Уравнения с произведением и суммой

Как легко понять знаки Σ и П с помощью программирования

Для тех, кто подзабыл матешу

Вот говорят, что если ты не закончил Физтех, ФПМ или Бауманку, тебе в программировании делать нечего. Почему так говорят? Потому что, дескать, ты не учил сложную математику, а в программировании без неё никуда.

Это всё чушь, конечно. Если вы плохо знаете математику, вы можете быть блестящим разработчиком. Вы вряд ли напишете драйверы для видеокарты, но вы запросто сделаете мобильное приложение или веб-сервис. А это — основные деньги в этой среде.

Но всё же, чтобы получить некоторое интеллектуальное превосходство, вот вам пара примеров из страшного мира математики. Пусть они покажут вам, что не все закорючки в математике — это ад и ужас. Вот две нестрашные закорючки.

Видео:Формулы преобразования суммы и разности тригонометрических функций в произведение. 9 класс.Скачать

Формулы преобразования суммы и разности тригонометрических функций в произведение. 9 класс.

Знак Σ — сумма

Когда математикам нужно сложить несколько чисел подряд, они иногда пишут так:

Уравнения с произведением и суммой

Σ (читается «сигма») — это знак алгебраической суммы, который означает, что нам нужно сложить все числа от нижнего до верхнего, а перед этим сделать с ними то, что написано после знака Σ.

На картинке выше написано следующее: «посчитать сумму всех чисел от 5 до 15, умноженных на два». То есть:

  1. Взять все числа от 5 до 15 (снизу и сверху знака Σ).
  2. С каждым из этих чисел сделать то, что написано справа от Σ, — то есть умножить на два.
  3. Сложить результаты этих операций.

Давайте для закрепления ещё один пример. На картинке ниже будет сказано «Найди сумму квадратов чисел от 5 до 10». То есть «возьми все числа от 5 до 10, каждое из них возведи в квадрат, а результаты сложи».

Уравнения с произведением и суммой

Но мы с вами как программисты видим, что здесь есть повторяющиеся действия: мы много раз складываем числа, которые меняются по одному и тому же правилу. А раз мы знаем это правило и знаем, сколько раз надо его применить, то это легко превратить в цикл. Для наглядности мы показали, какие параметры в Σ за что отвечают в цикле:

Уравнения с произведением и суммой

Видео:Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму. 9 класс.Скачать

Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму. 9 класс.

Произведение П

С произведением в математике работает точно такое же правило, только мы не складываем все элементы, а перемножаем их друг на друга:

Уравнения с произведением и суммой

А если это перевести в цикл, то алгоритм получится почти такой же, что и в сложении:

Уравнения с произведением и суммой

Видео:Найти значение суммы и произведения корней квадратного уравненияСкачать

Найти значение суммы и произведения корней квадратного уравнения

Что дальше

Сумма и произведение — простые математические операции, пусть они и обозначаются страшными символами. Впереди нас ждут интегралы, дифференциалы, приращения и бесконечные ряды. С ними тоже всё не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

math4school.ru

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Суммы и произведения

Уравнения с произведением и суммой

Немного теории

При решении олимпиадных задач о суммах и произведениях чисел сочетаются различные соображения, связанные с применением:

  • формул сокращённого умножения и других алгебраических тождеств,
  • свойств дробей, корней и степеней чисел,
  • признаков делимости чисел,
  • свойств числовых последовательностей,
  • метода математической индукции,
  • сведений из комбинаторики,
  • свойств функций и др.

Задачи с решениями

(1 + b)·(1 + b 2 )·(1 + b 4 )·(1 + b 8 )· . . . ·(1 + b 2n ) = 1 + b + b 2 + b 3 + . . . + b 2 n+1 –1 ,

где b – рациональное число, n – натуральное число.

Умножим и разделим левую часть равенства на

В числителе в результате последовательного применения формулы разности квадратов двух выражений получим

Следовательно, левая часть равенства равна

1 – b 2 n+1
1 – b

В правой части записана сумма (2n+1)-го первого члена геометрической прогрессии с первым членом – 1, и знаменателем – b. Эта сумма равна

1 – b 2 n+1
1 – b

Следовательно, равенство верно.

а) 1 · 1! + 2 · 2! + 3 · 3! + . . . + n · n!;

б) 1 2 – 2 2 + 3 2 – 4 2 + . . . + 99 2 – 100 2 + 101 2 ;

в)1+1+1+ . . . +1.
1 + √ 2√ 2 + √ 3√ 3 + √ 4√ 2014 + √ 2015

Решение

а) 1 · 1! + 2 · 2! + 3 · 3! + . . . + n · n! =

= (2 – 1) · 1! + (3 – 1) · 2! + (4 – 1) · 3! + . . . + ((n + 1) –1) · n! =

= (2! – 1!) + (3! – 2!) + (4! – 3!) + . . . + ((n + 1)! – n!) =

– n 2 + (n + 1) 2 = n + (n + 1),

1 2 – 2 2 + 3 2 – 4 2 + . . . + 99 2 – 100 2 + 101 2 =

= 1 + (2 + 3) + (4 + 5) + . . . + (100 + 101) =

= 1 + 2 + 3 + . . . + 101 =

=(1 + 101) · 102=
2
1=√ n + 1 – √ n= √ n + 1 – √ n ,
√ n + √ n + 1(√ n + √ n + 1 ) · ( √ n + 1 – √ n )
1+1+1+ . . . +1=
1 + √ 2√ 2 + √ 3√ 3 + √ 4√ 2014 + √ 2015

= ( √ 2 – 1) + ( √ 3 – √ 2 ) + ( √ 4 – √ 3 ) + . . . + ( √ 2015 – √ 2014 ) =

3. Докажите, что сумма

1 · 2 · 3 · . . . · 2000 · 2001 + 2002 · 2003 · . . . · 4001 · 4002

делится на 4003.

Преобразуем второе слагаемое данной суммы так:

2002 · 2003 · . . . · 4001 · 4002 =

= (4003 – 2001)·(4003 – 2000)·(4003 – 1999)· . . . ·(4003 – 2)·(4003 – 1) =

= 4003·k – 1·2·3· . . . ·2000·2001,

где k – некоторое натуральное число. Мы видим, что данная сумма равна 4003·k и, следовательно, делится на 4003. (Заметим, что 4003 – простое число, и поэтому при установлении делимости на 4003 необходимо выделять множитель 4003.)

4. Вычислить сумму

1+1+1+ . . . +1.
1 · 55 · 99 · 13(4n – 3)·(4n + 1)

Решение

Обозначим требуемую сумму через S. Представим каждое из слагаемых заданной суммы следующим образом:

1=1· ( 1 –1) ,
1 · 545
1=1· (11) ,
5 · 9459
1=1· (11) ,
9 · 134913
1=1· (11) .
(4n – 3)·(4n + 1)44n – 34n + 1

Складывая почленно эти представления, имеем

S =1· (1 –1) =n.
44n + 14n + 1

5. Вычислите коэффициент при х 100 в многочлене

(1 + х + х 2 + х 3 + . . . + х 100 ) 3

после приведения всех подобных слагаемых.

Перемножив без приведения подобных членов три многочлена

(1 + х + х 2 + х 3 + . . . + х 100 )(1 + х + х 2 + х 3 + . . . + х 100 )(1 + х + х 2 + х 3 + . . . + х 100 )

получим сумму произведений вида

где р, q, r – целые числа, удовлетворяющие условиям

0 p 100, 0 q 100, 0 r 100,

причем коэффициенты при х p х q х r равны 1. Выражение х 100 получится только тогда, когда

Следовательно, искомый коэффициент равен числу целочисленных решений уравнения

0 p 100, 0 q 100, 0 r 100.

Это уравнение имеет

101 решение при р = 0,

100 решений при р = 1,

99 решений при р = 2

Следовательно, число всех решений равно

101 + 100 + 99 + . . . + 2 + 1 = 5151.

6. Доказать, что число

(2010·2011·2012·2013 + 1)·(2011·2012·2013·2014 + 1)·(2012·2013·2014·2015 + 1)

есть полный квадрат.

Полагая в первом множителе n = 2012, его можно преобразовать следующим образом:

2010·2011·2012·2013 + 1 = (n – 2)·(n – 1)·n·(n + 1) + 1 =

= n 4 – 2n 3 – n 2 + 2n + 1 = (n 2 – n – 1) 2 .

Подобным образом убеждаемся, что два других множителя данного произведения тоже являются квадратами. Но

a 2 ·b 2 ·c 2 = (a·b·c) 2 ,

что и требовалось доказать.

7. Докажите, что при условии А + В + С = 180° имеет место равенство

ctg A · ctg B + ctg В · ctg C + ctg С · ctg А = 1.

ctg A · ctg B + ctg В · ctg C + ctg С · ctg А =
=cos A · cos B+cos B · cos C+cos C · cos A=
sin A · sin Bsin B · sin Csin C · sin A
=cos A · cos B · sin C + cos B · cos C · sin A + cos C · cos A · sin B=
sin A · sin B · sin C
=cos A · cos B · sin C + cos C · sin (A + В)=
sin A · sin B · sin C
=cos C · sin (A + В) + sin C · (cos A · cos B – sin A · sin B)+sin A · sin B · sin C=
sin A · sin B · sin Csin A · sin B · sin C
=sin (A + B + C) + sin A · sin B · sin C=sin 180°+ 1 = 1.
sin A · sin B · sin Csin A · sin B · sin C

Преобразования законны, если ни один из синусов А, В, С не равен 0, т.е. ни один из углов А, В, С не равен 180°·k, где k – целое число.

Следовательно, справедливы неравенства

Перемножая почленно эти неравенства, получаем

Отсюда и из равенств

следует требуемое неравенство.

9. Можно ли вычеркнуть из произведения 1! . 2! . 3! . . . . . 100! один из факториалов так, чтобы произведение оставшихся было квадратом целого числа? (Напомним, что n! = 1 . 2 . 3 . . . . . n).

Посмотрим, сколько раз входит каждое число от 2 до 100 в наше произведение. Число 2 входит во все факториалы, начиная со второго, то есть 99 раз; число 3 входит во все факториалы, начиная с третьего, то есть 98 раз; и так далее – каждое число входит во все факториалы, начиная со »своего». То есть n входит в произведение (101 – n) раз:

1! . 2! . 3! . . . . . 100! = 2 99 . 3 98 . 4 97 . . . . . 97 4 . 98 3 . 99 2 . 100.

В частности, все нечётные числа входят в произведение чётное число раз, а чётные – нечётное число раз. Выделим отдельно произведение всех чётных чисел, взятых по одному разу,

1! . 2! . 3! . . . . . 100! = 2 99 . 3 98 . 4 97 . . . . . 97 4 . 98 3 . 99 2 . 100 =
= (2 98 . 3 98 . 4 96 . . . . . 97 4 . 98 2 . 99 2 )(2 . 4 . 6 . . . . . 98 . 100).

В первой скобке все степени чётные, значит, произведение чисел в первых скобках — квадрат целого числа. А произведение чисел во вторых скобках равно

2 . 4 . 6 . . . 98 . 100 = 2 . (2 . 2) . (2 . 3) . . . (2 . 49) . (2 . 50) =
= 2 50 . 1 . 2 . 3 . . . 49 . 50 = 2 50 . 50!

Но 2 50 является квадратом целого числа. Значит, если зачеркнуть 50!, то оставшееся произведение будет квадратом целого числа.

Ответ: д а, нужно вычеркнуть 50!.

10. На какую наибольшую степень тройки делится произведение

= 3 10 ·1·11·111·1111·11111·111111·1111111·11111111·111111111·1111111111.

Среди множителей, записанных только единицами, на 3 делятся только числа с суммой цифр, кратной трем: 111, 111111 и 111111111. 111 и 111111 не делятся на 9, а 111111111 = 111·1001001 делится на 9, но не на 27 (каждый множитель кратен 3, но не кратен 9).
Таким образом, данное произведение делится на 3 10 ·3·3·3 2 = 3 14 , но не делится на 3 15 .

Задачи без решений

1. Найдите сумму:

а) 1 · 2 + 2 · 3 + . . . + (n – 1) · n;

б)1+2+3+4+ . . . +n;
22 22 32 42 n
в)1+2+3+4+ . . . +99.
2!3!4 !5!100!

2. Найти сумму 1 + 11 + 111 + . . . + 1111. 11, если последнее слагаемое записано с помощью 1000 единиц.

3. Докажите, что(n + 1) · (n + 2) · . . . · (2n – 1) · 2n= 2 n .
1 · 3 · 5 · . . . · (2n – 1)

4. Докажите равенство: 2 sin 1° · 2 sin 2° · 2 sin 3° · . . . · 2 sin 179° = 180.

5. Докажите, что произведение ста последовательных натуральных чисел не может быть сотой степенью натурального числа.

Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Уравнения с произведением и суммой

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Математика| Преобразование тригонометрических выражений. Формулы и задачиСкачать

Математика| Преобразование тригонометрических выражений. Формулы и задачи

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Уравнения с произведением и суммой

Вернем получившееся равенство Уравнения с произведением и суммойв первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Уравнения с произведением и суммой

Пример 4. Рассмотрим равенство Уравнения с произведением и суммой

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Уравнения с произведением и суммой

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Уравнения с произведением и суммой

Видео:Элементы комбинаторики. Правило суммы. Правило произведения. 9 класс.Скачать

Элементы комбинаторики. Правило суммы. Правило произведения. 9 класс.

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Уравнения с произведением и суммой

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Уравнения с произведением и суммой

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Уравнения с произведением и суммой

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Уравнения с произведением и суммой

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Уравнения с произведением и суммой

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Уравнения с произведением и суммой

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Уравнения с произведением и суммой

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Уравнения с произведением и суммой

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Уравнения с произведением и суммой

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Уравнения с произведением и суммой

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Уравнения с произведением и суммой

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Уравнения с произведением и суммой

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Уравнения с произведением и суммой

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Уравнения с произведением и суммойпозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда Уравнения с произведением и суммой.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда Уравнения с произведением и суммой.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Уравнения с произведением и суммойтребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Уравнения с произведением и суммой

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Уравнения с произведением и суммойвместо числа 15 располагается переменная x

Уравнения с произведением и суммой

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Уравнения с произведением и суммой

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Уравнения с произведением и суммой. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Уравнения с произведением и суммойвместо числа 5 располагается переменная x .

Уравнения с произведением и суммой

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Уравнения с произведением и суммой

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Уравнения с произведением и суммой. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Уравнения с произведением и суммой

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:Теорема Виета. 8 класс.Скачать

Теорема Виета. 8 класс.

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Уравнения с произведением и суммой

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Уравнения с произведением и суммой

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Уравнения с произведением и суммой

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Уравнения с произведением и суммой

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Уравнения с произведением и суммой

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Уравнения с произведением и суммой

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Уравнения с произведением и суммой

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

Мы получили новое уравнение Уравнения с произведением и суммой. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Уравнения с произведением и суммой

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Уравнения с произведением и суммой

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Уравнения с произведением и суммой

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Уравнения с произведением и суммой

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Уравнения с произведением и суммойи подставим вместо x

Уравнения с произведением и суммой

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда x равен 2

Уравнения с произведением и суммой

Видео:10 класс, 28 урок, Преобразование суммы тригонометрических функций в произведениеСкачать

10 класс, 28 урок, Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Уравнения с произведением и суммой

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Уравнения с произведением и суммой

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Уравнения с произведением и суммой

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Уравнения с произведением и суммой

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда Уравнения с произведением и суммой.

Вернемся к исходному уравнению Уравнения с произведением и суммойи подставим вместо x найденное значение 2

Уравнения с произведением и суммой

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Уравнения с произведением и суммоймы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Уравнения с произведением и суммой. Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнения с произведением и суммойтак же равен 2

Уравнения с произведением и суммой

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Уравнения с произведением и суммой

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Уравнения с произведением и суммойВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Уравнения с произведением и суммой

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда Уравнения с произведением и суммой

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Уравнения с произведением и суммой

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Уравнения с произведением и суммой

Пример 3. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Раскроем скобки в левой части равенства:

Уравнения с произведением и суммой

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Уравнения с произведением и суммой

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда Уравнения с произведением и суммой

Вернемся к исходному уравнению Уравнения с произведением и суммойи подставим вместо x найденное значение 4,5

Уравнения с произведением и суммой

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Уравнения с произведением и суммоймы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Уравнения с произведением и суммой. Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнения с произведением и суммойтак же равен 4,5

Уравнения с произведением и суммой

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Уравнения с произведением и суммой

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Уравнения с произведением и суммой

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Уравнения с произведением и суммой.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Уравнения с произведением и суммой

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Уравнения с произведением и суммой

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Уравнения с произведением и суммой

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Уравнения с произведением и суммой

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Уравнения с произведением и суммой

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Уравнения с произведением и суммой

В результате останется простейшее уравнение

Уравнения с произведением и суммой

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Уравнения с произведением и суммой

Вернемся к исходному уравнению Уравнения с произведением и суммойи подставим вместо x найденное значение 4

Уравнения с произведением и суммой

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Уравнения с произведением и суммой. Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнения с произведением и суммойравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Уравнения с произведением и суммой, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Уравнения с произведением и суммой

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Уравнения с произведением и суммойна множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Уравнения с произведением и суммой

Пример 2. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Умнóжим обе части уравнения на 15

Уравнения с произведением и суммой

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Уравнения с произведением и суммой

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнения с произведением и суммой

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Уравнения с произведением и суммой

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда Уравнения с произведением и суммой

Вернемся к исходному уравнению Уравнения с произведением и суммойи подставим вместо x найденное значение 5

Уравнения с произведением и суммой

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнения с произведением и суммойравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Умнóжим обе части уравнения на 3

Уравнения с произведением и суммой

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Уравнения с произведением и суммой

Останется простейшее уравнение Уравнения с произведением и суммой. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Уравнения с произведением и суммой

Отсюда Уравнения с произведением и суммой

Вернемся к исходному уравнению Уравнения с произведением и суммойи подставим вместо x найденное значение 9

Уравнения с произведением и суммой

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Умнóжим обе части уравнения на 6

Уравнения с произведением и суммой

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Уравнения с произведением и суммой

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Уравнения с произведением и суммой

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнения с произведением и суммой

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Уравнения с произведением и суммой

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Уравнения с произведением и суммой

Вернемся к исходному уравнению Уравнения с произведением и суммойи подставим вместо x найденное значение 4

Уравнения с произведением и суммой

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Уравнения с произведением и суммой

Умнóжим обе части уравнения на 15

Уравнения с произведением и суммой

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Уравнения с произведением и суммой

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнения с произведением и суммой

Раскроем скобки там, где это можно:

Уравнения с произведением и суммой

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Уравнения с произведением и суммой

Найдём значение x

Уравнения с произведением и суммой

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Уравнения с произведением и суммой

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Уравнения с произведением и суммой

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Уравнения с произведением и суммой

Значение переменной А равно Уравнения с произведением и суммой. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Уравнения с произведением и суммой, то уравнение будет решено верно

Уравнения с произведением и суммой

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Уравнения с произведением и суммой. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Уравнения с произведением и суммой

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Уравнения с произведением и суммой

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Уравнения с произведением и суммой

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Уравнения с произведением и суммой

Перепишем то, что у нас осталось:

Уравнения с произведением и суммой

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Уравнения с произведением и суммой

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Уравнения с произведением и суммой

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс.Скачать

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс.

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Уравнения с произведением и суммой. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые:

Уравнения с произведением и суммой

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Уравнения с произведением и суммой. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Уравнения с произведением и суммой

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Уравнения с произведением и суммойна самом деле выглядит следующим образом:

Уравнения с произведением и суммой

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Уравнения с произведением и суммой

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Уравнения с произведением и суммой

Итак, корень уравнения Уравнения с произведением и суммойравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Уравнения с произведением и суммой

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Уравнения с произведением и суммойна минус единицу:

Уравнения с произведением и суммой

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Уравнения с произведением и суммой, а правая часть будет равна 10

Уравнения с произведением и суммой

Корень этого уравнения, как и уравнения Уравнения с произведением и суммойравен 5

Уравнения с произведением и суммой

Значит уравнения Уравнения с произведением и суммойи Уравнения с произведением и суммойравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Уравнения с произведением и суммой. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Уравнения с произведением и суммойна −1 можно записать подробно следующим образом:

Уравнения с произведением и суммой

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Уравнения с произведением и суммой

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Уравнения с произведением и суммойна −1 , мы получили уравнение Уравнения с произведением и суммой. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Уравнения с произведением и суммой

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Уравнения с произведением и суммой

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Уравнения с произведением и суммой

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Уравнения с произведением и суммой

Видео:Разность квадратов двух выражений. 7 класс.Скачать

Разность квадратов двух выражений. 7 класс.

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Уравнения с произведением и суммой. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Уравнения с произведением и суммой

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Уравнения с произведением и суммой

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Решить уравнения, используя формулы сокращенного умножения.Сумма и квадрат разности. Алгебра 7 классСкачать

Решить уравнения, используя формулы сокращенного умножения.Сумма и квадрат разности. Алгебра 7 класс

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Уравнения с произведением и суммоймы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Уравнения с произведением и суммой

Но если в уравнении Уравнения с произведением и суммойобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения вида Уравнения с произведением и суммоймы решали выражая неизвестное слагаемое:

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Уравнения с произведением и суммойслагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Далее разделить обе части на 2

Уравнения с произведением и суммой

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Уравнения с произведением и суммой.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Уравнения с произведением и суммой

В случае с уравнениями вида Уравнения с произведением и суммойудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Уравнения с произведением и суммой

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умноженияСкачать

7 класс, 24 урок, Формулы сокращённого умножения

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Уравнения с произведением и суммой

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Уравнения с произведением и суммой

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Уравнения с произведением и суммойи убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Уравнения с произведением и суммой

Видео:Формулы суммы и разности косинуса и синуса Алгебра 10 классСкачать

Формулы суммы и разности косинуса и синуса Алгебра 10 класс

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Уравнения с произведением и суммой

Пример 2. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Быстрый способ решения квадратного уравненияСкачать

Быстрый способ решения квадратного уравнения

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Уравнения с произведением и суммойне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Уравнения с произведением и суммой. Тогда уравнение примет следующий вид

Уравнения с произведением и суммой

Пусть Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Пример 2. Решить уравнение Уравнения с произведением и суммой

Раскроем скобки в левой части равенства:

Уравнения с произведением и суммой

Приведем подобные слагаемые:

Уравнения с произведением и суммой

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Уравнения с произведением и суммой

Видео:Производная: секретные методы решения. Готовимся к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Производная: секретные методы решения. Готовимся к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Уравнения с произведением и суммой

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Уравнения с произведением и суммойопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Уравнения с произведением и суммойна t

Уравнения с произведением и суммой

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Уравнения с произведением и суммой

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Уравнения с произведением и суммой

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Уравнения с произведением и суммойопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Уравнения с произведением и суммой

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Уравнения с произведением и суммой

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Уравнения с произведением и суммой

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Уравнения с произведением и суммой

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Уравнения с произведением и суммойпримет следующий вид

Уравнения с произведением и суммой

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Уравнения с произведением и суммой

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Уравнения с произведением и суммой

Затем разделить обе части на 50

Уравнения с произведением и суммой

Пример 2. Дано буквенное уравнение Уравнения с произведением и суммой. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Уравнения с произведением и суммой

Разделим обе части уравнения на b

Уравнения с произведением и суммой

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Уравнения с произведением и суммой

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Уравнения с произведением и суммой. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Уравнения с произведением и суммой

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Уравнения с произведением и суммой

В левой части вынесем за скобки множитель x

Уравнения с произведением и суммой

Разделим обе части на выражение a − b

Уравнения с произведением и суммой

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Уравнения с произведением и суммой

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Уравнения с произведением и суммой

Уравнения с произведением и суммой

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Уравнения с произведением и суммой

Пример 4. Дано буквенное уравнение Уравнения с произведением и суммой. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Уравнения с произведением и суммой

Умнóжим обе части на a

Уравнения с произведением и суммой

В левой части x вынесем за скобки

Уравнения с произведением и суммой

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Уравнения с произведением и суммой

Видео:Что такое знак СУММЫ и как он работает?Скачать

Что такое знак СУММЫ и как он работает?

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Уравнения с произведением и суммой

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Уравнения с произведением и суммойпримет вид Уравнения с произведением и суммой.
Отсюда Уравнения с произведением и суммой.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

💥 Видео

Подготовка к ЕГЭ #91. Решение тригонометрических уравнений преобразованием произведения в суммуСкачать

Подготовка к ЕГЭ #91. Решение тригонометрических уравнений преобразованием произведения в сумму
Поделиться или сохранить к себе: