Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

math4school.ru

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

Содержание
  1. Уравнения в целых числах
  2. Немного теории
  3. Задачи с решениями
  4. Задачи без решений
  5. Уравнения с двумя переменными (неопределенные уравнения)
  6. Урок 1.
  7. Ход урока.
  8. 1) Орг. момент.
  9. 2) Актуализация опорных знаний.

    Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k – числа, x, y – переменные. Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство. Уравнения с двумя переменными, имеющими одни и те же решения, называются равносильными. 1. 5x+2y=12 (2)y = -2.5x+6 Данное уравнение может иметь сколько угодно решений. Для этого достаточно взять любое значение x и найти соответствующее ему значение y. Пусть x = 2, y = -2.5•2+6 = 1 x = 4, y = -2.5•4+6 =- 4 Пары чисел (2;1); (4;-4) – решения уравнения (1). Данное уравнение имеет бесконечно много решений. 3) Историческая справка Неопределенные (диофантовы) уравнения – это уравнения, содержащие более одной переменной. В III в. н.э. – Диофант Александрийский написал “Арифметику”, в которой расширил множество чисел до рациональных, ввел алгебраическую символику. Так же Диофант рассмотрел проблемы решения неопределенных уравнений и им даны методы решения неопределенных уравнений второй и третьей степени. 4) Изучение нового материала.

    Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Z k0 Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений. Пример: 34x – 17y = 3. НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет. Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми. Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение. Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений: где (; ) – какое-либо решение уравнения (1), t Z Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2) m, n, x, y Z Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид 5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:
  10. 9x – 18y = 5 x + y= xy Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки?
  11. 🔥 Видео
Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором. Урок 2. 1) Организационный момент 2) Проверка домашнего задания 5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет. Методом подбора можно найти решение 3) Составим уравнение: Пусть мальчиков x, x Z, а девочек у, y Z, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174 Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить. Ответ: мальчиков 4, девочек 6. 3) Изучение нового материала Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них. I. Метод рассмотрения остатков от деления. Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1. Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая. Если y = 3m, m Z, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2. Ответ: где m Z. Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители. Пример: Решить уравнения в целых числах. Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4. y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4. y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4. y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4. Следовательно, y = 4n, тогда 4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n Ответ: , где n Z. II. Неопределенные уравнения 2-ой степени Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка. И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители. Пример: Решить уравнение в целых числах. 13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1) Рассмотрим эти случаи а) => б) => в) => г) => 4) Домашнее задание. Примеры. Решить уравнение в целых числах: а) 2x = 4 2x = 5 2x = 5 x = 2 x = 5/2 x = 5/2 y = 0 не подходит не подходит 2x = -4 не подходит не подходит x = -2 y = 0 б) в) Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах? Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете? Упражнения для тренировки. 1) Решите в целых числах. а) 8x + 12y = 32 x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Z б) 7x + 5y = 29 x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Z в) 4x + 7y = 75 x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Z г) 9x – 2y = 1 x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Z д) 9x – 11y = 36 x = 4 + 11n, y = 9n, n Z е) 7x – 4y = 29 x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Z ж) 19x – 5y = 119 x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Z з) 28x – 40y = 60 x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Z 2) Найти целые неотрицательные решения уравнения: а) 8x + 65y = 81 x = 2, y = 1 б) 17x + 23y = 183 x = 4, y = 5 3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям а) x + y = xy (0;0), (2;2) б) (1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2) Число 3 можно разложить на множители: a) б) в) г) в) (11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12) г) (24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23) д) (48;0), (24;1), (24;-1) е) x = 3m; y = 2m, mZ ж) y = 2x – 1 x = m: y = 2m – 1, m Z з) x = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Z и) решений нет 4) Решить уравнения в целых числах (-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4) (x — 3)(xy + 5) = 5 (-2;3), (2;-5), (4;0) (y + 1)(xy – 1)=3 (0;-4), (1;-2), (1;2) (-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1) (-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12) (-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23) 5) Решить уравнения в целых числах. а) (-1;0) б) (5;0) в) (2;-1) г) (2; -1) Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г. Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г. Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г. Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”. 8. Базовая математика Читать 0 мин. 8.264. Уравнения в целых числах Уравнения в целых числах – уравнения с двумя и более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями таких уравнений являются целые числа. Также такие уравнения называются диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который изучал такие уравнения еще до нашей эры. При решении уравнений в целых и натуральных числах можно выделить следующие способы. 1 способ. Метод перебора вариантов. Решим уравнение $ (x-2)(y+3)=4 $ в целых числах. Так как x и у целые числа, совершим перебор вариантов: Ответ: (3; 1), (6; -2), (1; -7), (-2; -4), (4; -1), (0; -5). Решим уравнение 10х + 10у = 2019 в целых числах. Поскольку при любых целых значениях х и у левая часть уравнения делится на два, а правая является нечётным числом, то уравнение не имеет решений в целых числах. Ответ: решений нет. Пусть нужно решить уравнение в целых числах: $ 5x+4y=22. $ Методом перебора находим решение $ x_1=2;;y_1=3. $ Получаем систему уравнений: Из полученного равенства видно, что число (х – 2) будет целым тогда и только тогда, когда (у – 3) делится на 5, т.е. у – 3 = 5n, где n какое-нибудь целое число. Тем самым все целые решения исходного уравнения можно записать в таком виде: Ответ: $ (2-4n;;3=5n),; где; n in Z. $ 2 способ. Алгоритм Евклида Пусть нужно решить уравнение в целых числах: $ 5x+7y=6. $ Сделаем это с помощью Алгоритма Евклида. Ищем НОД чисел 5 и 7 с помощью него: НОД (5, 7) = НОД (5, 7-5) = НОД (5, 2) = НОД (5 — 2∙2, 2) = НОД (1, 2) = 1 Запишем этот процесс в обратном порядке: Тогда $ $ является решением уравнения. Общее решение записывается в виде: Это не всевозможные способы решения. Зачастую для решения диофантовых уравнений требуются более тонкие рассуждения, связанные с делимостью, перебором остатков, оценками частей уравнения, тождественными преобразованиями и т.п. Разложить на множители и выразить переменную мы здесь не можем. Воспользуемся методом перебора остатков. Если левая часть уравнения в целых числах кратна какому-то числу, то и другая обязательно должна быть кратна этому же числу. Отсюда следует, что и остатки от деления обеих частей уравнения на одно и то же число будут давать одинаковые остатки. Будем делать выводы о делимости одной части уравнения на какое-либо число (или смотреть, какой остаток от деления при этом получается) и проверять, при каких значениях переменных вторая часть уравнения также делится на это число (либо даёт такой же остаток). Левая часть кратна 5. И остатки от деления на 5 у обеих частей также будут равны. Про пятёрку уже сказали, что правая часть делится на неё без остатка, значит и левая тоже должна делиться. Рассмотрим остатки от деления на 4. Z $ 5^ $ Остаток при делении на 4 1 5 1 2 25 1 3 125 1 4 625 1 Видим простую закономерность, что 5 в любой степени при делении на 4 будет давать остаток 1. Теперь левая часть: будет делиться на 4 без остатка. Рассмотрим остатки от деления на 4 числа $ 3^ $ Z $ 3^ $ Остаток при делении на 4 1 3 3 2 9 1 3 27 3 4 81 1 5 243 3 И так далее. Закономерность: при чётных х остаток 1, при нечётных остаток 3. Отсюда делаем вывод, что х — число чётное, значит, мы можем представить его как х = 2n. Теперь рассмотрим остатки при делении обеих частей на 3. Z $ 5^ $ Остаток при делении на 3 1 5 2 2 25 1 3 125 2 4 625 1 И так далее. Видим закономерность, что при чётных z остаток равен 1, при нечетных z остаток равен 2. Рассмотрим левую часть. Число $ 3^ $ даёт остаток 0 при делении на 3. Рассмотрим остатки от деления на 3 числа $ 4^ $ Z $ 4^ $ Остаток при делении на 3 1 4 1 2 16 1 3 64 1 4 256 1 5 1024 1 Получается, что левая часть при делении на 3 может давать только остаток 1. Значит, и правая тоже. Это происходит при чётных z. Вернёмся к нашему уравнению $ 3^+4^=5^ $ Рассмотрев все остатки от деления, мы делаем выводы, что х и z — чётные числа. Тогда х = 2n, z = 2m, где m, n натуральные. Подставим в уравнение: Теперь мы можем разложить на множители, используя формулу разности квадратов: $ (5^-3^)(5^+3^)=2^ $ . Получается, что обе скобки должны быть степенями двойки. Мы не можем сделать никаких обоснованных выводов. Наша группировка неудачная. Попробуем иначе: Теперь у нас обе скобки являются произведением троек. Рассмотрим такую ситуацию, $ acdot b=3^ $ , это означает, что и а, и b кратны 3. Либо одно из чисел кратно 3, а другое равно 1. Рассмотрим случай, когда и а, и b кратны трём. Вспомним основные свойства делимости. Ключевым признаком здесь будет второй: в нашем случае разность a-b также будет делиться на 3. Рассмотрим разность скобок: $ 5^+2^-(5^-2^)=2cdot 2^ $ — это число никогда не будет кратно 3. Значит, в нашем произведении один из множителей равен 1, а другой равен 3 2n . Так как $ 5^+2^> 1 $ , $ 5^-2^=1,5^+2^)=3^ $ Итак, мы с вами уже решаем немного другое уравнение, с переменными m и n, которые зависят от х и у. И пришли к выводу, что $ 5^+2^=1 $ m $ 5^ $ y $ 2^ $ 0 1 0 1 1 5 1 2 2 25 2 4 3 125 3 8 Эта таблица показывает, что $ 5^+2^=1 $ только в одном случае при m = 1, y = 2. При их увеличении разница между и будет всё больше, поэтому это единственное решение.
  • 3) Историческая справка
  • 4) Изучение нового материала.

    Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Z k0 Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений. Пример: 34x – 17y = 3. НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет. Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми. Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение. Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений: где (; ) – какое-либо решение уравнения (1), t Z Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2) m, n, x, y Z Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид 5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:
  • 9x – 18y = 5 x + y= xy Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки? Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором. Урок 2. 1) Организационный момент 2) Проверка домашнего задания 5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет. Методом подбора можно найти решение 3) Составим уравнение: Пусть мальчиков x, x Z, а девочек у, y Z, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174 Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить. Ответ: мальчиков 4, девочек 6. 3) Изучение нового материала Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них. I. Метод рассмотрения остатков от деления. Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1. Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая. Если y = 3m, m Z, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2. Ответ: где m Z. Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители. Пример: Решить уравнения в целых числах. Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4. y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4. y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4. y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4. Следовательно, y = 4n, тогда 4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n Ответ: , где n Z. II. Неопределенные уравнения 2-ой степени Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка. И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители. Пример: Решить уравнение в целых числах. 13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1) Рассмотрим эти случаи а) => б) => в) => г) => 4) Домашнее задание. Примеры. Решить уравнение в целых числах: а) 2x = 4 2x = 5 2x = 5 x = 2 x = 5/2 x = 5/2 y = 0 не подходит не подходит 2x = -4 не подходит не подходит x = -2 y = 0 б) в) Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах? Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете? Упражнения для тренировки. 1) Решите в целых числах. а) 8x + 12y = 32 x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Z б) 7x + 5y = 29 x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Z в) 4x + 7y = 75 x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Z г) 9x – 2y = 1 x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Z д) 9x – 11y = 36 x = 4 + 11n, y = 9n, n Z е) 7x – 4y = 29 x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Z ж) 19x – 5y = 119 x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Z з) 28x – 40y = 60 x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Z 2) Найти целые неотрицательные решения уравнения: а) 8x + 65y = 81 x = 2, y = 1 б) 17x + 23y = 183 x = 4, y = 5 3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям а) x + y = xy (0;0), (2;2) б) (1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2) Число 3 можно разложить на множители: a) б) в) г) в) (11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12) г) (24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23) д) (48;0), (24;1), (24;-1) е) x = 3m; y = 2m, mZ ж) y = 2x – 1 x = m: y = 2m – 1, m Z з) x = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Z и) решений нет 4) Решить уравнения в целых числах (-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4) (x — 3)(xy + 5) = 5 (-2;3), (2;-5), (4;0) (y + 1)(xy – 1)=3 (0;-4), (1;-2), (1;2) (-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1) (-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12) (-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23) 5) Решить уравнения в целых числах. а) (-1;0) б) (5;0) в) (2;-1) г) (2; -1) Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г. Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г. Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г. Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”. 8. Базовая математика Читать 0 мин. 8.264. Уравнения в целых числах Уравнения в целых числах – уравнения с двумя и более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями таких уравнений являются целые числа. Также такие уравнения называются диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который изучал такие уравнения еще до нашей эры. При решении уравнений в целых и натуральных числах можно выделить следующие способы. 1 способ. Метод перебора вариантов. Решим уравнение $ (x-2)(y+3)=4 $ в целых числах. Так как x и у целые числа, совершим перебор вариантов: Ответ: (3; 1), (6; -2), (1; -7), (-2; -4), (4; -1), (0; -5). Решим уравнение 10х + 10у = 2019 в целых числах. Поскольку при любых целых значениях х и у левая часть уравнения делится на два, а правая является нечётным числом, то уравнение не имеет решений в целых числах. Ответ: решений нет. Пусть нужно решить уравнение в целых числах: $ 5x+4y=22. $ Методом перебора находим решение $ x_1=2;;y_1=3. $ Получаем систему уравнений: Из полученного равенства видно, что число (х – 2) будет целым тогда и только тогда, когда (у – 3) делится на 5, т.е. у – 3 = 5n, где n какое-нибудь целое число. Тем самым все целые решения исходного уравнения можно записать в таком виде: Ответ: $ (2-4n;;3=5n),; где; n in Z. $ 2 способ. Алгоритм Евклида Пусть нужно решить уравнение в целых числах: $ 5x+7y=6. $ Сделаем это с помощью Алгоритма Евклида. Ищем НОД чисел 5 и 7 с помощью него: НОД (5, 7) = НОД (5, 7-5) = НОД (5, 2) = НОД (5 — 2∙2, 2) = НОД (1, 2) = 1 Запишем этот процесс в обратном порядке: Тогда $ $ является решением уравнения. Общее решение записывается в виде: Это не всевозможные способы решения. Зачастую для решения диофантовых уравнений требуются более тонкие рассуждения, связанные с делимостью, перебором остатков, оценками частей уравнения, тождественными преобразованиями и т.п. Разложить на множители и выразить переменную мы здесь не можем. Воспользуемся методом перебора остатков. Если левая часть уравнения в целых числах кратна какому-то числу, то и другая обязательно должна быть кратна этому же числу. Отсюда следует, что и остатки от деления обеих частей уравнения на одно и то же число будут давать одинаковые остатки. Будем делать выводы о делимости одной части уравнения на какое-либо число (или смотреть, какой остаток от деления при этом получается) и проверять, при каких значениях переменных вторая часть уравнения также делится на это число (либо даёт такой же остаток). Левая часть кратна 5. И остатки от деления на 5 у обеих частей также будут равны. Про пятёрку уже сказали, что правая часть делится на неё без остатка, значит и левая тоже должна делиться. Рассмотрим остатки от деления на 4. Z $ 5^ $ Остаток при делении на 4 1 5 1 2 25 1 3 125 1 4 625 1 Видим простую закономерность, что 5 в любой степени при делении на 4 будет давать остаток 1. Теперь левая часть: будет делиться на 4 без остатка. Рассмотрим остатки от деления на 4 числа $ 3^ $ Z $ 3^ $ Остаток при делении на 4 1 3 3 2 9 1 3 27 3 4 81 1 5 243 3 И так далее. Закономерность: при чётных х остаток 1, при нечётных остаток 3. Отсюда делаем вывод, что х — число чётное, значит, мы можем представить его как х = 2n. Теперь рассмотрим остатки при делении обеих частей на 3. Z $ 5^ $ Остаток при делении на 3 1 5 2 2 25 1 3 125 2 4 625 1 И так далее. Видим закономерность, что при чётных z остаток равен 1, при нечетных z остаток равен 2. Рассмотрим левую часть. Число $ 3^ $ даёт остаток 0 при делении на 3. Рассмотрим остатки от деления на 3 числа $ 4^ $ Z $ 4^ $ Остаток при делении на 3 1 4 1 2 16 1 3 64 1 4 256 1 5 1024 1 Получается, что левая часть при делении на 3 может давать только остаток 1. Значит, и правая тоже. Это происходит при чётных z. Вернёмся к нашему уравнению $ 3^+4^=5^ $ Рассмотрев все остатки от деления, мы делаем выводы, что х и z — чётные числа. Тогда х = 2n, z = 2m, где m, n натуральные. Подставим в уравнение: Теперь мы можем разложить на множители, используя формулу разности квадратов: $ (5^-3^)(5^+3^)=2^ $ . Получается, что обе скобки должны быть степенями двойки. Мы не можем сделать никаких обоснованных выводов. Наша группировка неудачная. Попробуем иначе: Теперь у нас обе скобки являются произведением троек. Рассмотрим такую ситуацию, $ acdot b=3^ $ , это означает, что и а, и b кратны 3. Либо одно из чисел кратно 3, а другое равно 1. Рассмотрим случай, когда и а, и b кратны трём. Вспомним основные свойства делимости. Ключевым признаком здесь будет второй: в нашем случае разность a-b также будет делиться на 3. Рассмотрим разность скобок: $ 5^+2^-(5^-2^)=2cdot 2^ $ — это число никогда не будет кратно 3. Значит, в нашем произведении один из множителей равен 1, а другой равен 3 2n . Так как $ 5^+2^> 1 $ , $ 5^-2^=1,5^+2^)=3^ $ Итак, мы с вами уже решаем немного другое уравнение, с переменными m и n, которые зависят от х и у. И пришли к выводу, что $ 5^+2^=1 $ m $ 5^ $ y $ 2^ $ 0 1 0 1 1 5 1 2 2 25 2 4 3 125 3 8 Эта таблица показывает, что $ 5^+2^=1 $ только в одном случае при m = 1, y = 2. При их увеличении разница между и будет всё больше, поэтому это единственное решение.
  • Урок 2.
  • 1) Организационный момент
  • 2) Проверка домашнего задания
  • 3) Изучение нового материала
  • 4) Домашнее задание.
  • 8. Базовая математика Читать 0 мин.
  • 8.264. Уравнения в целых числах
  • Видео:Уравнение с двумя неизвестными. Решить в целых числах. ЗадачаСкачать

    Уравнение с двумя неизвестными. Решить в целых числах. Задача

    Уравнения в целых числах

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    Немного теории

    Уравнения в целых числах – это алгебраические уравнения с двумя или более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями такого уравнения являются все целочисленные (иногда натуральные или рациональные) наборы значений неизвестных переменных, удовлетворяющих этому уравнению. Такие уравнения ещё называют диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который исследовал некоторые типы таких уравнений ещё до нашей эры.

    Современной постановкой диофантовых задач мы обязаны французскому математику Ферма. Именно он поставил перед европейскими математиками вопрос о решении неопределённых уравнений только в целых числах. Наиболее известное уравнение в целых числах – великая теорема Ферма: уравнение

    не имеет ненулевых рациональных решений для всех натуральных n > 2.

    Теоретический интерес к уравнениям в целых числах достаточно велик, так как эти уравнения тесно связаны со многими проблемами теории чисел.

    В 1970 году ленинградский математик Юрий Владимирович Матиясевич доказал, что общего способа, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения, не существует и быть не может. Поэтому следует для разных типов уравнений выбирать собственные методы решения.

    При решении уравнений в целых и натуральных числах можно условно выделить следующие методы:

    способ перебора вариантов;

    применение алгоритма Евклида;

    представление чисел в виде непрерывных (цепных) дробей;

    разложения на множители;

    решение уравнений в целых числах как квадратных (или иных) относительно какой-либо переменной;

    метод бесконечного спуска.

    Задачи с решениями

    1. Решить в целых числах уравнение x 2 – xy – 2y 2 = 7.

    Запишем уравнение в виде (x – 2y)(x + y) = 7.

    Так как х, у – целые числа, то находим решения исходного уравнения, как решения следующих четырёх систем:

    1) x – 2y = 7, x + y = 1;

    2) x – 2y = 1, x + y = 7;

    3) x – 2y = –7, x + y = –1;

    4) x – 2y = –1, x + y = –7.

    Решив эти системы, получаем решения уравнения: (3; –2), (5; 2), (–3; 2) и (–5; –2).

    Ответ: (3; –2), (5; 2), (–3; 2), (–5; –2).

    2. Решить в целых числах уравнение:

    а) 20х + 12у = 2013;

    в) 201х – 1999у = 12.

    а) Поскольку при любых целых значениях х и у левая часть уравнения делится на два, а правая является нечётным числом, то уравнение не имеет решений в целых числах.

    Ответ: решений нет.

    б) Подберём сначала некоторое конкретное решение. В данном случае, это просто, например,

    Поскольку числа 5 и 7 взаимно простые, то

    Значит, общее решение:

    х = 1 + 7k, у = 2 – 5k,

    где k – произвольное целое число.

    Ответ: (1+7k; 2–5k), где k – целое число.

    в) Найти некоторое конкретное решение подбором в данном случае достаточно сложно. Воспользуемся алгоритмом Евклида для чисел 1999 и 201:

    НОД(1999, 201) = НОД(201, 190) = НОД(190, 11) = НОД(11, 3) = НОД(3 , 2) = НОД(2, 1) = 1.

    Запишем этот процесс в обратном порядке:

    1 = 2 – 1 = 2 – (3 – 2) = 2·2 – 3 = 2· (11 – 3·3) – 3 = 2·11 – 7·3 = 2·11 – 7(190 – 11·17) =

    = 121·11 – 7·190 = 121(201 – 190) – 7·190 = 121·201 – 128·190 =

    = 121·201 – 128(1999 – 9·201) = 1273·201 – 128·1999.

    Значит, пара (1273, 128) является решением уравнения 201х – 1999у = 1. Тогда пара чисел

    x0 = 1273·12 = 15276, y0 = 128·12 = 1536

    является решением уравнения 201х – 1999у = 12.

    Общее решение этого уравнения запишется в виде

    х = 15276 + 1999k, у = 1536 + 201k, где k – целое число,

    или, после переобозначения (используем, что 15276 = 1283 + 7·1999, 1536 = 129 + 7·201),

    х = 1283 + 1999n, у = 129 + 201n, где n – целое число.

    Ответ: (1283+1999n, 129+201n), где n – целое число.

    3. Решить в целых числах уравнение:

    а) x 3 + y 3 = 3333333;

    б) x 3 + y 3 = 4(x 2 y + xy 2 + 1).

    а) Так как x 3 и y 3 при делении на 9 могут давать только остатки 0, 1 и 8 (смотрите таблицу в разделе «Делимость целых чисел и остатки»), то x 3 + y 3 может давать только остатки 0, 1, 2, 7 и 8. Но число 3333333 при делении на 9 даёт остаток 3. Поэтому исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

    Ответ: целочисленных решений нет.

    б) Перепишем исходное уравнение в виде (x + y) 3 = 7(x 2 y + xy 2 ) + 4. Так как кубы целых чисел при делении на 7 дают остатки 0, 1 и 6, но не 4, то уравнение не имеет решений в целых числах.

    Ответ: целочисленных решений нет.

    а) в простых числах уравнение х 2 – 7х – 144 = у 2 – 25у;

    б) в целых числах уравнение x + y = x 2 – xy + y 2 .

    а) Решим данное уравнение как квадратное относительно переменной у. Получим

    у = х + 9 или у = 16 – х.

    Поскольку при нечётном х число х + 9 является чётным, то единственной парой простых чисел, которая удовлетворяет первому равенству, является (2; 11).

    Так как х, у – простые, то из равенства у = 16 – х имеем

    С помощью перебора вариантов находим остальные решения: (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).

    Ответ: (2; 11), (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).

    б) Рассмотрим данное уравнение как квадратное уравнение относительно x:

    x 2 – (y + 1)x + y 2 – y = 0.

    Дискриминант этого уравнения равен –3y 2 + 6y + 1. Он положителен лишь для следующих значений у: 0, 1, 2. Для каждого из этих значений из исходного уравнения получаем квадратное уравнение относительно х, которое легко решается.

    Ответ: (0; 0), (0; 1), (1; 0), (1; 2), (2; 1), (2; 2).

    5. Существует ли бесконечное число троек целых чисел x, y, z таких, что x 2 + y 2 + z 2 = x 3 + y 3 + z 3 ?

    Попробуем подбирать такие тройки, где у = –z. Тогда y 3 и z 3 будут всегда взаимно уничтожаться, и наше уравнение будет иметь вид

    Чтобы пара целых чисел (x; y) удовлетворяла этому условию, достаточно, чтобы число x–1 было удвоенным квадратом целого числа. Таких чисел бесконечно много, а именно, это все числа вида 2n 2 +1. Подставляя в x 2 (x–1) = 2y 2 такое число, после несложных преобразований получаем:

    y = xn = n(2n 2 +1) = 2n 3 +n.

    Все тройки, полученные таким образом, имеют вид (2n 2 +1; 2n 3 +n; –2n 3 – n).

    6. Найдите такие целые числа x, y, z, u, что x 2 + y 2 + z 2 + u 2 = 2xyzu.

    Число x 2 + y 2 + z 2 + u 2 чётно, поэтому среди чисел x, y, z, u чётное число нечётных чисел.

    Если все четыре числа x, y, z, u нечётны, то x 2 + y 2 + z 2 + u 2 делится на 4, но при этом 2xyzu не делится на 4 – несоответствие.

    Если ровно два из чисел x, y, z, u нечётны, то x 2 + y 2 + z 2 + u 2 не делится на 4, а 2xyzu делится на 4 – опять несоответствие.

    Поэтому все числа x, y, z, u чётны. Тогда можно записать, что

    и исходное уравнение примет вид

    Теперь заметим, что (2k + 1) 2 = 4k(k + 1) + 1 при делении на 8 даёт остаток 1. Поэтому если все числа x1, y1, z1, u1 нечётны, то x1 2 + y1 2 + z1 2 + u1 2 не делится на 8. А если ровно два из этих чисел нечётно, то x1 2 + y1 2 + z1 2 + u1 2 не делится даже на 4. Значит,

    и мы получаем уравнение

    Снова повторив те же самые рассуждения, получим, что x, y, z, u делятся на 2 n при всех натуральных n, что возможно лишь при x = y = z = u = 0.

    7. Докажите, что уравнение

    (х – у) 3 + (y – z) 3 + (z – x) 3 = 30

    не имеет решений в целых числах.

    Воспользуемся следующим тождеством:

    (х – у) 3 + (y – z) 3 + (z – x) 3 = 3(х – у)(y – z)(z – x).

    Тогда исходное уравнение можно записать в виде

    (х – у)(y – z)(z – x) = 10.

    Обозначим a = x – y, b = y – z, c = z – x и запишем полученное равенство в виде

    Кроме того очевидно, a + b + c = 0. Легко убедиться, что с точностью до перестановки из равенства abc = 10 следует, что числа |a|, |b|, |c| равны либо 1, 2, 5, либо 1, 1, 10. Но во всех этих случаях при любом выборе знаков a, b, c сумма a + b + c отлична от нуля. Таким образом, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

    8. Решить в целых числах уравнение 1! + 2! + . . . + х! = у 2 .

    если х = 1, то у 2 = 1,

    если х = 3, то у 2 = 9.

    Этим случаям соответствуют следующие пары чисел:

    Заметим, что при х = 2 имеем 1! + 2! = 3, при х = 4 имеем 1! + 2! + 3! + 4! = 33 и ни 3, ни 33 не являются квадратами целых чисел. Если же х > 5, то, так как

    5! + 6! + . . . + х! = 10n,

    можем записать, что

    1! + 2! + 3! + 4! + 5! + . . . + х! = 33 + 10n.

    Так как 33 + 10n – число, оканчивающееся цифрой 3, то оно не является квадратом целого числа.

    Ответ: (1; 1), (1; –1), (3; 3), (3; –3).

    9. Решите следующую систему уравнений в натуральных числах:

    a 3 – b 3 – c 3 = 3abc, a 2 = 2(b + c).

    3abc > 0, то a 3 > b 3 + c 3 ;

    таким образом имеем

    b 2 2 + х = у 4 + у 3 + у 2 + у.

    Разложив на множители обе части данного уравнения, получим:

    х(х + 1) = у(у + 1)(у 2 + 1),

    х(х + 1) = (у 2 + у)(у 2 + 1)

    Такое равенство возможно, если левая и правая части равны нулю, или представляют собой произведение двух последовательных целых чисел. Поэтому, приравнивая к нулю те или иные множители, получим 4 пары искомых значений переменных:

    Произведение (у 2 + у)(у 2 + 1) можно рассматривать как произведение двух последовательных целых чисел, отличных от нуля, только при у = 2. Поэтому х(х + 1) = 30, откуда х5 = 5, х6 = –6. Значит, существуют ещё две пары целых чисел, удовлетворяющих исходному уравнению:

    Ответ: (0; 0), (0; –1), (–1; 0), (–1; –1), (5; 2), (–6; 2.)

    Задачи без решений

    1. Решить в целых числах уравнение:

    б) х 2 + у 2 = х + у + 2.

    2. Решить в целых числах уравнение:

    а) х 3 + 21у 2 + 5 = 0;

    б) 15х 2 – 7у 2 = 9.

    3. Решить в натуральных числах уравнение:

    4. Доказать, что уравнение х 3 + 3у 3 + 9z 3 = 9xyz в рациональных числах имеет единственное решение

    5. Доказать, что уравнение х 2 + 5 = у 3 в целых числах не имеет решений.

    Видео:Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

    Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

    Уравнения с двумя переменными (неопределенные уравнения)

    Разделы: Математика

    Обращение автора к данной теме не является случайным. Уравнения с двумя переменными впервые встречаются в курсе 7-го класса. Одно уравнение с двумя переменными имеет бесконечное множество решений. Это наглядно демонстрирует график линейной функции, заданный в виде ax + by=c. В школьном курсе учащиеся изучают системы двух уравнений с двумя переменными. В результате из поля зрения учителя и, поэтому ученика, выпадает целый ряд задач, с ограниченными условиями на коэффициент уравнения, а также методы их решения.

    Речь идет о решении уравнения с двумя неизвестными в целых или натуральных числах.

    В школе натуральные и целые числа изучаются в 4-6-х классах. К моменту окончания школы не все ученики помнят различия между множествами этих чисел.

    Однако задача типа “решить уравнение вида ax + by=c в целых числах” все чаще встречается на вступительных экзаменах в ВУЗы и в материалах ЕГЭ.

    Решение неопределенных уравнений развивает логическое мышление, сообразительность, внимание анализировать.

    Я предлагаю разработку нескольких уроков по данной теме. У меня нет однозначных рекомендаций по срокам проведения этих уроков. Отдельные элементы можно использовать и в 7-м классе (для сильного класса). Данные уроки можно взять за основу и разработать небольшой элективный курс по предпрофильной подготовке в 9-м классе. И, конечно, этот материал можно использовать в 10-11 классах для подготовки к экзаменам.

    Цель урока:

      повторение и обобщение знаний по теме “Уравнения первого и второго порядка”
    • воспитание познавательного интереса к учебному предмету
    • формирование умений анализировать, проводить обобщения, переносить знания в новую ситуацию

    Урок 1.

    Ход урока.

    1) Орг. момент.

    2) Актуализация опорных знаний.

    Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида

    mx + ny = k, где m, n, k – числа, x, y – переменные.

    Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

    Уравнения с двумя переменными, имеющими одни и те же решения, называются равносильными.

    1. 5x+2y=12 Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(2)y = -2.5x+6

    Данное уравнение может иметь сколько угодно решений. Для этого достаточно взять любое значение x и найти соответствующее ему значение y.

    Пусть x = 2, y = -2.5•2+6 = 1

    x = 4, y = -2.5•4+6 =- 4

    Пары чисел (2;1); (4;-4) – решения уравнения (1).

    Данное уравнение имеет бесконечно много решений.

    3) Историческая справка

    Неопределенные (диофантовы) уравнения – это уравнения, содержащие более одной переменной.

    В III в. н.э. – Диофант Александрийский написал “Арифметику”, в которой расширил множество чисел до рациональных, ввел алгебраическую символику.

    Так же Диофант рассмотрел проблемы решения неопределенных уравнений и им даны методы решения неопределенных уравнений второй и третьей степени.

    4) Изучение нового материала.

    Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ kКак решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах0

    Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений.

    Пример: 34x – 17y = 3.

    НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет.

    Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми.

    Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение.

    Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений:

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахгде (Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах; Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах) – какое-либо решение уравнения (1), t Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ

    Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2)

    m, n, x, y Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ

    Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:

  • 9x – 18y = 5
  • x + y= xy
  • Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки?
  • Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором.

    Урок 2.

    1) Организационный момент

    2) Проверка домашнего задания

    5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет.

    Методом подбора можно найти решение

    3) Составим уравнение:

    Пусть мальчиков x, x Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ, а девочек у, y Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174

    Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить.

    Ответ: мальчиков 4, девочек 6.

    3) Изучение нового материала

    Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них.

    I. Метод рассмотрения остатков от деления.

    Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1.

    Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая.

    1. Если y = 3m, m Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3.
    2. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3.
    3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2.

    Ответ: Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахгде m Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ.

    Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители.

    Пример: Решить уравнения в целых числах.

    Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4.

    y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4.

    Следовательно, y = 4n, тогда

    4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n

    Ответ: Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах, где n Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ.

    II. Неопределенные уравнения 2-ой степени

    Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка.

    И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители.

    Пример: Решить уравнение в целых числах.

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1)

    Рассмотрим эти случаи

    а) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах=> Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    б) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах=> Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    в) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах=> Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    г) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах=> Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    4) Домашнее задание.

    Примеры. Решить уравнение в целых числах:

    а) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахКак решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахКак решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах
    2x = 42x = 52x = 5
    x = 2x = 5/2x = 5/2
    y = 0не подходитне подходит
    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахКак решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахКак решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах
    2x = -4не подходитне подходит
    x = -2
    y = 0

    б) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    в) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах?

    Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете?

    Упражнения для тренировки.

    1) Решите в целых числах.

    а) 8x + 12y = 32x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    б) 7x + 5y = 29x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    в) 4x + 7y = 75x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    г) 9x – 2y = 1x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    д) 9x – 11y = 36x = 4 + 11n, y = 9n, n Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    е) 7x – 4y = 29x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    ж) 19x – 5y = 119x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    з) 28x – 40y = 60x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ

    2) Найти целые неотрицательные решения уравнения:

    а) 8x + 65y = 81x = 2, y = 1
    б) 17x + 23y = 183x = 4, y = 5

    3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям

    а) x + y = xy(0;0), (2;2)
    б) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2)

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    Число 3 можно разложить на множители:

    a) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахб) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахв) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахг) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах
    в) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12)
    г) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23)
    д) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(48;0), (24;1), (24;-1)
    е) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахx = 3m; y = 2m, mКак решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    ж) y = 2x – 1x = m: y = 2m – 1, m Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    з) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахx = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахZ
    и)Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахрешений нет

    4) Решить уравнения в целых числах

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4)
    (x — 3)(xy + 5) = 5(-2;3), (2;-5), (4;0)
    (y + 1)(xy – 1)=3(0;-4), (1;-2), (1;2)
    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1)
    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12)
    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23)

    5) Решить уравнения в целых числах.

    а) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(-1;0)
    б)Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(5;0)
    в) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(2;-1)
    г) Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах(2; -1)
  • Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г.
  • Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г.
  • Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г.
  • Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г.
  • Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”.
  • Видео:Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать

    Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числах

    8. Базовая математика Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числахЧитать 0 мин.

    Видео:Алгебра 7 класс (Урок№45 - Уравнения первой степени с двумя неизвестными.)Скачать

    Алгебра 7 класс (Урок№45 - Уравнения первой степени с двумя неизвестными.)

    8.264. Уравнения в целых числах

    Уравнения в целых числах – уравнения с двумя и более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями таких уравнений являются целые числа. Также такие уравнения называются диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который изучал такие уравнения еще до нашей эры.

    При решении уравнений в целых и натуральных числах можно выделить следующие способы.

    1 способ. Метод перебора вариантов.

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    Решим уравнение $ (x-2)(y+3)=4 $ в целых числах.

    Так как x и у целые числа, совершим перебор вариантов:

    Ответ: (3; 1), (6; -2), (1; -7), (-2; -4), (4; -1), (0; -5).

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    Решим уравнение 10х + 10у = 2019 в целых числах.

    Поскольку при любых целых значениях х и у левая часть уравнения делится на два, а правая является нечётным числом, то уравнение не имеет решений в целых числах.

    Ответ: решений нет.

    Как решать уравнения с 2 неизвестными в целых числах

    Пусть нужно решить уравнение в целых числах: $ 5x+4y=22. $

    Методом перебора находим решение $ x_1=2;;y_1=3. $

    Получаем систему уравнений:

    Из полученного равенства видно, что число (х – 2) будет целым тогда и только тогда, когда (у – 3) делится на 5, т.е. у – 3 = 5n, где n какое-нибудь целое число.

    Тем самым все целые решения исходного уравнения можно записать в таком виде:

    Ответ: $ (2-4n;;3=5n),; где; n in Z. $

    2 способ. Алгоритм Евклида

    Пусть нужно решить уравнение в целых числах: $ 5x+7y=6. $

    Сделаем это с помощью Алгоритма Евклида. Ищем НОД чисел 5 и 7 с помощью него:

    НОД (5, 7) = НОД (5, 7-5) = НОД (5, 2) = НОД (5 — 2∙2, 2) = НОД (1, 2) = 1

    Запишем этот процесс в обратном порядке:

    Тогда $ $ является решением уравнения.

    Общее решение записывается в виде:

    Это не всевозможные способы решения. Зачастую для решения диофантовых уравнений требуются более тонкие рассуждения, связанные с делимостью, перебором остатков, оценками частей уравнения, тождественными преобразованиями и т.п.

    Разложить на множители и выразить переменную мы здесь не можем. Воспользуемся методом перебора остатков.

    Если левая часть уравнения в целых числах кратна какому-то числу, то и другая обязательно должна быть кратна этому же числу. Отсюда следует, что и остатки от деления обеих частей уравнения на одно и то же число будут давать одинаковые остатки.

    Будем делать выводы о делимости одной части уравнения на какое-либо число (или смотреть, какой остаток от деления при этом получается) и проверять, при каких значениях переменных вторая часть уравнения также делится на это число (либо даёт такой же остаток).

    Левая часть кратна 5. И остатки от деления на 5 у обеих частей также будут равны.

    Про пятёрку уже сказали, что правая часть делится на неё без остатка, значит и левая тоже должна делиться.

    Рассмотрим остатки от деления на 4.

    Z$ 5^ $Остаток при делении на 4
    151
    2251
    31251
    46251

    Видим простую закономерность, что 5 в любой степени при делении на 4 будет давать остаток 1.

    Теперь левая часть: будет делиться на 4 без остатка.

    Рассмотрим остатки от деления на 4 числа $ 3^ $

    Z$ 3^ $Остаток при делении на 4
    133
    291
    3273
    4811
    52433

    И так далее. Закономерность: при чётных х остаток 1, при нечётных остаток 3.

    Отсюда делаем вывод, что х — число чётное, значит, мы можем представить его как х = 2n.

    Теперь рассмотрим остатки при делении обеих частей на 3.

    Z$ 5^ $Остаток при делении на 3
    152
    2251
    31252
    46251

    И так далее. Видим закономерность, что при чётных z остаток равен 1, при нечетных z остаток равен 2.

    Рассмотрим левую часть. Число $ 3^ $ даёт остаток 0 при делении на 3.

    Рассмотрим остатки от деления на 3 числа $ 4^ $

    Z$ 4^ $Остаток при делении на 3
    141
    2161
    3641
    42561
    510241

    Получается, что левая часть при делении на 3 может давать только остаток 1. Значит, и правая тоже. Это происходит при чётных z.

    Вернёмся к нашему уравнению $ 3^+4^=5^ $

    Рассмотрев все остатки от деления, мы делаем выводы, что х и z — чётные числа. Тогда х = 2n, z = 2m, где m, n натуральные. Подставим в уравнение:

    Теперь мы можем разложить на множители, используя формулу разности квадратов:

    $ (5^-3^)(5^+3^)=2^ $ . Получается, что обе скобки должны быть степенями двойки. Мы не можем сделать никаких обоснованных выводов. Наша группировка неудачная. Попробуем иначе:

    Теперь у нас обе скобки являются произведением троек. Рассмотрим такую ситуацию,

    $ acdot b=3^ $ , это означает, что и а, и b кратны 3. Либо одно из чисел кратно 3, а другое равно 1.

    Рассмотрим случай, когда и а, и b кратны трём. Вспомним основные свойства делимости.

    Ключевым признаком здесь будет второй: в нашем случае разность a-b также будет делиться на 3.

    Рассмотрим разность скобок:

    $ 5^+2^-(5^-2^)=2cdot 2^ $ — это число никогда не будет кратно 3. Значит, в нашем произведении один из множителей равен 1, а другой равен 3 2n . Так как $ 5^+2^> 1 $ ,

    $ 5^-2^=1,5^+2^)=3^ $ Итак, мы с вами уже решаем немного другое уравнение, с переменными m и n, которые зависят от х и у. И пришли к выводу, что $ 5^+2^=1 $

    m$ 5^ $y$ 2^ $
    0 10 1
    1 51 2
    2 252 4
    3 1253 8

    Эта таблица показывает, что $ 5^+2^=1 $ только в одном случае при m = 1, y = 2. При их увеличении разница между и будет всё больше, поэтому это единственное решение.

    🔥 Видео

    Алгебра 10 класс (Урок№9 - Решение уравнений в целых числах.)Скачать

    Алгебра 10 класс (Урок№9 - Решение уравнений в целых числах.)

    Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

    Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

    Классический способ решения Диофантовых уравнений ➜ Решите уравнение в целых числах ➜ 13x-7y=6Скачать

    Классический способ решения Диофантовых уравнений ➜ Решите уравнение в целых числах ➜ 13x-7y=6

    Как решать уравнения с двумя переменными в целых числах! Лёгкий способ!Скачать

    Как решать уравнения с двумя переменными в целых числах! Лёгкий способ!

    Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах | Алгебра 7 класс #44 | ИнфоурокСкачать

    Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах | Алгебра 7 класс #44 | Инфоурок

    Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?Скачать

    Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?

    Как решить уравнение в целых числах с двумя неизвестными Подготовка к олимпиаде по математикеСкачать

    Как решить уравнение в целых числах с двумя неизвестными Подготовка к олимпиаде по математике

    Решение уравнений в целых числахСкачать

    Решение уравнений в целых числах

    Как решать квадратные уравнения с двумя переменными в целых числах! Лёгкий способСкачать

    Как решать квадратные уравнения с двумя переменными в целых числах! Лёгкий способ

    9 класс. Алгебра. Решение уравнений в целых числах.Скачать

    9 класс. Алгебра.  Решение уравнений в целых числах.

    ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать

    ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 класс

    Диофантовы уравнения с двумя неизвестнымиСкачать

    Диофантовы уравнения с двумя неизвестными

    Решите уравнение в целых числах: y²+1=2^x ➜ Как решать диофантовы уравненияСкачать

    Решите уравнение в целых числах: y²+1=2^x ➜ Как решать диофантовы уравнения

    9 класс, 8 урок, Уравнения с двумя переменнымиСкачать

    9 класс, 8 урок, Уравнения с двумя переменными

    Уравнение с двумя неизвестными - пример решения задачиСкачать

    Уравнение с двумя неизвестными - пример решения задачи

    Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 классСкачать

    Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 класс
    Поделиться или сохранить к себе: