О чем эта статья:
5 класс, 6 класс, 7 класс
- Понятие дроби
- Основные свойства дробей
- Понятие уравнения
- Понятие дробного уравнения
- Как решать уравнения с дробями
- 1. Метод пропорции
- 2. Метод избавления от дробей
- Что еще важно учитывать при решении
- Универсальный алгоритм решения
- Примеры решения дробных уравнений
- Урок математики в 5-м классе «Умножение десятичных дробей»
- Презентация к уроку
- Разработка урока по математике на тему «Умножение десятичных дробей» (5 класс)
- 💡 Видео
Видео:Уравнения с десятичными дробями в 5 классе (на умножение и деление).Скачать
Понятие дроби
Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.
Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:
- обыкновенный вид — ½ или a/b,
- десятичный вид — 0,5.
Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.
Дроби бывают двух видов:
- Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
- Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.
Видео:УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ #егэ #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #образованиеСкачать
Основные свойства дробей
Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.
Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.
Видео:Уравнения с десятичными дробями. Математика 5 классСкачать
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:
- Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
- Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении:
|
---|---|
Квадратное уравнение выглядит так: | ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. |
Видео:Умножение и деление десятичной дроби 😉 Полезный файл в комментарияхСкачать
Понятие дробного уравнения
Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:
Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.
Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:
На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.
Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.
Видео:Умножение десятичных дробей. 5 класс.Скачать
Как решать уравнения с дробями
1. Метод пропорции
Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.
Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:
В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.
После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.
2. Метод избавления от дробей
Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.
В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:
- подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
- умножить на это число каждый член уравнения.
Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!
Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.
Что еще важно учитывать при решении
- если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
- делить и умножать уравнение на 0 нельзя.
Универсальный алгоритм решения
Определить область допустимых значений.
Найти общий знаменатель.
Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.
Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.
Решить полученное уравнение.
Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.
Записать ответ, который прошел проверку.
Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.
Видео:Все действия с десятичными дробями (Сложение, вычитание, деление и умножение)Скачать
Примеры решения дробных уравнений
Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.
Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.
- Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
- Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Решим обычное уравнение.
Пример 2. Найти корень уравнения
- Область допустимых значений: х ≠ −2.
- Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Переведем новый множитель в числитель..
Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.
Пример 3. Решить дробное уравнение:
- Найти общий знаменатель:
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:
Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:
Решим полученное квадратное уравнение:
Получили два возможных корня:
Если x = −3, то знаменатель равен нулю:
Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.
Видео:Умножение десятичных дробей. Математика 5 класс.Скачать
Урок математики в 5-м классе «Умножение десятичных дробей»
Класс: 5
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (778 кБ)
Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вента-Граф, 2018 г.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Цели урока:
- Предметные: учиться умножать десятичные дроби, закрепить алгоритм умножения десятичных дробей; развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.
- Личностные: развивать интерес к изучению темы, мотивировать желание применять знания.
- Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Планируемые результаты: учащиеся научатся умножать десятичные дроби, решать текстовые задачи, содержащие десятичные дроби, арифметическим способом.
Основные понятия: правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Проводит беседу. Настрой на урок.
Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
– Сегодняшний урок я хочу начать словами Пифагора, с которыми он обращался к своим ученикам.
«Не делай того, что не знаешь.
Но научись тому, что надо знать.»
Готовятся к уроку. Настрой на деловой ритм.
Включение учащихся в учебную деятельность.
Ценностно-смысловая;
Личностная.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
— Какие дроби мы изучаем?
Повторяют изученный материал. Отвечают на вопросы.
— десятичные дроби.
Осознание потребности к построению нового способа действий.
Учебно-познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;
— Как записывается десятичная дробь?
— Какие действия с десятичными дробями нам известны?
— если целые части разные, то больше та, у которой целая часть больше.
— если целые части равные. То приписывая нули уравниваем количество цифр в дробной части и порязрядно сравниваем.
25*4=
3*12=
41*20=
200:25=
150:10=
7000:70=
100
36
820
8
15
100
2,5 + х = 4,6
у – 6,5 = 11
а : 6,8 = 12
Как найти неизвестное слагаемое?
Как называются компоненты при вычитании?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как называются компоненты при делении? Как найти делимое?
III. Выявление места и причины затруднения
Ребята. С какой проблемой мы столкнулись?
Справились вы с ней?
Какая цель нашего урока?
Какую задачу поставим мы перед собой?
С неумением умножать десятичные дроби.
Нет, не справились.
Научиться умножать дроби. Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.
Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Задача: в кабинет математики нужно поменять линолеум. Стоимость одного квадратного метра составляет 85 руб. Размеры класса 5,4м и 3,6м. Сколько потребуется денег на данный ремонт? Какие измерения нужно произвести и что вычислить, чтобы решить задачу?
Ребята предлагают измерить длину и ширину, вычислить площадь пола, полученную площадь умножить на стоимость квадратного метра.
Принятие плана выхода из затруднения.
Коммуникативная (создание алгоритма действия).
V. Реализация построенного проекта
Вычислим площадь пола, если длина равна 5,4м, а ширина 3,6м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?
Перевести метры в дециметры
5,4м = 54дм; 3,6м = 36дм.
54дм * 36дм = 1944дм² = 19,44 м²
Осознание и восприятие алгоритма умножения десятичных дробей.
Коммуникативная.
— Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.
Читают учебник, сравнивают и делают вывод.
VI. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи)
Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия
Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей;
Коммуникативная;
Учебно-познавательная
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— А теперь предлагаю каждому из вас убедиться насколько он понял, как выполнять умножение десятичных дробей.
Самостоятельная работа.
Вариант 1
а) 4, 35 * 8 =
б) 0,37 * 2,1 =
в) 14,8 * 1, 06 =
г) (63,92 – 5,481) * 17 =
Вариант 2
а) 3,42 * 6 =
б) 0,54 * 1,3 =
в) 5,09 * 63,7 =
г) (54,28 – 3,406) * 18 =
Проверка проводится по эталону, имеющемуся у каждого ученика.
Ребята выполняют самостоятельную работу с проверкой по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается алгоритм, выделяется шаг, в котором она допущена.
Учебно-познавательная; математическая (анализ и преобразование по алгоритму);
регулятивная.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Выполним задание из учебника № 914
Вариант 1
(1,3,5); Вариант 2 (2,4,6)
№ 918 Вариант 1((1,3); Вариант 2(2,4)
Как вы выполняли задание? Вспомните правило возведения числа в степень.
Дети выполняют задание.
Учебно-познавательная; математическая; регулятивная.
IX. Рефлексия учебной деятельности
— Давайте подведем итоги нашего урока. Какую цель мы ставили в начале урока? Вы достигли этой цели? Какая часть урока вам понравилась?
Комфортно вам было на уроке?
Запишите домашнее задание: стр. 230, п.34 (правило)
№ 915, составить 3 примера для соседа по парте; попробовать сформулировать правило для умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Ученики отвечают фронтально.
Научиться умножать десятичные дроби.
Да.
Ответы учащихся. Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.
Коммуникативная;
Информационная;
Личностная.
Видео:Уравнение на десятичные дроби со скобками и делением. Номер 391г.Скачать
Разработка урока по математике на тему «Умножение десятичных дробей» (5 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Урок по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение десятичных дробей».
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня девизом нашего урока будут слова А. Маркушевич: «Kтo с детских занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели».
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие: мы посетим страну Десятичные дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Театральной, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
А когда путешественник отправляется в путь, ему полезно многое знать. Например, он должен хорошо знать дорожные указатели. Тогда он точно определит, где нужно свернуть, где можно остановиться, а где получить помощь. А готовы ли мы к экспедиции? Как это можно проверить? (Повторить правила)
Итак, отправляясь в путь мы должны вспомнить правила
1)Умножения десятичной дроби на натуральное число.
2) Умножения и деления десятичной дроби на 10, 100,100 и т.д.
3) Умножения десятичной дроби на 0,1; 0, 001; 0,0001 и т.д.
А также вспомнить, что происходит с десятичной дробью при умножении на правильную или неправильную десятичную дробь
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Расставьте в следующих равенствах запятые:
Вписать пропущенные числа в следующие равенства:
а) * 100 = 0,71
б) * 1000 = 8,3
в) 5,8 * = 58
г) 0,04 * = 40
Проверить ответы, доказать их правильность.
4. Обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение десятичных дробей».
Вот мы и прибыли на станцию Деревня Историческая.
Сообщение учащегося из истории десятичных дробей.
Дальше прибываем на станцию Поляна Цирковая. Нужно найти ошибки и исправить их.
Клоун придумал несколько примеров на умножение десятичных дробей, а чтобы было смешно, в ответах запятые стер или переставил.
Вот какие равенства у него получились.
1) 3,1 ∙1,2 = 372 2)0,15 ∙ 23 =345
3)1,25 ∙ 14 = 1750 4) 35,47 ∙12 =42,564
5) 0,13 ∙ 302 = 392,6 6) 123,2 ∙ 20 =2,4640
Дети выписывают примеры в тетрадь (можно выполнять на раздаточных листах) и исправляют ошибки.
Задания сразу проверяются.
Далее прибываем на станцию Озеро Ребусное.
Наконец мы прибыл и на станцию Лес Сказочный
Решите уравнения и угадайте фамилию детской писательницы и имя сказочного героя.
💡 Видео
Умножение десятичных дробейСкачать
Как решать уравнения с десятичными дробями - математика 5 классСкачать
ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ 😉 #егэ #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #образованиеСкачать
Уравнение. 5 класс.Скачать
Решение уравнений, 6 классСкачать
Решение уравнений с десятичными дробямиСкачать
Умножение в столбик десятичных дробей. Как умножать десятичные дроби?Скачать
Умножение десятичных дробей. Практическая часть. 5 класс.Скачать
Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать
Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
ДЕСЯТИЧНАЯ ДРОБЬ | сложение десятичных дробей | вычитание десятичных дробейСкачать
Умножение обыкновенных и десятичных дробейСкачать