Как решать систему уравнений с двумя модулями

Как решать систему уравнений с двумя модулями

  • Как решать систему уравнений с двумя модулями

Как решать систему уравнений с двумя модулями

§ 3. Решение систем с параметром и с модулями

В данном параграфе мы познакомимся со способами решения систем двух линейных уравнений с модулями.

Решите систему уравнений $$ left<beginleft|x-yright|=5,\ 3x+2y=10.endright.$$

Модуль в уравнении `|x-y|=5` можно «раскрыть», пользуясь определением модуля числа:

$$left|x-yright|=left<beginx-y,;mathrm;x-ygeq0,\y-x,;mathrm;x-y =0` записывается в виде `x-y=5`, а при `x-y =0`, система имеет вид:

Итак, `x=5`, `y=0`, условие `x-y>=0` выполняется. Значит, найденные пары чисел является решением исходной системы.

2 случай. Если `x-y =0`, `y>=0`;

4) `x =0`, `y>=0`, система имеет вид:

Оба полученные значения удовлетворяют заданным условиям: `1,5>=0`, `0>=0`.

2 случай. `x>=0`, `y =0`.

3 случай. `x =0` система имеет вид:

Первое уравнение не имеет решения, так как сводится к равенству `0=6`, значит система не имеет решений.

4 случай. `x -5/2`, то `|y+5/2|=y+5/2`; если `y то `|y+5/2|=-y-5/2`.

Выражение `y-1=0`, если `y=1`.

Если `y>1`, то `|y-1|=y-1`, а если `y =1`, то `|y-1|=y-1` и `|y+5/2|=y+5/2`, получаем уравнение:

Тогда `x=1/3(2*2+5)=3`. Число `2>1`, так что пара `(3;2)` является решением системы.

Пусть теперь `-5/2 хождения `y` получаем уравнение

Число `8/13` больше `(-5/2)`, но меньше, чем `1`, поэтому пара чисел `(27/13;8/13)` является решением системы.

Видео:Уравнение с двумя модулями - bezbotvyСкачать

Уравнение с двумя модулями - bezbotvy

Модули в системах уравнений и неравенств с двумя переменными

Подробней о раскрытии модуля в уравнении, см. §40 справочника для 7 класса, а также пример 2 §14 данного справочника.
Подробней о раскрытии модуля в неравенстве, см. §10 данного справочника.

п.1. Примеры

Как решать систему уравнений с двумя модулями

б) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
Проанализируем первый график:
Исходная прямая y = x – 1 превращается в ломаную y = |x – 1|, «отражается» в точке (1; 0) в положительную полуплоскость y > 0.
Далее, ломаная y = |x – 1| опускается на 1 вниз y = |x – 1| – 1.
Наконец, области y = |x – 1| – 1 с отрицательными Y снова отражаются в положительную полуплоскость y > 0.
Второй график – окружность с центром (1; 0), радиусом 1.

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решение – точка A(1; 3) и треугольник BCD, заданный системой трех неравенств:
( left< begin mathrm & \ mathrm & \ mathrm & endright. )

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Пример 3. Найдите значения параметра a, при которых система имеет ровно два решения:
( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
y = x 2 – 5|x| + 4 – парабола y = x 2 – 5x + 4 = (x – 1)(x – 4), x > 0, отраженная в отрицательную полуплоскость x 0 является прямая ( mathrm<x_0=frac=frac=2,5> )
Вершина лежит на оси. Ордината вершины: y0 = 2,5 2 – 5 · 2,5 + 4 = –2,25.
В полуплоскости x –2,25 решений бесконечное множество (отрезки кривой).
Ответ: a = –2,25.

Видео:Уравнение с двумя модулями: особенности решенияСкачать

Уравнение с двумя модулями: особенности решения

Решение уравнений с модулем методом интервалов

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Уравнения с несколькими модулями в одной части

Чем больше модулей, тем больше приходиться их раскрывать и тем больше получается различных уравнений. Когда модулей один или два — это не сложно. Сложность возникает когда модулей больше двух. Человек может забыть рассмотреть какой-то из случаев, и получится что уравнение решено не полностью.

Давайте решим следующее уравнение:

У данного уравнения два модуля в левой части. Оно решается путем раскрытия модулей. Не будем комментировать решение, а сразу приведём его:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Такой вид уравнения удобнее решать методом интервалов (или более точно — методом промежутков). Суть этого метода в том, чтобы разбить координатную прямую на несколько промежутков, а затем решить уравнение на каждом из этих промежутков. Модули исходного уравнения на каждом промежутке будут раскрываться по разному.

Решим уравнение |x − 5| − |x| = 1 методом интервалов.

Для начала нарисуем координатную прямую и обозначим её как x

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Если координатная прямая содержит все числа, которые существуют в природе, то логично что она содержит и корни нашего уравнения.

Теперь надо разбить координатную прямую на промежутки. Для этого сначала нужно найти на ней те точки, на которых модули нашего уравнения будут менять свой порядок раскрытия. То есть, найти точки перехода для модулей |x − 5| и |x| .

Чтобы найти точки перехода, нужно выяснить при каких значениях x подмодульные выражения равны нулю. Узнать это можно приравняв к нулю подмодульные выражения обоих модулей, и решить обычные линейные уравнения:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Для модуля |x − 5| точкой перехода будет 5 . Для модуля |x| точкой перехода будет 0 .

Теперь отметим точки перехода на координатной прямой. Мéньшие числа нужно отмечать левее, большие числа правее:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Проведем дуги от точек перехода:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

С помощью неравенств подпишем каждый промежуток. Получится три промежутка: от минус бесконечности до нуля, от нуля до пяти, и от пяти до плюс бесконечности. То есть: x x значение 0 не включено в данный промежуток. Но зато это значение включено во второй промежуток 0 ≤ x .

Во втором же промежутке 0 ≤ x значение 5 не включено в данный промежуток, но зато оно включено в третий промежуток x ≥ 5 .

Проще говоря, каждый промежуток включает в себя левый конец, и не включает правый. Сделано это специально, чтобы не допустить потерь значений переменной x. Описать с помощью неравенств нужно все значения на координатной прямой, не допуская их потерь.

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Включение левого конца в рассматриваемый промежуток и исключение его из правого это лишь общепринятое правило. На самом деле концы рассматриваемого промежутка можно включать в любой из соседствующих промежутков. Например, значение 0 можно было включить в первый промежуток. Тогда он принял бы вид x ≤ 0 , а второй промежуток принял бы вид 0 , потому что ноль уже был включен в первый промежуток.

Но лучше всего исходить из ситуации, потому что в каких-то случаях левый конец промежутка целесообразнее исключить из рассматриваемого промежутка и включить его в правый конец соседнего промежутка. Об этом мы поговорим позже.

Теперь выясним как будут вести себя модули |x − 5| и |x| на каждом из этих промежутков. От этого будет зависеть то, как они будут раскрываться.

Начнем с первого промежутка x x , то при любом значении x на данном промежутке подмодульное выражение x − 5 станет отрицательным, а значит модуль |x − 5| на промежутке x −(x − 5) + x = 1 , которое получилось после раскрытия модулей на промежутке x

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Это уравнение решений не имеет. Значит на промежутке x исходное уравнение не имеет корней. Проще говоря, корень уравнения не является числом меньшим нуля.

Следующий промежуток, на котором нужно решить уравнение это промежуток 0 ≤ x .

Если x больше или равно нулю, но меньше пяти, то подмодульное выражение x − 5, станет отрицательным, а значит модуль |x − 5| на промежутке 0 ≤ x будет раскрываться со знаком минус. Второй модуль |x| на промежутке 0 ≤ x будет раскрываться с плюсом.

В результате после раскрытия модулей на промежутке 0 ≤ x уравнение с модулем |x − 5| |x| = 1 примет вид −(x − 5) − x = 1

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решим это уравнение:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Получили корень 2. Чтобы проверить действительно ли это число является корнем исходного уравнения, нужно посмотреть принадлежит ли это число рассматриваемому промежутку 0 ≤ x . Принадлежит? Да. Значит число 2 является корнем уравнения |x − 5| |x| = 1 . Проверка также показывает это:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Следующий промежуток, который нужно рассмотреть это промежуток x ≥ 5 .

Если x больше или равно пяти, то модуль |x − 5| на промежутке x ≥ 5 будет раскрываться со знаком плюс. Второй модуль |x| на промежутке x ≥ 5 тоже будет раскрываться с плюсом.

В результате после раскрытия модулей на промежутке x ≥ 5 уравнение с модулем |x − 5| |x| = 1 примет вид x − 5 − x = 1 .

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решим это уравнение:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Это уравнение не имеет решений. Значит на промежутке x ≥ 5 исходное уравнение корней не имеет. Проще говоря, корень уравнения не является числом, бóльшим либо равным пяти.

В итоге корнем уравнения является число 2, которое мы нашли решив исходное уравнение на промежутке 0 ≤ x

Пример 2. Решить уравнение |x − 3| + |x + 2| = 7

Решение

Шаг 1. Находим точки перехода для модулей |x − 3| и |x + 2|

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Шаг 2. Отметим на координатной прямой найденные точки перехода и выделим получившиеся промежутки:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Шаг 3. Решим исходное уравнение на каждом промежутке. Для этого посмóтрим как будут раскрываться модули |x − 3| и |x + 2| на этих промежутках.

На промежутке x модуль |x − 3| будет раскрываться с минусом. Можно проверить это, подставив в данный модуль любое число из промежутка x . Например, числа −4 или −9

Следующий модуль |x + 2| на промежутке x тоже будет раскрываться с минусом. Убедимся в этом подставив любые два числа из промежутка x в подмодульное выражение. Например, числа −6 и −8

Значит после раскрытия модулей на промежутке x исходное уравнение |x − 3| + |x + 2| = 7 принимает следующий вид:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Обязательно нужно проверить входит ли найденный корень −3 в рассматриваемый промежуток x x найденный корень −3 и проверить верное ли оно. В данном случае неравенство −3 верно, значит корень −3 входит в промежуток x и соответственно является корнем исходного уравнения.

На следующем промежутке −2 ≤ x x ≥ 3 исходное уравнение |x − 3| + |x + 2| = 7 принимает следующий вид:

Решим это уравнение:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Этот корень входит в рассматриваемый промежуток x ≥ 3, значит является корнем исходного уравнения. Проверка также показывает это:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Ответ: −3 и 4.

Пример 3. Решить уравнение |2x − 3| + |2x + 7| = 16

Решение

Найдём точки перехода для модулей |2x − 3| и |2x + 7|

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Отметим точки перехода на координатной прямой. Меньшие числа нужно отмечать левее, большие правее:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решим исходное уравнение |2x − 3| + |2x + 7| = 16 на промежутке Как решать систему уравнений с двумя модулями. Оба модуля на этом промежутке будут раскрываться с минусом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Корень −5 принадлежит промежутку Как решать систему уравнений с двумя модулями, значит является корнем исходного уравнения.

Теперь решим исходное уравнение на промежутке Как решать систему уравнений с двумя модулями. Модуль |2x − 3| на этом промежутке раскрывается с минусом, а модуль |2x + 7| — с плюсом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Видим, что на промежутке исходное уравнение не имеет решений (корней).

Теперь решим исходное уравнение на промежутке Как решать систему уравнений с двумя модулями. Оба модуля на данном промежутке раскрываются с плюсом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Корень 3 принадлежит промежутку Как решать систему уравнений с двумя модулями, значит является корнем исходного уравнения.

Ответ: −5 и 3 .

Пример 4. Решить уравнение |x − 2| + 3x = |x − 5| − 18

Решение

Найдём точки перехода для модулей |x − 2| и |x 5|

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Отметим точки перехода на координатной прямой:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решим исходное уравнение на промежутке x . Модули |x − 2| и |x 5| на этом промежутке раскрываются с минусом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Число −5 принадлежит промежутку x , значит является корнем исходного уравнения.

Решим исходное уравнение на промежутке 2 ≤ x . Модуль |x − 2| на этом промежутке раскрывается с плюсом, а модуль |x 5| — с минусом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Число Как решать систему уравнений с двумя модулямине принадлежит промежутку 2 ≤ x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим исходное уравнение на промежутке x ≥ 5 . Модули |x − 2| и |x 5| на этом промежутке будут раскрываться с плюсом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Число −7 не принадлежит промежутку x ≥ 5 , значит не является корнем исходного уравнения.

Ответ: −5

Пример 5. Решить уравнение |x| + |x − 7| + 2|x − 4| = 2

Решение

Найдём точки перехода для модулей |x|, |x − 7| и |x 4|

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Отметим точки перехода на координатной прямой:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решим исходное уравнение на промежутке x . Все три модуля: |x|, |x − 7| и |x 4| на этом промежутке раскрываются с минусом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Число Как решать систему уравнений с двумя модулямине принадлежит промежутку x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим теперь исходное уравнение на промежутке 0 ≤ x |x| на этом промежутке раскрывается с плюсом, а модули |x − 7| и |x 4| — с минусом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Число Как решать систему уравнений с двумя модулямине принадлежит промежутку 0 ≤ x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим теперь исходное уравнение на промежутке 4 ≤ x . Модуль |x| на этом промежутке раскрывается с плюсом; модуль |x − 7| — с минусом; модуль |x 4| — с плюсом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Число Как решать систему уравнений с двумя модулямине принадлежит промежутку 4 ≤ x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим исходное уравнение на промежутке x ≥ 7 . Все три модуля: |x|, |x − 7| и |x 4| на этом промежутке раскрываются с плюсом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Число Как решать систему уравнений с двумя модулямине принадлежит промежутку x ≥ 7 , значит не является корнем исходного уравнения.

Решив исходное уравнение на каждом промежутке, мы не нашли корней, удовлетворяющих этому уравнению. Значит данное уравнение не имеет корней.

В ответе можно написать словами, что корней нет (или решений нет), либо указать символ пустого множества. Этот символ будет указывать, что множество корней уравнения |x| + |x − 7| + 2|x − 4| = 2 пусто.

Ответ: ø.

Пример 6. Решить уравнение Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решение

Найдём точки перехода для модулей Как решать систему уравнений с двумя модулямии Как решать систему уравнений с двумя модулями

Если методом интервалов нужно решить уравнение с модулем, который в свою очередь содержит внутри себя другой модуль, то точки перехода надо искать для случаев: когда внутренний модуль раскрывается с плюсом и когда он раскрывается с минусом. Точки перехода будут меняться в зависимости от этих случаев. Давайте посмотрим как это происходит.

Если у модуля Как решать систему уравнений с двумя модулямивнутренний модуль раскроется с плюсом, то есть если 2x − 1 ≥ 0 (что равносильно Как решать систему уравнений с двумя модулями), то исходное уравнение примет вид |2x − 1 − 5| + x = |6 − x| . Здесь и далее надо учесть, что внутренний модуль будет раскрываться с плюсом при тех значениях x, которые будут больше либо равны Как решать систему уравнений с двумя модулями. Отметим эту точку на координатной прямой.

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Теперь найдем точки перехода. Поскольку исходное уравнение приняло вид |2x − 1 − 5| + x = |6 − x| , то точки перехода надо найти для модулей |2x − 1 − 5| и |6 − x| .

Для модуля |2x − 1 − 5| точкой перехода будет число 3 , а для модуля |6 − x| — число 6 . Отметим эти числа на той же координатной прямой где мы отметили точку Как решать систему уравнений с двумя модулями

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Сейчас нас интересуют только те значения x , которые удовлетворяют условию Как решать систему уравнений с двумя модулями, потому что только при этом условии внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с плюсом. Поэтому рассматривать промежуток Как решать систему уравнений с двумя модулямимы не будем. Рассмотреть нужно те промежутки где x удовлетворяет условию Как решать систему уравнений с двумя модулями

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Первый промежуток на котором мы будем решать уравнение это Как решать систему уравнений с двумя модулями. На нем модуль |2x − 1 − 5| раскрывается с минусом, а модуль |6 − x| с плюсом:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Получили тождество — равенство верное при любом значении x . В данном случае решением исходного уравнения является любое число из промежутка Как решать систему уравнений с двумя модулями. Любое число из этого промежутка также удовлетворяют условию Как решать систему уравнений с двумя модулями

Теперь решим исходное уравнение на промежутке 3 ≤ x . Оба модуля на этом промежутке раскрываются с плюсом. Тогда:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Корень 3 принадлежит рассматриваемому промежутку. Также этот корень удовлетворяет условию Как решать систему уравнений с двумя модулями, согласно которому внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с плюсом.

Теперь решим исходное уравнение на промежутке x ≥ 6 . На этом промежутке модуль |2x − 1 − 5| раскрывается с плюсом, а модуль |6 − x| с минусом. Тогда:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Корень 0 не удовлетворяет условию x ≥ 6 , значит на данном промежутке исходное уравнение корней не имеет.

Итак, если внутренний модуль уравнения Как решать систему уравнений с двумя модулямираскрывается с плюсом, то решениями уравнения являются: промежуток Как решать систему уравнений с двумя модулями, а также число 3. Запишем эти решения одним промежутком:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Теперь решим исходное уравнение для случая когда внутренний модуль раскрывается с минусом. То есть когда 2x − 1 (что равносильно неравенству Как решать систему уравнений с двумя модулями). В этом случае исходное уравнение примет вид:

Отметим точку Как решать систему уравнений с двумя модулямина координатной прямой.

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Нас будут интересовать те значения x которые располагаются слева от Как решать систему уравнений с двумя модулями. Это те значения при которых внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с минусом.

Найдем точки перехода для модулей |−2x + 1 − 5| и |6 − x| . Для первого модуля это число −2, для второго модуля — число 6

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Рассматривать будем только те промежутки, которые располагаются слева от Как решать систему уравнений с двумя модулями. Только при них внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с минусом

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Решим уравнение на промежутке x . На этом промежутке оба модуля раскрываются с плюсом. Тогда:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Это уравнение решений не имеет. Значит на промежутке x исходное уравнение не имеет корней.

Решим теперь уравнение на промежутке Как решать систему уравнений с двумя модулями. Замечаем, что при подстановке левого конца этого промежутка (числа −2) в модуль |−2x + 1 − 5| данный модуль раскрывается с плюсом, а при остальных значениях промежутка Как решать систему уравнений с двумя модулямимодуль |−2x + 1 − 5| раскрывается с минусом.

Поэтому число −2 разумнее включить в промежуток x , который мы уже рассмотрели. На промежутке x модуль раскрывался с плюсом, и при включении числа −2 в данный промежуток, он также будет раскрываться с плюсом.

На промежутке Как решать систему уравнений с двумя модулямимодуль |−2x + 1 − 5| раскрывается с минусом, а модуль |6 − x| с плюсом. Тогда:

Как решать систему уравнений с двумя модулями

Получится корень который не удовлетворяет условию Как решать систему уравнений с двумя модулями. Несмотря на это число Как решать систему уравнений с двумя модулямиявляется корнем исходного уравнения, потому что мы получили его когда решали уравнение для случая 2x − 1 ≥ 0 .

Видео:Система уравнений с модулями #1Скачать

Система уравнений с модулями #1

Задания для самостоятельного решения

Примечание: Решения, не удовлетворяющие исходному уравнению, подчёркнуты красным.

📺 Видео

Уравнения с модулем. Часть 2 | Математика | TutorOnlineСкачать

Уравнения с модулем. Часть 2  | Математика | TutorOnline

Уравнение с двумя модулями #1Скачать

Уравнение с двумя модулями #1

Уравнения с модулемСкачать

Уравнения с модулем

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Уравнение с двумя модулями #3Скачать

Уравнение с двумя модулями #3

Система уравнений с модулями #2Скачать

Система уравнений с модулями #2

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnline

Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМСкачать

Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМ

Как решать систему неравенств с 2 модулями (пример) - bezbotvyСкачать

Как решать систему неравенств с 2 модулями (пример) - bezbotvy

Как решить уравнение с двумя модулями?Скачать

Как решить уравнение с двумя модулями?

Уравнение с двумя модулями #2Скачать

Уравнение с двумя модулями #2

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

Уравнение с двумя моудлями Как решать уравнения с двумя модулямиСкачать

Уравнение с двумя моудлями  Как решать уравнения с двумя модулями

Уравнение с модулемСкачать

Уравнение с модулем

Система уравнений с модулем. ЕГЭ математикаСкачать

Система уравнений с модулем. ЕГЭ математика

9 класс, 13 урок, Иррациональные системы. Системы с модулямиСкачать

9 класс, 13 урок, Иррациональные системы. Системы с модулями
Поделиться или сохранить к себе: