Ведёт: Лихоманенко Николай Иванович —> Название или описание блога (изменить)
Видео:Численное решение уравнений, урок 2/5. Метод деления отрезка пополамСкачать
Навигация
Видео:Деление отрезка пополамСкачать
Поиск по сайту
Последние новости |
|
---|
Видео:Алгоритмы. Нахождение корней уравнений методом деления отрезка пополам.Скачать
Звонки
Видео:Метод половинного деления - ВизуализацияСкачать
Новое в блогах
Видео:1.1 Решение нелинейных уравнений метод деления отрезка пополам (бисекций) Мathcad15Скачать
10 класс. П.70 Практическая работа №62. Решение уравнений методом деления отрезка пополам
Учебник. К.Ю Поляков, Е.А. Ерёмин. Информатика. 10 класс. Углублённый уровень. §70 Решение уравнений
Практическая работа №62. Решение уравнений методом методом деления отрезка пополам
Напишите программу, которая находит все решения заданного вам уравнения на интервале [-5;5]. Программа должна выполнить следующие действия:
1. Определяет и выводит на экран интервалы, на которых расположены корни уравнения.
2. На каждом интервале, используя метод перебора, ищет решение с точностью 0,001 и выводит полученные решения на экран.
Вычисление функции, стоящей в левой части уравнения, оформите в виде подпрограммы.
Уровень A. Интервалы, на которых расположены корни, можно найти с помощью электронных таблиц. Программа запрашивает границы очередного интервала и выводит найденный корень уравнения.
Введите границы интервала:
Уровень B. Составить две программы, одна из которых выделяет все интервалы, на которых находятся корни, а вторая запрашивает границы очередного интервала и выводит найденный корень уравнения, а также число шагов, которые потребовались для достижения заданной точности.
Введите границы интервала:
Уровень C. Составить одну программу, которая работает полностью автоматически: достаточно ввести в программу функцию и запустить. Программа находит все интервалы, на которых расположены корни и уточняет решения. После того, как очередной интервал найден, программа выводит его на экран и, применяя метод деления отрезка пополам, уточняет решение и определяет необходимое для этого количество шагов.
Вариант 1. x 3 — 8*x + 1 = sin(x)
program pr62ABC;
function f(x: real): real;
begin
f := x * x * x — 8 * x + 1 — 5 * sin(x);
end ;
const
var
delta, a, b, c: real;
begin
writeln(‘Введите границы интервала:’);
if (f(a) * f(b) > 0 ) then writeln(‘На промежутке может не быть корней’)
else begin
while b — a > delta do
begin
if f(a) * f(c)
then b := c
else a := c;
end;
writeln(‘Решение: ‘, (a + b) / 2:6:3);
writeln(‘Число шагов: ‘, k);
end ;
while a
begin
while (f(a) * f(a + 0.1) > 0) and (a
if (f(a) * f(a + 0.1)
then begin
writeln(‘Интервал [‘, a, ‘;’, a + 0.1, ‘]’);
Видео:Метод половинного деления решение нелинейного уравненияСкачать
Метод половинного деления на Паскале (Pascal) — Лабораторная работа
1. Постановка задачи 3
2. Анализ задачи 3
3. Схема алгоритма. 6
4. Текст программы на Паскале 7
5. Результаты расчёта 8
7. Список литературы 9
1. Постановка задачи
Создать программный продукт, который находит искомый корень уравнения в отрезке при помощи метода половинного деления.
Метод половинного деления.
Для этого метода существенно, чтобы функция f(x) была непрерывна и ограничена в заданном интервале [a, b], внутри которого находится корень. Предполагается также, что значения функции на концах интервала f(a) и f(b) имеют разные знаки, т.е. выполняется условие f(a)f(b) .
Обозначим исходный интервал [a, b] как [a0, b0]. Для нахождения корня уравнения f(x) = 0 отрезок [a0, b0] делится пополам, т.е. вычисляется начальное приближение x0 = (a0 + b0)/2. Если f(x0) = 0, то значение x0 = x* является корнем уравнения. В противном случае выбирается один из отрезков [a0, x0] или [x0, b0], на концах которого функция f(x) имеет разные знаки, так как корень лежит в этой половине. Далее выбранный отрезок обозначается как [a1, b1], вновь делится пополам точкой x1 = (a1 + b1)/2 и т.д. В результате на некоторой итерации получается точный корень x* уравнения f(x) = 0, либо бесконечная последовательность вложенных отрезков [a0, b0], [a1, b1], ., [ai, bi], ., таких, что f(ai)f(bi) (i =1, 2, .), сходящихся к корню x*.
Если требуется определить корень x* с погрешностью , то деление исходного интервала [a, b] продолжают до тех пор, пока длина отрезка [ai, bi] не станет меньше 2, что записывается в форме условия bi — ai 2.
В этом случае середина последнего интервала [ai, bi] с требуемой степенью точности дает приближенное значение корня
Метод половинного деления легко реализуется на ЭВМ и является наиболее универсальным среди итерационных методов уточнения корней. Его применение гарантирует получение решения для любой непрерывной функции f(x), если найден интервал, на котором она изменяет знак. В том случае, когда корни не отделены, будет найден один из корней уравнения. Метод всегда сходится, но скорость сходимости является небольшой, так как за одну итерацию точность увеличивается примерно в два раза. Поэтому на практике метод половинного деления обычно применяется для грубого нахождения корней уравнения, поскольку при повышении требуемой точности значительно возрастает объем вычислений.
Видео:Методы деления отрезка пополам и золотого сеченияСкачать
Приближенное вычисление корня уравнения методом деления отрезка пополам
Раздел программы: “Научно-технические расчёты на ЭВМ”
Тема урока: “Приближенное вычисление корня уравнения методом деления отрезка пополам”
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Время проведения: первый урок по теме “Приближенные вычисления”
Цели урока:
- Развитие представлений о применениях ЭВМ для научно-технических расчетов.
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
- Формирование общеучебных и общенаучных навыков работы с информацией.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, воспитание умения четко организовать самостоятельную работу.
- Образовательная – изучить и закрепить приемы использования языка программирования для решения задач приближенного решения уравнений, закрепить знания и умения по теме “Алгоритмизация и программирование”.
- Развивающая – расширение кругозора.
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Организационные формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Материально-техническая база: доска, ПК с установленным ПО ЯП Turbo Pascal 7.0.
Межпредметная связь: математика.
Требования к знаниям и умениям: учащиеся должны знать основные команды языка программирования для задач вычислительного характера, уметь составлять и записывать алгоритмы с использование циклов и ветвлений; по записи алгоритма записывать программу на языке программирования Turbo Pascal.
Содержание этапа урока
Вид и формы работы
Ознакомление с новым методом приближенного
решения уравнений,
показ образца действий.
Работа в тетради по кодированию программ
по заданному алгоритму.
применение созданной программы
для приближенного вычисления корня функции.
Работа в тетради.
Защита результатов.
I. Организационный момент
II. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока
Учитель: Вычисления на компьютере обладают большей гибкостью, чем привычные всем вычисления в математике. Рассмотрим для примера задачу вычисления корня уравнения f(x) = 0. В курсе школьной математики вам известен метод дискриминанта для уравнений вида:
ax 2 + bx + c = 0, выражаемой по формуле . Однако, во многих случаях, ответ не выражается формулой (например, для корня уравнения cos(x) = x формулы просто нет). Но можно, не выводя точных формул, вычислить корень приближенно, с заданной точностью, например, до 0,0001. Сегодня мы рассмотрим один из приближенных методов вычисления корня уравнения – метод деления отрезка пополам.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Рассмотрим задачу в следующей постановке.
Дано уравнение f(x) = 0 и числа a и b: a f(b) 0.
Если V–точный корень уравнения f(V) = 0, a * f(b) E, то перейти к пункту 1).
Любая точка отрезка [a, b] при таком алгоритме даст приближенное решение с заданной точностью.
Запишем алгоритм решения нашей задачи в виде блок схемы: (См. рис. 2).
Учитель: Есть ли вопросы?
Если у учащихся есть вопросы, то необходимо все уяснить, прежде чем переходить к следующему этапу урока/
Учитель: Какой алгоритм по структуре у нас получился?
ПО: циклический, причем использовать надо цикл с предусловием.
Учитель: Что необходимо вписать в блоки, помеченные звездочкой ( * )?
ПО: Здесь необходимо записать команду вычисления конкретной функции в точке a и в точке c.
Учитель: Что необходимо предварительно сделать, прежде чем применять этот алгоритм для нахождения корня уравнения?
ПО: Необходимо, в первую очередь, проверить, удовлетворяет ли функция постановке задачи: является ли график функции непрерывной линией на отрезке [a, b], разные ли знаки имеет функция на концах отрезка [a, b].
IV. Этап закрепления, проверки полученных знаний
Учитель: Можно ли применять метод деления отрезка пополам для нахождения корней уравнений, на заданных отрезках (уравнения записаны на доске):
- x 2 – 5 = 0, [0, 3] (ПО: функция непрерывна на отрезке и f(0) *f(3) 4 + cos(x) – 2 = 0 [0, 2] (ПО: функция непрерывна на отрезке и f(0)*f(2) 5 – 1 = 0 [–5, 2] (ПО: функция непрерывна на отрезке и f(– 5)*f(2) e do
Begin c : = (a + b)/2;
fc : = … ;
If fc . fa 2 cos(2x) + 1 = 0 [0, /2] - x 3 + x 2 + x + 1 = 0 [–2,1]
- x 5 – 0,3 | x – 1 | = 0 [0,1]
- 2x – cos(x) = 0 [0, /4]
- tg(x) – (x + 1)/2 = 0 [0, /4]
3. Это задание для учащихся математического класса: Вычислить значения , используя этот же метод деления отрезка пополам. Ответы сравните с расчетами на инженерном калькуляторе.
ВСЕ результаты вычислений фиксируются в тетради.
4. Результаты лабораторной работы должны быть защищены в индивидуальном порядке в беседе с учителем: проверяется понимание метода и используемой программы.
Вопросы для собеседования:
- В чем смысл переменной…?
- Что означает данная команда…?
- Как вы записывали для функции а) – е) выражение в команде fa : = .
- Для чего в программе используются операторные скобки?
- Для чего использовали в программе команду ветвления? Цикла?
- Где в программе осуществляется выбор отрезка, где находится корень уравнения?
На выполнение задания дается 30 минут. (Для выполнения задания учащиеся рассаживаются за компьютеры, загружают среду программирования и начинают проверять программу).
Защита результатов осуществляется по мере готовности учащихся, наиболее продвинутые учащиеся назначаются консультантами и принимают зачет вместе с учителем.
VI. Подведение итогов. Домашнее задание
Учитель: Подведем итоги. Сегодня на уроке вы узнали, как находить решение уравнений методом деления отрезка пополам, как использовать для этого компьютер. Я проверила во время практической работы и в процессе защиты результатов работы как вы усвоили материал, вы хорошо справились с заданием и получили следующие отметки… На этом изучение применений компьютера для научно-технических расчетов не заканчивается, предлагаю проанализировать свои записи в тетради и выполнить домашнее задание: подумать над вопросом “Какие методы поиска площадей фигур вы знаете?”. Запишите его себе в тетрадь.
Спасибо всем за работу.
📸 Видео
Деление отрезка пополамСкачать
Решение нелинейного уравнения методом деления отрезка пополамСкачать
12й класс; Информатика; "Численные методы. Метод половинного деления"Скачать
Метод половинного деления. ДихотомияСкачать
Метод Ньютона (метод касательных) Пример РешенияСкачать
Метод простых итераций - PascalСкачать
14 Метод половинного деления Ручной счет Численные методы решения нелинейного уравненияСкачать
Метод дихотомииСкачать
5.1 Численные методы решения уравнений F(x)=0Скачать
Бинарный поиск (Метод деления пополам)Скачать
Урок 10. C++ Метод половинного деленияСкачать
Решение уравнений (метод дихотомии) на C#Скачать
Алгоритмы. Нахождение корней уравнения методом хордСкачать