Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы решения уравнений и неравенств с модулем

Цели. Целью моей работы является классификация методов решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля (абсолютной величины). Данное исследование возникло из необходимости обобщить все знания по этой теме для проникающего повторения при подготовке к Единому Государственному Экзамену в 10 – 11 классах. В результате исследования мне удалось выделить три основных метода, которые являются универсальными для решения уравнений (неравенств) своего типа, а так же, были выявлены частные случаи этих методов, упрощающие общую схему решения.

Считаю, что данная работа будет полезна ученикам 11-х классов.

Типы уравнений (неравенств) и методы их решения:

I. Простейшие – уравнения и неравенства вида

|f(x)| = a, |f(x)| a, где а – любое число.

При решении простейших уравнений и неравенств исходим из определения модуля, как расстояния от нуля до числа, выраженного в единичных отрезках.

1. Рассмотрим уравнения вида | f(x)| = a:

Решение неравенства – множество значений f(х) «между» числами а и – а:

двойное неравенство — a а (Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем):

б). Если а = 0, то |f(x)| > 0. Тогда Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, т. к. |f(x)| Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем0.

(|f(x)|Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем0. Решение: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем(см. выше)).

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

|f(x)| > a Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемРешение неравенства: множество значений х «за» числами а и – а.

1.| x+2| = 3 Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

2.Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: x = 3, x = -1.

3.Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, тогда Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемили

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Ответ: (-∞;1 Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем).

4. | x2 +5x | ≥ 6, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: (-∞;-6]Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем[-3;-2] Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем[1;+ ∞).

    |f(x)| = f(x) Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемf(x) ≥ 0 Решение уравнения – решение неравенства. |f(x)| = — f(x) Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемf(x) ≤ 0. |f(x)|=|g(x)| Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

1.Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемx = 1, x =3.

2.| x2 – 1| = (x – 1)(x + 1),

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: (-∞; — 1] Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем[1;+ ∞).

II. По определению модуля.

Если в уравнении или неравенстве один модуль и функция (|f(x)| * g(x)), то решаем по определению модуля:

|f(x)|= Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Для этого нужно рассмотреть два случая, раскрывая модуль, в зависимости от знака подмодульного выражения Изменения происходят только в части, содержащей модуль.

1. 2|x +1|>x+4, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

2. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: x = 1, x = — Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Данное равенство возможно, только если Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Тогда:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемТолько для уравнений, в которых g(x) проще f(x).

1. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: x = 1, x = 6.

III. Метод интервалов

А) В случае, когда в уравнении или неравенстве сумма (разность) нескольких модулей.

1.Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

1.Приведем подмодульные выражения к виду ax + b, где a > 0, по свойству Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

2.Найдем нули модулей: х = — 1, х = 4.

3.Отметим нули модулей на числовом луче и выделим числовые промежутки.

4.Заполним таблицу и расставим знаки, используя свойство линейной функции y = kx + b при k>0 (возрастающая функция, при переходе через ноль знак меняется с « — » на « + »).

5. Решим уравнения (неравенства) на каждом из участков, раскрывая модуль с учетом знака подмодульного выражения.

1.Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемx 5.

Объединяем решения всех случаев, тогда xМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем(-Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: (-Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

2.Существуют уравнения этого типа (в тестах!), условие которых позволяет сократить количество рассматриваемых случаев, но для этого надо внимательно исследовать подмодульные выражения.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемданное равенство возможно только, если Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, т. е. когда Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Значит, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Тогда рассматриваем только один случай: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Так как обе части уравнения (неравенства) — неотрицательные числа, то можно возвести обе части в квадрат. Тогда получим:

f2(x) * g2(x) или f2(x) — g2(x) * 0 – это разность квадратов, можно разложить на множители.

(Очень эффективно, когда функции сложно заданы!)

    | x2 — 3x + 2| ≥ | x2 + 3x + 2|,

(x2 — 3x +x2 + 3x + 2) 2 ≥ 0,

(x2 — 3x + 2 — x2 — 3x – 2)∙(x2 — 3x + 2 + x2 + 3x + 2) ≥ 0,

— 6x∙(2×2 + 4) ≥ 0, т. к. 2×2 + 4 > 0, то получим:

Б). Произведение или частное сравнивается с нулем.

    x∙ Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

1.Найдем нули всех множителей: х =0, х = — 1.

2.Учтем, что ноль модуля не является знакоменяющей точкой, т. к. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем(«лепесток»).

3.Расставим в промежутках знаки, чередуя их, и в лепестках тоже, начиная с самого правого (рис. 4).

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

4.Выберем промежутки соответственно знаку неравенства: «больше» — c « + »,

Ответ: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

    Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Нули числителя: x=0 (●).

Нули знаменателя: x=1, «лепесток» (○).

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Проделанная мной работа позволила мне привести в систему мои знания по этой теме, что необходимо каждому старшекласснику для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена. Кроме того, я открыла для себя новые схемы решения уравнений и неравенств с модулями, которые значительно облегчают процесс решения и позволяют сократить время, требуемое для выполнения задания. Расширила знания по работе с компьютерной программой Microsoft Word, выходящие за рамки простого набора текста, что необходимо каждому современному человеку.

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Уравнения с модулем

Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.

Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.

Прежде всего вспомним, что

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)

Видео:Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnline

Слева модуль, справа число

Это самый простой случай. Решим уравнение

Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:

Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

Видео:НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМСкачать

НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ

Переменная как под модулем, так и вне модуля

Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!

Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.

Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:

Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

Стало быть, годятся лишь и .

Ответ: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Видео:Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать

Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnline

Квадратные уравнения с заменой |x| = t

Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Видео:УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ | метод интерваловСкачать

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ | метод интервалов

Модуль равен модулю

Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:

Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать

Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnline

Два или несколько модулей

Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

Видео:11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулямиСкачать

11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулями

Модуль в модуле

Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

1) x ≤ 3. Получаем:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Выражение под модулем обращается в нуль при Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

1.1) Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемПолучаем в этом случае:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

1.2) Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Тогда:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Это значение x также не годится.

Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.

Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.

Видео:Уравнения с модулемСкачать

Уравнения с модулем

Исследовательская работа на тему «Решение неравенств с модулем»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Педагогическим советом МОУ

от « 14 » августа 201 5 г.

Заместитель директора по УВР

_______ /Сидоркина Р.Л./

« 14 » августа 2015 г.

от « 01» сентября 2015 г.

Решение уравнений и неравенств с модулем

учитель математики высшей

категории МОУ «Зашижемская СОШ»

с.Зашижемье, 2014 г.

Простейшие уравнения и неравенства с модулем……………………5

Графическое решение уравнений и неравенств с модулем………….8

Иные способы решения уравнений и неравенств с модулем……. 10

Видео:Неравенства с модулем Часть 1 из 2 Простейшие неравенстваСкачать

Неравенства с модулем Часть 1 из 2 Простейшие неравенства

Введение

Понятие абсолютной величины (модуля) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел.

Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в вузах. Например, в теории приближенных вычислений используются понятия абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа. В механике и геометрии изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). В математическом анализе понятие абсолютной величины числа содержится в определениях таких основных понятий, как предел, ограниченная функция и др. Задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ. И поэтому для нас стало важно изучить некоторые аспекты этой темы.

Главной целью в нашей работе является изучение различных методов решения уравнений и неравенств с модулями.

Данная цель должна быть достигнута при решении следующих задач:

Изучить определение и некоторые свойства модуля.

Освоить решение простейших уравнений и неравенств с модулем через равносильные переходы

Рассмотреть различные методы решения уравнений и неравенств с модулем.

Объектом исследования являются некоторые типы уравнений и неравенств с модулем.

Предмет исследования – различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, а именно: графический способ, метод геометрической интерпретации, использование тождества Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, применение теоремы о знаках, метод перехода к следствию, метод интервалов, метод домножения на положительный множитель ,метод раскрытия модулей.

В ходе исследования применялись такие методы, как изучение литературы по данному вопросу и практический метод.

В ходе работы мы исследовал такие источники, как:

1. «Большая математическая энциклопедия» для школьников и студентов;

Математика. ЕГЭ – 2011-2012. Типовые экзаменационные варианты. / Под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко.

М.Я. Выгодский. Справочник по элементарной математике

«Новейший справочник школьника»;

Энциклопедия «Я познаю мир» Математика;

Видео:Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модульСкачать

Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модуль

Простейшие уравнения и неравенства с модулем

К простейшим уравнениям мы будем относить уравнения, решаемые одним из нижеприведенных равносильных переходов: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Примеры решения простейших уравнений.

Пример 1 Решим уравнение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Пример 2 Решим уравнение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Пример 3 Решим уравнение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Ряд уравнений решается с использованием следующей теоремы.

Теорема.4 Сумма модулей равна алгебраической сумме подмодульнх величин тогда и только тогда, когда каждая величина имеет тот знак, с которым она входит в алгебраическую сумму.

Пример 5 Решить уравнение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Так как Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, то мы имеем равенство вида Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, где Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Поэтому исходное уравнение равносильно системе:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Примеры решения простейших неравенств.

Пример 6 Решим неравенство Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Пример 7 Решим неравенство Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Как ни странно, но Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемдостаточно, чтобы избавиться от знака модуля в любых неравенствах.

Пример 8 Решить неравенство

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

3. Графическое решение уравнений и неравенств с модулем

Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины часто гораздо удобнее решать не аналитически, а графически (особенно уравнения содержащие параметры).

Пример 9 (С5, ЕГЭ — 2010)

C 5. Для каждого значения a укажите число решений уравнения Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Построим график функции Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Для этого выделим полный квадрат : Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Число точек пересечения графика функции у = Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемс горизонтальными прямыми у = а равно числу решений уравнения.

ОМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулемтвет: если Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем4, то два решения.

Видео:Эффективные методы решения уравнений и неравенств с модулемСкачать

Эффективные методы решения уравнений и неравенств с модулем

Иные способы решения уравнений и неравенств с модулем

Видео:Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать

Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |

Метод раскрытия модулей

Метод раскрытия модулей рассмотрим на примере:

Пример 10 Решить уравнение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Это уравнение содержит более одного модуля.

Метод решения уравнений, содержащих переменные под знаком двух и более модулей, состоит в следующем.

1. Найти значения переменной, при которых каждый из модулей обращается в нуль: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем; Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем; Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

2. Отметить эти точки на числовой прямой.

3. Рассматриваем уравнение на каждом из промежутков и устанавливаем знак выражений, которые находятся под модулями.

1) При Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемили Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Чтобы определить знак каждого из выражений под модулем на этом промежутке, достаточно взять любое значение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемиз этого промежутка и подставить в выражение. Если полученное значение отрицательно, значит, при всех Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемиз этого промежутка выражение будет отрицательным; если полученное числовое значение положительно, значит, при всех значениях Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемиз этого промежутка выражение будет положительным.

Возьмем значение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемиз промежутка Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми подставим его значение в выражение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, получаем Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, значит на этом промежутке Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемотрицательно, а следовательно «выйдет» из под модуля со знаком «минус», получим: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

При этом значении Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, выражение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемполучит значение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, значит, оно на промежутке Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемтакже принимает отрицательные значения и «выйдет» из модуля со знаком «минус», получим: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Выражение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемполучит значение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми «выйдет» из под модуля со знаком «минус»: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Уравнение на этом промежутке получится таким: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, решая его, находим: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Выясняем, входит ли это значение в промежуток Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Оказывается входит, значит Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемявляется корнем уравнения.

2) При Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Выбираем любое значение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемиз этого промежутка. Пусть Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Определяем знак каждого из выражений под модулем при этом значении Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Оказывается, что выражение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемположительно, а два других отрицательны.

Уравнение на этом промежутке примет вид: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Решая его, находим Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Это значение не входит в промежуток Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, а значит, не является корнем уравнения.

3) При Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Выбираем произвольное значение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемиз этого промежутка, скажем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми подставляем в каждое из выражений. Находим, что выражения Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемположительны, а Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем— отрицательно. Получим следующее уравнение: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

После преобразования, получим: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, а значит, уравнение не имеет корней на этом промежутке.

4) При Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Нетрудно установить, что все выражения на этом промежутке положительны, а значит получим уравнение: Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемкоторое входит в промежуток и является корнем уравнения.

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Видео:УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ. Метод интервалов для решения уравнений.Скачать

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ. Метод интервалов для решения уравнений.

Решение уравнений содержащих модули неотрицательных выражений

Пример 11 Чему равна сумма корней уравнения (корень, если он один) уравнения

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Рассмотрим выражение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми преобразуем его к виду Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Очевидно, что числитель дроби при любых значениях переменной является положительным числом. Значит дробное выражение положительно, если Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем(т.к. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем). Преобразуем полученное выражение, при условии Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Получим уравнение, равносильное исходному:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Пример 12 Решить уравнение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Поскольку левая часть уравнения неотрицательна, при всех допустимых значениях переменной, на множестве корней уравнения правая его часть тоже должна быть неотрицательной, отсюда условие Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, на этом промежутке знаменатели обеих дробей равны, и остается решить уравнение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Решая его и учитывая ограничение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, получаем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Видео:6 класс, 24 урок, Модульные уравнения и неравенства с одной переменнойСкачать

6 класс, 24 урок, Модульные уравнения и неравенства с одной переменной

Решение уравнений с использованием геометрической интерпретации

Геометрический смысл выражения Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем— длина отрезка координатной оси, соединяющего точки с абсциссами Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Перевод алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет избежать громоздких выкладок.

Пример 13 Решим уравнение Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Решение. Будем рассуждать следующим образом: исходя из геометрической интерпретации модуля, левая часть уравнения представляет собой сумму расстояний от некоторой точки с абсциссой Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемдо двух фиксированных точек с абсциссами 1 и 2. Тогда все точки с абсциссами из отрезка Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемобладают требуемым свойством, а точки, расположенные вне этого отрезка, — нет.

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Пример 14 Решить неравенство Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Решение. Изобразим на координатной прямой точки, сумма расстояний от которых до точек Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулеми Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемв точности равна Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Это все точки отрезка Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Для всех чисел вне данного отрезка сумма расстояний будет больше двух.

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Решение уравнений с использованием тождества Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Пример (С3, ЕГЭ — 2010)15 Решить уравнение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемМетоды и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Дважды применяя тождество Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, получим уравнение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

решением которого является интервал Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Пример (С3, ЕГЭ — 2011)16 17 Решить уравнение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Видео:Решение неравенства методом интерваловСкачать

Решение неравенства методом интервалов

Применение теоремы о знаках при решении уравнений

Сформулируем теорему, удобную при решении неравенств, относительно произведений или частных разности модулей:

Теорема 18 Знак разности модулей двух выражений совпадает со знаком разности квадратов этих выражений.

Пример 19 Решить неравенство

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Воспользуемся теоремой:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Используя формулу разности квадратов, разложим числитель и знаменатель на множители и решим полученное рациональное неравенство.

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Видео:Как решать неравенства с модулем. Два модуля в неравенстве.Скачать

Как решать неравенства с модулем. Два модуля в неравенстве.

Решение уравнений переходом к следствию

Все уравнения с модулями могут быть решены следующим образом: рассмотрим весь набор уравнений, который может получится при раскрытии модулей, но не будем выписывать соответствующие промежутки. Решая каждое из полученных уравнений, получим следствия исходного уравнения. Остается только проверить не приобрели ли мы посторонних корней прямой их подстановкой в исходное уравнение.

Пример 20 Решим уравнение

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. Последовательно переходя к следствиям, получаем:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Нетрудно убедиться, что найденные числа не являются корнями исходного уравнения.

Ответ. нет решения.

Видео:Уравнения с модулем. Часть 2 | Математика | TutorOnlineСкачать

Уравнения с модулем. Часть 2  | Математика | TutorOnline

Решение неравенств методом интервалов

Применение метода интервалов основано на следующей теореме.

Теорема 21 Функция, непрерывная на промежутке и необращающаяся на нем в нуль, сохраняет на этом промежутке свой знак.

Это означает, что нули функции и границы промежутков ее непрерывности разделяют область определения функции на участки, где она сохраняет постоянный знак. Применение метода поясним на примере.

Пример 22 Решим неравенство

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Пусть Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Областью определения данной функции есть Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем. Решая уравнение получим, что функция Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулемне обращается в нуль ни при каком значении переменной. Это означает, что на всей области определения функция является знакопостоянной. Вычисляя, например, Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем, получаем, что функция принимает только положительные значения.

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

Метод интервалов позволяет решать более сложные уравнения и неравенства с модулями, но в этом случае он имеет несколько иное назначение. Суть состоит в слудующем. Находим корни всех подмодульных выражений и разбиваем числовую ось на промежутки знакопостоянства этих выражений. Это позволяет, последовательно перебирая эти промежутки, одновременно избавляться от всех модулей и решать обычное уравнение или неравенство (проверяя при этом, что найденный ответ входит в данный промежуток).

Видео:Решение квадратных неравенств | МатематикаСкачать

Решение квадратных неравенств | Математика

Решение уравнений домножением на положительный множитель

Пример 23 Решить неравенство

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Решение. «Ловушка» заключается в том, что в задаче имеется несколько модулей, раскрывать которые — значит получить, громоздкое решение. Умножим дробь на некоторое выражение, принимающее лишь положительные значения и такое, чтобы упростить исходное неравенство:

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем

Ответ. Методы и приемы решения уравнений и неравенств с модулем.

🎥 Видео

Модуль в математике. Уравнения и неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Модуль в математике. Уравнения и неравенства | Математика ЕГЭ | Умскул

Уравнение с модулемСкачать

Уравнение с модулем
Поделиться или сохранить к себе: