Окислительно восстановительные уравнения их значение в жизни человека и в природе

Роль окислительно-восстановительных реакций в жизни человека и в природе

Окислительно восстановительные уравнения их значение в жизни человека и в природе

РОЛЬ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И В ПРИРОДЕ

, -студентки группы 112-86

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

This article shows the role of redox reactions in metabolism and energy occurring in the human body. Understanding of the General regularities of this type of reactions in nature and in life, you must study the properties of inorganic and organic substances and chemical processes.

Бұл мақалада тотығу-тотықсыздану реакциялар маңызы көрсетілген. зат және энергия алмасуы болған адам ағзасында. Меңгеру жалпы заңдылықтарын ағу осы түрін реакциялардың табиғаттағы, тұрмыстағы қажет қасиеттерін зерттеу органикалық және бейорганикалық заттар мен химиялық процестерді

Химия – это область чудес, в ней скрыто

счастье человечества, величайшие завоевания

разума будут сделаны именно в этой области.

В природе окислительно_восстановительные реакции играют большую роль в биохимических процессах таких, как дыхание, обмен веществ, фотосинтез и т. д. Изучая данный материал, мы наткнулись на интересный факт. Оказывается, в основе окислительно-восстановительные реакции, как и семь чудес света, лежат в основе «семи чудес живой и неживой природы» .

Окислительно-восстановительные процессы — наиболее распространенные химические реакций, которые имеют огромное значение в жизни человека и природе. Окисление-восстановление—один из важнейших процессов природы. Окислительно-восстановительные реакции сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности и в различных сферах быта: горение газа в газовой плите, приготовление пищи, стирка, чистка предметов домашнего обихода, изготовление обуви, парфюмерных, текстильных изделий…
Чтобы зажечь спичку или отбелить одежду, для дезинфекции или стерилизации, пользуются окислительно-восстановительными свойствами. Например, для отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная, или белильная, известь. Пероксид водорода служит для отбеливания шелка, перьев, меха. С его помощью также реставрируют старинные картины. Ввиду безвредности для организма пероксид водорода применяют в пищевой отрасли промышленности для отбеливания шоколада, рубцов и оболочек в производстве сосисок.

А хлор так, как он является сильным окислителем, используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод. Также хлор разрушает многие краски, поэтому его применяют при белении бумаги и тканей.

Одним из главных семи чудес окислительно-восстановительных реакций является дыхание.

Дыхание — это сложный непрерывный процесс поддержания на оптимальном уровне окислительно-восстановительных процессов в организме человека. Суммарно процесс дыхания можно выразить следующим уравнением: С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + Q

Вторым чудом окислительно-восстановительных реакций является фотосинтез.

Фотосинтез – единственный процесс в биосфере, ведущий к увеличению ее свободной энергии за счет внешнего источника. Запасенная в продуктах фотосинтеза энергия – основной источник энергии для человечества. Ежегодно в результате фотосинтеза на Земле образуется 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется около 200 млн. тонн свободного кислорода. Круговорот кислорода, углерода и других элементов, вовлекаемых в фотосинтез, поддерживает современный состав атмосферы, необходимый для жизни на Земле. Фотосинтез препятствует увеличению концентрации СО2, предотвращая перегрев Земли вследствие так называемого «парникового эффекта».

Уравнение реакции, отображающее процесс фотосинтеза:

6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2

Третьим чудом окислительно-восстановительных реакций является горение. Горение — сложный физико-химический процесс превращения исходных веществ в продукты сгорания в ходе экзотермических реакций, сопровождающийся интенсивным выделением тепла.С огнем связано очень много: это и тепло родного очага, успокаивающее пламя свечи, приготовление пищи, песни у костра и т. д. Но с огнем шутить нельзя, необходимо осторожно и бережно обращаться с ним, потому что его сила не только созидающая, но и разрушающая, способная погубить все живое.

Четвертым важным процессом считается гниение.

Гниение — процесс разложения белков под действием бактерий. Благодаря процессам гниения осуществляется круговороты веществ в природе. Гнилостные бактерии, переводя органическое вещество в неорганическое, как бы начинают круговорот жизни.

Пятым является такой химический процесс, как коррозия или ржавление.

Коррозия, ржавление — это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате химического, электрохимического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой. С глубокой древности известен способ превращения железа в сталь, через ржавление.

Суммарно процесс ржавления можно выразить уравнением:

4Fe + 6Н2О + 3О2 = 4Fe(OH)3

У Черкесов на Кавказе был интересный метод. Они закапывали полосовое железо в землю, а, откопав его через 10-15 лет, выковывали из него свои сабли, которые могли перерубить даже ружейный ствол, щит врага. После выкапывания ржавое железо вместе с органическими веществами нагревали в горнах, ковали, а затем охлаждали водой – закаливали.

Важным процессом в промышленности считается электролиз.

Электролиз — физико-химический процесс, состоящий в выделении на электродах составных частей растворённых веществ или других веществ, являющихся результатом вторичных реакций на электродах, который возникает при прохождении электрического тока через раствор, либо расплав электролита. Золочение предметов известно с давних пор, так как позолоченные изделия очень красивы. Прежде, когда электролиз и гальванотехника не были изобретены, изделия из металлов золотили так: на них наносили тестообразную амальгаму золота (сплав его с ртутью); затем накаливали докрасна; при этом ртуть испарялась, а золото оставалось. Но пары ртути очень ядовиты, так, например, при золочении куполов Исаакиевского собора в Петербурге от отравления ртутью погибло 60 рабочих.

Самым опасным и в тоже время нужным процессом является пиротехника.

В этой области окислительно-восстановительные реакции находят применение и в военных целях. Окислительно-восстановительные реакции применяют для изготовления оружия, снарядов, сигнальных ракет и зажигательных смесей, изготовление огнеупорных материалов, техники и т. д. Также его применяют для изготовления фейерверков.

Уравнение разложение аммоний бихромата:

(NH4)2Cr2O7 = Сr2O3 + N2 + 4H2O

Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство химических процессов, протекающих в природе и осуществляемых человеком в его практической деятельности, представляют собой окислительно-восстановительные реакции. Эти реакции являются основными процессами, обеспечивающими жизнедеятельность любого организма и имеют огромное значение в теории и практике. Глубокое знание сущности и закономерностей протекания химических реакций дает возможность управлять ими и использовать для синтеза новых веществ. Усвоение общих закономерностей протекания химических реакций необходимо для последующего изучения свойств неорганических и органических веществ, что важно для понимания процессов, происходящих в организме человека

1. Общая химия — М.: Просвещение, 2005 –

2. ОВР: Москва.2007 Хомченко

3. Николаев, химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / . – М., 2007. – 568 с.

Видео:ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по Химии

Мастер класс. О роли окислительно-восстановительных реакции в жизни современного человека
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Окислительно восстановительные уравнения их значение в жизни человека и в природе

Мастер – класс учителя химии МБОУ «Новоторъяльская СОШ» Глушковой Лилии Эриковны.

Тема: О роли окислительно –восстановительных реакции в жизни современного человека . Размышления химика»

Химия – это область чудес, в ней скрыто

счастье человечества, величайшие завоевания

разума будут сделаны именно в этой области.

Цели:

Показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий занятиях элективного курса.

Видео:Окислительно-восстановительные реакции. 1 часть. 9 класс.Скачать

Окислительно-восстановительные реакции. 1 часть. 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
2.docx295.67 КБ

Видео:8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.Скачать

8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.

Предварительный просмотр:

Мастер – класс учителя химии МБОУ «Новоторъяльская СОШ» Глушковой Лилии Эриковны.

Тема : О роли окислительно –восстановительных реакции в жизни современного человека.»

« Химия – это область чудес, в ней скрыто

счастье человечества, величайшие завоевания

разума будут сделаны именно в этой области.» (М. Горький)

Показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий занятиях элективного курса.

  • Формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;
  • Сформировать представление об этапах и методах исследовательской работы;
  • Формировать понятие о значении ОВР для организма человека;
  • Развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач;
  • Развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
  • Развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;
  • Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.

Оборудование: этиловый спирт, бензин, соки разных сортов, мёд, пробирки, спиртовки, спички, подставки, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), оксида серебра, перманганат калия (сухой и раствор), концентрированная серная кислота.

Конспект мастер – класса

1. Краткое пояснение этапов исследовательской работы и необходимости дозированного применения информационно – коммуникационных технологий.

Беседа с учащимися:

— Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?

— Какого человека можно считать современным?

— И зачем современному выпускнику знания об ОВР?

Оказывается, что окислительно-восстановительные реакции, как и семь чудес света, лежат в основе «семи чудес живой и неживой природы».

Прочитав текст предложите «семь чудес живой и неживой природы»

«Окислительно-восстановительные процессы — наиболее распространенные химические реакций, которые имеют огромное значение в жизни человека и природе. Окисление-восстановление—один из важнейших процессов природы. Окислительно-восстановительные реакции сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности и в различных сферах быта: горение газа в газовой плите, приготовление пищи, стирка, чистка предметов домашнего обихода, изготовление обуви, парфюмерных, текстильных изделий…
Чтобы зажечь спичку или отбелить одежду, для дезинфекции или стерилизации, пользуются окислительно-восстановительными свойствами. Например, для отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная, или белильная, известь. Пероксид водорода служит для отбеливания шелка, перьев, меха. С его помощью также реставрируют старинные картины. Ввиду безвредности для организма пероксид водорода применяют в пищевой отрасли промышленности для отбеливания шоколада, рубцов и оболочек в производстве сосисок.

А хлор так, как он является сильным окислителем, используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод. Также хлор разрушает многие краски, поэтому его применяют при белении бумаги и тканей»,

Учащиеся предлагают « семь чудес живой и неживой природы»:

Горение, электролиз, фотосинтез, дыхание, медицина, коррозия, гальванопластика….

Аудитория разбивается на группы. Каждая группа получает задание и немного времени для его решения ( 5 – 7 минут). А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.

Задание для группы№1:

Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах соков или мёда с помощью качественной реакции с использованием Cu(OH) 2 при нагревании. По появлению оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии в соках или меде глюкозы.

Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты. Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области биологии и жизненный опыт, где встречаемся с данной реакцией. И можно ли судить о качестве продуктов питания по данному эксперименту. ( подвести в выводе к дыханию)

Задание для группы№2:

Проверьте возможность получения зеркал из соков и мёда с помощью качественной реакции с использованием Ag 2 O при нагревании.

По появлению осадка сделайте вывод о возможности использования этого метода в гальванопластике. Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты.

Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области МХК и жизненный опыт, в какой области искусства возможно применение данного метода. И можно ли использовать данный эксперимент в домашних условиях и с какой целью. (всё о гальванопластике и электролизе)

Задание для группы№3:

Проверьте выброс углекислого газа в атмосферу, используя метод жёсткого окисления сухим КМпО 4 и концентрированной Н 2 SO 4 . По цвету пламени спирта и топлива сделайте вывод об целесообразности использования в качестве топлива.Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты.

Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области экологии и жизненный опыт, об зкологичности использования топлива. И можно ли судить о качестве топлива по цвету пламени. Докажите свой ответ с использованием знаний математики, произведя расчет доли углерода в топливах. ( выводе к горению)

Каждая группа выступает с результатами своей работы, громко, чётко, эмоционально, другие внимательно слушают и записывают.

Теперь можно предложить учащимся сделать выбор, между мёдом и соками. Выбрать топливо будущего. Развивать свой творческий потенциал, используя гальванопластику.

8. Применение полученных знаний. Постановка новых вопросов.

Заключительное слово учителя о возможных областях применения полученных знаний и новых проблемах в выборе продуктов питания в целях формирования понятия о здоровом образе жизни. Спектр возможных опытов о применении ОВР в жизни современного человека. Выбор тем для новых исследований.

Видео:Составление ур-й окислительно-восст. реакций методом ионно-электронного баланса. 1ч. 10 класс.Скачать

Составление ур-й окислительно-восст. реакций методом ионно-электронного баланса. 1ч. 10 класс.

Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и сельском хозяйстве

Окислительно-восстановительные процессы играют особую роль в жизнедеятельности клетки и биосферы, так как именно они лежат в основе клеточного биосинтеза и биоэнергетики. Фотосинтез — процесс фотохимического восстановления. Он состоит из большого числа стадий; ключевыми среди них являются окислительно-восстановительные стадии. Результат этих реакций — синтез основных веществ клетки: углеводов (сахаров), липидов (жиров), протеинов (белков) и нуклеиновых кислот. Источник энергии в клетке — реакции окисления углеводов и липидов кислородом воздуха, которые происходят вследствие дыхания растений и животных. Масштабы этих процессов таковы, что, по выражению В. И. Вернадского, живые организмы Земли, взятые в целом, являются самой мощной химической силой на земной поверхности.

Составная часть биосферы — почва. Почвы содержат большое число окислительно-восстановительных систем, среди которых наиболее важны соединения железа в степенях окис- ления +2 и +3: Fe 2+ (p), Fe(OH)2, Fe3(OH)8> Fe 3+ (p), FeOH 2+ , Fe(OFI)2, Fe(OH)3, соединения марганца в степенях окисления +2, +3, +4: Мп 2+ (р), МпС03, Мп(ОН)2, Мп304) Мп203, Мп02, соединения серы и азота.

Сельскохозяйственные растения могут нормально развиваться только в оптимальном интервале окислительно-восстановительных потенциалов почвы. Слишком низкие потенциалы почвы возникают в результате интенсивно идущих восстановительных реакций. Слишком высокие потенциалы обусловлены накоплением соединений с элементами в высших степенях окисления. И слишком высокие, и слишком низкие потенциалы почвы создают неблагоприятные для растений условия и снижают продуктивность возделываемых культур. При интенсивном земледелии возникает необходимость регулирования окислительно-восстановительных потенциалов почвы. Для этого проводится осушение или орошение полей, вносятся химические средства регулирования окислительно- восстановительного потенциала, в том числе определенные органические удобрения.

📺 Видео

Окислительно-восстановительные реакции. Видеоурок по химии 9 классСкачать

Окислительно-восстановительные реакции. Видеоурок по химии 9 класс

ОВР для чайников — Как определить Окислитель и Восстановитель #shorts #youtubeshortsСкачать

ОВР для чайников — Как определить Окислитель и Восстановитель #shorts #youtubeshorts

Химия 9 класс — Как определять Степень Окисления?Скачать

Химия 9 класс — Как определять Степень Окисления?

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать

Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnline

Окислительно-восстановительные реакции с нуля!| Екатерина Строганова | 100балльный репетиторСкачать

Окислительно-восстановительные реакции с нуля!| Екатерина Строганова | 100балльный репетитор

Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде. Упрощенный подход.Скачать

Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде. Упрощенный подход.

ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 классСкачать

ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 класс

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Что надо знать и как их решатьСкачать

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Что надо знать и как их решать

Учимся составлять электронный баланс/овр/8классСкачать

Учимся составлять электронный баланс/овр/8класс

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shorts

Продукты окислительно-восстановительных реакций. 1 часть. 11 класс.Скачать

Продукты окислительно-восстановительных реакций. 1 часть. 11 класс.

Окислительно восстановительные реакции | Химия 8 класс #52 | ИнфоурокСкачать

Окислительно восстановительные реакции | Химия 8 класс #52 | Инфоурок

Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакцияхСкачать

Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях

Окислительно-восстановительные реакции. 2 часть. 9 класс.Скачать

Окислительно-восстановительные реакции. 2 часть. 9 класс.

Окислительно-восстановительные реакции. 3 часть. 9 класс.Скачать

Окислительно-восстановительные реакции. 3 часть. 9 класс.
Поделиться или сохранить к себе: