (часть 1).Скачать
Творческие проекты и работы учащихся
В процессе работы над индивидуальным проектом по математике «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» ученицей 10 класса школы была поставлена и реализована цель изучить новые методы решения уравнений и неравенств. Каждый из методов был описан и продемонстрирован отдельно.
Подробнее о проекте:
В готовом творческом и исследовательском проекте по математике «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» учащейся приведены характеристики таких методов решения уравнений, как метод разложения на множители, метод замены переменной, метод решения уравнений с помощью теоремы Виета и метод интервалов, а также продемонстрированы нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств, метод рационализации, учёт ОДЗ и метод мажорант.
Оглавление
Введение
1. Теория уравнений и неравенств.
1.1 Основные понятия теории уравнений и неравенств.
1.2 Методы решения уравнений и неравенств.
1.2.1 Метод разложения на множители.
1.2.2 Метод замены переменной.
1.2.3 Метод решения уравнений с помощью теоремы Виета.
1.2.4 Метод интервалов.
2. Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств.
2.1 Метод рационализации.
2.2 Учёт ОДЗ.
2.3 Метод мажорант (оценки).
2.4 Использование свойств функций.
2.4.1 Использование ОДЗ.
2.4.2 Использование монотонности функции.
2.4.3 Использование графиков.
2.5 Некоторые искусственные способы решения алгебраических уравнений.
2.5.1 Угадывание корня уравнения.
3. Разработка интерактивного тренажера «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
3.1 Анализ и характеристика сетевого сервиса, с помощью которого будет создаваться продукт.
3.2 Создание контента тренажёра.
3.3 Описание созданного продукта.
3.4 Апробация продукта.
Заключение
Список литературы
Введение
Объектом исследования являются уравнения и неравенства.
Предмет исследования: некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств.
В начале работы над проектом была сформулирована гипотеза: благодаря новым методам решения уравнений и неравенств, удастся сократить количество шагов решения в алгоритме и снизить вероятность допущения ошибки. Исходя из этого вывода, была поставлена цель проекта: изучить новые методы решения уравнений и неравенств.
Продуктом проекта были выбраны дидактические материалы с алгоритмом решения уравнений и неравенств новыми методами и тренажёры для отработки заданий подобного типа. Для продуктивного и удобного использования тренажера необходимо установить критерии оценки продукта проекта:понятный и удобный интерфейс, наличие мобильной версии, возможность использования русского языка, возможность бесплатного использования ресурсов сетевого сервиса при создании и дальнейшем использовании тренажера, тиражируемость (возможность быстрого распространения (с помощью ссылок, QR-кодов и т.п.) и использования).
В процессе создания проекта были сформулированы некоторые задачи:
- Изучить всевозможные источники информации по данной теме, структурировать собранную информацию
- Провести опрос
- Разработать алгоритмы решения уравнений и неравенств определенным (нестандартным) способом
- Анализ имеющихся тренажёров, подобрать задания, решаемые нестандартным способом, решить их
- Создать тренажёр
- Апробировать продукт
- Провести опрос об эффективности продукта
- Собрать статистику
- Распространить продукт
Методы исследования, используемые при работе над проектом: анализ, обобщение, синтез, классификация, систематизация, сравнение, прототипирование.
Научная новизна: разработаны уникальные дидактические материалы
Теоретическая значимость: расширение представления о некоторых методах решения уравнений и неравенств.
Практическая значимость: продукт проекта может быть использован учениками при подготовке к ЕГЭ, а также учителями математики.
Социальная значимость: проект может помочь ученикам 9-11 классов при подготовке к экзамену.
Видео:Нестандартные способы решения уравнений, неравенств, систем в 10-11 классахСкачать
Основные понятия теории уравнений и неравенств
Уравнение – равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти.
Корень (решение) уравнения – это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.
Решить уравнение — найти его корни или доказать, что корней нет.
Неравенство – два числа или математических выражения, соединенных одним из знаков: , ≤, ≥.
Основные свойства уравнений:
- Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
- Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Решение неравенства – то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.
Решить неравенство – найти все его решения или установить, что их нет.
Видео:Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать
Методы решения уравнений и неравенств
Теперь, после перечисления основных понятий, следует вспомнить известные нам из школьной программы способы решения уравнений и неравенств.
Видео:Система уравнений VS Система неравенств. ОГЭ по математике №9, 13| Математика TutorOnlineСкачать
Метод разложения на множители
Для разложения на множители используют формулы сокращённого умножения (ФСУ), вынесение общего множителя за скобку, способ группировки, деление многочлена на многочлен.
Суть данного метода в том, чтобы путем равносильных преобразований представить левую часть исходного уравнения, содержащую неизвестную величину в какой-либо степени, в виде произведения двух выражений, содержащих неизвестную величину в меньшей степени. При этом справа от знака равенства должен оказаться ноль.
Видео:Нестандартные методы решения уравнений, неравенств, систем (часть 3).Скачать
Метод замены переменной
Цель данного метода в том, чтобы удачным образом заменить сложное выражение, содержащее неизвестную величину, новой переменной, в результате чего уравнение принимает более простой вид. Далее полученное уравнение решается относительно новой переменной, после чего происходит возврат к исходной переменной.
Видео:Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать
Метод решения уравнений с помощью теоремы Виета
Важно. Не ко всем квадратным уравнениям имеет смысл использовать эту теорему. Применять теорему Виета имеет смысл только к приведённым квадратным уравнениям.
Приведенное квадратное уравнение – это уравнение, в котором старший коэффициент «a = 1». В общем виде приведенное квадратное уравнение выглядит следующим образом: х2 + px + q = 0. разница с обычным общим видом квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 в том, что в приведённом уравнении x2 + px + q = 0 коэффициент а = 1.
Теорема Виета для приведённых квадратных уравнений «x2 + px + q = 0» гласит что справедливо следующее:
x1 · x2 = q, где x1 и x2 — корни этого уравнения.
Видео:Решение неравенства методом интерваловСкачать
Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств. Метод рационализации
Приведем алгоритм решения уравнений и неравенств методом рационализации:
- Нахождение ОДЗ уравнения/неравенства
- Привести данное неравенство к стандартному виду: слева дробь (или произведение), справа – ноль.
- Заменить выражения левой части на более простые, эквивалентные им по знаку.
- Решить полученное неравенство, например, методом интервалов.
Учёт ОДЗ
Иногда знание ОДЗ позволяет доказать, что уравнение (или неравенство) не имеет решений, а иногда позволяет найти решение уравнения (или неравенства) непосредственно подстановкой чисел из ОДЗ.
- Найти ОДЗ уравнения/неравенства.
- Подставить значение ОДЗ в исходное уравнение/неравенство, чтобы проверить, является ли оно корнем.
Видео:Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать
Метод мажорант (оценки)
Метод мажорант также называют методом оценки левой и правой частей, входящих в уравнения и неравенства.
Мажорантой данной функции f(х) на множестве Р, называется такое число М, что либо f(х) ≤ М для всех х ϵ Р, либо f(х) ≥ М для всех х ϵ Р.
Мажоранты многих элементарных функции известны. Их нетрудно указать, зная область значений функции.
- Определить монотонность и область определения функции (ООФ).
- Методом подбора найти корень уравнения/неравенства.
- Исходя из монотонности функции делаем вывод о количестве корней.
Видео:решение УРАВНЕНИЙ решение НЕРАВЕНСТВ 10 11 классСкачать
Использование графиков
При решении уравнений и неравенств иногда полезно рассмотреть эскиз графиков их правой и левой частей. Тогда этот эскиз графиков поможет выяснить, на какие множества надо разбить числовую ось, чтобы на каждом из них решение уравнения (или неравенства) было очевидно.
Обратим внимание, что эскиз графика лишь помогает найти решение, но писать, что из графика следует ответ, нельзя, ответ ещё надо обосновать.
- Определить ОДЗ уравнения/неравенства.
- Представить левую и правую части уравнения/неравенства как функции и построить их графики.
- По графику определить решение уравнения/неравенства.
- Доказать справедливость ответа.
Видео:Вебинар по математике Нестандартные методы решения уравнений и неравенствСкачать
Угадывание корня уравнения
Иногда внешний вид уравнения подсказывает, какое число является корнем уравнения.
- Методом подбора определить корень уравнения.
- Найти ОДЗ уравнения.
- Привести многочлен к стандартному виду.
- Определить остальные корни уравнения.
Видео:Нестандартные методы решения уравнений, неравенств, систем (часть 6).Скачать
Разработка интерактивного тренажера «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»
В качестве продукта проекта был выбран интерактивный тренажер, который позволит практиковаться в решении уравнений и неравенств с помощью новых, нестандартных методов решения. Размещение тренажера на сетевой платформе позволит сделать данный продукт доступным для всех, кто хочет разобраться в этой теме.
Анализ и характеристика сетевого сервиса, с помощью которого будет создаваться продукт
При создании продукта были проанализированы следующие сетевые сервисы:
Платформы были проанализированы по критериям:
- Понятный и удобный интерфейс сайта
- Возможность составления разнотипных заданий, для создания интересного и разнообразного контента
- Наличие мобильной версии
- Возможность использования русского языка
- Возможность бесплатного использования ресурсов сетевого сервиса при создании и дальнейшем использовании тренажера
- Доступность (возможность быстрого распространения (с помощью ссылок, QR-кодов и т.п.) и использования)
- В данной таблице приведены результаты оценки сетевых сервисов по выбранным критериям:
Видео:Нестандартные методы решения уравнений, неравенств, систем. (часть 7).Скачать
Презентация по алгебре на тему «Некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств» (9-11 класс))
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств
Работа ученицы 10Т класса школы №186 Твороговой Алины
Введение
Данная презентация является продуктом индивидуального проекта «Некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств». С её помощью ученики, студенты, учителя, или просто интересующиеся смогут узнать новые способы решения уравнений и неравенств, изучить алгоритмы выполнения заданий данного типа, а также практиковаться в изученной теме.
Метод рационализации
Что это?
Метод рационализации — это способ решения уравнений и неравенств, позволяющий в определённых случаях упростить выражение и свести его к рациональному с помощью основных формул рационализации.
Данный метод в последнее время становится всё более популярным, поскольку помогает существенно упростить решение неравенств, которые встречаются во второй части профильного ЕГЭ по математике.
Основные формулы метода рационализации
Метод рационализации
Алгоритм решения:
Найти ОДЗ уравнения/неравенства
Привести данное уравнение/неравенство к стандартному виду
Упростить уравнение/неравенство, используя основные формулы метода рационализации
Решить полученное неравенство/уравнение
Записать ответ
Пример 1
Решите неравенство 𝒍𝒐𝒈 𝒙 𝟐−𝒙 𝟒 0, 𝑥≠1, 𝑥≠2
2. Приведем логарифмы к одному основанию
log 𝑥 2−𝑥 4 0 (т.к. 𝑥 ) и 2−𝑥 −𝑥=(𝑎−𝑏)(𝑎+𝑏)
4. Продолжаем упрощение с помощью формул рационализации
Формула: 𝑛 𝑓 − 𝑛 𝑔 =𝑓−𝑔
(𝑥−1)(2−𝑥−𝑥)(2−𝑥+𝑥) 1
7. Используем метод интервалов с учетом ОДЗ
Отсюда x∈(0;1)∪(1;2) ∪ (2; +∞)
Ответ: 𝑥∈(0;1)∪(1;2) ∪ (2; +∞).
Пример 2
Решите неравенство 𝒍𝒐𝒈 𝒙−𝟐 ( 𝒙 𝟐 −𝟏)≤𝟐
1. Определим ОДЗ неравенства
2. Приведем логарифмы к одному основанию
ОДЗ: 𝑥 >1, 𝑥≠2, 𝑥≠3
log 𝑥−2 𝑥 2 −1 − log 𝑥−2 𝑥−2 2 ≤0
3. Упростим выражение с помощью основных формул метода рационализации
Формула: log 𝑛 𝑓 − log 𝑛 𝑔 =(𝑛−1)(𝑓−𝑔)
𝑥−2 −1 𝑥 2 −1− 𝑥 2 +4𝑥−4 ≤0
Формула: 𝑝(𝑥) − 𝑓 𝑥 =(𝑝 𝑥 −𝑞(𝑥))(𝑝 𝑥 +𝑞(𝑥))
(𝑥−2−1)(𝑥−2+1)(4𝑥−5)≤0,
(𝑥−3)(𝑥−1)(4𝑥−5)≤0
4. Решим полученные неравенства
𝑥−3≤0 𝑥−1≤0 4𝑥−5≤0
𝑥≤3 𝑥≤1 𝑥≤ 5 4
Какой первый шаг?
Пример 2
Решите неравенство 𝒍𝒐𝒈 𝒙−𝟐 ( 𝒙 𝟐 −𝟏)≤𝟐
5. Используем метод интервалов с учетом ОДЗ
Отсюда получаем подходящие промежутки:
𝑥∈ −∞;1 ∪ 1,25;2 ∪ 2;3
Ответ: 𝑥∈ −∞;1 ∪ 1,25;2 ∪ 2;3
1. Найдем ОДЗ неравенства
2. Приведем неравенство к стандартному виду
Попробуй самостоятельно записать ОДЗ в тетради!
𝑙𝑜𝑔 𝑥 2 3−𝑥 − 𝑙𝑜𝑔 𝑥+2 3−𝑥 ≤0
3. Воспользуемся формулой рационализации
Какую формулу лучше использовать?
𝑥 2 −1 𝑥+2−1 3−𝑥−1 (𝑥+2− 𝑥 2 )≤0
𝑥 2 −1 𝑥+1 2−𝑥 (𝑥+2− 𝑥 2 )≤0
Проверь себя: ОДЗ 𝑥≠±1, 𝑥≠0, −2 0, 𝑥−3>0
𝑥 3
𝑥∈∅
Получается, что 𝑥 принадлежит пустому
множеству, а значит уравнение не имеет
решений
Ответ: нет решений.
Пример 2
Решите неравенство 𝟒 𝟏− 𝒙 𝟐 + 𝟔 𝒙 𝟒 −𝟏 0, 𝑥+3>0, 𝑥+3≠1, (𝑥−3) 2 ≠0
2. Решим систему неравенств
Воспользуйся методом интервалов!
𝑥>−3, 𝑥 −3, 𝑥≠−2, 𝑥≠3
Получаем, что левая часть неравенства имеет смысл при x=-3 и x=-2.
2. Решим систему неравенств
Значит 𝑥−3 =3−𝑥 при всех допустимых значениях 𝑥.
Поэтому
log 𝑥+3 3−𝑥 + log 𝑥+3 (3+𝑥)− 1 4 log 2 𝑥+3 (3−𝑥)≥2
log 𝑥+3 3−𝑥 +1− 1 4 log 2 𝑥+3 (3−𝑥)≥2
3. Воспользуемся методом замены и решим неравенство
𝑥=−1
Использование монотонности функции
Что это?
Использование монотонности функции – это способ решения уравнений и неравенств, позволяющий определить количество корней исходя из характера монотонности функции.
Использование монотонности функции
Алгоритм решения:
Определить монотонность и область определения функции (ООФ)
Методом подбора найти корень уравнения/неравенства
Исходя из монотонности функции делаем вывод о количестве корней
Записать ответ
Использование монотонности функции
Основные утверждения
Если функция 𝑦=𝑓(𝑥) монотонна, то уравнение 𝑓 𝑥 =𝐴 (где А – любое действительное число) имеет не более одного корня.
Если функция 𝑦=𝑓(𝑥) монотонно возрастает, а функция 𝑦=𝑔(𝑥) монотонно убывает, то уравнение 𝑓 𝑥 =𝑔(𝑥) имеет не более одного корня.
С помощью утверждений 1 и 2 можно обосновать единственность решения уравнения в тех случаях, когда решить его стандартными способами не представляется возможным, но при этом удается подобрать корень уравнения, который, как правило, является целым числом.
Пример 1
Решите неравенство 𝟐 𝒙 ≥𝟔−𝒙
1. Представим левую и правую части неравенства в виде функций и определим их ООФ и монотонность
ООФ: 𝑥∈𝑅.
Функции: 𝑦= 2 𝑥 −возрастает, а 𝑦=6−𝑥−убывает
2. Методом подбора определим корень x, при котором обе части неравенства равны
При 𝑥=2:
2 2 ≥6−2
4=4
Значит, неравенство 2 𝑥 ≥6−𝑥
имеет решение при 𝑥>2
Ответ: 𝑥>2
1. Для удобного решения воспользуемся методом замены
Пусть log 4 𝑥 =𝑡. Тогда 𝑥= 4 𝑡 и 𝑥 = 2 𝑡 .
Получаем:
log 3 5+ 2 𝑡 =𝑡 ,
3 𝑡 =5+ 2 𝑡 .
2. Представим левую и правую части уравнения в виде функций и определим их монотонность и ООФ
𝑦= 3 𝑡 и 𝑦=5+ 2 𝑡 −
возрастающие функции
ООФ: 𝑥∈𝑅
3. Методом подбора найдём корень уравнения
При 𝑡=2:
3 2 =5+ 2 2
9=9
4. Разделим обе части уравнения на 2 𝑡 и снова определим монотонность полученных функций и ООФ
3 2 𝑡 =1+5∗ 1 2 𝑡
Подсказка:
𝑦= 3 2 𝑡 −возрастает основание 3 2 >1 , а
𝑦=1+5∗ 1 2 𝑡 −убывает основание 1 2 0 , 5−𝑥>0 → −1 1→ ƒ(х)≤1 0
Попробуй самостоятельно решить систему неравенств и определить ОДЗ уравнения!
Подсказка: ОДЗ = 𝑥>1
3. Найдём остальные корни уравнения
Так как функции 𝑦= 8 𝑥−1 и 𝑦= 4 𝑥 3 +8 – возрастающие,
то функция 𝑦= 8 𝑥−1 + 4 𝑥 3 +8 тоже монотонно возрастает.
Правая часть уравнения – константа, значит уравнение имеет
единственный корень – 𝑥=2.
Краткое описание документа:
Данная презентация является продуктом исследовательского проекта «Некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств». С её помощью ученики старших классов, а также студенты и учителя, смогут изучить новые методы решения заданий данного типа.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 930 человек из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 687 человек из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 304 человека из 68 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Видео:Нестандартные методы решения уравнений, неравенств, систем (часть 2).Скачать
Дистанционные курсы для педагогов
«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 594 248 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
- 09.05.2021
- 101
- 5
- 09.05.2021
- 680
- 175
- 09.05.2021
- 130
- 2
- 09.05.2021
- 149
- 2
- 09.05.2021
- 87
- 2
- 08.05.2021
- 106
- 2
- 08.05.2021
- 115
- 6
- 08.05.2021
- 86
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 09.05.2021 200
- PPTX 1.4 мбайт
- 6 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Творогова Алина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 9 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 515
- Всего материалов: 2
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Видео:Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
💡 Видео
Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать
Нестандартные методы решения уравнений, неравенств, систем (часть 5).Скачать
Нестандартные методы решения уравнений, неравенств, систем (часть 4).Скачать
Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Алгебра 9. Урок 7 - Неравенства. Метод интервалов - основные фактыСкачать
Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать