Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Видео:Базисные решения систем линейных уравнений (01)Скачать

Базисные решения систем линейных уравнений (01)

Метод Жордана-Гаусса онлайн

Данный онлайн калькулятор находит общее решение системы линейных уравнений методом Жордана-Гаусса. Дается подробное решение. Для вычисления выбирайте количество уравнений и количество переменных. Затем введите данные в ячейки и нажимайте на кнопку «Вычислить.» Теоретическую часть нахождения решения системы линейных уравнений методом Жордана-Гаусса смотрите ниже.

Предупреждение

Инструкция ввода данных. Числа вводятся в виде целых чисел (примеры: 487, 5, -7623 и т.д.), десятичных чисел (напр. 67., 102.54 и т.д.) или дробей. Дробь нужно набирать в виде a/b, где a и b (b>0) целые или десятичные числа. Примеры 45/5, 6.6/76.4, -7/6.7 и т.д.

Видео:Базисные решения систем линейных уравнений (02)Скачать

Базисные решения систем линейных уравнений (02)

Метод Жордана-Гаусса

Метод Жордана-Гаусса − это метод для решения систем линейных уравнений а также метод нахождения обратной матрицы. Данный метод является модификацией метода Гаусса.

Первый этап метода Жордана-Гаусса аналогична методу Гаусса (прямой ход Гаусса), который подробно можно посмотреть на странице «Метод Гаусса онлайн». Второй этап (обратный ход) метода Жордана-Гаусса заключается в обнулении всех элементов матрицы коэффициентов системы линейных уравнений, выше ведущих элементов. Отметим, что мы здесь рассматриваем произвольную систему линейных уравнений, где число переменных может быть не равным числу ограничений.

Рассмотрим следующую систему линейных уравнений:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений(1)

Запишем систему (1) в матричном виде:

Ax=b(2)
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийРазность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений(3)

A-называется матрица коэффициентов системы, b − правая часть ограничений, x− вектор переменных, которую нужно найти. Пусть rang(A)=p.

Построим расшренную матрицу системы:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений(4)

После прямого хода Гаусса (подробнее о прямом ходе Гаусса посмотрите на странице «Метод Гаусса онлайн») получим следующую расширенную матрицу:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений(5)

Если Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийравны нулю, то система линейных уравнений имеет решение, если же хотя бы один из этих чисел отлично от нуля, то система несовместна. Иными словами, система (2) совместна тогда и только тогда, когда ранг матрицы A навен рангу расширенной матрицы (A|b).

Пусть Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Тогда в обратном порядке, начиная с ведущего элемента Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийприменяем обратный ход Гаусса. Суть обратного хода заключается в обнулении всех элементов расширенной матрицы, стоящих выше ведущих элементов.

Итак, обнуляем все элементы, стоящие в столбце p, выше элемента Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Так как Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений≠0, то сложим строки 1,2. p−1 со строкой p, умноженной на Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийсоответственно.

Расширенная матрица примет следующий вид:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Аналогичным методом обнуляем элементы столбцов p−1, p−2, . 2 выше ведущих элементов Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Расширенная матрица примет следующий вид:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Делим каждую строку на соответствующий ведущий элемент (если ведущий элемент существует):

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Тогда решение можно записать так:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

где Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений− произвольные вещественные числа.

Отметим, что при m=n и rangA=n система линейных уравнений (2) имеет единственное решение.

Рассмотрим численные примеры.

Видео:Базисные решения систем линейных уравнений (03)Скачать

Базисные решения систем линейных уравнений (03)

Примеры решения системы линейных уравнений методом Жордана-Гаусса

Пример 1. Найти решение системы линейных уравнений методом Жордана-Гаусса:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Матричный вид записи: Ax=b, где

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Для решения системы, построим расширенную матрицу:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Обозначим через aij элементы i-ой строки и j-ого столбца.

Первый этап. Прямой ход Гаусса

Исключим элементы 1-го столбца матрицы ниже элемента a11. Для этого сложим строки 2,3 со строкой 1, умноженной на 1/2,-3/2 соответственно:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Исключим элементы 2-го столбца матрицы ниже элемента a2 2. Для этого сложим строку 3 со строкой 2, умноженной на 1/5:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Второй этап. Обратный ход Гаусса

Исключим элементы 3-го столбца матрицы выше элемента a33. Для этого сложим строки 1, 2 со строкой 3, умноженной на -3/2, -5/4 соответственно:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Исключим элементы 2-го столбца матрицы выше элемента a22. Для этого сложим строку 1 со строкой 2, умноженной на -2/5:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Делим каждую строку матрицы на соответствующий ведущий элемент (если ведущий элемент существует):

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Векторный вариант решения:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Пример 2. Найти решение системы линейных уравнений методом Жордана-Гаусса:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Матричный вид записи: Ax=b, где

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Для решения системы, построим расширенную матрицу:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Обозначим через aij элементы i-ой строки и j-ого столбца.

Первый этап. Прямой ход Гаусса.

Исключим элементы 1-го столбца матрицы ниже элемента a11. Для этого сложим строки 2,3 со строкой 1, умноженной на 4/3, 5/3 соответственно:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Исключим элементы 2-го столбца матрицы ниже элемента a2 2. Для этого сложим строку 3 со строкой 2, умноженной на -2:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Второй этап. Обратный ход Гаусса

Исключим элементы 2-го столбца матрицы выше элемента a22. Для этого сложим строку 1 со строкой 2, умноженной на -3/10:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Делим каждую строку матрицы на соответствующий ведущий элемент (если ведущий элемент существует):

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Выразим переменные x1, x2 относительно остальных переменных.

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

x3− произвольное действительное число.

Векторный вариант решения:

Запишем вышеизложенное решение, представив свободные переменные в виде тождеств:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Тогда векторное решение можно представить так:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений,

x3− произвольное действительное число.

Видео:Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса

Базисные (основные) и свободные (неосновные) переменные. Общее и базисное решения системы линейных алгебраических уравнений. Первая часть.

Что означает фраза «ранг матрицы равен $r$»? Она означает, что есть хотя бы один минор $r$-го порядка, который не равен нулю. Напомню, что такой минор называется базисным. Базисных миноров может быть несколько. При этом все миноры, порядок которых выше $r$, равны нулю или не существуют.

Выбрать $r$ базисных переменных в общем случае можно различными способами. В примерах я покажу наиболее часто используемый способ выбора.

Во всех изложенных ниже примерах матрицу системы будем обозначать буквой $A$, а расширенную матрицу системы – буквой $widetilde$.

Решить СЛАУ $ left < begin& 3x_1-6x_2+9x_3+13x_4=9\ & -x_1+2x_2+x_3+x_4=-11;\ & x_1-2x_2+2x_3+3x_4=5. end right.$. Если система является неопределённой, указать базисное решение.

Итак, мы имеем СЛАУ, у которой 3 уравнения и 4 переменных: $x_1$, $x_2$, $x_3$, $x_4$. Так как количество переменных больше количества уравнений, то такая система не может иметь единственное решение (чуть позже мы строго докажем это предложение на основе теоремы Кронекера-Капелли). Найдём решения СЛАУ, используя метод Гаусса:

$$ left( begin 3 & -6 & 9 & 13 & 9 \ -1 & 2 & 1 & 1 & -11 \ 1 & -2 & 2 & 3 & 5 end right) rightarrow left|begin & text\ & text\ & text endright| rightarrow \ rightarrowleft( begin 1 & -2 & 2 & 3 & 5\ -1 & 2 & 1 & 1 & -11 \ 3 & -6 & 9 & 13 & 9 end right) begin phantom \ II+I\ III-3cdot Iend rightarrow left( begin 1 & -2 & 2 & 3 & 5\ 0 & 0 & 3 & 4 & -6 \ 0 & 0 & 3 & 4 & -6 endright) begin phantom \ phantom\ III-IIend rightarrow \ rightarrowleft( begin 1 & -2 & 2 & 3 & 5\ 0 & 0 & 3 & 4 & -6 \ 0 & 0 & 0 & 0 & 0 endright) $$

Мы завершили прямой ход метода Гаусса, приведя расширенную матрицу системы к ступенчатому виду. Слева от черты расположены элементы преобразованной матрицы системы, которую мы также привели к ступенчатому виду. Напомню, что если некая матрица приведена к ступенчатому виду, то её ранг равен количеству ненулевых строк.

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

И матрица системы, и расширенная матрица системы после эквивалентных преобразований приведены к ступенчатому виду; они содержат по две ненулевых строки. Вывод: $rang A=rangwidetilde = 2$.

Итак, заданная СЛАУ содержит 4 переменных (обозначим их количество как $n$, т.е. $n=4$). Кроме того, ранги матрицы системы и расширенной матрицы системы равны между собой и равны числу $r=2$. Так как $r < n$, то согласно следствию из теоремы Кронекера-Капелли СЛАУ является неопределённой (имеет бесконечное количество решений).

Найдём эти решения. Для начала выберем базисные переменные. Их количество должно равняться $r$, т.е. в нашем случае имеем две базисные переменные. Какие именно переменные (ведь у нас их 4 штуки) принять в качестве базисных? Обычно в качестве базисных переменных берут те переменные, которые расположены на первых местах в ненулевых строках преобразованной матрицы системы, т.е. на «ступеньках». Что это за «ступеньки» показано на рисунке:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

На «ступеньках» стоят числа из столбцов №1 и №3. Первый столбец соответствует переменной $x_1$, а третий столбец соответствует переменной $x_3$. Именно переменные $x_1$ и $x_3$ примем в качестве базисных.

В принципе, если вас интересует именно методика решения таких систем, то можно пропускать нижеследующее примечание и читать далее. Если вы хотите выяснить, почему можно в качестве базисных взять именно эти переменные, и нельзя ли выбрать иные – прошу раскрыть примечание.

Почему можно принять переменные $x_1$ и $x_3$ в качестве базисных? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, что ранг матрицы системы равен числу $r=2$. Это говорит о том, что все миноры данной матрицы, порядок которых выше 2, либо равны нулю, либо не существуют. Ненулевые миноры есть только среди миноров второго порядка. Выберем какой-либо ненулевой минор второго порядка. Мы можем выбирать его как в исходной матрице системы $A$, т.е. в матрице $left( begin 3 & -6 & 9 & 13 \ -1 & 2 & 1 & 1 \ 1 & -2 & 2 & 3 end right)$, так и в преобразованной матрице системы, т.е. в $left( begin 1 & -2 & 2 & 3 \ 0 & 0 & 3 & 4 \ 0 & 0 & 0 & 0 endright)$. Так как в преобразованной матрице системы побольше нулей, то будем работать именно с нею.

Итак, давайте выберем минор второго порядка, элементы которого находятся на пересечении строк №1 и №2, и столбцов №1 и №2:

$$ M_^=left| begin 1 & -2 \ 0 & 0 endright|=1cdot 0-(-2)cdot 0=0. $$

Вывод: выбранный нами минор второго порядка не является базисным, ибо он равен нулю. Так как элементы этого минора взяты из столбца №1 (он соответствует переменной $x_1$) и столбца №2 (он соответствует переменной $x_2$), то пара переменных $x_1$ и $x_2$ не могут быть базисными переменными.

Осуществим вторую попытку, взяв минор второго порядка, элементы которого лежат на пересечении строк №1, №2 и столбцов №3 и №4:

$$ M_^=left| begin 2 & 3\ 3 & 4 endright|=2cdot 4-3cdot 3=-1. $$

Вывод: выбранный нами минор второго порядка является базисным, ибо он не равен нулю. Так как элементы этого минора взяты из столбца №3 (он соответствует переменной $x_3$) и столбца №4 (он соответствует переменной $x_4$), то пару переменных $x_3$ и $x_4$ можно принять в качестве базисных.

Сделаем и третью попытку, найдя значение минора, элементы которого расположены на пересечении строк №1, №2 и столбцов №1 и №3:

Вывод: выбранный нами минор второго порядка является базисным, ибо он не равен нулю. Так как элементы этого минора взяты из столбца №1 (он соответствует переменной $x_1$) и столбца №3 (он соответствует переменной $x_3$), то пару переменных $x_1$ и $x_3$ можно принять в качестве базисных.

Как видите, выбор базисных переменных не является однозначным. На самом деле количество вариантов выбора не превышает количество размещений из $n$ элементов по $r$, т.е. не больше чем $C_^$.

В рассматриваемом примере в качестве баисных были приняты переменные $x_1$ и $x_3$ – сугубо из соображений удобства дальнейшего решения. В чём это удобство состоит, будет видно чуток позже.

Базисные переменные выбраны: это $x_1$ и $x_3$. Остальные $n-r=2$ переменных (т.е. $x_2$ и $x_4$) являются свободными. Нам нужно выразить базисные переменные через свободные.

Я предпочитаю работать с системой в матричной форме записи. Для начала очистим полученную матрицу $left( begin 1 & -2 & 2 & 3 & 5\ 0 & 0 & 3 & 4 & -6 \ 0 & 0 & 0 & 0 & 0 endright)$ от нулевой строки:

$$ left( begin 1 & -2 & 2 & 3 & 5\ 0 & 0 & 3 & 4 & -6 endright) $$

Свободным переменным, т.е. $x_2$ и $x_4$, соответствуют столбцы №2 и №4. Перенесём эти столбцы за черту. Знак всех элементов переносимых столбцов изменится на противоположный:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Почему меняются знаки? Что вообще значит это перенесение столбцов? показатьскрыть

Давайте обратимся к расширенной матрице системы, которая после преобразований имеет вид $left( begin 1 & -2 & 2 & 3 & 5\ 0 & 0 & 3 & 4 & -6 endright)$. Перейдём от матрицы к уравнениям. Первая строка соответствует уравнению $x_1-2x_2+2x_3+3x_4=5$, а вторая строка соответствует уравнению $3x_3+4x_4=-6$. Теперь перенесём свободные переменные $x_2$ и $x_4$ в правые части уравнений. Естественно, что когда мы переносим выражение $4x_4$ в правую часть уравнения, то знак его изменится на противоположный, и в правой части появится $-4x_4$.

Если опять записать полученную систему в виде матрицы, то мы и получим матрицу с перенесёнными за черту столбцами.

А теперь продолжим решение обычным методом Гаусса. Наша цель: сделать матрицу до черты единичной. Для начала разделим вторую строку на 3, а потом продолжим преобразования обратного хода метода Гаусса:

$$ left( begin 1 & 2 & 5 & 2 & -3\ 0 & 3 & -6 & 0 & -4 endright) begin phantom \ II:3 end rightarrow left( begin 1 & 2 & 5 & 2 & -3\ 0 & 1 & -2 & 0 & -4/3 endright) begin I-2cdot II \ phantom end rightarrow \ rightarrow left(begin 1 & 0 & 9 & 2 & -1/3\ 0 & 1 & -2 & 0 & -4/3 endright). $$

Матрица до черты стала единичной, метод Гаусса завершён. Общее решение найдено, осталось лишь записать его. Если вспомнить, что четвёртый столбец соответствует переменной $x_2$, а пятый столбец – переменной $x_4$, то получим:

Нами получено общее решение заданной СЛАУ. Чтобы найти базисное решение, нужно все свободные переменные приравнять к нулю. Т.е. полагая $x_2=0$ и $x_4=0$, будем иметь:

Решение $x_1=9$, $x_2=0$, $x_3=-2$, $x_4=0$ и является базисным решением данной СЛАУ. В принципе, задавая свободным переменным иные значения, можно получить иные частные решения данной системы. Таких частных решений бесконечное количество. Например, принимая $x_2=-4$ и $x_4=1$, получим такое частное решение: $left <begin& x_1=frac;\ & x_2=-4;\ & x_3=-frac;\ & x_4=1. endright.$. Базисное решение, которые мы нашли ранее – лишь одно из бесконечного множества частных решений заданной СЛАУ.

Если есть желание, то полученное решение можно проверить. Например, подставляя $x_1=9+2x_2-fracx_4$ и $x_3=-2-fracx_4$ в левую часть первого уравнения, получим:

$$ 3x_1-6x_2+9x_3+13x_4=3cdot left(9+2x_2-fracx_4right)-6x_2+9cdot left(-2-fracx_4right)+13x_4=9. $$

Проверка первого уравнения увенчалась успехом; точно так же можно проверить второе и третье уравнения.

Если система является неопределённой, указать базисное решение.

Похожий пример уже был решен в теме «метод Крамера» (пример №4). Переменные $x_4$ и $x_5$ были перенесены в правые части, а дальше применялись стандартные операции метода Крамера. Однако такой метод решения не гарантирует достижения результата. Например, мы переносим некие переменные в правую часть, а оставшийся определитель оказывается равным нулю, – что тогда? Решать перебором? 🙂 Поэтому гораздо удобнее применять преобразования метода Гаусса, как и в предыдущем примере.

$$ left( begin 1 & -2 & 4 & 0 & 2 & 0\ 4 & -11 & 21 & -2 & 3 & -1\ -3 & 5 & -13 & -4 & 1 & -2 end right) begin phantom \ II-4cdot I\ III+3cdot Iend rightarrow left( begin 1 & -2 & 4 & 0 & 2 & 0\ 0 & -3 & 5 & -2 & -5 & -1\ 0 & -1 & -1 & -4 & 7 & -2 end right) rightarrow \ rightarrow left|begin & text\ & text\ & text endright|rightarrow left( begin 1 & -2 & 4 & 0 & 2 & 0\ 0 & -1 & -1 & -4 & 7 & -2\ 0 & -3 & 5 & -2 & -5 & -1 end right) begin phantom \ phantom\ III-3cdot Iend rightarrow \ rightarrow left( begin 1 & -2 & 4 & 0 & 2 & 0\ 0 & -1 & -1 & -4 & 7 & -2\ 0 & 0 & 8 & 10 & -26 & 5 end right). $$

Матрица системы и расширенная матрица системы приведены к трапециевидной форме. Ранги этих матриц равны между собой и равны числу 3, т.е. $rang A=rangwidetilde = 3$. Так как ранги равны между собой и меньше, чем количество переменных, то согласно следствию из теоремы Кронекера-Капелли данная система имеет бесконечное количество решений.

Количество неизвестных $n=5$, ранги обеих матриц $r=3$, поэтому нужно выбрать три базисных переменных и $n-r=2$ свободных переменных. Применяя тот же метод «ступенек», что и в предыдущем примере, выберем в качестве базисных переменных $x_1$, $x_2$, $x_3$, а в качестве свободных переменных – $x_4$ и $x_5$.

Столбцы №4 и №5, которые соответствуют свободным переменным, перенесём за черту. После этого разделим третью строку на 8 и продолжим решение методом Гаусса:

$$ left( begin 1 & -2 & 4 & 0 & 0 & -2\ 0 & -1 & -1 & -2 & 4 & -7\ 0 & 0 & 8 & 5 & -10 & 26 end right) begin phantom \ phantom\ III:8end rightarrow left( begin 1 & -2 & 4 & 0 & 0 & -2\ 0 & -1 & -1 & -2 & 4 & -7\ 0 & 0 & 1 & 5/8 & -5/4 & 13/4 end right) begin I-4cdot III \ II+III\ phantomend rightarrow \ left( begin 1 & -2 & 0 & -5/2 & 5 & -15\ 0 & -1 & 0 & -11/8 & 11/4 & -15/4\ 0 & 0 & 1 & 5/8 & -5/4 & 13/4 end right) begin phantom \ IIcdot (-1)\ phantomend rightarrow left( begin 1 & -2 & 0 & -5/2 & 5 & -15\ 0 & 1 & 0 & 11/8 & -11/4 & 15/4\ 0 & 0 & 1 & 5/8 & -5/4 & 13/4 end right) begin I+2cdot II \ phantom\ phantomend rightarrow\ rightarrowleft( begin 1 & 0 & 0 & 1/4 & -1/2 & -15/2\ 0 & 1 & 0 & 11/8 & -11/4 & 15/4\ 0 & 0 & 1 & 5/8 & -5/4 & 13/4 end right) $$

Продолжение этой темы рассмотрим во второй части, где разберём ещё два примера с нахождением общего решения.

Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.

Решение систем линейных уравнений. Несовместные системы.
Системы с общим решением. Частные решения

Продолжаем разбираться с системами линейных уравнений. До сих пор я рассматривал системы, которые совместны и имеют единственное решение. Такие системы можно решить любым способом: методом подстановки («школьным»), по формулам Крамера, матричным методом, методом Гаусса. Однако на практике широко распространены еще два случая:

– Система несовместна (не имеет решений);
– Система совместна и имеет бесконечно много решений.

Примечание: термин «совместность» подразумевает, что у системы существует хоть какое-то решение. В ряде задач требуется предварительно исследовать систему на совместность, как это сделать – см. статью о ранге матриц.

Для этих систем применяют наиболее универсальный из всех способов решения – метод Гаусса. На самом деле, к ответу приведет и «школьный» способ, но в высшей математике принято использовать гауссовский метод последовательного исключения неизвестных. Те, кто не знаком с алгоритмом метода Гаусса, пожалуйста, сначала изучите урок метод Гаусса для чайников.

Сами элементарные преобразования матрицы – точно такие же, разница будет в концовке решения. Сначала рассмотрим пару примеров, когда система не имеет решений (несовместна).

Решить систему линейных уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Что сразу бросается в глаза в этой системе? Количество уравнений – меньше, чем количество переменных. Если количество уравнений меньше, чем количество переменных, то сразу можно сказать, что система либо несовместна, либо имеет бесконечно много решений. И это осталось только выяснить.

Начало решения совершенно обычное – запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

(1) На левой верхней ступеньке нам нужно получить +1 или –1. Таких чисел в первом столбце нет, поэтому перестановка строк ничего не даст. Единицу придется организовать самостоятельно, и сделать это можно несколькими способами. Я поступил так: К первой строке прибавляем третью строку, умноженную на –1.

(2) Теперь получаем два нуля в первом столбце. Ко второй строке прибавляем первую строку, умноженную на 3. К третьей строке прибавляем первую строку, умноженную на 5.

(3) После выполненного преобразования всегда целесообразно посмотреть, а нельзя ли упростить полученные строки? Можно. Вторую строку делим на 2, заодно получая нужную –1 на второй ступеньке. Третью строку делим на –3.

(4) К третьей строке прибавляем вторую строку.

Наверное, все обратили внимание на нехорошую строку, которая получилась в результате элементарных преобразований: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Ясно, что так быть не может. Действительно, перепишем полученную матрицу Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийобратно в систему линейных уравнений: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Если в результате элементарных преобразований получена строка вида Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, где Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– число, отличное от нуля, то система несовместна (не имеет решений).

Как записать концовку задания? Нарисуем белым мелом: «в результате элементарных преобразований получена строка вида Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, где Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений» и дадим ответ: система не имеет решений (несовместна).

Если же по условию требуется ИССЛЕДОВАТЬ систему на совместность, тогда необходимо оформить решение в более солидном стиле с привлечением понятия ранга матрицы и теоремы Кронекера-Капелли.

Обратите внимание, что здесь нет никакого обратного хода алгоритма Гаусса – решений нет и находить попросту нечего.

Решить систему линейных уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока. Снова напоминаю, что ваш ход решения может отличаться от моего хода решения, у алгоритма Гаусса нет сильной «жёсткости».

Еще одна техническая особенность решения: элементарные преобразования можно прекращать сразу же, как только появилась строка вида Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, где Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Рассмотрим условный пример: предположим, что после первого же преобразования получилась матрица Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Матрица еще не приведена к ступенчатому виду, но в дальнейших элементарных преобразованиях нет никакой необходимости, так как появилась строка вида Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, где Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Следует сразу дать ответ, что система несовместна.

Когда система линейных уравнений не имеет решений – это почти подарок, ввиду того, что получается короткое решение, иногда буквально в 2-3 действия.

Но всё в этом мире уравновешено, и задача, в которой система имеет бесконечно много решений – как раз длиннее.

Решить систему линейных уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Тут 4 уравнений и 4 неизвестных, таким образом, система может иметь либо единственное решение, либо не иметь решений, либо иметь бесконечно много решений. Как бы там ни было, но метод Гаусса в любом случае приведет нас к ответу. В этом его и универсальность.

Начало опять стандартное. Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Вот и всё, а вы боялись.

(1) Обратите внимание, что все числа в первом столбце делятся на 2, поэтому на левой верхней ступеньке нас устраивает и двойка. Ко второй строке прибавляем первую строку, умноженную на –4. К третьей строке прибавляем первую строку, умноженную на –2. К четвертой строке прибавляем первую строку, умноженную на –1.

Внимание! У многих может возникнуть соблазн из четвертой строки вычесть первую строку. Так делать можно, но не нужно, опыт показывает, что вероятность ошибки в вычислениях увеличивается в несколько раз. Только складываем: К четвертой строке прибавляем первую строку, умноженную на –1 – именно так!

(2) Последние три строки пропорциональны, две из них можно удалить.

Здесь опять нужно проявить повышенное внимание, а действительно ли строки пропорциональны? Для перестраховки (особенно, чайнику) не лишним будет вторую строку умножить на –1, а четвертую строку разделить на 2, получив в результате три одинаковые строки. И только после этого удалить две из них.

В результате элементарных преобразований расширенная матрица системы приведена к ступенчатому виду:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
При оформлении задачи в тетради желательно для наглядности делать такие же пометки карандашом.

Перепишем соответствующую систему уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

«Обычным» единственным решением системы здесь и не пахнет. Нехорошей строки Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийтоже нет. Значит, это третий оставшийся случай – система имеет бесконечно много решений. Иногда по условию нужно исследовать совместность системы (т.е. доказать, что решение вообще существует), об этом можно прочитать в последнем параграфе статьи Как найти ранг матрицы? Но пока разбираем азы:

Бесконечное множество решений системы коротко записывают в виде так называемого общего решения системы.

Общее решение системы найдем с помощью обратного хода метода Гаусса.

Сначала нужно определить, какие переменные у нас являются базисными, а какие переменные свободными. Не обязательно заморачиваться терминами линейной алгебры, достаточно запомнить, что вот существуют такие базисные переменные и свободные переменные.

Базисные переменные всегда «сидят» строго на ступеньках матрицы.
В данном примере базисными переменными являются Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Свободные переменные – это все оставшиеся переменные, которым не досталось ступеньки. В нашем случае их две: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– свободные переменные.

Теперь нужно все базисные переменные выразить только через свободные переменные.

Обратный ход алгоритма Гаусса традиционно работает снизу вверх.
Из второго уравнения системы выражаем базисную переменную Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Теперь смотрим на первое уравнение: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Сначала в него подставляем найденное выражение Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Осталось выразить базисную переменную Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийчерез свободные переменные Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

В итоге получилось то, что нужно – все базисные переменные ( Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений) выражены только через свободные переменные Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Собственно, общее решение готово:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Как правильно записать общее решение?
Свободные переменные записываются в общее решение «сами по себе» и строго на своих местах. В данном случае свободные переменные Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийследует записать на второй и четвертой позиции:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Полученные же выражения для базисных переменных Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, очевидно, нужно записать на первой и третьей позиции:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Придавая свободным переменным Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийпроизвольные значения, можно найти бесконечно много частных решений. Самыми популярными значениями являются нули, поскольку частное решение получается проще всего. Подставим Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийв общее решение:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– частное решение.

Другой сладкой парочкой являются единицы, подставим Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийв общее решение:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– еще одно частное решение.

Легко заметить, что система уравнений имеет бесконечно много решений (так как свободным переменным мы можем придать любые значения)

Каждое частное решение должно удовлетворять каждому уравнению системы. На этом основана «быстрая» проверка правильности решения. Возьмите, например, частное решение Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи подставьте его в левую часть каждого уравнения исходной системы:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Всё должно сойтись. И с любым полученным вами частным решением – тоже всё должно сойтись.

Но, строго говоря, проверка частного решения иногда обманывает, т.е. какое-нибудь частное решение может удовлетворять каждому уравнению системы, а само общее решение на самом деле найдено неверно.

Поэтому более основательна и надёжна проверка общего решения. Как проверить полученное общее решение Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений?

Это несложно, но довольно муторно. Нужно взять выражения базисных переменных, в данном случае Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, и подставить их в левую часть каждого уравнения системы.

В левую часть первого уравнения системы:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Получена правая часть исходного уравнения.

В левую часть второго уравнения системы:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Получена правая часть исходного уравнения.

И далее – в левые части третьего и четвертого уравнение системы. Это дольше, но зато гарантирует стопроцентную правильность общего решения. Кроме того, в некоторых заданиях требуют проверку общего решения.

Решить систему методом Гаусса. Найти общее решение и два частных. Сделать проверку общего решения.
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Это пример для самостоятельного решения. Здесь, кстати, снова количество уравнений меньше, чем количество неизвестных, а значит, сразу понятно, что система будет либо несовместной, либо с бесконечным множеством решений. Что важно в самом процессе решения? Внимание, и еще раз внимание. Полное решение и ответ в конце урока.

И еще пара примеров для закрепления материала

Решить систему линейных уравнений. Если система имеет бесконечно много решений, найти два частных решения и сделать проверку общего решения
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Решение: Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

(1) Ко второй строке прибавляем первую строку. К третьей строке прибавляем первую строку, умноженную на 2. К четвертой строке прибавляем первую строку, умноженную на 3.
(2) К третьей строке прибавляем вторую строку, умноженную на –5. К четвертой строке прибавляем вторую строку, умноженную на –7.
(3) Третья и четвертая строки одинаковы, одну из них удаляем.

Вот такая красота:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Базисные переменные сидят на ступеньках, поэтому Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– базисные переменные.
Свободная переменная, которой не досталось ступеньки здесь всего одна: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Обратный ход:
Выразим базисные переменные через свободную переменную:
Из третьего уравнения:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Рассмотрим второе уравнение Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи подставим в него найденное выражение Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Рассмотрим первое уравнение Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи подставим в него найденные выражения Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Таким образом, общее решение:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Еще раз, как оно получилось? Свободная переменная Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийодиноко сидит на своём законном четвертом месте. Полученные выражения для базисных переменных Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийтоже заняли свои порядковые места.

Сразу выполним проверку общего решения. Работа для негров, но она у меня уже выполнена, поэтому ловите =)

Подставляем трех богатырей Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийв левую часть каждого уравнения системы:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Получены соответствующие правые части уравнений, таким образом, общее решение найдено верно.

Теперь из найденного общего решения Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийполучим два частных решения. Шеф-поваром здесь выступает единственная свободная переменная Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Ломать голову не нужно.

Пусть Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, тогда Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– частное решение.
Пусть Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, тогда Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– еще одно частное решение.

Ответ: Общее решение: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, частные решения: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Зря я тут про негров вспомнил. . потому что в голову полезли всякие садистские мотивы и вспомнилась известная фотожаба, на которой куклуксклановцы в белых балахонах бегут по полю за чернокожим футболистом. Сижу, тихо улыбаюсь. Знаете, как отвлекает….

Много математики вредно, поэтому похожий заключительный пример для самостоятельного решения.

Найти общее решение системы линейных уравнений.
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Проверка общего решения у меня уже сделана, ответу можно доверять. Ваш ход решения может отличаться от моего хода решения, главное, чтобы совпали общие решения.

Наверное, многие заметили неприятный момент в решениях: очень часто при обратном ходе метода Гаусса нам пришлось возиться с обыкновенными дробями. На практике это действительно так, случаи, когда дробей нет – встречаются значительно реже. Будьте готовы морально, и, самое главное, технически.

Остановлюсь на некоторых особенностях решения, которые не встретились в прорешанных примерах.

В общее решение системы иногда может входить константа (или константы), например: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. Здесь одна из базисных переменных равна постоянному числу: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений. В этом нет ничего экзотического, так бывает. Очевидно, что в данном случае любое частное решение будет содержать пятерку на первой позиции.

Редко, но встречаются системы, в которых количество уравнений больше количества переменных. Метод Гаусса работает в самых суровых условиях, следует невозмутимо привести расширенную матрицу системы к ступенчатому виду по стандартному алгоритму. Такая система может быть несовместной, может иметь бесконечно много решений, и, как ни странно, может иметь единственное решение.

И, конечно, повторюсь в своем совете – чтобы комфортно себя чувствовать при решении системы методом Гаусса, следует набить руку и прорешать хотя бы десяток систем.

Решения и ответы:

Пример 2: Решение: Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду.
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Выполненные элементарные преобразования:
(1) Первую и третью строки поменяли местами.
(2) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –6. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на –7.
(3) К третьей строке прибавили вторую строку, умноженную на –1.
В результате элементарных преобразований получена строка вида Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, где Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, значит, система несовместна.
Ответ: решений нет.

Пример 4: Решение: Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Выполненные преобразования:
(1) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на 2. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на 3.

Для второй ступеньке нет единицы, и преобразование (2) направлено на её получение.

(2) К третьей строке прибавили вторую строку, умноженную на –3.
(3) Вторую с третью строки поменяли местами (переставили полученную –1 на вторую ступеньку)
(4) К третьей строке прибавили вторую строку, умноженную на 3.
(5)У первых двух строк сменили знак (умножили на –1), третью строку разделили на 14.

Обратный ход.
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– базисные переменные (те, которые на ступеньках), Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– свободные переменные (те, кому не досталось ступеньки).

Выразим базисные переменные через свободные переменные:
Из третьего уравнения:Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Рассмотрим второе уравнение: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Подставим в него найденное выражение Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Рассмотрим первое уравнение: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Подставим в него найденные выражения: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Общее решение: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Найдем два частных решения
Если Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, то Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Если Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, то Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Ответ: Общее решение: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, частные решения: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений.

Проверка: подставим найденное решение (выражения базисных переменных Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравненийи Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений) в левую часть каждого уравнения системы:

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Получены соответствующие правые части, таким образом, общее решение найдено верно.

Пример 6: Решение: Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

(1) Ко второй строке прибавляем первую строку, умноженную на 2. К третьей строке прибавляем первую строку, умноженную на –2. К четвертой строке прибавляем первую строку, умноженную на –3.
(2) К третьей строке прибавляем вторую строку. К четвертой строке прибавляем вторую строку.
(3) Третья и четвертая строки пропорциональны, одну из них удаляем.

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– базисные переменные, Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений– свободная переменная. Выразим базисные переменные через свободную переменную:
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений
Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Ответ: Общее решение: Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений

Автор: Емелин Александр

(Переход на главную страницу)

Разность между числом базисных и свободных переменных системы линейных алгебраических уравнений Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам

cкидкa 15% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-hihi5

🎥 Видео

Система линейных уравнений. Общее решение. Метод ГауссаСкачать

Система линейных уравнений.  Общее решение. Метод Гаусса

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy

Лекция 14. Системы линейных алгебраических уравнений.Скачать

Лекция 14. Системы линейных алгебраических уравнений.

Метод Гаусса и метод Жордана-ГауссаСкачать

Метод Гаусса и метод Жордана-Гаусса

Неоднородная система линейных уравненийСкачать

Неоднородная система линейных уравнений

Решение системы линейных уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы линейных уравнений методом Гаусса

Решение системы уравнений методом Гаусса. Бесконечное множество решенийСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса. Бесконечное множество решений

15. Однородная система линейных уравнений / фундаментальная система решенийСкачать

15. Однородная система линейных уравнений / фундаментальная система решений

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.Скачать

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

Практика. Решение систем методом Жордана-ГауссаСкачать

Практика. Решение систем методом Жордана-Гаусса

Метод Гаусса и метод Жордана-Гаусса ➜ 2 метода за 7 минутСкачать

Метод Гаусса и метод Жордана-Гаусса ➜ 2 метода за 7 минут

Система уравнений. Метод алгебраического сложенияСкачать

Система уравнений. Метод алгебраического сложения

Системы линейных уравнений. Запись консультацииСкачать

Системы линейных уравнений. Запись консультации

Фундаментальная система решений системы линейных уравнений ФСР СЛАУСкачать

Фундаментальная система решений системы линейных уравнений ФСР СЛАУ

Неоднородные системы линейных уравненийСкачать

Неоднородные системы линейных уравнений
Поделиться или сохранить к себе: