Комплексные числа как решить систему уравнений

Решение уравнений с комплексными числами

Итак, необходимо решить уравнение с комплексными переменными, найти корни этого уравнения. Рассмотрим принцип решения комплексных уравнений, научимся извлекать корень из комплексного числа.

Для того, чтобы решить уравнение n-й степени с комплексными числами, используем общую формулу:

Комплексные числа как решить систему уравнений
где |z| — модуль числа, φ = arg z — главное значение аргумента, n — степень корня, k — параметр, принимает значения : k = .

Пример 1. Найти все корни уравнения

Комплексные числа как решить систему уравнений

Выразим z из уравнения:

Все корни заданного уравнения являются значениями корня третьей степени из комплексного числа

Комплексные числа как решить систему уравнений

Воспользуемся общей формулой для вычисления корней степени n комплексного числа z. Найдем все необходимые значения для формулы:

Комплексные числа как решить систему уравненийКомплексные числа как решить систему уравнений
Подставим найденные значения в формулу:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Последовательно подставляя вместо k значения 0, 1, 2 найдем три корня исходного уравнения.

Комплексные числа как решить систему уравнений

Пример 2. Найти все корни уравнения

Комплексные числа как решить систему уравнений

Найдем дискриминант уравнения:

Комплексные числа как решить систему уравнений
Поскольку дискриминант отрицательный, уравнение имеет два комплексно-сопряженных корня. Вычислим корень из дискриминанта:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Найдем корни уравнения:

Комплексные числа как решить систему уравнений
Ответ:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Пример 3. Найти все корни уравнения

Комплексные числа как решить систему уравнений

Выразим z из уравнения:

Все корни заданного уравнения являются значениями корня четвертой степени из комплексного числа

Комплексные числа как решить систему уравнений

Вновь используем общую формулу для нахождения корней уравнения n степени комплексного числа z.
n = 4 — количество корней данного уравнения. k = . Найдем модуль комплексного числа:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Подставим найденные значения в формулу:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Последовательно подставляя вместо k значения 0, 1, 2, 3 найдем все 4 корня уравнения:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений

Пример 4. Найти корни уравнения

Комплексные числа как решить систему уравнений
Решение кубического уравнения комплексными числами:

Воспользуемся общей формулой для вычисления корней степени 3 комплексного числа z.

Найдем все необходимые значения для формулы:

Комплексные числа как решить систему уравнений
Подставим найденные значения в формулу:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Последовательно подставляя вместо k значения 0, 1, 2 найдем три корня исходного уравнения:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений

Домашнее задание: Самостоятельно составить и решить уравнение с комплексными числами.

Условия: переменная z должна быть «спрятана» и представлена в качестве аргумента тригонометрической функции косинуса. Чтобы привести данное уравнение к привычной форме, нужно «вытащить» z, а для этого необходимо помнить, как решаются тригонометрические уравнения,а также знать, как применять свойства логарифмической функции от комплексного числа.

После того, как мы решили тригонометрическое уравнение с комплексным числом, получаем «голый» z, который представлен в качестве аргумента обратной тригонометрической функции. Чтобы преобразовать данное выражение, нужно использовать формулу разложения арккосинуса в логарифм.

Вместо z — выражение (3i/4) и дальше все делаем по приведенной выше формуле, преобразовывая выражение под корнем, используя свойства мнимой единицы i.

Как быть далее? Теперь будем использовать формулу для решения выражения с натуральным логарифмом.

Для того чтобы найти корни логарифмического уравнения, нужно найти модуль комплексного числа |z| и его аргумент φ = arg z. По сути, перед нами чисто мнимое число.

Теперь предлагаем ознакомиться с формулами, которые могут пригодиться при решении уравнений или неравенств с комплексными числами. Это формулы, где комплексное число выступает в роли аргумента тригонометрической функции, логарифмической функции или показательной функции.

Видео:КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ ЗА 7 МИНУТСкачать

КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ ЗА 7 МИНУТ

Комплексные числа как решить систему уравнений

. Вы вводите его по ссылке решение уравнений онлайн , указываете, что i — это комплексная единица (после того как ввели уравнение и нажали кнопку «решить»), нажимаете кнопку под формой «Обновить» и получаете ответ как здесь. Если в ответе присутствуют корни из комплексных чисел, то можно воспользоваться калькулятором по упрощению комлексных чисел по ссылке

Комплексные числа как решить систему уравнений

© Контрольная работа РУ — примеры решения задач

Видео:Системы комплексных уравненийСкачать

Системы комплексных уравнений

Комплексные числа и их приложение к решению уравнений третьей и четвертой степени (стр. 1 )

Комплексные числа как решить систему уравненийИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Комплексные числа как решить систему уравнений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ИХ

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕШЕНИЮ

И ЧЕТВЕРТОЙ СТЕПЕНИ

Учебное пособие для студентов

кандидат физико-математических наук, доцент

Комплексные числа и их приложение к решению уравнений 3-й и 4-й степени. Учебное пособие для студентов физико-математического факультета / сост.: – Воронежский госпедуниверситет, 2010. – 92 с.

Учебное пособие представляет собой курс лекций и практических занятий по теме «Комплексные числа». Пособие делится на четыре части: комплексные числа в алгебраической форме, геометрическая интерпретация комплексных чисел, комплексные числа в тригонометрической форме, приложение теории комплексных чисел к решению кубических уравнений и уравнений 4-й степени. В заключение приводится краткий исторический обзор формирования понятия комплексного числа и действий над комплексными числами.

Предназначено для студентов физико-математического факультета Воронежского госпедуниверситета.

Теория комплексных чисел является составной частью курса «Высшая алгебра» в педагогических вузах и предполагает глубокое знание ее основ, а также методов и приемов, применяемых при решении широкого класса задач как алгебраического, так и геометрического содержания. Будущие учителя должны грамотно и непринужденно оперировать с основными понятиями, действиями и интерпретациями комплексных чисел, поскольку азы теории комплексных чисел являются частью учебной программы по математике для профильных классов. Это объясняется тем, что, будучи непосредственным обобщением понятия действительного числа, комплексное число является завершающим элементом в стройной и строгой логической
конструкции понятия числа.

Алгебраическая природа комплексного числа состоит в том, что комплексное число есть элемент алгебраического расширения С поля действительных чисел R , получаемого присоединением к полю R корня i многочлена f(x) = x2 + 1 . Получающееся таким путем поле С называется полем комплексных чисел.

Наиболее важное свойство комплексных чисел состоит в том, что оно алгебраически замкнуто, т. е. любой многочлен с коэффициентами из С разлагается на линейные множители. Иначе это свойство алгебраической замкнутости выражается в том, что любой многочлен степени n ≥ 1 с коэффициентами из С имеет в поле комплексных чисел по крайней мере один корень (теорема Даламбера – Гаусса).

Изучение теории комплексных чисел выполняет следующие образовательные функции.

1) Расширение математического кругозора и повышение математической культуры учащихся.

Наличие у комплексных чисел более тесной, нежели у других числовых множеств, связи с геометрией (в частности, с векторным исчислением) представляет широкие возможности, с одной стороны, применения алгебраических методов к решению геометрических
задач (задачи на построение ГМТ), а с другой стороны, наглядных геометрических интерпретаций различных алгебраических операций (действий с комплексными числами в тригонометрической форме).

2) Логическое завершения развития понятия числа.

3) Выделение из множества всех алгебраических уравнении лишь тех, которые решаются в радикалах, т. е. для которых существуют формулы, выражающие корни уравнения через его коэффициенты.

Сюда относится решение уравнений 3-й степени (и сводящихся к ним уравнений 4-й степени), поскольку по теореме Абеля: «Ни для какого натурального числа Комплексные числа как решить систему уравненийнельзя указать формулу, которая выражала бы корни любого уравнения п-й степени через его коэффициенты при помощи радикалов».

В первой главе пособия сначала вводится понятие комплексного числа в алгебраической форме, определяются операции сложения, вычитания, умножения, деления, а также операция сопряжения для комплексных чисел в алгебраической форме; излагается правило извлечения квадратного корня из комплексного числа.

Во второй главе изучается геометрическая интерпретация комплексных чисел в виде точек или векторов комплексной плоскости.

В третьей главе рассмотрены действия над комплексными числами в тригонометрической форме.

Четвертая глава посвящена решению уравнений 3-й и 4-й степеней.

Завершает пособие краткая историческая справка о возникновении понятия комплексного числа.

Особенностью изложения материала является форма в виде лекционных и практических занятий. Эта форма выбрана для удобства использования представленного материала как преподавателями, так и студентами. В конце каждой из первых трех глав приведены примерные варианты контрольных работ.

Глава 1. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ

Занятие 1. Введение понятия комплексного числа.

Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел. Степени мнимой единицы

Понятие числа прошло длинный исторический путь. В процессе развития математики числовая система расширялась не один раз. Уже на ранних этапах развития человечества в результате счета возникают натуральные числа. Постепенно складывается представление о бесконечности множества натуральных чисел и появляется понятие натурального ряда бесконечной последовательности чисел 1, 2, 3, 4, 5, . . Затем возникают дроби, нуль, отрицательные числа, необходимые для
решения линейных уравнений вида

Поскольку рациональных чисел было достаточно для того, чтобы с любой степенью точности выразить результат любого измерения, то долгое время считали, что результат измерения всегда выражается или натуральным числом, или отношением двух таких чисел, т. е. дробью.

Однако еще в школе Пифагора был обнаружен тот факт, что диагональ квадрата несоизмерима с его стороной и поэтому не может быть точно выражена рациональным числом. Это открытие привело в конце концов к тому, что в математику вошли иррациональные числа.

Рациональные числа вместе с иррациональными образуют множество действительных чисел, которое является расширением множества рациональных чисел, поскольку на нем также определены четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление (кроме деления на нуль).

Важное место в алгебре занимает решение алгебраических уравнений, т. е. уравнений вида

Комплексные числа как решить систему уравнений,

где а0, а1, . . . , аn — действительные числа. Однако оказалось, что для решения таких уравнений действительных чисел явно не достаточно. Например, действительных корней не имеет квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом. Простейшим таким уравнением является уравнение

Для того чтобы это уравнение имело решение, необходимо расширить множество действительных чисел путем присоединения к нему корня уравнения

Обозначим этот корень через i. Таким образом, по определению

Символ i называется мнимой единицей. С его помощью и с помощью пары действительных чисел а и b составляется выражение вида

Полученные выражения назвали комплексными числами, поскольку они содержали как действительную, так и мнимую части (от французских слов rее1 – действительный и imaginaire – мнимый, воображаемый). Название комплексное переводится как составное — по виду выражения z = a+bi.

Итак, комплексными числами называются выражения вида

где а и b действительные числа, а i некоторый символ,
удовлетворяющий условию i= . Число а называется
действительной частью комплексного числа z=a+bi, а
число b его мнимой частью. Для их обозначения используются символы

Комплексные числа вида z=a+0∙i являются
действительными числами и, следовательно, множество комплексных чисел содержит в себе множество действительных чисел. Если потребовать, как мы сделаем это ниже, чтобы операции сложения и умножения комплексных чисел не выводили за пределы множества комплексных чисел и обладали всеми свойствами одноименных операций на множестве действительных чисел, то множество комплексных чисел будет расширением множества действительных чисел.

Комплексные числа вида z=0+bi называются чисто
мнимыми.

Два комплексных числа z1=a1+b1i и z2=a2+b2i
называются равными, если равны их действительные и мнимые части, т. е. если выполняются равенства

Определим операции сложения и умножения комплексных чисел.

Суммой двух комплексных чисел Комплексные числа как решить систему уравненийи Комплексные числа как решить систему уравненийназывается комплексное число Комплексные числа как решить систему уравненийвида

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Произведение двух комплексных чисел z1=a1+b1i и z2=a2+b2i можно найти, почленно умножая числа z1 и z2:

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Таким образом, произведением двух комплексных чисел z1=a1+b1i и z2=a2+b2i называется комплексное число z1 ∙ z2 вида

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Пример. Найдите сумму комплексных чисел z1= 2 + 3i и z2= 3 – i.

Пример. Найдите произведение комплексных чисел z1= 2 + 3i и z2= 1 – i .

Свойства операций сложения и умножения комплексных чисел

Каковы бы ни были комплексные числа Комплексные числа как решить систему уравнений, справедливы следующие равенства.

1. Коммутативный (переместительный) закон сложения:

Комплексные числа как решить систему уравненийКомплексные числа как решить систему уравнений.

2. Ассоциативный (сочетательный) закон сложения:

Комплексные числа как решить систему уравнений.

3. Коммутативный закон умножения:

Комплексные числа как решить систему уравненийКомплексные числа как решить систему уравнений.

4. Ассоциативный закон умножения:

Комплексные числа как решить систему уравнений.

5. Дистрибутивный (распределительный) закон умножения относительно сложения:

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Проведем доказательство свойства 3 (остальные свойства доказываются аналогично).

Доказательство. Пусть Комплексные числа как решить систему уравнений, Комплексные числа как решить систему уравнений. Тогда поскольку а1 , b1 , a2 и b2 – действительные числа, для которых умножение коммутативно, получаем:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений

Кроме того, в множестве комплексных чисел есть «особые» элементы

0 = 0 + 0i и 1= l + 0i ,

которые обладают такими же свойствами, что и на множестве действительных чисел, а именно, для любого комплексного числа z = а + bi имеют место равенства:

8. Произведение двух комплексных чисел равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю.

Доказательство. Пусть Комплексные числа как решить систему уравнений, Комплексные числа как решить систему уравненийи Комплексные числа как решить систему уравнений. Тогда по определению равенства и произведения двух комплексных чисел получаем систему уравнений :

Комплексные числа как решить систему уравнений

Умножив уравнение (1) на а2 , а уравнение (2) на b2 и сложив полученные уравнения, приходим к системе :

Комплексные числа как решить систему уравнений

Возможны два случая.

Тогда из уравнения (1)* следует, что b1b2 = 0.
a) Если b1 = 0 , а b2 ≠ 0, то z1 = a1 + b1i = 0.
б) Если b2 = 0 , а b1 ≠ 0 то из уравнения (2) следует, что a2b1 = 0 , значит, а2 = 0 , т. е. z2 = a2 + b2i = 0.

в) Если b1 = b2 = 0 , то z1 = 0 .

Тогда из уравнения (2)* следует, что, a22 + b22 = 0 , т. е. а2 = b2 = 0 , значит, z2 = 0.

10. Любому комплексному числу z=а+bi соответствует противоположное комплексное число (–z) такое, что z + (–z) = 0 .

Комплексные числа как решить систему уравнений

11. Всякому комплексному числу z=а+bi, отличному от нуля, соответствует обратное комплексное число z1 такое, что z z–1 = 1 .

Доказательство. Условие z ≠ 0 равносильно условию а2 + b2 > 0 . Вычислим z–1.

Комплексные числа как решить систему уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Пользуясь понятиями противоположного и обратного комплексного числа, определим операции вычитания и деления комплексных чисел.

Для того чтобы найти разность двух комплексных чисел Комплексные числа как решить систему уравненийи Комплексные числа как решить систему уравнений, достаточно сложить число z1 с числом, противоположным числу z2 , т. е.

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Пример. Вычислите z1 – z2 , если z1 = 5 – 2i ,

Для того чтобы разделить комплексное число Комплексные числа как решить систему уравненийна комплексное число Комплексные числа как решить систему уравнений, не равное нулю, достаточно умножить число z1 на число, обратное числу z2 , т. е.

Комплексные числа как решить систему уравнений

Пример. Вычислите Комплексные числа как решить систему уравнений.

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Видео:Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 1. Введение.Скачать

Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 1. Введение.

Степени мнимой единицы

Вычислим степени мнимой единицы i. Прежде всего, как и для действительных чисел, положим i0 = 1 . Тогда

i2 = –1 (по определению мнимой единицы);

Вообще, если натуральный показатель степени mпри делении на 4 дает в остатке r , т. е. если m = 4n+r , где n натуральное число, то

Комплексные числа как решить систему уравнений;

Комплексные числа как решить систему уравнений

Пример. Вычислите а) i233 ; b) i102; с) i67 ; d) i516.

Решение. а) i233 = i232 + 1 = i ;

Занятие 2. Операция сопряжения и ее свойства.

Видео:Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 2. Простейшие действия.Скачать

Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 2. Простейшие действия.

Модуль комплексного числа.

Извлечение корня квадратного из комплексного числа

Комплексное число Комплексные числа как решить систему уравненийназывается сопряженным комплексному числу, если

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Пример. Комплексные числа как решить систему уравнений.

Видео:Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 3. Формы записи. Возведение в степень.Скачать

Математика без Ху!ни. Комплексные числа, часть 3. Формы записи. Возведение в степень.

Свойства операции сопряжения

2. Для любого действительного числа а справедливо равенство Комплексные числа как решить систему уравнений.

3. Для любого действительного числа b справедливо равенство .

Справедливость свойств 1-3 следует непосредственно из определения операции сопряжения.

4. Комплексные числа как решить систему уравнений.

Доказательство. Пусть Комплексные числа как решить систему уравнений, Комплексные числа как решить систему уравнений. Тогда Комплексные числа как решить систему уравнений, Комплексные числа как решить систему уравнений. Поэтому

Комплексные числа как решить систему уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Доказательство. Пусть Комплексные числа как решить систему уравнений, Комплексные числа как решить систему уравнений. Тогда

Комплексные числа как решить систему уравнений

С другой стороны,

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Полученные одинаковые результаты доказывают справедливость свойства 5 .

Следствие из свойства 5. Для любого натурального числа n справедливо равенство

Комплексные числа как решить систему уравнений.

6. Комплексные числа как решить систему уравнений.

Справедливость данного равенства следует из равенства Комплексные числа как решить систему уравненийи свойства 5: Комплексные числа как решить систему уравнений.

7. Сумма и произведение двух комплексно сопряженных чисел являются действительными числами.

Комплексные числа как решить систему уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Модулем комплексного числа z = а + bi называется действительное число вида

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Непосредственно из свойства 7 следует, что

Комплексные числа как решить систему уравнений.

8. Теорема о сопряженном корне.

Если число Комплексные числа как решить систему уравненийявляется корнем уравнения

Комплексные числа как решить систему уравнений(1)

с действительными коэффициентами а0, a1 , . . . , аn , то число Комплексные числа как решить систему уравненийтакже является корнем уравнения (1) .

Доказательство. По определению корня имеем :

Комплексные числа как решить систему уравнений;

Комплексные числа как решить систему уравнений(2)

Применим к обеим частям равенства (2) операцию сопряжения. Из свойств операции сопряжения следует, что

Комплексные числа как решить систему уравнений

так как все коэффициенты ai — действительные числа (по условию). Кроме того,

Комплексные числа как решить систему уравнений; Комплексные числа как решить систему уравнений.

Комплексные числа как решить систему уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Последнее равенство означает, что число z = а – bi является корнем уравнения (1) .

Пример. Зная, что корнем уравнения

является число z1 = 2 + i , найти все корни данного уравнения.

Решение. Поскольку все коэффициенты уравнения (3) – действительные числа, то на основании теоремы 8 делаем вывод, что число z2 = 2 – i также является корнем уравнения (3).

Пусть z3 – неизвестный корень уравнения (3), тогда

Разделив обе части последнего равенства на х2 – 4х + 5 , получим

Следовательно, z3 = 3 .

Найдем значение корня квадратного из числа z=а+bi . Пусть

Комплексные числа как решить систему уравнений,

где х и у — неизвестные действительные числа. Возводя обе части этого равенства в квадрат, получаем:

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Последнее уравнение равносильно системе уравнений

Комплексные числа как решить систему уравнений

Возведем каждое уравнение системы в квадрат и сложим полученные равенства. Решим систему:

Комплексные числа как решить систему уравнений

Из второго уравнения последней системы находим

Комплексные числа как решить систему уравнений,

где в правой части равенства следует иметь в виду арифметический корень, так как сумма х2+у2 неотрицательна. Учитывая, кроме того, что х2 –­­ у2 = а , получаем:

Комплексные числа как решить систему уравнений.

Так как Комплексные числа как решить систему уравнений, то оба полученные числа положительны. Извлекая из них квадратные корни, получим действительные значения для х и у :

Комплексные числа как решить систему уравнений.

🎥 Видео

Комплексные числа в уравненияхСкачать

Комплексные числа в уравнениях

Комплексные корни квадратного уравненияСкачать

Комплексные корни квадратного уравнения

10 класс, 35 урок, Комплексные числа и квадратные уравненияСкачать

10 класс, 35 урок, Комплексные числа и квадратные уравнения

✓ Задача про комплексное число | Ботай со мной #101 | Борис ТрушинСкачать

✓ Задача про комплексное число | Ботай со мной #101 | Борис Трушин

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy

Решение уравнений с комплексными числамиСкачать

Решение уравнений с комплексными числами

Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел | Высшая математикаСкачать

Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел | Высшая математика

10 класс, 32 урок, Комплексные числа и арифметические операции над нимиСкачать

10 класс, 32 урок, Комплексные числа и арифметические операции над ними

Комплексные числа: начало. Высшая математика или школа?Скачать

Комплексные числа: начало. Высшая математика или школа?

Высшая математика. Комплексные числаСкачать

Высшая математика. Комплексные числа

Тригонометрическая форма комплексного числаСкачать

Тригонометрическая форма комплексного числа

комплЕксные ЧИСЛА решение примеров МАТЕМАТИКАСкачать

комплЕксные ЧИСЛА решение примеров МАТЕМАТИКА

Комплексные числа #1Скачать

Комплексные числа #1
Поделиться или сохранить к себе: