методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Урок в 9 классе «уравнения и неравенства с параметрами»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Учебное пособие «Уравнения и неравенства с параметрами»
- Авторы
- § 1. Линейные уравнения и неравенства.
- Решение: Это линейное уравнение, ах – 6 = 2а – 3х (1)
- ах + 3х = 2а +6
- П р о в е р к а. Исключим из найденных значений х такие, при которых
- х 1+1=0, х 1+2=0, х2+1=0, х2+2=0.
- §4. Иррациональные уравнения и неравенства
- Урок–лекция «Уравнения и неравенства с параметром». 11-й класс
- 💥 Видео
Видео:9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 658 КБ |
Видео:Решаем неравенство с параметром. ЕГЭ №18 | Математика TutorOnlineСкачать
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе «Решение уравнений и неравенств с параметром»
Тема: Решение уравнений и неравенств с параметром
Тип урока: урок–лекция, материал концентрируется в блоки и преподносится как единое целое, контроль проводится по предварительной подготовке уч-ся.
- Расширить и с истематизировать знания учащихся
- Рассмотреть приёмы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих параметр
- Н аправить на углубленное изучение предмета и овладение его содержанием на повышенном уровне сложности
- Приобрести в рамках предпрофильной подготовки навыки решения задач, содержащих параметры .
- расширение и углубление сложности задач, решаемых учащимися.
- развитие логического мышления, интуиции, познавательных и творческих способностей учащихся,
- развитие умения анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, проводить рассуждения, обоснования.
- повышение интереса к математике,
- расположение к самостоятельной организации работы.
Формы и методы работы:
- Использование приёмов, активизирующих работу школьников свободный выбор заданий для самостоятельной работы, дифференцированные задания для домашней работы;
- Использование групповых форм работы;
- Формой контроля обучающая самостоятельная работа, итоговое тестирование, исследовательская работа.
- Постановка цели урока.
- Актуализация знаний, умений и навыков.
Учитель: Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению уравнений, содержащих параметр.
Решить уравнение (неравенство) с параметром – это значит установить соответствие, позволяющие для любого значения параметра найти соответствующее множество решений уравнения (неравенства).
Можно выделить различные типы уравнений и неравенств с параметром:
Линейные уравнения и неравенства. (1 блок)
Рассмотрим примеры решения:
1. Решить уравнение: ax=2x+5.
Переносим неизвестные слагаемые в левую часть и приведём подобные слагаемые: ( a–2)x=5.
Чтобы найти корни необходимо поделить уравнение на ( a–2) , при а=2 , выражение а–2=0, т. к. делить на нуль нельзя, то данное уравнение имеет решение только при :
Ответ: при а=2 решений нет, при :;
2.При каком значении параметра а уравнение 2а(a–2)x= а–2 не имеет решений?
Решений не имеет уравнение 0·х=b, где . Поэтому 2а(a–2)=0 , а , отсюда следует, что а=0
3. При каком значении параметра а уравнение (а 2 –4)х=а 2 +а–6 имеет бесконечно много решений?
Уравнение будет иметь бесконечно много решений при:
Решив первое уравнение системы, получим а 1,2 = . Корни 2-го уравнения: а 1 =–3, а 2 =2.
Таким образом, одновременно оба равенства обращаются в 0 при а=2
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
Учащимся на выбор предлагаются задания. Каждый выбирает любые 1–2 или несколько заданий для решения.
- При каком значении параметра а уравнение 2а(a–2)x= а–2 имеет бесконечно много решений?
- При каком значении параметра (а 2 –4)х=а 2 +а–6 уравнение не имеет решений?
- Решить неравенство ax
- При каком значении параметра а неравенство 2aх
- При каком значении параметра a неравенство a 2 x
Обсуждение решений вместе с учащимися. При необходимости проверить с помощью проектора. Оформить решения в виде слайдов.
Квадратные уравнения и неравенства. (2 блок)
Число корней квадратного уравнения определяют по знаку дискриминанта:
Если D>0 то уравнение имеет два различных корня;
Если D=0 то уравнение имеет один корень (или два совпадающих);
Это правило используется и при решении квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр.
1. При каких значениях параметра а уравнение 4x 2 –4ax+1=0 имеет два корня?
Найдем дискриминант исходного выражения.
D=16а 2 –4·4·1=16а 2 –16 ; Так как уравнение имеет два корня, не обязательно различных, то D=16а 2 –16≥0, а 2 –1≥0
2. При каких значениях параметра b уравнение(b-1)x 2 +(b+4)x+b+7=0 имеет один корень?
При b=1 уравнение становится линейным . Подставив b=1 в исходное уравнение, и получим : 5x +8=0; x=16 .
При b 1 имеем квадратное уравнение. Квадратное уравнение имеет один корень при D=0. Находим дискриминант и приравниваем его к нулю. D=(b+4) 2 –4(b-1)( b+7)=–3 b 2 +16 b+44=0.
Решаем уравнение 3 b 2 –16 b–44=0, находим корни b=2; b= .
Ответ: При b=1; b=2; b= уравнение имеет только один корень.
3.При каких значениях параметра неравенство а x 2 –4ax+5 0не имеет решений?
При а=0 получаем :5 0. Это неверно. Значит при а=0 исходное неравенство не имеет решений.
При а исходное неравенство будет квадратным. Графиком функции у= а x 2 –4ax+5 является парабола. Чтобы неравенство а x 2 –4ax+5 не имело решений нужно чтобы парабола была полностью расположена выше оси абсцисс. Условия соответствующие данному расположению параболы:
Решением системы является промежуток (0;1,25). Объединяя решения получаем ответ.
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
Учащиеся выборочно решают самостоятельно задания:
1.При каком значении параметра а уравнение x 2 –ax+16=0 не имеет корней.
2. При каких значениях параметра b уравнение(2b–5)x 2 –2(b–1)x+3=0 имеет два различных корня?
3. При каких значениях а неравенство x 2 –(a+2)x+8а+1>0не имеет решений?
4. При каких значениях а неравенство x 2 –(a+2)x+8а+1>0 выполняется при любых значениях х?
Обсуждение решений. При необходимости проверка решений с помощью проектора. Решения оформить я в виде слайдов.
Применение теоремы Виета. (3 блок)
1.Найти все значения параметра b при которых уравнение x 2 –2bx+b+6=0 имеет положительные корни?
Пусть x 1 и x 2 – корни уравнения, тогда по теореме Виета x 1 + x 2 =2b и x 1 x 2 = b+6. Имеем систему неравенств:
Решением системы неравенств будет промежуток
Ответ: b уравнение имеет положительные корни.
2.Найти все значения p, при которых разность корней уравнения x 2 +px+12=0 равна 1 .
Пусть x 1 и x 2 – корни уравнения, тогда по теореме Виета имеем систему:
Из первого и третьего уравнений выразим параметр p и подставим во второе уравнение:
Решаем квадратное уравнение: ; 1– p 2 =–48; p 2 =49; Уранение имеет два корня 7 и –7
Ответ: p= разность корней равна 1.
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
1.Найти все значения параметра b при которых уравнение x 2 –2bx+b+6=0 имеет отрицательные корни?
2. Найти все значения параметра b при которых уравнение x 2 –2bx+b+6=0 имеет корни разных знаков?
3. Найти все значения p, при которых разность корней уравнения 2x 2 –px+1=0 равна 1 .
Обсуждение решений. При необходимости проверка решений с помощью проектора. Решения оформлены на слайдах.
- Создание проблемной ситуации.
Учитель: Теперь исследуем расположение корней квадратного уравнения в задачах с параметром.
На экране запись:f(x)=ax 2 +bx+c
–Какую информацию о графике функции можно получить, зная коэффициенты квадратного трёхчлена?
–если а 0, то ветви параболы направлены вверх, если а
– если а=0, то графиком будет являться не парабола, а прямая и соответствующее уравнение нужно решать как линейное;
–если D>0, то парабола пересекает ось абсцисс в 2-х точках
–абсцисса параболы равна
Эти свойства используются нами при решении задач о расположении корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
Задача: При каких значениях параметра а оба корня уравнения x 2 –ax+7=0 меньше 7.
Учитель: Попробуйте схематически изобразить параболу записать необходимые условия соответствующие этому расположению параболы. Учащиеся пытаются составить соответствующую систему неравенств и схематически изобразить график.
Проверка с помощью проектора y
Решаем соответствующую систему неравенств. Учащиеся самостоятельно находят решение системы неравенств. Сверяют ответы.
Ответ: При а оба корня уравнения меньше 7.
Учитель: Решим ещё одну подобную задачу:
Задача: При каких значениях параметра а число 7 находится между корнями уравнения x 2 –ax+7=0 ?
Учитель: Попробуем схематически изобразить график и составить соответствующую систему неравенств.
Проверка с помощью проектора : y
Находим решение системы неравенств.
Ответ: При а 8 число 7 находится между корнями уравнения.
Учитель: Сегодня на уроке мы разобрали основные приёмы решения линейных и квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр, научились использовать теорему Виета при решении задач с параметрами, научились получать геометрическую интерпретацию задачи с параметром, составлять подходящую систему неравенств. Для решения данной задачи.
Домашнее задание состоит из 3-х разделов, различного уровня сложности.
Линейные уравнения и неравенства
- 1.При каком значении а неравенство a x 8 не имеет решений?
- 2. При каком значении а неравенство a x 8 имеет бесконечно много решений?
3.Решить неравенство a x 1– x для различных значений a.
- 1. При каком значении а уравнение
- 2a(а–2) x= а–2 не имеет решений?
- 2. При каком значении а уравнение 2a(а–2) x= а–2 имеет бесконечно много решений?
2a(а–2) x а–2 различных значений a.
1.При каком значении а система уравнений не имеет решений?
2. При каком значении а система уравнений имеет бесконечно много решении?
Квадратные уравнения и неравенства. Применение теоремы Виета.
1.При каком значении параметра а уравнение ax 2 +2ax+1=0 имеет 2 корня?
2.При каком значении а неравенство x 2 –3ax+4 0 имеет бесконечно много решений?
3. Найти все значения а при которых сумма корней уравнения
2x 2 +ax+1=0 положительна?
1.При каком значении а неравенство аx 2 –4ax–3 0 выполняется при любых значениях х?
2. При каком значении параметра а уравнение ax 2 +(2a+3) x+а–1=0 не имеет корней?
3. Найти все значения а при которых отношение корней уравнения
x 2 + p x+2=0 равно 2?
1. При каком значении параметра а решение неравенства ax 2 +2ax+1 0 состоит из одной точки?
2. Найти все значения а при которых число 2разделяет корни уравнения аx 2 +x+1=0.
3.При каком значении а сумма + где –корни уравнения 4 x 2 –11x+а 2 =0 принимает наибольшее значение?
Учащиеся получают домашнее задание на карточках. Достаточно выполнить любые 6 заданий. При оценивании работы учитывается раздел уровня сложности, из которого были решены задачи.
Анализ усвоения материала учащимися.
Учащиеся проявляют интерес к предложенной теме, так как задачи с параметрами нечасто встречаются при изучении курса алгебры 7–9 классов. Решение задач с параметрами вызывает большие трудности, так как их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики. Трудности при изучении данного вида заданий связаны со следующими их особенностями: обилие формул и методов, используемых при решении уравнений и неравенств данного вида; возможность решения одного и того же уравнения, содержащего параметр различными методами.
Материал урока позволил обобщить и систематизировать задачи с параметрами, встречавшиеся ранее в курсе алгебры 7–9 классов. Были выработаны навыки решения простейших линейных и квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр. Учащиеся получили представление о разнообразии задач такого рода и разнообразии методов их решения, научились использовать при решении графические представления. Знакомясь условием задачи, научились применять теоретические разделы математики, необходимые для решения данной задачи.
Эти навыки безусловно будут полезны в первую очередь учащимся в рамках предпрофильной подготовки особенно тем, кто ориентирован на профиль обучения, связанный с математикой.
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнения и неравенства с параметрами
На протяжении последнего десятилетия на приемных экзаменах регулярно предлагаются так называемые задачи с параметрами: уранения, неравенства, системы уравнений и неравенств.
Решение уравнений и неравенств с параметрами
Методика решений уравнений и неравенств с параметрами. Можно использовать на факультативных занятиях и при подготовки к ЕГЭ (часть С).
Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»
9-й класс. Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»Чехолкова Алла ВладимировнаЦель: Выработка навыка решения уравнений и неравенств с параметром различными способами. Разв.
Урок по теме: «Решение уравнений и неравенств с параметрами».Элективный курс.
Урок обобщения и повторения. Основная цель: Повторить и обобщить знания учащихся методов решения уравнений и неравенств с параметрами;закрепить умения применять знания при решении конкретн.
Конспект урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)
Тема урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)Цели урока:- обобщить материал по данной теме и применить его для выполнения заданий более высокого уровня сложности;- развивать память, мышле.
Урок алгебры «Ограниченность тригонометрических функций в уравнениях и неравенствах с параметром» 10 класс
Цели урока:-сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность перехода к исследованию новой функции на отрезке;-актуализировать знания о методах решения задач.
Урок-семинар по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами», 11 класс
Представлена разработка урока-семинара по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами» , 11 класс, подготовка к ЕГЭ.
Видео:Алгебра. 11 класс (Урок№46 - Уравнения и неравенства с двумя переменными с параметрами.)Скачать
Учебное пособие «Уравнения и неравенства с параметрами»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная
школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино
муниципального района Клявлинский
« Уравнения и неравенства с параметрами» для учащихся 10 –11 классов
данное пособие является приложением к программе элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами», которая прошла внешнюю экспертизу (научно-методическим экспертным советом министерства образования и науки Самарской области от 19 декабря 2008 года бала рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Самарской области)
Видео:Простейшие неравенства с параметрами. Метод интерваловСкачать
Авторы
учитель математики МОУ Клявлинской средней общеобразовательной
школы № 2 им. В.Маскина Клявлинского района Самарской области
Ромаданова Ирина Владимировна
учитель математики МОУ Клявлинской средней общеобразовательной
школы № 2 им. В.Маскина Клявлинского района Самарской области
Сербаева Ирина Алексеевна
Линейные уравнения и неравенства с параметрами……………..4-7
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами……………7-9
Дробно- рациональные уравнения с параметрами……………..10-11
Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами……11-13
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.14-15
Показательные уравнения и неравенства с параметрами………16-17
Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами…. 16-18
Задания для самостоятельной работы…………………………. 21-28
Уравнения и неравенства с параметрами.
Если в уравнении или неравенстве некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а само уравнение или неравенство параметрическим.
Для того, чтобы решить уравнение или неравенство с параметрами необходимо:
Выделить особое значение — это то значение параметра, в котором или при переходе через которое меняется решение уравнения или неравенства.
Определить допустимые значения – это значения параметра, при которых уравнение или неравенство имеет смысл.
Решить уравнение или неравенство с параметрами означает:
1) определить, при каких значениях параметров существуют решения;
2) для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующее множество решений.
Решить уравнение с параметром можно следующими методами: аналитическим или графическим.
Аналитический метод предполагает задачу исследования уравнения рассмотрением нескольких случаев, ни один из которых нельзя упустить.
Решение уравнения и неравенства с параметрами каждого вида аналитическим методом предполагает подробный анализ ситуации и последовательное исследование, в ходе которого возникает необходимость «аккуратного обращения» с параметром.
Графический метод предполагает построение графика уравнения, по которому можно определить, как влияет соответственно, на решение уравнения изменение параметра. График подчас позволяет аналитически сформулировать необходимые и достаточные условия для решения поставленной задач. Графический метод решения особенно эффективен тогда, когда нужно установить, сколько корней имеет уравнение в зависимости от параметра и обладает несомненным преимуществом увидеть это наглядно.
Видео:Решение уравнений и неравенств с параметрами. Урок 5. Иррациональные неравенства с параметрамиСкачать
§ 1. Линейные уравнения и неравенства.
Линейное уравнение а x = b , записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами, где x – неизвестное, a , b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном.
При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него.
Особым значением параметра a является значение а = 0.
Если а ¹ 0, то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х=.
Если а = 0, то уравнение принимает вид : 0х= b . В этом случае значение
b = 0 является особым значением параметра b .
При b ¹ 0 уравнение решений не имеет.
При b = 0 уравнение примет вид: 0х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число.
Неравенства вида ах > b и ax b ( а ≠ 0) называются линейными неравенствами. Множество решений неравенства ах > b – промежуток
(; +), если a > 0 , и (-;) , если а . Аналогично для неравенства
ах b множество решений – промежуток (-;), если a > 0, и (; +), если а
Пример 1. Решить уравнение ах = 5
Решение : Это линейное уравнение .
Если а = 0, то уравнение 0 × х = 5 решения не имеет.
Если а ¹ 0, х = — решение уравнения.
Ответ: при а ¹ 0, х=
при а = 0 решения нет.
Пример 2. Решить уравнение ах – 6 = 2а – 3х.
Решение: Это линейное уравнение, ах – 6 = 2а – 3х (1)
ах + 3х = 2а +6
Переписав уравнение в виде (а+3)х = 2(а+3), рассмотрим два случая:
Если а= -3, то любое действительное число х является корнем уравнения (1). Если же а ¹ -3, уравнение (1) имеет единственный корень х = 2.
Ответ: При а = -3, х R ; при а ¹ -3, х = 2.
Пример 3. При каких значениях параметра а среди корней уравнения
2ах – 4х – а 2 + 4а – 4 = 0 есть корни больше 1 ?
Решение: Решим уравнение 2ах – 4х – а 2 + 4а – 4 = 0 – линейное уравнение
2(а — 2) х = а 2 – 4а +4
2(а — 2) х = (а – 2) 2
При а = 2 решением уравнения 0х = 0 будет любое число, в том числе и большее 1.
При а ¹ 2 х =. По условию х > 1, то есть >1, а > 4.
Ответ: При а U (4;∞).
Пример 4. Для каждого значения параметра а найти количество корней уравнения ах=8.
Решение. ах = 8 – линейное уравнение.
а =,
y = a – семейство горизонтальных прямых;
y = — графиком является гипербола. Построим графики этих функций.
Ответ: Если а =0, то уравнение решений не имеет. Если а ≠ 0, то уравнение имеет одно решение.
Пример 5. С помощью графиков выяснить, сколько корней имеет уравнение:
y = ах – 1 – графиком является прямая, проходящая через точку (0;-1).
Построим графики этих функций.
Ответ:При|а|>1— один корень
при | а|≤1 – уравнение корней не имеет.
Решение : ах + 4 > 2х + а 2 (а – 2) х > а 2 – 4. Рассмотрим три случая.
а=2 . Неравенство 0 х > 0 решений не имеет.
а > 2. (а – 2) х > ( а – 2)(а + 2) х > а + 2
а (а – 2) х > ( а – 2)(а + 2) х а + 2
Ответ. х > а + 2 при а > 2; х при а при а=2 решений нет.
§ 2. Квадратные уравнения и неравенства
Для решения квадратных уравнений с параметром можно использовать стандартные способы решения на применение следующих формул:
1 ) дискриминанта квадратного уравнения: D = b ² — 4 ac , (²- ас)
2) формул корней квадратного уравнения: х 1 =, х 2 =,
(х 1,2 = )
Квадратными называются неравенства вида
Множество решений неравенства (3) получается объединением множеств решений неравенства (1) и уравнения , a х 2 + b х + с=0. Аналогично находится множество решений неравенства (4).
Если дискриминант квадратного трехчлена a х 2 + b х + с меньше нуля, то при а >0 трехчлен положителен при всех х R .
Если квадратный трехчлен имеет корни (х 1 2 ), то при а > 0 он положителен на множестве (-; х 2 )( х 2; +) и отрицателен на интервале
(х 1 ; х 2 ). Если а 1 ; х 2 ) и отрицателен при всех х (-; х 1 )( х 2; +).
Пример 1. Решить уравнение ах² — 2 (а – 1)х – 4 = 0.
Это квадратное уравнение
Решение: Особое значение а = 0.
При а = 0 получим линейное уравнение 2х – 4 = 0. Оно имеет единственный корень х = 2.
При а ≠ 0. Найдем дискриминант.
Если а = -1, то D = 0 – один корень.
Найдем корень, подставив вместо а = -1.
-х² + 4х – 4= 0, то есть х² -4х + 4 = 0, находим, что х=2.
Если а ≠ — 1 , то D >0 . По формуле корней получим: х=;
х 1 =2, х 2 = —.
Ответ: При а=0 и а= -1 уравнение имеет один корень х = 2; при а ≠ 0 и
а ≠ — 1 уравнение имеет два корня х 1 =2, х 2 =-.
Пример 2. Найдите количество корней данного уравнения х²-2х-8-а=0 в зависимости от значений параметра а.
Решение. Перепишем данное уравнение в виде х²-2х-8=а
y = х²-2х-8— графиком является парабола;
y =а— семейство горизонтальных прямых.
Построим графики функций.
Ответ: При а -9, уравнение имеет два решения.
Пример 3. При каких а неравенство (а – 3) х 2 – 2ах + 3а – 6 >0 выполняется для всех значений х ?
Решение. Квадратный трехчлен положителен при всех значениях х, если
, откуда следует, что a > 6 .
§ 3. Дробно- рациональные уравнения с параметром,
сводящиеся к линейным
Процесс решения дробных уравнений выполняется по обычной схеме: дробное заменяется целым путем умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель левой и правой его частей. После чего решается целое уравнение, исключая посторонние корни, то есть числа, которые обращают знаменатель в нуль.
В случае уравнений с параметром эта задача более сложная. Здесь, чтобы «исключить» посторонние корни, требуется найти значение параметра, обращающее общий знаменатель в нуль, то есть решить соответствующие уравнения относительно параметра.
Пример 1. Решить уравнение = 0
Это дробно- рациональное уравнение
Решение: Д.З: х +2 ≠ 0 , х ≠ -2
При а = -2 корней нет.
Пример 2 . Решить уравнение— = (1)
Это дробно- рациональное уравнение
Решение: Значение а = 0 является особым. При а = 0 уравнение теряет смысл и, следовательно, не имеет корней. Если а ≠ 0, то после преобразований уравнение примет вид: х² + 2 (1-а) х + а² — 2а – 3 = 0 (2) – квадратное уравнение.
Найдем дискриминант = (1 – а)² — (а² — 2а – 3)= 4, находим корни уравнения х 1 = а + 1, х 2 = а — 3.
При переходе от уравнения (1) к уравнению (2) расширилась область определения уравнения (1), что могло привести к появлению посторонних корней. Поэтому, необходима проверка.
П р о в е р к а. Исключим из найденных значений х такие, при которых
х 1+1=0, х 1+2=0, х2+1=0, х2+2=0.
Если х 1+2=0, то есть (а+1)+2=0, то а = — 3. Таким образом, при а = — 3, х1 — посторонний корень уравнения. (1).
Если х2+1=0, то есть (а – 3) + 1= 0, то а = 2. Таким образом, при а = 2 х2 — посторонний корень уравнения (1).
Если х2+2=0, то есть (а – 3) + 2 = 0, то а=1. Таким образом, при а = 1,
х2 — посторонний корень уравнения (1).
В соответствии с этим при а = — 3 получаем х = — 3 – 3 = -6;
при а = — 2 х = -2 – 3= — 5;
при а = 1 х =1 + 1= 2;
при а = 2 х=2+1 = 3.
Можно записать ответ.
Ответ: 1) если а= -3, то х= -6; 2) если а= -2, то х= -5; 3) если а= 0, то корней нет; 4) если а= 1, то х= 2; 5) если а=2, то х=3; 6) если а ≠ -3, а ≠ -2, а ≠ 0, а≠ 1, а ≠ 2, то х1 = а + 1, х2 = а-3.
Видео:✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать
§4. Иррациональные уравнения и неравенства
Уравнения и неравенства, в которых переменная содержится под знаком корня, называется иррациональным.
Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение, учитывая при этом изменения значений параметра.
Уравнение вида = g ( x ) равносильно системе
Неравенство f ( x ) ≥ 0 следует из уравнения f ( x ) = g 2 ( x ).
При решении иррациональных неравенств будем использовать следующие равносильные преобразования:
≤ g(x) ≥g(x)
Пример 1. Решите уравнение = х + 1 (3)
Это иррациональное уравнение
Решение: По определению арифметического корня уравнение (3) равносильно системе .
При а = 2 первое уравнение системы имеет вид 0 х = 5, то есть не имеет решений.
При а≠ 2 х=. Выясним, при каких значениях а найденное значение х удовлетворяет неравенству х ≥ -1: ≥ — 1, ≥ 0,
откуда а ≤ или а > 2.
Ответ: При а≤, а > 2 х= , при уравнение решений не имеет.
Пример 2. Решить уравнение = а (приложение 4)
Решение. y =
y = а – семейство горизонтальных прямых.
Построим графики функций.
Пример 3 . Решим неравенство (а+1)
Решение. О.Д.З. х ≤ 2. Если а+1 ≤0, то неравенство выполняется при всех допустимых значениях х. Если же а+1>0, то
(а+1)
откуда х (2- 2
Ответ. х (- ;2 при а ( —;-1, х (2- 2
при а ( -1;+).
§ 5. Тригонометрические уравнения и неравенства.
Приведем формулы решений простейших тригонометрических уравнений:
Sinx = a x= (-1) n arcsin a+πn, n Z, ≤1, (1)
Cos x = a x = ±arccos a + 2 πn, , n Z, ≤1. (2)
Если >1, то уравнения (1) и (2) решений не имеют .
tg x = a x= arctg a + πn, n Z, aR
ctg x = a x = arcctg a + πn, n Z, aR
Для каждого стандартного неравенства укажем множество решений:
1. sin x > a arcsin a + 2 πn Z,
при a xR ; при a ≥ 1, решений нет.
при а≤-1, решений нет; при а >1, xR
3. cos x > a — arccos a + 2 πn x arccos a + 2 πn , n Z ,
при а xR ; при a ≥ 1 , решений нет.
при а≤-1 , решений нет ; при a > 1, x R
5. tg x > a, arctg a + πnZ
Пример1. Найти а, при которых данное уравнение имеет решение:
Cos 2 x + 2(a-2)cosx + a 2 – 4a – 5 =0.
Решение. Запишем уравнение в виде
Уравнение cosx = 5- а имеет решения при условии -1≤ 5- а ≤1 4≤ а ≤ 6, а уравнение cosx = — а-1 при условии -1≤ -1- а ≤ 1 -2 ≤ а ≤0.
Ответ. а -2; 0 4; 6
Пример 2. При каких b найдется а такое, что неравенство + b > 0 выполняется при всех х ≠ πn , n Z .
Решение. Положим а = 0. Неравенство выполняется при b >0. Покажем теперь, что ни одно b ≤0 не удовлетворяет условиям задачи. Действительно, достаточно положить х = π /2, если а π /2 при а ≥0.
§ 6. Показательные уравнения и неравенства
1. Уравнение h ( x ) f ( x ) = h ( x ) g ( x ) при h ( x ) > 0 равносильно совокупности двух систем и
2. В частном случае ( h ( x )= a ) уравнение а f ( x ) = а g ( x ) при а > 0, равносильно совокупности двух систем
и
3. Уравнение а f ( x ) = b , где а > 0, a ≠1, b >0, равносильно уравнению
f ( x )= log a b . Случай а =1 рассматриваем отдельно.
Решение простейших показательных неравенств основано на свойстве степени. Неравенство вида f ( a x ) > 0 при помощи замены переменной t = a x сводится к решению системы неравенств а затем к решению соответствующих простейших показательных неравенств.
При решении нестрого неравенства необходимо к множеству решений строгого неравенства присоединить корни соответствующего уравнения. Как и при решении уравнений во всех примерах, содержащих выражение а f ( x ) , предполагаем а > 0. Случай а = 1 рассматриваем отдельно.
Пример 1 . При каких а уравнение 8 х = имеет только положительные корни?
Решение. По свойству показательной функции с основанием, большим единицы, имеем х>0 8 х >1 >1 >0, откуда a (1,5;4).
Ответ. a (1,5;4).
Решение. Рассмотрим три случая:
1. а . Так как левая часть неравенства положительна, а правая отрицательна, то неравенство выполняется для любых х R .
3. а > 0 . a 2 ∙2 x > a 2 x > x > — log 2 a
Ответ. х R при а > 0; решений нет при a =0; х (- log 2 a ; +) при а> 0 .
§ 7. Логарифмические уравнения и неравенства
Приведем некоторые эквивалентности, используемые при решении логарифмических уравнений и неравенств.
В частности, если а >0, а ≠1, то
log a g (x)= log a h(x)
2. Уравнение log a g (x)=b g (x)= a b ( а >0, a ≠ 1, g(x) >0).
3. Неравенство log f ( x ) g ( x ) ≤ log f ( x ) h ( x ) равносильно совокупности двух систем: и
Если а, b – числа, а >0, а ≠1, то
log a f (x) ≤ b
log a f (x) > b
Пример 1. Решите уравнение
Решение. Найдем ОДЗ: х > 0, х ≠ а 4 , a > 0, а ≠ 1. Преобразуем уравнение
log х – 2 = 4 – log a x log х + log a x – 6 = 0, откуда log a x = — 3
х = а -3 и log a x = 2 х = а 2 . Условие х = а 4 а – 3 = а 4 или а 2 = а 4 не выполняется на ОДЗ.
Ответ: х = а -3 , х = а 2 при а ( 0; 1) (1; ).
Пример 2. Найдите наибольшее значение а, при котором уравнение
2 log — + a = 0 имеет решения.
Решение. Выполним замену = t и получим квадратное уравнение 2 t 2 – t + a = 0. Решая, найдем D = 1-8 a . Рассмотрим D ≥0, 1-8 а ≥0 а ≤.
При а = квадратное уравнение имеет корень t = >0.
Ответ. а =
Пример 3 . Решить неравенство log ( x 2 – 2 x + a ) > — 3
Решение. Решим систему неравенств
Корни квадратных трехчленов х 1,2 = 1 ± и х 3,4 = 1 ±.
Критические значения параметра : а = 1 и а = 9.
Пусть Х1 и Х2 – множества решений первого и второго неравенств, тогда
Х 1 Х 2 = Х – решение исходного неравенства.
При 0 a 1 = (- ;1 — )( 1 + ; +), при а > 1 Х 1 = (-;+).
При 0 a 2 = (1 —; 1 +), при а ≥9 Х 2 – решений нет.
Рассмотрим три случая:
1. 0 a ≤1 Х = (1 —;1 — )(1 + ;1 +).
3. a ≥ 9 Х – решений нет.
Высокий уровень С1, С2
Пример 1. Найдите все значения р, при которых уравнение
р ∙ ctg 2 x + 2 sinx + p = 3 имеет хотя бы один корень.
Решение. Преобразуем уравнение
р ∙ ( — 1) + 2 sinx + p = 3, sinx = t , t , t 0.
— p + 2 t + p = 3, + 2 t = 3, 3 -2t = , 3t 2 – 2t 3 = p .
Пусть f ( y ) = 3 t 2 – 2 t 3 . Найдем множество значений функции f ( x ) на . у / = 6 t – 6 t 2 , 6 t — 6 t 2 = 0, t 1 =0, t 2 = 1. f (-1) = 5, f (1) = 1.
При t , E ( f ) = ,
При t , E ( f ) = , то есть при t , E ( f ) = .
Чтобы уравнение 3 t 2 – 2 t 3 = p ( следовательно, и данное) имело хотя бы один корень необходимо и достаточно p E ( f ), то есть p .
Ответ. .
При каких значениях параметра а уравнение log (4 x 2 – 4 a + a 2 +7) = 2 имеет ровно один корень?
Решение. Преобразуем уравнение в равносильное данному:
4 x 2 – 4 a + a 2 +7 = (х 2 + 2) 2 .
Отметим, что если некоторое число х является корнем полученного уравнения, то число – х также является корнем этого уравнения. По условию это не выполнимо, поэтому единственным корнем является число 0.
4∙ 0 2 — 4 a + a 2 +7 = (0 2 + 2) 2 ,
1) a 1 = 1. Тогда уравнение имеет вид: log (4 x 2 +4) =2. Решаем его
4 x 2 + 4 = (х 2 + 2) 2 , 4 x 2 + 4 = х 4 + 4 x 2 + 4, х 4 = 0, х = 0 – единственный корень.
2) a 2 = 3. Уравнение имеет вид: log (4 x 2 +4) =2 х = 0 – единственный корень.
Высокий уровень С4, С5
Пример 3. Найдите все значения р, при которых уравнение
х 2 – ( р + 3)х + 1= 0 имеет целые корни и эти корни являются решениями неравенства: х 3 – 7рх 2 + 2х 2 – 14 рх — 3х +21 р ≤ 0.
Решение. Пусть х 1, х 2 – целые корни уравнения х 2 – ( р + 3)х + 1= 0. Тогда по формуле Виета справедливы равенства х 1 + х 2 = р + 3, х 1 ∙ х 2 = 1. Произведение двух целых чисел х 1 , х 2 может равняться единице только в двух случаях: х 1 = х 2 = 1 или х 1 = х 2 = — 1. Если х 1 = х 2 = 1, то р + 3 = 1+1 = 2 р = — 1; если х 1 = х 2 = — 1, то р + 3 = — 1 – 1 = — 2 р = — 5. Проверим являются ли корни уравнения х 2 – ( р + 3)х + 1= 0 в описанных случаях решениями данного неравенства. Для случая р = — 1, х 1 = х 2 = 1 имеем
1 3 – 7 ∙ (- 1) ∙ 1 2 +2∙ 1 2 – 14 ∙ ( — 1) ∙ 1 – 3 ∙ 1 + 21 ∙ ( — 1) = 0 ≤ 0 – верно; для случая р = — 5, х1 = х2 = — 1 имеем ( — 1) 3 – 7 ∙ ( — 5) ∙ ( -1) 2 + 2 ∙ (-1) 2 – 14 ∙ ( -5) × ( — 1) – 3 ∙ ( — 1) + 21∙ ( -5 ) = — 136 ≤ 0 – верно. Итак, условию задачи удовлетворяют только р = — 1 и р = — 5.
Пример 4. Найдите все положительные значения параметра а, при которых число 1 принадлежит области определения функции
у = ( а — а ).
Решение. у = ( а — а ). Область определения данной функции составляют все значения х, для которых а — а ≥ 0.
Если значения х = 1 принадлежит области определения, то должно выполняться неравенство а— а ≥ 0, а≥ а (1)
Таким образом, необходимо найти все а > 0, удовлетворяющие неравенству (1).
1) а = 1 удовлетворяет неравенству (1).
2) При а > 1 неравенство (1) равносильно неравенству 2 + 5а ≥ а 2 +6,
а 2 — 5а + 4 ≤ 0. Решение этого неравенства: 1≤ а ≤ 4. Учитывая условие а >1, получим 1
а 2 — 5а + 4 ≥ 0. Его решение а ≤ 1; а ≥ 4 с учетом условия 0
Видео:Решение уравнений и неравенств с параметрами. Урок 2. Рациональные неравенства с параметрамиСкачать
Урок–лекция «Уравнения и неравенства с параметром». 11-й класс
Разделы: Математика
Класс: 11
Цели:
Образовательная:
- систематизировать и обобщить знания о решении уравнения с параметром;
- показать основные приемы решения таких уравнений.
Развивающая: расширить и углубить изучение различных приемов решения уравнений с параметром.
Воспитательная: показать значимость зависимости ответа в задаче с параметром от выбранного значения параметра.
Используемые методы обучения – их применение.
- Объяснительно-иллюстративный.
- Обобщения, аналогии и сравнения.
- УДЕ – создание ключевых задач, аналогия изображений на плоскости.
- Интегрированный – сопоставление алгебры и геометрические интерпретации, слайды.
Формирование общеучебных умений и навыков:
- Выделение существенных признаков изучаемых объектов;
- Выработка практических навыков;
- Используемые методы работы с аудиторией: работа в диалоговом режиме;
- Психологические аспекты урока;
- Создание комфортной рабочей атмосферы;
- Побуждение к активной диалоговой деятельности.
Ход урока
Введение. Вступительное слово учителя.
Уравнения стали привычной частью вариантов вступительных экзаменов ЕГЭ.
Уравнения с параметром вызывают серьезные трудности логического характера.
Каждое такое уравнение – это, по существу, краткая запись семейства уравнений. Ясно, что выписать каждое уравнение из бесконечного семейства невозможно, но тем не менее каждое из них должно быть решено. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении системы понятий и поиске методов решения уравнений с параметрами (линейных, рациональных и т.д.)
Пусть дано уравнение F(х;а) = 0. Если придать параметру а какое – либо фиксированное значение, то данное уравнение можно рассматривать как «обычное» уравнение с одной переменной.
Поставим задачу: Выяснить, какой может быть ситуация при выбранном значении параметра?
Работа с учащимися в диалоговом режиме.
Учитель задает вопросы, добивается верных ответов, выполняет чертеж на доске.
Обычное линейное уравнение с одной переменной сколько может иметь решений?
Уравнение F(а; х) = 0 что собой представляет?
Как осуществляется его решение?
Итак, при выбранном значении параметра возможна одна из ситуаций;
Уравнение (система):
- не имеет смысла;
- не имеет корней (решений);
- имеет одно, два, три….. корня (решения);
- имеет бесконечное множество (решений).
Таким образом, ответ в задаче с параметром существенно зависит от выбранного значения а.
Обозначим основные проблемы:
- Установить основные понятия уравнений с параметрами.
- Для каждого вида уравнений школьного курса математики установить общий метод решения соответствующих уравнений с параметрами – единый как для одного, так и для двух параметров.
- Рассмотреть примеры заданий на исследование уравнений.
- Каково установление числа корней уравнений.
- Нахождение общего корня двух уравнений – в чем его суть?
- Геометрические интерпретации.
I этап – решение первой проблемы.
Работа с учащимися в диалоговом режиме.
Какие вопросы вы себе определите для установления основных понятий?
Появляется слайд и конспект
В задачах II типа требуется найти все значения параметра, при которых выполнены те или иные заданные условия. 1) Решить уравнение а (а – 1) = а – 1. Решение. Перед нами линейное уравнение, имеющее смысл при всех допустимых значениях а. Будем решать его «как обычно»: делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном. Но всегда ли возможно деление? Делить на ноль нельзя. Придется рассмотреть отдельно случай, когда коэффициент при неизвестном равен о. Получим:
Ответ: 1) если а 0, а 1, то х = ; 2) если а = 1, то х – любое число; 3) если а = 0, то корней нет. 2) Решить уравнение (а – 1)х 2 + 2 (2а – 1)х + 4 а + 3 = 0. Решение. Рассмотрим два случая:
Рассмотрим дискриминант: D = (2а – 1) 2 – (а – 1)(4а + 3) = — 3а + 4. Далее, если а > , то D , то корней нет; 2) если а = 1, то х = — 3,5; 3) если а и а1, то х1,2 = . II этап – решение второй проблемы. Рассмотрим способ классификации частных уравнений с помощью модели общих решений. Например. В рациональном уравнении функция f1(а) = является общим решением для тех значений параметра, для которых . Поскольку общее решение уравнения на Аf1 = >. Функция f2(а) = есть общее решение уравнения на множестве Аf2 = . На модели выделяем все типы частных уравнений: ; ; . Итак, на примерах рассмотрены основные понятия уравнений с параметрами: область допустимых значений; область определения; общие решения; контрольные значения параметров; типы частных уравнений. На базе введенных параметров определим общую схему решения всякого уравнения F(а;х) = 0 с параметром а (для случая двух параметров схема аналогична):
III этап – примеры заданий на исследование уравнений. Рассмотрим примеры решения задач с параметрами 2 типа. Особенно часто встречаются задачи на расположение корней квадратного уравнения. При их решении хорошо «работают» графические иллюстрации. Расположение корней относительно заданных точек плоскостью определяется направлением ветвей соответствующей параболы, координатами вершины, а также значениями в заданных точках. 1) При каких значениях параметра а уравнение (а 2 + а + 1)х 2 + (2а – 3)х + а – 5 = 0 имеет два корня, один из которых больше 1, а другой меньше 1? Решение. Пусть f(х) = (а 2 + а + 1)х 2 + (2а – 3)х + а – 5. Так как а 2 + а + 1 >0, то для квадратичной функции f(х) условие задачи может выполняться только при условии f (х) 2 + 4а – 7 2 – 2mх + m + 3 = 0 положительны? Решение. Пусть f(х) = (m-1)х 2 — 2 mх + m + 3 тогда: 1) если, m = 1,то -2х + 4=0, х= 2- корень положителен; 2) если m 1, то с помощью рисунка можно получить следующие соотношения: Рассмотрим 2 случая: 1) если 1,5 m > 0, тогда из 2 и 3 неравенств последней системы получим, что m > 1, т.е. окончательно 1,5 m > 1; 2) если m 0 получим, что m-1 2 x – (2а + 9)cosx + 9а = 0 не имеет корней. Решение. Пусть у = cosх, тогда исходное уравнение примет вид 2у 2 – (2 а + 9)у + 9а = 0, корни которого у1 = а, у2 = 4,5. Уравнение cosх = 4,5 корней не имеет, а уравнение cosх = а не имеет корней, если > 1. Ответ: (- ; -1) (1; ). Пример 2. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение не имеет корней. Решение. Данное уравнение равносильно системе: . Уравнение не имеет решения в двух случаях: а = и Ответ: . Пример 3. При каких значениях параметра а уравнение имеет единственное решение? Решение. Решение уравнения может быть единственным только, если х = 0. Если х = 0,то а 2 -1 = 0, и а = 1. Рассмотрим 2 случая: 1) если а = 1, то х 2 — = 0 – корней три; 2). Если а = -1, то то х 2 + = 0, х = 0 — единственный корень. Пример 4. При каких значениях параметра а уравнение имеет 2 корня? Решение. Данное уравнение равносильно системе: . Выясним, когда квадратное уравнение х 2 – х – а = 0 имеет 2 неотрицательных корня. Полученное уравнение имеет два корня, если 1+ 4а > 0; они неотрицательны, если 0 > а > — . Ответ: (- ; 0] . Во многих случаях при установлении числа корней уравнении имеет значение симметрия. V этап — нахождение общего корня двух уравнений. Пример 1. При каких значениях параметра а уравнение х 2 + 3х + 7а -21 =0 и х 2 +6х +5а -6 =0 имеют общий корень? Решение. Исключим параметр а из полученной системы. Для этого первое уравнение умножим на -5, второе — на7, а результаты сложим. Получим: 2х 2 + 27х +63 =0, корни которого х1 = -3, х2 = -10,5. Подставим корни в одно из уравнений и найдем значение параметра а. Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение х 2 – ах + 2 = 0 и 3х 2 + (а — 9)х+ 3=0 равносильны? Решение. Как известно уравнения равносильны, если множество их корней совпадают. Рассмотрим 2 случая. 1) Уравнения не имеют корней (множество корней пусто). Тогда их дискриминанты отрицательны:
Система неравенств решений не имеет. 2) Уравнения имеют общие корни. Тогда Следовательно, данные уравнения могут иметь общие корни только при а = 3 или а = . VI этап – геометрические интерпретации. Решение задач с параметрами может существенно облегчить использование графиков. Пример 1. Решите уравнение в зависимости от параметра а: . Решение. Понятно что при а 0: . Все ли корни подходят. Чтобы это выяснить, построим график функции а =. Найдем эти корни. При а = 0 получим х 2 – 2х – 3 = 0 и х1 = -1, х2 = 3; при а > 4 это корни уравнения х 2 – 2х – 3 – а = 0. Если 0 4, то х1,2 = 1 . Пример 2. При каких значениях а уравнение имеет более двух корней? Решение. Если подставить х = 0 в исходное уравнение, то получим 6 = 6, это означает, что х = 0 является решением уравнения при любом а. Пусть теперь х 0, тогда можно записать . Выясним знаки выражений 2х + 3 и 2х – 3. Раскроем модули: а = (1) В плоскости х0а построим множество точек (х;а), координаты которых удовлетворяют соотношению (1). Если а = 0, то уравнение имеет бесконечное множество решений на промежутке , при других значениях а число решений уравнения не превышает двух. Тестовый контроль 1 вариант 2 вариант 1) Решите уравнение: 0 · х = а Ответы: а) при а ≠ 0, х = 1, при а = 0, х R б) при а = 0, х R, при а ≠ 0 корней нет в) при а = 0 нет корней, при а ≠ х = 1) Решить уравнение: а х = а. Ответы: а) при а ≠ 0, х = 1, при а = 0, х R б) при а = 0, х R, при а ≠ 0 корней нет в) при а = 0 нет корней, при а ≠ х = 2) Решит уравнение: (в – 2)·х = 5 + в. а) при в = 2 нет корней; при в ≠2, х = ; б) при в = -2 нет корней, при в ≠-2 х = в) при в = -1 нет корней, при а ≠ — 1 2) Решите уравнение (в + 1)·х = 3 – в. а) при в = 2 нет корней; при в ≠2, х = ; б) при в = -2 нет корней, при в ≠-2 х = в) при в = -1 нет корней, при а ≠ — 1 3) При каких значениях параметра с уравнение имеет бесконечное множество решений? с·(с + 1)·х = с 2 – 1. Ответ: а) при с = -1, х R, б) при с = 2, х R, в) при с = — 1, х R, 3) При каких значениях параметра с уравнение имеет бесконечное множество решений? (с 2 – 4)·х = (с – 2)·(с+ 1). Ответ: а) при с = -1, х R, б) при с = 2, х R, в) при с = — 1, х R, 4) При каких значениях параметра m уравнения не имеет решений? . Ответы: а) при m = 6 нет корней; б) при m = 7 нет корней; в) при m = 8 нет корней. 4) При каких значениях параметра m уравнения не имеет решений? . Ответы: а) при m = 6 нет корней; б) при m = 7 нет корней; в) при m = 8 нет корней. 5) Решить уравнение . а) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ; б) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ; в) при а = 0 нет корней, а ≠ 0 х = — 2а. 5) Решить уравнение . а) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ; б) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ; в) при а = 0 нет корней, а ≠ 0 х = — 2а. 6) При каких значениях параметра n уравнение имеет один корень? nх 2 + 4х + (5 – n) = 0. а) при n = 0 х =1, при n = 2 х = 2, при n =2 х = ; б) при n = 0 х = —, при n = 1 х = 2, при n = — 4 х = ; в) при n= 0 х = — , при n = 1 х = — 2, при n =4 х = — . 6) При каких значениях параметра n уравнение имеет один корень? nх 2 + 4х + (3 + n) = 0. а) при n = 0 х =1, при n = 2 х = 2, при n =2 х = ; б) при n = 0 х = —, при n = 1 х = 2, при n = — 4 х = ; в) при n= 0 х = — , при n = 1 х = — 2, при n =4 х = — . Задание: 1. На листке записать фамилию, номер варианта и код ответов. 2. Проверить правильность своего кода с ключом учителя. Домашнее задание: решить самостоятельно: 1. При каких значениях а уравнение а = имеет более трех корней? Ответ: а [3; 5). 2. При каждом значении параметра а решите уравнение = х – а. Ответ: если а (- , решений нет если а [- ] (- 3; 3], то х = ; если а (- 3], то х = . 3. Сколько корней в зависимости от параметра а имеет уравнение nх = а? Ответ: если а (, то уравнение имеет два решения; если а , то уравнение имеет одно решение; если а ( —; ), то уравнение не имеет решений. Рефлексия. Выбери для себя цвет и определи Анализ результатов. 1) Предложенный тестовый контроль помог выявить результаты: 2) Рефлексия позволила выявить, что у
Литература.
💥 ВидеоУрок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать 11 класс, 34 урок, Задачи с параметрамиСкачать 8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать Решение уравнений и неравенств с параметрами. Урок 3. Дробно-рациональные неравенства с параметрамиСкачать Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать 4. Рациональные уравнения и неравенства с параметрами. Часть 1.Скачать Уравнения с параметрами Урок 1Скачать Решение уравнений и неравенств с параметрами. Урок 4. Иррациональные уравнения с параметрамиСкачать Уравнения и неравенства с параметрами 1Скачать Неравенство с параметромСкачать Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать 11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулямиСкачать |