В конце 2008/09 учебного года меня, как председателя районной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ по химии в новой форме, направили на курсы «Содержание и технология итоговой аттестации школьников в 9 классе». Перед нами выступали интересные люди. Один из них – учитель химии высшей квалификационной категории средней школы № 26 г. Благовещенска, лауреат премии Президента РФ 2006 г. Аббакумов А.В. Одна из его идей показалась мне очень интересной, и я, приехав домой, сразу же ее осуществила. Он предложил итоговую контрольную работу по химии в 9-м классе проводить в форме, максимально приближенной к экзаменационной работе – государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме. Сопоставив количество заданий, их уровень сложности и время, отведенное на их решение, приходим к следующему выводу (табл. 1). Примерное время выполнения одного задания части 1 – 3–4 мин., части 2 – 7–8 мин., части 3 – 12–14 мин.
Вид работы | Общая продол- житель- ность, мин. | Общее кол-во заданий | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |||
Кол-о заданий | Время, необ-е на реше- ние, мин. | Кол-во заданий | Время, необ-е на реше- ние, мин. | Кол-о заданий | Время, необ-е на реше- ние, мин. | |||
Экзамена- ционная работа (в новой форме) | 120 | 25 | 19 | 57 | 4 | 28 | 2 | 24 |
Итоговая контроль- ная работа | 45 | 10 | 7 | 21 | 2 | 14 | 1 | 12 |
Рекомендации по проверке работы
Каждое правильно выполненное задание части 1 (с выбором ответа) оценивается в 1 балл. Правильным считается, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Задание части 2 (с кратким ответом) считается выполненным верно, если указанные в ответе цифры (и их порядок) соответствуют правильно выбранным вариантам ответа. Полный правильный ответ оценивается 2 баллами, за неполный правильный ответ – 1 балл, за неверный ответ (или его отсутствие) – 0 баллов.
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Ответ правильный и полный – 3 балла. Правильно записаны 2 элемента ответа – 2 балла. Правильно записан один элемент – 1 балл. Все элементы ответа записаны неверно – 0 баллов. Максимальное количество баллов представлено в табл. 2.
Вид работы | Максимальное количество баллов | |||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Итого | |
Экзаменационная работа (в новой форме) | 19 | 8 | 6 | 33 |
Итоговая контрольная работа | 7 | 4 | 3 | 14 |
Рекомендации по оцениванию работы в табл. 3.
В качестве образца для составления вариантов заданий итоговой контрольной работы я взяла демонстрационный вариант экзаменационной работы 2009 г.
Вид работы | Количество баллов | % выполнения работы | Оценка |
Экзаменационная работа (в новой форме) | Менее 10 | Менее 30 | «2» |
10 – 17 | 30–52 | «3» | |
18 – 27 | 53–82 | «4» | |
28 – 33 | 83–100 | «5» | |
Итоговая контрольная работа | Менее 4 | Менее 30 | «2» |
4 – 7 | 30–52 | «3» | |
8 – 11 | 53–82 | «4» | |
12 – 14 | 83–100 | «5» |
- Итоговая контрольная работа
- Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с разбавленной серной кислотой. Ответ дайте в виде суммы коэффициентов
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- 2.2.3. Характерные химические свойства алюминия.
- Взаимодействие алюминия с простыми веществами
- с кислородом
- с галогенами
- с серой
- с азотом
- с углеродом
- Взаимодействие алюминия со сложными веществами
- с водой
- с оксидами металлов
- с кислотами-неокислителями
- с кислотами-окислителями
- -концентрированной серной кислотой
- — концентрированной азотной кислотой
- — разбавленной азотной кислотой
- со щелочами
- 🎦 Видео
Видео:ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К основным оксидам относится:
1) оксид брома(VII); 2) оксид натрия;
3) оксид серы(IV); 4) оксид алюминия.
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом алюминия и серной кислотой равна:
1) 6; 2) 8; 3) 10; 4) 12.
А3. Электрический ток проводит:
1) водный раствор глюкозы;
2) водный раствор хлорида натрия;
4) расплав оксида кремния.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) хлорида калия и нитрата меди(II);
2) серной кислоты и хлорида бария;
3) сульфата натрия и гидроксида калия;
4) нитрата натрия и хлорида железа(III).
А5. В реакцию с разбавленной серной кислотой вступает:
3) оксид углерода(IV);
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна:
1) 15 %; 2) 27 %; 3) 48 %; 4) 54 %.
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент азот является восстановителем.
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества | Продукты реакции |
А) SO2 + H2O —> . | 1) H2SO4. |
Б) SO3 + NaOH —> . | 2) H2SO3. |
В) H2SO4 + Na2O —> . | 3) SO3 + H2. |
4) Na2SO4 + H2O. | |
5) Na2SO4 + H2. |
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Вариант 2
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К кислотным оксидам относится:
1) оксид бария; 2) оксид калия;
3) оксид фосфора(V); 4) оксид меди(II).
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между кальцием и ортофосфорной кислотой равна:
1) 9; 2) 10; 3) 11; 4) 12.
А3. Электрический ток не проводит:
1) раствор соляной кислоты;
2) раствор сахарозы;
3) раствор гидроксида натрия;
4) расплав гидроксида натрия.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) хлорида натрия и нитрата серебра;
2) серной кислоты и нитрата натрия;
3) сульфата калия и хлорида меди(II);
4) соляной кислоты и сульфата натрия.
А5. В реакцию с раствором гидроксида натрия вступает:
1) оксид меди(II); 2) водород;
3) серебро; 4) соляная кислота.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя.
Б. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нужно закрыть ее отверстие пальцем и встряхнуть.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в оксиде серы(VI) равна:
1) 25 %; 2) 44 %; 3) 52 %; 4) 60 %.
Ответом к заданию B1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
B1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент железо является окислителем.
В задании В2 (на установление соответствия) запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества | Продукты реакции |
А) Ca(OH)2 + CO2 —> . | 1) CaCO3 + H2. |
Б) CaCO3 + HCl —> . | 2) CaCO3 + H2O. |
В) Ca + H2O —> . | 3) CaCl2 + H2O + CO2. |
4) CaO + H2. | |
5) Ca(OH)2 + H2. |
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К амфотерным оксидам относится:
1) оксид магния; 2) оксид углерода(IV);
3) оксид алюминия; 4) оксид азота(V).
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между гидроксидом железа(III) и соляной кислотой равна:
1) 8; 2) 9; 3) 10; 4) 12.
А3. Электрический ток проводит:
1) водный раствор спирта;
2) водный раствор глюкозы;
3) расплав сахара;
4) расплав хлорида натрия.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) нитратом натрия и сульфатом меди(II);
2) хлоридом кальция и нитратом бария;
3) гидроксидом калия и нитратом натрия;
4) сульфатом железа(II) и гидроксидом натрия.
А5. В реакцию с раствором карбоната кальция вступает:
1) оксид меди(II); 2) вода;
3) хлорид натрия; 4) соляная кислота.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива ссыпать (выливать) обратно в склянку.
Б. Запрещается прием пищи в кабинете химии.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в сульфате меди(II) равна:
1) 24 %; 2) 40 %; 3) 52 %; 4) 65 %.
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент водород является восстановителем.
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества | Продукты реакции |
А) P + O2 —> . | 1) H3PO4. |
Б) P2O5 + NaOH —> . | 2) P2O5. |
В) H3PO4 + Na2O —> . | 3) Na3PO4 + H2. |
4) Na3PO4 + H2O. | |
5) H3PO4 + H2O. |
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Вариант 1
Ответы к заданиям части 1 (с выбором ответа).
Задание | Ответ |
А1 | 2 |
А2 | 2 |
А3 | 2 |
А4 | 2 |
А5 | 4 |
А6 | 1 |
А7 | 3 |
Ответы к заданиям части 2 (c кратким ответом).
Задание | Ответ |
В1 | 12 |
В2 | 244 |
Элементы ответа задания части 3.
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)
2) 2Al(OH)3 Al2O3 + 3H2O;
3) Al2O3 + 2NaOH 2NaAlO2 + H2O.
Ответы к заданиям части 1 (с выбором ответа).
Задание | Ответ |
А1 | 3 |
А2 | 1 |
А3 | 2 |
А4 | 1 |
А5 | 4 |
А6 | 1 |
А7 | 4 |
Ответы к заданиям части 2 (c кратким ответом).
Задание | Ответ |
В1 | 24 |
В2 | 235 |
Элементы ответа задания части 3.
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)
1) 2SO2 + O2 2SO3.
3) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl.
Ответы к заданиям части 1 (с выбором ответа):
Задание | Ответ |
А1 | 3 |
А2 | 1 |
А3 | 4 |
А4 | 4 |
А5 | 4 |
А6 | 3 |
А7 | 2 |
Ответы к заданиям части 2 (с кратким ответом).
Задание | Ответ |
В1 | 13 |
В2 | 244 |
Элементы ответа задания части 3.
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)
1) Fe2O3 + 6HCl 2FeCl3 + 3H2O;
Видео:Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с разбавленной серной кислотой. Ответ дайте в виде суммы коэффициентов
Видео:Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать
Ваш ответ
Видео:Реакция алюминия с серной кислотойСкачать
решение вопроса
Видео:ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ ХИМИЯ 8 класс // Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,408
- гуманитарные 33,633
- юридические 17,906
- школьный раздел 608,025
- разное 16,856
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Реакция алюминия с серной кислотойСкачать
2.2.3. Характерные химические свойства алюминия.
Алюминий — амфотерный металл. Электронная конфигурация атома алюминия 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 . Таким образом, на внешнем электронном слое у него находятся три валентных электрона: 2 — на 3s- и 1 — на 3p-подуровне. В связи с таким строением для него характерны реакции, в результате которых атом алюминия теряет три электрона с внешнего уровня и приобретает степень окисления +3. Алюминий является высокоактивным металлом и проявляет очень сильные восстановительные свойства.
Видео:8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.Скачать
Взаимодействие алюминия с простыми веществами
с кислородом
При контакте абсолютно чистого алюминия с воздухом атомы алюминия, находящиеся в поверхностном слое, мгновенно взаимодействуют с кислородом воздуха и образуют тончайшую, толщиной в несколько десятков атомарных слоев, прочную оксидную пленку состава Al2O3, которая защищает алюминий от дальнейшего окисления. Невозможно и окисление крупных образцов алюминия даже при очень высоких температурах. Тем не менее, мелкодисперсный порошок алюминия довольно легко сгорает в пламени горелки:
с галогенами
Алюминий очень энергично реагирует со всеми галогенами. Так, реакция между перемешанными порошками алюминия и йода протекает уже при комнатной температуре после добавления капли воды в качестве катализатора. Уравнение взаимодействия йода с алюминием:
С бромом, представляющим собой тёмно-бурую жидкость, алюминий также реагирует без нагревания. Образец алюминия достаточно просто внести в жидкий бром: тут же начинается бурная реакция с выделением большого количества тепла и света:
Реакция между алюминием и хлором протекает при внесении нагретой алюминиевой фольги или мелкодисперсного порошка алюминия в заполненную хлором колбу. Алюминий эффектно сгорает в хлоре в соответствии с уравнением:
с серой
При нагревании до 150-200 о С или после поджигания смеси порошкообразных алюминия и серы между ними начинается интенсивная экзотермическая реакция с выделением света:
— сульфид алюминия
с азотом
При взаимодействии алюминия с азотом при температуре около 800 o C образуется нитрид алюминия:
с углеродом
При температуре около 2000 o C алюминий взаимодействует с углеродом и образует карбид (метанид) алюминия, содержащий углерод в степени окисления -4, как в метане.
Видео:Реакция АЛЮМИНИЯ и СЕРНОЙ КИСЛОТЫ. Получение СУЛЬФАТА АЛЮМИНИЯ. Опыты по химииСкачать
Взаимодействие алюминия со сложными веществами
с водой
Как уже было сказано выше, стойкая и прочная оксидная пленка из Al2O3 не дает алюминию окисляться на воздухе. Эта же защитная оксидная пленка делает алюминий инертным и по отношению к воде. При снятии защитной оксидной пленки с поверхности такими методами, как обработка водными растворами щелочи, хлорида аммония или солей ртути (амальгирование), алюминий начинает энергично реагировать с водой с образованием гидроксида алюминия и газообразного водорода:
с оксидами металлов
После поджигания смеси алюминия с оксидами менее активных металлов (правее алюминия в ряду активности) начинается крайне бурная сильно-экзотермическая реакция. Так, в случае взаимодействия алюминия с оксидом железа (III) развивается температура 2500-3000 о С. В результате этой реакции образуется высокочистое расплавленное железо:
Данный метод получения металлов из их оксидов путем восстановления алюминием называется алюмотермией или алюминотермией.
с кислотами-неокислителями
Взаимодействие алюминия с кислотами-неокислителями, т.е. практически всеми кислотами, кроме концентрированной серной и азотной кислот, приводит к образованию соли алюминия соответствующей кислоты и газообразного водорода:
2Аl 0 + 6Н + = 2Аl 3+ + 3H2 0 ;
с кислотами-окислителями
-концентрированной серной кислотой
Взаимодействие алюминия с концентрированной серной кислотой в обычных условиях, а также низких температурах не происходит вследствие эффекта, называемого пассивацией. При нагревании реакция возможна и приводит к образованию сульфата алюминия, воды и сероводорода, который образуется в результате восстановления серы, входящей в состав серной кислоты:
Такое глубокое восстановление серы со степени окисления +6 (в H2SO4) до степени окисления -2 (в H2S) происходит благодаря очень высокой восстановительной способности алюминия.
— концентрированной азотной кислотой
Концентрированная азотная кислота в обычных условиях также пассивирует алюминий, что делает возможным ее хранение в алюминиевых емкостях. Так же, как и в случае с концентрированной серной, взаимодействие алюминия с концентрированной азотной кислотой становится возможным при сильном нагревании, при этом преимущественно параллельно протекают реакции:
— разбавленной азотной кислотой
Взаимодействие алюминия с разбавленной по сравнению с концентрированной азотной кислотой приводит к продуктам более глубокого восстановления азота. Вместо NO в зависимости от степени разбавления могут образовываться N2O и NH4NO3:
со щелочами
Алюминий реагирует как с водными растворами щелочей:
так и с чистыми щелочами при сплавлении:
В обоих случаях реакция начинается с растворения защитной пленки оксида алюминия:
В случае водного раствора алюминий, очищенный от защитной оксидной пленки, начинает реагировать с водой по уравнению:
Образующийся гидроксид алюминия, будучи амфотерным, реагирует с водным раствором гидроксида натрия с образованием растворимого тетрагидроксоалюмината натрия:
🎦 Видео
Химия ОГЭ-2023 / Блок "Химическая реакция" / Электролиты / Реакции ионного обменаСкачать
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Взаимодействие алюминия с концентрированной азотной кислотой | ЕГЭ по химииСкачать
Окислительно-восстановительные реакции с нуля!| Екатерина Строганова | 100балльный репетиторСкачать
Разбор всех типов 29-30 заданий из сборника Добротина 2023 | Екатерина СтрогановаСкачать
Реакция железа с разбавленной серной кислотойСкачать
Реакции с алюминиемСкачать
Взаимодействие алюминия с кислотамиСкачать
Реакция брома с пятью металлами / Reactions of bromine with five metalsСкачать
ВСЯ ХИМИЯ за 9 класс в 1 уроке + таймкодыСкачать
Взаимодействие серной кислоты с металламиСкачать
Опыты по химии. Взаимодействие алюминия с кислотой и щелочьюСкачать