Методы решения иррациональных уравнений.
Цели:
- Образовательная –познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, выбирать рациональный путь решения. Развивающая –способствовать развитию математического кругозора, логического мышления. Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.
1. Повторить определение и основные методы решения иррациональных уравнений;
2. Продемонстрировать нестандартные методы решения иррациональных уравнений; формировать умение выбирать рациональные пути решения;
3. Освоение всеми учащимися алгоритмов решения иррациональных уравнений, закрепление теоретических знаний при решении конкретных примеров;
4. Развитие у учащихся логического мышления в процессе поиска рациональных методов и алгоритмов решения;
5. Развитие культуры научных и учебных взаимоотношений между учениками и между учениками и учителем; воспитание навыков совместного решения задач.
- Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
- Информационно- иллюстративный; репродуктивный; проблемный диалог; частично-поисковый; системные обобщения.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная, групповая, самопроверка, взаимопроверка, коллективные способы обучения.
Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки с заданием, лист учета знаний.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
План урока:
I. Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
II. Актуализация опорных знаний, проверка домашней работы.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
V. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.
VI. Задание на дом.
I Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
II Актуализация опорных знаний проводится в форме беседы по лекционному материалу по данной теме с использованием компьютерной презентации. Проверка домашнего задания.
· Определение иррационального уравнения.
Уравнение, содержащее переменные под знаком корня или дробной степени, называется иррациональным.
Назовите иррациональные уравнения:
· Что значит решить иррациональное уравнение?
Это значит найти все такие значения переменной, при которых уравнение превращается в верное равенство, либо доказать, что таких значений не существует.
· Основные методы решения иррациональных уравнений.
1. Уединение радикала. Возведение в степень.
a) При решении иррационального уравнения с радикалом четной степени возможны два пути:
1) использование равносильных преобразований
для уравнения вида
для уравнения вида
2) после возведения в степень выполнение проверки, так как возможно появление посторонних корней
b) При решении иррационального уравнения с радикалом нечетной степени возведение в нечетную степень правой и левой части уравнения всегда приводит к равносильному уравнению и потеря корней или их приобретения происходить не может.
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3:
Проверка: x=2 x=5
— посторонний корень
Если радикалов несколько, то уравнение возводить в степень приходится возводить неоднократно.
Пример 4:
Проверка показывает, что оба корня подходят.
Ответ:
2. Метод введения вспомогательного неизвестного или “метод замены
Пример 5:
Сделаем замену причём тогда
не удовлетворяет условию
Возвращаемся к замене:
Проверка показывает, что оба корня подходят.
Иногда удобно ввести не одну, а несколько переменных.
Пример 6: .
Заметим, что знаки х под радикалом различные. Введем обозначение
, .
Тогда,
Выполним почленное сложение обеих частей уравнения .
Имеем систему уравнений
Т. к. а + в = 4, то
Значит: 9 – x = 8 , х = 1.
3. Метод разложения на множители или расщепления.
· Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из входящих в него сомножителей равен нулю, а остальные при этом имеют смысл.
Пример 7:
III Изучение нового материала.
Нестандартные методы решения иррациональных уравнений.
4. Умножение на сопряжённое выражение.
5. Переход к модулю.
6. Использование свойств функции:
§ Область определения функции (ОДЗ)
§ Область значения функции
§ Свойство ограниченности функции (метод оценок)
§ Использование суперпозиций функций
· Умножение на сопряжённое выражение.
Воспользуемся формулой
Пример 8:
Умножим обе части уравнения на сопряжённое выражение:
Проверка показывает, что число является корнем.
Ответ:
· Переход к модулю.
Для этого метода воспользуемся тождеством:
Пример 9:
§ Если , то , тогда
тогда
§ Если , тогда ,а
§ Если , тогда , а
· Использование свойств функции:
§ Область определения функции (ОДЗ)
Иногда нахождение области определения функций, входящих в уравнение, существенно облегчает его решение.
Пример 10:
ОДЗ: ОДЗ: x=0 и x=1
Проверка показывает, что только x=1 является корнем.
Ответ:
Пример 11:
, тогда
Тогда невозможно.
Ответ: корней нет.
§ Область значений функции
Пример 12:
Данное уравнение не имеет решений, так как его левая часть — функция может принимать только неотрицательные значения.
Ответ: корней нет
Пример 13:
Учитывая то, что левая часть уравнения – функция может принимать только неотрицательные значения, решим неравенство:
неравенство решений не имеет, тогда и исходное уравнение тоже.
Ответ: корней нет
§ Свойство ограниченности функции (метод оценок)
· Если и , то
Пример 14:
Заметим, что , т. е. , а
Проверка показывает, что это значение является и корнем второго уравнения.
Ответ:
· Пусть — функция, возрастающая (убывающая) на некотором промежутке I. Тогда уравнение имеет на промежутке I не более одного корня.
· Пусть — функция, возрастающая на некотором промежутке I , а функция — убывающая на этом промежутке. Тогда уравнение имеет на промежутке I. не более одного корня
Пример 15: .
Рассмотрим функции и .
монотонно возрастает, а — убывает, следовательно, уравнение имеет не более одного корня.
Значение корня легко найти подбором:
Ответ:
Пример 16:
Функция возрастает на своей области определения, как сумма двух возрастающих функций, следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Так как , то — единственный корень .
Ответ:
§ Использование суперпозиций функций
· Если — монотонно возрастающая функция, то уравнения и равносильны.
Пример 17:
Запишем уравнение в виде
Рассмотрим функцию — монотонно возрастающую, тогда уравнение имеет вид . Оно равносильно уравнению
Сделаем замену
не удовлетворяет условию
Ответ:
IV. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
Решение уравнений в группах по 6 человек.
Ребята получают карточку с заданием. Решение уравнений обсуждают вместе, записывают его.
После выполнения группами заданий проводится взаимопроверка. Группы меняются заданиями с решениями по кругу:
2 3 4
Учащиеся групп обсуждают решение, исправляют ошибки и выставляют оценки.
Потом работы с выставленными оценками возвращаются в группы для обсуждения вклада каждого в решение проблемы.
Выставляются каждому оценки с занесением в оценочную таблицу. Учитель контролирует и вносит, если нужно, свои коррективы.
V. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8) *
Используемая литература.
1. Чулков курса «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»: Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
2. , , Морозова государственный экзамен. Математика. – Челябинск: Взгляд, 2006 –Ч.1,2
3. Шарыгин курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1989
4. , Якушев : интенсивный курс подготовки к экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2004.
5. , Голобородько и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.: Илекса, 2006.
Задания для работы в группах:
1. Возведи обе части в квадрат:
2. Выполни замену:
4. Умножай на сопряжённое выражение:
5. Переходи к модулю:
6. Используй свойства функций:
7. Реши любым способом:
1. Возведи обе части в квадрат:
2. Выполни замену:
4. Умножай на сопряжённое выражение:
5. Переходи к модулю:
6. Используй свойства функций:
7. Реши любым способом:
Проверочная работа по теме: «Методы
Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать
О некоторых нестандартных способах решения иррациональных уравнений
В данной статье рассматривается некоторые нестандартные способы решения иррациональных уравнений в школьном курсе математики. Даны примеры решения иррациональных уравнений с помощью приведения к системе рациональных уравнений, умножением на сопряженное выражение и преобразованием сумму или разности радикалов.
Просмотр содержимого документа
«О некоторых нестандартных способах решения иррациональных уравнений»
О НЕКОТОРЫХ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБАХ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
1. Приведение к системе рациональных уравнений. При решении иррациональных уравнений с помощью преобразований необходимо использовать не только одну, а несколько переменных. При этом для обеспечения однозначности значений неизвестной уравнение преобразуется в систему рациональных уравнений [1]. Например, при решении уравнения
(1)
введем следующую замену переменных
(2)
Тогда уравнение (1) будет имет вид . Связь квадратов новых переменных выражается соотношением . Значит, получим систему равнений
(3)
Преобразуя и решая систему (3) методом сложения придем к системе: . Тогда получаем уравнение
(4)
Уравнение (4) можно привести к кубическому уравнению. , его единственный корень . С проверкой убеждаемся, что — корень исходного уравнения (1).
2. Умножение на сопряженное выражение.
Если в уравнение войдет сумма или разность радикалов, то можно использовать умножение на сопряженное выражение[2]. Например. при решении уравнения
(5)
так как в левой части уравнения стоит разность радикалов, то умножим обе части уравнения (5) на сумму этих радикалов. По правилу разложения множителей в произведения рассмотрим два случая:
1) если , то ; 2) если ,
то тогда это уравнение решается возведением обеих частей в квадрат. Но в
данном случае рациональнее будет рассмотреть систему уравнений
(6)
Сумма уравнений системы (6) будет следствием уравнения (5), это уравнение имеет простой вид . Решение полученного уравнения даёт еще одно решение исходного уравнения (5) :.
3. Преобразование сумму (разность) радикалов. Этот способ применяется при решении иррациональных уравнений вида . Его сущность заключается в том, что на определенном этапе сумма (разность) радикалов меняется на простое выражение. Такое преобразование избавялет от повторного возведения в степень и приведет к решению простого уравнения. Например, при решении уравнения сначала возведем обе части уравнения в куб, а потом выполняя серию преобразований получим уравнение . Поменяя сумму радикалов на выражение , получим уравнение . Возведя обе части ещё раз в куб будем иметь
.
Проверка показывает, что при в левой части уравнения:а в правой части:
значит, — корень уравнения. При левая часть уравнения равно : а правая часть: , — неправильно, значит, не является корнем данного уравнения.
1. Чулков П.В. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009
2. Литвиненко А. Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра и тригонометрия. М.: Просвещение, 1988.
Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать
Урок по теме: » Нестандартные методы решения иррациональных уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Нестандартные методы решения иррациональных уравнений
Образовательная: расширить и углубить знания учащихся по данной теме познакомив их с нестандартными методами решения иррациональных уравнений, научить применять эти методы, повысить уровень понимания и практической подготовки учащихся при решении иррациональных уравнений.
Развивающая: развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
способствовать развитию математического кругозора, логического мышления.
Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.
1. Повторить определение и основные методы решения иррациональных уравнений.
2. Продемонстрировать нестандартные методы решения иррациональных уравнений; формировать умение выбирать рациональные пути решения.
3. Освоение всеми учащимися алгоритмов решения иррациональных уравнений, закрепление теоретических знаний при решении конкретных примеров.
4. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
Тип урока : урок исследования
Форма урока: групповая работа
Оборудование: презентация в Pover Point, интерактивная доска, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
Эйнштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
Вот и мы займемся уравнениями.
Чтобы узнать о каких уравнениях пойдет речь, мы обратимся к домашнему заданию.
При правильном выполнении домашнего задания у вас получился знак радикала.
Как можно это связать с нашим уроком?
Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
— Узнать новые нестандартные методы решения иррациональных уравнений.
— Рассмотреть применение новых методов при решении иррациональных уравнений.
— Расширить и углубить свои знания о иррациональных уравнениях.
На сегодняшнем уроке вы будите работать в творческих группах. У каждого из вас лежит оценочный лист, запишите свою фамилию. Максимальный балл за урок -10 баллов.
1. Основные вопросы теории открытия иррациональности.
Что вы знаете об иррациональности?
1. Иррациональное в переводе с греческого “Уму непостижимое, неизмеримое, немыслимое” .
2. Открытие иррациональности опровергало теорию Пифагора, что “всё есть число”.
3. История развития теории иррациональности знает много ученых – исследователей. Евклид, Декарт, Ньютон( Он ввёл современное изображение корня) .
2. Основные методы решения иррациональных уравнений.
Метод возведения в степень, равную показателю корня, метод «пристального взгляда», метод введения новой переменной, метод разложения на множители, функционально – графический метод.
Какой этап содержат в основном все эти методы? ( Проверка)
3. Работа в группах. Исследовательская работа.
Целью исследования является изучение нестандартных методов решения иррациональных уравнений.
Гипотеза : Если знать нестандартные методы решения иррациональных уравнений, то это позволит повысить качество выполнения некоторых олимпиадных и тестовых заданий ЕНТ.
Нестандартные методы решения иррациональных уравнений.
1. Умножение на сопряжённое выражение.
Если в левой части иррационального уравнения сумма или разность корней, а подкоренное выражение – линейная функция одинаковыми линейными коэффициентами,
а в правой части некоторое число, то левую и правую части уравнения умножают на выражение, сопряженное выражению в левой чисти ( + и — ) — сопряженные).
Рассмотрите решение иррационального уравнения методом умножения на сопряженное выражение.
Решить уравнение
Умножим обе части уравнения на выражение, сопряженное левой части исходного уравнения. Получим:
Сложим последнее уравнение с исходным. Получим:
т. е.
Последнее уравнение возводим в квадрат. Получаем квадратное уравнение
Решая его, находим корни Проверка.
Приходим к ответу:
Ответьте на вопросы:
1. Что лежит в основе данного способа решения иррациональных уравнений.
2. Каков алгоритм решения иррациональных уравнений данным способом?
Теперь согласно истине такой “Теория мертва, без практики живой”
2 группа
3 группа
🔥 Видео
№5 Иррациональные уравнения. Умножение на сопряженные выражения.Скачать
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Избавление от иррациональности. 8 класс.Скачать
Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать
домножение иррациональности на сопряженную | 1 - 5Скачать
Иррациональное уравнение на 2 минутыСкачать
Вычисление пределов. Умножение на сопряженное выражениеСкачать
Решение иррациональных уравнений: метод заменыСкачать
Иррациональное уравнениеСкачать
29. Вычисление пределов функции №4. Неопределенность 0/0 с корнями.Скачать
Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать
Упрощение выражений с радикалами. Домножение на сопряженное выражение.Скачать
8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать
Иррациональные уравнения — часть 1Скачать
10 класс. Алгебра. Решение иррациональных уравнений.Скачать
Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать
Ограничения в иррациональных уравнениях #shorts #ЕГЭ #ОГЭ #математика #подготовкакегэ #егэматематикаСкачать
ЕГЭ по математике // Задание 5, 7 // Иррациональное уравнениеСкачать
иррациональное уравнение 3 степени егэСкачать