В процессе работы над индивидуальным проектом по математике «Решение уравнений с параметром» учеником 11 класса школы была поставлена и реализована цель, изучить различные способы решения задач с параметрами, решить ряд аналогичных заданий, чтобы подготовиться к решению примеров с параметрами на ЕГЭ.
- Подробнее о проекте:
- Оглавление
- Введение
- Заключение
- Решение уравнений с параметрами творческая работа учащихся (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проектно-исследовательская работа на тему «УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ»
- ВВЕДЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- 2.1. Историческая справка
- 2.2. Линейные уравнения с параметром
- 2.3. Аналитический метод решения линейных уравнений с параметром
- 2.4. Графический метод решения линейных уравнений с параметром
- 2.5. Квадратные уравнения с параметром
- 2.6. Аналитический метод решения квадратных уравнений с параметром
- 2.7. Графический метод решения квадратных уравнений с параметром
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 🎦 Видео
Подробнее о проекте:
В готовом творческом и исследовательском проекте по математике «Решение уравнений с параметром» автор анализирует задания с параметром из ЕГЭ прошлых лет, систематизирует все задания по видам, показывает способы решения в общем виде, подбирает по несколько подобных примеров на каждый вид для самостоятельного решения. К концу учебного года 19/20 автор планирует создать методичку для подготовки к решению заданий с параметром из ЕГЭ.
Оглавление
Введение
1. Методы решения заданий с параметром.
1.1. Аналитический метод.
1.2. Графический метод.
1.3. Метод решения относительно параметра.
2. Виды уравнений с параметром.
3. Решение уравнений с параметром.
4. Задания для самостоятельного решения.
Заключение
Литература
Введение
На ЕГЭ встречаются два типа задач с параметрами. Первый «для каждого значения параметра найти все решения некоторого уравнения или неравенства». Второй «найти все значения параметра, при каждом из которых решения уравнения или неравенства удовлетворяют заданным условиям».
И ответы в задачах этих двух типов различаются по существу. В задачах первого типа ответ выглядит так: перечисляются все возможные значения параметра и для каждого из этих значений записываются решения уравнения. В ответах второго типа задач с параметром перечисляются все значения параметра, при которых выполнены условия задачи.
Противоречие: многие ученики не приступают к решению задания с параметром на ЕГЭ, даже несмотря на то, что оно высоко оценивается.
Проблема: как подготовиться к решению заданий с параметрами из ЕГЭ
Цель проекта: изучение различных способов решения задач с параметрами.
Задачи:
- Проанализировать задания с параметром из ЕГЭ прошлых лет
- Систематизировать все задания по видам
- Показать способы решения в общем виде
- Подобрать по несколько подобных примеров на каждый вид для самостоятельного решения
- к концу учебного года 19/20 создать методичку для подготовки к решению заданий с параметром из ЕГЭ
Данная методическая разработка «Решение уравнений с параметрами» предназначена для учащихся 11-х классов, желающих углубить и расширить свои знания по математике. Для тех, кто готовится к поступлению в высшие учебные заведения.
Актуальность проекта обусловлена тем, что многим ученикам будет гораздо легче подготовиться к ЕГЭ, используя эту разработку.
По данным только около 10% выпускников приступают к решению таких задач, и процент верного решения всего 2–3%, поэтому приобретение навыков решения трудных, нестандартных заданий, в том числе задач с параметрами, учащимися школ по-прежнему остается актуальным.
Продукт проекта: методическая разработка для подготовки к ЕГЭ (задание с параметром).
Этапы работы над проектом:
Этап | Срок | Результат |
Определение темы, цели, задач, актуальности проекта | Сентябрь-Октябрь 2018 | Тема проекта «Решение уравнений с параметром» Поставлены цели и задачи, определена актуальность |
Сбор материала по проекту | Октябрь 2018-Май 2019 | Получение нужных сведений для написания проектной работы |
Обобщение материала | Май 2019-Ноябрь 2020 | Готовый проект и презентация |
Представление проекта | Февраль 2020 | Защита проекта |
Заключение
Во время создания данного проекта я взялся за детальное рассмотрение параметра на примерах математических задач. Ведь параметры встречаются гораздо чаще, чем мы себе представляем. Изучение многих процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Включая такое большое количество столкновений, пусть и косвенных, с параметром, я пришел к выводу, что необходимо изучать данную тему более детально. Также, решение уравнений с параметром способствует развитию логического и вариативного мышление человека, что позволит ему улучшить свои знания и умения. В моей работе рассмотрены часто встречающиеся типы уравнений, и я надеюсь, что знания, которые я получил в процессе работы, а также использовал при выполнении данной проектной работы, помогут мне и другим одиннадцатиклассникам при сдаче ЕГЭ. Выполняя данную работу, я ставил цель более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее рациональных способов решения. На мой взгляд, графо-аналитический метод является самым удобным и наглядным способом решения уравнений с параметрами, так как при таком решении можно наглядно увидеть все корни и гораздо легче заметить ошибки.
Видео:11 класс, 34 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Решение уравнений с параметрами
творческая работа учащихся (10 класс) по теме
Работа студентки, написанная для конференции
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_s_parametrami.doc | 295 КБ |
Видео:Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Пермский химико-технологический техникум
Решение уравнений с параметром
Выполнил студент гр. П-10-9:
Руководитель: Старкова О.П.
- Решение уравнений с параметром
2.1. Основные определения
2.2. Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним
2.3. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным
3. Практическая часть
3.1. Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним
3.2. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным
3.3. Системы линейных уравнений с двумя переменными
3.4. Тригонометрические уравнения
3.5. Графический способ решения уравнений
Во многих областях человеческой деятельности возникает потребность решать уравнения. С решением линейных и квадратных уравнений мы уже знакомы. Любое равенство вида f(x)=g(x) , где f(x) и g(x) – некоторые функции, называется уравнением с одной переменной х . В реальных же прикладных задачах их больше. При этом важно выяснить, как зависит ответ (сколько решений вообще или с определёнными свойствами: положительные, рациональные, целые и т. д.) в зависимости от тех или иных переменных, входящих в уравнение. Поэтому решение уравнений с параметром находит широкое применение и имеет большое значение.
В математике, физике, экономике решаются следующие уравнения:
- линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным;
- квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным;
- уравнения с модулем;
- графическое решение уравнений с параметром;
- системы линейных уравнений;
2. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ.
2.1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Уравнение х² + ах + 1 = 0 можно рассматривать как уравнение с переменными х и а. Но чаще говоря о решении уравнения относительно х , т.е. считают переменные х и а неравноценными и решают уравнение, считая а известным. При таком рассмотрении переменная х называется неизвестным, переменная а – параметром.
Рассмотрим уравнение вида к f ( a; в; с; … ; к; х; )=g( а; в; с; … ; х ) , где
а; в; с; … ; к; х – переменные величины.
Любую систему значений а = а ; в = в ; … ; к = к ; х = х ; при которой обе части уравнения имеют смысл, будем называть системой допустимых значений переменных а; в; с; … ; к; и …………………………………………. подставить в обе части уравнения, то получим уравнение с одной переменной х .
Переменные а; в; с; … ; к; которые при решении уравнения считаются постоянными, называются параметрами , а само уравнение называется уравнением с параметром .
Параметры обозначаются первыми буквами латинского алфавита: а; в; с;
… ; к; l; t; n; а известные – буквами х; у; z .
= =
a, b, c, d, l, m, n, p – являются параметрами, х – неизвестное.
Допустимой является любая система значений a, b, c, d, l, m, p, x, удовлетворяющая условию: х ≠ 0, с ≠ 0, m ≠ -1, р ≠ 0, m ≠ 0 .
Решить уравнение – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения, сколько их и каковы они.
Два уравнения, содержащие одни и те же параметры, называют равносильными, если:
- они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров,
- каждое решение первого уравнения является решением второго и наоборот.
2.2 ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ И УРАВНЕНИЯ,
ПРИВОДИМЫЕ К ЛИНЕЙНЫМ
Уравнения вида ах = b , где а и b – выражения, зависящие только от параметров, а х – неизвестное, называются линейным уравнением относительно х .
Приведём словесное описание алгоритма его решения:
Ответ: единственный корень .
- Если а = 0 , b = 0 , то 0·х = 0
Ответ: х — любое число.
- Если а = 0 , b ≠ 0 , то 0 ·х = b
Ответ: решений не существует .
если а ≠ 0 , то х = 0;
если а = 0 , то корней нет.
если а ≠ 0, то х = 1;
если а = 0 , то 0х = 0,
х – любое действительное число .
если а=1 , то уравнение корней не имеет;
если а ≠ 1 , то х = 2 : (а-1) корень уравнения.
2.3 КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ И УРАВНЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ
Уравнения вида mx² + px + q = 0 , где х – неизвестное, m, p, q – выражения, зависящие только от параметров, а m ≠ 0 , называются квадратными уравнениями относительно х .
Допустимыми являются такие значения параметров, при которых m, p, q имеют смысл.
ах² — 2(а+1)х + 2а = 0
Если а = 0 , то в этом случае уравнение не будет являться квадратным, уравнение примет вид: 2х = 0,
Если а ≠ 0 , то в этом случае уравнение является квадратным, поэтому существование корней и их число определяется знаком дискриминанта. Найдём дискриминант:
D = (a+1)²-2a² = -a² + 2a +1 .
D зависит от параметра а . Для вычисления его знака найдём корни: а 1 =1- и а 2 =1+ . Нанесём на числовую ось а полученные точки (рис.2)
Если 1 — , а ≠ 0 , то D > 0 и уравнение имеет два решения:
При а = 1 — и а = 1 + , D = 0 и уравнение имеет по одному решению. Если а = 1 — , то х = , при а = 1 + — корень х = — .
При а є (- ; 1 — ) (1 + ; + ) уравнение не имеет решений, так как D
Ответ: а є(- ;1 — ) корней нет,
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ
Рассмотрим ряд уравнений, содержащие буквенные коэффициенты (параметры). Решить уравнение с параметром – значит найти все решения данного уравнения для каждой допустимой системы значений параметров.
3.1 ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ И
ПРИВОДИМЫЕ К НИМ.
а) При каких значениях а данное уравнение имеет единственное решение, не имеет решения?
если а=5 , то имеем х · 0= -3 – не имеет решение.
Ответ: а = 5 уравнение не имеет решения,
а≠ 5 , уравнение имеет единственное решение: х= .
б) При каких значениях а данное уравнение имеет единственное решение, не имеет решения?
( а² — 9)х = а² + 2а — 3
Уравнение имеет смысл при любых значениях параметра. Запишем уравнение в виде:
(а — 3)(а + 3)х = (а + 3)(а — 1)
если а = — 3 , то уравнение примет вид: 0х = 0 . Отсюда следует, что решением этого уравнения является любое действительное число (x є R) .
если а ≠ — 3 , то уравнение примет вид: (а — 3)х = а — 1
при а = 3 имеем 0х = 2 . Уравнение решения не имеет.
при а ≠ 3 имеем х = . Уравнение имеет одно решение.
Ответ: а = — 3, x є R;
а = 3, нет решения;
в) При каких значениях а данное уравнение имеет единственное решение, не имеет решения?
Очевидно, (х + 1)а ≠ 0, т.е. х ≠ -1, а ≠ 0.
Преобразуем данное уравнение, умножив обе его части на а(х + 1) ≠ 0.
(х — 4)а – 1 = — 2(х + 1)
ха — 4а – 1 = — 2х — 2
ха — 4а – 1 + 2х + 2 = 0
ха — 4а + 2х + 1 = 0
Если а = — 2 , то имеем 0х = — 9 , уравнение решений не имеет.
Если а ≠ — 2 , то х = .
Согласно ОДЗ: х ≠ — 1 , поэтому необходимо проверить, нет ли таких значений а , при которых найденное значение х равно — 1 :
Значит, при а ≠ 0, а ≠ — 2, а = — уравнение имеет единственное решение:
Видео:Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать
Проектно-исследовательская работа на тему «УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
XIX городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Клементьева Екатерина Алексеевна,
средняя общеобразовательная школа
№ 46 с углубленным изучением
отдельных предметов, 9 класс
Кузнецова Елена Борисовна,
высшей квалификационной категории
2017
Выбор темы проекта «Уравнения с параметром» обусловлен желанием научиться решать такие уравнения, так как своевременно не были усвоены способы решения линейных уравнений с параметром, а предстоит изучение еще и квадратных уравнений.
В проекте подробно описаны пять решенных линейных уравнений с параметрами аналитическим и графическим способами и четыре квадратных уравнения с параметрами, одно из которых осложнено модулем; графики построены с помощью приложения «Живая математика». Материал проекта может использоваться в качестве основы при подготовке к олимпиадам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
2.1. Историческая справка 5
2.2. Линейные уравнения с параметром 5
2.3. Аналитический метод решения линейных уравнений с параметром 6
2.4. Графический метод решения линейных уравнений с параметром 7
2.5. Квадратные уравнения с параметром 9
2.6. Аналитический метод решения квадратных уравнений с
параметром 10
2.7. Графический метод решения квадратных уравнений с
параметром 11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Видео:Простейшие уравнения с параметром #2Скачать
ВВЕДЕНИЕ
Задачи с параметром считаются трудными, так как каждая из них является исследовательской: нужно понять, принять и вычислить две или больше неизвестных в одном уравнении, нужно привыкнуть к тому, что эти неизвестные играют разные роли, могут по-разному обозначаться. Желание научиться решать такие задачи у меня появилось еще в 7 классе, когда мы впервые рассмотрели параметр в линейных уравнениях. Данная тема приобретает для меня все большую актуальность в связи с изучением с этого учебного года квадратных уравнений, биквадратных уравнений и началом подготовки к ОГЭ.
Объект исследования: Уравнения с одной переменной.
Предмет исследования: Уравнения с параметром.
Проблема: недостаточно знаний и умений по теме «Уравнения с параметром».
не были усвоены способы решения линейных уравнений с параметром при изучении их в седьмом классе;
не изучались квадратные уравнения с параметром в восьмом классе.
Цель: изучить способы решения уравнений с параметром.
Дать определение понятию «Уравнение с параметром»;
Рассмотреть способы решения уравнений с параметром;
Подобрать различные виды заданий для решения;
Представить изученный материал в докладе и презентации.
Гипотеза исследования: Можно предположить, что если изучить различные методы решения уравнений с параметром, то можно найти универсальный метод, позволяющий решать уравнения разных видов.
Эмпирические (изучение литературы по теме исследования, самостоятельное решение уравнений);
Обобщения и систематизации математического материала;
Экспериментально-теоретические (анализ, моделирование, сравнение).
Данная тема открыла мне новые виды уравнений с параметром, позволила познакомиться с доступными способами их решения.
Практическая значимость проекта:
Материал проекта может использоваться в качестве основы при подготовке к олимпиадам.
Видео:Алгебра 10 класс (Урок№48 - Тригонометрические уравнения с параметрами.)Скачать
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Видео:Уравнение с параметром | Математика TutorOnlineСкачать
2.1. Историческая справка
«Все математики знали,
что под алгеброй были скрыты
но не умели их найти.»
Франсуа́ Вие́т, сеньор де ля Биготье
Задачи на уравнения с параметром встречались уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой [7].
В алгебраическом трактате Ал-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений с параметром а. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их следующим образом:
1) «Квадраты равны корням», т. е. αx 2 = bx.
2) «Квадраты равны числу», т. е. αx 2 = c.
3) «Корни равны числу», т. е. αx = c.
4) «Квадраты и числа равны корням», т. е. αx 2 + c = bx.
5) «Квадраты и корни равны числу», т. е. αx 2 + bx = c.
6) «Корни и числа равны квадратам», т. е. αx 2 + bx = c.
Формулы решения квадратных уравнений по Ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи – основа аналитического метода решения уравнений с параметром.
Понятие переменной величины было введено в науку французским философом и математиком Рене Декартом (1596-1650). Именно Декарт пришел к идеям о единстве алгебры и геометрии и о роли переменных величин, Декарт ввел фиксированный единичный отрезок и стал рассматривать отношения других отрезков к нему – основа графического метода решения уравнений с параметром.
Видео:Математика, 10-й класс, Показательные уравнения с параметромСкачать
2.2. Линейные уравнения с параметром
Рассмотрим линейные уравнения: 5х +1 = 2, 1 + 2х = 2, — 0,5х + 1 = 2. В общем виде эти уравнения можно записать так: ах + 1 = 2, где а – некоторое число, х – переменная. Приведем еще примеры уравнений, в которых коэффициенты заданы не конкретными числами, а буквами: 5х = р, ах =1, с + d х = 10, k х – 3 = 0,5. Такие буквы называют параметрами.
Определение 1: Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным, фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству[2].
Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательной левой части уравнения |х| = а – 1 не следует неотрицательность значений выражения а – 1, если а – 1
Определение 2: Уравнение с параметром – это семейство уравнений, определяемых параметром.
Решить уравнение с параметром означает:
Найти все значения параметра, при которых данное уравнение имеет решение.
Найти все решения для каждого найденного значения параметра, то есть для неизвестного и параметра должны быть указаны свои области допустимых значений.
К основным методам решения линейных уравнений с параметром относятся аналитический метод и графический метод.
Видео:Решить квадратное уравнение с параметром - bezbotvyСкачать
2.3. Аналитический метод решения линейных уравнений с параметром
Определение: Аналитический метод – это способ «прямого» решения, повторяющий стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра.
Аналитический метод решения задач с параметром самый трудный способ, требующий высокой математической грамотности.
Рассмотрим решение линейного уравнения ах = b , где а и b – некоторые действительные числа, х — переменная. В общем виде решение удобнее всего представить в виде следующей блок – схемы:
Пример 1[9, с.3]. Решить уравнение ах=1.
Решение: при а=0, то есть 0 ⋅ х=1, уравнение корней не имеет; при а≠0 уравнение имеет корень х = .
Ответ: если а=0, то корней нет; если а≠0, то х = .
Пример 2[4]. Решить уравнение +3=5-х
Решение: Данное уравнение заменим равносильным ему: +х=2;
х (+1) =2; х× =2.
При а = 0 уравнение не имеет смысла.
При а ≠ 0 и а + 1 = 0 (а = – 1) уравнение примет вид 0·х = 2, т. е. не имеет решений.
При а ≠ 0, а≠– 1 уравнение имеет единственный корень х =
Ответ: если а = 0, то уравнение не имеет смысла; если а ≠ 0 и а = – 1, то корней нет; если а ≠ 0 и а ≠ – 1, то х =.
Пример 3. При каком значении параметра а уравнение а 2 х+2=4х+а имеет бесконечно много корней?
Решение: Данное уравнение заменим равносильным ему: а 2 х — 4х = а — 2; (а 2 —
– 4) х = а – 2; (а-2) (а+2) х = (а-2). При а = 2 данное уравнение принимает вид 0·х = 0, значит х – любое число.
Ответ: а = 2.
Видео:Простейшие уравнения с параметром #1Скачать
2.4. Графический метод решения линейных уравнений с параметром
Графический метод решения задач с параметром исключительно наглядный способ решения. В любом классе задач есть задачи, которые блестяще решаются данным способом и трудоемко другими.
Часто в линейных уравнениях с параметром переходят к линейным функциям вида у = kx + b, где k и b – коэффициенты. В зависимости от задачи (с переменной х и параметром а) рассматриваются графики или в координатной плоскости Оху, или в координатной плоскости Оха.
Геометрически каждое уравнение представляет прямую на плоскости, поэтому возможны три случая расположения двух прямых, то есть три случая решения: 1) прямые пересекаются — уравнение будет иметь один корень; 2) прямые параллельны — уравнение не имеет корней; 3) прямые совпадают — уравнение имеет бесконечно много решений.
Возможно при использовании графического метода возникает вопрос о строгости решения. Поэтому, когда результат, полученный с помощью графического метода, вызывает сомнения, его необходимо подкрепить аналитически.
Рассмотрим решение двух линейных уравнений с параметром графическим методом с построением графиков в координатной плоскости Оху.
Пример 1 . Решить уравнение ах = 1.
Решение: запишем уравнение в виде системы у=1,
Каждое уравнение системы изобразим графически в системе координат Оху. Первое уравнение изображается прямой, второе – семейством прямых, проходящих через начало координат. При а = 0, т. е. второе уравнение примет вид у = 0, прямые будут параллельны, а значит, система не имеет корней. При а ≠ 0 прямые пересекаются, значит система имеет корень х = .
Ответ : если а = 0, то корней нет; если а ≠ 0, то х = .
Пример 2. Решите уравнение |х| = х – а.
Решение: снова запишем уравнение в виде системы: у= │х│,
В системе координат Оху первое уравнение определяет ломаную, второе – семейство прямых, параллельных биссектрисе I и III координатных четвертей. Видно, что при а > 0 нет решений, при а = 0 решений бесконечно много, при а
х = — .
Ответ : если а > 0, то нет корней;
если а = 0, то решений бесконечно много;
если а .
Видео:Что такое параметр? | Математика 10 класс | УмскулСкачать
2.5. Квадратные уравнения с параметром
Общий вид квадратного уравнения с параметром: α x 2 + bx + c = 0, где параметр α ≠ 0, b и с — произвольные числа.
Если α =1, то уравнение называется приведённым квадратным уравнением.
Выражение D = b 2 – 4 α c называют дискриминантом.
1. Если D> 0 — уравнение имеет два различных корня.
3. Если D = 0 — уравнение имеет два равных корня [5, с.292].
Рассмотрим решение квадратного уравнения αx 2 + bx + c = 0, где параметр α ≠ 0, b и с — произвольные числа. В общем виде решение удобнее всего представить в виде следующей блок – схемы:
Видео:Математика это не ИсламСкачать
2.6. Аналитический метод решения квадратных уравнений с параметром
Пример 1[9, с.6] . Найдите все значения параметра a , при которых уравнение:
(2a – 1) x 2 + ax + (2a – 3) =0 имеет не менее одного корня.
При 2 a – 1 = 0 данное уравнение квадратным не является, поэтому случай a = разбираем отдельно.
Если a = , то уравнение принимает вид x – 3 = 0, оно имеет один корень: х = 6.
Если a ≠ 1/2, то уравнение является квадратным; чтобы оно имело не менее одного корня необходимо и достаточно, чтобы дискриминант был неотрицателен:
D = a 2 – 4(2 a – 1) (2 a – 3) = -15 a 2 + 32 a – 12≥0
16+2 √19
-15 а 2 + 32 а — 12 ≥ 0 15
Чтобы записать окончательный ответ, необходимо понять, удовлетворяет ли а=
полученному условию: сравним и ; и , > и
.
Ответ : если а ≠ , то х ⋲ (-∞; ) U < > U ( ; +∞);
если а = , то х = 6.
Пример 2. Один из корней уравнения x 2 + bx + 6 = 0 равен 2. Найдите коэффициент b и другой корень уравнения.
Решение: нам дано приведенное квадратное уравнение, по тереме Виета
2+х 2 = — b ,
2х 2 = 6,
х 2 =3 ⇒ 2 + 3 = 5 = — b ⇒ b = — 5.
Ответ : х 2 = 3, b = — 5.
Пример 3. Один из корней уравнения x 2 + kx – 2k + 5 = 0 равен 1. Найдите значение параметра k и другой корень уравнения.
Решение: нам дано приведенное квадратное уравнение, по тереме Виета
1+ x 2 = — k ,
1 ⋅ x 2 = -2k + 5 , 1 – 2 k + 5 = — k , — k = — 6, k = 6 ⇒ x 2 = — 7
Ответ: x 2 = — 7, k = 6.
Видео:✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать
2.7. Графический метод решения квадратных уравнений с параметром
Пример 1[3] . Для каждого значения параметра a определите количество решений уравнения ∣ х 2 — 7 ∣ х ∣ + 6 ∣ = а.
Заметим, что количество решений уравнения ∣ х 2 — 7 ∣ х ∣ + 6 ∣ = а равно количеству точек пересечения графиков функций у= ∣ х 2 — 7 ∣ х ∣ + 6 ∣ и y = a.
График функции у = х 2 – 7х + 6 показан на рис.1.
График функции у = х 2 – 7 ∣ х ∣ + 6 показан на рис.2.
График функции у = ∣ х 2 – 7 ∣ х ∣ + 6 ∣ показан на рис.3.
y = a – это горизонтальная прямая. По графику несложно установить количество точек пересечения в зависимости от a (например, при a = 11 – две точки пересечения; при a = 2 – восемь точек пересечения).
при a = 0 и a = – четыре решения;
при 6 – шесть решений; при a > – два решения.
Видео:#1 ЕГЭ. ПАРАМЕТРЫ С НУЛЯ. Что такое параметры? Линейные уравнения с параметрами.Скачать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор темы обусловлен желанием научиться решать уравнения с параметрами не только простые, но и повышенного уровня сложности. В результате можно отметить:
решены пять линейных уравнений с параметрами аналитическим и графическим способами и четыре квадратных уравнения с параметрами, одно из которых осложнено модулем;
решения всех уравнений подробно описаны в работе;
графики построены с помощью приложения «Живая математика».
В ходе выполнения данной работы выдвинутая гипотеза подтвердилась. Существуют задачи с параметрами, при решении которых используются только аналитические методы. Но иногда можно решить задачу и аналитически, и графически. Таким образом, аналитический метод – универсальный.
Считаю, что мне удалось справиться с поставленной целью и задачами, разрешить проблему. Кроме того, я научилась пользоваться научной литературой, сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, выделять главное. Могу отметить, что новые знания уже пригодились мне на некоторых уроках.
Видео:Уравнения с параметрами | Алгебра 11 класс #32 | ИнфоурокСкачать
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВикипедиЯ: свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Голубев В., Гольдман А. О задачах с параметром. Первоначальные сведения. // Математика – 2002 — № 23 – с.27-32;
Информационный источник сложной структуры «Виртуальная математика. Задачи с параметрами. 7 – 11 кл.». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ df 413 b 15-266 b -4 a 0 a — bdb 228 fc 41140 ab 2/;
Косякова Т. Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры. // Математика – 2001 — № 36 – с. 19-22;
Макарычев Ю.Н. Алгебра 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2010, — 384 с.;
СтудопедиЯ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://studopedia.ru/4_94223_analiticheskiy-metod-resheniya-zadach-s-parametrami.html;
Уравнения с параметрами в школьном курсе математики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://qp1qp.narod.ru/istoriya.html;
Феоктистов И. Е. Алгебра. 8 класс. Дидактические материалы. — М.: Мнемозина, 2013. – 173 с.;
Чикунова О.И. Практикум. Задачи с параметрами: учебно – методическое пособие для учащихся 7 – 11 классов. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. – 64 с.
🎦 Видео
Математика, 10-й класс, Уравнения I-ой степени с параметромСкачать
Алгебра, 10 класс | Задачи с параметрами. Квадратные уравнения. Часть 1Скачать
9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать
8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.Скачать