- Решение простейших логарифмических уравнений
- Решение логарифмических уравнений разными методами
- по определению логарифма
- методом потенцирования
- методом разложения на множители
- путем введения новой переменной (замены переменной)
- дробь равна нулю
- методом логарифмирования
- графическим методом
- через подбор корня и возрастание-убывание функций
- методом оценки
- через ОДЗ
- методом освобождения от внешней функции
- Решение логарифмических уравнений через преобразование
- Решение однородных логарифмических уравнений
- Тема 1: Решение логарифмического уравнения методом введения новой переменной.
- Методика решения логарифмических уравнений
- 💡 Видео
Видео:Решение уравнения методом замены переменнойСкачать
Решение простейших логарифмических уравнений
Как известно, решение простейшего логарифмического уравнения logax=b — это x=a b . Другими словами, простейшее логарифмическое уравнение logax=b имеет единственный корень, которым является степень a b .
Первый пример. Проще некуда.
Решите уравнение log5x=2
Все понятно без слов:
log5x=2
x=5 2
x=25
При решении простейших логарифмических уравнений переход от logax=b к x=a b , обычно, не представляет сложности. Часто, куда сложнее вычислить значение степени a b или упростить ее вид. Следующие примеры иллюстрируют сказанное.
Второй пример. А вычислить значение?
Решите логарифмическое уравнение
Это простейшее логарифмическое уравнение. Оно имеет единственный корень . Очевидно, полученная степень нуждается в доработке.
Сначала заменим квадратный корень из семи степенью: .
Остается вспомнить, как определяется степень с отрицательным показателем, и закончить вычисления:
На этом решение простейшего логарифмического уравнения завершено.
Третий пример. Извольте упростить.
Начинаем со стандартного при решении простейших логарифмических уравнений перехода:
Надо бы упростить полученную степень.
Возвести дробь в минус первую степень – это кувыркнуть ее вверх ногами:
Теперь глаза мозолит иррациональность в знаменателе, исправим эту ситуацию:
Таким образом, — искомое решение простейшего логарифмического уравнения.
Видео:§101 Метод введения новой переменнойСкачать
Решение логарифмических уравнений разными методами
Сейчас пройдемся по всем основным методам решения логарифмических уравнений, и рассмотрим решения наиболее характерных и интересных, по нашему мнению, логарифмических уравнений.
по определению логарифма
По определению логарифма в первую очередь проводится решение логарифмических уравнений logaf(x)=b , где a и b — числа, причем a>0 , a≠1 , а f(x) – выражение с переменной x , таких как log2(x 2 +4·x+3)=3 , и др. Решение состоит в переходе от уравнения logaf(x)=b к уравнению f(x)=a b . Например, решение логарифмического уравнения log2(x 2 +4·x+3)=3 с опорой на определение логарифма заменяется решением уравнения x 2 +4·x+3=2 3 .
На определение логарифма можно опираться и при решении логарифмических уравнений logh(x)f(x)=g(x) , таких как logx(x 2 −3·x+6)=2 , log2(9−2 x )=3−x , logx(3·x lgx +4)=2·lgx и др. Решение уравнения logh(x)f(x)=g(x) заключается в решении уравнения f(x)=(h(x)) g(x) на области допустимых значений (ОДЗ) для исходного уравнения. Например, чтобы решать логарифмическое уравнение logx(x 2 −3·x+6)=2 по определению логарифма, надо решить уравнение x 2 −3·x+6=x 2 , и взять все корни, принадлежащие ОДЗ для исходного уравнения.
- Чтобы решить логарифмическое уравнение logaf(x)=b по определению логарифма, надо перейти к уравнению f(x)=a b и найти его решение.
- А чтобы решить по определению логарифма уравнение logh(x)f(x)=g(x) , надо перейти к уравнению f(x)=(h(x)) g(x) , решить его, и взять корни, принадлежащие ОДЗ для исходного логарифмического уравнения.
Рассмотрим примеры решения логарифмических уравнений.
Обычно решение оформляется кратко:
А теперь поясним, какие рассуждения за всем этим скрываются.
Заданное логарифмическое уравнение имеет вид logaf(x)=b , где f(x)=2·x−4 , a=1/2 , b=−2 . Такое логарифмическое уравнение можно решать по определению логарифма, то есть, заменять решение уравнения logaf(x)=b решением уравнения f(x)=a b .
Итак, переходим от исходного уравнения к уравнению . Это рациональное уравнение, решаем его:
Так получено решение исходного логарифмического уравнения.
Пример. Не забыть про проверку.
Решите логарифмическое уравнение logx(−x 2 +5·x+3)=2
Заданное уравнение можно рассматривать как уравнение logh(x)f(x)=g(x) , где f(x)=−x 2 +5·x+3 , h(x)=x , g(x)=2 , и мы знаем, что такие уравнения можно решать по определению логарифма. Решение этим методом на первом этапе предполагает переход от уравнения logh(x)f(x)=g(x) к уравнению f(x)=(h(x)) g(x) . Имеем −x 2 +5·x+3=x 2 .
Теперь нам надо решить полученное уравнение −x 2 +5·x+3=x 2 . Оно сводится к квадратному уравнению 2·x 2 −5·x−3=0 . Решаем его:
Остается пройти последний шаг решения логарифмического уравнения по определению логарифма – выяснить, какие из корней принадлежат ОДЗ для исходного уравнения. ОДЗ для исходного логарифмического уравнения logx(−x 2 +5·x+3)=2 определяется системой .
Очевидно, не удовлетворяет второму условию, значит, это посторонний корень для исходного уравнения. А корень x2=3 удовлетворяет всем условиям: . Значит, x2=3 – это корень уравнения logx(−x 2 +5·x+3)=2 .
На этом решение завершено. Уравнение имеет единственный корень 3 .
Естественно, так подробно решение не описывают. Обычно его оформляют кратко, но без ущерба для логики действий, например, так:
методом потенцирования
Метод потенцирования применяется для решения логарифмических уравнений, части которых являются логарифмами с одинаковыми основаниями, например, log5(x−1)=log57 , и др. Решение логарифмических уравнений методом потенцирования состоит в переходе от уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) к уравнению f(x)=g(x) на ОДЗ для исходного уравнения. Так решение уравнения можно заменить решением уравнения x+1=x 2 −1 на ОДЗ для исходного уравнения.
Название метода становится понятным, если вспомнить, что потенцирование – это восстановление выражения по его логарифму.
Обосновать метод можно, сославшись на свойства логарифмов. Из них мы знаем, что логарифмы двух положительных чисел с одинаковыми положительными и отличными от единицы основаниями равны тогда и только тогда, когда равны сами числа, то есть, , a>0 , a≠1 , b1>0 , b2>0 . Так вот переход от логарифмического уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) к уравнению f(x)=g(x) — это аналог замены logab1=logab2 на b1=b2 , а нахождение в рамках ОДЗ для исходного уравнения – это аналог выполнения условий a>0 , a≠1 , b1>0 , b2>0 .
Итак, чтобы решить логарифмическое уравнение logh(x)f(x)=logh(x)g(x) методом потенцирования, надо
- Перейти к уравнению f(x)=g(x) .
- Решить полученное уравнение.
- И взять корни, принадлежащие ОДЗ для исходного уравнения, остальные отбросить как посторонние. Другими словами, провести отсеивание посторонних корней.
Остается рассмотреть пример с решением.
Мы видим, что части уравнения являются логарифмами с одинаковыми основаниями. Подобные логарифмические уравнения удобно решать методом потенцирования.
Согласно выбранному методу, переходим от исходного уравнения к уравнению x+1=x 2 −1 .
Теперь нам надо решить полученное уравнение x+1=x 2 −1 . Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую с противоположным знаком и приведение подобных слагаемых дает квадратное уравнение x 2 −x−2=0 , которое можно решить, например, через дискриминант:
Остается проверить принадлежность найденных корней области допустимых значений переменной x для исходного уравнения. Для нашего логарифмического уравнения ОДЗ определяют два условия x+1>0 и x 2 −1>0 . Очевидно, x1=−1 не удовлетворяет первому условию ( −1+1>0 — неверное), значит, это посторонний корень для решаемого уравнения. А корень x2=2 удовлетворяет обоим условиям ( 2+1>0 – верное, 2 2 −1>0 — верное). Значит, он является корнем уравнения .
На этом решение логарифмического уравнения методом потенцирования завершено. Уравнение имеет единственный корень, им является число 2 .
методом разложения на множители
Пример. Все как всегда.
Решение логарифмического уравнения можно провести методом разложения на множители, так как в левой части уравнения находится произведение двух выражений с переменной, а в правой – нуль.
Первый шаг – переход к совокупности уравнений:
Второй шаг – решение полученных логарифмических уравнений.
Первое уравнение можно решить по определению логарифма, а второе — методом потенцирования, после предварительного переноса второго логарифма в правую часть со знаком «плюс»:
На последнем шаге остается выяснить, принадлежат ли найденные корни 2 и 5 ОДЗ для решаемого логарифмического уравнения :
На этом решение логарифмического уравнения методом разложения на множители завершено.
путем введения новой переменной (замены переменной)
Решение логарифмических уравнений методом введения новой переменной, как правило, проводится в следующих типичных ситуациях:
- Когда переменная находится в составе некоторой сложной функции, как, например, в уравнении
- Когда переменная фигурирует в нескольких одинаковых выражениях и нигде более. Вот примеры логарифмических уравнений, соответствующие сказанному:
(часто, одинаковые выражение с переменной прячут за свойствами степеней, и приведенное выше в пример логарифмическое уравнение, скорее, будет выглядеть так или так )
Пример №1. Вводить или не вводить?
Решите логарифмическое уравнение
Введение новой переменной 2−log2x=t позволяет перейти от логарифмического уравнения к сравнительно простому уравнению t 4 =16 с понятной структурой и очевидным решением:
Возврат к старой переменной дает два логарифмических уравнения 2−log2x=2 и 2−log2x=−2 , решив которые находим интересующее нас решение исходного уравнения:
Итак, логарифмическое уравнение имеет два корня 1 и 16 .
В заключение заметим: введение новой переменной в подобных и, прямо скажем, простых ситуациях настолько прозрачно, что его проводят «в уме», и не отражают в решении:
Пример №2. Оказывается, оно квадратное.
Выражения 2 2·(log5x) 2 и 2 (log5x) 2 , в которых содержится переменная в заданном логарифмическом уравнении, почти одинаковые. Различие вносит лишь число 2 в показателе первой степени. Здесь несложно догадаться, что по свойству степени в степени, выражение 2 2·(log5x) 2 можно переписать как (2 (log5x) 2 ) 2 , что открывает дорогу к замене переменной 2 (log5x) 2 =t и переходу к квадратному уравнению t 2 −15·t−16=0 с новой переменной t .
Итак, проведем решение логарифмического уравнения через замену переменной:
Пример. Взаимно обратные логарифмы.
Решите логарифмическое уравнение
Здесь полезно вспомнить следствие из формулы перехода к новому основанию логарифма, которому отвечает формула logab=1/logba , a>0 , a≠1 , b>0 , b≠1 . Так возникает идея обозначить один из логарифмов в заданном логарифмическом уравнении за t , тогда другой логарифм будет выражаться через новую переменную t как 1/t .
Остается вернуться к старой переменной x , и закончить решение. Мы принимали logx+3(3·x+13)=t и нашли t=2 , поэтому
Итак, логарифмическое уравнение имеет единственное решение 1 .
дробь равна нулю
Решите логарифмическое уравнение
Решение логарифмических уравнений, в левых частях которых находится дроби, а в правых – нули, проводится в соответствии с методом решения уравнений «дробь равна нулю». При этом надо приравнять числитель дроби к нулю, и решить это уравнение на ОДЗ для исходного уравнения.
Итак, решение начинаем с приравнивания к нулю числителя дроби из левой части заданного уравнения. Это дает уравнение log3(x−3) 2 −4=0 , которое равносильно уравнению log3(x−3) 2 =4 . Решение полученного логарифмического уравнения можно провести по определению логарифма:
Остается проверить, принадлежат ли найденные корни области допустимых значений переменной x для исходного логарифмического уравнения. В нашем случае условий, которые определяют ОДЗ, довольно много, поэтому, кажется, рациональнее действовать через непосредственную подстановку. Подставим найденные корни в исходное уравнение и посмотрим, что при этом получается.
Подстановка x1=12 дает верное числовое равенство
Поэтому, 12 является корнем.
При подстановке x2=−6 получается не имеющее смысла выражение , так как под знаками логарифмов в знаменателе – отрицательные числа. Значит, −6 – посторонний корень.
методом логарифмирования
Решение логарифмических уравнений в определенных случаях приходится проводить через логарифмирование обеих частей уравнения. Обычно, к логарифмированию прибегают тогда, когда в одной части уравнения находится показательно степенное выражение, а в другой – положительное число, как в следующих уравнениях , и т.п.
Давайте решим одно из них, чтобы стало понятно, что дает логарифмирование уравнения.
Пример. Дожили, лог уравнения логарифмируем
Данное уравнение – это типичный представитель уравнений, для решения которых используется метод логарифмирования. В левой части уравнения – степень, на ОДЗ для уравнения эта степень принимает только положительные значения. Это открывает возможность прологарифмировать обе части заданного уравнения. В нашем случае логарифмирование целесообразно проводить по основанию 2 , так как в исходном уравнении присутствует логарифм с таким основанием. Так и поступим:
Для нашего уравнения ОДЗ определяется условием x>0 . Поэтому, мы спокойно можем вынести степень из-под знака логарифма, оперевшись на соответствующее свойство логарифмов (подробнее про решение логарифмических уравнений через преобразования поговорим в одном из следующих пунктов):
И это, собственно, то, ради чего логарифмирование затевалось – привести логарифмическое уравнение к более простому и привычному виду. Дальнейшие преобразования не требуют комментирования:
Полученное логарифмическое уравнение, очевидно, можно решить методом замены переменной:
графическим методом
К решению логарифмических уравнений графическим методом обычно прибегают тогда, когда, во-первых, функции, отвечающие частям заданного логарифмического уравнения, довольно простые в плане построения их графиков, и, во-вторых, не видно других более простых вариантов получить решение.
Пример. Графически так графически.
Сколько корней имеет уравнение
Сама формулировка задания подсказывает, что, скорее всего, решить уравнение, что называется, в лоб, и указать не только количеств корней, но и сами эти корни, не выйдет. Иначе бы вопрос стоял «решить уравнение». Действительно, путей решения этого уравнения не видно.
Однако, количество корней удобно определять по графикам функций, соответствующих частям уравнения. Более того, в данном случае построить графики этих функций довольно просто. Нам хорошо известны функции и y=log2x и их графики. Графики интересующих нас функций и y=log2(x−2) будут иметь схожую геометрию с точностью до преобразований растяжения и симметрии. Поэтому, нам достаточно взять несколько опорных точек, чтобы изобразить нужные кривые. Давайте получим их, учитывая, что область определения функции — это x≤15/4 , а область определения функции y=log2(x−2) — это x>2 .
Отмечаем эти точки на плоскости в прямоугольной системе координат, соединяем их плавными линиями, и чертеж готов:
Видно, что графики имеют одну точку пересечения на отрезке от трех до пятнадцати четвертых. Больше их быть не может, так как функция убывает на указанном отрезке от до нуля, а функция y=log2(x−2) возрастает на этом отрезке от нуля до log2(7/4) .
Это позволяет нам утверждать, что уравнение имеет один корень.
через подбор корня и возрастание-убывание функций
Решение логарифмических уравнений иногда приходится проводить, основываясь на возрастании и убывании функций, соответствующих частям уравнения. Это касается ситуаций, когда простые и привычные пути решения не просматриваются, но зато очевиден или легко подбирается корень логарифмического уравнения, а также легко обосновывается возрастание и убывание соответствующих функций. Приведем пример.
Пример. Подбор и единственность.
Для заданного уравнения не видно других подходов к решению, кроме как обращаться к функциям и их свойствам. Можно строить графики, но делать это для функции, отвечающей правой части уравнения, не очень приятно из-за довольно «большого» числа 11 и довольно «высокой» степени 5 . Попробуем обойтись без чертежа.
Вместо этого обопремся на возрастание логарифмической функции, отвечающей левой части уравнения, и убывание функции, отвечающей правой части уравнения (она убывает, как возрастающая от убывающей). Это позволяет утверждать, что если уравнение имеет корень, то он единственный. А найти корень позволяет подбор по рекомендациям, данным в статье, посвященной методу решения уравнений через возрастание-убывание, – им является число 10 .
На этом решение логарифмического уравнения завершено.
методом оценки
Пример. Оценить и дорешать.
Своего рода оценочная классика: логарифм, синус, косинус, корень – все в одном уравнении. Итак, пробуем провести решение уравнения методом оценки. Но сначала, все же, квадратный корень из квадрата заменим модулем:
Теперь к оценкам.
Косинус принимает значения из отрезка −1 до 1 , а его модуль – [0, 1] . Следовательно, . С другой стороны, как четная степень, откуда . Таким образом, значения выражения из левой части уравнения не превосходят 1 , а значения выражения из правой части уравнения не меньше 1 . Это позволяет нам заменить решение исходного уравнения решением следующей системы
Что делать с первым уравнением системы — сразу не понятно, зато вполне реально получить решение второго логарифмического уравнения:
Теперь путем подстановки выясним, удовлетворяют ли найденные корни логарифмического уравнения 2 и 3 первому уравнению системы, а значит, системе в целом, и исходному уравнению.
Давайте начнем с числа 3 , с ним все просто:
Это верное равенство, следовательно, 3 – решение системы и корень исходного уравнения.
А вот с числом 2 придется повозиться.
Это равенство неверное (обоснуем чуть ниже), следовательно, 2 – не является решением системы, и не является корнем исходного уравнения.
Таким образом, уравнение имеет один единственный корень 3 .
А вот обещанное обоснование.
Модуль косинуса равен единице, если аргумент косинуса равен . А не равно sin10 ни при каком целом k . Действительно, при k=0 , очевидно, sin10≠0 . При любом другом целом k равенство неверное, так как значения синуса находятся в отрезке от −1 до 1 .
через ОДЗ
Решение логарифмических уравнений часто требует нахождения ОДЗ: когда для проведения преобразований, когда для проверки. А порою ОДЗ позволяет даже получить решение.
Пример. ОДЗ от безысходности.
Беглый анализ уравнения, можно сказать, ставит в тупик относительно способа его решения. И почти единственным и, так или иначе, адекватным мероприятием выглядит нахождение ОДЗ. Что называется, в любом случае пригодится.
Вот как все обернулось: ОДЗ есть пустое множество. Следовательно, уравнение не имеет корней.
методом освобождения от внешней функции
Признаемся, почти никогда для решения логарифмических уравнений не приходилось прибегать к методу освобождения от внешней функции. Однако для полноты картины не помешает привести решение соответствующего примера.
Пример. Попробуй разгляди.
Найдите решение уравнения
Как тут действовать? Непонятно, что здесь можно предложить в альтернативу методу освобождения от внешней функции.
А так заданное логарифмическое уравнение можно рассматривать как уравнение , где функция f такая, что . Очевидно, f – возрастающая функция как сумма двух возрастающих. Это позволяет освободиться от внешней функции f в уравнении , то есть, на ОДЗ перейти к уравнению .
Здесь заметим, что область допустимых значений переменной для полученного уравнения совпадает с ОДЗ для исходного уравнения (она такова ). Значит, решение полученного уравнения является решением исходного уравнения.
Остается решить логарифмическое уравнение , что можно сделать через потенцирование:
Видео:Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #12 Метод введения новой переменнойСкачать
Решение логарифмических уравнений через преобразование
Редкий раз решение логарифмических уравнений обходится без проведения преобразований. Характерными для логарифмических уравнений являются преобразования, проводящиеся на базе свойств корней и степеней. Все они по отдельности разобраны в статье «Преобразование логарифмических уравнений». Здесь мы рассмотрим примеры решения логарифмических уравнений со сравнительно сложными последовательностями преобразований.
Для начала напомним о необходимости использования модулей при вынесении четных показателей степеней из-под знаков логарифмов, а также при переходе от логарифмов произведений (частных) к суммам (разностям) логарифмов.
Пример. Про модуль не забыть.
Решите логарифмическое уравнение
Просматривается возможность прийти к одинаковым логарифмам в левой части уравнения. Для начала вынесем показатель 2 из-под знака логарифма, и так как он есть четное число, то не забудем про модуль:
Для раскрытия модуля нам потребуется ОДЗ для исходного уравнения:
С учетом этого, имеем
Дальше все просто:
Теперь еще раз обратим внимание на преобразование квадратов, кубов и других степеней логарифмов. Уж очень часто приходится видеть неверные преобразования, типа , вместо , или , вместо и т.п.
Пример. Квадраты логарифмов.
Просматривается возможность упростить вид заданного логарифмического уравнения. Для начала перепишем его как , чтобы не наделать ошибок при преобразовании квадратов логарифмов. Дальше все довольно прозрачно:
Теперь пора ввести новую переменную:
Остается вернуться к старой переменной:
Наконец, рассмотрим пример решения довольно сложного логарифмического уравнения, где сильно переплетены степени и логарифмы.
Просматриваются черты основного логарифмического тождества. Сейчас поработаем в этом направлении. Но сначала давайте найдем область допустимых значений переменной x – она бывает нужна при проведении преобразований и при проведении проверки. Тем более, в нашем случае ОДЗ находится легко:
Теперь приступаем к преобразованию:
А дальше все легко:
При найденных значениях переменной знаменатели дробей в уравнении в нуль не обращаются, а также 0 и 2 принадлежат ОДЗ для исходного уравнения, следовательно, являются его корнями.
Видео:11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать
Решение однородных логарифмических уравнений
В задачниках встречаются логарифмические уравнения, которые являются однородными уравнениями относительно некоторых логарифмов. Например, lg 2 (x+1)−lg(x+1)·lg(x−1)−2·lg 2 (x−1)=0 – это логарифмическое уравнение, однородное относительно логарифмов lg(x+1) и lg(x−1) .
Решение однородных логарифмических уравнений завязано на преобразовании, заключающемся в делении обеих частей уравнения на «старшую» степень одного из логарифмов, что в дальнейшем позволяет ввести новую переменную. При этом необходимо отдельно проверять, не являются ли корнями уравнения те значения переменной, при которых обращается в нуль логарифм, на который планируется проводить деление. Давайте обратимся к конкретному примеру.
Возьмем наше уравнение lg 2 (x+1)−lg(x+1)·lg(x−1)−2·lg 2 (x−1)=0 . Оно, как мы отметили, является однородным относительно логарифмов lg(x+1) и lg(x−1) . Давайте разделим обе части этого уравнения на старшую степень второго из этих логарифмов, то есть, на lg 2 (x−1) . Но, как известно, делить обе части уравнения мы имеем право только на выражение, не обращающееся в нуль, в противном случае можно потерять корни. Поэтому, стоит отдельно проверить, не являются ли корнями уравнения значения переменной, при которых lg 2 (x−1)=0 , а уже после этого спокойно проводить задуманное деление, не опасаясь потерять корни. В нашем случае lg 2 (x−1)=0 только при x=2 . Но x=2 не является решением исходного уравнения, так как его подстановка в исходное уравнение дает неверное числовое равенство. Теперь можно переходить к делению, считая lg 2 (x−1)≠0 . Имеем:
Дальше напрашиваются следующие преобразования
Остается закончить решение, воспользовавшись методом введения новой переменной. Приняв , имеем
Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Тема 1: Решение логарифмического уравнения методом введения новой переменной.
Тема 1: Решение логарифмического уравнения методом введения новой переменной.
Цель: изучить метод введения новой переменной для решения логарифмического уравнения.
Ход работы:
1. Изучите предложенный метод решения уравнения и решенное уравнение;
2. Решите уравнение изученным способом, решение запишите на выданных листах крупным шрифтом;
3. Объясните всем учащимся, в каком случае применяется данный метод и как вы выполнили решение уравнения (представители группы выходят к доске)
Решение логарифмического уравнения методом введения новой переменной
Данный метод, как правило, применяется в том случае, когда в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от неизвестной величины. Тогда имеет смысл принять это выражение за новую переменную и решить уравнение сначала относительно введенной неизвестной, а потом найти исходную величину. В ряде случаев удачная замена переменной облегчает преобразования и упрощает решение задачи.
В логарифмических уравнениях иногда приходится сначала выполнить ряд преобразований, а потом произвести замену переменной.
2.Рассмотрим метод введения новой переменной на конкретном примере.
Задание. Решите уравнение: =0.
О.Д.З.:
= (свойство суммы логарифмов, применим метод потенцирования)
(свойство степени логарифма, раскрываем скобки)
(получили квадратное уравнение относительно )
Пусть
Ответ:
3.Решите уравнение: . Решение запишите на листах крупным шрифтом. Пояснения писать не надо.
Перенесли слагаемые из левой части в правую:_________________________________
Пусть _____________=
Получили уравнение: _______________________.
Находим корни этого уравнения:
Возвращаемся к замене переменной:
.
Проверка на вхождение в О.Д.З.?
Ответ: .
Выберите представителей от группы, которые познакомят остальных учащихся с изученным методом, изложат ход решенного вами уравнения.
Дескриптор: — знает метод введения новой переменной при решении
— определяет по типу уравнения метод решения;
— применяет свойства логарифма;
— решает уравнение данным методом.
Тема 2: Решение логарифмического уравнения методом приведения логарифмов к одному основанию.
Цель: изучить метод приведения логарифмов к одному основанию для решения логарифмического уравнения.
Ход работы:
1. Изучите предложенный метод решения уравнения и решенное уравнение;
2. Решите уравнение изученным способом, решение запишите на выданных листах крупным шрифтом;
3. Объясните всем учащимся, в каком случае применяется данный метод и как вы выполнили решение уравнения (представители группы выходят к доске)
Тема 1: Решение логарифмического уравнения методом введения новой переменной.
Цель: изучить метод введения новой переменной для решения логарифмического уравнения.
Ход работы:
1. Изучите предложенный метод решения уравнения и решенное уравнение;
2. Решите уравнение изученным способом, решение запишите на выданных листах крупным шрифтом;
3. Объясните всем учащимся, в каком случае применяется данный метод и как вы выполнили решение уравнения (представители группы выходят к доске)
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы
Видео:Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать
Методика решения логарифмических уравнений
Разделы: Математика
Введение
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа. Вовремя обращая внимание студентов на то, что математика изучает общие свойства объектов и явлений окружающего мира, имеет дело не с предметами, а с отвлеченными абстрактными понятиями, можно добиться понимания того, что математика не нарушает связи с действительностью, а, напротив, дает возможность изучить ее глубже, сделать обобщенные теоретические выводы, которые широко применяются в практике.
Участвуя в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года, я представила урок-лекцию по теме «Логарифмическая функция» (диплом № 204044). Считаю этот метод наиболее удачным в данном конкретном случае. В результате изучения у студентов имеется подробный конспект и краткая схема по теме, что облегчит им подготовку к следующим урокам. В частности, по теме «Решение логарифмических уравнений», которая полностью опирается на изучение логарифмической функции и ее свойств.
При формировании основополагающих математических понятий важно создать у студентов представление о целесообразности введения каждого из них и возможности их применения. Для этого необходимо, чтобы при формулировке определения некоторого понятия, работе над его логической структурой, рассматривались вопросы об истории возникновения данного понятия. Такой подход поможет студентам осознать, что новое понятие служит обобщением фактов реальной действительности.
История возникновения логарифмов подробно представлена в работе прошлого года.
Учитывая важность преемственности при обучении математике в среднем специальном учебном заведении и в вузе и необходимость соблюдения единых требований к студентам считаю целесообразным следующую методику ознакомления студентов с решением логарифмических уравнений.
Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма (в частности, в основании логарифма), называются логарифмическими. Рассмотрим логарифмические уравнения вида:
(1)
Решение этих уравнений основано на следующей теореме.
Теорема 1. Уравнение равносильно системе
(2)
Для решения уравнения (1) достаточно решить уравнение
(3)
и его решения подставить в систему неравенств
(4),
задающую область определения уравнения (1).
Корнями уравнения (1) будут только те решения уравнения (3), которые удовлетворяют системе (4), т.е. принадлежат области определения уравнения (1).
При решения логарифмических уравнений может произойти расширение области определения (приобретение посторонних корней) или сужение (потеря корней). Поэтому подстановка корней уравнения (3) в систему (4), т.е. проверка решения, обязательна.
Пример 1: Решить уравнение
Оба значения х удовлетворяют условиям системы.
Ответ:
Рассмотрим уравнения вида:
(5)
Их решение основано на следующей теореме
Теорема 2: Уравнение (5) равносильно системе
(6)
Корнями уравнения (5) будут только те корни уравнения , которые
принадлежат области определения, задаваемой условиями .
Логарифмическое уравнение вида (5) можно решить различными способами. Рассмотрим основные из них.
1. ПОТЕНЦИНИРОВАНИЕ (применение свойств логарифма).
Пример 2: Решить уравнение
Решение: В силу теоремы 2 данное уравнение равносильно системе:
Всем условиям системы удовлетворяет лишь один корень. Ответ:
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГАРИФМА .
Пример 3: Найти х, если
Значение х = 3 принадлежит области определения уравнения. Ответ х = 3
3. ПРИВЕДЕНИЕ К КВАДРАТНОМУ УРАВНЕНИЮ.
Пример 4: Решить уравнение
Оба значения х являются корнями уравнения.
Ответ:
Пример 5: Решить уравнение
Решение: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10 и применим свойство «логарифм степени».
Оба корня принадлежат области допустимых значений логарифмической функции.
Ответ: х = 0,1; х = 100
5. ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ.
Пример 6: Решить уравнение
Воспользуемся формулой и перейдем во всех слагаемых к логарифму по основанию 2:
Тогда данное уравнение примет вид:
Так как , то это корень уравнения.
Ответ: х = 16
6. ВВЕДЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
Решим способом введения вспомогательной переменной уравнение, заданное в примере 6.
Пусть ; тогда
Учитывая, что
После проверки, проведенной устно, легко убеждаемся в правильности найденного ответа.
Многие уравнения, содержащие переменную не только под знаком логарифма или в показателе степени, удобно решать графически.
Графически решением уравнения являются абсциссы точек пересечения графиков функций, заданных в уравнении.
Пример 7: Решить уравнение
Решение: Построим графики функций и y = x
Графики функций не пересекаются, и, значит, уравнение не имеет корней (см. рисунок).
Ответ: корней нет
Пример 8: Найти х, если
Решение: С помощью рассмотренных выше способов корни уравнения найти не удается. Найдем какой-нибудь корень методом подбора.
Пусть, например, х = 10. Проверкой убедимся в том, что 10 — корень уравнения. Действительно,
истинно
Докажем, что других корней данное уравнение не имеет.
Эти корни следует искать во множестве значений х.
Допустимые значения х находятся в промежутке
На этом промежутке функция убывает, а функция возрастает. И, значит, если уравнение имеет решение, то оно единственное.
💡 Видео
Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 классСкачать
Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать
Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать
Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать
Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравненийСкачать
Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать
84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать
Логарифмические уравнения (3) метод введения новой переменнойСкачать
Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 классСкачать
10 класс, 23 урок, Методы решения тригонометрических уравненийСкачать
Решение уравнений методом введения новой переменнойСкачать
Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | ИнфоурокСкачать