Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Данный урок посвящён теме «Исследование функции на монотонность». Вы узнаете, что такое функция. Будет введено понятие о возрастающей и убывающей функции. На примере линейной функции научитесь определять, возрастает функция либо убывает.
Видео:11 класс, 11 урок, Показательная функция, её свойства и графикСкачать
Возрастание и убывание функции
Видео:Математика без Ху!ни. Исследование функции, график. Первая, вторая производная, асимптоты.Скачать
Общие понятия о поведении функций
Исследуя функции, заданные определенными уравнениями, особенно уделяют внимание их свойствам, а именно возрастанию или убыванию.
Монотонной функцией называется функция, меняющаяся в одном направлении.
На графиках представлены примеры монотонно возрастающей и монотонно убывающей функций.
Соответственно, монотонная функция может быть возрастающая или убывающая.
Возрастающей называется такая функция, у которой при увеличении значения аргумента, значение функции увеличивается, иными словами, чем больше значение аргумента, тем больше значение функции.
Математическое выражение этого определения выглядит следующим образом:
Убывающей называется такая функция, у которой при увеличении значения аргумента, значение функции уменьшается, иными словами, чем больше значение аргумента, тем меньшее значение функции.
Математическое выражение этого определения выглядит следующим образом:
Разберем примеры решения задач на изучение характера поведения функции.
Задача 1. Задана функция (y=x^3+1) . Исследовать ее характер в интервале ([0;2]) .
Решение: Подставим поочередно крайние значения заданного отрезка и сравним полученные значения функции.
(y_1=0^3+1=1) ;
(y_2=2^3+1=9) .
Поскольку значения функции увеличиваются, при увеличении значений аргумента, то данная функция на заданном отрезке будет возрастать.
Задача 2 . Задана функция (y=) . Определить ее характер в интервале ([1;2]) .
Решение: Подставим поочередно крайние значения заданного отрезка и сравним полученные значения функции.
(y_1==1) ;
(y_2==0.5) .
Поскольку значения функции уменьшаются, при увеличении значений аргумента, то данная функция на данном отрезке будет убывать.
Не возрастающей называется такая функция, у которой при увеличении значения аргумента, значение функции увеличивается или остается на том же уровне, иными словами, большему значению аргумента соответствует большее или равное значение функции.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Не убывающей называется такая функция, у которой при увеличении значения аргумента, значение функции уменьшается или остается на том же уровне, иными словами, большему значению аргумента соответствует меньшее или равное значение функции.
Постоянной называется такая функция, которая не убывает и не возрастает, то есть при увеличении или при уменьшении значения аргумента, значение функции остается на одном и том же уровне. Пример такой функции можно наблюдать на рисунке.
Разберем задачу на исследование характера поведения функции. При данной функции (y=5) исследовать ее характер в интервале ([0;2]) .
По сути эту функцию можно записать как (y=5+0∙x) , подставляя крайние значения отрезка, получим:
(y_1=5+0∙0=5) ;
(y_2=5+0∙2=5) .
То есть функция (y=5) будет постоянной.
Постоянная, не убывающая и не возрастающая функции не есть монотонные.
Видео:Свойства функции. Промежутки возрастания и убывания функции. 10 класс.Скачать
Свойства монотонных функций
К свойствам монотонных функций относятся такие характеристики:
- если две или больше возрастающих функций суммируются, то в результате получается тоже возрастающая функция;
- результатом произведения положительных возрастающих функций будет возрастающая функция;
- при композиции двух возрастающих функций получается также функция, которая будет возрастать;
- при положительной функции (f(x)) , функция (f^n (x)) тоже будет возрастать, при условии, что (n) является натуральным числом;
- при сохранении возрастающей функцией (f(x)) своего знака, обратная ей функция будет убывать;
- при возрастающей функции (f(x)) и константе c справедливо, что функции (cf(x)) и (f(x)+c) , при (c>0) , будут возрастать.
Монотонность производной и заданной функций связаны между собой, и это описано в таких теоремах:
Видео:11 класс, 15 урок, Логарифмическая функция, её свойства и графикСкачать
Алгебра
Помощь студентам в решении контрольных и курсовых работ
Подготовка к дипломной, повышение уникальности
Помощь студентам в решении контрольных и курсовых работ
Консультация, сбор материала, повышение уникальности
Помощь в подготовке дипломной. Сопровождение до защиты!
План урока:
Видео:Монотонность функции | МатематикаСкачать
Возрастание и убывание функций
Посмотрим на график произвольной функции:
Видно, что область определения ф-ции – это промежуток [– 6; 4].
На графике сначала ф-ция как бы «поднимается». При увеличении х растет значение у. Так происходит до точки (1; 5). После этого ситуация меняется, при увеличении аргумента значение ф-ции начинает падать. В математике принято говорить, что ф-ция возрастает на промежутке [– 6; 1] и функция убывает на промежутке [1; 4]. Можно сказать и иначе – ф-ция у является возрастающей функцией на множестве [– 6; 1] и убывающей функцией на множестве [1; 4].
Рассмотрим это определение возрастающей функции подробнее. Построим произвольную возрастающую ф-цию и выберем на ней две точки со значениями аргумента х1 и х2. Также отметим значения ф-ции в этих точках, у(х1) и у(х2):
По определению, если х1 меньше х2, то и у(х1) »и « у(х1). По определению получаем, что у = 2х – 3 – возрастающая ф-ция.
Видео:Логарифмическая функция, ее свойства и график. 11 класс.Скачать
Промежутки монотонности основных функций
Мы ранее уже изучили несколько видов ф-ций. Посмотрим, какие у них промежутки монотонности.
Поведение линейной ф-ции у = kх + b зависит исключительно от значение коэффициента k. Если он больше нуля, то функция возрастает на промежутке (– ∞; + ∞), то есть на всей числовой прямой. Если же k n зависит от показателя n. Если он нечетный, то получается ф-ция, возрастающая на всей числовой прямой:
Если же число n четное, то степенная ф-ция будет убывать на промежутке (– ∞:0] и возрастать на промежутке [0; + ∞):
Пример. Найдите значения параметра a, при котором ф-ция
у = (5а – 2)х +16
является возрастающей.
Решение. Данная ф-ция является линейной ф-цией вида у = kx + b, где в роли коэффициента k выступает выражение (5а – 2). Ф-ция будет возрастать, если этот коэффициент будет больше нуля, то есть
Получаем, что ф-ция будет возрастающей при значениях а, больших 0,4, или, другими словами, при а∊(4; + ∞).
Видео:Математический анализ, 16 урок, Исследование функции и построение графикаСкачать
Свойства монотонных функций
Монотонные функции имеют ряд примечательных свойств, которые могут помогать при решении задач. Вспомним, что некоторые ф-ции могут при различных значениях аргументов принимать одинаковое значение. Например, таковой является степенная ф-ция у = х 2 :
С точки зрения графиков это означает, что горизонтальная линия может пересекать график ф-ции в нескольких точках:
С другой стороны, это значит, что уравнение х 2 = 4 имеет два корня, 2 и ( – 2).
Если же ф-ция строго монотонна, то такая ситуация невозможна. Любое ее значение может быть получено только при одном значении аргумента.
Действительно, если ф-ция монотонна, то любая горизонтальная прямая сможет пересечь ее график не более чем в одной точке:
Это также означает, что, если у(х) – строго монотонная ф-ция, а b– произвольное число, то уравнение у(х) = b имеет не более одного корня. Так, у уравнения х 3 = 8 есть только один корень (он равен 2), потому что х 3 – монотонная ф-ция.
Рассмотрим следующее свойство монотонных функций.
Действительно, ранее мы уже изучали сжатие и растягивание графиков. умножение ф-ции на постоянное число как раз и ведет к подобным преобразованиям. Ясно, что при этом не происходит изменение монотонности ф-ций:
Например, парабола у = х 2 возрастает на промежутке [0; + ∞), значит, и ф-ция у = 3х 2 также возрастает на этом же промежутке:
Проще говоря, при умножении ф-ции на положительное число ее промежутки монотонности не изменяются.
А что же произойдет при умножении ф-ции на отрицательное число. Она не только сожмется или растянется, но ещё и отобразится симметрично относительно оси Ох. В результате промежутки возрастания ф-ции превратятся в промежутки убывания, и наоборот.
Проиллюстрируем это на примере ф-ций у = х 2 и у = – х 2 :
Видно, что на промежутке (– ∞; 0] ф-ция у = – х 2 возрастает, в то время как обычная парабола убывает. На промежутке [0; + ∞)ситуация противоположная.
Если две ф-ции одновременно возрастают на одном промежутке, то и их сумма также будет возрастать на этом промежутке.
Например, ф-ции у = х 5 и у = 4х возрастают на всей числовой прямой. Следовательно, возрастающей является и ф-ция у = х 5 + 4х.
Пример. Решите уравнение
х 7 + 2х – 3 = 0
Решение. Можно заметить, что число 1 является корнем этого уравнения. Действительно, подставим единицу в уравнение и получим верное равенство:
Докажем, что других корней уравнение не имеет. В его левой части стоит сумма двух возрастающих ф-ций, у = х 7 и у = 2х – 3. Следовательно, и ф-ция у = х 7 + 2х – 3 также является возрастающей на всей числовой прямой. Это значит, что исследуемое уравнение имеет не более 1 корня, то есть корень х = 1 – единственный.
Пример. Докажите, что у уравнения
не более одного корня.
Выражение в левой части имеет смысл только при положительных х. Ведь если х 2 :
- у(1) = 1 2 = 1 и у(– 1) = (– 1) 2 = 1;
- у(2) = 2 2 = 4 и у(– 2) = (– 2) 2 = 4;
- у(3) = 3 2 = 9 и у(– 3) = (– 3) 2 = 9.
В общем случае эту особенность можно доказать так:
у(– х) = (– х) 2 = х 2 = у(х)
В математике есть специальный термин для обозначения ф-ций, обладающих таким свойством. Их называют четным функциями.
Определение четной функции можно записать и так, чтобы в нем фигурировали формулы:
Для проверки того, является ли функция четной, достаточно подставить в нее вместо аргумента х величину (– х).
Пример. Докажите, что ф-ция у = х 4 + 3х 2 является четной.
Решение. Подставим в ф-цию значение (– х):
у(– х) = (– х) 4 + 3(– х) 2 = х 4 + 3х 2
Получили исходную ф-цию у(х). Значит, исследуемая функция является четной.
Пример. Четна ли ф-ция
Решение снова подставим в ф-цию значение (– х):
Получили изначальную ф-цию. Следовательно, она – четная.
Почему же четные ф-ции симметричны относительно оси Оу? Из определения следует, что если графику четной ф-ции принадлежит точка (х0;у0), то ему же принадлежит точка (– х0;у0). Посмотрим, как они располагаются на координатной плоскости:
Они симметричны относительно оси Оу. Если же для каждой точки графика есть симметричная точка, также ему принадлежащая, то и в целом график симметричен относительно вертикальной оси.
Теперь посмотрим на степенные ф-ции, у которых нечетный показатель степени. В качестве примера можно привести у = х 3 и у = х 5 . Видно, что они симметричны относительно центра координат:
Такая симметрия (относительно точки), называется центральной. Геометрически она означает, каждой точке графика в I четверти с двумя положительными координатами соответствует точка графика в III четверти с такими же координатами, но взятыми со знаком «минус»:
Существует множество ф-ций, обладающих подобной симметрией. В математике их все называют нечетными функциями. У них противоположным значениям аргументов соответствуют противоположные значения ф-ции, а график нечетной функции всегда симметричен относительно начала координат.
Чаще используется определение, содержащее формулу:
Покажем это свойство у ф-ции у = х 3 :
- у(1) = 1 3 = 1 и у(– 1) = (– 1) 3 = – 1;
- у(2) = 2 3 = 8 и у(– 2) = (– 2) 3 = – 8;
- у(3) = 3 3 = 27 и у(– 3) = (– 3) 3 = – 27.
Для того, чтобы доказать нечетность ф-ции, надо поставить в нее (– х) вместо х. Если получилась исходная ф-ция с противоположным знаком, то это значит, что ф-ция нечетная.
Пример. Докажите, что ф-ция у = х 5 + х – нечетная.
Решение: Подставим (– х):
у(– х) = (– х) 5 + (– х) = –х 5 – х = – (х 5 + х) = – у(х)
Получили исходную ф-цию, но со знаком «минус», поэтому ф-ция является нечетной.
Пример. Докажите нечетность ф-ции у = 5/х + 4х.
Решение. Подставляем в ф-цию (– х):
у = 5/(– х) + 4(– х) = – 5/х – 4х = – (5/х + 4х) = – у(х)
Снова получили исходную ф-цию со знаком минус, следовательно, мы исследовали нечетную ф-цию.
Известно, что любое целое число либо четное, либо нечетное. Однако с ф-циями всё по-другому. Существует множество ф-ций, которые не относятся ни к тем, ни к другим. Чтобы доказать, что ф-ция не является ни четной, ни нечетной, достаточно продемонстрировать, что хотя бы для одного значения х не выполняются условия у(– х) = у(х) и у(– х) = – у(х).
Пример. Докажите, что у = х 3 + х 2 – ни четная, ни нечетная ф-ция.
Решение. Определим значение ф-ции при, например, х = 1 и х = –1
у(1) = 1 3 + 1 2 = 2
у(– 1) = (– 1) 3 + (– 1) 2 = 0
Получили, что при противоположных х значения у не являются ни одинаковыми, ни противоположными. Значит, рассматриваемая ф-ция не подходит под приведенные определения четности и нечетности.
Видео:Алгебра 10 класс. 9 сентября. Исследование функции на монотонность, используя свойства числовых неСкачать
Свойства четных и нечетных функций
Рассмотрим важные свойства, помогающие быстро определять четность и нечетность ф-ций.
Например, так как четной является ф-ция у = х 6 , то также четными будут и ф-ции:
- у = 2х 6 ;
- у = 3х 6 ;
- у = – х 6 ;
- у = – 12х 6 ;
- у = 0,135х 6 .
Так, ф-ции у = х 3 и у = 1/х – нечетны. Значит, нечетна и их сумма у = х 3 + 1/х.
Другими словами, ф-цию можно «перевернуть», и она всё равно сохранит свою четность. Так, ф-ция 5х 4 + х 2 четная, поэтому и ф-ция
останется такой же.
Вообще рассматриваемое свойство ф-ции часто называют ее четностью. Так, про две рассматриваемые ф-ции у = х 3 и у = х 9 можно сказать, что они обладают одинаковой четностью (обе нечетные), а у = х 5 и у = х 7 обладают различной четностью (одна из них четная, а другая нечетная).
Например, ф-ции у = 5х 3 + 6х и у = 9х 5 имеют одинаковую четность (обе нечетные), а потому их произведение у = 9х 5 (5х 3 + 6х) является четным. С другой стороны, у = х 5 и у = х 8 + у 6 имеют различную четность, следовательно, их произведение у = х 5 (х 8 + у 6 ) нечетное.
Докажем справедливость этого правила. Пусть есть две ф-ции, у = у(х) и g = g(х), которые обладают какой-нибудь четностью. Определим четность их произведения у(х)•g(х). Для этого рассмотрим 3 различных случая:
- И у = у(х), и g = g(х) – четные. Тогда у(– х) = у(х), g(– х) = g(х), и мы получаем следующее:
- Обе рассматриваемые ф-ции – нечетные. Тогда у(– х) = – у(х), g(– х) = – g(х), и получается следующее:
- Если же одна из ф-ций, например, у(х), будет четной, а вторая – нечетной, то их произведение будет следующим:
Пример. Определите четность ф-ции у = (8х 4 + 3х 2 )(7х 5 + 2х)
Решение. Ф-ция из условия представляет собой произведение двух других ф-ций: у = 8х 4 + 3х 2 и у = 7х 5 + 2х. Первая из них является суммой двух четных и поэтому сама четная. Вторая ф-ция, наоборот, нечетная. Следовательно, их произведение – это тоже нечетная ф-ция.
Ответ: Нечетная ф-ция.
Пример. Определите четность ф-ции у = (х 6 + х 2 )(х 10 + х 8 )
Решение. Так как ф-ции у = х 6 + х 2 и у = х 10 + х 8 имеют одинаковую четность (обе четные), то их произведение является четным.
Ответ: Четная ф-ция.
Для изучения следующего свойства ф-ций необходимо сначала рассмотреть понятие сложной ф-ции. Так называют ф-цию, которую получают подстановкой одной «простой» ф-ции в другую.Например, пусть есть ф-ции g = х 2 и у = х 3 + 2х. Подставив вторую в первую, получим
Ещё пример сложной ф-ции:
у = 2(9х 2 + 4х + 1) 3 + 3(9х 2 + 4х + 1)
Она получена путем подстановки выражения 9х 2 + 4х + 1 в ф-цию у = х 3 + 3х. В общем случае, если в ф-цию у = f (x) подставляют g(x), то используют запись у = f (g(x)). Иногда вместо термина «сложная функция» используют аналогичное понятие «композиция функций».
Итак, сформулируем ещё одно свойство четных функций:
Например, пусть есть четная ф-ция у = х 2 . Подставим ее в любую другую ф-цию, скажем, в у = 5х + 7 + 1/х. В итоге получим новую, сложную ф-цию
у = 5х 2 + 7 + 1/(х 2 )
которая будет четной. При этом природа ф-ции у = 5х + 7 + 1/х не играет никакой роли. Мы могли бы взять любую другую ф-цию, например, у = 958,235х 3 – 12,25х 2 + 19х + 2/3, и подставив в нее х 2 вместо х, получить ф-цию
у = 958,235(х 2 ) 3 – 12,25(х 2 ) 2 + 19х 2 + 2/3
которая будет четной.
Видео:Математический анализ, 5 урок, Непрерывность функцииСкачать
Ограниченные и неограниченные функции
Ещё раз рассмотрим ф-цию у = х 2 . Очевидно, что все точки ее графика лежат выше оси Ох (кроме точки (0;0), лежащей непосредственно на оси Ох). Ось Ох – это, по сути, горизонтальная прямая у = 0. Можно провести ряд других горизонтальных линий, каждая из которых лежит ниже параболы и не пересекает её:
В математике говорят, что ф-ция у = х 2 ограничена снизу. То есть для любого допустимого х выполняется неравенство у(х) ⩾ а, где а – это какое-то произвольное число. И действительно, неравенство х 2 ⩾ 0 выполняется при всех значениях х. Также выполняются неравенства
Дадим определение функции, ограниченной снизу
Очевидно, что если неравенство у(х) ⩾ а выполняется хотя бы для одного числа а, то оно выполняется и для всех а, которые ещё меньше. Так, из справедливости неравенства х 2 ⩾ 0 автоматически следует справедливость неравенства х 2 ⩾ – 1,5, так как
Аналогично в математике существует понятие функции, ограниченной сверху.
В качестве примера ограниченной сверху ф-ции можно привести у = 4 – х 2 :
Ясно, что неравенство 4 – х 2 ⩽ 4 выполняется при всех х, то есть ни одна точка графика не лежит выше прямой у = 4.
Иногда бывает так, что функция ограничена одновременно и снизу, и сверху. Их называют ограниченными функциями.
Ф-ция, не попадающее под это определение, называется неограниченной функцией. В качестве примера неограниченной функции можно привести линейную ф-цию у = х + 1.
График ограниченной ф-ции находится в своеобразной «полосе» из горизонтальных линий, которые ограничивают его сверху и снизу. Примером ограниченной ф-ции является
С одной стороны, у этой дроби и числитель, и знаменатель – положительное число, поэтому она ограничена снизу прямой у = 0. С другой стороны, дробь тем больше, чем меньше ее знаменатель (если они оба положительны). Минимальное значение выражения х 2 + 1 – это единица (при х = 0), а поэтому максимальное значение дроби равно 4/1 = 4. Поэтому график ограничен сверху прямой у = 4.
Пример. Ограничена ли ф-ция
Решение. Выделим в ф-ции целую часть:
Так как величина 5х 2 + 5 всегда положительна, то и дробь
а значит, и вообще вся ф-ция положительна, то есть ограничена снизу прямой у = 0
С другой стороны, дробь будет принимать максимальное значение при минимальном значении знаменателя, которое равно 5 (при х = 0) При х = 0 имеем
Получается, что ф-ция ограничена сверху прямой у = 1,4.
Пример. Ограничена ли ф-ция
Решение. Величина х 2 всегда положительна, то есть х 2 ⩾ 0. Преобразуем это неравенство, умножив его на (– 1) и добавив к нему 16:
Получили, что подкоренное выражение не превосходит 16, а значит, и корень из него не больше, чем
То есть график будет ограничен прямой у = 4 сверху. С другой стороны, арифметический квадратный корень не может быть отрицательным числом, а потому его график ограничен снизу прямой у = 0. Для наглядности покажем график исследуемой ф-ции:
Видео:Задание 23 из ОГЭ Построение графиков функций с модулем | МатематикаСкачать
Квадратичная функция
В качестве ф-ции можно использовать квадратный трехчлен, например:
у = 2х 2 + 6х – 10
у = – 1,5х 2 + 19х + 0,5
у = 0,005х 2 + 654,25х – 124
Все эти ф-ции заданы с помощью выражения, представляющего собой квадратный трехчлен, поэтому в математике их называют квадратичными функциями.
Если коэффициент перед х 2 окажется равным нулю, то ф-ция превратится из квадратичной в линейную:
0х 2 + bx + c = bx + c
Попытаемся понять, как выглядит график квадратичной функции. Для этого начнем рассматривать частные случаи и использовать правило растяжения и сжатия, а также параллельного переноса графиков ф-ций.
Если в выражение для квадратичной ф-ции подставить значения
то получится уже известная нам степенная ф-ция у = х 2 :
1х 2 + 0x + 0 = х 2
Её графиком является парабола.
График ф-ции у = ах 2 – это тоже парабола (где а – некоторое число), которая однако, получена из «обычной» параболы у = х 2 путем сжатия или растяжения графика. Если коэффициент а является отрицательным, то парабола «перевернется» то есть отобразится симметрично относительно оси Ох. Покажем примеры нескольких графиков у = ах 2 :
Напомним, что при добавлении к ф-ции какого-нибудь постоянного числа n ее график переносится на n единиц вверх. Зная это можно легко получить график ф-ции у = ах 2 + с из графика у = ах 2 :
Таким образом, графиком ф-ции у = ах 2 + с является парабола, чья вершина поднята на с единиц вверх.
Как изменится график квадратичной ф-ции у = ах 2 + с, если в вместо х возводить в квадрат выражение (х +m), где m – произвольное число? В этом случае ф-ция примет вид у = а(х +m) 2 + с. Вершина параболы должна будет сместиться на m единиц влево:
Теперь докажем, что любая квадратичная ф-ция может быть представлена как в виде у = а(х + m) + n, где m и n – некоторые числа (в том числе и отрицательные). Похожие преобразования мы производили, когда учились решать квадратные уравнения. Запишем саму квадратичную ф-цию:
Вынесем множитель а за скобки:
Далее попытаемся преобразовать трехчлен в скобках, используя формулу квадрата суммы. Для этого добавим к нему и сразу же вычтем величину (b/2a) 2 :
Теперь раскроем внешние скобки:
Теперь произведем две замены:
Используя их, можно записать:
Получили, что любую квадратичную ф-цию можно свести к виду у = а(х + m) 2 + n. Что это значит и для чего мы это доказывали? Из этого факта следует, что график любой квадратичной ф-ции может быть получен из обычной параболы у = х 2 за счет трех действий.
- Необходимо растянуть график у = х 2 в а раз и получить график у = ах 2 . Если число а является отрицательным, то график не только растянется, но ещё «перевернется» ветвями вниз, то есть отобразится симметрично относительно оси Ох.
- Необходимо сдвинуть график у = ах 2 на n единиц вверх и получить график у = ах 2 + n. Если n 2 + n следует сместить влево на m единиц и получить график у = а(х + m) 2 + n. Если m отрицательно, то график сместится не влево, а вправо.
Итак, как будет выглядеть график квадратичной ф-ции? В общем случае он является параболой, центр которой располагается не в точке (0;0), а в некоторой другой точке (х0; у0):
Если мы вернемся к доказательству того, что любую квадратичную ф-цию можно представить в виде у = а(х + m) 2 + n, то увидим, что число m рассчитывается по формуле
Так как график из-за этого числа m перемещается влево, а не вправо, то координата вершины х0 рассчитывается по формуле:
Нет смысла составлять такую же формулу для определения координаты вершины у0, ведь можно подставить х0 в сам ф-цию и так узнать вторую координату вершины.
Пример. Определите вершину параболы, задаваемой ф-цией
у = 2х 2 + 8х + 5
Решение. Выпишем коэффициенты а, b и c квадратичной ф-ции:
Зная их, легко рассчитаем координату х вершины параболы:
Теперь подставим это число в исходную ф-цию и определим координату у вершины параболы:
у0 = у(х0) = 2(– 2) 2 + 8(– 2) + 5 = 8 – 16 + 5 = – 3
Напомним, что нули ф-ции – это те точки, в которых ее график пересекает ось Ох. Для их поиска необходимо приравнять ф-цию к нулю и решить уравнение. В случае с квадратичной ф-цией мы получим квадратной уравнение.
Пример. Постройте график ф-ции у = х 2 – 4х + 3, отметьте на нем вершину параболы и нули ф-ции.
Решение. Приравняем ф-цию к нулю:
Решим это уравнение
D = b 2 – 4ас = (– 4) 2 – 4•1•3 = 16 – 12 = 4
Итак, нашли нули ф-ции: 1 и 3. Теперь найдем вершину параболы:
у0 = у(х0) = 2 2 – 4•2 + 3 = 4 – 8 + 3 = – 1
Вершина находится в точке (2; – 1). Теперь отметим ее, а также нули ф-ции на графике, и соединим их линией, похожей на параболу:
При необходимости для точности построения всегда можно вычислить значение ф-ции в нескольких дополнительных точках и провести параболу через них. Здесь мы этого делать не будем
Ответ: вершина параболы – точка (2; – 1), нули ф-ции х1 = 1 и х2 = 3
Обратите внимание, что в рассмотренном примере вершина параболы оказалась ниже нулей, поэтому ее ветви смотрят вверх. Вообще, если коэффициент а > 0, то ветви смотрят вверх, а если а 2 – 4х + 6
у = – 3х 2 + 6х – 4
Решение. Начнем с первой ф-ции. Сначала найдем ее нули:
D = b 2 – 4ас = (– 4) 2 – 4•(– 2)•6 = 16+48 = 64
Найдем вершину. Сначала используем обычную формулу:
Далее просто проверим себя, найдя среднее арифметическое нулей ф-ции:
Как и ожидалось, получились одинаковые результаты! Вычислим теперь у0:
у0 = у(х0) = – 2(– 1) 2 – 4(– 1) + 6 = – 2 + 4 + 6 = 8
Итак, вершина первой ф-ции – это точка (– 1; 8).
Перейдем ко второй ф-ции. Попробуем найти ее нули:
D = b 2 – 4ас = 6 2 – 4•(– 3)•(– 4) = 36–48 = – 16
Дискриминант отрицательный, значит, корней у уравнения нет. Не будет и нулей и ф-ции. Найдем вершину параболы
Найдем координату у0 вершины:
у0 = у(х0) = – 3•1 2 + 6•1 – 4 = – 3 + 6 – 4 = – 1
Отметим, что у обоих графиков коэффициент а отрицательный, а потому их ветви будут смотреть вниз. Построим их графики:
Иногда приходится решать обратную задачу – по графику квадратичной ф-ции находить выражение, задающее эту ф-цию. Для ее решения необходимо подставлять в общий вид квадратичной ф-ции
значения квадратичной функции, взятые из графика (то есть координаты точек параболы) и получать уравнения, из которых можно найти величины a, b и c.
Пример. Запишите выражение для квадратичной ф-ции, имеющей следующий график:
Решение. Заметим, что графику параболы принадлежит точка с координатами (0; 3). Подставим эти числа, х = 0 и у = 3, в квадратичную ф-цию:
3 = а•0 2 + b•0 2 + c
Итак, мы нашли, что коэффициент с = 3. Осталось найти а и b. Возьмем ещё одну точку, скажем, (1; 0), и подставим ее координаты (вообще в большинстве случаев удобно брать точки, одна из координат которой равна 0 или, на худой конец, единице):
Возьмем точку с координатами (– 3; 0):
0 = а•(– 3) 2 + b•(– 3) + 3
Получили два уравнения с двумя неизвестными: a + b = – 3 и 9а – 3b = – 3. Решим систему, составленную из них:
Подставим первое уравнение во второе и получим:
Нашли а. Теперь подставим его в уравнение для b:
b = – 3 – а = – 3 – (– 1) = – 2
Получили b = – 2. Мы нашли все коэффициенты, а потому можем записать ф-цию в аналитическом виде:
🎦 Видео
АЛГЕБРА 9 класс. Возрастающая и убывающая функцииСкачать
9 класс, 18 урок, Чётные и нечётные функцииСкачать
10 класс, 44 урок, Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумыСкачать
Математика без Ху!ни. Непрерывность функции, точки разрыва.Скачать
Свойства функций. Алгебра, 9 классСкачать
Математический анализ, 12 урок, Монотонность и экстремумы функцииСкачать
Как решать сложные параметры с помощью монотонности?🔥 Все полезные методы😍Скачать
Обратная функция. 10 класс.Скачать
Свойства функции. Промежутки знакопостоянства. 10 класс.Скачать
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО ВИДЫ ФУНКЦИЙ — Четные и Нечетные ФункцииСкачать