Квадратные уравнения с помощью номограммы

Содержание
  1. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы
  2. Тема: «Решение квадратных уравнений с помощью номограммы»
  3. Разработка теории номографических построений началась в 19 в. Первой была создана теория построения прямолинейных сетчатых номограмм (французский математик Л. , 1843).
  4. Основания общей теории номографических построений дал М. Окань в 1884—91; в его же работах впервые встречается название Номография. Первым в России вопросами Номография начал заниматься М. Герсеванов в 1906—08. Большая заслуга в деле развития теории Номография и организации номографирования инженерных расчетов принадлежит А. Глаголеву, возглавлявшему советскую номографическую школу.
  5. Номограмма (от греческого «nomos» – закон и …грамма), графическое представление функции от нескольких переменных, позволяющее с помощью простых геометрических операций (например, прикладывание линейки) исследовать функциональные зависимости без вычислений. Например, решать квадратное уравнение без применения формул.
  6. Геометрические изображения зависимостей между переменными, избавляющие от вычислений, известны давно. К ним можно отнести достаточно сложные построения, содержащие семейства линий и шкалы как изображения переменных (встречающиеся, например, в солнечных часах и астролябиях).
  7. Номография (от греч. nómos — закон и . графия), раздел математики, объединяющий теорию и практические методы построения номограмм – специальных чертежей, являющихся изображениями функциональных зависимостей. Особенность номограмм заключается в том, что каждый чертеж изображает заданную область изменения переменных и каждое из значений переменных в этой области изображено на номограмме определенным геометрическим элементом (точкой или линией); изображения значения переменных, связанных функциональной зависимостью, находятся на номограмме в определенном соответствии, общем для номограмм одного и того же типа
  8. (Современный энциклопедический словарь)
  9. Квадратные уравнения с помощью номограммы
  10. 📸 Видео

Видео:Алгебра 8 класс (Урок№29 - Решение задач с помощью квадратных уравнений.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№29 - Решение задач с помощью квадратных уравнений.)

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

Это старый и в настоящее время забытый способ решения квадратных уравнений.

Номограмма даёт значения положительных корней уравнения z 2 + pz + q = 0. Если уравнение имеет корни разных знаков, то, найдя по номограмме положительный корень, отрицательный находят, вычитая положительный из – р.

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Рис. 6. Вид монограммы для решения уравнения z 2 + pz + q = 0

В случае, когда оба корня отрицательны, берут z = – t и находят по номограмме два положительных корня t1; t 2 уравнения t 2 + – pt + z = 0, а затем z1 = – t1; z 2 = – t2.

Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкал, выполняют подстановку z = kt и решают посредством номограммы уравнение

Квадратные уравнения с помощью номограммы,

где k берётся с таким расчётом, чтобы имели место неравенства

Квадратные уравнения с помощью номограммы; Квадратные уравнения с помощью номограммы.

Вид монограммы для решения уравнения z 2 + pz + q = 0 можно найти на рис. 6.

«Плюсы» и «минусы» различных способов решения

Название способа решения квадратных уравненийПлюсыМинусы
Решение квадратных уравнений по формулеМожно применить ко всем квадратным уравнениям.Нужно выучить формулы.
Разложение левой части уравнения на множителиДает возможность сразу увидеть корни уравнения.Нужно правильно вычислить слагаемых для группировки.
Метод выделения полного квадратаЗа минимальное количество действий можно найти корни уравненийНужно правильно найти все слагаемые для выделения полного квадрата.
Решение уравнений с использованием теоремы ВиетаДостаточно легкий способ, дает возможность сразу увидеть корни уравнения.легко находятся только целые корни.
Свойства коэффициентов квадратного уравненияНе требует особых усилийПодходит только к некоторым уравнениям
Решение уравнений способом переброскиЗа минимальное количество действий можно найти корни уравнения, применяется совместно со способом теоремы Виета.легко найти только целые корни.
Геометрический способ решения квадратных уравненийНаглядный способ.похож на способ выделения полного квадрата
Графическое решение квадратного уравненияНаглядный способМогут быть не точности при составлении графиков
Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейкиНаглядный способМогут быть не точности
Решение квадратных уравнений с помощью номограммыНаглядный способ, прост в применении.Не всегда под рукой имеется номограмма.

График квадратичной функции.

•Квадратичной функцией называется функция вида y=ax 2 +bx+c, где a,b,c — числа, причем a≠0.
•Графиком квадратичной функции является парабола.

Чтобы построить график функции y=x 2 составим таблицу значений

Квадратные уравнения с помощью номограммы

и построим график, используя полученные точки:

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Внимание! Если в уравнении квадратичной функции старший коэффициент a=1, то график квадратичной функции имеет ровно такую же форму, как график функции y=x 2 при любых значениях остальных коэффициентов.
График функции y=-x 2 имеет вид:

Квадратные уравнения с помощью номограммы
Квадратные уравнения с помощью номограммы

Итак:
•Если старший коэффициент a>0, то ветви параболы напрaвлены вверх.
•Если старший коэффициент a 2 +bx+c нужно решить квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.

В процессе решения квадратного уравнения мы находим дискриминант: D=b 2 -4ac, который определяет число корней квадратного уравнения.

И здесь возможны три случая:
1. Если D 2 +bx+c=0 не имеет решений, и, следовательно, парабола y=ax 2 +bx+c не имеет точек пересечения с осью ОХ.
Если a>0,то график функции выглядит примерно так:

Квадратные уравнения с помощью номограммы

2. Если D=0 ,то уравнение ax 2 +bx+c=0 имеет одно решение, и, следовательно, парабола y=ax 2 +bx+c имеет одну точку пересечения с осью ОХ.
Если a>0,то график функции выглядит примерно так:

Квадратные уравнения с помощью номограммы

3.Если D>0, то уравнение ax 2 +bx+c=0 имеет два решения, и, следовательно, парабола y=ax 2 +bx+c имеет две точки пересечения с осью ОХ: Квадратные уравнения с помощью номограммы, Квадратные уравнения с помощью номограммы
Если a>0, то график функции выглядит примерно так:

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Значит, зная направление ветвей параболы и знак дискриминанта, мы уже можем в общих чертах определить, как выглядит график нашей функции.

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Следующий важный этап построения графика квадратичной функции – координаты вершины параболы:

Квадратные уравнения с помощью номограммы
Квадратные уравнения с помощью номограммы Квадратные уравнения с помощью номограммы
Прямая, прохдящая через вершину параболы параллельно оси OY является осью симметрии параболы.

И еще один этап построения графика функции – точка пересечения параболы y=ax 2 +bx+c с осью OY.

Поскольку абсцисса любой точки, лежащей на оси OY равна нулю, чтобы найти точку пересечения параболы y=ax 2 +bx+c с осью OY, нужно в уравнение параболы вместо х подставить ноль: y(0)=c.

Видео:Быстрый способ решения квадратного уравненияСкачать

Быстрый способ решения квадратного уравнения

Тема: «Решение квадратных уравнений с помощью номограммы»

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Тема: «Решение квадратных уравнений с помощью номограммы»

Тип занятия: Изучение нового материала

Вид занятия: Урок углубления знаний

Программное обеспечение: Авторская программа элективного курса ««История квадратных уравнений и десять способов их решения»

Дидактический материал: Номограммы для учащихся, карточки с заданиями

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая

Время проведения: 40 минут

— Формирование знания решения квадратных уравнений с помощью номограмм

· Познакомить с теорией способа решения квадратных уравнений с помощью номограмм

· Познакомить с применением способа решения квадратных уравнений с помощью номограмм на практике

· Создать условия для формирования мотивации выбора математики для последующего углубленного изучения.

· Выработать умения выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

· Сформировать умения составлять алгоритмы для способа решения квадратных уравнений

· Развитие вычислительных навыков

· Развитие кругозора учащихся

· Развитие умения наблюдать, анализировать.

· Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, познавательных интересов, творческих способностей учащихся.

· Развитие коммуникативных качеств личности

· Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

· Содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться, толерантности у детей

· Воспитание самостоятельности, умения представлять выбранный способ решения уравнения

— Организационный момент. Вступительное слово учителя

— Актуализация опорных теоретических и практических знаний о способах решения квадратных уравнений

— Объяснение нового материала

— Закрепление нового материала

— Подведение итогов. Рефлексия.

Вступительное слово учителя.

Сообщаю цель, задачи занятия, план работы на занятии.

Актуализация опорных теоретических – повторение алгоритмов известных способов решения квадратных уравнений (разложение левой части на множители, выделение квадрата двучлена, с помощью теоремы Виета, с помощью свойства коэффициентов, с помощью «переброски» коэффициентов, графический способ)

Актуализация практических знаний о способах решения квадратных уравнений. Решить квадратные уравнения различными способами:

1. Способом разложения на множители

2. Способом выделения квадрата двучлена

3. По теореме Виета (обратной)

4. Используя свойства коэффициентов

345х2 – 137х – 208 = 0

5. Используя свойства коэффициентов

313х2 + 326х + 13 = 0

6. Способом переброски

7. Графическим способом

Задание выполняют самостоятельно, но каждое уравнение решает двое учащихся, которые не в одной группе.

Проверка проводится по группам учащихся с одинаковыми заданиями.

1) Способом разложения на множители:

7х2 + 7х + 2х + 2 = 0

7х (х + 1) + 2(х +1) =0

7х +2 = 0 или х +1 = 0

2) Способом выделения квадрата двучлена:

3(х2 + 2/3 х –5/3) = 0

х2 + 2* 1/3 х +1/9– 1/9– 5/3=0

(х +1/3)Квадратные уравнения с помощью номограммы– 16/9 = 0

(х + 1/3)Квадратные уравнения с помощью номограммы= 16/9

х +1/3 = 4/3 или х+1/3 = –4/3

3) По теореме Виета (обратной)

Квадратные уравнения с помощью номограммыКвадратные уравнения с помощью номограммых Квадратные уравнения с помощью номограммы+ хКвадратные уравнения с помощью номограммы= 4, хКвадратные уравнения с помощью номограммы= 1

х Квадратные уравнения с помощью номограммы* хКвадратные уравнения с помощью номограммы= 3 хКвадратные уравнения с помощью номограммы= 3

4) Используя свойство коэффициентов

345х2 – 137х – 208 = 0

а + b+ с = 345 –137 –208 =0, значит, х Квадратные уравнения с помощью номограммы= 1, хКвадратные уравнения с помощью номограммы= –208/345

5) Используя свойство коэффициентов

313х2 + 326х + 13 = 0

а – b +с = 313 – 326 +13 = 0, значит, х Квадратные уравнения с помощью номограммы= –1, хКвадратные уравнения с помощью номограммы= –13/313

6) Способом переброски

Квадратные уравнения с помощью номограммыуКвадратные уравнения с помощью номограммы+ 3у – 4 = 0

у Квадратные уравнения с помощью номограммы+ уКвадратные уравнения с помощью номограммы= –3

у Квадратные уравнения с помощью номограммы* уКвадратные уравнения с помощью номограммы= –2

уКвадратные уравнения с помощью номограммы= – 4 уКвадратные уравнения с помощью номограммы= 1

х Квадратные уравнения с помощью номограммы= – 4: 2 = –2 хКвадратные уравнения с помощью номограммы= 1:2=0,5

Квадратные уравнения с помощью номограммыОтвет: –2; 0,5

7) Графическим способом х2 – 2х – 3 = 0

у = х2 , графиком является парабола

у = 2х + 3, графиком является прямая

Прямая и парабола

имеют две общие точки,

абсциссы которых являются

Объяснение нового материала

«Решение квадратных уравнений с помощью номограммы»

Сообщение ученика о понятии номограмма

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Разработка теории номографических построений началась в 19 в. Первой была создана теория построения прямолинейных сетчатых номограмм (французский математик Л. , 1843).

Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Основания общей теории номографических построений дал М. Окань в 1884—91; в его же работах впервые встречается название Номография. Первым в России вопросами Номография начал заниматься М. Герсеванов в 1906—08. Большая заслуга в деле развития теории Номография и организации номографирования инженерных расчетов принадлежит А. Глаголеву, возглавлявшему советскую номографическую школу.

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Номограмма (от греческого «nomos» – закон и …грамма), графическое представление функции от нескольких переменных, позволяющее с помощью простых геометрических операций (например, прикладывание линейки) исследовать функциональные зависимости без вычислений. Например, решать квадратное уравнение без применения формул.

(Большой энциклопедический словарь: Номограмма – см. в ст. Номография.)

Номограмма – графическое изображение математической зависимости. С помощью номограммы можно, не производя вычислений, получать решения уравнений, для которых номограмма построена. Номограммы широко применяются в базисных прицелах, радиотехнических системах и других устройствах и системах для бомбометания, воздушной стрельбы, самолетовождения и т. д.

(Военно-авиационный словарь, Москва, Воениздат)

Видео:Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать

Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | Математика

Геометрические изображения зависимостей между переменными, избавляющие от вычислений, известны давно. К ним можно отнести достаточно сложные построения, содержащие семейства линий и шкалы как изображения переменных (встречающиеся, например, в солнечных часах и астролябиях).

Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

Номография (от греч. nómos — закон и . графия), раздел математики, объединяющий теорию и практические методы построения номограмм – специальных чертежей, являющихся изображениями функциональных зависимостей. Особенность номограмм заключается в том, что каждый чертеж изображает заданную область изменения переменных и каждое из значений переменных в этой области изображено на номограмме определенным геометрическим элементом (точкой или линией); изображения значения переменных, связанных функциональной зависимостью, находятся на номограмме в определенном соответствии, общем для номограмм одного и того же типа

Видео:Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 класс

(Современный энциклопедический словарь)

Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, о котором рассказывается в Таблице XXII Четырехзначных математических таблиц, автор Брадис для решения уравнения z2 + рz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. Криволинейная шкала номограммы построена по формулам ОВ = Квадратные уравнения с помощью номограммы, АВ = Квадратные уравнения с помощью номограммы.

(слайд) Полагая, что ОС = р, ЕД =q, ОЕ = а, из подобия треугольников САН и СДF (почему треугольники подобны?) получим пропорцию Квадратные уравнения с помощью номограммы. Подставив, ОВ = Квадратные уравнения с помощью номограммы, АВ = Квадратные уравнения с помощью номограммы, получим Квадратные уравнения с помощью номограммы,

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Квадратные уравнения с помощью номограммы1+zКвадратные уравнения с помощью номограммы0

p – q = p + pz +zКвадратные уравнения с помощью номограммы

zКвадратные уравнения с помощью номограммы+ pz + q = 0

Из пропорции после подстановок и упрощений получаем уравнение z2 + рz + q = 0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.

Квадратные уравнения с помощью номограммы
Квадратные уравнения с помощью номограммы

Для уравнения z2 – 9 z + 8 = 0,

номограмма дает корни z Квадратные уравнения с помощью номограммы= 8,0 и z2 = 1,0

Квадратные уравнения с помощью номограммы

2. Решим с помощью номограммы уравнение 2z 2 – 9z + 8 = 0.

Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение

z Квадратные уравнения с помощью номограммы– 4,5z + 1 = 0. Номограмма дает корни zКвадратные уравнения с помощью номограммы= 4 и zКвадратные уравнения с помощью номограммы= 0,5

3. Решить самостоятельно:

4. Проверить полученные результаты:

Для уравнения z2 + 5z – 6 = 0 номограмма дает положительный корень z Квадратные уравнения с помощью номограммы= 1,0, а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из

– р, т. е. z 2 = – р –1 = – 5 – 1 = – 6,0

Для решения уравнения z2 – 2z – 8 = 0 номограмма дает положительный корень zКвадратные уравнения с помощью номограммы=4,0, отрицательный корень равен zКвадратные уравнения с помощью номограммы= – р – zКвадратные уравнения с помощью номограммы= 2–4 = – 2

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Уравнения для закрепления:

С каким способом познакомились?

· Каков план решения при этом способе?

· Какие могут быть варианты при решении уравнения данным способом?

1) Решить уравнения с помощью номограмм:

2) В теоретическом материале:

— Доказать подобие треугольников

— Подготовить алгоритм решения квадратного уравнения с помощью номограмм

(План решения с помощью номограмм может быть таким:

1. Отметить числа, соответствующие коэффициентам квадратного уравнения z2 + рz + q = 0 на вертикальных осях

2. Соединить их отрезком

3. На шкале определить числа, соответствующие точкам пересечения отрезка и осей

— Если оба корня положительные, то получаем ответ

— Если один из корней отрицательный на шкале получим один корень, а второй корень найдем, используя теорему Виета)

4. Подумать над вариантами решения уравнений (если не предложат, то:

— Если оба корня отрицательные

— Если коэффициенты выходят за пределы шкалы)

На следующем занятии рассмотрим остальные возможные случаи решения уравнений способом номограмм.

Вычислить квадратные корни из 784, 841, 1156, 3364, 2116 без таблиц

Выбрать цвет соответствующий состоянию в конце занятия

· Зеленый – все понятно в новом способе

· Желтый – не совсем понятно

· Красный – все непонятно, требуется помощь

1. Брадис математические таблицы для средней школы. Изд. 57-е. – М.: Просвещение, 1990. С. 83.

2. Клюквин , 6-8. Пособие для учащихся 6-8 классов. – М.: Просвещение, 1963.

3. , Рубанов по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: высшая школа, 1969.

4. Математика (приложение к газете «Первое сентября), №№ 21/96, 10/97, 24/97, 18/98, 21/98.

5. Пресман АА. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. – М.: Квант, № 4/72. С. 34.

6. Соломник B. C., Милое вопросов и задач по математике. Изд. 4-е, дополн. – М., Высшая школа, 1973.

7. 7. И. Сборник задач по алгебре и элементарным
функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Просвещение,1970

8. , Считающие чертежи. (Номограммы), 2 изд., М.: 1959; его же, Номография, М. — Л., 1949;

Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

Квадратные уравнения с помощью номограммы

Введение

Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт.У.У. Сойер

(английский математик XX века)

Актуальность исследования:

Я выбрала эту тему, потому что моя подруга попросила объяснить, как решаются квадратные уравнения и найти для неё самый лёгкий и рациональный способ решения. В процессе поиска легкого и рационального способа я обнаружила, что существует множество способов решения квадратного уравнения, больше, чем предусмотрено в школьной программе. Мне стало интересно: «Какие ещё способы решения квадратных уравнений существуют и почему мы их не рассматриваем на уроках алгебры?»

Гипотеза: Я предположила, что в школьных учебниках дана неполная информация о квадратных уравнениях и способах их решения, потому что другие способы сложные и нерациональные.

Цель исследования: изучить различные способы решения квадратных уравнений и научиться решать квадратные уравнения различными способами.

Задачи:

найти необходимую информацию по данной теме;

разобрать все способы на 6 примерах;

провести опрос среди одноклассников и продемонстрировать результаты моего исследования;

выявить наиболее удобные способы решения квадратных уравнений.

Объект исследования: квадратные уравнения.

Предмет исследования: способы решения квадратных уравнений.

Методы исследования:

изучение литературы по теме исследования;

анализ полученной информации;

сравнение способов решения квадратных уравнений на удобство и рациональность.

Ожидаемые результаты:

Создать наглядные пособия по исследуемой теме в форме компьютерной презентации, которую можно использовать учителю на уроке и стенда в помощь школьникам.

1. Теоретическая часть:

1.1.Определение квадратного уравнения и его виды

Определение: Квадратным уравнением называется уравнение вида

ax 2 + bx + c = 0,

гдех — переменная, а,b и с-некоторые числа, причем, а ≠ 0.

Коэффициенты а, b, с, различают по названиям: а – первый или старший коэффициент; b – второй или коэффициент при х;с – свободный член или свободен от переменной х.

Квадратное уравнение также называют уравнением второй степени, так как его левая часть это многочлен второй степени

Если старший коэффициент равен 1, то квадратное уравнение вида х² + рх + q = 0 называют приведенным. Квадратное уравнение называют неприведенным, если старший коэффициент отличен от 1.

Полное квадратное уравнение – это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого коэффициенты bи с отличны от нуля.

Неполное квадратное уравнение – это уравнение, в котором присутствуют не все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого хотя бы один из коэффициентов b и с равен нулю.

Коэффициент а всегда присутствует в квадратном уравнении, а ≠ 0.

1) ах 2 + с = 0, где с ≠ 0;

2) ах 2 + bх = 0, где b ≠ 0;

3) ах 2 = 0.

Корнем квадратного уравненияax 2 + bx + c = 0, называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трехчлен ax 2 + bx + cобращается в нуль; такое значение переменной х называют также корнем квадратного трехчлена.

Решить квадратное уравнение – это значит найти все его корни или установить, что их нет.

Я в своей работе буду разбирать способы решения только на полных неприведенных квадратных уравнениях и полных приведенных квадратных уравнениях. Неполные квадратные уравнения в своей работе я не рассматривала.

1.2. Способы решения квадратных уравнений

С помощью учителя математики я выяснила, какие способы решения квадратных уравнений существуют, это:

Решение квадратных уравнений по формуле.

Решение квадратных уравнений, используя теорему Виета.

Решение квадратных уравнений, используя свойства коэффициентов.

Решение квадратного уравнения графическим способом.

Решение квадратных уравнений с помощью разложения левой части уравнения на множители способом группировки.

Решение квадратных уравнений методом выделения полного квадрата.

Решение квадратных уравнений способом «переброски» старшего коэффициента.

Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.

Решение квадратных уравнений, используя теорему Безу.

В этой части своей работы я подробно описала суть каждого способа. Начала с тех способов, которые есть в учебнике.

I способ: Решение квадратных уравнений по формуле.

1. Уравнение вида: ax 2 + bx + c = 0, можно решить по формулам на рисунке 1.

Число действительных корней уравнения зависит от знака дискриминанта D = b 2 − 4ac.

2.Если второй коэффициент b = 2k– четное число, то решить уравнение можно по формулам на рисунке 2:

Рис. 1

Рис. 2

II способ: Решение квадратных уравнений, используя теорему Виета.

Познакомили поэта с теоремою Виета.Оба корня он сложил, минус p он получил.А корней произведенье дает q из уравнения.

Если приведенное квадратное уравнение х² + рх + q = 0 имеет действительные корниx1иx2, то их сумма равна p, а произведение равно q, то есть:

x1 + x2 = –p,

x1x2 = q.

Теорема Виета: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равносвободному члену.

В общем случае квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0 теорема Виета формулируется так: если x1 и x2– корни данного уравнения , то

Франсуа Виет – французский математик (1540-1603) (Рис. 3), известен как разработчик элементарной алгебры. [1]

Рис. 3

III способ: Решение квадратных уравнений, используя свойства коэффициентов.

Пусть дано квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0,, гдеа ≠ 0.

1 0 Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х1 = 1, х2 = с/а.

2 0 Если а + с = b (т.е. сумма крайних коэффициентов равна среднему коэффициенту), то х1 = -1, х2 = — с/а.

3 0 Если дано уравнение вида: ax 2 + (а 2 + 1)x + а = 0, то х1 = -а, х2 = — 1/а.

IV способ:Решение квадратного уравнения графическим способом.

Перенести в уравнении 2 + bx + c = 0 второй и третий члены в правую часть, получим 2 = — bx — c.

Разделим обе части уравнения на коэффициент а ≠ 0.

Получаем уравнение: х 2 = — px – q, где p=b/a и q=c/a.

Построим в одной системе координат графики зависимости: у = х 2 и у = — px — q.

График первой зависимости – парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости – прямая (Рис. 4).

Возможны следующие случаи:

прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;

прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;

прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.

Рис. 4

V способ: Решение квадратных уравнений с помощью разложения левой части уравнения на множители способом группировки.

Необходимо привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х) · В(х) = 0, где А(х)и В(х)– многочлены относительно х.

Так как произведение равно нулю, тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысла. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при:А(х)=0или В(х)=0.

VI способ:Решение квадратных уравнений методом выделения полного квадрата.

Необходимо привести уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению. В этом нам помогут формулы сокращенного умножения: (а + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2 ; (a – b) 2 = a 2 – 2ab + b 2 .

VII способ: Решение квадратных уравнений способом «переброски» старшего коэффициента.

Рассмотрим квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0, гдеа ≠ 0.Умножая обе его части на а, получаем уравнение а 2 х 2 + аbх + ас = 0. Пусть ах = у, откуда х = у/а; тогда приходим к уравнению у 2 + by + ас = 0, равносильному данному. Найдем его корни у1и у2. Окончательно получаем х1 = у1и х1 = у2.

При этом способе, коэффициент а, умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски».

VIII способ:Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

Построим точки S (центр окружности) и A(0; 1).

Проведем окружность с радиусом SA;

Абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения. (Рис. 5).

Рис. 5

Возможны следующие случаи:

Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8

Если SА = SК, окружность касается оси ОХ в точке B(К)(х1; 0), где х1 – корень квадратного уравнения (Рис. 7).

Если 2 + pz + q = 0.

Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. (Рис. 9).

Рис. 9

X способ: Решение квадратных уравнений, используя теорему Безу.[4]

Пусть P(x) = ax 2 + bx + c.

Теорема Безу: Остаток при делении многочлена P(x) на многочлен х – а равен значению этого многочлена при х = а, то есть P(а).

Разложение на множители с помощью угадывания корней:

Из теоремы Безу следует, что многочлен P(x) делится без остатка на многочлен х – а тогда и только тогда, когда Р(а) = 0. Поэтому для разложения многочлена P(x) на множители достаточно угадать какой-нибудь кореньa уравнения P(x)=0 и разделить P(x) на x−a, тем самым разложив его на два множителя.

Итак, что дает нам Теорема Безу?

Теорема Безу дает возможность, найдя один корень многочлена и искать далее корни многочлена, степень которого на 1 меньше: если Р(а) = 0, то Р(х)= (x — а)Q(x), и остается решить уравнение Q(x) = 0.

Для этого надо:

Найти делители коэффициента с нашего трехчлена и делители коэффициента а.

Найти делители трехчлена : ±с, ±с/а

Подставитьих в левую часть уравнения и проверить будет лиP(x)=0, если да, то х = корень уравненияax 2 + bx + c = 0

Разделим ax 2 + bx + cна (х — )

Остается решить уравнение: Q(x) = 0.

Этьен Безу (1730 — 1783)- французский математик. (Рис. 10).

Преподавал математику в Училище гардемаринов (1763) и Королевском артиллерийском корпусе (1768). Основные его работы относятся к алгебре. Автор шеститомного «Курса математики» (1764—1769), неоднократно переиздававшегося.[5]

Рис. 10

В практической части исследования я для чистоты эксперимента рассмотрела все способы на примере решения 6 уравнений.Сначала я решила данные уравнения способами, которые есть в учебнике. Практическая часть находится в приложении.

2. Результаты исследования

В ходе исследовательской работы была проведена самостоятельная работа среди моих одноклассников, целью которой было выявить, какими способами решения квадратного уравнения они владеют. Им было предложено решить 6 данных квадратных уравнений.

Результаты проверки показали, что большая часть тестируемых, находили корни уравнений с помощью общей формулы корней. Таких учащихся оказалось порядка 90%. Из них, формулу для четного коэффициента применили, только 40%.С помощью теоремы Виета корни приведенных уравнений нашли – 10% учащихся, а другими способами –0 % .

На следующем этапе моей работы я продемонстрировала с помощью презентации результаты моей исследовательской работы.

Проделанная мной работа заинтересовала учащихся. Я попросила дать характеристику способов решения квадратного уравнения по таким критериям, как:

Далее попросила заполнить таблицу. Результаты внесены в таблицу №1.

📸 Видео

НомограммаСкачать

Номограмма

Комплексные корни квадратного уравненияСкачать

Комплексные корни квадратного уравнения

Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

Как решать квадратные уравнения без дискриминантаСкачать

Как решать квадратные уравнения без дискриминанта

Квадратные уравнения #shorts Как решать квадратные уравненияСкачать

Квадратные уравнения #shorts  Как решать квадратные уравнения

Решение квадратных уравнений методом группировкиСкачать

Решение квадратных уравнений методом группировки

Решение задач с помощью квадратных уравненийСкачать

Решение задач с помощью квадратных уравнений

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0Скачать

Как решать любое квадратное уравнение Полное Неполное квадр ур x^2+2x-3=0 5x^2-2x=0 2x^2-2=0 3x^2=0

Урок 98 Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений (8 класс)Скачать

Урок 98  Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений (8 класс)

АЛГЕБРА 8 класс : Графическое решение квадратных уравнений | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 8 класс : Графическое решение квадратных уравнений | Видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: