Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Проект по алгебре «Иррациональные уравнения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бютжетное общеобразовательное

учреждение Зайцевская основная школа

Ярцевского района Смоленской области

Проект по учебному курсу «Избранные вопросы математики»

Выполнила: ученица 8 класса Элисова Елизавета

Руководитель : Матюхова О.А.

В школьном курсе алгебры рассматриваются различные виды уравнений – линейные, квадратные, биквадратные, кубические, рациональные, иррациональные и другие. Данная работа посвящена иррациональным уравнениям, методам их решения.

С иррациональными уравнениями мы знакомимся в 8 классе на нескольких уроках, для более подробного знакомства с иррациональными уравнениями этого времени мало, поэтому я решила более детально познакомиться с такими уравнениями и методами их решения.

Цель исследования — обобщить и систематизировать информацию о приёмах решения иррациональных уравнений.

Предмет исследования — иррациональные уравнения, включенные в школьный учебник 8 класса, сборники задач.

Гипотеза исследования умение решать иррациональные уравнения.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Провести исследование и анализ имеющихся способов решения.

3.Выбрать из найденных способов решения наиболее оптимальные.

4.Провести обобщение и систематизацию имеющего материала.

Изучение различной литературы на данную тему.

Анализ теоретических источников.

Систематизация знаний по решению уравнений.

Обобщение материалов в литературе.

История иррационального числа

Термин “рациональное” (число) происходит от латиноамериканского слова ratio – отношение, которое является переводом греческого слова “логос”в отличие от рациональных чисел, числа, выражающие отношение несоизмеримых величин, были названы еще в древности иррациональными, т.е. нерациональными (по-гречески “алогос”) правда, первоначально термины “рациональный” и “иррациональный” относились не к числам, а к соизмеримым и соответственно не соизмеримым величинам, которые пифагорейцы называли выразимыми и невыразимыми, Теодор Киренский же симметричными и ассимметричными. В V-VI вв. римские авторы Капелла и Кассиодор переводили эти термины на латынь словами rationalis и irrationalis. Термин “соизмеримый” (commensurabilis) ввел в первой половине VI в. другой римский автор- Боэций.

Древнегреческие математики классической эпохи пользовались только рациональными числами (вернее целыми, дробными и положительными). В своих “Началах” Евклид излагает учение об иррациональностях чисто геометрически.

Математики Индии, Ближнего и Среднего Востока, развивая алгебру, тригонометрию и астрономию, не могли обойтись без иррациональных величин, которые, однако, длительное время не признавали за числа. Греки называли иррациональную величину, например, корень из квадратного числа, “алогос” – невыразимое словами, а позже европейские переводчики с арабского на латынь перевели это слово латинским словом surdus – глухой. В Европе термин surdus- глухой впервые появился в середине XII в. у Герарда Кремонского, известного переводчика математических прозведений с арабского на латынь, затем у итальянского математика Леонардо Фабоначчи и других европейских математиков, вплоть до XVIII в. Правда уже в XVI в. Отдельные ученые,

в первую очередь итальянский математик Рафаэль Бомбелли и нидерландский математик Симон Стевин считали понятие иррационального числа равноправным с понятием рационального числа. Стевин писал: “Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью.”

Еще до Бомбелли и Стевина многие ученые стран Среднего Востока в своих трудах употребляли иррациональные числа как полноправные объекты алгебры. Более того, комментируя “Начала” Евклида и исследуя общую теорию отношения Евдокса, Омар Хайям уже в начале XII в. теоретически расширяет понятие числа до положительного действительного числа. В том же направлении много было сделано крупнейшим математиком XIII в. ат-Туси.

Математики и астрономы Ближнего и Среднего Востока вслед за астрономами древнего Вавилона и эллинистической эпохи широко пользовались шестидесятеричными дробями, арифметические действия с которыми они называли “арифметикой астрономов”. По аналогии с шестидесятеричными дробями самаркандский ученый XV в. ал-Каши в работе “Ключ арифметики” ввел десятичные дроби которыми он пользовался для повышения точности извлечения корней. Независимо от него по такому же пути шел открывший в 1585 г. десятичные дроби в Европе Симон Стевин, который в своих “приложениях к алгебре” (1594 г.) показал, что десятичные дроби можно использовать для бесконечно близкого приближения к действительному числу. Таким образом, уже в XVI в. зародилась идея о том, что естественным аппаратом для введения и обоснования понятия иррационального числа являются десятичные дроби. Появление “Геометрии” Декарта облегчило понимание связи между измерением любых отрезков (и геометрических величин вообще) и необходимости расширения понятия рационального числа. На числовой оси иррациональные числа, как и рациональные, изображаются точками. Это геометрическое толкование позволило лучше понять природу иррациональных чисел и способствовало их признанию.

В современных учебных руководствах основа определения иррационального числа опирается на идеи ал-Каши, Стевина и Декарта об измерении отрезков и о неограниченном приближении к искомому числу с помощью бесконечных десятичных дробей. Однако обоснованием свойств действительных чисел и полная теория их была разработана лишь в XIX в.

Методы решения уравнений:

1.Возведение обеих частей уравнения в степень.

2. Использование равносильных переходов.

3. Умножение левой части на сопряженное выражение.

4. Введение новой переменной.

Познакомимся с каждым из методов.

Возведение обеих частей уравнения в степень.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийА = В Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений+ Проверка корней

(т.к. могут появиться лишние корни)

При возведении в четную степень возможно расширение области определения заданного уравнения. Поэтому при решении таких иррациональных уравнений обязательна проверка.

При возведении в нечетную степень обеих частей иррационального уравнения область определения не меняется.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель корня — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (определение корня с четным показателем степени);

2) если показатель корня — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.

Примеры решения уравнений:

1. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= х – 2

2х – 1 = ( х – 2 ) Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

2х – 1 = х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— 4х + 4

хИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений— 6х +5 = 0

Д = вИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений— 4 ас = 36 – 4 ∙1∙5 = 16

х = Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= 5 х = Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= 1

Проверка: х = 1 Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= 1 – 2 неверно, т.к. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

х = 5 Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= 5 – 2 верно

2. Использование равносильных переходов.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийИсследовательская работа по решению иррациональных уравненийИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Примеры решения уравнений

1. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= х – 2

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийИсследовательская работа по решению иррациональных уравненийИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийОтвет: х = 5.

3. Умножение левой части на сопряженное выражение.

Если в левой части иррационального уравнения сумма или разность корней, а подкоренное выражение — линейная функция одинаковыми линейными коэффициентами, а в правой части некоторое число, то левую и правую части уравнения умножают на выражение, сопряженное выражению в левой части ( Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— сопряженные)

Решить уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

( Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений)(Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений) = 4(Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений)

х + 7 — х + 1 = 4( Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений)

4( Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений) = 8

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений

тогда имеем Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

2 Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Проверка: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

3 + 1 = 4 верно Ответ : х = 2

4. Введение новой переменной.

1. Решить уравнение: ( х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений+ 1) + 2Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Введем новую переменную Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений0

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений+ 1 = t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, тогда

t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений+ 2 t = 15

t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений+ 2 t – 15 = 0 решая, получим t = — 5 t = 3

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийх Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений+ 1 = 9

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= 8

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= — Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ответ: х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

2. Найти корни уравнения: х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений-3х – 18 + 4Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Пусть Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= t , t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений0, тогда

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений-3х – 18 = t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— 12

данное уравнение имеет вид: t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений+ 4 t — 12 = 0 решая его, имеем:

Д = вИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений— 4 ас = 16 + 4∙ 12 = 64

т. к. t Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений0 то t = 2 .

Тогда имеем : Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— 3х – 6 = 4

х Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— 3х – 10 = 0, решая квадратное уравнение получаем

Выполнив проверку, получаем корни уравнения.

Ответ: х = 5; х = 2

5. Решить уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ни один из корней Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийне может принимать отрицательных значений. Поэтому ни при каких действительных значениях переменной х сумма корней не может равняться – 2.

Ответ: корней нет.

Заключение и выводы

Итак, уравнения, которые содержат переменную под знаком корня, называются иррациональными. Иррациональные уравнения решаются в основном возведением обеих частей уравнения в квадрат или введением новой переменной.

Данная исследовательская работа познакомила меня с новыми уравнениями, которые имеют название иррациональные. Также я узнала методы их решения и научилась решать иррациональные уравнения этими методами.

Надеюсь, что это мне пригодится для дальнейшей учебы в старших классах.

1) А.Г.Мордкович. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — Москва: Издательство “Мнемозина”, 2015

2) А.И.Макушевич. Детская энциклопедия – Москва: Издательство “Педагогика”, 1972.

3) А.П.Савин. Энциклопедический словарь юного математика – Москва: Издательство “Педагогика”, 1989.

4) А.И. Замыслова. Подготовка к экзаменам. Ростов — на –Дону «Феникс»

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Научно-исследовательская работа по теме » Решение иррациональных уравнений»

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Министерство образования и науки

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Министерство образования и науки Республики Башкортостан ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук Школьников Республики Башкортостан Секция: “Прорыв в науку”

Тема научно-исследовательской работы
Решение иррациональных уравнений



Ибрагимова Алина Наильевна
Учащаяся 10 «А» класса Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №2
Научный руководитель : Прокаева Светлана Ивановна
Учитель математики

Видео:Ограничения в иррациональных уравнениях #shorts #ЕГЭ #ОГЭ #математика #подготовкакегэ #егэматематикаСкачать

Ограничения в иррациональных уравнениях #shorts #ЕГЭ #ОГЭ #математика #подготовкакегэ #егэматематика

Гипотеза исследования- выбор рационального способа решения является эффективным методом решения иррационального уравнения

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Гипотеза исследования- выбор рационального способа решения является эффективным методом решения иррационального уравнения

Цель: рассмотреть несколько методов решения одного иррационального уравнения

Задачи: Показать, что иррациональные уравнения можно решить различными способами

Актуальность работы заключается в том, что решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче, а какой эффективнее, что позволяет успешно решать иррациональные уравнения различными способами.

Интерес к этой теме возник у меня совершенно случайно. Однажды, на одном из уроков математики нам предложили перечень иррациональных уравнений, и мы должны были к каждому подобрать свой способ решения. Должна отметить, что тема «Иррациональные уравнения» не вызывали у меня особых трудностей при изучении, но на этом уроке я поняла, что некоторые уравнения ставят меня в тупик. Например, уравнения, которые решаются с помощью введения новых переменных. Видя, как я увлеклась этой работой, наш учитель предложила мне обобщить эту тему и представить полный перечень методов решения иррациональных уравнений.

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)

Способ 1. Метод пристального взгляда (устно )

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Способ 1. Метод пристального взгляда (устно).

Вывод: Решая уравнение методом пристального взгляда не нужно вести запись, отсутствует словесное описание. Данный метод можно использовать для несложных иррациональных уравнений.
Ответ: 5, 8.

Способ 2. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с последующей проверкой
, возведем обе части уравнения в квадрат:
приведем подобные слагаемые:
разделим обе части уравнения на 2:
возведем обе части уравнения в квадрат:
перенесем правую часть уравнения влево и приведем подобные слагаемые:

Пример: Решить иррациональное уравнение

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.

Проверка: 1) Значит, число 5 является корнем уравнения

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

решим квадратное уравнение:

Значит, число 5 является корнем уравнения.

Значит, число 8 является корнем уравнения.

Уравнение имеет два решения 5 и 8.

Вывод: При решении уравнений данным методом необходимо вести словесную запись, что делает решение понятным и доступным. Однако обязательная проверка иногда бывает громоздкой и занимает много времени. Этот метод можно использовать для несложных иррациональных уравнений, содержащих 1-2 радикала.

Способ 3. Метод равносильных преобразований

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

По теореме Виета: Ответ: 5; 8.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

По теореме Виета:

Вывод: При решении уравнений данным методом нужно четко знать, когда ставить знак системы, а когда совокупности. Громоздкость записи, различные комбинации знаков системы и совокупности не редко приводят к ошибкам. Однако, последовательность равносильных переходов, четкая логическая запись без словесного описания, не требующая проверки, являются бесспорными плюсами данного способа.

Способ 4. Функционально графический метод

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Способы решения иррациональных уравнений

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Способы решения иррациональных уравнений

Выполнила: Егорова Ольга,

Раздел 1. Методы решения иррациональных уравнений…………………………………6

1.1 Решение иррациональных уравнений части С……….….….……………………21

Раздел 2.Индивидуальные задания……………………………………………. ………. 24

Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать. Одним из этих видов являются иррациональные уравнения.

Уравнение, содержащее неизвестное (либо рациональное алгебраическое выражение от неизвестного) под знаком радикала, называют иррациональным уравнением. В элементарной математике решения иррациональных уравнений отыскивается в множестве действительных чисел.

Всякое иррациональное уравнение с помощью элементарных алгебраических операций (умножение, деление, возведение в целую степень обеих частей уравнения) может быть сведено к рациональному алгебраическому уравнению. При этом следует иметь в виду, что полученное рациональное алгебраическое уравнение может оказаться неэквивалентным исходному иррациональному уравнению, а именно может содержать «лишние» корни, которые не будут корнями исходного иррационального уравнения. Поэтому, найдя корни полученного рационального алгебраического уравнения, необходимо проверить, а будут ли все корни рационального уравнения корнями иррационального уравнения.

В общем случае трудно указать какой-либо универсальный метод решения любого иррационального уравнения, так как желательно, чтобы в результате преобразований исходного иррационального уравнения получилось не просто какое-то рациональное алгебраическое уравнение, среди корней которого будут и корни данного иррационального уравнения, а рациональное алгебраическое уравнение образованное из многочленов как можно меньшей степени. Желание получить то рациональное алгебраическое уравнение, образованное из многочленов как можно меньшей степени, вполне естественно, так как нахождение всех корней рационального алгебраического уравнения само по себе может оказаться довольно трудной задачей, решить которую полностью мы можем лишь в весьма ограниченном числе случаев.

Виды иррациональных уравнений

Решение иррациональных уравнений четной степени всегда вызывает больше проблем, чем решение иррациональных уравнений нечетной степени. При решении иррациональных уравнений нечетной степени изменение ОДЗ не происходит. Поэтому ниже будут рассматриваться иррациональные уравнения, степень которых является четной. Существует два вида иррациональных уравнений:

1.Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

2.Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Рассмотрим первый из них.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийОДЗ уравнения: f(x) ≥ 0. В ОДЗ левая часть уравнения всегда неотрицательна – поэтому решение может существовать только тогда, когда g(x) ≥ 0. В этом случае обе части уравнения неотрицательны, и возведение в степень 2n дает равносильное уравнение. Мы получаем, что

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Обратим внимание на то, что при этом ОДЗ выполняется автоматически, и его можно не писать, а условие g(x) ≥ 0 необходимо проверять.

Примечание: Это очень важное условие равносильности. Во-первых, оно освобождает учащегося от необходимости исследовать, а после нахождения решений проверять условие f(x) ≥ 0 – неотрицательности подкоренного выражения. Во-вторых, акцентирует внимание на проверке условия g(x) ≥ 0 – неотрицательности правой части. Ведь после возведения в квадрат решается уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийт. е. решаются сразу два уравнения (но на разных промежутках числовой оси!):

1. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— там, где g(x) ≥ 0 и

2. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— там, где g(x) ≤ 0.

Между тем многие, по школьной привычке находить ОДЗ, поступают при решении таких уравнений ровно наоборот:

а) проверяют, после нахождения решений, условие f(x) ≥ 0 (которое автоматически выполнено), делают при этом арифметические ошибки и получают неверный результат;

б) игнорируют условие g(x) ≥ 0 — и опять ответ может оказаться неверным.

Примечание: Условие равносильности особенно полезно при решении тригонометрических уравнений, в которых нахождение ОДЗ связано с решение тригонометрических неравенств, что гораздо сложнее, чем решение тригонометрических уравнений. Проверку в тригонометрических уравнениях даже условия g(x) ≥ 0 не всегда просто сделать.

Рассмотрим второй вид иррациональных уравнений.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Пусть задано уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Его ОДЗ:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

В ОДЗ обе части неотрицательны, и возведение в квадрат дает равносильное уравнение f(x) = g(x). Поэтому Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийв ОДЗ или Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

При таком способе решения достаточно проверить неотрицательность одной из функций – можно выбрать более простую.

Раздел 1. Методы решения иррациональных уравнений

1 метод. Освобождение от радикалов путем последовательного возведения обеих частей уравнения в соответствующую натуральную степень

Наиболее часто применяемым методом решения иррациональных уравнений является метод освобождения от радикалов путем последовательного возведения обеих частей уравнения в соответствующую натуральную степень. При этом следует иметь в виду, что при возведении обеих частей уравнения в нечетную степень полученное уравнение, эквивалентное исходному, а при возведении обеих частей уравнения в четную степень полученное уравнение будет, вообще говоря, неэквивалентным исходному уравнению. В этом легко убедиться, возведя обе части уравнения Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийв любую четную степень. В результате этой операции получается уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, множество решений которого представляет собой объединение множеств решений: Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Однако, несмотря на этот недостаток, именно процедура возведения обеих частей уравнения в некоторую (часто четную) степень является самой распространенной процедурой сведения иррационального уравнения к рациональному уравнению.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, где Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— некоторые многочлены. В силу определения операции извлечения корня в множестве действительных чисел допустимые значения неизвестного Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийопределяются условиями Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Возведя обе части этого уравнения в квадрат, получим уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

После повторного возведения в квадрат уравнение превращается в алгебраическое уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Так как обе части 1 уравнения возводились в квадрат, может оказаться, что не все корни 2 уравнения будет являться решениями исходного уравнения, необходима проверка корней.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Возведя обе части уравнения в квадрат, получим уравнение 5х + 1 = х -1, т. е. уравнение х2 – 7х = 0, являющееся следствием исходного уравнения. Найдем его корни: х1 = 0 и х2 = 7. Подставим найденные числа в исходное уравнение. Пусть х = 0. Тогда левая часть уравнения равна 1, а правая -1. Поскольку 1 ≠ -1, то х = 0 не является корнем исходного уравнения. Пусть х = 7. тогда исходное уравнение обращается в верное числовое тождество 6 = 6. поэтому х = 7 – единственный корень данного уравнения.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Возводя обе части уравнения в куб, получим Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Учитывая, что Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийполучим уравнение, которое является следствием исходного:Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений(Последнее уравнение может иметь корни, которые, вообще говоря, не являются корнями уравнения Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений).

Возводим обе части этого уравнения в куб: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Перепишем уравнение в виде х3 – х2 = 0 ↔ х1 = 0, х2 = 1. проверкой устанавливаем, что х1 = 0 – посторонний корень уравнения (-2 ≠ 1), а х2 = 1 удовлетворяет исходному уравнению.

2 метод. Замена смежной системой условий

При решении иррациональных уравнений, содержащих радикалы четного порядка, в ответах могут появится посторонние корни, выявить которые не всегда просто. Чтобы легче было выявить и отбросить посторонние корни, в ходе решений иррациональных уравнений его сразу же заменяют смежной системой условий. Дополнительные неравенства в системе фактически учитывают ОДЗ решаемого уравнения. Можно находить ОДЗ отдельно и учитывать его позднее, однако предпочтительнее применять именно смешанные системы условий: меньше опасность что-то забыть, не учесть в процессе решения уравнения. Поэтому в некоторых случаях рациональнее использовать способ перехода к смешанным системам.

Решить уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Данное уравнение равносильно системе

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ответ: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— единственный корень уравнения.

Решить уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Данное уравнение равносильно системе

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ответ: уравнение решений не имеет.

3 метод. Использование свойств корня n-ой степени

При решении иррациональных уравнений используются свойства корня n-ой степени. Арифметическим корнем n-й степени из числа а называют неотрицательное число, n-я степень числа которого равна а. Если n – четное(2n), то а ≥ 0, в противном случае корень не существует. Если n – нечетное(2n+1), то а – любое и = — . Функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийявляются возрастающими.

Свойства корня n-й степени для любого натурального n: Пусть f и g — некоторые функции, Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийТогда:

1. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

2. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

3. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

4. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

5. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Применяя любую из этих формул, формально (без учета указанных ограничений), следует иметь ввиду, что ОДЗ левой и правой частей каждой из них могут быть различными. Например, выражение Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийопределено при f ≥ 0 и g ≥ 0, а выражение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— как при f ≥ 0 и g ≥ 0, так и при f ≤ 0 и g ≤ 0.

Для каждой из формул 1-5 (без учета указанных ограничений) ОДЗ правой ее части может быть шире ОДЗ левой. Отсюда следует, что преобразования уравнения с формальным использованием формул 1-5 «слева — направо» (как они написаны) приводят к уравнению, являющемуся следствием исходного. В этом случае могут появится посторонние корни исходного уравнения, поэтому обязательным этапом в решении исходного уравнения является проверка.

Преобразования уравнений с формальным использованием формул 1-5 «справа – налево» недопустимы, так как возможно суждение ОДЗ исходного уравнения, а следовательно, и потеря корней.

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Используя формулы 4 и 5, получим уравнениеИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений,

являющееся следствием исходного. Решение этого уравнения сводится к решению совокупности уравнений Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Из первого уравнения этой совокупности находим Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Из второго следует, что Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийоткуда находим Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Таким образом корнями данного уравнения могут быть только числа (-1) и (-2). Проверка показывает, что оба найденных корня удовлетворяют данному уравнению.

Решите уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Решение: на основании тождеств Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпервое слагаемое заменить на Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Заметить, что Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийкак сумма двух неотрицательных чисел левой части. «Снять» модуль и после приведения подобных членов решить уравнение. Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то получаем уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Поэтому Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи, значит, Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи поэтому Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

4 метод. Введения новых переменных

Другим примером решения иррациональных уравнений является способ введения новых переменных, относительно которых получается либо более простое иррациональное уравнение, либо рациональное уравнение.

Решение иррациональных уравнений путем замены уравнения его следствием (с последующей проверкой корней) можно проводить следующим образом:

1. Найти ОДЗ исходного уравнения.

2. Перейти от уравнения к его следствию.

3. Найти корни полученного уравнения.

4. Проверить, являются ли найденные корни корнями исходного уравнения.

Проверка состоит в следующем:

А) проверяется принадлежность каждого найденного корня ОДЗ исходного уравнения. Те корни, которые не принадлежат ОДЗ, являются посторонними для исходного уравнения.

Б) для каждого корня, входящего в ОДЗ исходного уравнения, проверяется, имеют ли одинаковые знаки левая и правая части каждого из уравнений, возникающих в процессе решения исходного уравнения и возводимых в четную степень. Те корни, для которых части какого-либо возводимого в четную степень уравнения имеют разные знаки, являются посторонними для исходного уравнения.

В) только те корни, которые принадлежат ОДЗ исходного уравнения и для которых обе части каждого из уравнений, возникающих в процессе решения исходного уравнения и возводимых в четную степень, имеют одинаковые знаки, проверяются непосредственной подстановкой в исходное уравнение.

Такой метод решения с указанным способом проверки позволяет избежать громоздких вычислений в случае непосредственной подстановки каждого из найденных корней последнего уравнения в исходное.

Решить иррациональное уравнение:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Множество допустимых значений этого уравнения:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Положив Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, после подстановки получим уравнение

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

или эквивалентное ему уравнение

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений,

которое можно рассматривать как квадратное уравнение относительноИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Решая это уравнение, получим

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Следовательно, множество решений исходного иррационального уравнения представляет собой объединение множеств решений следующих двух уравнений:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Возведя обе части каждого из этих уравнений в куб, получим два рациональных алгебраических уравнения:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, .

Решая эти уравнения, находим, что данное иррациональное уравнение имеет единственный корень х = 2 (проверка не требуется, так как все преобразования равносильны).

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Обозначим 2×2 + 5x – 2 = t. Тогда исходное уравнение примет вид Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Возведя обе части полученного уравнения в квадрат и приведя подобные члены, получим уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, являющееся следствием предыдущего. Из него находим t = 16.

Возвращаясь к неизвестному х, получим уравнение 2×2 + 5x – 2 = 16, являющееся следствием исходного. Проверкой убеждаемся, что его корни х1 = 2 и х2 = — 9/2 являются корнями исходного уравнения.

Ответ: х1 = 2, х2 = -9/2.

5 метод. Тождественное преобразование уравнения

При решении иррациональных уравнений не следует начинать решение уравнение с возведения обеих частей уравнений в натуральную степень, пытаясь свести решение иррационального уравнения к решению рационального алгебраического уравнения. Сначала необходимо посмотреть, нельзя ли сделать какое-нибудь тождественное преобразование уравнения, которое может существенно упростить его решение.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Множество допустимых значений данного уравнения:Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Сделаем следующие преобразования данного уравнения:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийРазделим данное уравнение на Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Далее, записывая уравнение в виде

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, получим:

При а =0 уравнение решений иметь не будет; при Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийуравнение может быть записано в виде

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений;

при Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийданное уравнение решений не имеет, так как при любом х, принадлежащем множеству допустимых значений уравнения, выражение, стоящее в левой части уравнения, положительно;

при Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийуравнение имеет решение

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Принимая во внимание, что множество допустимых решений уравнения определяется условием Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, получаем окончательно:

При Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийрешением этого иррационального уравнения будет Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

При всех остальных значениях х уравнение решений не имеет, т. е. множество его решений – пустое множество.

Ответ: При Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийрешением уравнения будет Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. При всех остальных значениях х уравнение решений не имеет.

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Решим данное уравнение с помощью тождественных преобразований:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решение квадратного уравнения системы дает два корня: х1 = 1 и х2 = 4. первый из полученных корней не удовлетворяет неравенству системы, поэтому х = 4.

1) Проведение тождественных преобразований позволяет обходиться без проверки.

2) Неравенство х – 3 ≥0 относится к тождественным преобразованиям, а не к области определения уравнения.

3) В левой части уравнения Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийстоит убывающая функция, а в правой части этого уравнения расположена возрастающая функция. Графики убывающей и возрастающей функций в пересечении их областей определения могут иметь не больше одной общей точки. Очевидно, что в нашем случае х = 4 является абсциссой точки пересечения графиков.

6 метод. Использование области определения функций при решении уравнений

Этот метод наиболее результативен при решении уравнений, в состав которых входят функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийв этом случае нужно перенести все члены уравнения в левую часть, рассмотреть функцию Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи найти ее область определения (f). При этом если Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийØ, то уравнение решений не имеет, если Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то действительные решения данного уравнения находятся среди чисел Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений; необходимо проверить, какие из них являются решениями данного уравнения; если Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то нужно проверить верно ли уравнение на концах промежутка, причем, если а 0, то необходима проверка на промежутках (а;0) и [0;b).

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Найдем область определения уравнения:Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Возведем обе части уравнения в квадрат:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийПовторное возведение в квадрат дает: Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийКорни квадратного уравнения Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Заметим, что решение исходного уравнения дает два корня, входящих в область определения. Проверка из-за громоздкости корней оказывается гораздо сложнее нахождения самих корней уравнения. Вместе с тем в левой части решаемого уравнения стоит сумма двух возрастающих функций, т. е. функция возрастающая. Она может принимать х ≥ 0,5 значение, равное 4, единственный раз, поскольку при ч = 0,5 левая часть уравнения имеет значение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, а с ростом х значение функции возрастает. Очевидно, что х1 не является корней уравнения, так как первый радикал левой части уравнения уже больше 10, а второй радикал положителен.

Ответ: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Рассмотрим функцию Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений и найдем ее область определения D(f): .

Проверим, являются ли эти значения корнями данного уравнения: если х = 1, то Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи равенство неверно, х = 1 не является корнем уравнения; еслиИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийявляется корнем данного уравнения.

7 метод. Использование области значений функций при решении уравнений (метод оценки)

Наиболее результативным данный метод является при решении уравнений, в состав которых входят функции, области значений которых ограничены, а именно: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

При каких значениях а уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийимеет хотя бы один корень.

Рассмотрим функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то данное уравнение равносильно системе

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решая первое уравнение системы, получим Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Подставим найденное решение во второе уравнение системы

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийОтсюда следует, что при Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, данная система уравнений, а значит, и данное уравнение имеет хотя бы один корен.

Ответ: х = Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Найдите наименьшее целое значение функцииИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Выражаем подкоренное выражение через cos2 x: Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийНаходим множество значений подкоренного выражения: так как cos2 x принимает все значения от 0 до 1, то Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпринимает все значения от 1 до 4. Находим множество Е(у) значений функции и выбираем из него наименьшее целое число: Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпринимает все значения от 1 до 2, и Е(у) = [2.5;5]. Наименьшее целое число в Е(у) равно 3.

8 метод. Применение производной при решении иррациональных уравнений

Чаще всего при решении уравнений с помощью метода применения производной используется метод оценки.

Решите уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений(1)

Решение: Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, уравнение (1) можно преобразовать к виду Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, или Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений(2). Рассмотрим функцию Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Это нечетная функция, так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Поэтому уравнение (2) можно последовательно преобразовать так как: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— нечетная функция. Далее, Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпри всех Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи, следовательно, Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийвозрастает. Поэтому уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийравносильно уравнению Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, имеющему корень Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, являющимся корнем исходного уравнения.

Ответ: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Область определения функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийесть отрезок [2;4]. Найдем наибольшее и наименьшее значение значения этой функции на отрезке [2;4]. Для этого найдем производную функции f(x): Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Значение производной обращается в 0 при Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Найдем значения функции f(x) на концах отрезка [2;4] и в точке Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений: Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийЗначит, Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийНо Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи, следовательно, равенство Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийвозможно лишь при условии Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийоткуда Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Проверка показывает, что число 3 – корень данного уравнения.

9 метод. Функциональный

На экзаменах иногда предлагают решить уравнения, которые можно записать в виде Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, где Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— это некоторая функция.

Например, некоторые уравнения: 1) Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений2) Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Действительно, в первом случае Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, во втором случае Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Поэтому решать иррациональные уравнения с помощью следующего утверждения: если функция Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийстрого возрастает на множестве Х и Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийдля любого Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, то уравнения Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи т. д. равносильны на множестве Х .

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений(1)

Функция Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийстрого возрастает на множестве R, и Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийдля любого Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Тогда на основании вышеизложенного утверждения уравнение (1) равносильно уравнению Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийА это уравнение, в сою очередь, равносильно уравнению Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийкоторое имеет единственный корень Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийСледовательно, и равносильное ему уравнение (1) также имеет единственный корень Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решить иррациональное уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений(1)

В силу определения квадратного корня получаем, что если уравнение (1) имеет корни, то они принадлежат множеству Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийПоэтому далее будем рассматривать уравнение (1) на этом множестве. На нем уравнение (1) можно переписать в виде

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. (2)

Рассмотрим функцию Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийна множестве Х. Ясно, что Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийстрого возрастает на этом множестве Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийдля любого Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Уравнение (2) можно записать в виде Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, поэтому на основании известного уже нам утверждения уравнение (2) равносильно на множестве Х уравнению Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийкоторое имеет единственный корень Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийСледовательно, и равносильное ему на множестве Х уравнение (1) имеет единственный корень Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ответ: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

10 метод. Графический

При решении иррациональных уравнений иногда полезно рассмотреть эскиз графиков их правой и левой частей в одной и той же системе координат. Тогда этот эскиз графиков поможет выяснить, на какие множества надо разбить числовую ось, чтобы на каждом из них решение уравнения было очевидно.

При каких значениях a найдутся вещественные x и y, удовлетворяющие уравнению Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решение: Данное уравнение равносильно смешанной системе

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Длина отрезка PK равна Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпоэтому окружность, заданная уравнением, и полуплоскость, заданная неравенством, имеют общие точки, если радиус окружности, равный Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийбудет больше или равен OP, т. е. Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Отсюда найдем a, Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ответ: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решить графически уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Для графического решения, преобразуем уравнение к виду:

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Теперь ясно, что надо построить графики функций Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийи Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Графиком функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийявляется ветвь параболы, направленная.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

влево вдоль оси OX, с вершиной в точке (25; 0).

Построение графика функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийможно выполнить в несколько этапов:

1) построить график функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, которым является ветвь параболы, направленная вдоль оси OX вправо, лежащая выше оси OX, с вершиной в точке Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений;

2) эту ветвь надо перенести параллельно самой себе вдоль оси OY на 2 единицы вниз, тогда получим график функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений;

3) полученную кривую, надо симметрично отразить в оси OX, тогда получится график функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Графики не имеют точек пересечения, значит, уравнение не имеет решений.

Ответ: корней нет.

1.1 Решение иррациональных уравнений части С

Для решения иррациональных уравнений , т. е. уравнений части С Единого Государственного Экзамена нужно использовать несколько методов сразу.

Решите уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Решение: Если Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ответ: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Найдите наименьшее целое значение функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Решение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпринимает все значения от 0 до 1, то Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпринимает все значения от 1 до 4. Значит, Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийпринимает все значения от 1 до 2, и Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. Наименьшее целое число в Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийравно 3.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Найдите множество значений функции: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Решение: Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Поэтому Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений— убывающая и непрерывная функция, то Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийиИсследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Следовательно, Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Ответ: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

При каком целом положительном х значение выражения

Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийближе всего к -0,7?

1) Преобразовываем выражение к максимально простому виду (к функции y = y(x)).

2) Функцию y = y(x) исследовать на монотонность и найти целые положительные числа, ближайшие к корню уравнения y(x) = -0,7.

3) Произвести отбор среди найденных целых положительных чисел.

1) ОДЗ выражения Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийесть множество Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийПо условию х > 0, поэтому можно считать, что Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийПри х = 5 знаменатель второго сомножителя обращается в нуль. Значит, x > 5.

Преобразуем числитель второго сомножителя: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Так же преобразуем знаменатель второго сомножителя и получим, что Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

2) Функция Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийубывает, так как Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийКроме того Исследовательская работа по решению иррациональных уравненийИз убывания функции следует, что -0,7 ближе всего или у(18), или у(19).

3) Вычислим расстояние между -0,7 и у(18): Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Так же вычислим расстояние между -0,7 и у(19): Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

Раздел 2. Индивидуальные задания

1) Укажите промежуток, которому принадлежат нули функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

2) Найдите наименьшее значение функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

3) Решите уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

4) Найдите область определения функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

5) Найдите сумму корней уравнения Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений= 0.

6) Решите уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений

7) Решите уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений. В ответе запишите корень уравнения или сумму корней, если их несколько.

8) Найдите область определения функции Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

9) Решите уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

(Если уравнение имеет более одного корня, то в ответе запишите сумму всех его корней).

10) Найдите множество значений функции: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

11) Сколько решений имеет уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений?

12) Решите уравнение Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

13) Сколько решений имеет система Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений?

14) Найдите значение выражения Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений, если Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

15) Найдите х + у, если Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

16) Найдите сумму корней уравнения: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

17) Найдите произведение корней уравнения Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

18) Решите уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

19) Решите уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

20) Решите уравнение: Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений.

Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений[Исследовательская работа по решению иррациональных уравнений]

🎦 Видео

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | Умскул

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | Умскул

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнем

Система иррациональных уравнений #1Скачать

Система иррациональных уравнений #1

Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Как решать иррациональные  уравнения. Методы решения иррациональных уравнений.  (часть 1).

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис Трушин

Иррациональные уравнения #1Скачать

Иррациональные уравнения #1

иррациональное уравнение 3 степени егэСкачать

иррациональное уравнение 3 степени егэ

Решение иррациональных уравнений.Скачать

Решение иррациональных уравнений.

Иррациональное уравнение на 2 минутыСкачать

Иррациональное уравнение на 2 минуты

Система иррациональных уравнений #3Скачать

Система иррациональных уравнений #3
Поделиться или сохранить к себе: