Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

Содержание
  1. Линейные уравнения с двумя переменными
  2. Как решать систему уравнений
  3. Основные понятия
  4. Линейное уравнение с двумя переменными
  5. Система двух линейных уравнений с двумя переменными
  6. Метод подстановки
  7. Пример 1
  8. Пример 2
  9. Пример 3
  10. Метод сложения
  11. Система линейных уравнений с тремя переменными
  12. Решение задач
  13. Задание 1. Как привести уравнение к к стандартному виду ах + by + c = 0?
  14. Задание 2. Как решать систему уравнений способом подстановки
  15. Задание 3. Как решать систему уравнений методом сложения
  16. Задание 4. Решить систему уравнений
  17. Задание 5. Как решить систему уравнений с двумя неизвестными
  18. Уравнения с двумя переменными (неопределенные уравнения)
  19. Урок 1.
  20. Ход урока.
  21. 1) Орг. момент.
  22. 2) Актуализация опорных знаний.

    Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k – числа, x, y – переменные. Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство. Уравнения с двумя переменными, имеющими одни и те же решения, называются равносильными. 1. 5x+2y=12 (2)y = -2.5x+6 Данное уравнение может иметь сколько угодно решений. Для этого достаточно взять любое значение x и найти соответствующее ему значение y. Пусть x = 2, y = -2.5•2+6 = 1 x = 4, y = -2.5•4+6 =- 4 Пары чисел (2;1); (4;-4) – решения уравнения (1). Данное уравнение имеет бесконечно много решений. 3) Историческая справка Неопределенные (диофантовы) уравнения – это уравнения, содержащие более одной переменной. В III в. н.э. – Диофант Александрийский написал “Арифметику”, в которой расширил множество чисел до рациональных, ввел алгебраическую символику. Так же Диофант рассмотрел проблемы решения неопределенных уравнений и им даны методы решения неопределенных уравнений второй и третьей степени. 4) Изучение нового материала.

    Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Z k0 Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений. Пример: 34x – 17y = 3. НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет. Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми. Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение. Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений: где (; ) – какое-либо решение уравнения (1), t Z Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2) m, n, x, y Z Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид 5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:
  23. 9x – 18y = 5 x + y= xy Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки?
  24. 💡 Видео
Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором. Урок 2. 1) Организационный момент 2) Проверка домашнего задания 5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет. Методом подбора можно найти решение 3) Составим уравнение: Пусть мальчиков x, x Z, а девочек у, y Z, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174 Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить. Ответ: мальчиков 4, девочек 6. 3) Изучение нового материала Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них. I. Метод рассмотрения остатков от деления. Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1. Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая. Если y = 3m, m Z, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2. Ответ: где m Z. Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители. Пример: Решить уравнения в целых числах. Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4. y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4. y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4. y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4. Следовательно, y = 4n, тогда 4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n Ответ: , где n Z. II. Неопределенные уравнения 2-ой степени Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка. И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители. Пример: Решить уравнение в целых числах. 13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1) Рассмотрим эти случаи а) => б) => в) => г) => 4) Домашнее задание. Примеры. Решить уравнение в целых числах: а) 2x = 4 2x = 5 2x = 5 x = 2 x = 5/2 x = 5/2 y = 0 не подходит не подходит 2x = -4 не подходит не подходит x = -2 y = 0 б) в) Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах? Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете? Упражнения для тренировки. 1) Решите в целых числах. а) 8x + 12y = 32 x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Z б) 7x + 5y = 29 x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Z в) 4x + 7y = 75 x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Z г) 9x – 2y = 1 x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Z д) 9x – 11y = 36 x = 4 + 11n, y = 9n, n Z е) 7x – 4y = 29 x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Z ж) 19x – 5y = 119 x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Z з) 28x – 40y = 60 x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Z 2) Найти целые неотрицательные решения уравнения: а) 8x + 65y = 81 x = 2, y = 1 б) 17x + 23y = 183 x = 4, y = 5 3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям а) x + y = xy (0;0), (2;2) б) (1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2) Число 3 можно разложить на множители: a) б) в) г) в) (11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12) г) (24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23) д) (48;0), (24;1), (24;-1) е) x = 3m; y = 2m, mZ ж) y = 2x – 1 x = m: y = 2m – 1, m Z з) x = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Z и) решений нет 4) Решить уравнения в целых числах (-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4) (x — 3)(xy + 5) = 5 (-2;3), (2;-5), (4;0) (y + 1)(xy – 1)=3 (0;-4), (1;-2), (1;2) (-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1) (-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12) (-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23) 5) Решить уравнения в целых числах. а) (-1;0) б) (5;0) в) (2;-1) г) (2; -1) Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г. Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г. Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г. Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”.
  • 3) Историческая справка
  • 4) Изучение нового материала.

    Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Z k0 Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений. Пример: 34x – 17y = 3. НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет. Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми. Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение. Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений: где (; ) – какое-либо решение уравнения (1), t Z Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2) m, n, x, y Z Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид 5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:
  • 9x – 18y = 5 x + y= xy Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки? Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором. Урок 2. 1) Организационный момент 2) Проверка домашнего задания 5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет. Методом подбора можно найти решение 3) Составим уравнение: Пусть мальчиков x, x Z, а девочек у, y Z, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174 Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить. Ответ: мальчиков 4, девочек 6. 3) Изучение нового материала Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них. I. Метод рассмотрения остатков от деления. Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1. Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая. Если y = 3m, m Z, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2. Ответ: где m Z. Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители. Пример: Решить уравнения в целых числах. Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4. y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4. y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4. y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4. Следовательно, y = 4n, тогда 4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n Ответ: , где n Z. II. Неопределенные уравнения 2-ой степени Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка. И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители. Пример: Решить уравнение в целых числах. 13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1) Рассмотрим эти случаи а) => б) => в) => г) => 4) Домашнее задание. Примеры. Решить уравнение в целых числах: а) 2x = 4 2x = 5 2x = 5 x = 2 x = 5/2 x = 5/2 y = 0 не подходит не подходит 2x = -4 не подходит не подходит x = -2 y = 0 б) в) Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах? Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете? Упражнения для тренировки. 1) Решите в целых числах. а) 8x + 12y = 32 x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Z б) 7x + 5y = 29 x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Z в) 4x + 7y = 75 x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Z г) 9x – 2y = 1 x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Z д) 9x – 11y = 36 x = 4 + 11n, y = 9n, n Z е) 7x – 4y = 29 x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Z ж) 19x – 5y = 119 x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Z з) 28x – 40y = 60 x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Z 2) Найти целые неотрицательные решения уравнения: а) 8x + 65y = 81 x = 2, y = 1 б) 17x + 23y = 183 x = 4, y = 5 3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям а) x + y = xy (0;0), (2;2) б) (1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2) Число 3 можно разложить на множители: a) б) в) г) в) (11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12) г) (24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23) д) (48;0), (24;1), (24;-1) е) x = 3m; y = 2m, mZ ж) y = 2x – 1 x = m: y = 2m – 1, m Z з) x = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Z и) решений нет 4) Решить уравнения в целых числах (-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4) (x — 3)(xy + 5) = 5 (-2;3), (2;-5), (4;0) (y + 1)(xy – 1)=3 (0;-4), (1;-2), (1;2) (-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1) (-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12) (-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23) 5) Решить уравнения в целых числах. а) (-1;0) б) (5;0) в) (2;-1) г) (2; -1) Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г. Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г. Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г. Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”.
  • Урок 2.
  • 1) Организационный момент
  • 2) Проверка домашнего задания
  • 3) Изучение нового материала
  • 4) Домашнее задание.
  • Видео:Алгебра 7 Линейное уравнение с двумя переменными и его графикСкачать

    Алгебра 7 Линейное уравнение с двумя переменными и его график

    Линейные уравнения с двумя переменными

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    Линейные уравнения с двумя переменными

    Определение: Линейные уравнения с двумя переменными – это уравнение вида ax+by+c=0, где x, y — переменные, a, b,c – некоторые числа.

    Например: 5х + 2у = 10; -7х+у = 5; х – у =2

    Определение: Решение уравнения с двумя переменными – это пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

    Если х=4, у=1,5 , то 2 ∙ 4 – 3 ∙ 1,5 = 10

    т. е. пара чисел (4; 1,5) не является решением уравнения.

    Определение: Равносильные уравнения – это уравнения, имеющие одни и те же решения или не имеющие их.

    1. В уравнении можно перенести слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак.

    2. Обе части уравнения можно множить или разделить на одно и то же отличное от нуля число.

    Выразить одну переменную через другую:

    1) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы2х +у = 5 2) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы3)

    График линейного уравнения с двумя переменными

    Определение: График уравнения с двумя переменными – это множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения.

    1. Пример: 3х + 2у = 6, где а=3, b=2, c=6

    План 1) Выразить переменную у

    у = Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    у = -1,5х +3 линейная функция вида y = kx + b,

    2) Составить таблицу значений х и у

    3) Построить график

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    2. Частные случаи построения графика ax + by = c

    у =Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    x =Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темых = 2

    Графика не существует

    График – вся координатная плоскость

    Решение систем уравнений с двумя переменными. Графический способ.

    Определение: Система уравнений – это несколько уравнений, для которых находят общее решение.

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    Определение: Решение системы уравнений с двумя переменными – это пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное равенство.

    Если х=7, у=5, то Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы, Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы, верно,

    т. е. (7; 5) – решение системы уравнений.

    Определение: Решить систему – это значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.

    План решения системы уравнений графическим способом

    1. Выразить переменную у в первом уравнении.

    2. Выразить переменную у во втором уравнении.

    3. В одной системе построить графики данных функций.

    4. Координаты точки пересечения графиков и является решением системы уравнений.

    Пример: Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    1) х +у = 6 → у = 6-х линейная функция, график вида у = kx + b, k = -1, b = 6

    Видео:Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

    Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

    Как решать систему уравнений

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    О чем эта статья:

    8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Видео:ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать

    ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 класс

    Основные понятия

    Алгебра в 8 и 9 классе становится сложнее. Но если изучать темы последовательно и регулярно практиковаться в тетрадке и онлайн — ходить на уроки математики будет не так страшно.

    Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в исходное уравнение получилось верное числовое равенство.

    Например, возьмем 3 + 4 = 7. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 7 = 7.

    Уравнением можно назвать, например, равенство 3 + x = 7 с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

    Система уравнений — это несколько уравнений, для которых надо найти значения неизвестных, каждое из которых соответствует данным уравнениям.

    Так как существует множество уравнений, составленных с их использованием систем уравнений также много. Поэтому для удобства изучения существуют отдельные группы по схожим характеристикам. Рассмотрим способы решения систем уравнений.

    Видео:Видеоурок ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСССкачать

    Видеоурок ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСС

    Линейное уравнение с двумя переменными

    Уравнение вида ax + by + c = 0 называется линейным уравнением с двумя переменными x и y, где a, b, c — числа.

    Решением этого уравнения называют любую пару чисел (x; y), которая соответствует этому уравнению и обращает его в верное числовое равенство.

    Теорема, которую нужно запомнить: если в линейном уравнение есть хотя бы один не нулевой коэффициент при переменной — его графиком будет прямая линия.

    Вот алгоритм построения графика ax + by + c = 0, где a ≠ 0, b ≠ 0:

    Дать переменной 𝑥 конкретное значение x = x₁, и найти значение y = y₁ при ax₁ + by + c = 0.

    Дать x другое значение x = x₂, и найти соответствующее значение y = y₂ при ax₂ + by + c = 0.

    Построить на координатной плоскости xy точки: (x₁; y₁); (x₂; y₂).

    Провести прямую через эти две точки и вуаля — график готов.

    Нужно быстро привести знания в порядок перед экзаменом? Записывайтесь на курсы ЕГЭ по математике в Skysmart!

    Видео:ГРАФИК ЛИНЕЙНОГО УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСС видеоурокСкачать

    ГРАФИК ЛИНЕЙНОГО УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСС видеоурок

    Система двух линейных уравнений с двумя переменными

    Для ax + by + c = 0 можно сколько угодно раз брать произвольные значение для x и находить значения для y. Решений в таком случае может быть бесчисленное множество.

    Система линейных уравнений (ЛУ) с двумя переменными образуется в случае, когда x и y связаны не одним, а двумя уравнениями. Такая система может иметь одно решение или не иметь решений совсем. Выглядит это вот так:

    Из первого линейного уравнения a₁x + b₁y + c₁ = 0 можно получить линейную функцию, при условии если b₁ ≠ 0: y = k₁x + m₁. График — прямая линия.

    Из второго ЛУ a₂x + b₂y + c₂ = 0 можно получить линейную функцию, если b₂ ≠ 0: y = k₂x + m₂. Графиком снова будет прямая линия.

    Можно записать систему иначе:

    Множеством решений первого ЛУ является множество точек, лежащих на определенной прямой, аналогично и для второго ЛУ. Если эти прямые пересекаются — у системы есть единственное решение. Это возможно при условии, если k₁ ≠ k₂.

    Две прямые могут быть параллельны, а значит, они никогда не пересекутся и система не будет иметь решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ ≠ m₂.

    Две прямые могут совпасть, и тогда каждая точка будет решением, а у системы будет бесчисленное множество решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ = m₂.

    Видео:Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

    Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.

    Метод подстановки

    Разберем решение систем уравнений методом подстановки. Вот алгоритм при переменных x и y:

    Выразить одну переменную через другую из более простого уравнения системы.

    Подставить то, что получилось на место этой переменной в другое уравнение системы.

    Решить полученное уравнение, найти одну из переменных.

    Подставить поочередно каждый из найденных корней в уравнение, которое получили на первом шаге, и найти второе неизвестное значение.

    Записать ответ. Ответ принято записывать в виде пар значений (x; y).

    Потренируемся решать системы линейных уравнений методом подстановки.

    Пример 1

    Решите систему уравнений:

    x − y = 4
    x + 2y = 10

    Выразим x из первого уравнения:

    x − y = 4
    x = 4 + y

    Подставим получившееся выражение во второе уравнение вместо x:

    x + 2y = 10
    4 + y + 2y = 10

    Решим второе уравнение относительно переменной y:

    4 + y + 2y = 10
    4 + 3y = 10
    3y = 10 − 4
    3y = 6
    y = 6 : 3
    y = 2

    Полученное значение подставим в первое уравнение вместо y и решим уравнение:

    x − y = 4
    x − 2 = 4
    x = 4 + 2
    x = 6

    Ответ: (6; 2).

    Пример 2

    Решите систему линейных уравнений:

    x + 5y = 7
    3x = 4 + 2y

    Сначала выразим переменную x из первого уравнения:

    x + 5y = 7
    x = 7 − 5y

    Выражение 7 − 5y подставим вместо переменной x во второе уравнение:

    3x = 4 + 2y
    3 (7 − 5y) = 4 + 2y

    Решим второе линейное уравнение в системе:

    3 (7 − 5y) = 4 + 2y
    21 − 15y = 4 + 2y
    21 − 15y − 2y = 4
    21 − 17y = 4
    17y = 21 − 4
    17y = 17
    y = 17 : 17
    y = 1

    Подставим значение y в первое уравнение и найдем значение x:

    x + 5y = 7
    x + 5 = 7
    x = 7 − 5
    x = 2

    Ответ: (2; 1).

    Пример 3

    Решите систему линейных уравнений:

    x − 2y = 3
    5x + y = 4

    Из первого уравнения выразим x:

    x − 2y = 3
    x = 3 + 2y

    Подставим 3 + 2y во второе уравнение системы и решим его:

    5x + y = 4
    5 (3 + 2y) + y = 4
    15 + 10y + y = 4
    15 + 11y = 4
    11y = 4 − 15
    11y = −11
    y = −11 : 11
    y = −1

    Подставим получившееся значение в первое уравнение и решим его:

    x − 2y = 3
    x − 2 (−1) = 3
    x + 2 = 3
    x = 3 − 2
    x = 1

    Ответ: (1; −1).

    Видео:7 класс, 8 урок, Линейное уравнение с двумя переменными и его графикСкачать

    7 класс, 8 урок, Линейное уравнение с двумя переменными и его график

    Метод сложения

    Теперь решим систему уравнений способом сложения. Алгоритм с переменными x и y:

    При необходимости умножаем почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами.

    Складываем почленно левые и правые части уравнений системы.

    Решаем получившееся уравнение с одной переменной.

    Находим соответствующие значения второй переменной.

    Запишем ответ в в виде пар значений (x; y).

    Видео:Урок СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСССкачать

    Урок СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСС

    Система линейных уравнений с тремя переменными

    Системы ЛУ с тремя переменными решают так же, как и с двумя. В них присутствуют три неизвестных с коэффициентами и свободный член. Выглядит так:

    Решений в таком случае может быть бесчисленное множество. Придавая двум переменным различные значения, можно найти третье значение. Ответ принято записывать в виде тройки значений (x; y; z).

    Если x, y, z связаны между собой тремя уравнениями, то образуется система трех ЛУ с тремя переменными. Для решения такой системы можно применять метод подстановки и метод сложения.

    Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

    ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

    Решение задач

    Разберем примеры решения систем уравнений.

    Задание 1. Как привести уравнение к к стандартному виду ах + by + c = 0?

    5x − 8y = 4x − 9y + 3

    5x − 8y = 4x − 9y + 3

    5x − 8y − 4x + 9y = 3

    Задание 2. Как решать систему уравнений способом подстановки

    Выразить у из первого уравнения:

    Подставить полученное выражение во второе уравнение:

    Найти соответствующие значения у:

    Задание 3. Как решать систему уравнений методом сложения

    1. Решение систем линейных уравнений начинается с внимательного просмотра задачи. Заметим, что можно исключить у. Для этого умножим первое уравнение на минус два и сложим со вторым:
    1. Решаем полученное квадратное уравнение любым способом. Находим его корни:
    1. Найти у, подставив найденное значение в любое уравнение:
    1. Ответ: (1; 1), (1; -1).

    Задание 4. Решить систему уравнений

    Решим второе уравнение и найдем х = 2, х = 5. Подставим значение переменной х в первое уравнение и найдем соответствующее значение у.

    Задание 5. Как решить систему уравнений с двумя неизвестными

    При у = -2 первое уравнение не имеет решений, при у = 2 получается:

    Видео:7 класс, 37 урок, Системы двух линейных уравнения с двумя переменными. Основные понятияСкачать

    7 класс, 37 урок, Системы двух линейных уравнения с двумя переменными. Основные понятия

    Уравнения с двумя переменными (неопределенные уравнения)

    Разделы: Математика

    Обращение автора к данной теме не является случайным. Уравнения с двумя переменными впервые встречаются в курсе 7-го класса. Одно уравнение с двумя переменными имеет бесконечное множество решений. Это наглядно демонстрирует график линейной функции, заданный в виде ax + by=c. В школьном курсе учащиеся изучают системы двух уравнений с двумя переменными. В результате из поля зрения учителя и, поэтому ученика, выпадает целый ряд задач, с ограниченными условиями на коэффициент уравнения, а также методы их решения.

    Речь идет о решении уравнения с двумя неизвестными в целых или натуральных числах.

    В школе натуральные и целые числа изучаются в 4-6-х классах. К моменту окончания школы не все ученики помнят различия между множествами этих чисел.

    Однако задача типа “решить уравнение вида ax + by=c в целых числах” все чаще встречается на вступительных экзаменах в ВУЗы и в материалах ЕГЭ.

    Решение неопределенных уравнений развивает логическое мышление, сообразительность, внимание анализировать.

    Я предлагаю разработку нескольких уроков по данной теме. У меня нет однозначных рекомендаций по срокам проведения этих уроков. Отдельные элементы можно использовать и в 7-м классе (для сильного класса). Данные уроки можно взять за основу и разработать небольшой элективный курс по предпрофильной подготовке в 9-м классе. И, конечно, этот материал можно использовать в 10-11 классах для подготовки к экзаменам.

    Цель урока:

      повторение и обобщение знаний по теме “Уравнения первого и второго порядка”
    • воспитание познавательного интереса к учебному предмету
    • формирование умений анализировать, проводить обобщения, переносить знания в новую ситуацию

    Урок 1.

    Ход урока.

    1) Орг. момент.

    2) Актуализация опорных знаний.

    Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида

    mx + ny = k, где m, n, k – числа, x, y – переменные.

    Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

    Уравнения с двумя переменными, имеющими одни и те же решения, называются равносильными.

    1. 5x+2y=12 Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(2)y = -2.5x+6

    Данное уравнение может иметь сколько угодно решений. Для этого достаточно взять любое значение x и найти соответствующее ему значение y.

    Пусть x = 2, y = -2.5•2+6 = 1

    x = 4, y = -2.5•4+6 =- 4

    Пары чисел (2;1); (4;-4) – решения уравнения (1).

    Данное уравнение имеет бесконечно много решений.

    3) Историческая справка

    Неопределенные (диофантовы) уравнения – это уравнения, содержащие более одной переменной.

    В III в. н.э. – Диофант Александрийский написал “Арифметику”, в которой расширил множество чисел до рациональных, ввел алгебраическую символику.

    Так же Диофант рассмотрел проблемы решения неопределенных уравнений и им даны методы решения неопределенных уравнений второй и третьей степени.

    4) Изучение нового материала.

    Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ kЛинейные уравнения с двумя переменными объяснение темы0

    Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений.

    Пример: 34x – 17y = 3.

    НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет.

    Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми.

    Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение.

    Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений:

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыгде (Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы; Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы) – какое-либо решение уравнения (1), t Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ

    Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2)

    m, n, x, y Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ

    Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:

  • 9x – 18y = 5
  • x + y= xy
  • Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки?
  • Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором.

    Урок 2.

    1) Организационный момент

    2) Проверка домашнего задания

    5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет.

    Методом подбора можно найти решение

    3) Составим уравнение:

    Пусть мальчиков x, x Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ, а девочек у, y Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174

    Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить.

    Ответ: мальчиков 4, девочек 6.

    3) Изучение нового материала

    Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них.

    I. Метод рассмотрения остатков от деления.

    Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1.

    Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая.

    1. Если y = 3m, m Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3.
    2. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3.
    3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2.

    Ответ: Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыгде m Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ.

    Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители.

    Пример: Решить уравнения в целых числах.

    Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4.

    y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4.

    Следовательно, y = 4n, тогда

    4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n

    Ответ: Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы, где n Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ.

    II. Неопределенные уравнения 2-ой степени

    Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка.

    И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители.

    Пример: Решить уравнение в целых числах.

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1)

    Рассмотрим эти случаи

    а) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы=> Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    б) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы=> Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    в) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы=> Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    г) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы=> Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    4) Домашнее задание.

    Примеры. Решить уравнение в целых числах:

    а) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыЛинейные уравнения с двумя переменными объяснение темыЛинейные уравнения с двумя переменными объяснение темы
    2x = 42x = 52x = 5
    x = 2x = 5/2x = 5/2
    y = 0не подходитне подходит
    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыЛинейные уравнения с двумя переменными объяснение темыЛинейные уравнения с двумя переменными объяснение темы
    2x = -4не подходитне подходит
    x = -2
    y = 0

    б) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    в) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах?

    Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете?

    Упражнения для тренировки.

    1) Решите в целых числах.

    а) 8x + 12y = 32x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    б) 7x + 5y = 29x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    в) 4x + 7y = 75x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    г) 9x – 2y = 1x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    д) 9x – 11y = 36x = 4 + 11n, y = 9n, n Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    е) 7x – 4y = 29x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    ж) 19x – 5y = 119x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    з) 28x – 40y = 60x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ

    2) Найти целые неотрицательные решения уравнения:

    а) 8x + 65y = 81x = 2, y = 1
    б) 17x + 23y = 183x = 4, y = 5

    3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям

    а) x + y = xy(0;0), (2;2)
    б) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2)

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы

    Число 3 можно разложить на множители:

    a) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыб) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыв) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыг) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы
    в) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12)
    г) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23)
    д) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(48;0), (24;1), (24;-1)
    е) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыx = 3m; y = 2m, mЛинейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    ж) y = 2x – 1x = m: y = 2m – 1, m Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    з) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыx = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темыZ
    и)Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темырешений нет

    4) Решить уравнения в целых числах

    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4)
    (x — 3)(xy + 5) = 5(-2;3), (2;-5), (4;0)
    (y + 1)(xy – 1)=3(0;-4), (1;-2), (1;2)
    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1)
    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12)
    Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23)

    5) Решить уравнения в целых числах.

    а) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(-1;0)
    б)Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(5;0)
    в) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(2;-1)
    г) Линейные уравнения с двумя переменными объяснение темы(2; -1)
  • Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г.
  • Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г.
  • Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г.
  • Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г.
  • Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”.
  • 💡 Видео

    Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 классСкачать

    Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 класс

    Нелинейные уравнения с двумя переменными и их геометрический смысл. 9 класс.Скачать

    Нелинейные уравнения с двумя переменными и их геометрический смысл. 9 класс.

    Линейное уравнение с двумя переменными. 6 класс.Скачать

    Линейное уравнение с двумя переменными. 6 класс.

    Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

    Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

    Урок по теме СПОСОБ ПОДСТАНОВКИ 7 классСкачать

    Урок по теме СПОСОБ ПОДСТАНОВКИ 7 класс

    Алгебра 9 класс (Урок№23 - Уравнение с двумя переменными и его график.)Скачать

    Алгебра 9 класс (Урок№23 - Уравнение с двумя переменными и его график.)

    Линейное уравнение с двумя переменными и его график | Алгебра 7 класс #43 | ИнфоурокСкачать

    Линейное уравнение с двумя переменными и его график | Алгебра 7 класс #43 | Инфоурок

    Линейное уравнение с двумя переменными 7 классСкачать

    Линейное уравнение с двумя переменными 7 класс

    Линейное уравнение с двумя переменными и его график. График линейной функции - 7 класс алгебраСкачать

    Линейное уравнение с двумя переменными и его график. График линейной функции - 7 класс алгебра

    Система уравнений. Метод алгебраического сложенияСкачать

    Система уравнений. Метод алгебраического сложения
    Поделиться или сохранить к себе: