«Методы решения уравнений высших степеней»
МКОУ Верхнекарачанская СОШ
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека.
Известный немецкий математик Курант писал: «На протяжении двух с лишним тысячелетий обладание некоторыми, не слишком поверхностными, знаниями в области математики входило необходимой составной частью в интеллектуальный инвентарь каждого образованного человека». И среди этих знаний не последнее место принадлежит умению решать уравнения.
Уже в древности люди осознали, как важно научиться решать алгебраические уравнения. Около 4000 лет назад вавилонские ученые владели решением квадратного уравнения и решали системы двух уравнений, из которых одно – второй степени. С помощью уравнений решались разнообразные задачи землемерия, архитектуры и военного дела, к ним сводились многие и разнообразные вопросы практики и естествознания, так как точный язык математики позволяет просто выразить факты и соотношения, которые, будучи изложенными обычным языком, могут показаться запутанными и сложными. Уравнение одно из важнейших понятий математики. Развитие методов решения уравнений, начиная с зарождения математики как науки, долгое время было основным предметом изучения алгебры. И сегодня на уроках математики, начиная с первой ступени обучения, решению уравнений различных видов уделяется большое внимание.
Универсальной формулы для нахождения корней алгебраического уравнения n – ой степени нет. Многим, разумеется, приходила в голову заманчивая мысль найти для любой степени n формулы, которые выражали бы корни уравнения через его коэффициенты, то есть, решали бы уравнение в радикалах. Однако «мрачное средневековье» оказалось как нельзя более мрачным и в отношении обсуждаемой задачи – в течение целых семи столетий требуемых формул никто не нашёл! Только в 16 веке итальянским математикам удалось продвинуться дальше – найти формулы для n=3 и n=4. Одновременно вопросом об общем решении уравнений 3-й степени занимались Сципион Даль Ферро, его ученик Фиори и Тарталья. В 1545 году вышла книга итальянского математика Д Кардано «Великое искусство, или О правилах алгебры», где наряду с другими вопросами алгебры рассматриваются общие способы решения кубических уравнений, а так же метод решения уравнений 4 – й степени, открытый его учеником Л. Феррари. Полное изложение вопросов, связанных с решением уравнений 3-й 4-й степеней, дал Ф. Виет. А в 20-х годах 19 века норвежский математик Н. Абель доказал, что корни уравнений 5-й и более высоких степеней не могут быть выражены через радикалы.
Процесс отыскания решений уравнения заключается обычно в замене уравнения равносильным. Замена уравнения равносильным основана на применении четырёх аксиом:
1. Если равные величины увеличить на одно и то же число, то результаты будут равны.
2. Если из равных величин вычесть одно и то же число, то результаты будут равны.
3. Если равные величины умножить на одно и то же число, то результаты будут равны.
4. Если равные величины разделить на одно и то же число, то результаты будут равны.
Поскольку левая часть уравнения Р(х) = 0 представляет собой многочлен n-й степени, то полезно напомнить следующие утверждения:
Утверждения о корнях многочлена и его делителях:
1. Многочлен n-й степени имеет число корней не превышающее число n, причем корни кратности m встречаются ровно m раз.
2. Многочлен нечетной степени имеет хотя бы один действительный корень.
3. Если α – корень Р(х), то Рn (х) = (х — α)·Qn — 1(x), где Qn — 1(x) – многочлен степени (n – 1).
4. Всякий целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем свободного члена.
5. Приведенный многочлен с целыми коэффициентами не может иметь дробных рациональных корней.
6. Для многочлена третьей степени
Р3(х) = ах3 + bx2 + cx + d возможно одно из двух: либо он разлагается в произведение трех двучленов
Р3(x) = а (х — α)(х — β)(х — γ), либо разлагается в произведение двучлена и квадратного трехчлена Р3(x) = а(х — α)(х2 + βх + γ).
7. Любой многочлен четвертой степени раскладывается в произведение двух квадратных трехчленов.
8. Многочлен f (x) делится на многочлен g(х) без остатка, если существует многочлен q(x), что f(x) = g(x)·q(x). Для деления многочленов применяется правило «деления уголком».
9. Для делимости многочлена P(x) на двучлен (x – c) необходимо и достаточно, чтобы с было корнем P(x) (Следствие теоремы Безу).
10. Теорема Виета: Если х1, х2, …, хn – действительные корни многочлена
Р(х) = а0хn + а1хn — 1 + … + аn, то имеют место следующие равенства:
х1 + х2 + … + хn = — а1/а0,
х1 · х2 + х1 · х3 + … + хn — 1 · хn = a2/а0,
х1 · х2 · х3 + … + хn — 2 · хn — 1 · хn = -a3/а0,
х1 · х2 · х3 · хn = (-1)n an/а0.
Пример 1. Найти остаток от деления Р(х) = х3 + 2/3 x2 – 1/9 на (х – 1/3).
Решение. По следствию из теоремы Безу: «Остаток от деления многочлена на двучлен (х — с) равен значению многочлена от с». Найдем Р(1/3) = 0. Следовательно, остаток равен 0 и число 1/3 – корень многочлена.
Пример 2. Разделить «уголком» 2х3 + 3×2 – 2х + 3 на (х + 2). Найти остаток и неполное частное.
2х3 + 3×2 – 2х + 3| х + 2
2х3 + 4×2 2×2 – x
Ответ: R = 3; частное: 2х2 – х.
Основные методы решения уравнений высших степеней
1. Введение новой переменной
Метод введения новой переменной заключается в том, что для решения уравнения f(x) = 0 вводят новую переменную (подстановку) t = xn или t = g(х) и выражают f(x) через t, получая новое уравнение r(t). Решая затем уравнение r(t), находят корни: (t1, t2, …, tn). После этого получают совокупность n уравнений q(x) = t1, q(x) = t2, … , q(x) = tn, из которых находят корни исходного уравнения.
Пример ; (х2 + х + 1)2 – 3х2 — 3x – 1 = 0.
Решение: (х2 + х + 1)2 – 3х2 — 3x – 1 = 0.
(х2 + х + 1)2 – 3(х2 + x + 1) + 3 – 1 = 0.
Замена (х2 + х + 1) = t.
t1 = 2, t2 = 1. Обратная замена:
х2 + х + 1 = 2 или х2 + х + 1 = 1;
х2 + х — 1 = 0 или х2 + х = 0;
Из первого уравнения: х1, 2 = (-1 ± √5)/2, из второго: 0 и -1.
Метод введения новой переменной находит применение при решении возвратных уравнений, то есть уравнений вида а0хn+ а1хn – 1 + .. + а n – 1х + аn=0, в котором коэффициенты членов уравнения, одинаково отстоящих от начала и конца, равны.
2. Разложение на множители методом группировки и формул сокращенного умножения
Основа данного метода заключается в группировке слагаемых таким образом, чтобы каждая группа содержала общий множитель. Для этого иногда приходится применять некоторые искусственные приемы.
Пример: х4 — 3×2 + 4х – 3 = 0.
Решение. Представим — 3×2 = -2×2 – x2 и сгруппируем:
(х4 — 2×2) – (x2 — 4х + 3) = 0.
(х4 — 2×2 +1 – 1) – (x2 — 4х + 3 + 1 – 1) = 0.
(х2 – 1)2 – 1 – (x – 2)2 + 1 = 0.
(х2 – 1)2 – (x – 2)2 = 0.
(х2 – 1 – х + 2)(х2 – 1 + х — 2) = 0.
(х2 – х + 1)(х2 + х — 3) = 0.
х2 – х + 1 = 0 или х2 + х — 3 = 0.
В первом уравнении нет корней, из второго: х1, 2 = (-1 ± √13)/2.
3. Разложение на множители методом неопределенных коэффициентов
Суть метода состоит в том, что исходный многочлен раскладывается на множители с неизвестными коэффициентами. Используя свойство, что многочлены равны, если равны их коэффициенты при одинаковых степенях, находят неизвестные коэффициенты разложения.
Пример: х3 + 4×2 + 5х + 2 = 0.
Решение. Многочлен 3-й степени можно разложить в произведение линейного и квадратного множителей.
х3 + 4×2 + 5х + 2 = (х — а)(x2 + bх + c),
х3 + 4×2 + 5х + 2 = х3 +bx2 + cх — ax2 — abх — ac,
х3 + 4×2 + 5х + 2 = х3 + (b – a)x2 + (c – ab)х – ac.
Решив систему:
получим
х3 + 4×2 + 5х + 2 = (х + 1)(x2 + 3х + 2).
Корни уравнения (х + 1)(x2 + 3х + 2) = 0 находятся легко.
4. Метод подбора корня по старшему и свободному коэффициенту
Метод опирается на применение теорем:
1) Всякий целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем свободного члена.
2) Для того, чтобы несократимая дробь p/q (p – целое, q — натуральное) была корнем уравнения с целыми коэффициентами, необходимо, чтобы число p было целым делителем свободного члена а0, а q – натуральным делителем старшего коэффициента.
Пример: 6х3 + 7×2 — 9х + 2 = 0.
Следовательно, p/q = ±1, ±2, ±1/2, ±1/3, ±2/3, ±1/6.
Найдя один корень, например – 2, другие корни найдем, используя деление уголком, метод неопределенных коэффициентов или схему Горнера.
Данный метод состоит в построении графиков и использовании свойств функций.
Пример: х5 + х – 2 = 0
Представим уравнение в виде х5 = — х + 2. Функция у = х5 является возрастающей, а функция у = — х + 2 — убывающей. Значит, уравнение х5 + х – 2 = 0 имеет единственный корень -1.
6.Умножение уравнения на функцию.
Иногда решение алгебраического уравнения существенно облегчается, если умножить обе его части на некоторую функцию – многочлен от неизвестной. При этом надо помнить, что возможно появление лишних корней – корней многочлена, на который умножили уравнение. Поэтому надо либо умножать на многочлен, не имеющий корней, и получить равносильное уравнение, либо умножать на многочлен, имеющий корни, и тогда каждый из таких корней надо обязательно подставить в исходное уравнение и установить, является ли это число его корнем.
Пример. Решить уравнение:
Решение: Умножив обе части уравнения на многочлен Х2 + 1, не имеющий корней, получим уравнение:
(Х2 +1) (Х8 – Х 6 + Х4 – Х 2 + 1) = 0 (2)
равносильное уравнению (1). Уравнение (2) можно записать в виде:
Х10 + 1= 0 (3)
Ясно, что уравнение (3) не имеет действительных корней, поэтому уравнение (1) их не имеет.
Кроме названных методов решения уравнений высших степеней существуют и другие. Например, выделение полного квадрата, схема Горнера, представление дроби в виде двух дробей. Из общих методов решения уравнений высших степеней, которые встречаются чаще всего, используют: метод разложения левой части уравнения на множители;
метод замены переменной (метод введения новой переменной); графический способ. С этими методами мы знакомим учащихся 9 класса при изучении темы «Целое уравнение и его корни». В учебнике Алгебра 9 (авторы , Г и др) последних годов издания достаточно подробно рассматриваются основные методы решения уравнений высших степеней. Кроме этого в разделе «Для тех, кто хочет знать больше», на мой взгляд, доступно излагается материал о применении теорем о корне многочлена и целых корнях целого уравнения при решении уравнений высших степеней. Хорошо подготовленные ученики с интересом изучают этот материал, а затем представляют одноклассникам решённые уравнения.
Практически всё, что окружает нас, связано в той или иной мере с математикой. А достижения в физике, технике, информационных технологиях только подтверждают это. И что очень важно – решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Видео:Метод неопределенных коэффициентов. 10 класс.Скачать
Лекция по теме «Уравнения высших степеней. Методы их решения». 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
- Закрепить понятие целого рационального уравнения -й степени.
- Сформулировать основные методы решения уравнений высших степеней (n > 3).
- Обучить основным методам решения уравнений высших степеней.
- Научить по виду уравнения определять наиболее эффективный способ его решения.
Формы, методы и педагогические приемы, которые используются учителем на уроке:
- Лекционно-семинарская система обучения (лекции – объяснение нового материала, семинары – решение задач).
- Информационно-коммуникационные технологии (фронтальный опрос, устная работа с классом).
- Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы.
- Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие математического аппарата и мыслительных способностей каждого конкретного ученика.
- Печатный материал – индивидуальный краткий конспект урока (основные понятия, формулы, утверждения, материал лекций сжато в виде схем или таблиц).
- Организационный момент.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. - Актуализация знаний учащихся.
Цель этапа: актуализировать знания учащихся по изученным ранее смежным темам - Изучение новой темы (лекция). Цель этапа: сформулировать основные методы решения уравнений высших степеней (n > 3)
- Подведение итогов.
Цель этапа: еще раз выделить ключевые моменты в материале, изученном на уроке. - Домашнее задание.
Цель этапа: сформулировать домашнее задание для учащихся.
1. Организационный момент.
Формулировка темы урока: “Уравнения высших степеней. Методы их решения”.
2. Актуализация знаний учащихся.
Теоретический опрос – беседа. Повторение некоторых ранее изученных сведений из теории. Учащиеся формулируют основные определения и дают формулировки необходимых теорем. Приводят примеры, демонстрируя уровень полученных ранее знаний.
- Понятие уравнения с одной переменной.
- Понятие корня уравнения, решения уравнения.
- Понятие линейного уравнения с одной переменной, понятие квадратного уравнения с одной переменной.
- Понятие равносильности уравнений, уравнения-следствия (понятие посторонних корней), переход не по следствию (случай потери корней).
- Понятие целого рационального выражения с одной переменной.
- Понятие целого рационального уравнения n-й степени. Стандартный вид целого рационального уравнения. Приведенное целое рациональное уравнение.
- Переход к совокупности уравнений более низких степеней путем разложения исходного уравнения на множители.
- Понятие многочлена n-й степени от x. Теорема Безу. Следствия из теоремы Безу. Теоремы о корнях (Z-корни и Q-корни) целого рационального уравнения с целыми коэффициентами (соответственно приведенного и неприведенного).
- Схема Горнера.
3. Изучение новой темы.
Будем рассматривать целое рациональное уравнение n-й степени стандартного вида с одной неизвестной переменной x : Pn(x) = 0 , где Pn(x) = anx n + an-1x n-1 + a1x + a0 – многочлен n-й степени от x, an ≠ 0 . Если an = 1 то такое уравнение называют приведенным целым рациональным уравнением n-й степени. Рассмотрим такие уравнения при различных значениях n и перечислим основные методы их решения.
n = 1 – линейное уравнение.
n = 2 – квадратное уравнение. Формула дискриминанта. Формула для вычисления корней. Теорема Виета. Выделение полного квадрата.
n = 3 – кубическое уравнение.
Пример: x 3 – 4x 2 – x + 4 = 0 (x – 4)(x 2 – 1) = 0 x1 = 4 , x2 = 1, x3 = -1.
Возвратное кубическое уравнение вида ax 3 + bx 2 + bx + a = 0. Решаем, объединяя члены с одинаковыми коэффициентами.
Пример: x 3 – 5x 2 – 5x + 1 = 0 (x + 1)(x 2 – 6x + 1) = 0 x1 = -1, x2 = 3 + 2, x3 = 3 – 2.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. При применении этого метода необходимо сделать акцент на том, что перебор в данном случае конечный, и корни мы подбираем по определенному алгоритму в соответствии с теоремой о Z-корнях приведенного целого рационального уравнения с целыми коэффициентами.
Пример: x 3 – 9x 2 + 23x – 15 = 0. Уравнение приведенное. Выпишем делители свободного члена <+1; +3; +5; +15>. Применим схему Горнера:
x 3 | x 2 | x 1 | x 0 | вывод | |
1 | -9 | 23 | -15 | ||
1 | 1 | 1 х 1 – 9 = -8 | 1 х (-8) + 23 = 15 | 1 х 15 – 15 = 0 | 1 – корень |
x 2 | x 1 | x 0 |
Получаем (x – 1)(x 2 – 8x + 15) = 0 x1 = 1, x2 = 3, x3 = 5.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. При применении этого метода необходимо сделать акцент на том, что перебор в данном случае конечный и корни мы подбираем по определенному алгоритму в соответствии с теоремой о Q-корнях неприведенного целого рационального уравнения с целыми коэффициентами.
Пример: 9x 3 + 27x 2 – x – 3 = 0. Уравнение неприведенное. Выпишем делители свободного члена <+1; +3>. Выпишем делители коэффициента при старшей степени неизвестного. <+1; +3; +9> Следовательно, корни будем искать среди значений <+1; +; +; +3>. Применим схему Горнера:
x 3 | x 2 | x 1 | x 0 | вывод | |
9 | 27 | -1 | -3 | ||
1 | 9 | 1 x 9 + 27 = 36 | 1 x 36 – 1 = 35 | 1 x 35 – 3 = 32 ≠ 0 | 1 – не корень |
-1 | 9 | -1 x 9 + 27 = 18 | -1 x 18 – 1 = -19 | -1 x (-19) – 3 = 16 ≠ 0 | -1 – не корень |
9 | x 9 + 27 = 30 | x 30 – 1 = 9 | x 9 – 3 = 0 | корень | |
x 2 | x 1 | x 0 |
Получаем (x – )(9x 2 + 30x + 9) = 0 x1 = , x2 = — , x3 = -3.
Для удобства подсчета при подборе Q-корней бывает удобно сделать замену переменной, перейти к приведенному уравнению и подбирать Z-корни.
- Если можно воспользоваться заменой вида y = kx.
Формула Кардано. Существует универсальный метод решения кубических уравнений – это формула Кардано. Эту формулу связывают с именами итальянских математиков Джероламо Кардано (1501–1576), Николо Тарталья (1500–1557), Сципиона дель Ферро (1465–1526). Эта формула лежит за рамками нашего курса.
n = 4 – уравнение четвертой степени.
Пример: x 4 + 2x 3 + 5x 2 + 4x – 12 = 0 (x 4 + 2x 3 ) + (5x 2 + 10x) – (6x + 12 ) = 0 (x + 2)(x 3 + 5x – 6) = 0 (x + 2)(x – 1)(x 2 + x + 6) = 0 x1 = -2, x2 = 1.
Метод замены переменной.
- Возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 + bx + a = 0.
Решаем, объединяя члены с одинаковыми коэффициентами, путем замены вида
- Обобщенное возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 – bx + a = 0.
- Обобщенное возвратное уравнение четвертой степени вида ax 4 + bx 3 + cx 2 + kbx + k 2 a = 0.
- Замена общего вида. Некоторые стандартные замены.
Пример 3. Замена общего вида (вытекает из вида конкретного уравнения).
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Формула общего вида. Существует универсальный метод решения уравнений четвертой степени. Эту формулу связывают с именем Людовико Феррари (1522–1565). Эта формула лежит за рамками нашего курса.
n > 5 – уравнения пятой и более высоких степеней.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Z-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Уравнение с целыми коэффициентами. Подбор Q-корней на основании теоремы. Схема Горнера. Алгоритм аналогичен рассмотренному выше для n = 3.
Симметрические уравнения. Любое возвратное уравнение нечетной степени имеет корень x = -1 и после разложения его на множители получаем, что один сомножитель имеет вид (x + 1), а второй сомножитель – возвратное уравнение четной степени (его степень на единицу меньше, чем степень исходного уравнения). Любое возвратное уравнение четной степени вместе с корнем вида x = φ содержит и корень вида . Используя эти утверждения, решаем задачу, понижая степень исследуемого уравнения.
Метод замены переменной. Использование однородности.
Не существует формулы общего вида для решения целых уравнений пятой степени (это показали итальянский математик Паоло Руффини (1765–1822) и норвежский математик Нильс Хенрик Абель (1802–1829)) и более высоких степеней (это показал французский математик Эварист Галуа (1811–1832)).
- Напомним еще раз, что на практике возможно использование комбинации перечисленных выше методов. Удобно переходить к совокупности уравнений более низких степеней путем разложения исходного уравнения на множители.
- За рамками нашего сегодняшнего обсуждения остались широко используемые на практике графические методы решения уравнений и методы приближенного решения уравнений высших степеней.
- Бывают ситуации, когда у уравнения нет R-корней. Тогда решение сводится к тому, чтобы показать, что уравнение корней не имеет. Для доказательства анализируем поведение рассматриваемых функций на промежутках монотонности. Пример: уравнение x 8 – x 3 + 1 = 0 не имеет корней.
- Использование свойства монотонности функций. Бывают ситуации, когда использование различных свойств функций позволяет упростить поставленную задачу.
Пример 1: уравнение x 5 + 3x – 4 = 0 имеет один корень x = 1. По свойству монотонности анализируемых функций других корней нет.
Пример 2: уравнение x 4 + (x – 1) 4 = 97 имеет корни x1 = -2 и x2 = 3. Проанализировав поведение соответствующих функций на промежутках монотонности, заключаем, что других корней нет.
4. Подведение итогов.
Резюме: Теперь мы овладели основными методами решения различных уравнений высших степеней (для n > 3). Наша задача научиться эффективно использовать перечисленные выше алгоритмы. В зависимости от вида уравнения мы должны будем научиться определять, какой способ решения в данном случае является наиболее эффективным, а также правильно применять выбранный метод.
5. Домашнее задание.
[1]: п.7, стр. 164–174, №№ 33–36, 39–44, 46,47.
[4]: №№ 9.1–9.4, 9.6–9.8, 9.12, 9.14–9.16, 9.24–9.27.
Возможные темы докладов или рефератов по данной тематике:
- Формула Кардано
- Графический метод решения уравнений. Примеры решения.
- Методы приближенного решения уравнений.
Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме:
Опыт показывает, что интерес учащихся в первую очередь вызывает возможность подбора Z-корней и Q-корней уравнений при помощи достаточно простого алгоритма с использованием схемы Горнера. Также учащиеся интересуются различными стандартными типами замены переменных, которые позволяют существенно упрощать вид задачи. Особый интерес обычно вызывают графические методы решения. В этом случае дополнительно можно разобрать задачи на графический метод решения уравнений; обсудить общий вид графика для многочлена 3, 4, 5 степени; проанализировать, как связано число корней уравнений 3, 4, 5 степени с видом соответствующего графика. Ниже приведен список книг, в которых можно найти дополнительную информацию по данной тематике.
- Виленкин Н.Я. и др. “Алгебра. Учебник для учащихся 9 классов с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2007 – 367 с.
- Виленкин Н.Я., Шибасов Л.П., Шибасова З.Ф. “За страницами учебника математики. Арифметика. Алгебра. 10-11 класс” – М., Просвещение, 2008 – 192 с.
- Выгодский М.Я. “Справочник по математике” – М., АСТ, 2010 – 1055 с.
- Галицкий М.Л. “Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2008 – 301 с.
- Звавич Л.И. и др. “Алгебра и начала анализа. 8–11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики” – М., Дрофа, 1999 – 352 с.
- Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. “Задания по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе” – М., Просвещение, 2007 – 112 с.
- Иванов А.А., Иванов А.П. “Тематические тесты для систематизации знаний по математике” ч.1 – М., Физматкнига, 2006 – 176 с.
- Иванов А.А., Иванов А.П. “Тематические тесты для систематизации знаний по математике” ч.2 – М., Физматкнига, 2006 – 176 с.
- Иванов А.П. “Тесты и контрольные работы по математике. Учебное пособие”. – М., Физматкнига, 2008 – 304 с.
- Лейбсон К.Л. “Сборник практических заданий по математике. Часть 2–9 класс” – М., МЦНМО, 2009 – 184 с.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. “Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.” – М., Просвещение, 2006 – 224 с.
- Мордкович А.Г. “Алгебра. Углубленное изучение. 8 класс. Учебник” – М., Мнемозина, 2006 – 296 с.
- Савин А.П. “Энциклопедический словарь юного математика” – М., Педагогика, 1985 – 352 с.
- Сурвилло Г.С., Симонов А.С. “Дидактические материалы по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики” – М., Просвещение, 2006 – 95 с.
- Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математик. Лекции 1–4” – М., Первое сентября, 2006 – 88 с.
- Чулков П.В. “Уравнения и неравенства в школьном курсе математик. Лекции 5–8” – М., Первое сентября, 2009 – 84 с.
Видео:Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.Скачать
Уравнения высших степеней
Вы будете перенаправлены на Автор24
Уравнения высших степеней — это уравнения, в которых старшая степень при переменной больше либо равна трём. На данный момент не существует какой-либо единой схемы для решения уравнений высших степеней.
Наиболее известными схемами для решения являются:
- Формула Кардано, он подходит только для уравнений 3-ьей степени;
- Метод Феррари для уравнений 4-ой степени;
- Теорема Виета для степени больше двух;
- Теорема Безу;
- Схема Горнера.
Ниже рассмотрены основные методы решения уравнений высших степеней с целыми и рациональными коэффициентами, справедливые для разных степеней.
Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
Теорема Виета
Рассмотрим уравнение вида $ax^3+bx^2+cx+d=0$.
Данное уравнение обладает тремя корнями и для того чтобы его решить в общем виде, необходимо решить следующую систему:
Иначе эти системы уравнений также называют формулами Виета.
Решите уравнение: $x^3+x^2-4x-4=0$.
Решение:
Составим систему уравнений:
$begin x_1+ x_2+x_3=-frac \ x_1 cdot x_2 + x_2 cdot x_3 + x_1 cdot x_3=-frac=-4 \ x_1 cdot x_2 cdot x_3= -frac\ end$
Решив её, получим следующие корни:
Видео:Уравнения высших степеней 1 часть (старший коэффициент равен 1)Скачать
Теорема Безу
Суть этой теоремы в том, что если уравнение вида $a_0x^n + a_1x^+a_2x^+. +a_x+a_n=0$ с ненулевым свободным членом имеет некий корень $α$, принадлежащий к множеству целых чисел, то этот корень будет делителем свободного члена.
Алгоритм при решении уравнения с использованием теоремы Безу следующий:
- Найти и выписать все делители свободного члена.
- Проверять эти делители до тех пор, пока не будет найден хотя бы один, являющийся корнем уравнения.
- Разделить всё уравнение на $(x-α)$ и записать само уравнение как произведение $(x-α)$ и результата выполненного деления.
- Решить полученное после разложения уравнение.
Готовые работы на аналогичную тему
Решение:
Делители члена не при переменной: $±1;±2;±3;±6$
Подставим $1$ в корень уравнения и получим, что наше равенство выполняется:
Следовательно, $x_1=1$ — один из корней уравнения. Теперь необходимо выполнить деление многочлена столбиком:
Рисунок 1. Схема деления многочлена столбиком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После этого исходное уравнение можно записать разложив на множители:
Решаем полученное квадратное уравнение и получаем ещё 2 корня: $x_=-3;-2$.
Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать
Схема Горнера
Схема Горнера состоит в том, чтобы также сначала найти какой-либо корень уравнения вида $a_0x^n + a_1x^+a_2x^+. +a_x+a_n=0$ через делители свободного члена.
После этого составляется специальная таблица с результатами деления на $(x-α)$, в которой каждый член зависим от предыдущего. Коэффициенты из данной таблицы используются как коэффициенты в полученном от деления частного многочлене, они вычисляются по формулам:
$b_0=a_0; b_1=αb_0+a_1; b_2=αb_1+a_2. b_= αb_+a_;b_n=αb_+a_n$.
Рисунок 2. Таблица для вычисления коэффициентов по схеме Горнера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Решение:
Делители свободного члена — $±1;±2;±3;±6$
Запишем таблицу со коэффициентами:
Рисунок 3. Схема Горнера: пример. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отсюда получаем, что многочлен, полученный от деления на $(x-α)$ при $α=1$, равен $x^2+5x+6$.Получается, что исходное уравнение принимает вид:
Корни же второго многочлена будут $x_=-2;-3$.
Видео:Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать
Метод одновременного подбора по коэффициенту при старшей степени и при свободном члене
Данный метод основан на следующем условии:
Несократимая дробь $frac
$ будет корнем уравнения, если числитель этой дроби является делителем свободного члена, а знаменатель — делителем коэффициента, стоящего при члене со старшей степенью.
Алгоритм этого метода:
- Поиск делителей свободного члена.
- Поиск делителей коэффициента, стоящего при члене со старшей степенью.
- Составление дробей и подбор решения.
Решение:
Делители свободного члена: $±1; ±2; ±3; ±6$.
Делители коэффициента при старшем члене: $1; 2$.
Следовательно, как корни нужно проверить следующие значения: $1;-1;2;-2;3;-3;6;-6;frac; -frac; frac; -frac$.
Подставив эти числа в уравнения, получим, что корнями уравнения являются $x_1=1;x_2= frac$.
Это значит, что многочлен можно разделить на $2(x-1)(x-frac)=2x^2-3x+1$. При выполнении деления получаем частное $x^2+10x+6$.
Приравниваем этот многочлен к нулю и находим его корни через дискриминант, они равны $x_=-5±sqrt$.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 14.03.2022
🎦 Видео
Метод неопределенных коэффициентовСкачать
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
ТЕОРЕМА ВИЕТА ЗА 2 МИНУТЫСкачать
Теорема БезуСкачать
Теорема Безу и разложение многочлена на множителиСкачать
Схема Горнера. 10 класс.Скачать
Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать
Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
Теорема Виета. 8 класс.Скачать
Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать
Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать
3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать
Многочлен с одной переменной. 10 класс.Скачать
Алгебра 8. Урок 10 - Теорема Виета и её применение в задачахСкачать