Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

Видео:Эконометрика. Оценка значимости уравнения регрессии. Критерий ФишераСкачать

Эконометрика. Оценка значимости уравнения регрессии. Критерий Фишера

Уравнение Фишера

уравнение положено в основу современного монетаризма

Уравнение Фишера — уравнение обмена, главное уравнение количественной теории денег, положенной в основу современного монетаризма, который трактует деньги как основной элемент рыночного хозяйства.
Согласно уравнению Фишера произведение величины денежной массы на скорость обращения денег равно произведению уровня цен на объем национального продукта:

где М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег;
Р — уровень цен;
Q — объем (количество) товаров.

В своей книге «Покупательная сила денег» (1911 г.) Ирвинг Фишер анализировал влияние изменения структуры платежей в хозяйстве на скорость обращения денег.
Он пришел к выводу, что ценовые сдвиги изменяют спрос на деньги, а следовательно, меняется количество денег, необходимых для обращения.
Эта трактовка активно используется современными монетаристами при построении теории спроса на деньги.

Видео:Экономика доступным языком: Макроэкономика. Уравнение Фишера.Скачать

Экономика доступным языком: Макроэкономика. Уравнение Фишера.

Разработка урока по экономике

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Тема урока :Банковская система

рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы;

выяснить суть кредитной эмиссии.

особенности двухуровневой банковской системы;

основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в экономике;

классификацию коммерческих банков, виды банковских операций и виды депозитов;

основные принципы кредитования;

цель создания и виды банковских резервов;

дать представление о кредитной эмиссии и банковском мультипликаторе;

умение работать с дополнительной литературой, искать нужную информацию в сети Интернет;

умение решать задачи;

навыки выбора более выгодного банка для сотрудничества.

Основные понятия урока : банк, банковская система, Центральный банк, активы, пассивы банка, кредит, эмиссия, депозиты, залог, маржа.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: проектор, доска интерактивная, презентация к уроку “Банковская система”.

рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы;

выяснить суть кредитной эмиссии.

I. Организационный момент : ознакомление со структурой и задачами урока.

II. Контрольная проверка знаний :

Тест. Тестовое задание “Деньги”

1. Назовите функции денег.

А) мировые деньги;

Б) средство обращения;

В) средство платежа;

2. Уравнение И.Фишера определяет, что денежная масса зависит от:

А) скорости обращения денег;

В) объема сделок;

Г) золотовалютных резервов.

3. Эмиссию наличных денег в Российской Федерации монопольно осуществляет:

А) Министерство финансов и экономического развития;

Б) Федеральное казначейство;

В) Центральный банк;

Г) Федеральная резервная система.

4. Если Центральный банк предполагает увеличить предложение денег, то он может:

А) выполнять операцию по покупке ценных бумаг на открытом рынке;

Б) снизить учетную ставку;

В) нет правильного ответа.

5. Покупательная способность денег в условиях инфляции:

А) не изменяется;

Б) может и повышаться, и снижаться;

В) прямо пропорциональна темпу инфляции;

6. Денежная масса увеличивается за счет:

А) выпуска государственных облигаций;

Б) эмиссионного покрытия дефицита госбюджета;

В) увеличения золотого запаса государства;

Г) продажи валюты иностранных государств.

7. количество денег в обращении в течении нескольких дней увеличилось, если:

А) кто-то взял взаймы некоторую сумму у своих друзей;

Б) начался сезон отпусков;

В) предприятие задержало выплату зарплаты.

8. Ценность современных денег определяется:

А) золотым запасом страны;

В) абсолютной ликвидностью.

Г) количеством денег находящихся в обращении.

9. Уравнение Фишера показывает, что:

А) ценность бумаг прямо пропорциональна их количеству;

Б) мера стоимости денег не зависит от их количества в обращении;

В) количество обращающихся денег находится в прямой зависимости от имеющейся товарной массы;

Г) сумма товарных цен находится в прямой зависимости от обращающейся денежной массы.

10. предложение денег увеличится, если:

А) бизнесмен занял крупную сумму наличных денег под 5% ежемесячно;

Б) Центробанк представил займ коммерческому банку;

В) Центробанк продал краткосрочные государственные обязательства на открытом рынке ценных бумаг.

III. Изучение нового материала.

Причины появления банков. (Слайд №)

Виды и функции банков. (Слайд №)

Принципы кредитования. (Слайд №)

1. Причины появления банков.

Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги ни хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей- купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!

Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.

2. Виды и функции банков.

Банк- это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.

Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.

Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков – рассмотрим схему:

Центральный банк главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

Основные функции Центрального банка :

осуществляет монопольное право выпуска кредитных денег (банкнот);

регулировать обращение денежной массы в стране и обменный курс национальной валюты;

хранить централизованный и золотой запас;

быть главным банкиром и финансовым консультантом правительства;

оказывать помощь правительству в управлении бюджетом;

оказывать разнообразные услуги и другим кредитным учреждениям и контролировать работу других банков;

проводить денежно-кредитную политику.

2 уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.

Коммерческий банк — фирма, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей кредитов.

Функции коммерческих банков –

открытие и ведение денежных счетов.

предоставление кредитов для нужд граждан и деятельности фирм.

покупка и продажа ценных бумаг.

осуществление безналичных расчетов и др.

Виды коммерческих банков (групповая работа – 2 учащихся) – ребята получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции (в таблице указать стрелками):

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

Разновидность банка (кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный;

выдают в долг денежные ссуды;

выполняют различные расчетные операции с населением;

покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.

3. Принципы кредитования .

Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” — ссуда, долг . Кредит имеет денежную природу. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях. Кредит — форма движения ссудного капитала.

Кредитование – это предоставление денежных средств во временное пользование и за плату.

Депозиты – все виды денежных средств, преданные их владельцами на время хранение банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.

Кредитный договор – соглашение между банками и тем, кто одалживает у него деньги (заемщик), определяющее обязанности и права каждой из сторон, и, прежде всего, срок предоставления кредита, плату за использование им и гарантии возврата денег банку.

Кредитоспособность – наличие у заемщика готовности и возможности вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору, то есть вернуть основную сумму займа и выплатить процент по нему.

Залог – собственность заёмщика, которую он передает под контроль или в распоряжение банка, разрешая её продать, если он сам не сможет вернуть долг.

Кредитная эмиссия — увеличение банком денежной массы страны за счёт создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

Видео:Экономика 11 класс (Урок№5 - Деньги и денежная масса.)Скачать

Экономика 11 класс (Урок№5 - Деньги и денежная масса.)

Уравнение Фишера (уравнение обмена)

Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

Иначе его еще иногда называют уравнением обмена или денежного потока. В общем своём виде, данное уравнение устанавливает взаимосвязь между такими величинами как:

  • Количество денег находящееся в обращении (денежная масса);
  • Скорость, с которой происходит оборот этой денежной массы. В общем случае она представляет собой ту среднюю частоту, с которой, в заданный промежуток времени, одна и таже денежная единица используется для обмена на услуги и товары отечественного производства. В краткосрочном периоде времени эта величина меняется очень медленно, поэтому её можно принять за константу;
  • Текущий уровень цен;
  • Текущий объём производства (выраженный в общем количестве произведённых товаров). Обычно, для данной формулы, принимается допущение о том, что все производственные мощности имеют полную загрузку.

Формула этой взаимосвязи выглядит так:

Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

Как видно из приведённого уравнения, денежная масса находится в прямо пропорциональной зависимости от таких параметров как текущий уровень цен и текущий объём производства. И вместе с тем величина денежной массы обратно пропорциональна скорости её оборота.

Таким образом, данное уравнение представляет собой один и столпов, на которых базируется монетаристская доктрина в экономике.

Монетаризм – теория в современной макроэкономике, основным тезисом которой является утверждение о том, что основным фактором развития экономики является количество денег находящееся в обращении.

Формула была выведена ещё в 1911 году выдающимся представителем неоклассической школы экономики, американским экономистом Ирвингом Фишером.

По сути своей, данное уравнение представляет собой формальное выражение количественной теории денег.

Собственно говоря, сама формулировка количественной теории денег в экономике сводится к тому, что покупательная способность денег в купе с уровнем цен, полностью определяются тем количеством денег, которое находится в обороте.

Здесь следует отметить тот факт, что данная формулировка справедлива для условий стабильного (нормального) экономического развития. В данном случае, действительно, первичным выступает изменение денежной массы и лишь за ним, как следствие, происходит изменение покупательной способности и уровня цен.

В случае же, так называемой, диспропорции в экономическом развитии, может наблюдаться совершенно противоположная картина. В этом случае сначала происходит изменение уровня цен, а лишь за ним изменяется и величина денежной массы.

Кстати говоря, Кембриджская школа политэкономии даёт несколько иную трактовку количественной теории денег. В данном случае, большее значение придаётся выбору потребителей, в отличие от вышеописанной трактовки Ирвинга Фишера, в которой определяющими являются технологические факторы производства.

В формулировке Кембриджской школы, в основе количественной теории денег лежит следующее уравнение:

Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

В рамках количественной теории денег была предложена ещё одна трактовка формулы Фишера:

Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

Одним из выводов, проистекающих из данной трактовки, является то, что стабильность цен (в той или иной стране) напрямую зависит о того, насколько находящаяся в обороте денежная масса соответствует общему объёму товарных сделок (включающему в себя объёмы производства, сферы услуг, торговли и т.п.).

Нарушение этого баланса приводит к тому, что уровень цен начинает дестабилизироваться:

Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

Следует иметь в виду, что формула Фишера, по большому счёту, представляет собой скорее теоретическое выражение количественной теории денег и не предназначена для проведения прямых расчётов по ней.

Видео:9.12 Денежная база и денежная массаСкачать

9.12 Денежная база и денежная масса

Критика формулы Фишера

В настоящее время уравнение Фишера признаётся верным далеко не всеми представителями современной экономической школы. В его обосновании обнаруживают целый ряд неточностей, благодаря которым конечная формула не может отражать истинное положение вещей в экономике.

В частности, в качестве примера такого рода критики можно привести статью Юрия Владимировича Лиференко, опубликованную в одном из выпусков журнала «Финансы и кредит» за 2015 год.

В этой статье, в частности, указывается на ошибки Банка России связанные с тем, что он, в процессе осуществлении своей регулирующей деятельности, во многом опирается на количественную теорию денег (иллюстрируемую, как раз, той самой формулой Фишера). Говорится о том, что его регулирующая функция является, мягко говоря, недостаточно эффективной вследствие факта ошибочности данной теории.

Далее приводится доказательство несостоятельности формулы Фишера и, как следствие этого, говорится о неприемлемости её использования (ни в теоретическом, ни в практическом виде) в качестве инструмента для регулирования реальной экономики.

В качестве основного аргумента ошибочности уравнения Фишера приводится тот факт, что правая часть формулы Фишера, представляющая собой выражение PQ, является некорректной. Приводится сравнение с формулой выведенной Карлом Марксом (иллюстрирующей закон денежного обращения) и имеющей следующий вид:

Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

Как видите, внешне эта формула очень похожа на ту, которую впоследствии вывел Ирвинг Фишер. Естественно, он не мог не знать о её существовании (большую часть свей жизни, он преподавал политэкономию) и, предположительно, взял её в качестве основы для своих изысканий. Однако выводы из формулы К. Маркса делаются совершенно противоположные. Левая часть формулы, представленная количеством денег в экономике (денежной массой) М, в данном случае является функцией от её правой части, представленной уровнем цен и объёмом товаров.

Это, в свою очередь, означает, что уровень цен и объём товаров определяют то количество денег, которое необходимо для их обращения, а не наоборот, как утверждает количественная теория денег, выраженная уравнением Ирвинга Фишера.

По мнению автора статьи, Фишер, скорее всего, сознательно исказил некоторые факты для того чтобы представить неделимую составляющую формулы Маркса ΣPiQi в более простом и, самое главное, в математически разделимом виде простого произведения величин P и Q.

Такое представление позволило ему разделить правую часть и записать формулу в виде:

Уравнение фишера определяет что денежная масса зависит от тест

А это в корне меняет тот вывод, который делался Марксом. Теперь получается, что количество денег, в сущности, и определяет уровень цен в экономике. То есть мы видим не что иное, как формулировку количественной теории денег.

В действительности же, такое выражение как PQ не может существовать в принципе. Это объясняется тем, что не бывает понятия цены без привязки к конкретному товару (i). Равно как и не может быть такого понятия как объём производства в принципе, он также должен быть привязан к какому-либо определённому продукту (i).

Ну и наконец, невозможно отделить в этой формуле цену от количества товара (P от Q) поскольку цена любого товара всегда неразрывно связана с его количеством. Например, говорят, что цена хлеба составляет 20 руб/булка (двадцать рублей за одну булку) и её нельзя разорвать на два самостоятельных элемента, таких как 20 руб и 1 булка.

То есть, изначально правильным является всё-таки выражение в виде ΣPiQi, которое, кстати, лежит в основе формулы расчёта ВВП. А формула Фишера изначально построена на ошибочных предпосылках, что говорит не только о том, что она неверна в принципе, но и о несостоятельности всей количественной теории денег вообще.

📸 Видео

9.6 Количественная теория денег Монетизация экономикиСкачать

9.6 Количественная теория денег  Монетизация экономики

Что не так с уравнением MV=PQ и скоростью обращения денег?Скачать

Что не так с уравнением MV=PQ и скоростью обращения денег?

Денежная масса - M0 M1 и M2Скачать

Денежная масса - M0 M1 и M2

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Что такое денежное обращение в условиях рынка, объем и структура денежной массыСкачать

Что такое денежное обращение в условиях рынка, объем и структура денежной массы

Макроэкономика. Денежно кредитная система.Скачать

Макроэкономика. Денежно кредитная система.

«Особенности преподавания темы «Закономерности денежного обращения. Денежная масса. Инфляция»Скачать

«Особенности преподавания темы «Закономерности денежного обращения. Денежная масса. Инфляция»

Экономика доступным языком: Плехановская олимпиада школьников- разбор задачСкачать

Экономика доступным языком: Плехановская олимпиада школьников- разбор задач

Михаил Хазин: О силе правильной кредитно-денежной политикиСкачать

Михаил Хазин: О силе правильной кредитно-денежной политики

Инфляция (#10)Скачать

Инфляция (#10)

Подготовка к муниципальному этапу. Решаем задачиСкачать

Подготовка к муниципальному этапу. Решаем задачи

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный ОбъемСкачать

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный Объем

Денежный оборот и структура денежного оборотаСкачать

Денежный оборот и структура денежного оборота

Экономика государстваСкачать

Экономика государства

OTM: TDAU Andijon filialiСкачать

OTM:         TDAU Andijon filiali

Расчет выхода продукта от теоретически возможного. 10 класс.Скачать

Расчет выхода продукта от теоретически возможного. 10 класс.
Поделиться или сохранить к себе: