Действие кислот на индикаторы
Для определения реакции среды используют индикаторы лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Как индикаторы реагируют на кислую среду? Приготовим пробирки с раствором соляной кислоты. Лакмус и метилоранж в кислой среде изменяют цвет – растворы становятся соответственно красным и розовым. Фенолфталеин в кислой среде остается бесцветным .
НС I Н + + С I —
Оборудование: пробирки, держатель для пробирок.
Следует соблюдать правила работы с кислотами.
Постановка опыта – Елена Махиненко , текст – Павел Беспалов.
Видео:Действие кислот на индикаторыСкачать
Урок химии по теме «Кислоты. Действие кислот на индикаторы. Взаимодействие кислот с металлами»
Разделы: Химия
- продолжить формирование спец. умений (выделять существенные признаки реакций) и навыков (в написании уравнений реакций);
- обеспечить усвоение учащихся понятия «кислота» как частного случая вещества.
- Развивать логическое мышление;
- Развивать умение проводить сравнение, сопоставление, вести наблюдения;
- Развивать умение выявлять причинно-следственные связи в химических процессах, делать выводы, обобщения;
- Развивать речь учащихся;
- Развивать любознательность и интерес к учению.
- Продолжать формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения через живое созерцание к абстрактному мышлению и практике через познание отдельных фактов и закономерностей к обобщениям;
- Прививать навыки коллективного труда.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока: мультимедиа, индикаторы, пробирки, штатив для пробирок, лучина, химические стаканы, растворы кислот HCl, H2SO4, металлы: Fe, Cu.
Видео:Природные кислоты и щелочи. Индикаторы. 7 класс.Скачать
Ход урока
Формы организации познавательной деятельности | содержание |
I. Организация урока. Подготовка учащихся к работе | |
Беседа. Индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы уч-ся |
Письменная работа
1. Выявить качественный уровень выполнения д/з (осмысленность, прочность, осознанность.
2. Выявить типичные ошибки в знаниях учащихся, акцентировать на них внимание класса и показать пути их устранения.
3. Составить представление об уровне развития мышления.
Содержание этапа:
Общие
1. Как в лаборатории можно получить водород? (на уровне воспроизведения)
I-й уровень
Из данного перечня формул выбрать формулы оксидов:
1) Ca(OH)2
2) SO2
3) HCl
4) BaCl2
5) CaO
6) H2SO4
III-й уровень
Составьте уравнение реакций, в результате которых можно получить водород.
Mg + HCl=
H2+ PbO =
Ca + H2O =
Постановка проблемы
Актуализировать ведущие знания уч-ся, необходимые для адекватного включения в УПД.
Содержание этапа:
1) Состав кислот
2) Физические свойства соляной и серной кислот
3) Изменение окраски индикаторов в кислой среде
4) Взаимодействие кислот с металлами
5) Постановка проблемы
Дорогие ребята, вы любите фрукты,ягоды? (слайд №4)?
Какой вкус у фруктов? (слайд)
Как видите, здесь есть представители растений и животных. А что между ними общего? Лимон, яблоко, муравей?
Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?
Работа над словами «кислота», «индикаторы»,
Работа в парах
Постановка проблемы
Парная работа
МО.
Проблемно-поисковый.
Работа с учебником
Работа над терминами «валентность», «кислотный остаток».
Запись в тетрадь
Подберите однокоренные слова к слову кислота.
Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием.
Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?
Учащимся предлагается проверить изменение окраски индикаторов при действии кислот и щелочей. Л/р
Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды. Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.
Видео:Лабораторный опыт 3. Действие кислот на индикаторы | Курс химии | 7 классСкачать
Кислоты, их состав, действие на индикаторы
« Кислоты, их состав, действие на индикаторы. »
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их состав и принципы составления формул по соответствующим оксидам; уметь классифицировать кислоты по составу и называть их; уметь записывать общие способы получения кислот.
- Эксперимент(ы) к уроку (можно провести в виде минилабораторной работы ):
(до урока на дем. столе) 3 комплекта штативов с промаркированными пробирками,
в которых растворы различных кислот (HCl, H2SO4 , HNO3 , H3PO4) ,
(на уроке) из капельницы Шустера добавляем поочередно в каждый комплект
кислот индикаторы лакмус, фенолфталеин, метилоранж.
Постановка проблемы и актуализация знаний
Два урока мы говорили об оксидах, в частности, об оксидах неметаллов. Какой способ получения оксидов неметаллов вам известен?
Что происходит при растворении оксидов неметаллов (не всех) в воде?
Что значит «соответствующего»?
Как определяли образование кислоты при растворении оксида в воде?
Что означает понятие «индикатор»?
Можно получить, сжигая простые вещества неметаллы. Если сжигать неметаллы с избытком кислорода образуются высшие оксиды (в них неметаллы проявляют максимальную валентность).
Образуется кислота соответствующего оксида.
Валентности неметалла в оксиде и валентность этого же неметалла в кислоте равны.
Использовали индикатор лакмус, который в растворах кислот краснеет.
Индикатор должен что-то показывать, в данном случае изменением окраски показывает наличие кислоты.
(работа с учебником)
Проверим предположение по учебнику (стр.151, 2-ой абзац текста).
Существуют ли другие индикаторы?
Как с их помощью доказать наличие кислот в растворах?
1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Сформулируйте первую подтему, изучаемой сегодня темы.
( читают подтверждение) Все правильно.
Нужно знать, как они изменяют свой цвет.
Постановка проблемы и актуализация знаний
Познакомимся с некоторыми из них.
Обратите внимание, как изменяется цвет каждого индикатора в растворах различных кислот.
По маркировке пробирок видно, что состав кислот различен. Какой же элемент в составе кислот влияет на изменение окраски индикатора?
Какие правила нужно соблюдать при составлении формул кислот?
В растворе любой кислоты лакмус изменяет окраску с фиолетовой на красную; фенолфталеин остаётся бесцветным ; метилоранж становится красно-розовым.
В состав всех кислот входит водород, следовательно, его наличие вызывает изменение окраски индикаторов.
(учащиеся не высказывают предположений)
(работа с учебником)
На стр. 152 таблица с молекулярными формулами и названиями кислот. Какие закономерности в написании формул вы видите?
2-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Сформулируйте вторую подтему.
Водород в формулах кислот всегда стоит на первом месте. На втором ставится символ кислотообразующего неметалла, а затем – кислород, если он входит в состав кислоты.
Состав и молекулярные формулы кислот.
Постановка проблемы и актуализация знаний
Напишем небольшой химический диктант по составлению молекулярных формул кислот.
В состав кислоты входит:
1 атом водорода и 1 атом хлора;
1 – водорода, 1 – азота и 2 – кислорода;
1 атом серы и 2 атома водорода;
2 атома водорода, 4 – кислорода,1 – серы;
1 атом фтора и 1 атом водорода;
1 атом серы; 2 – водорода, 3 – кислорода;
3 атома кислорода, 1 – водорода, 1 – азота;
3 – водорода, 1 – фосфора, 4 – кислорода.
4 – водорода, 2 – фосфора, 7 – кислорода
Как, исходя из состава, можно классифицировать кислоты?
1-версия: По содержанию атомов одного и
того же неметалла.
2-версия: По содержанию атомов
3-версия: По содержанию атомов водорода.
(работа с учебником)
Сверим версии с текстом учебника ( стр. 151 4,5 абзацы и стр.152 1 абзац)
Более правильно : (в схему классификации) бескислородные и кислородсодержащие.
3-ю версию проверим по учебнику (стр. 156 2-ой абзац текста)
3-тья подтема (на доске) в план открытия нового знания
Третья часть темы урока …
Кислоты подразделяются на бескислородные и кислородные.
(записывают в схему классификацию по основности)
Классификация кислот (по наличию кислорода и по основности).
Предположите, как образуются названия кислот.
Попробуйте назвать кислоты : H2SO4 и H2SO3 , HNO3 и HNO2 .
По символу кислотообразующего металла, сера – серная, азот –азотная.
(учащиеся в замешательстве)
(работа с учебником)
Ответ на этот вопрос мы можем найти на стр. 152 (с 4 абзаца текста до конца параграфа).
4-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Как выглядит формулировка четвертой подтемы урока?
(читают текст и сравнивают названия по таблице на стр. 152)
Сформулируйте определение кислот.
Посмотрите внимательно, один или несколько атомов водорода в формулах кислот – неизменная часть состава кислот. А как может называться часть формул кислот, которая остается, если из формулы кислоты убрать атомы водорода?
Вернее – кислотный остаток.
Уточните формулировку определения.
Сформулируйте тему урока?
Кислоты – это сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и … (затруднение)
Кислоты – это сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и кислотный остаток.
Кислоты, их названия, состав, действие на индикаторы, получение.
Самостоятельное применение знаний
Запишите уравнения реакций образования кислот из оксидов и назовите их:
Что общего в формулах кислот
Назовите эти кислоты.
Объясните их образование (посредством уравнений реакций ).
Сходна ли с ними дифосфорная кислота? Какова ее молекулярная формула?
Запишите уравнение реакции ее получения.
Сравните эти реакции и на их примере
составьте (с объяснением) формулу дисерной кислоты.
Определите валентность хлора в кислотах:
Запомните валентность, связав их с названиями кислот, это поможет при составлении формул.
SO2 + H2O = H2 SO3 сернистая,
SO3 + H2O = H2 SO4 серная,
N2O5 + H2O = 2 H NO3 азотная,
N2O3 + H2O = 2 H NO2 азотистая,
P2O5 + 3 H2O = 2 H3PO4 фосфорная,
СO2 + H2O = H2 СO3 угольная.
Валентность фосфора равна V.
Ортофосфорная и метафосфорная.
P2O5 + H2O = 2 HPO3
P2O5 + 3 H2O = 2 H3PO4
Да, валентность фосфора равна V.
P2O5 + 2H2O = H4P2O7
H2S2O7 . Триоксид серы хорошо растворим в воде и если воды будет в недостатке, то вместо серной кислоты образуется дисерная кислота : 2SO3 + H2O = H2S2O7
Кислородсодержащие и бескислородные.
Кислородсодержащие — растворением в воде соответствующего оксида, бескислородные — растворением в воде водородных соединений неметаллов (галогеноводородов).
Индикаторы, т. к. они изменяют окраску в растворах кислот (лакмус – краснеет, м/о – становится красно-розовым, ф/ф – не изменяется) из-за наличия в составе кислот атомов водорода.
Домашнее задание: § 41 (стр. 151 – 153), вопросы после параграфа (№5 — письменно);
§42 (на стр. 156 2-ой абзац текста); из задачника стр.26 № 2, № 11
📹 Видео
Действие щелочей на индикаторыСкачать
Что такое ИНДИКАТОРЫ и как их ЗАПОМНИТЬ?Скачать
ИндикаторыСкачать
Опыты по химии. Действие растворов кислот на индикаторыСкачать
КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать
Действие кислот и щелочей на индикаторыСкачать
Действие кислот на индикаторыСкачать
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ НА ИНДИКАТОРЫ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИСкачать
Действие кислот на индикаторы. | Лабораторный опыт № 3.Скачать
Опыты по химии. Отношение кислот к металламСкачать
Химия.8 класс.Кислота+индикаторСкачать
Действие кислот на индикаторыСкачать
Свойства кислот: взаимодействие с индикаторами и металлами. Видеоурок по химии 8 классСкачать
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать
КИСЛОТЫ ХИМИЯ // Урок Химии 8 класс: Кислоты, Кислотный Остаток, Классы Неорганических СоединенийСкачать
Химия 11 класс. Индикаторы. Фенолфталеин, метилоранж, лакмусСкачать
Взаимодействие металлов с кислотами. 8 класс.Скачать