Разделы: Математика
Перед уроком были изучены темы “Уравнения с одной переменной”, “Целые рациональные уравнения и основные методы решения целых рациональных уравнений”, “Дробно-рациональные уравнения”, “Уравнения с модулем и параметрами”.
За две недели до обобщающего урока на стенде “Готовься к экзамену” было предложено:
- Прорешать из экзаменационного сборника задания второго раздела (№ 71–101).
- Вопросы по теоретическому материалу.
- Примерное оформление экзаменационного задания.
- Сроки индивидуальных и групповых консультаций.
Вопросы по теоретическому материалу
- Определение уравнения с одним неизменным.
- Корень уравнения.
- Что значит решить уравнение?
- Определение области допустимых значений.
- Когда два уравнения являются равносильными?
- Когда одно уравнение является следствием другого?
- Какие тождественные преобразования приводят к равносильным уравнениям?
- Особенность тождественного преобразования “деление на выражение, содержащее переменную”.
- Виды уравнений, их стандартный вид, алгоритм решения.
- Основные методы решения уравнений с одним неизвестным.
а) учебник А-9 под ред. Н.Я. Виленкина, глава X, с. 157–189;
б) конспекты.
№ 93(1)
№ 5.60(а)
Галицкий, с. 51
если D = 0, то x = –3 при a = –3, но x = –3 не удовлетворяет условию, так как (x – 4)(x + 3) 0;
Среди найденных значений может быть появление посторонних корней, так как уравнение x² + (3 – a)x – 3a = 0 следствие исходного уравнения.
Чтобы x2 = a являлся корнем x 2 – 4 0, a – 4 0, a 4
x 2 + 3 0, то есть a – 3 0, a –3
Ответ: при a 4, a –3 корнем уравнения является x = a.
Задания к уроку подобраны с учетом подготовленности учащихся данного класса.
- привести в систему знаний учащихся по теме;
- повторить теорию решения уравнений;
- выработать умение определить вид уравнения;
- выразить наиболее рациональный способ решения данного уравнения;
- формировать наблюдательность учащихся.
I. Организационный момент
Сообщение темы урока и его целей.
II. Повторение теории по решению уравнений
1. Что называется уравнением?
Ответ: Любое равенство вида некоторые функции называются уравнением с одной переменной (или с одной неизвестной).
2. Что называется корнем уравнения?
Ответ: Число a называется корнем (или решением) данного уравнения с одной переменной, если при подстановке числа a вместо x в обе части уравнения, получаем верное числовое неравенство, то есть при подстановке x = a обе части уравнения определены и их значения совпадают:
3. Что значит решить уравнение?
Ответ: Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать что их нет.
4. Как определяется область определения допустимых значений уравнения?
Ответ: ОДЗ называется пересечение множеств областей определения функций
5. Какие уравнения называются равносильными (эквивалентными)?
Ответ: Два уравнения называются равносильными, если все корни уравнения первого являются корнями второго и наоборот, все корни второго уравнения являются корнями первого.
6. А как определить уравнение следствие?
Ответ: Если все корни одного уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.
7. Какие тождественные преобразования приводят к равносильным уравнениям?
- к обеим частям уравнения прибавить любую функцию, которая определена при всех значениях из ОДЗ. Следствие. Члены уравнения можно переносить из одной части уравнения в другую;
- обе части уравнения умножить на любую функцию, определенную и отличную от нуля при всех допустимых значениях неизвестного. Также можно делить и умножать на число, отличное от нуля;
- в обеих частях уравнения стоят функции, принимающие только неотрицательные значения, то при возведении в одну и ту же четную степень получаем уравнение, равносильное данному. Появлению “посторонних корней” приводят преобразования:
а) приведение подобных членов – происходит расширение ОДЗ;
б) сокращение дроби на выражение, содержащие неизвестное (тоже происходит расширение ОДЗ);
в) умножение на выражение, содержащее неизвестное;
г) освобождение дроби от знаменателя, содержащего неизвестное. Необходимо обязательно делить проверку или лучше перейти к смешанной системе.
8. Виды уравнений, их стандартный вид, алгоритм решения (в процессе решения).
Ответ:
а) Линейное;
б) квадратное;
в) уравнение высших порядков (биквадратным, возвратное, симметрическое);
г) уравнения содержащие модуль;
д) уравнение с параметром.]
9. Какие общие методы решения уравнений с одним неизвестным?
Ответ: Вынесение общего множителя (разложение на множители), замена переменной, использование ограниченности и монотонности функций, графически.
Понятие равносильности для нас понятие только вводится, и поэтому проведем тест, как же вы этим понятием владеете.
Тест рассчитан на 5–7 минут. Контрольные задания даются в двух вариантах. После окончания работы на доске вывешиваются контрольные ответы. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. После окончания работы ученик оценивает свою работу самостоятельно, затем разбираются неверные ответы (к заданиям предлагаются).
Корни всех приведенных уравнений находятся среди чисел –3, –2, 1, 2, 3. Укажите пары равносильных уравнений.
(x 2 – 6) 2 = x 2
(x – 1)(x 2 – 6) = (1 – x)x
(x – 2)(x 2 – 6) = –x(x – 2)
x 2 – 6 = x
(x 2 + x – 6)(x 2 – x – 6) = 0
x + 3 = 0
x – 2 = 0
(x – 1)(x – 2)(x + 3) = 0
Равносильные уравнения
Корни всех приведенных уравнений находятся среди чисел –2, –1, 1, 2. Укажите пары равносильных уравнений.
(x 2 – 2) 2 = x 2
(x – 1)(x 2 – 2) = x(x – 1)
(x – 2)(x 2 – 2) = x(x – 2)
x 2 – 2 = x
x + 1 = 0
(x 2 – 1)(x – 2) = 0
(x 2 – x – 2)(x 2 + x – 2) = 0
x – 2 = 0
Равносильные уравнения
VI. Решение задач
Ученик должен определить вид уравнения, алгоритм решения данного уравнения, обратить внимание на способы его решения, выбрать рациональный способ решения.
Задачи взяты из “Сборника задач по алгебре” для классов с углубленным изучением математики под редакцией М.Л. Галицкого.
1. Уравнение третьей степени, в стандартном виде. Метод решения – разложения на линейные множители (теорема Безу):
Так как это уравнение рациональное целое с целыми коэффициентами, то оно имеет целые корни, являющиеся делителями свободного члена: 21: 1; 3; 7; 21. x1 = 1 является корнем (убеждаемся подстановкой), поэтому многочлен левой части уравнения делится на двучлен х – 1.
Решим уравнение x² + 10x + 21 = 0. По теореме Виета корни: x2 = –3, x3 = –7, x1 = 1.
Как еще с помощью теоремы Безу можно было выполнить разложение на множители?
Ответ: Если множитель делится на x – 1 и на x + 3, то он делится и на их произведение.
Это уравнение четвертой степени. Метод решения – группировка. Если левая часть уравнения представлена в виде разложения на линейные множители, а в правой – число и выносящиеся: (x + a)(x + b)(x + b)(x + c) = A и a + b = c + d, в этом случае возможна группировка множителей.
Сделаем замену x² + x = t и получим уравнение
3. 5 – 12x³ + 14x² = 12x – 5, 5x² – 12x³ + 14x² – 12x + 5 = 0 – возвратное уравнение членов степени. Так как x = 0 не является корнем данного уравнения, разделим почленно на x² и сгруппируем:
Сделаем замену:
4. – это дробно-рациональное уравнение, содержащее модуль.
Ответ: <0; 2; 4>
Алгоритм: а) находим нули модуля; б) дискриминант уравнения разбиваем на промежутки; в) раскрываем модуль на каждом из промежутков; г) выбираем ответ, учитывая данный промежуток; д) ответ – совокупность решений.
– это дробно-рациональное уравнение. Выделим квадрат разности:
Введем новую переменную и получим уравнение вида t² + 2t – 3 = 0. По теореме Виета корни этого уравнения t = 1 или t = –3.
6. ax² + 3ax – (a + 2) = 0 – это квадратное уравнение с параметром. При решении уравнения с параметрами необходимо выяснить, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их в зависимости от параметров при которых это выражение действительно определяет корни уравнения, то есть найти при каком значении параметра: г) x – единственный корень.
При D > 0 уравнение имеет два различных действительных корня, то есть при
При D 4 – 133х³ + 48х² – 133х + 78 = 0.
5. Для каждого значения параметра а решить уравнение ax² – (2a + 7)x + a + 3 = 0.
6. Найдите все значения параметра b, при которых уравнение имеет ровно один корень.
7 * . Решить уравнение x 4 + 4х + 3 = 0.
2. Дается оценка работы учащихся на уроке, выставляются в журнал. Сообщается дата и время консультации перед итоговой контрольной работой по этой теме.
Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать
Виды уравнений в алгебре с примерами
Пример 5. Решите уравнение 3у + у 2 = у.
Решение:
3у + у 2 = у – неполное квадратное уравнение; у 2 + 3у – у = 0;
у 2 + 2у =0; у∙(у + 2) = 0.
x 2 – 5х = – 6 или х 2 – 5х = 36;
х 2 – 5х + 6 = 0 или х 2 – 5х – 36 =0.
По теореме Виета:
х1 = 2, х2 = 3, х3 = – 4, х4 =9.
Ответ: – 4, 2, 3, 9.
Видео:ОГЭ по математике. Решаем уравнения | МатематикаСкачать
Решение простых линейных уравнений
О чем эта статья:
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Видео:Повторяем решение уравнений. Полезно всем! Вебинар | МатематикаСкачать
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.
Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.
Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.
Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.
Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Видео:ВСЕ виды уравнений. Задание 5Скачать
Какие бывают виды уравнений
Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.
Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении:
|
---|---|
Квадратное уравнение выглядит так: | ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. |
Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.
Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:
Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Как решать простые уравнения
Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.
1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.
Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5
Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.
Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.
Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.
Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.
Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.
Приведем подобные и завершим решение.
2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.
Применим правило при решении примера: 4x=8.
При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.
Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.
Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:
Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:
Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12
- Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.
−4x = 12 | : (−4)
x = −3
Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.
Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.
Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.
Алгоритм решения простого линейного уравнения |
---|
|
Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.
Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Примеры линейных уравнений
Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!
Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.
- Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.
Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.
Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.
5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1
Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.
5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2
Приведем подобные члены.
Ответ: х — любое число.
Пример 3. Решить: 4х = 1/8.
- Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.
Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.
- 4х + 8 = 6 − 7х
- 4х + 7х = 6 − 8
- 11х = −2
- х = −2 : 11
- х = −2/11
Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.
Пример 5. Решить:
- 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
- 9х — 12 = 28х + 24
- 9х — 28х = 24 + 12
- -19х = 36
- х = 36 : (-19)
- х = — 36/19
Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.
5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1
Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:
Приведем подобные члены.
Ответ: нет решений.
Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.
📹 Видео
Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать
ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать
1 Как решать уравнения всех видов Решите уравнение Виды уравнений МАТЕМАТИКА ОНЛАЙНСкачать
Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать
Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать
Решение уравнений, 6 классСкачать
Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать
Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать
Алгебра 7 класс. 11 сентября. Решение линейных уравнений #1Скачать
Лекция 23. Виды уравнений прямой на плоскости.Скачать
Уравнения с дробями. Алгебра 7 класс.Скачать
Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать
Алгебра с нуля до ОГЭ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать