Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Видео:Модуль 2. Баллистика. Равноускоренное движение в плоскости.Скачать

Модуль 2. Баллистика. Равноускоренное движение в плоскости.

Физические основы полета ракет

Лекция 3
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛЕТА РАКЕТ.
1. Силовые факторы определяющие полет ракет.
1.1. Схема действующих сил.
1.2. Сила тяги ракетного двигателя.
1.3. Аэродинамические силы и моменты.
2. Общие уравнения движения ракет.
3. Основные траекторные характеристики неуправляемого полета.
3.1. Траектория и дальность полета.
3.2. Рассеивание неуправляемых ракет.
4. Стабилизация реактивного снаряда на траектории.
4.1. Аэродинамическая стабилизация.
4.2. Гироскопическая стабилизация турбореактивных снарядов.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛЕТА РАКЕТ.

1. Силовые факторы определяющие полет ракет.
1.1. Схема действующих сил.
1.2. Сила тяги ракетного двигателя.
1.3. Аэродинамические силы и моменты.

2. Общие уравнения движения ракет.

3. Основные траекторные характеристики неуправляемого полета.
3.1. Траектория и дальность полета.
3.2. Рассеивание неуправляемых ракет.

4. Стабилизация реактивного снаряда на траектории.
4.1. Аэродинамическая стабилизация.
4.2. Гироскопическая стабилизация турбореактивных снарядов.

1. Силовые факторы определяющие полет ракет.

1.1. Схема действующих сил.
На ракету в полете действуют три основные силы: сила тяги двигателя (P), аэродинамическая сила (R) и сила тяжести (G).
Сила тяги основного двигателя действует в направлении продольной оси ракеты или близко к ней. Направление суммарной аэродинамической силы за-висит от угла между вектором скорости движения ракеты и ее продольной осью. Направление действия силы тяжести, как правило, не совпадает с двумя предыдущими.
В общем случае вектор суммарной (равнодействующей) силы не проходит через центр масс ракеты, поэтому обычно дополнительно возникает момент этой силы относительно центра масс. На рис. 1 представлена схема действующих на ракету сил для упрощенного варианта нахождения траектории полета в вертикальной плоскости. Здесь же показаны три основные системы координат: земная (x0,y0,z0), связанная (x1,y1,z1) и поточная (x,y,z).
За начало земной системы координат принята точка старта или другая неподвижная относительно Земли точка. Ось ординат направлена по радиусу Земли, ось абсцисс совпадает с направлением на цель, а ось 0Z направлена вправо, если смотреть по направлению оси 0Х, и перпендикулярна двум первым. Эта правая прямоугольная система координат. На чертежах и схемах обычно ось ординат расположена вертикально, а ось абсцисс – горизонтально.
Связанная, или, как ее иногда называют, подвижная, система координат жестко соединена с ракетой и перемещается вместе с ней. Начало координат обычно расположено в центре масс ракеты. Одна из осей координат направлена по продольной оси ракеты, остальные две – перпендикулярно продольной оси ракеты и друг другу. Если ракета выполнена по самолетной схеме, то одна из осей связанной системы координат направлена вдоль хорды профиля крыла, а другая – перпендикулярно ей в плоскости симметрии.
В поточной (скоростной) системе координат одна из осей совпадает с направлением вектора полета центра массы ракеты, другая, ей перпендикулярная, лежит в плоскости симметрии летательного аппарата. Как и предыдущие, поточная система координат является правой прямоугольной системой.
Связь между земной и подвижной системами координат осуществляется с помощью углов тангажа, крена и рыскания.
Угол, лежащий в плоскости между продольной осью ракеты и ее проекцией на горизонтальную плоскость, называется углом тангажа и обозначается буквой *.
Угол между проекцией продольной оси ракеты на горизонтальную плоскость и земной координатой 0Х0 называется углом рыскания и обозначается. Поворот ракеты относительно продольной оси определяется углом крена .
Связь между подвижной и поточной системами координат осуществляется с помощью угла атаки и угла скольжения. Угол между вектором скорости и продольной осью ракеты называется углом атаки . Угол между вектором скорости V и проекцией продольной оси ракеты на плоскость, проходящую через вектор скорости и перпендикулярную вертикальной, называется углом скольжения .
Угол называется углом наклона к горизонту касательной к траектории (угол между вектором скорости и горизонтальной плоскостью); угол – углом поворота траектории.
Если , то получим движение в одной плоскости, при котором .

1.2. Сила тяги ракетного двигателя.
Для вывода уравнения определяющего силу тяги реактивного двигателя рассмотрим общий случай движения тела переменной массы на примере работы воздушно-реактивного двигателя, через заборный диффузор которого поступает встречный поток воздуха, необходимый для работы двигателя. Одновременно с забором воздуха продукты сгорания топлива вытекают с большой скоростью из сопла двигателя назад, создавая силу тяги.
Изменение массы такого двигателя схематично представлено на рис. 2.

Рис. 2 Схема изменения массы:
а – состав массы до присоединения и отделения частиц; б – состав массы после присоединения и отделения частиц.

Пусть в рассматриваемый момент времени t тело имеет массу m+dm2, движущуюся со скоростью V. За промежуток времени dt масса тела изменится за счет присоединения элементарной массы dm1 и одновременного отделения массы dm2. Согласно гипотезе, заложенной в методе И.В. Мещерского, при-соединение и отделение частиц происходит за бесконечно малый промежуток времени подобно удару. После присоединения частица движется со скоро-стью основной массы тела, а отделившаяся частица, получив скорость, сразу теряет взаимодействие с основной массой тела. На рассматриваемую систему трех масс действуют силы, равнодействующая которых F. В результате взаимодействия между собой масс m, dm1 и dm2 и под действием сил F ско-рость соединенной массы m1+dm1 будет равна . Скорость движения мас-сы dm1 перед присоединением обозначим u, а скорость массы dm2 после от-деления .
Найдем изменения количества движения системы масс m, dm1 и dm2 за промежуток времени dt и приравняем его к импульсу внешних сил:
m (V + dV) – mV + dm1 [ (V + dV) – u ] + dm2(*а – V) = Fdt (1)
Проведя преобразование, пренебрегая слагаемым dm1•dυ и разделив обе части уравнения (1) на dt, получим уравнение движения тела переменной мас-сы в общем случае:***
Уравнение, подобное полученному, впервые было выведено И.В. Мещерским и названо его именем.
Взяв один из частных случаев, рассмотренных И.В. Мещерским при dm1=0 и dm2=dm, получим уравнение вида,

позволяющее описать прямолинейное движение ракеты с реактивным двигателем обычного типа. Таким образом, И.В. Мещерский показал, что уравнение движения тела переменной массы (ракеты) можно описывать так же, как уравнение движения тела постоянной массы, включив в число действующих сил »прибавочную» силу .
Для прямолинейного движения ракеты вертикально вверх И.В. Мещер-ский ввел уравнение:
где m – масса ракеты;
g – ускорение силы тяжести;
p – давление газов;
– величина относительной скорости, которую имеют сгорающие частицы в момент их отделения
– сопротивление воздуха.
Из приведенных уравнений может быть получена формула, определяющая силу тяги реактивного двигателя.
Под силой стендовой тяги понимают равнодействующую сил давления воздуха и истекающих газов, приложенных к неподвижной ракете, находящейся в неподвижной невозмущенной атмосфере. Ракета и атмосфера принимаются неподвижными, чтобы сила тяги не включала силу сопротивления воздуха, возникающую при относительном движении ракеты и атмосферы.

Рис. 3 Схема распределения давления, действующего на неподвижную ракету в неподвижной атмосфере.

Для неподвижной ракеты ).
Уравнение движения (4) превратится в уравнение равновесия:
(5)
Слагаемое в уравнении (5) и будет силой тяги.
Раскроем смысл слагаемого р. Если при определении силы тяги ракета и атмосфера неподвижны, то силы сопротивления воздуха нет, а есть лишь наружное давление. На рис. 3 изображена схема распределения давления, действующего на неподвижную ракету с работающим двигателем. На наружную поверхность действуют силы атмосферного давления р0. Они равны по величине произведению давления на площадь и направлены перпендикулярно той площадке, на которую действуют. Все силы, действующие на боковые поверхности ракеты, уравновешивают друг друга. Так как при работающем двигателе атмосферное давление не действует на выходное сечение сопла, через которое протекают газы, то появится равнодействующая сила р0Sa, направленная в сторону истечения газов (Sa – площадь выходного сечения сопла). В выходном сечении сопла действуют противоположно направленная сила раSa, где ра – давление выходящих газов в этом сечении.
Таким образом, в уравнении (5) следует заменить р на Sa(p0-pa), тогда
(6)
В результате получим уравнение для силы тяги в виде:
, (7)
где mcek – секундный расход газа. Слагаемое mcek•* иногда называют реактивной силой.
В зависимости от назначения ракетные двигатели могут развивать тягу от сотых долей до десятка миллионов ньютонов. Такой огромный диапазон тяг доступен пока только ракетным двигателям. Скорости истечения в химических ракетных двигателях лежат в пределах 2000-4500 м/с, т.е. изменяются не очень значительно. Поэтому абсолютная тяга в основном зависит от расхода рабочего тела, который, например, для очень маленьких микродвигателей составляет 10-4 кг/с, а для двигателей ракет-носителей может быть 103 кг/с. Помимо абсолютных значений тяги, важным параметром, оценивающим экономичность использования рабочего тела, является удельный импульс Iy. Обыч-но этим термином называют силу тяги, получаемую от каждого кг массы ра-бочего тела, расходуемого в секунду,
, м/с, (8)
т.е. удельный импульс характеризуется скоростью истечения.
Иногда все еще используют термин удельная тяга Руд, за которую принимают величину силы тяги, отнесенную к секундному весовому расходу топлива в земных условиях. Руд можно рассчитать по формуле:
. (9)
Удельная тяга, в g(

10) раз меньше, чем удельный импульс.

1.3. Аэродинамические силы и моменты.

При движении летательного аппарата в воздушной среде возникают аэродинамические силы, распределенные по поверхности планера. Все эти силы можно привести к одной результирующей силе R, приложенной в центре масс и результирующему моменту М относительно центра масс (см. рис. 4). При изучении движения ЛА или его прочностных характеристик удобнее рассмат-ривать не результирующие силовые факторы, а их проекции на ось какой-либо системы координат (в данном случае скоростной или связанной соответ-ственно).
Проекции вектора полной аэродинамической силы на скоростные оси координат получим наименование:
Х – лобовое сопротивление;
У – подъемная сила;
Z – боковая сила.
Положительное направление лобового сопротивления принято противоположным вектору скорости ЛА.
Вектор полного аэродинамического момента обычно разлагают на составляющие в связанной системе координат:
Mx1 – момент крена;
My1 – момент рыскания;
Mz1 – момент тангажа.
Положительные направления векторов Мх1, Му1, Мz1 совпадают с направлениями соответствующих осей.
Величины аэродинамических сил и моментов зависят от скорости полета, параметров воздуха, формы и размеров ЛА, а также его ориентации относительно вектора скорости в пространстве характеризуемой углами и . Это нашло отражение в основных расчетных зависимостях, количественно определяющих рассматриваемые аэродинамические факторы:

Безразмерные коэффициенты Сх, Су, Сz, mx, my, mz называются аэродинамическими коэффициентами соответствующих сил и моментов.

2. Общие уравнения движения ракет.
При баллистических расчетах ракету обычно принимают за твердое недеформируемое тело. Из механики известно, что характеристики движения твер-дого тела могут быть определены через поступательное движение центра мас-сы тела и вращательное движение вокруг центра масс, т.е. положение твердо-го тела в пространстве определяется шестью независимыми величинами, на-зываемыми степенями свободы. В рассматриваемом случае три из них – коор-динаты центра масс, а три другие – углы возможного поворота продольной оси ракеты относительно центра массы. В соответствии с этим, движение ЛА может быть описано шестью дифференциальными уравнениями. Из них три уравнения поступательного движения в проекциях на земные оси координат имеют вид:

а три уравнения вращательного движения в проекциях на связанные оси координат могут быть представлены как…
где – суммы проекций моментов всех внешних сил на связанные оси координат;
Jx1, Jy1, Jz1 – моменты инерции ракеты относительно осей координат;
– проекции угловой скорости на связанные оси.
Однако неизвестных значительно больше и шести уравнений оказывается недостаточно.
Необходимо знать зависимость от времени: координат центра массы ракеты (х,у,z); проекций скорости центра массы на координатные оси , проекций вектора мгновенной угловой скорости вращения продольной оси ракеты на координатные оси , углов тангажа, рыскания и крена
Так как неизвестных оказывается двенадцать, то к шести уравнениям динамики ЛА должно быть добавлено еще шесть кинематических уравнений.
Первые три из них связывают изменение земных координат ЛА с проекциями его скорости на соответствующей оси:

Производные во времени от углов определяются известными уравнениями
Таким образом, для нахождения двенадцати неизвестных имеем двенадцать уравнений и задача определения характеристик движения неуправляемой ракеты может быть решена.
В общем случае эта задача может решаться в двух постановках.
Если известны силы и моменты, то неизвестными будут перечисленные двенадцать характеристик движения, которые и определяются при решении систем уравнений.
Во втором случае может быть задана часть характеристик движения: величины координат, скоростей или углов. Характеристики движения ракеты задаются в функции от времени или других величин, например у=f1(x) или *=f2(t) и т.д. Эти функции носят название программных уравнений. В этом случае неизвестными будут управляющие силы и моменты, которые должны обеспечить заранее заданную программу движения.
Дополнительные сложности, не отраженные в написанных уравнениях, заключаются в том, что силы и моменты взаимосвязаны с характеристиками движения.
Еще большие сложности вызывает описание управляемого полета, т.к. в этом случае необходимо дополнительно ввести уравнения, описывающие работу системы управления и управляющие силы.

3. Основные траекторные характеристики
неуправляемого полета.

При создании ракет любого класса прежде всего необходимо определить максимальную дальность и реализуемую точность полета.

3.1. Траектория и дальность полета.

Траектория полета (путь движения) неуправляемого РС класса »Земля-земля» содержит активный (ОА) и пассивный (АС) участки (см. рис. 7), при этом большую протяженность имеет пассивный или баллистический участок……..

Скачать полную версию работы
Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
СКАЧАТЬ работу l-raketostroenie/lekcii_raketostroenie_03.rar

Видео:Уравнение движенияСкачать

Уравнение движения

Дифференциальные уравнения движения баллистической ракеты

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскостиРассмотрим движение ракеты в одной плоскости. Для уча­стка выведения баллистической ракеты такой упрощенный под­ход не ведет к сколь-либо заметным погрешностям.

На рис. 1.9 показана система сил, действующих на ракету при плоском движении. При этом плоскости x1y1 и х2у2пред­полагаются совпадающи­ми с вертикальной пло­скостью ху.

Согласно закону Нью­тона произведение массы ракеты М на тангенци­альное ускорение dv/dt= и равно сумме проек­ции сил на касательную к траектории. В итоге по­лучаем:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(1.2)

Специфические особенности движения ракеты как тела переменной массы здесь уже учтены в выражении тяги Р.

Нормальное ускорение, обусловленное искривлением траек­тории, равно, как известно, Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости, где Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости— радиус кривизны траектории. (На рис. 1.9 траектория показана с положительной кривизной; в действительности ее кривизна отрицательна.)

Выражение кривизны может быть написано в виде

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

где θ —угол наклона касательной к траектории, отсчитываемый от неподвижного стартового горизонта (рис. 1.9), a ds — эле­мент дуги траектории.

Таким образом, нормальное ускорение, направленное к цент­ру кривизны, оказывается равным Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости.

Спроектировав все силы на нормаль к траектории полета, получим:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости. (1.3)

Остается составить еще одно уравнение, связанное с враще­нием ракеты как жесткого целого в плоскости тангажа.

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскостиУгловое ускорение ракеты определяется второй производной от угла φ по времени. Если бы масса ракеты оставалась неиз­менной, то искомое уравнение мы получили бы, приравняв произведе­ние I Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскостисумме моментов, показанных на рис. 1.9. Но дело в том, что I — момент инерции ракеты относительно поперечной оси зависит от времени. Поэтому, для того чтобы со­ставить уравнение вращательного движения в этом простейшем слу­чае, необходимо предварительно проделать операции, подобные тем, которые производились нами ранее при выводе уравнения поступательного движения тела перемен­ной массы.

Представим себе некоторое тело (рис. 1.10), которое вращает­ся относительно оси 0 с угловой скоростью ω. Пусть за время Δt к этому телу в радиальном направлении в точке А на расстоя­нии x1от оси с нулевой относительной круговой скоростью при­соединяется масса ΔM. Момент количества движения тела после присоединения массы ΔM мы формально записываем в виде:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Приравняв изменение момента количества движения им­пульсу моментов Mi внешних сил, получим:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

где ωx1— поперечная составляющая скорости присоединяемой массы, а Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости ее момент количества движения до присое­динения.

Затем перейдем к пределу. Тогда

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

где Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости— радиальный секундный массовый расход.

В нашем случае Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости. Поэтому Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости. Слагаемое Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости, имеющее размерность момента, как раз и отражает специфику переменной массы в условиях вра­щательного движения. Эту величину можно одновременно трак­товать и как некоторый демпфирующий момент кориолисовых сил, возникающих в результате поворота потока частиц, дви­жущихся в баках, трубопроводах и камере двигателя. Подроб­нее мы поговорим об этом при рассмотрении демпфирующих моментов, действующих на ракету.

Теперь можно написать уравнение вращательного движения в плоскости полета в следующем виде:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(1.4)

где момент кориолисовых сил

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(1.5)

Система дифференциальных уравнений (1.2) —(1.4) еще не является полной, и не только потому, что описывает движение ракеты в одной плоскости. Как раз для целей баллистических расчетов модель плоской траектории позволяет в достаточной мере точно определить все интересующие нас траекторные па­раметры. Дело совсем в другом.

Уравнения следует дополнить условиями выведения ракеты на активном участке траектории. А это, как мы знаем, обеспечивается, прежде всего, програм­мой изменения угла тангажа.

Таким образом, на три полученных уравнения накладывается условие:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(1.6)

Но коль скоро угол Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскостизаранее известным образом зависит от времени, уравнение (1.4) теряет свою дифференциальную форму и превращается в некоторую функциональную зависи­мость входящих в него величин. Так бы оно и было, если бы ракета в своем движении точно следовала нашим предписа­ниям. Но фактический угол тангажа Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскостив уравнении (1.4) и но­минальный программный угол Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскостив выражении (1.6) — не одно и то же. В реальных условиях полета ракета совершает некото­рые угловые колебания относительно поперечных и продольной осей. Частота и амплитуда этих колебаний зависят, конечно, от моментов инерции ракеты, но главное, — от изменения управ­ляющих усилий во времени, в данном случае — от Yупр. А уп­равляющие усилия, в свою очередь, зависят от принципиальной схемы и параметров настройки автомата стабилизации. Значит, система уравнений (1.2) — (1.4) должна быть дополнена еще уравнениями управления, которые указывают нам, каким обра­зом Yупр зависит от фактического угла тангажа. Но об этом речь еще впереди.

Сейчас же следует отметить, что уравнения движения (1.2) — (1.4) могут быть положены в основу решения двоякого рода задач: с одной стороны, — баллистических, а с другой, — задач устойчивости, управления и стабилизации. Баллистика как раз­дел механики дает нам закон движения центра масс: координа­ты, скорость, ускорение номинального движения в зависимости от времени. Теория устойчивости движения, со своей стороны, отвечает на вопрос о том, в какой мере в реальных условиях выдерживается угловая ориентация ракеты на траектории. Пер­вый класс задач для участка выведения баллистических ракет, как мы уже сказали, в проектной постановке относительно без­болезненно вписывается в схему плоского движения. Для пол­ного решения задач второго типа необходимо рассматривать угловые перемещения по всем трем осям.

Возвращаясь к структуре уравнений (1.2) — (1.4),.мы видим, что входящие в них величины остаются пока нераскрытыми. Чтобы произвести интегрирование, необходимо знать, что от чего и как зависит.

Совершенно ясно, что аэродинамические силы зависят от скорости, высоты полета и угловой ориентации ракеты относи­тельно потока. Сила тяги не остается постоянной; она меняется хотя бы уже потому, что с высотой меняется атмосферное дав­ление, а, кроме того, может меняться и расход компонентов. Масса ракеты во времени уменьшается в соответствии с расхо­дом топлива. Наконец, даже ускорение силы тяжести g, если речь идет о больших высотах, должно рассматриваться как ве­личина переменная.

Все эти вопросы мы сейчас и рассмотрим. Начнем со свойств атмосферы и аэродинамических сил.

Видео:Движение тела, брошенного под углом к горизонтуСкачать

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

С.П. Королёв
Основы проектирования
баллистических ракет дальнего действия

(курс лекций)

МВТУ ИМ. БАУМАНА 1949

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Вторая, основная, часть курса лекций, прочитанного С. П. Королевым в 1949 г. на Высших инженерных курсах, организованных при Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана для переподготовки инженеров различных специальностей для работы в ракетостроительной промышленности. Этот курс, в котором был использован и обобщен опыт работы ОКБ по созданию ракет, сразу же изданный в МВТУ в качестве учебного пособия, явился первым в мире систематизированным, достаточно подробным и завершенным курсом основ проектирования жидкостных БРДД, и поэтому он лег в основу преподавания этой дисциплины в институтах, готовящих специалистов по ракетостроению. В настоящем сборнике* работа печатается по изданию МВТУ, 1949 г.

[* Имеется ввиду сборник «Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы» / Под общей редакцией академика М. В. Келдыша — Издательство «Наука», 1980 г.]

1. Баллистический анализ

Обычно основной задачей, которая ставится перед проектантом ракеты дальнего действия, является переброска требуемого боевого груза на заданное расстояние.

В зависимости от метода конструктивного решения поставленной задачи можно указать три основных класса таких ракетных аппаратов:

1-й класс — ракеты так называемой нормальной баллистической схемы, например по типу ракеты с двумя подвесными баками (ракета 2ПБ).

2-й класс — составные ракеты. В этом случае система состоит из ракеты несущей и ракеты несомой, которая отделяется от первой на некоторой высоте. Число ступеней отделения, вообще говоря, может быть сколь угодно велико.

Схемы таких ракет были разработаны К. Э. Циолковским.

3-й класс — крылатые ракеты, использующие подъемную силу крыльев для увеличения дальности полета за счет планирования на пассивном участке полета. В некоторых случаях полет с крыльями может происходить и с работающим двигателем.

В дальнейшем изложении в основном будут рассматриваться главнейшие вопросы проектирования ракет 1-го класса Нормальной баллистической схемы.

В первую очередь рассмотрим инженерную методику расчета траектории и определения основных летных характеристик ракеты.

Вывод уравнений движения ракеты в самом общем виде, с учетом всех факторов, достаточно сложен. Практика работы наших конструкторских бюро показала, что принятая упрощенная инженерная методика расчета траектории вполне оправдывает себя с допустимой степенью точности. Произведенные сравнительные расчеты, а также обработка результатов пусков ракет показывают, что сумма неточностей лежит в пределах порядка 2—3%. Необходимо учитывать также, что в процессе проектирования ряд величин и параметров выбирается с возможными отклонениями в значительно более широких пределах, чем приведенные выше цифры.

1.1. Расчет активного участка

Уравнения движения центра тяжести ракеты в декартовых осях, неподвижно связанных с Землей, мы пишем при следующих основных допущениях.

1. Предполагается, что ось ракеты совпадает с касательной к траектории центра тяжести, т. е. векторы скорости полета ракеты V и реактивной силы P совпадают. Это допущение означает, что мы будем полагать угол атаки а ракеты равным нулю, а следовательно, пренебрегать влиянием на траекторию аэродинамической подъемной силы.

Сравнение приближенных расчетов при указанном допущении с расчетами по точной методике, а также с результатами экспериментов показывает, что ошибка в значении скорости в приближенном расчете не выше 1—1,5%. Ошибка в величине координат, хотя и несколько больше (вследствие изменения формы траектории), однако ею также вполне можно пренебречь при практическом проектировании.

2. Далее, коэффициент силы лобового сопротивления ракеты Сх принимается постоянным, не зависящим от угла атаки.

3. Пренебрегаем изменением силы сопротивления газовых рулей при их отклонении. Ошибки, получающиеся из-за указанного допущения, невелики и при подсчете скорости не превосходят

Следует отметить, что абсолютное значение сопротивления рулей необходимо брать с учетом обгорания их.

Для ракеты 2ПБ потери тяги в этом случае составят порядка 1,4-1,8 т .

4. Пренебрегаем влиянием вращения Земли, что вызывает ошибки, меньшие 1% для рассматриваемой нами ракеты.

5. Полагаем секундный расход топлива неизменным в течение всего времени работы двигателя.

G — вес ракеты ( кг ),

m — масса ракеты ( кг • сек 2 / м ),

g — ускорение силы тяжести ( м / сек 2 ),

v — скорость полета ( м / сек ),

X — сила лобового сопротивления ( кг ),

θ — угол касательной к траектории с осью х .

Проектируя действующие силы на направление касательной к траектории и относя их к массе m , получаем следующее уравнение движения (рис. 1):

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(1)

К уравнению (1) мы добавляем два уравнения:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(2)

Уравнения (1) и (2) необходимо дополнить уравнением программы, обеспечивающей заданную форму траектории и нужный угол θ в конце активного участка.

Зависимость θ = θ пр( t ) задается графически или в виде таблицы.

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
Рис. 1.
К выводу уравнений движения

Расчеты по упрощенной схеме, представленной уравнениями (1) и (2), достаточны для проверки основных проектных характеристик.

В уравнение (1) входят величины Р , X и m , о которых кратко можно сказать следующее.

Тяга Р при полете ракеты может определяться по формуле

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(3)

где Р 0 — тяга, замеренная на стенде Р ст, с учетом силы сопротивления неотклоненных газовых рулей Х газ:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Сопротивление неотклоненных газовых рулей ракеты 2ПБ составляет в среднем 1400—1800 кг .

В случае отклонения газовых рулей их сопротивление может резко увеличиваться. Однако при этом необходимо иметь в виду также и то обстоятельство, что геометрия газовых рулей по мере работы двигателя сильно изменяется вследствие их постепенного обгорания.

Поэтому вопрос о величине дополнительного сопротивления пока не может быть решен достаточно точно, и во всех расчетах можно ориентироваться на приведенные цифры.

Sa означает площадь выходного сечения сопла, р 0 — атмосферное давление у поверхности Земли, р — давление в атмосфере на данной высоте.

Масса ракеты может определяться по формуле

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(4)

где m — масса ракеты в момент t , m 0 — масса ракеты в момент t =0, ṁ — секундный массовый расход топлива, t — время в секундах.

Сила лобового сопротивления ракеты определяется по формуле

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(5)

где С х — коэффициент силы лобового сопротивления, ρ — плотность воздуха на высоте полета (( кг / м 4 )• сек 2 ), v — скорость полета ( м / сек ), S — площадь миделя ракеты ( м 2 ).

Все численные значения основных величин, а также интегрирование системы уравнений (1) и (2) нами здесь не рассматриваются, так как вопросу численного интегрирования указанных уравнений будет посвящено специальное практическое занятие.

1.2. Пассивный участок полета

Пассивный, или свободный, участок полета ракеты, т. е. движение ее после окончания работы двигателя, является движением по инерции. Живая сила, приобретенная ракетой на активном участке, расходуется на преодоление сопротивления воздуха и силы тяготения.

Мы разбиваем расчет свободного участка на две части. В первой части учитываем действие сопротивления воздуха и поля тяготения, а во второй — ограничиваемся учетом лишь поля тяготения. Система координат и обозначения, принимаемые нами при расчете первого участка свободного полета, поясняются на рис.

2. Если обозначить индексами х и у проекции соответствующих векторов на оси координат, то уравнения движения центра тяжести ракеты примут вид

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(6)

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
Рис. 2.
Система координат и основные обозначения для первого участка свободного полета

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Значения Х х и Х у получаются [в виде]

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Разделив уравнения (6) на m и добавляя два кинематических уравнения, получим систему уравнений (7), достаточную для проведения численного интегрирования и определения параметров интересующего нас участка:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(7)
Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
Рис. 8.
Система координат и основные обозначения для второго участка свободного полета

Высота h в случае необходимости может быть определена по формуле

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(8)

В результате численного интегрирования системы уравнений (7) мы получаем координаты центра тяжести ракеты, ее скорость, а также угол наклона касательной к траектории для момента времени, после которого силой сопротивления воздуха можно пренебречь.

Эти параметры будут начальными условиями для расчета второй части свободного участка, где учитываем только силы тяготения. К расчету этого участка мы и перейдем. Принятые обозначения поясняются рис. 3.

Для движущейся точки А могут быть написаны следующие соотношения:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(9)

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Дифференцируя еще один раз, имеем

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Обозначим: j r — ускорение ракеты по направлению радиус-вектора; j n — ускорение ракеты по нормали к радиус-вектору. Очевидно, что

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

После подстановки в эти уравнения значений d 2 x / dt 2 и d 2 y / dt 2 и соответствующих преобразований, получим

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(10)

Напишем уравнение движения нашей ракеты в полярной системе координат ( r , φ ). Учитывая, что

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(11)

где g — ускорение на высоте полета ракеты, и подставляя в уравнения (10) значения j r и j n из уравнений (10), получим

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(12)

Из последнего уравнения следует известный закон Кеплера

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(13)

Из уравнения (13) мы найдем dφ / dt и, подставляя его в первое уравнение системы (12), получим

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Умножим обе части последнего уравнения на 2 ( dφ / dt ):

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(14)

Интегрируем уравнение (14):

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(15)

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(16)

Из уравнения (13) имеем

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Подставляем сюда выражение для dt из (16):

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(17)

Для интегрирования уравнения (17) введем подстановку

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(18)

(18)

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Теперь вместо дифференциального уравнения (17) мы можем написать следующее:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(19)

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Из выражения (18) находим значение радиуса r :

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
(20)

Выбирая соответствующим образом начало отсчета угла φ , из последней формулы можно получить

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(21)
Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(22)
Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(23)

то из (21) следует

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(24)

Это уравнение представляет собой уравнение эллипса. Так как ось у проходит через вершину траектории, то введем в качестве координатного (полярного) угла угол β вместо угла φ :

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(25)
Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(25′)

Определим постоянные величины, введенные в процессе интегрирования.

У нас имеются две произвольные постоянные C 1 и С 2 и два сокращенных обозначения р и ε .

Если момент начала свободного участка ракеты в поле тяготения (без учета сил сопротивления воздуха) совместить с моментом конца сгорания топлива, то тогда параметры точки конца горения будут одновременно начальными условиями для свободного участка.

Пусть ракета в начале свободного участка находилась в точке А (см. рис. 3). Всем величинам, характеризующим положение и скорость ракеты в этот момент, мы присваиваем индекс «нуль». Тогда из рис. 3 легко устанавливаем, что

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Сопоставляя с уравнением (13), получим

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(26)

Далее, из уравнения (15) имеем

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(27)

Величина ( dr / dt )0 определяется из рис. 3:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(28)

Константа С 3 нами исключена из рассмотрения надлежащим выбором начала координат, что учитывается формулой (21).

Прежде чем выразить оставшиеся константы через известные величины, введем обозначение, чрезвычайно важное в дальнейших расчетах:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(29)

Здесь, как и выше, g 0 означает ускорение на поверхности Земли, v 0 и r 0 — скорость ракеты и ее радиус-вектор в конце активного участка.

Согласно обозначению (22), находим

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(30)

В соответствии с (23) получим

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(31)

Далее, из выражения (25), решенного относительно β 0,

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(32)

Переходя от cos β 0 к tg β 0 по формуле

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(33)

и подставляя в формулу (33) выражение для cos β 0 из (32), получим

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(34)

Если равенством δ 0= θ 0+ β 0 ввести угол δ 0, то формулы можно значительно упростить:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(35)

Полученные формулы позволяют сразу решить все интересующие нас вопросы, связанные с расчетом свободного участка.

По известным начальным условиям (конец активного участка) вычисляется параметр v по формуле B9)

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

далее по формуле

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

находим угол δ 0 и вычисляем β 0:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

По известному углу B 0 определяем «эллиптическую» дальность l эл. Параметры движения в конце эллиптического участка (точка В ) принимаются за исходные для расчета дальности нисходящего участка траектории l нисх. Обозначения поясняются рис. 4.

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
Рис. 4.
К расчету дальности полета

«Эллиптическая» дальность вычисляется по следующей формуле:

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(36)

Полная дальность ракеты вычисляется по формуле

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(37)

Максимальная высота подъема, т. е. вершина траектории, определится выражением

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(38)

(на основании формулы (25′))

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(39)

На начальной стадии проектирования необходимость проведения серии подсчетов даже по таким сравнительно простым формулам все-таки связана с затратой значительного времени.

Поэтому для прикидочных расчетов может быть рекомендована простая номограмма, позволяющая с достаточным приближением и быстро производить такие расчеты.

Номограмма приведена на рис. 5.

При пользовании предложенной номограммой необходимо сделать следующее замечание.

Сравнение величин l акт+ l нисх с величиной l полн показывает, что до дальностей

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости
Рис. 5.
Номограмма для расчета дальности

1 — v = l; 2 — 0,8; 3 — 0,7; 4 — 0,6; 5 — 0,5; 6 — 0,4; 7 — 0,2

Поэтому с достаточным приближением можем считать

Уравнение движения ракеты в вертикальной плоскости(40)

Учитывая последнее обстоятельство, при определении основных проектных параметров мы можем пользоваться номограммой, построенной только для дальности эллиптического участка.

Рассмотрим некоторые задачи, решаемые с помощью номограммы.

1. Пусть нам задана величина v . Требуется определить возможную максимальную дальность. По номограмме при заданном v из условия оптимума находим β 0 и θ 0, затем по формуле (36) определяем l эл, по формуле (40) находим l полн.

2. Пусть задано l полн. Требуется определить оптимальные параметры. Зная l полн, по формуле (40) находим l эл, а по формуле (36) определяем β 0

Далее используем номограмму: задаваясь найденным углом β 0 определяем v min и соответственно оптимальный угол θ 0. По величине v min находим минимально необходимую начальную скорость v 0.

3. Задано θ 0. Требуется определить v 0, при которой этот угол имеет оптимальное значение.

Требование определения v 0, удовлетворяющей поставленной задаче, аналогично отысканию такого v , при котором заданный угол дает максимальное значение дальности.

По номограмме легко видеть, что оптимальные условия можно найти не для любого угла θ , а только для θ 0≤45°.

Следует подчеркнуть, что ценность номограммы заключается в получении первого ориентировочного подсчета основных величин лишь в начальной стадии проектирования.

💡 Видео

Физика 10 класс (Урок№12 - Реактивное движение.)Скачать

Физика 10 класс (Урок№12 - Реактивное движение.)

Урок 37. Движение тела, брошенного под углом к горизонту (начало)Скачать

Урок 37. Движение тела, брошенного под углом к горизонту (начало)

Урок 106. Реактивное движениеСкачать

Урок 106. Реактивное движение

Формула ЦиолковскогоСкачать

Формула Циолковского

Уравнение Мещерского, формула ЦиолковскогоСкачать

Уравнение Мещерского, формула Циолковского

Урок 44. Вращение твердого тела. Линейная и угловая скорость. Период и частота вращения.Скачать

Урок 44. Вращение твердого тела. Линейная и угловая скорость. Период и частота вращения.

Равномерное прямолинейное движение - физика 9Скачать

Равномерное прямолинейное движение - физика 9

Реактивное движение. Ракеты | Физика 9 класс #21 | ИнфоурокСкачать

Реактивное движение. Ракеты | Физика 9 класс #21 | Инфоурок

Урок 12. Равномерное прямолинейное движениеСкачать

Урок 12. Равномерное прямолинейное движение

Реактивное движение ракетыСкачать

Реактивное движение ракеты

Урок 34. Свободное падение. Ускорение свободного паденияСкачать

Урок 34. Свободное падение. Ускорение свободного падения

Главная формула космонавтики. Формула Циолковского | Море ЯсностиСкачать

Главная формула космонавтики. Формула Циолковского | Море Ясности

УСКОРЕНИЕ - Что такое равноускоренное движение? Как найти ускорение // Урок Физики 9 классСкачать

УСКОРЕНИЕ - Что такое равноускоренное движение? Как найти ускорение // Урок Физики 9 класс

Реактивное движение. 9 класс.Скачать

Реактивное движение. 9 класс.

3-2 Численное моделирование полёта ракетыСкачать

3-2 Численное моделирование полёта ракеты

Физика - движение тела, брошенного под углом к горизонтуСкачать

Физика - движение тела, брошенного под углом к горизонту

Урок 4. Реактивное движение, ракеты (Законы сохранения)Скачать

Урок 4. Реактивное движение, ракеты (Законы сохранения)
Поделиться или сохранить к себе: