Цель урока: обобщить и систематизировать пройденный материал.
Задачи урока:
— образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;
— развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимо-связь между строением и свойствами соединений; развивать творческие способности и познава-тельный интерес учащихся к химии;
— воспитательные: особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм чело-века; пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры (12).
I. Организационный момент.
II. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы», на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы. (Слайд 1)
(Слайд 2):
Сегодня на уроке:
вы повторите, что такое спирты и фенолы;
вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
вы выполните упражнения на компьютере;
вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!
III. Фронтальный опрос.
1. Какие вещества называются спиртами? (слайд 3)
Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содер-жат одну или несколько гидроксильных групп –ОН, соединенных с углеводород-ным радикалом. (слайд 4)
Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых со-держат одну или несколько гидроксильных групп –ОН, соединенных с углеводо-родным радикалом. (слайд 4)
2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд 3)
Ответ: По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатом-ные); по характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные, арома-тические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). (слайд 6)
3. Продолжите фразу «Фенолы – это…» (слайд 3)
Ответ: Фенолы – это органические вещества, содержащие радикал фенил, свя-занный с одной или несколькими гидроксильными группами. (слайд 7)
4. Какие виды изомерии характерны для спиртов? (слайд 3)
Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклас-совая с простыми эфирами. (слайд 8)
5. Какими химическими свойствами обладают спирты? (слайд 3)
Ответ: Спиртам характерны следующие реакции:
— замещения;
— дегидратации;
— этерификация;
— окисление. (слайд 9)
6. Каковы качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы? (слайд 3)
Ответ: на многоатомные спирты – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) с образованием ярко-синего алкоголята меди; на фенолы – взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового фенолята железа. (слайд 10)
IV. Игра «Нет –да»
1. Можно получить спирт из этена? (да)
2. Этанол содержится в листьях растений? (нет)
3. Брожениям сахаристых веществ получают метанол? (нет)
4. Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол? (нет)
5. Если картофель заморозить , то можно получить этиловый спирт? (да)
V. Осуществите превращения:
C2H5OH->C2H5CL->C2H5OH->C2H5OC2H5
/
CO2
Назовите вещества
VI. Зарядка
VII. Ведь раб не тот , кто стонет под кнутом ,
Не тот отшельник , кто воле неба ,
Живёт в уединении глухом,
И ниш не тот , кто просит корку хлеба,
И тот и раб, и нищ , и одинок,
Кто в жизни выбрал спутником порок.
О чём мы будем говорить сейчас ребята
VIII. Согласны ли вы с выражением Эдгара По «Спирт и опиум – близнецы ада и гибели».
Вам было дано задания подготовить антирекламу на алкоголь.
Давайте передём от грустного явления к применению кислородсодержащих со-единений.
Учащиемся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.
VIIII.Рефлексивный тест:
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
Х.Подведение итогов урока, выставление оценок.
Видео:Как решать ОРГАНИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ? Основные типы химических реакцийСкачать
Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.
закрепить, обобщить и систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе генетической связи между классами этих веществ.
Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.»
УМК.Химия.10 класс Учеб.для общеобразва.организаций:базовый
уровень/Г.Е.Рудзитиис, Ф.Г.Фельдман-2 издание-М.:Просвещение, 2012г.
Тема урока: Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы, 6 часов.
Место урока- 4 урок по теме
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе генетической связи между классами этих веществ.
образовательные: повторить основные термины и понятия по теме, закрепить знания о составе, строении и свойствах спиртов;
развивающие: умение анализировать, сравнивать, устанавливать связь между строением и свойствами соединений, развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;
воспитательные: уделять особое внимание тем вещам, которые мы используем в жизни.
Методы: словесный, наглядный, , проблемно-поисковый, контроль знаний.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, таблица «Классификация кислородсодержащих органических веществ», опорный конспект «Функциональная группа определяет свойства вещества».
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать зависимость между составом, строением и свойствами веществ. Уметь приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающих
генетические связи между спиртами и углеводородами. Отрабатывать умение производить расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.
Метапредметные. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов), формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, на основе представлений о генетической связи между разными
классами органических веществ. Развивать коммуникативную компетентность.
I. Организационный момент.
II. Ребята, сегодня на уроке мы будем решать генетические задачи, на которых закрепим полученные знания в ходе изучения тем.
Свойства углеводородов зависят от химического, пространственного, электронного строения молекул и характера химических связей.
Изучение строения, химических свойств и способов получения углеводородов различных групп показывает, что все они генетически связаны между собой, т.е. возможны превращения одних углеводородов в другие:
Это позволяет осуществлять целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений).
Задача 1. Назвать промежуточные продукты в схеме превращений:
Этиловый спирт H 2 SO 4 ( k ), t X HBr Y Na Z Cr 2 O 3 Al 2 O 3 бутадиен-1,3
Решение. В данной цепи превращений, включающей 4 реакции, из этилового спирта С2Н5ОН должен быть получен бутадиен-1,3 СН2=СН–СН=СН2.
1. При нагревании спиртов с концентрированной серной кислотой
H2SO4 (водоотнимающее средство) происходит их дегидратация с образованием алкена Отщепление воды от этилового спирта приводит к образованию этилена:
2. Этилен – представитель алкенов. Являясь ненасыщенным соединением, он способен вступать в реакции присоединения . В результате гидробромирования этилена:
3.При нагревании бромэтана в присутствии металлического натрия (реакция Вюрца, образуется н-бутан (вещество Z):
4.Дегидрирование н-бутана в присутствии катализатора – один из способов получения бутадиена-1,3 СН2=СН–СН=СН2
(раздел 5.4. Получение алкадиенов).
Ответ:
1. Осуществите превращения:
Выполнение упражнений на закрепление знаний.
Учащиеся выполняют задания в рабочих тетрадях.
Пользуясь схемой генетической связи, укажите из каких веществ, формулы которых приведены в задании в одну стадию можно получить спирты? Запишите уравнения соответствующих реакций. Назовите исходные вещества и продукты реакции. Суффиксы в названиях углеводородов и галогенпроизводных углеводородов подчеркните соответственно кратности связи.
Назовите класс веществ и установите генетическую связь (покажите это с помощью стрелок).
Теперь немного усложним наше задание.. Составьте цепочку превращений из предложенных соединений. Среди формул веществ есть «лишние». Каким это задание является по отношению к предыдущему?
Закрепление свойств углеводородов в форме игры «Нет –да»
1. Можно получить спирт из этена? (да)
2. Этанол содержится в листьях растений? (нет)
3. Брожениям сахаристых веществ получают метанол? (нет)
4. Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол? (нет)
5. Если картофель заморозить , то можно получить этиловый спирт? (да)
.Рефлексивный тест:
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
Дом.задание. Пов.§20-21, схемы превращений упр.14,15*,
Осуществите превращения:
C2H5OH-C2H5CL-C2H5OH-C2H5OC2H5
/
CO2
Список литературы
Химия .Органическая химия .10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13е изд.-М.: Просвещение, 2009.
Химия 8-11 класс (тематическое планирование по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана)/ сост. Брейгер Л.М.-Волгоград:Учитель-АСТ,1999
Химия . Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно- методическое пособие/ Под редакцией В.Н. Доронькина.- изд.2-е, перераб.- Ростов н/ Д: Легион, 2016.
Суровцева Р.П. и др. Химия.10-11 классы: Методическое пособие.-М.: Дрофа,2000.
Видео:Химия. 11 класс. Генетическая связь углеводородов, спиртов и фенолов /23.12.2020/Скачать
Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях
Разделы: Химия
Форма урока: семинар (2час).
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных (одноатомных и многоатомных) спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов, рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах спирта, фенола, альдегида; расширить понятия о функциональной группе, водородной связи, генетических связях между классами органических веществ и показать усложнение их состава и строения при переходе от углеводородов к кислородосодержащим.
- Развивающая: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ; добиваться аккуратного выполнения задания-эксперимента; развивать самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой.
- Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов; особое внимание уделить проблеме физиологического влияния этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
Реактивы и оборудование:
- На ученических столах: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, спиртовки, пробирки, спички, зажим; растворы глицерина и этаналя (1 ряд); этанола и глицерина медная проволока (2 ряд); растворы этаналя и этанола, медная проволока (3 ряд).
- На столе учителя: раствор фенола, бромная вода, хлорид железа (III).
- Классификация спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов.
- Взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений.
- Генетическая связь между углеводородами и кислородосодержащими веществами.
- Распознавание веществ (практическая часть).
- Сообщения учащихся о физиологическом воздействии этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
I. Организационный момент.
—Цель нашего семинара систематизировать и обобщить полученные сведения о составе, строении спиртов, фенолов и карбонильных соединений; найти сходства и различия в строении и свойствах между этими веществами, рассмотреть генетическую связь между классами органических веществ. (План семинара на столах).
1-й вопрос семинара.
-Обобщение материала начнем с классификации рассматриваемых классов веществ.
Ученик у доски выполняет задание:
Записать общую формулу предельного одноатомного спирта, фенола, альдегида и кетона. Подчеркнуть функциональную группу.
С классом ведется опрос-беседа:
- Какие вещества называются кислородосодержащими?
- По каким признакам классифицируют кислородосодержащие вещества?
- Что называется функциональной группой?
- Какие вещества называются спиртами? Какие они бывают по составу?
- Какие вещества называют фенолами? Какие они бывают по составу?
- Какие вещества относятся к карбонильным соединениям? и Почему?
- Дайте определение альдегидам и кетонам. Какие они бывают по составу?
После беседы и ответа ученика у доски подводится итог.
Сделаем вывод: В чем состоит сходство и различие в строении спиртов, фенола и карбонильных соединений?
Отмечаем общие признаки: а) у спиртов и альдегидов – одинаковые радикалы; у фенолов и спиртов одинаковая функциональная группа ОН.
Находим отличия: а) наличие разных функциональных групп.
Затем для закрепления материала по классификации и номенклатуре учитель просит учащихся выполнить задание (карточки с заданиями на столах).
Задание 1.Укажите, к каким гомологическим рядам относятся вещества. Дайте им названия.
7.
2. Переходя к 2-ому вопросу семинара, ученики отвечают на вопрос:
- Что лежит в основе учения об органических веществах? (Ответ: В основе учения об органических веществах лежит теория химического строения, созданная А.М.Бутлеровым.)
- Что определяет теория химического строения А.М.Бутлерова? (Ответ: Теория определяет порядок соединения атомов в молекулах органических веществ и влияние этого порядка на свойства веществ).
3 ученика у доски готовят ответ на вопрос:
Рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах:
Далее учитель продолжает: природа функциональной группы оказывает существенное влияние на физические свойства данного класса и во многом определяет химические свойства вещества.
Беседа с классом:
- Какими физическими свойствами обладают спирты? Фенолы? Альдегиды?
- Объясните, почему среди спиртов нет газообразных веществ?
- Дайте определение, какая связь называется водородной?
Затем слушают ответы учеников у доски о взаимном влиянии атомов в молекулах спирта, фенола и альдегида. После ответа учеников учитель просит проанализировать влияние природы функциональной группы на кислотные свойства вещества и расположить вещества (спирт, фенол, альдегид) в порядке увеличения кислотных свойств.
В ходе обсуждения делается вывод: кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у предельных одноатомных спиртов. Предельные одноатомные спирты проявляют более слабые кислотные свойства даже по сравнению с водой. Кислотные свойства альдегидам не присущи.
3-й вопрос семинара.
Учитель: теория А.М.Бутлерова раскрывает закономерные взаимосвязи между строением веществ и их свойствами и показывает, что свойства — не случайные явления. Свойства веществ строго обусловлены их химическим строением. Теория химического строения раскрывает связь веществ между собой. Гомологические ряды органических веществ находятся в родстве, в генетической связи между собой.
Работа по рядам (группам).
- 1-ый ряд осуществляет переходы с 1 по 3
- 2-ой ряд (с 4-6)
- 3-ий ряд (с 7-9)
После выполнения задания вывод:
Данная схема показывает не только взаимосвязь различных гомологических рядов, но и наблюдающееся при химических реакциях усложнение их состава и строения, взаимосвязь веществ неорганических с органическими.
4-й вопрос семинара. Распознавание веществ.
Учитель: На уроках химии, изучая вещества, их состав, свойства, мы также учимся распознавать вещества. Распознайте с помощью качественных реакций:
- 1-й ряд: водный раствор глицерина и этаналя;
- 2-й ряд: водный раствор этанола и глицерина;
- 3-й ряд: водный раствор этаналя и этанола.
Обсуждение результатов после проведения опытов.
1. Качественной реакцией на многоатомные спирты, содержащие гидроксильные группы у соседних атомов углерода, является их взаимодействие со свежеосажденным гидроксидом меди (II): ярко-синее окрашивание раствора глицерата меди (II) свидетельствует о присутствии в растворе многоатомного спирта глицерина.
2. Альдегиды легко окисляются до карбоновых кислот. Реакции окисления являются качественными на альдегиды:
- реакция «серебряного зеркала»;
- реакция со свежеосажденным гидроксидом меди (II). Образующийся в ходе реакции гидроксид меди (I) CuOH сразу разлагается на оксид меди (I) красного цвета и воду.
3. Реакцию окисления (взаимодействия этанола с CuO) можно использовать как качественную на этанол, т.к. образующийся альдегид имеет характерный запах (запах зеленого яблока).
Вопрос: Как можно опытным путем распознать фенол?
Ответ учеников: фенол можно распознать желтым раствором FeCl3 или желтой бромной водой.
Опыт: взаимодействие фенола с FeCl3 и бромной водой проводит учитель.
Ученики делают вывод: фенол реагирует с хлоридом железа (III) с образованием интенсивно окрашенного в фиолетовый цвет комплексного соединения; при взаимодействии фенола с бромной водой образуется белый осадок.
5-й вопрос семинара.
Заслушивание докладов-сообщений учеников.
Учитель: Дома вам предстоит выполнить следующие задания:
- Расположите вещества в порядке усиления кислотных свойств: Н2О, формальдегид, глицерин, фенол.
- Составьте схему получения пикриновой кислоты (2,4,6 тринитрофенол) из метана и осуществите ее.
Учитель подводит итоги семинара, благодарит учеников, выставляет оценки за урок.
📺 Видео
9.3. Фенол: Химические свойстваСкачать
Органика. Решение задачи на определение состава вещества по продуктам его сгорания.Скачать
Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и карб. кислот | Химия 10 класс #33 | ИнфоурокСкачать
7.1. Спирты: Номенклатура, классификация, изомерия. ЕГЭ по химииСкачать
9.1. Фенол: Строение, номенклатураСкачать
Фенолы. 1 часть. 10 класс.Скачать
ВСЕ ПРО АЛКАНЫ за 8 минут: Химические Свойства и ПолучениеСкачать
Спирты и фенолы: цепочки. Часть 1/3. 10 класс и ЕГЭ по химииСкачать
Генетическая связь органических веществ. 11 класс.Скачать
Химия 10 класс (Урок№7 - Фенолы и ароматические спирты.)Скачать
ФенолыСкачать
10 класс § 41 "Генетическая связь между различными классами углеводородов"Скачать
Химия. 11 класс. Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащих соединений/19.02.2021/Скачать
Химические свойства фенола. 10 класс.Скачать
ЭТО ПОМОЖЕТ разобраться в Органической Химии — Алкены, Урок ХимииСкачать
Химические свойства феноловСкачать
Спирты и фенолы. Тема 23. Фенолы. Химические свойства, получение и применение фенолаСкачать
Химия, 11-й класс, Генетическая связь между углеводородами и гидроксильными соединениямиСкачать