Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Статья Практическая работа №3 с курса. Автор: Татьяна Витальевна Попова

Автор: Татьяна Витальевна Попова
Практическая работа № 3.

Проанализируйте содержание и методический аппарат УМК, преимущественно используемые в образовательных организациях муниципалитета, субъекта Российской Федерации, в контексте требований примерной рабочей программы по предмету.

Проанализируйте учебные задания (методический аппарат УМК) по выбранной теме, распределите учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов

В данной работе проанализирован УМК «Математика» 3 класс, автора М.И.Моро и др., приведены задания из учебника. подтверждающие формирование метапредметных результатов

Автор: Татьяна Витальевна Попова

Практическая работа № 3 .

Проанализируйте содержание и методический аппарат УМК, преимущественно используемые в образовательных организациях муниципалитета, субъекта Российской Федерации, в контексте требований примерной рабочей программы по предмету.

Задание № 1. Заполните таблицу .

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

Сложение и вычитание

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами

Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач

Т абличное умножение и деление

Связь умножения и деления; таблицы умножения й деления с числами 2 и 3; чётные и
нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное
сравнение чисел. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними

Практическая работа : Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).

Сравнение площадей фигур с помощью наложения.

Видео:КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ? | МатематикаСкачать

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ? | Математика

Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений

Видео:Сложение и вычитание многочленов. Алгебра, 7 классСкачать

Сложение и вычитание многочленов. Алгебра, 7 класс

Содержание

Раньше с помощью уравнений вы часто решали текстовые задачи, так как этот способ наиболее универсален и прост для нахождения ответа. В данном уроке:

  • сформулируем основные понятия
  • разберем алгоритм действий
  • узнаем, на что обращать особое внимание
  • прорешаем примеры таких задач

Для лучшего понимания темы вспомним, что такое текстовая задача:

Текстовая задача – описание с помощью слов какой-то ситуации, где в итоге требуется что-то из перечисленного:
— дать количественную характеристику какого-то элемента этой ситуации
— установить наличие какого-то отношения между элементами (либо его отсутствие)
— определить вид этого отношения

О том, что такое линейное уравнение, мы говорили в предыдущем уроке.

Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | Математика

Решение задачи и математическая модель

Когда от нас требуется решить задачу, мы должны с помощью правильной цепочки действий над имеющимися в задании данными выполнить указанное в ней требование.

Почему важно научиться решать задачи? Часто они описывают какие-то реальные ситуации, которые вам будут попадаться в жизни дальше. И их придется решать.

В процессе нахождения ответов для разнообразных текстовых задач мы можем математическим языком (с помощью цифр) записать все данные. В результате перевода условия задачи из словесного в математический язык и получается уравнение. Это уравнение часто называют математической моделью ситуации.

Математическая модель — это способ описания реальной жизненной ситуации (задачи) с помощью математического языка.

Мы должны не просто составить уравнение по написанному в задаче условию, но и, конечно, решить его. То есть необходимо найти корень составленного уравнения. Но и найденный корень – это, как правило, еще не решение.

В младших классах вы находили ответы для задач попроще. Далее они станут сложнее и сложнее, и с найденным корнем уравнения нужно будет произвести какие-то дальнейшие действия. А потом необходимо обязательно удостовериться, не противоречит ли полученный ответ логике.

Важно: Иногда бывает, что у задачи нет правильного ответа и нужно быть особо внимательным при его формулировке.

Рассмотрим на самом простом примере

Несколько ребят на уроке труда собирали яблоки в саду около школы. Всего они насобирали $29$ кг яблок. Каждый из учеников собрал по $4$ кг яблок. Сколько ребят собирали яблоки в саду около школы?

Составим уравнение, обозначив количество учеников за $x$. Получим: $$4x = 29$$ $$x = frac $$$$x = 7,25$$

У нас получилось нецелое число. Но может ли быть количество ребят нецелым числом? Конечно, нет, поэтому такая задача решения не имеет.

Ответ: решения нет.

Разберем другой пример.

Сейчас папе $46$ лет, а сыну $16$. Сколько лет назад папа был старше сына в $3$ раза?

Сначала найдем разницу в возрасте папы и сына: $$46-16 = 30$$ То есть, сын родился, когда папе было $30$ лет. Эта разница в возрасте будет сохраняться всю жизнь. Например, когда ребенку было $5$ лет, то папе все равно было на $30$ лет больше.

Теперь по условию задачи обозначим за $x$ возраст сына в момент, когда он был в 3 раза младше папы. Тогда папе в это же время было $3x$ лет. А разница между $3x$ и $x$, как мы выяснили, равна $30$ годам.

Составим уравнение: $$3x-x = 30$$ Упростим и решим его: $$2x = 30$$ $$x = 15 (лет)$$ Получили ли мы ответ? Еще нет, так как мы нашли только возраст сына. А в задаче требуется узнать, сколько лет назад случилась описанная ситуация. Если сейчас сыну $16$ лет, а тогда ему было $15$, то найдем разницу: $$16-15 = 1 (год)$$ То есть, мы выяснили, что папе было в $3$ раза больше, чем сыну один год назад. Это и будет ответом на нашу задачу.

Ответ: $1$ год назад.

Как видите, в данном задании найденный корень уравнения еще не был нужным нам ответом, и необходимо было решать дальше.

Важно: корень составленного к задаче уравнения – это часто еще не ответ на поставленный в ней вопрос!

Видео:Математика | ЗАДАЧА 22 из ОГЭ. Задачи на работуСкачать

Математика |  ЗАДАЧА 22 из ОГЭ. Задачи на работу

Этапы решения заданий с помощью линейного уравнения

Все перечисленные в примерах выше действия для решения задач с помощью линейных уравнений мы можем свести к одному общему алгоритму:

  1. Выбрать, какую неизвестную величину обозначить за переменную $x$.
  2. Через введенную переменную выразить остальные неизвестные величины.
  3. На основе имеющихся данных составить уравнение и решить его.
  4. При необходимости найти другие неизвестные величины.
  5. Проанализировать, соответствуют ли полученные результаты смыслу задачи.
  6. Сформулировать и записать ответ.

Как правило, легче всего составить уравнение с помощью записи данных задачи в таблицу.

К примеру, решим такую задачу: в столовой на одной полке было в $2$ раза больше кружек, чем на другой. Перед очередным классом с первой полки взяли $16$ кружек, но потом на другую поставили $4$. В итоге на обеих полках оказалось одинаковое количество кружек. Найдите, сколько на каждой полке кружек было первоначально.

Решение. Обозначим исходное количество кружек на второй полке за $x$ и составим таблицу:

БылоСтало
$1$-я полка$2x$$2x-16$
$2$-я полка$x$$x+4$

Так как по условию задачи кружек на обеих полках стало поровну, то $$2x-16 = x+4$$ Упростим и решим, перенеся $x$ влево, а $16$ вправо с противоположным знаком: $$2x-x = 16+4$$ $$x=20$$ Так мы нашли исходное количество кружек на второй полке. Тогда на первой полке было: $$20times 2 = 40 (кружек)$$

Ответ: на первой полке было $40$ кружек, а на второй $20$.

Видео:РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ. §3 алгебра 7 классСкачать

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ. §3 алгебра 7 класс

Обучение младших школьников решению текстовых задач

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Тема: Обучение младших школьников решению текстовых задач

1. Понятие текстовой задачи

2. Этапы решения текстовой задачи

3. Виды текстовых задач, изучаемых в начальной школе

4. Методика обучения младших школьников решению простых задач

5. Методика обучения решению составных задач

Задачи на движение

Понятие текстовой задачи

Следует отметить, что в настоящее время текстовым задачам отводится ведущая роль в начальном курсе математики. Если в Государственном образовательном стандарте 2004 года в содержании изучаемой дисциплины было только указано: «Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)». То в ФГОС НОО, введенном в 2011 году, выделяется отдельный раздел «Текстовые задачи», в ходе изучения которого должны быть сформированы как общее умение решать текстовые задачи, так и умение решать задачи отдельных видов. Особое внимание уделяется оценке умения учащихся осознанно работать с условием задачи. В итоговых работах впервые предлагаются комплексные задания повышенной сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных разделов программы для решения поставленной задачи.

Содержание раздела «Текстовые задачи» ФГОС НОО

Характеристика деятельности учащихся

Задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление); понятия «увеличить на (в)…», «уменьшить на (в)…»; сравнение величин.

Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовление товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость). Задачи на время (начало, конец, продолжительность событий).

Решение текстовой задачи в несколько действий разными способами.

Предметное представление о доле. Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.). Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли.

Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Использовать геометрические образы для решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в тексте.

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Задача: В корзине 15 грибов. Из них 5 белых, остальные — лисички. Сколько лисичек было в корзине?

Условие: В корзине 15 грибов, из них 5 белых, остальные — лисички.

Вопрос: Сколько лисичек было в корзине?

Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие, т.е. ту часть, где содержатся сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование (т.е. указание на то, что нужно найти). Например:

«Реши уравнение: х+4=9». В условии дано уравнение. Требование – решить его, т.е. подставить вместо х такое число, чтобы получилось истинное равенство.

Для выполнения каждого требования применяется определенный метод или способ действия, в зависимости от которого выделяют различные виды математических задач: на построение, доказательство, преобразование, комбинаторные, текстовые и т.д.

Текстовая задача — это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.

Решить задачу – это значит объяснить (рассказать), какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать.

Записать решение задачи – значит с помощью цифр и знаков действий показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить вычисления и дать ответ на вопрос задачи.

Обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого – формирование у учащихся умения решать задачи.

Любое умение – это качество человека, а именно: его готовность и возможность успешно осуществлять определенные действия. В методической литературе принято выделять два основных типа умения решать задачи:

Общее умение решать задачи (ОУРЗ) проявляется при решении человеком незнакомой задачи, т.е. задачи такого вида, способ решения которой неизвестен решающему. ОУРЗ складывается из:

знаний о задачах, структуре задач, процессе решения и этапах решения, методах, способах и приемах решения;

умений выполнять каждый из этапов решения любым из методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающих решению.

Обучение общему умению решать задачи – это

формирование знаний о задачах, методах и способах решения, приемах, помогающих решению, о процессе решения задачи, этапах этого процесса, назначении и содержании каждого этапа;

выработка умения расчленять задачи на составные части, использовать различные методы решения, адекватно применять приемы, помогающие понять задачу, составить план решения, выполнить его, проверить решение, умения выполнять каждый из этапов решения.

Умение решать задачи определенных видов состоит из;

знаний о видах задач, способах решения задач каждого вида;

умения «узнать» задачу данного вида, выбрать соответствующий ей способ решения и реализовать его на «узнанной» задаче.

Обучение умению решать задачи определенных видов включает в себя усвоение детьми сведений о видах задач, способах решения задач каждого вида (данного вида) и выработку умения выделять задачи соответствующих видов, выбирать способы решения, адекватные виду задачи, применять эти способы к решению конкретных задач.

Этапы обучения младших школьников решению текстовых задач

Знакомство с текстовой задачей и ее структурой.

Решение простых задач на сложение и вычитание.

Решение составных задач на сложение и вычитание.

Решение простых задач на умножение и деление.

Решение составных задач на сложение, вычитание, умножение и деление..

Ошибки, возникающие при работе над текстовыми задачами

Методические ошибки учителя

Ошибки, допускаемые учащимися

Недостаточно внимания уделяется процессу формирования общего умения решать задачи. Умение решать текстовые задачи рассматривается как умение решать задачи определенных типов.

Работа над усвоением структуры задачи носит формальный характер, так как предлагаются однотипные текстовые конструкции, в которых учащиеся могут выделить условие, вопрос, известные и неизвестные, ориентируясь на внешние признаки.

Излишнее внимание уделяется оформлению решения текстовых задач в ущерб обсуждению процесса их решения.

На уроках проявляется тенденция к решению как можно большего количества задач в ущерб их обучающему и развивающему назначению.

5. Перечень методических средств и приемов, способствующих формированию умения решать текстовые задачи ограничен (предметная интерпретация, краткая запись, аналитико-синтетический разбор).

6. Всю работу, связанную с анализом задачи, учитель чаще всего берет на себя, учащиеся привыкают работать только под руководством взрослого. Навязывание учителем своего способа решения задачи.

1.Запись или называние вместо результата решения одного из данных задачи.

2. Смешение арифметических действий в процессе выполнения решения текстовой задачи.

3.Получение неверного результата вследствие смешения цифр в записи данных условия или решения задачи.

4.Получение неверного результата вследствие пропуска операций или выполнение лишних операций в ходе решения задачи.

Предупреждение: анализ хода решения задачи, выполнение проверки решения.

2. Этапы решения текстовой задачи

Решение текстовых задач осуществляется поэтапно. Последовательность этапов обусловлена логикой условия задачи. Между тем, следует отметить, что единого взгляда на количество этапов и их названия в методике до сих пор нет.

Этапы решения задачи

Ознакомление с содержанием задачи.

Поиск плана решения.

Выполнение решения задачи.

Проверка решения задачи.

1. Анализ задачи.

2. Схематическая запись задачи.

3. Поиск способа решения задачи.

4. Осуществление решения задачи.

5. Проверка решения задачи.

6. Исследование задачи.

7. Формулирование ответа задачи.

8. Анализ решения задачи.

Чтение и осмысление текста задачи.

Выявление в тексте задачи условия и вопроса.

Установление связи между условием и вопросом.

Составление плана решения задачи и выбор арифметического действия для ее решения.

Запись решения и ответа задачи.

Работа над задачей после ее решения.

Царева С. Е. выделяет следующие этапы решения текстовых задач и приемы их выполнения (таблица 3):

понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое требование

— правильное чтение задачи (правильное прочтение слов и предложений, правильная расстановка логических ударений) в случае, когда задача задана текстом;

— правильное слушание при восприятии задачи на слух;

— представление ситуации , описанной в задаче (создание зрительного, возможно, слухового и кинестического образов);

— разбиение текста на смысловые части;

— переформулировка текста задачи (изменение текста или построение словесной модели);

— построение материальной или материализованной модели;

— постановка специальных вопросов.

составить план решения задачи

— рассуждения «от вопроса к данным» и (или) «от данных к вопросу» без построения графических схем;

— рассуждения «от вопроса к данным» и (или) «от данных к вопросу» с построением графической схемы;

— замена неизвестного переменной и перевод текста на язык равенств и (или) неравенств с помощью рассуждений «от вопроса к данным» и (или) «от данных к вопросу».

Выполнение плана решения

найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи)

Устное выполнение каждого пункта плана.

Письменное выполнение каждого пункта плана:

1) Арифметического метода решения:

а) в виде выражения с записью шагов по его составлению, вычислений и полученного результата этих вычислений – равенства;

б) в виде выражения, преобразуемого после вычислений в равенство, без записи шагов по составлению выражения;

в) по действиям с пояснениями;

г) по действиям без пояснений;

д) по действиям с вопросами.

2) Алгебраического метода решения:

а) в виде уравнения (неравенства) и его решения;

б) через запись шагов составления уравнения, самого уравнения и его решения.

3) Графического и геометрического метода решения:

а) в виде чертежа и (или) рисунка без промежуточных шагов построения и измерения;

б) в виде чертежа и (или) рисунка с представлением промежуточных шагов построения и измерения;

4) Табличного метода решения:

а) в виде таблицы с записью шагов по ее построению и заполнению;

б) в виде таблицы и ее заполнения без представления промежуточных шагов;

5) Логического метода решения:

а) с использованием символического языка логики;

б) без использования символического языка логики.

Выполнение решения путем практических действий с предметами:

Выполнение пунктов плана с помощью вычислительной техники или других вычислительных средств:

а) с записью программы для ЭВМ, МК или др. техники;

б) без записи программы для ЭВМ, МК и др. техники.

установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения

Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос задачи) и последующее сравнение хода решения с прогнозом.

Установление соответствия между результатом решения и условием задачи: введение в текст задачи вместо вопроса ответа на него, получение всех возможных следствий из полученного текста, сопоставление результатов друг с другом и с информацией, содержащейся в тексте.

Решение другим методом или способом.

Составление и решение обратной задачи.

Определение смысла составленных в процессе решения выражений.

Сравнение с правильным решением – с образцом хода и (или) результата решения.

Повторное решение тем же методом и способом.

Решение задач с «малыми числами» с последующей проверкой вычислений.

Решение задач с упрощенными отношениями и зависимостями с последующим восстановлением отношений и зависимостей, данных в задаче.

Обоснование (по ходу) каждого шага решения через соотнесение с более общими теоретическими положениями.

Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении

дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи)

построение развернутого истинного суждения вида: «Так как…, то можно сделать вывод, что…» (формулируется ответ на вопрос задачи полным предложением в устной или письменной форме);

формулировка полного ответа на вопрос задачи без обосновывающей части устно или письменно;

формулировка краткого ответа устно или письменно с помощью специальных знаков.

установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи

изменение результата решения в соответствии с его смыслом и установление характера (направления) изменений в отношениях между измененным результатом и условием задачи;

подбор другого результата решения и установление соответствия (возможности соответствия) условию задачи; оценка степени возможности удовлетворения условию задачи других результатов.

Виды текстовых задач, изучаемых в начальной школе

Все текстовые задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой (независимо от того, будут ли это разные или одинаковые действия), называется составной.

В свою очередь простые задачи можно разделить на виды либо в зависимости от действий, с помощью которых они решаются (простые задачи, решаемые сложением, вычитанием, умножением, делением), либо в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении

Для составных задач нет такого единого основания классификации, которое позволило бы разделить их на определенные группы. Однако в методической литературе из всего многообразия задач выделяются некоторые группы, сходные либо математической структурой (например, задачи, в которых надо сумму разделить на число), либо способом решения (например, задачи, решаемые способом нахождения значения постоянной величины), либо конкретным содержанием (например, задачи на движение) и т.п.

Особое внимание уделяется процессу обучения решению задач с пропорциональными величинами: на нахождение четвертого пропорционального, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестных по двум разностям. Среди которых в рамках отдельной темы рассматриваются задачи, связанные с движением тел. Особенность их изучения связана с равномерным движением объектов. При этом выделяются следующие виды задач на движение:

1. Простые и составные задачи с сюжетами, связанными с движением тел.

2. Собственно задачи на движение (по количеству выполняемых действий): простые, составные.

Составные задачи на движение подразделяются:

1) по типу связей между данными и искомым:

— на нахождение четвертого пропорционального,

— на пропорциональное деление,

— на нахождение неизвестных по двум разностям;

2) по особенностям осуществляемого движения:

а) для одного объекта:

— движение в прямом и обратном направлении,

— движение с остановками;

б) для двух объектов:

— встречное одновременное движение,

— одновременное движение в противоположных направлениях,

— движение в одном и том же направлении (вдогонку, с отставание).

В общем виде систему задач, изучаемых в начальной школе можно представить в виде следующей таблицы (таблица 5):

Методика работы с каждым видом задач ведется в соответствии с тремя ступенями: подготовительная, ознакомительная, закрепление.

Виды текстовых задач

задачи, для решения которых

нужно выполнить 1 действие

в 2 и более действий,

представляющие собой различные

задачи с величинами, связанными

раскрывающие смысл арифметических действий

— нахождение суммы двух слагаемых;

— нахождение остатка (разности)

— деление на равные части;

— деление по содержанию

раскрывающие различные отношения

по двум разностям

— увеличение на несколько единиц (прямая и косвенная форма);

— уменьшение на несколько единиц (прямая и косвенная форма);

— увеличение в несколько раз (прямая и косвенная форма);

— уменьшение в несколько раз (прямая и косвенная форма);

раскрывающие связи между компонентами и

результатами арифметических действий

— нахождение неизвестного слагаемого;

— нахождение неизвестного уменьшаемого;

— нахождение неизвестного вычитаемого

— нахождение неизвестного множителя;

— нахождение неизвестного делимого;

— нахождение неизвестного делителя

— нахождение числа по его доле (дроби);

— нахождение доли (дроби) от числа

зависимость между величинами

4. Методика обучения младших школьников решению простых задач

Простыми называются задачи, решаемые в одно действие. Особенность этих задач – максимальная простота. Они должны быть совершенно понятны, близки детям по сюжету, наиболее просто изложены, не содержать никаких непонятных, новых для детей слов, которые требовали бы дополнительных пояснений.

Основа классификации – действие, при помощи которого решается задача: на сложение; на вычитание; на умножение; на деление.

Основа классификации – смысл арифметического действия:

Задачи, направленные на раскрытие смысла арифметических действий.

Каждая из этих задач вводится в то время, когда программой предусмотрено ознакомление с соответствующими действиями (сложение, вычитание, умножение, деление).

Задачи, раскрывающие различные отношения между числами.

В начальном курсе математики особенно много внимания уделяется работе над отношениями между числами, которые могут быть выражены словами «быть равными», «быть на столько-то больше (меньше), чем», «быть во столько-то раз больше (меньше)».

Данные задачи могут быть представлены в прямой и косвенной формах:

В задачах, выраженных в прямой форме, если содержится выражение «на (во) столько-то меньше», т.е. требуется узнать меньшее число, используется действие вычитание (деление); если содержится выражение «на (во) столько – то больше» – сложение (умножение).

В задачах, выраженных в косвенной форме, при встрече с выражением «на (во) столько-то раз больше», используется действие вычитание (деление), если же содержится выражение «на (во) столько – то раз меньше» – сложение (умножение).

Задачи, раскрывающие связи между компонентами и результатами арифметических действий.

Это задачи на нахождение одного из компонентов действия, когда даны другой компонент и результат.

Задачи, связанные с понятиями доли, дроби числа.

Задачи, в которых раскрывается зависимость между величинами.

Связи между пропорциональными величинами раскрываются с помощью решения простых задач на нахождение одной из величин по данным, соответствующим значениям двух других величин.

Дополнительные задачи: задачи – вопросы, задачи – шутки, задачи на смекалку, задачи с недостающими данными или недостающим вопросом, задачи с лишними данными и т.д.

Простые задачи на сложение и вычитание

суммы двух слагаемых

В коробке лежало 3 простых и 4 цветных карандаша. Сколько всего карандашей было в коробке?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 7 карандашей в коробке.

В коробке всего лежало 7 карандашей. Из них 3 простых. Остальные — цветные. Сколько цветных карандашей в коробке?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 4 цветных карандаша в коробке.

В коробке всего лежало 7 карандашей. Из них 4 цветных. Остальные — простые. Сколько простых карандашей в коробке?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 3 простых карандаша в коробке.

Нахождение разности (остатка)

Нахождение неизвестного уменьшаемого

Нахождение неизвестного вычитаемого

Мама купила 7 пирожных. 3 пирожных съели. Сколько осталось?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 4 пирожных осталось.

Мама купила пирожные. После того, как 3 съели, осталось 4. Сколько пирожных купили?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 7 пирожных купили.

Мама купила 7 пирожных. После того, как несколько съели, осталось 4. Сколько пирожных съели?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 3 пирожных съели.

на несколько единиц

на несколько единиц

В коробке лежало 3 простых карандаша, а цветных на 2 больше. Сколько цветных карандашей лежало в коробке?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 5 цветных карандашей лежало в коробке.

В коробке лежало 5 цветных карандашей, а простых на 2 меньше. Сколько простых карандашей лежало в коробке?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 3 простых карандаша лежало в коробке.

В коробке лежало 5 цветных и 3 простых карандаша. На сколько больше было цветных карандашей, чем простых?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: на 2 карандаша больше цветных, чем простых.

Могут быть представлены в прямой и косвенной формах

Простые задачи на умножение и деление

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на четырех тарелках?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

1 способ: 3+3+3+3=12 (гр.)

2 способ: 3●4=12 (гр.)

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 12 груш на четырех тарелках.

Цена открытки 3 рубля. Сколько открыток можно купить на 12 рублей?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 4 открытки можно купить на 12 рублей.

За 4 одинаковые открытки заплатили 12 рублей. Узнай цену открытки?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 3 рубля стоит одна открытка.

Деление на равные части

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

6 яблок разложили на 3 тарелки поровну. Сколько яблок положили на каждую тарелку?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 2 яблока на каждой тарелке.

Деление по содержанию

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

На конверты наклеили 6 марок: по 2 марки на каждый конверт. Сколько получилось конвертов с марками?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 3 конверта с марками.

Задумали число. После того, как его разделили на 5, получили 2. Какое число задумали?

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно значение частного умножить на делитель.

После того, как число 10 разделили на неизвестное число, получили 2. Найдите делитель.

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на значение частного.

в несколько раз

в несколько раз

У Васи было 3 карандаша, а у Пети в 2 раза больше. сколько карандашей у Пети?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 6 карандашей у Пети.

У Пети было 6 карандашей, а у Васи в 2 раза меньше. сколько карандашей у Васи?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 3 карандаша у Васи.

У Васи было 3 карандаша, а у Пети 6. Во сколько раз больше карандашей у Пети,

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: в 2 раза больше карандашей у Пети, чем у Васи.

Могут быть представлены в прямой и косвенной формах

Задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью

Масса пакета с мукой 2 кг. Узнайте массу 4 таких пакетов.

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 8 кг масса всех пакетов.

Масса 4 одинаковых пакетов с мукой 8 кг. Узнайте массу одного такого пакета .

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 4 кг масса одного пакета.

Масса одного пакета с мукой 2 кг. Сколько пакетов потребуется, чтобы разложить в них поровну 8 кг муки?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 4 пакета потребуется.

доли (дроби) от числа

по его доли (дроби)

От ленты, длиною 15 метров отрезали третью часть.

Сколько метров отрезали?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 5 м ленты отрезали.

От ленты отрезали третью часть, равную 5 метрам.

Какова длина всей ленты?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Ответ: 15 м длина всей ленты.

Методика обучения решению составных задач

Составной называется текстовая задача, решение которой состоит из двух и более действий. Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних служат данными для других. Выделение этих простых задач и установление зависимости между ними и составляет суть решения составной задачи.

Цель введения составных задач в курс математики для младших школьников: обучение детей «переводу» словесно заданных отношений и связей между различными величинами, числами, на язык математических выражений, равенств, уравнений.

Составные задачи в 2 и более действий, представляющие собой

различные сочетания простых

Задача: В коробке лежало 3 простых карандаша, а цветных на 2 карандаша больше. Сколько всего карандашей лежало в коробке?

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачиСложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

1) 3+2=5 (к.) — цветных карандашей

2) 5+3=8 (к.) — всего карандашей

Ответ: 8 карандашей лежало в коробке.

Задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью

Это задачи, в которые входят тройки величин, связанных пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и т.п.).

1) На нахождение четвертого пропорционального:

Рассматривая математическое содержание задачи на нахождение четвертого пропорционального, необходимо выяснить, какие значения из двух прямо пропорциональных величин даны, значение какой величины требуется найти.

даны два значения

дано одно значение,

а другое является искомым

дано одно значение,

а другое является искомым

даны два значения

даны два значения

дано одно значение,

а другое является искомым

дано одно значение,

а другое является искомым

даны два значения

даны два значения

дано одно значение,

а другое является искомым

дано одно значение,

а другое является искомым

даны два значения

Способ приведения к единице: сначала узнают значение (цену) единицы одной из пропорциональных величин (товара, работы и пр.), затем значение (стоимость) указанного в условии количества. К единице приводят величину, для которой даны оба значения.

Например, задача: «На 6 одинаковых платьев израсходовали 30 м ткани. Сколько ткани потребуется на изготовление 3 таких платьев?» В задаче известны два значения количества и одно значение общего расхода. При решении способом прямого приведения к единице находим сначала расход на 1 платье: 30:6 =5(м). Затем определяем расход ткани на три одинаковых платья: 5•3=15(м).

Способ обратного приведения к единице сводится к нахождению соответствующего значения единицы той величины, для которой в условии указано лишь одно данное (одно значение).

Например, задача: «Для засолки 12 кг огурцов разложили в 6 одинаковых банок. Сколько потребуется таких банок, чтобы разложить 24 кг огурцов?» Учащиеся определяют, сколько раз по 12 кг содержится в 24 кг, т.е. во сколько раз 24 больше 12, значит, и банок получится во столько же раз больше: 6•(24:12)=12 (б.)

Задача: Мама купила несколько пирожков с капустой по 5 рублей за штуку и столько же пирожков с мясом по 10 рублей за штуку. За пирожки с капустой она уплатила 30 рублей. Сколько стоили пирожки с мясом?

этап. Восприятие и осмысление задачи

После прочтения текста задачи, учитель в ходе беседы обсуждает условие, составляется краткая запись в виде таблицы.

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

этап. Поиск плана решения

На данном этапе можно использовать различные схемы рассуждения: от вопроса к данным, от данных к вопросам. Обсуждение может быть проведено устно, а может фиксироваться на доске в виде схем.

Схема разбора от вопроса к данным

Схема разбора от данных к вопросу

С использованием геометрических фигур

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

этап. Выполнение плана решения

Учитель может самостоятельно указать на форму записи решения учащимися. Если это не сделано, то ученик вправе самостоятельно определить удобную для себя форму записи решения, например:

По действиям с пояснениями

1) 30:5=6 (шт.) — количество пирожков

2) 10●6=60 (руб.) — стоимость пирожков с мясом

этап. Проверка решения

Проверку целесообразно провести путем составления и решения обратной задачи.

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

5● (60:10)=30 (руб.) Вывод: задача решена верно.

этап. Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования)

Ответ: 60 рублей стоили пирожки с мясом.

этап. Исследование решения

На данном этапе целесообразно обсудить, существуют ли другие способы решения задачи. Какие? Какой из них целесообразнее. Например: 30 ●(10:5)=60 (руб.)

2) На пропорциональное деление:

Основным признаком задач на пропорциональное деление является содержащееся в них требование распределить одно числовое значение величины (например, стоимости) пропорционально данным числам (например, числу предметов в одной совокупности и числу предметов в другой совокупности).

даны два или более значений

дана сумма значений, соответствующих количеству,

дана сумма значений, соответствующих количеству,

даны два или более значений

даны два или более значений

дана сумма значений, соответствующих количеству,

дана сумма значений, соответствующих количеству,

даны два или более значений

Задача: Две девочки купили 5 метров ленты по одинаковой цене. Одна уплатила 15 рублей, а другая – 10 рублей. Сколько метров ленты купила каждая девочка?

этап. Восприятие и осмысление задачи

Учитель совместно с учащимися обсуждает условие задачи и составляется краткая запись.

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

этап. Поиск плана решения

На данном этапе могут быть использованы следующие схемы разбора:

Схема разбора от данных к вопросу

С использованием геометрических фигур

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

этап. Выполнение плана решения

Различные способы решения:

1 способ: 2 способ:

1) 15+10=25 (руб.) 1) 15+10=25 (руб.)

2) 25:5=5 (руб.) 2) 25:5=5 (руб.)

3) 15:5=3 (м) 3) 15:5=3 (м)

4) 5-3=2 (м) 4) 10:5=2 (м)

этап. Проверка решения

Решение задачи различными способами является одним из способов проверки.

этап. Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования)

Ответ: 3 м купила первая девочка и 2 м — вторая.

этап. Исследование решения

Целесообразно обсудить, какой способ решения более рациональный.

3) На нахождение неизвестных по двум разностям:

Если в задаче на пропорциональное деление заменить сумму двух значений стоимости их разностью, сумму двух количеств их разностью, можно получить задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

даны два значения величины

дана разность значений, соответствующих количеству, найти каждое значение

дана разность значений, соответствующих количеству, найти каждое значение

даны два значения величины

Задача: В одном куске 3 метра ткани, а во втором – 7 метров такой же ткани. Второй кусок стоит на 240 рублей дороже. Сколько стоит каждый кусок?

1 этап. Восприятие и осмысление задачи

Учитель совместно с учащимися составляет краткую запись в виде таблицы.

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

2 этап. Поиск плана решения

Схемы, используемые на этапе поиска плана решения задачи:

Схема разбора от данных к вопросу

С использованием геометрических фигур

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

3 этап. Выполнение плана решения

Различные способы решения:

1 способ: 2 способ:

1) 7-3=4 (м) 1) 7-3=4 (м)

2) 240:4=60 (руб.) 2) 240:4=60 (руб.)

3) 60●3=180 (руб.) 3) 60●3=180 (руб.)

4) 180+240=420 (руб.) 4) 60●7=420 (руб.)

4 этап. Проверка решения

Решение задачи различными способами является способом проверки.

5 этап. Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования)

Ответ: 180 руб. стоит первый кусок, 420 руб. — второй кусок ткани.

6 этап. Исследование решения. Целесообразно обсудить, какой способ решения задачи более рациональный.

Задачи на движение

Особенность изучения в начальной школе: равномерное движение объектов.

Основное понятие: скорость движения – длина пути, пройденного за единицу времени. Обозначение: v.

Единицы скорости: км/ч, м/мин, м/с, см/с.

Виды задач на движение

Простые и составные задачи с сюжетами, связанными с движением тел.

Скорость грузового поезда 35 км/ч, а пассажирского в 2 раза больше. Какова скорость пассажирского поезда?

в несколько раз

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Страус эму, убегая от опасности, мчится со скоростью 34 км/ч, а маленький кенгуренок бежит со скоростью только 23 км/ч. На сколько быстрее бежит страус?

на разностное сравнение

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Туристы за 3 дня прошли 70 км. В первый день — 30 км. Во второй — в 2 раза меньше. Какое расстояние прошли туристы в третий день?

представляющая собой сочетание нескольких простых

Сложение и вычитание умножение и деление уравнения работа с информацией геометрия текстовые задачи

Собственно задачи на движение (по количеству выполняемых действий): простые, составные.

💥 Видео

Производная: секретные методы решения. Готовимся к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Производная: секретные методы решения. Готовимся к ЕГЭ | Математика TutorOnline

Щелчок по математике I №9 Текстовые задачи всех видовСкачать

Щелчок по математике I №9 Текстовые задачи всех видов

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

7 класс, 21 урок, Сложение и вычитание многочленовСкачать

7 класс, 21 урок, Сложение и вычитание многочленов

Математика 3 класс (Урок№27 - Решение задач.)Скачать

Математика 3 класс (Урок№27 - Решение задач.)

Системы счисления: Сложение, вычитание и умножение двоичных чисел. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Системы счисления: Сложение, вычитание и умножение двоичных чисел. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитанияСкачать

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Задачи по математике 3 класс. Как научиться решать задачи в 3 классе?Скачать

Задачи по математике 3 класс. Как научиться решать задачи в 3 классе?

Задачи на умножение и делениеСкачать

Задачи на умножение и деление

Как научить ребенка решать задачи по математике. Почему не получается решать задачи по математике?Скачать

Как научить ребенка решать задачи по математике. Почему не получается решать задачи по математике?

#10. Арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление | Язык C для начинающихСкачать

#10. Арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление | Язык C для начинающих

МАТРИЦЫ математика УМНОЖЕНИЕ МАТРИЦ и простейшие операции с матрицамиСкачать

МАТРИЦЫ математика УМНОЖЕНИЕ МАТРИЦ и простейшие операции с матрицами

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ
Поделиться или сохранить к себе: