Ключевые слова:
• таблица
• строка
• столбец
• ячейка
Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год — «3». У Алексеевой по математике оценка за год — «5». У Дроздова по музыке оценка за год — «5». У Галкина по музыке оценка за год — «5». У Прозоровой по литературе оценка за год — «5». У Радугиной по математике оценка за год — «4». У Алексеевой по музыке оценка за год — «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год — «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год — «5». У Алексеевой по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по математике оценка за год — «5». У Мухина по математике оценка за год — «3». У Мухина по русскому языку оценка за год — «3». У Прозоровой по математике оценка за год — «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год — «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год — «4». У Галкина по русскому языку оценка за год — «4». У Радугиной по музыке оценка за год — «4». У Галкина по литературе оценка за год — «4». У Радугиной по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по литературе оценка за год — «4». У Галкина по математике оценка за год — «3». У Прозоровой по музыке оценка за год — «5». У Мухина по музыке оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3. Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, потребуется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
Фамилия | Предмет | |||
Русский язык | Литература | Математика | Музыка | |
Алексеева | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкин | 4 | 4 | 3 | 5 |
Дроздов | 4 | 4 | 5 | 5 |
Мухин | 3 | 3 | 3 | 4 |
Прозорова | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина | 4 | 5 | 4 | 4 |
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки (заголовков столбцов), боковика (заголовков строк) и прографки (рис. 26).
На уроках окружающего мира вы заполняли таблицу — календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о скорости ветра и температуре воздуха.
В форме таблицы представляют общешкольное расписание уроков.
Таблица — простая и удобная форма представления информации.
- САМОЕ ГЛАВНОЕ
- Вопросы и задания
- Электронное приложение к уроку
- Компьютерный практикум
- Табличная форма представления информации
- Учитель информатики
- Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
- § 9. Представление информации в форме таблиц
- Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
- Структура таблицы
- Табличный способ решения логических задач
- Самое главное
- 📺 Видео
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
Вопросы и задания
1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?
2. Из условия задачи «Летние каникулы» выясните, чем занимался каждый из друзей летом.
3. Какие заголовки можно дать столбцам таблицы:
а) «Домашняя библиотека»;
б) «Имя существительное»;
в) «Ученики нашего класса»?
4. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Видео:РЭШ Дискретная форма представления информацииСкачать
Электронное приложение к уроку
Презентации, плакаты, текстовые файлы | Вернуться к материалам урока | Ресурсы ЕК ЦОР |
Видео:Табличная форма представления информации | Информатика 5 класс #13 | ИнфоурокСкачать
Компьютерный практикум
Cкачать материалы урока
Представление информации в форме таблиц
Представление информации в форме таблиц (Open Document Format)
Табличный способ решения логических задач
Табличный способ решения логических задач (Open Document Format)
- Задание-минутка (№15). Открыть
- Преобразование текстовой информации в табличный вид (практическая работа в текстовом редакторе). Скачать
- Достопримечательности города Коркино (практическая работа «Создаем простые таблицы»).Скачать
- Такие разные таблицы (ТЗ). Открыть
- Задачки от Инфознайки (*). Скачать
- Задание-минутка (№16). Открыть
- Решение логических задач табличным способом (интерактивное приложение). Скачать
- Интересная задача (ТЗ). Открыть
- Задачки от Инфознайки (*). Скачать
Видео:Информатика 9 класс (Урок№3 - Табличные информационные модели.)Скачать
Табличная форма представления информации
Цели урока:
- Образовательные:
- формирование у учащихся УУД через понятия и способы действий в среде MSWord, а именно – регулятивных, познавательных, коммуникативных, т.е.
- сформировать представление о таблице как “очень” удобной форме структурирования определенной текстовой информации;
- сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;
- Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету.
При изучении этого материала ученики приобретают УУД:
- познавательные, которые помогут решать им аналогичные задачи на уроках математики, истории, природоведенья, технологии и т.д.,
- личностные, которые помогут совершенствовать имеющиеся знания,
- коммуникативные, которые помогут им научиться общаться друг с другом в процессе учения.
Задачи урока: учебно-познавательные, направленные на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоению систематических знаний при использовании табличной формы представления информации, а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Основные понятия:
- таблица;
- строка (столбец) таблицы;
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран или интерактивная доска.
План урока:
- Организационный момент;
- Актуализация учебных действий;
- Изучение нового материала;
- Закрепление изученного материала;
- Подведение итогов, постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, проверка подготовки учащихся к уроку)
2. Актуализация знаний.
Цель 1 этапа: формирование регулятивных УУД (самостоятельно), а именно целеполагание, как постановка учебной задачи.
Скажите чем мы занимались на прошлом занятии? Работали с информацией (кодированием.)
На этом уроке мы продолжим с вами работать с информацией, а именно с текстовой информацией. Что такое информация? Виды информации?
Информация — это знания, получаемые в школе, это сведения, которые мы получаем из окружающего мира.
Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Что такое текст? Что такое текстовая информация?
Текст – любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Текстовая информация – информация, представленная в форме письменного текста.
Давайте выполним следующее задание: посмотрите на доску и внимательно прочитайте текст “Оценки за год”, ответьте на вопросы, приведённые после текста:
1). Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2). По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3). Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4). Кто из учеников имеет “4” и “5” по математике?
Данный материал взят из учебника: § 1.10, стр. 37
Даю вам на эту работу 3 минуты. (Этого времени заведомо недостаточно для данной работы, мало кто из ребят с ней справится, при ответе на вопросы будет много ошибок)
Текстовая форма представления информации не всегда удобна.
На экране с помощью мультимедийного проектора детям предлагается кроссворд. Ключевое слово — таблица – определяет тему урока.
Любое словесное высказывание, напечатанное, или существующее в устной форме. (Текст).
Представление информации с помощью специального кода. (Кодирование)
3. Слово, закодированное с помощью комбинации фигур, букв, знаков (ребус)
4. Место, где учатся дети (школа)
5. Современный носитель информации (Диск)
6. Сведения об окружающем нас мире (Информация)
7. Пара чисел: первое число по оси OX , второе – по оси OY (Координаты)
Таким образом, тема нашего урока “Таблицы. Табличная форма представления информации”
Т.о., ученики самостоятельно поставили цели сегодняшнего урока.
Цель 2 этапа: формирование познавательных и личностных УУД
Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на “знание”, “понимание”, “умение”, а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.
Чтобы справиться с этой работой, данную текстовую информацию нужно представить в виде таблицы, которую вы найдёте на странице 38, тогда ответить на поставленные вопросы будет очень легко.
Фамилия | Предмет | |||
Русский язык | Литература | Математика | Природоведение | |
Алексеева | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкин | 4 | 4 | 3 | 5 |
Дроздов | 4 | 4 | 5 | 5 |
Мухин | 3 | 3 | 3 | 4 |
Прохорова | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина | 4 | 5 | 4 | 4 |
3. Новый материал
Работать с табличной информацией вам приходится на каждом уроке (дети вспоминают учебные дисциплины, называют таблицы, составленные на последних уроках, например, природоведенье, история, математика, русский язык). Примером таблицы может служить расписание уроков, которое вы видите каждый день.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. Таблица является простой и удобной формой представления однотипных данных.
Головка таблицы | ||||
Боковик | ||||
Прографка |
Но очень большое значение таблицы имеют для решения логических задач в математике и информатике. Разберём задачу и запишем её решение в виде таблицы.
Задача №1.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили:
1). Коля не занял ни первое, ни четвёртое место.
2). Боря был вторым.
3). Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Для решения этой задачи можно составить таблицу и занести туда данные, полученные непосредственно из условия задачи.Если Боря занял 2 место, то другого места Боря не мог занять и некто другой уже не смог занять 2 место, поэтому таблица будет выглядеть следующим образом:
Имя | Место в соревновании | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Коля | –– | –– | –– | |
Боря | –– | + | –– | –– |
Вова | –– | –– | ||
Юра | –– |
Из этой таблицы следует, что Коля занял 3 место, и никто другой 3 место уже занять не мог.
Имя | Место в соревновании | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Коля | –– | –– | + | –– |
Боря | –– | + | –– | –– |
Вова | –– | –– | –– | |
Юра | –– | –– |
Далее из таблицы видно, что Вова занял 1 место, а Юра – 4 место. Итоговая таблица с решением задачи будет выглядеть следующим образом:
Имя | Место в соревновании | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Коля | –– | –– | + | –– |
Боря | –– | + | –– | –– |
Вова | + | –– | –– | –– |
Юра | –– | –– | –– | + |
(После разбора данной задачи, детям предлагается небольшая самостоятельная работа по решению аналогичных задач табличным способом.На работу отводится 10 минут.)
Цель 3 этапа: формирование личностных и коммуникативных УУД
Школьникам предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия они приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение решать разнообразные задачи. На работу отводится фиксированное время.
Самостоятельная работа.
I вариант
В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии” ,–– заметил черноволосый. “Ты прав”, –– сказал Белов. Какой цвет волос у каждого мальчика?
II вариант
Встретились три подруги Белова, Краснова и Чернова. На одной было чёрное платье, на другой красное, а на третьей белое платье. Девочка в белом платье сказала Черновой: “Нам троим надо поменяться платьями, а то цвета наших платьев не соответствуют нашим фамилиям”. Кто в какое платье был одет?
4 этап — “Рефлексивная деятельность”.
На данном этапе учиесяся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ — регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка — личностное действие).
Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний)
После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.
Домашнее задание: найти или придумать самим подобную задачу (такую, чтобы ее можно было решать табличным способом) и принести её решение на следующий урок.
Список литературы: Л.Босова, Информатика 5 класс, БИНОМ, 2012 год
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Учитель информатики
Видео:10 класс профиль Префиксная и постфиксная формы записи выраженийСкачать
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Видео:Информатика 8 класс: Дискретная форма представления информацииСкачать
§ 9. Представление информации в форме таблиц
Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
Структура таблицы
Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год — «3».
У Алексеевой по математике оценка за год — «5».
У Дроздова по музыке оценка за год — «5».
У Галкина по музыке оценка за год — «5».
У Прозоровой по литературе оценка за год — «5».
У Радугиной по математике оценка за год — «4».
У Алексеевой по музыке оценка за год — «5».
У Дроздова по русскому языку оценка за год — «4».
У Алексеевой по русскому языку оценка за год — «5».
У Алексеевой по литературе оценка за год — «5».
У Дроздова по математике оценка за год — «5».
У Мухина по математике оценка за год — «3».
У Мухина по русскому языку оценка за год — «3».
У Прозоровой по математике оценка за год — «5».
У Прозоровой по русскому языку оценка за год — «5».
У Радугиной по русскому языку оценка за год — «4».
У Галкина по русскому языку оценка за год — «4».
У Радугиной по музыке оценка за год — «4».
У Галкина по литературе оценка за год — «4».
У Радугиной по литературе оценка за год — «5».
У Дроздова по литературе оценка за год — «4».
У Галкина по математике оценка за год — «3».
У Прозоровой по музыке оценка за год — «5».
У Мухина по музыке оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
- По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
- Сколько учеников имеют только отличные оценки?
- Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, потребуется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз. Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки (заголовков столбцов), боковика (заголовков строк) и прографки (рис. 26).
Рис. 26
На уроках окружающего мира вы заполняли таблицу — календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о скорости ветра и температуре воздуха.
В форме таблицы представляют общешкольное расписание уроков. Таблица — простая и удобная форма представления информации.
Табличный способ решения логических задач
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
— О, ещё как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение. Составим таблицу, где заголовки строк — это фамилии друзей, а заголовки столбцов — их имена. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежат одному человеку, и знак «минус» в противном случае.
То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Алик». Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и столбца «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и столбце «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и столбца «Алик». Таблица приобретёт вид:
Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках столбца «Юра»). Из первого столбца таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»). Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и столбца «Володя» говорит о том, что фамилия Володи — Лунин:
Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Володи — Лунин, Миши — Петров и Юры — Балашов.
Презентация «Табличный способ решения логических задач» размещена в электронном приложении к учебнику
Самое главное
Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
📺 Видео
Формы представления информации Метод координат | Информатика 5 класс #11 | ИнфоурокСкачать
A2. Информационные модели ЕГЭ по информатикеСкачать
Текст как форма представления информации. Видеоурок по информатике 5 классСкачать
Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Составляем уравнение прямой по точкамСкачать
Таблица истинностиСкачать
7 класс. Информатика. Формы представления информацииСкачать
Экспоненциальная форма записи чиселСкачать
Построение таблиц истинностиСкачать
Формы записи алгоритмов | Информатика 6 класс #20 | ИнфоурокСкачать
Информатика. Видеоурок. 5 класс "Представление информации в форме таблиц"Скачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Информатика 10 класс (Урок№2 - Подходы к измерению информации.)Скачать