Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Уравнения с модулем

Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.

Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.

Прежде всего вспомним, что

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)

Видео:Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnline

Слева модуль, справа число

Это самый простой случай. Решим уравнение

Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:

Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Переменная как под модулем, так и вне модуля

Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!

Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 классМодуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.

Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:

Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

Стало быть, годятся лишь и .

Ответ: Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Видео:Уравнения с модулемСкачать

Уравнения с модулем

Квадратные уравнения с заменой |x| = t

Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Видео:МодульСкачать

Модуль

Модуль равен модулю

Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:

Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

Видео:Неравенства с модулем | Математика 10 класс | УмскулСкачать

Неравенства с модулем | Математика 10 класс | Умскул

Два или несколько модулей

Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

Видео:Уравнения с модулем. Часть 2 | Математика | TutorOnlineСкачать

Уравнения с модулем. Часть 2  | Математика | TutorOnline

Модуль в модуле

Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

1) x ≤ 3. Получаем:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Выражение под модулем обращается в нуль при Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс. Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

1.1) Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 классПолучаем в этом случае:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

1.2) Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс. Тогда:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Это значение x также не годится.

Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.

Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.

Видео:Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМСкачать

Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМ

Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств с модулем»
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Целью урока является совершенствование навыков решения уравнений и неравенств с модулем. В ходе урока рассматриваются рациональные приёмы и методы решения. Урок предназначен для классов с расширенным изучением математики.

Видео:НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМСкачать

НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc978.5 КБ
prilozhenie_1.doc146 КБ
prilozhenie_2.doc45.5 КБ
prilozhenie_3.doc47 КБ
prilozhenie—_4.doc22 КБ
prilozhenie_—5.doc52.5 КБ

Видео:Как решать неравенства с модулем. Два модуля в неравенстве.Скачать

Как решать неравенства с модулем. Два модуля в неравенстве.

Предварительный просмотр:

Тема: Решение уравнений и неравенств с модулем.

Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.

дидактическая : научить применять полученные знания при решении заданий повышенного уровня сложности, стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами и методами решения;

развивающая: развивать логическое мышление, память познавательный интерес, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.

воспитательная: развивать аккуратность и трудолюбие, продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля.

Этапы урока и их содержание

  1. Организационный этап

Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения уравнений и неравенств с модулем, используя как традиционные методы, так и нестандартные подходы

  1. Проверка домашнего задания

На дом вам было предложено решить уравнения

различными способами. Посмотрим ваше решение

Многообразие приёмов решения задач с модулем подталкивает нас к выбору более рационального из них при решении конкретных уравнений или неравенств.

Решение (на основе аналитического определения модуля).

№ 2 Решить уравнение

Решение (применение геометрической интерпретации модуля).

На геометрическом языке: требуется найти точки с координатами х такие, что сумма расстояний от этих точек до точек с координатами -1 и 1 равна 2. Очевидно, что эти точки располагаются на отрезке

Ответ: Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс.

№ 3 Решите неравенство

Решение (функционально графический метод).

Обе части неравенства определены на R. Левая часть неравенства принимает значения из отрезка Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс, а значения правой части составляют луч . Следовательно, исходное неравенство может иметь решение только, если выполняется система

№ 4 Найти все значения параметра b при которых уравнение имеет ровно три различных корня.

Решение (графический способ).

у = и построим её график используя преобразования, содержащие модуль, а также параллельный перенос.

Графиком функции у =b является прямая параллельная оси х.

Очевидно, что исходное уравнение имеет ровно три различных корня при b=-1.

№ 5 Решить неравенство .

Решение (метод интервалов).

Пусть f(x)= , тогда

Решим уравнение f(x)=0. Получим:

Осталось установить знак f(x) на промежутках: (-∞;-4), (-4;-1), (-1;2), (2;5), (5;+∞).

(заранее приготовлен слайд на интерактивной доске)

1) Решить неравенство

2) Найти все значения параметра b при которых уравнение имеет ровно два различных корня.

3) Решить уравнение

Решение уравнений и неравенств с модулем требует от учащихся глубоких теоретических знаний, умений применять их на практике, требует внимания трудолюбия, сообразительности. Наверное,

поэтому такие задания и включены в материалы ЕГЭ.

Сегодня на уроке все очень хорошо поработали, 15 человек получили оценки. Молодцы ребята!

сообщает тему урока, дату проведения, цель урока

Если учащиеся не готовы показать все способы, то решение показывается на экране интерактивной доски,(приложение 1).

Вызывает по желанию 7-х человек к доске, параллельно проводит фронтальную беседу по теоретическим вопросам (приложение 2) Выставляет оценку за д/з.

Направляет на выбор рационального метода решения

Совместно с учащимися выбирает метод решения уравнения.

Следит за грамотным решением предложенного уравнения и одновременно проверяет индивидуальные решения уравнений у учащихся работающих на боковой доске по карточке, выставляет оценки за работу.

Направляет на выбор рационального метода решения

Следит за верностью

рассуждений учащихся и одновременно проверяет решение заданий по карточкам, выставляет оценки за работу.

Обсуждает совместно с учащимися метод решения неравенства, следит за грамотностью рассуждений учащихся и верной записью решения неравенства. Выставляет оценку за работу.

Поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то, что аналогичные задания были разобраны на уроке.

Первое неравенство можно решить методом интервалов, второе уравнение –графически, а третье-с помощью аналитического определения модуля, рассматривая три случая (подмодульное выражение больше нуля, равно нулю и меньше нуля ) отдельно.

Сообщают об отсутствующих

записывают в тетради

7 учащихся работают у доски, остальные принимают активное участие в устном теоретическом опросе

Предлагают методы решения, один учащийся устно объясняет решение уравнения №1.

2 человека работают на боковой доске индивидуально (приложение №3), остальные записывают в тетрадь решение уравнения №2.

Один ученик решает неравенство № 3.

Остальные участвуют в выборе рационального метода решения неравенства. Записывают решение в тетрадь.

Один ученик решает задание № 4 у доски. Три ученика работают по карточкам (приложение №4),

остальные записывают в тетрадь решение задания № 4.

Один ученик решает у доски, остальные записывают решение неравенства №5 в тетради.

Внимательно прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание.

Видео:11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулямиСкачать

11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулями

Предварительный просмотр:

2) Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

а) метод «интервалов» для уравнений с модулем

найдём нули модулей: х=2; х=1

ни одна из систем совокупности не имеет решений.

Ответ: нет корней.

б) решение значительно упрощается если заметить, что левая часть уравнения принимает только неотрицательные значения, значит х-8 Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс0 х 8

На множестве х Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс8 уравнение примет вид х-2+х-1=х-8, откуда следует х=-5, что противоречит условию х 8.

Ответ: нет корней.

5) Решить неравенство .

а) (применение геометрической интерпретации модуля)

Поскольку — расстояние между точками М(х) и М(-2) на числовой прямой, то нужно найти все такие точки М(х), которые удалены от точки М(-2) на расстояние, меньшее чем 3.Очевидно что это точки с координатами удовлетворяющими неравенству

б) (метод интервалов для непрерывных функций)

Пусть f(x) = ,тогда D = R

Решим уравнение f(x)=0. Получим:

Осталось установить знак f(x) на промежутках: (-∞;-5), (-5;1), (1;+∞).

Видео:Неравенства с модулем Часть 1 из 2 Простейшие неравенстваСкачать

Неравенства с модулем Часть 1 из 2 Простейшие неравенства

Урок по теме «Уравнение и неравенства с модулем». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.

Дидактическая: научить применять полученные знания при решении заданий повышенного уровня сложности, стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами и методами решения.

Развивающая: развивать логическое мышление, память познавательный интерес, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.

Воспитательная: развивать аккуратность и трудолюбие, продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля.

Ход урока

1. Организационный этап (1 минута).

2. Постановка цели (3 минуты).

Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения уравнений и неравенств с модулем, используя как традиционные методы, так и нестандартные подходы.

3. Проверка домашнего задания (10 минут).

Если учащиеся не готовы показать все способы, то решение показывается на экране интерактивной доски. (Приложение 1)

Учитель вызывает по желанию 7-х человек к доске, параллельно проводит фронтальную беседу по теоретическим вопросам. (Приложение 2) Выставляет оценку за д/з.

На дом вам было предложено решить уравнения

и неравенства |x + 2| 2 – 6x – 7| = 7 + 6xx 2 .

Решение (на основе аналитического определения модуля).

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

№2 Решить уравнение Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс.

Учитель совместно с учащимися выбирает метод решения уравнения.

Следит за грамотным решением предложенного уравнения и одновременно проверяет индивидуальные решения уравнений у учащихся работающих на боковой доске по карточке, выставляет оценки за работу.

2 человека работают на боковой доске индивидуально (Приложение 3), остальные записывают в тетрадь решение уравнения №2.

Решение (применение геометрической интерпретации модуля).

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

На геометрическом языке: требуется найти точки с координатами х такие, что сумма расстояний от этих точек до точек с координатами -1 и 1 равна 2. Очевидно, что эти точки располагаются на отрезке [–1;1]

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

№3 Решите неравенство Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Учитель направляет на выбор рационального метода решения.

Один ученик решает неравенство № 3. Остальные участвуют в выборе рационального метода решения неравенства. Записывают решение в тетрадь.

Решение (функционально графический метод).

Обе части неравенства определены на R. Левая часть неравенства принимает значения из отрезка [–1;1], а значения правой части составляют луч [1;∞]. Следовательно, исходное неравенство может иметь решение только, если выполняется система

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

№ 4 Найти все значения параметра b при которых уравнение ||x + 1| – 2| – 3 = b имеет ровно три различных корня.

Один ученик решает задание № 4 у доски. Три ученика работают по карточкам (Приложение 4), остальные записывают в тетрадь решение задания № 4.

Учитель следит за верностью рассуждений учащихся и одновременно проверяет решение заданий по карточкам, выставляет оценки за работу.

Решение (графический способ).

Рассмотрим функцию у = ||x + 1| – 2| – 3 и построим её график используя преобразования, содержащие модуль, а также параллельный перенос.

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Графиком функции у = b является прямая параллельная оси х.

Очевидно, что исходное уравнение имеет ровно три различных корня при b=-1.

№ 5 Решить неравенство Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Один ученик решает у доски, остальные записывают решение неравенства №5 в тетради.

Учитель обсуждает совместно с учащимися метод решения неравенства, следит за грамотностью рассуждений учащихся и верной записью решения неравенства. Выставляет оценку за работу.

Решение (метод интервалов).

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Решим уравнение f(x)=0. Получим:

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

Модуль решение уравнений и неравенств с модулем 10 класс

5. Домашнее задание (3 минуты).

(Заранее приготовлен слайд на интерактивной доске.)

1) Решить неравенство ||2x – 1| – 3| > 3.

2) Найти все значения параметра b при которых уравнение |x – 3| + |x + 1| = b имеет ровно два различных корня.

3) Решить уравнение cosx = |cosx|(x + 1.5) 2 .

Учитель поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то, что аналогичные задания были разобраны на уроке.

Первое неравенство можно решить методом интервалов, второе уравнение – графически, а третье-с помощью аналитического определения модуля, рассматривая три случая (подмодульное выражение больше нуля, равно нулю и меньше нуля ) отдельно.

6. Подведение итогов урока (3 минуты).

Решение уравнений и неравенств с модулем требует от учащихся глубоких теоретических знаний, умений применять их на практике, требует внимания трудолюбия, сообразительности. Наверное, поэтому такие задания и включены в материалы ЕГЭ.

Сегодня на уроке все очень хорошо поработали, 15 человек получили оценки. Молодцы ребята!

💥 Видео

НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ 😉 ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ 😉 ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модульСкачать

Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модуль

Неравенства с модулем Часть 2 из 2 Более сложные неравенстваСкачать

Неравенства с модулем Часть 2 из 2 Более сложные неравенства

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ | метод интерваловСкачать

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ | метод интервалов

Уравнение с модулемСкачать

Уравнение с модулем

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ. Метод интервалов для решения уравнений.Скачать

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ. Метод интервалов для решения уравнений.

Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnline

Метод рационализации. Неравенства с модулямиСкачать

Метод рационализации. Неравенства с модулями

Уравнение с двумя модулями: особенности решенияСкачать

Уравнение с двумя модулями: особенности решения
Поделиться или сохранить к себе: