Доказать уравнение не имеет решений

math4school.ru

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Содержание
  1. Уравнения в целых числах
  2. Немного теории
  3. Задачи с решениями
  4. Задачи без решений
  5. Какое уравнение не имеет корней? Примеры уравнений
  6. Какое уравнение не имеет корней?
  7. 1. Линейное уравнение
  8. 2. Квадратное уравнение
  9. 3. Тригонометрические уравнения
  10. 4. Системы уравнений
  11. Обобщение и советы по нахождению корней уравнения
  12. Уравнение — определение и вычисление с примерами решения
  13. Уравнения
  14. Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений
  15. Понятие уравнения и его корней
  16. Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения
  17. Методы решения уравнений
  18. Уравнения-следствия
  19. Равносильные уравнения
  20. Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений
  21. Применение свойств функций к решению уравнений
  22. Конечная ОДЗ
  23. Оценка левой и правой частей уравнения
  24. Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений
  25. 💥 Видео

Видео:Доказать, что при а больше уравнение не имеет решенийСкачать

Доказать, что при а больше     уравнение не имеет решений

Уравнения в целых числах

Доказать уравнение не имеет решений

Немного теории

Уравнения в целых числах – это алгебраические уравнения с двумя или более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями такого уравнения являются все целочисленные (иногда натуральные или рациональные) наборы значений неизвестных переменных, удовлетворяющих этому уравнению. Такие уравнения ещё называют диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который исследовал некоторые типы таких уравнений ещё до нашей эры.

Современной постановкой диофантовых задач мы обязаны французскому математику Ферма. Именно он поставил перед европейскими математиками вопрос о решении неопределённых уравнений только в целых числах. Наиболее известное уравнение в целых числах – великая теорема Ферма: уравнение

не имеет ненулевых рациональных решений для всех натуральных n > 2.

Теоретический интерес к уравнениям в целых числах достаточно велик, так как эти уравнения тесно связаны со многими проблемами теории чисел.

В 1970 году ленинградский математик Юрий Владимирович Матиясевич доказал, что общего способа, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения, не существует и быть не может. Поэтому следует для разных типов уравнений выбирать собственные методы решения.

При решении уравнений в целых и натуральных числах можно условно выделить следующие методы:

способ перебора вариантов;

применение алгоритма Евклида;

представление чисел в виде непрерывных (цепных) дробей;

разложения на множители;

решение уравнений в целых числах как квадратных (или иных) относительно какой-либо переменной;

метод бесконечного спуска.

Задачи с решениями

1. Решить в целых числах уравнение x 2 – xy – 2y 2 = 7.

Запишем уравнение в виде (x – 2y)(x + y) = 7.

Так как х, у – целые числа, то находим решения исходного уравнения, как решения следующих четырёх систем:

1) x – 2y = 7, x + y = 1;

2) x – 2y = 1, x + y = 7;

3) x – 2y = –7, x + y = –1;

4) x – 2y = –1, x + y = –7.

Решив эти системы, получаем решения уравнения: (3; –2), (5; 2), (–3; 2) и (–5; –2).

Ответ: (3; –2), (5; 2), (–3; 2), (–5; –2).

2. Решить в целых числах уравнение:

а) 20х + 12у = 2013;

в) 201х – 1999у = 12.

а) Поскольку при любых целых значениях х и у левая часть уравнения делится на два, а правая является нечётным числом, то уравнение не имеет решений в целых числах.

Ответ: решений нет.

б) Подберём сначала некоторое конкретное решение. В данном случае, это просто, например,

Поскольку числа 5 и 7 взаимно простые, то

Значит, общее решение:

х = 1 + 7k, у = 2 – 5k,

где k – произвольное целое число.

Ответ: (1+7k; 2–5k), где k – целое число.

в) Найти некоторое конкретное решение подбором в данном случае достаточно сложно. Воспользуемся алгоритмом Евклида для чисел 1999 и 201:

НОД(1999, 201) = НОД(201, 190) = НОД(190, 11) = НОД(11, 3) = НОД(3 , 2) = НОД(2, 1) = 1.

Запишем этот процесс в обратном порядке:

1 = 2 – 1 = 2 – (3 – 2) = 2·2 – 3 = 2· (11 – 3·3) – 3 = 2·11 – 7·3 = 2·11 – 7(190 – 11·17) =

= 121·11 – 7·190 = 121(201 – 190) – 7·190 = 121·201 – 128·190 =

= 121·201 – 128(1999 – 9·201) = 1273·201 – 128·1999.

Значит, пара (1273, 128) является решением уравнения 201х – 1999у = 1. Тогда пара чисел

x0 = 1273·12 = 15276, y0 = 128·12 = 1536

является решением уравнения 201х – 1999у = 12.

Общее решение этого уравнения запишется в виде

х = 15276 + 1999k, у = 1536 + 201k, где k – целое число,

или, после переобозначения (используем, что 15276 = 1283 + 7·1999, 1536 = 129 + 7·201),

х = 1283 + 1999n, у = 129 + 201n, где n – целое число.

Ответ: (1283+1999n, 129+201n), где n – целое число.

3. Решить в целых числах уравнение:

а) x 3 + y 3 = 3333333;

б) x 3 + y 3 = 4(x 2 y + xy 2 + 1).

а) Так как x 3 и y 3 при делении на 9 могут давать только остатки 0, 1 и 8 (смотрите таблицу в разделе «Делимость целых чисел и остатки»), то x 3 + y 3 может давать только остатки 0, 1, 2, 7 и 8. Но число 3333333 при делении на 9 даёт остаток 3. Поэтому исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

Ответ: целочисленных решений нет.

б) Перепишем исходное уравнение в виде (x + y) 3 = 7(x 2 y + xy 2 ) + 4. Так как кубы целых чисел при делении на 7 дают остатки 0, 1 и 6, но не 4, то уравнение не имеет решений в целых числах.

Ответ: целочисленных решений нет.

а) в простых числах уравнение х 2 – 7х – 144 = у 2 – 25у;

б) в целых числах уравнение x + y = x 2 – xy + y 2 .

а) Решим данное уравнение как квадратное относительно переменной у. Получим

у = х + 9 или у = 16 – х.

Поскольку при нечётном х число х + 9 является чётным, то единственной парой простых чисел, которая удовлетворяет первому равенству, является (2; 11).

Так как х, у – простые, то из равенства у = 16 – х имеем

С помощью перебора вариантов находим остальные решения: (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).

Ответ: (2; 11), (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).

б) Рассмотрим данное уравнение как квадратное уравнение относительно x:

x 2 – (y + 1)x + y 2 – y = 0.

Дискриминант этого уравнения равен –3y 2 + 6y + 1. Он положителен лишь для следующих значений у: 0, 1, 2. Для каждого из этих значений из исходного уравнения получаем квадратное уравнение относительно х, которое легко решается.

Ответ: (0; 0), (0; 1), (1; 0), (1; 2), (2; 1), (2; 2).

5. Существует ли бесконечное число троек целых чисел x, y, z таких, что x 2 + y 2 + z 2 = x 3 + y 3 + z 3 ?

Попробуем подбирать такие тройки, где у = –z. Тогда y 3 и z 3 будут всегда взаимно уничтожаться, и наше уравнение будет иметь вид

Чтобы пара целых чисел (x; y) удовлетворяла этому условию, достаточно, чтобы число x–1 было удвоенным квадратом целого числа. Таких чисел бесконечно много, а именно, это все числа вида 2n 2 +1. Подставляя в x 2 (x–1) = 2y 2 такое число, после несложных преобразований получаем:

y = xn = n(2n 2 +1) = 2n 3 +n.

Все тройки, полученные таким образом, имеют вид (2n 2 +1; 2n 3 +n; –2n 3 – n).

6. Найдите такие целые числа x, y, z, u, что x 2 + y 2 + z 2 + u 2 = 2xyzu.

Число x 2 + y 2 + z 2 + u 2 чётно, поэтому среди чисел x, y, z, u чётное число нечётных чисел.

Если все четыре числа x, y, z, u нечётны, то x 2 + y 2 + z 2 + u 2 делится на 4, но при этом 2xyzu не делится на 4 – несоответствие.

Если ровно два из чисел x, y, z, u нечётны, то x 2 + y 2 + z 2 + u 2 не делится на 4, а 2xyzu делится на 4 – опять несоответствие.

Поэтому все числа x, y, z, u чётны. Тогда можно записать, что

и исходное уравнение примет вид

Теперь заметим, что (2k + 1) 2 = 4k(k + 1) + 1 при делении на 8 даёт остаток 1. Поэтому если все числа x1, y1, z1, u1 нечётны, то x1 2 + y1 2 + z1 2 + u1 2 не делится на 8. А если ровно два из этих чисел нечётно, то x1 2 + y1 2 + z1 2 + u1 2 не делится даже на 4. Значит,

и мы получаем уравнение

Снова повторив те же самые рассуждения, получим, что x, y, z, u делятся на 2 n при всех натуральных n, что возможно лишь при x = y = z = u = 0.

7. Докажите, что уравнение

(х – у) 3 + (y – z) 3 + (z – x) 3 = 30

не имеет решений в целых числах.

Воспользуемся следующим тождеством:

(х – у) 3 + (y – z) 3 + (z – x) 3 = 3(х – у)(y – z)(z – x).

Тогда исходное уравнение можно записать в виде

(х – у)(y – z)(z – x) = 10.

Обозначим a = x – y, b = y – z, c = z – x и запишем полученное равенство в виде

Кроме того очевидно, a + b + c = 0. Легко убедиться, что с точностью до перестановки из равенства abc = 10 следует, что числа |a|, |b|, |c| равны либо 1, 2, 5, либо 1, 1, 10. Но во всех этих случаях при любом выборе знаков a, b, c сумма a + b + c отлична от нуля. Таким образом, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

8. Решить в целых числах уравнение 1! + 2! + . . . + х! = у 2 .

если х = 1, то у 2 = 1,

если х = 3, то у 2 = 9.

Этим случаям соответствуют следующие пары чисел:

Заметим, что при х = 2 имеем 1! + 2! = 3, при х = 4 имеем 1! + 2! + 3! + 4! = 33 и ни 3, ни 33 не являются квадратами целых чисел. Если же х > 5, то, так как

5! + 6! + . . . + х! = 10n,

можем записать, что

1! + 2! + 3! + 4! + 5! + . . . + х! = 33 + 10n.

Так как 33 + 10n – число, оканчивающееся цифрой 3, то оно не является квадратом целого числа.

Ответ: (1; 1), (1; –1), (3; 3), (3; –3).

9. Решите следующую систему уравнений в натуральных числах:

a 3 – b 3 – c 3 = 3abc, a 2 = 2(b + c).

3abc > 0, то a 3 > b 3 + c 3 ;

таким образом имеем

b 2 2 + х = у 4 + у 3 + у 2 + у.

Разложив на множители обе части данного уравнения, получим:

х(х + 1) = у(у + 1)(у 2 + 1),

х(х + 1) = (у 2 + у)(у 2 + 1)

Такое равенство возможно, если левая и правая части равны нулю, или представляют собой произведение двух последовательных целых чисел. Поэтому, приравнивая к нулю те или иные множители, получим 4 пары искомых значений переменных:

Произведение (у 2 + у)(у 2 + 1) можно рассматривать как произведение двух последовательных целых чисел, отличных от нуля, только при у = 2. Поэтому х(х + 1) = 30, откуда х5 = 5, х6 = –6. Значит, существуют ещё две пары целых чисел, удовлетворяющих исходному уравнению:

Ответ: (0; 0), (0; –1), (–1; 0), (–1; –1), (5; 2), (–6; 2.)

Задачи без решений

1. Решить в целых числах уравнение:

б) х 2 + у 2 = х + у + 2.

2. Решить в целых числах уравнение:

а) х 3 + 21у 2 + 5 = 0;

б) 15х 2 – 7у 2 = 9.

3. Решить в натуральных числах уравнение:

4. Доказать, что уравнение х 3 + 3у 3 + 9z 3 = 9xyz в рациональных числах имеет единственное решение

5. Доказать, что уравнение х 2 + 5 = у 3 в целых числах не имеет решений.

Видео:Система уравнений не имеет решений или имеет бесчисленное множество решенийСкачать

Система уравнений не имеет решений или имеет бесчисленное множество решений

Какое уравнение не имеет корней? Примеры уравнений

Доказать уравнение не имеет решений

Решение уравнений в математике занимает особое место. Этому процессу предшествует множество часов изучения теории, в ходе которых ученик узнает способы решения уравнений, определения их вида и доводит навык до полного автоматизма. Однако далеко не всегда поиск корней имеет смысл, так как их может попросту не быть. Существуют особые приемы нахождения корней. В данной статье мы разберем основные функции, их области определения, а также случаи, когда их корни отсутствуют.

Видео:Доказать, что уравнение не имеет положительных корнейСкачать

Доказать, что уравнение не имеет положительных корней

Какое уравнение не имеет корней?

Уравнение не имеет корней в том случае, если не существует таких действительных аргументов х, при которых уравнение тождественно верно. Для неспециалиста данная формулировка, как и большинство математических теорем и формул, выглядит очень размытой и абстрактной, однако это в теории. На практике все становится предельно просто. Например: уравнение 0 * х = -53 не имеет решения, так как не найдется такого числа х, произведение которого с нулем дало бы что-то, кроме нуля.

Сейчас мы рассмотрим самые базовые типы уравнений.

Видео:Показать, что уравнение x³+y³+z³=41 не имеет решений в целых числахСкачать

Показать, что уравнение x³+y³+z³=41 не имеет решений в целых числах

1. Линейное уравнение

Уравнение называется линейным, если его правая и левая части представлены в виде линейных функций: ax + b = cx + d или в обобщенном виде kx + b = 0. Где а, b, с, d — известные числа, а х — неизвестная величина. Какое уравнение не имеет корней? Примеры линейных уравнений представлены на иллюстрации ниже.

Доказать уравнение не имеет решений

В основном линейные уравнения решаются простым переносом числовой части в одну часть, а содержимого с х — в другую. Получается уравнение вида mx = n, где m и n — числа, а х — неизвестное. Чтобы найти х, достаточно разделить обе части на m. Тогда х = n/m. В основном линейные уравнения имеют только один корень, однако бывают случаи, когда корней либо бесконечно много, либо нет вовсе. При m = 0 и n = 0 уравнение принимает вид 0 * х = 0. Решением такого уравнения будет абсолютно любое число.

Однако какое уравнение не имеет корней?

При m = 0 и n = 0 уравнение не имеет корней из множества действительных чисел. 0 * х = -1; 0 * х = 200 — эти уравнения не имеют корней.

Видео:Вариант 40, № 2. Линейное уравнение, не имеющее корнейСкачать

Вариант 40, № 2. Линейное уравнение, не имеющее корней

2. Квадратное уравнение

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 + bx + c = 0 при а = 0. Самым распространенным способом решения квадратного уравнения является решение через дискриминант. Формула нахождения дискриминанта квадратного уравнения: D = b 2 — 4 * a * c. Далее находится два корня х1,2= (-b ± √D) / 2 * a.

При D > 0 уравнение имеет два корня, при D = 0 — корень один. Но какое квадратное уравнение не имеет корней? Пронаблюдать количество корней квадратного уравнения проще всего по графику функции, представляющем собой параболу. При а > 0 ветви направлены вверх, при а 2 – 8x + 72 = 0 не имеет корней, так как имеет отрицательный дискриминант D = (–8) 2 – 4 * 1 * 72 = -224. Это значит, что парабола не касается оси абсцисс и функция никогда не принимает значение 0, следовательно, уравнение не имеет действительных корней.

Видео:6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙСкачать

6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙ

3. Тригонометрические уравнения

Тригонометрические функции рассматриваются на тригонометрической окружности, однако могут быть представлены и в декартовой системе координат. В данной статье мы рассмотрим две основные тригонометрические функции и их уравнения: sinx и cosx. Так как данные функции образуют тригонометрическую окружность с радиусом 1, |sinx| и |cosx| не могут быть больше 1. Итак, какое уравнение sinx не имеет корней? Рассмотрим график функции sinx, представленный на картинке ниже.

Доказать уравнение не имеет решений

Мы видим, что функция является симметричной и имеет период повторения 2pi. Исходя их этого, можно говорить, что максимальным значением этой функции может быть 1, а минимальным -1. Например, выражение cosx = 5 не будет иметь корней, так как по модулю оно больше единицы.

Это самый простой пример тригонометрических уравнений. На самом деле их решение может занимать множество страниц, в конце которых вы осознаете, что использовали неправильную формулу и все нужно начинать сначала. Порой даже при правильном нахождении корней вы можете забыть учесть ограничения по ОДЗ, из-за чего в ответе появляется лишний корень или интервал, и весь ответ обращается в ошибочный. Поэтому строго следите за всеми ограничениями, ведь не все корни вписываются в рамки задачи.

Видео:#75 Урок 36. Определение количества решений системы уравнений. Алгебра 7 класс.Скачать

#75 Урок 36. Определение количества решений системы уравнений. Алгебра 7 класс.

4. Системы уравнений

Система уравнений представляет собой совокупность уравнений, объединенных фигурной или квадратной скобками. Фигурные скобки обозначают совместное выполнение всех уравнений. То есть если хотя бы одно из уравнений не имеет корней или противоречит другому, вся система не имеет решения. Квадратные скобки обозначают слово «или». Это значит, что если хотя бы одно из уравнений системы имеет решение, то вся система имеет решение.

Доказать уравнение не имеет решений

Ответом системы с квадратными скобками является совокупность всех корней отдельных уравнений. А системы с фигурным скобками имеют только общие корни. Системы уравнений могут включать абсолютно разнообразные функции, поэтому такая сложность не позволяет сказать сразу, какое уравнение не имеет корней.

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Обобщение и советы по нахождению корней уравнения

В задачниках и учебниках встречаются разные типы уравнений: такие, которые имею корни, и не имеющие их. В первую очередь, если у вас не получается найти корни, не думайте, что их нет совсем. Возможно, вы совершили где-нибудь ошибку, тогда достаточно лишь внимательно перепроверить ваше решение.

Мы рассмотрели самые базовые уравнения и их виды. Теперь вы можете сказать, какое уравнение не имеет корней. В большинстве случаев сделать это совсем не трудно. Для достижения успеха в решении уравнений требуется лишь внимание и сосредоточенность. Практикуйтесь больше, это поможет вам ориентироваться в материале гораздо лучше и быстрее.

Итак, уравнение не имеет корней, если:

  • в линейном уравнении mx = n значение m = 0 и n = 0;
  • в квадратном уравнении, если дискриминант меньше нуля;
  • в тригонометрическом уравнении вида cosx = m / sinx = n, если |m| > 0, |n| > 0;
  • в системе уравнений с фигурными скобками, если хотя бы одно уравнение не имеет корней, и с квадратными скобками, если все уравнения не имеют корней.

Видео:Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать

Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числах

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойДоказать уравнение не имеет решений

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Доказать уравнение не имеет решений— линейное уравнение;

Доказать уравнение не имеет решений— квадратное уравнение;

Доказать уравнение не имеет решений— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Доказать уравнение не имеет решений— корень уравнения Доказать уравнение не имеет решений, так как при Доказать уравнение не имеет решенийполучаем верное равенство: Доказать уравнение не имеет решений, то есть Доказать уравнение не имеет решений

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Доказать уравнение не имеет решенийОДЗ: Доказать уравнение не имеет решений, то есть Доказать уравнение не имеет решений, так как область определения функции Доказать уравнение не имеет решенийопределяется условием: Доказать уравнение не имеет решений, а область определения функции Доказать уравнение не имеет решений— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Доказать уравнение не имеет решений

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Доказать уравнение не имеет решений

Проверка, Доказать уравнение не имеет решений— корень (см. выше); Доказать уравнение не имеет решений— посторонний корень (при Доказать уравнение не имеет решенийполучаем неверное равенство Доказать уравнение не имеет решений).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений— исходное уравнение;

Доказать уравнение не имеет решений— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Доказать уравнение не имеет решений— символические изображения направления выполненных преобразований

Доказать уравнение не имеет решенийПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Доказать уравнение не имеет решенийзаписывают так:

Доказать уравнение не имеет решений

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Доказать уравнение не имеет решенийимеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений,

а уравнение Доказать уравнение не имеет решенийне имеет корней, поскольку значение Доказать уравнение не имеет решенийне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Доказать уравнение не имеет решений, то общая область определения для функций Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решенийназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Доказать уравнение не имеет решенийобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Доказать уравнение не имеет решений, поскольку функции Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решенийимеют области определения Доказать уравнение не имеет решений.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Доказать уравнение не имеет решений, так и области определения функции Доказать уравнение не имеет решений(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Доказать уравнение не имеет решенийфункция Доказать уравнение не имеет решенийопределена при всех действительных значениях Доказать уравнение не имеет решений, а функция Доказать уравнение не имеет решенийтолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Доказать уравнение не имеет решенийиз которой получаем систему Доказать уравнение не имеет решенийне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Доказать уравнение не имеет решений(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Доказать уравнение не имеет решений. Но тогда верно, что Доказать уравнение не имеет решений. Последнее уравнение имеет два корня: Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Доказать уравнение не имеет решенийудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Доказать уравнение не имеет решений(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Доказать уравнение не имеет решений(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Доказать уравнение не имеет решений, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Доказать уравнение не имеет решений).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Доказать уравнение не имеет решенийи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Доказать уравнение не имеет решений(3)

Доказать уравнение не имеет решений(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений, а уравнение (4) — два корня: Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Доказать уравнение не имеет решений, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Доказать уравнение не имеет решенийи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Доказать уравнение не имеет решений. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Доказать уравнение не имеет решенийзадается неравенством Доказать уравнение не имеет решений. Когда мы переходим к уравнению Доказать уравнение не имеет решений, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Доказать уравнение не имеет решений, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Доказать уравнение не имеет решений), таким образом, и равное ему выражение Доказать уравнение не имеет решенийтакже будет неотрицательным: Доказать уравнение не имеет решений. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Доказать уравнение не имеет решений) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Доказать уравнение не имеет решенийк уравнению Доказать уравнение не имеет решенийОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Доказать уравнение не имеет решенийдостаточно учесть его ОДЗ: Доказать уравнение не имеет решенийи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Доказать уравнение не имеет решений. ОДЗ: Доказать уравнение не имеет решений. Тогда Доказать уравнение не имеет решений. Отсюда Доказать уравнение не имеет решений(удовлетворяет условию ОДЗ) или Доказать уравнение не имеет решений(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Доказать уравнение не имеет решений, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Доказать уравнение не имеет решений

Пример №423

Решите уравнение Доказать уравнение не имеет решений.

Решение:

► ОДЗ: Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Доказать уравнение не имеет решений

то есть Доказать уравнение не имеет решений

Учтем ОДЗ. При Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Таким образом, Доказать уравнение не имеет решений— корень.

Ответ: Доказать уравнение не имеет решений

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Доказать уравнение не имеет решенийДоказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений— корень (Доказать уравнение не имеет решений),

Доказать уравнение не имеет решений— не корень (Доказать уравнение не имеет решений).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Доказать уравнение не имеет решений

Если надо решить уравнение вида Доказать уравнение не имеет решенийи выяснилось, что Доказать уравнение не имеет решенийто равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решенийодновременно равны Доказать уравнение не имеет решений

Пример:

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений(так как Доказать уравнение не имеет решений).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Доказать уравнение не имеет решений

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Доказать уравнение не имеет решений

Из первого уравнения получаем Доказать уравнение не имеет решений, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Доказать уравнение не имеет решений

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Доказать уравнение не имеет решенийфункция Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Доказать уравнение не имеет решенийимеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений, то есть Доказать уравнение не имеет решений), поскольку функция Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает на всей области определения Доказать уравнение не имеет решений

Доказать уравнение не имеет решений

Если в уравнении Доказать уравнение не имеет решенийфункция Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает на некотором промежутке, а функция Доказать уравнение не имеет решенийубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Доказать уравнение не имеет решенийимеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений( Доказать уравнение не имеет решенийто есть Доказать уравнение не имеет решений), поскольку Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает на всей области определения Доказать уравнение не имеет решений, a Доказать уравнение не имеет решенийубывает (на множестве Доказать уравнение не имеет решений, а следовательно, и при Доказать уравнение не имеет решений)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Доказать уравнение не имеет решений, общая область определения для функций Доказать уравнение не имеет решенийназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Доказать уравнение не имеет решений, так и области определения функции Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Доказать уравнение не имеет решений, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Доказать уравнение не имеет решений. Решая эту систему, получаем Доказать уравнение не имеет решенийто есть Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Доказать уравнение не имеет решений. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Доказать уравнение не имеет решений). Следовательно, Доказать уравнение не имеет решений— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Доказать уравнение не имеет решений.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Доказать уравнение не имеет решений, то его ОДЗ задается системой Доказать уравнение не имеет решенийто есть системой Доказать уравнение не имеет решенийкоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Доказать уравнение не имеет решений, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Доказать уравнение не имеет решенийзначение Доказать уравнение не имеет решений, а значение Доказать уравнение не имеет решений.

Рассмотрим два случая: Доказать уравнение не имеет решений

Если Доказать уравнение не имеет решений, то равенство Доказать уравнение не имеет решенийне может выполняться, потому что Доказать уравнение не имеет решений, то есть при Доказать уравнение не имеет решенийданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Доказать уравнение не имеет решений, но, учитывая необходимость выполнения равенства Доказать уравнение не имеет решений, имеем, что тогда и Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Доказать уравнение не имеет решений(при условии Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений) гарантирует одновременное выполнение равенств Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений, то выполняется и равенство Доказать уравнение не имеет решений. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Доказать уравнение не имеет решенийравносильно системеДоказать уравнение не имеет решений

Коротко это можно записать так:

Доказать уравнение не имеет решений

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Доказать уравнение не имеет решений, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Доказать уравнение не имеет решений.

Если предположить, что Доказать уравнение не имеет решений, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Доказать уравнение не имеет решенийбудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Доказать уравнение не имеет решенийданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Доказать уравнение не имеет решенийобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Доказать уравнение не имеет решений, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Доказать уравнение не имеет решенийи учесть, что функции Доказать уравнение не имеет решенийнеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Доказать уравнение не имеет решений

Из второго уравнения получаем Доказать уравнение не имеет решений, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Доказать уравнение не имеет решенийфункция Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Доказать уравнение не имеет решенийпересекает график возрастающей на промежутке Доказать уравнение не имеет решенийфункции Доказать уравнение не имеет решенийтолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Доказать уравнение не имеет решенийне может иметь больше одного корня на промежутке Доказать уравнение не имеет решений. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Доказать уравнение не имеет решенийуравнение имеет корень Доказать уравнение не имеет решений, то Доказать уравнение не имеет решений. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Доказать уравнение не имеет решенийпри Доказать уравнение не имеет решенийполучаем неравенство Доказать уравнение не имеет решений, а при Доказать уравнение не имеет решений— неравенство Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, при Доказать уравнение не имеет решений. Аналогично и для убывающей функции при Доказать уравнение не имеет решенийполучаем Доказать уравнение не имеет решений.

Теорема 2. Если в уравнении Доказать уравнение не имеет решенийфункция Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает на некотором промежутке, а функция Доказать уравнение не имеет решенийубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Доказать уравнение не имеет решений

• Если на промежутке Доказать уравнение не имеет решенийуравнение имеет корень Доказать уравнение не имеет решений, то Доказать уравнение не имеет решений. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Доказать уравнение не имеет решенийи убывающей функции Доказать уравнение не имеет решенийпри Доказать уравнение не имеет решенийимеем Доказать уравнение не имеет решений, a Доказать уравнение не имеет решений, таким образом, Доказать уравнение не имеет решений. Аналогично и при Доказать уравнение не имеет решений.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Доказать уравнение не имеет решений, достаточно заметить, что функция Доказать уравнение не имеет решенийявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Доказать уравнение не имеет решений— корень Доказать уравнение не имеет решенийэтого уравнения (Доказать уравнение не имеет решений). Таким образом, данное уравнение Доказать уравнение не имеет решенийимеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений.

Доказать уравнение не имеет решенийКорень Доказать уравнение не имеет решенийполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Доказать уравнение не имеет решенийкоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Доказать уравнение не имеет решений.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Доказать уравнение не имеет решенийи вспомнить, что функция Доказать уравнение не имеет решенийна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Доказать уравнение не имеет решенийи Доказать уравнение не имеет решений. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Доказать уравнение не имеет решенийданное уравнение имеет корень Доказать уравнение не имеет решений. Функция Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает при Доказать уравнение не имеет решений(как было показано выше, она возрастает на множестве Доказать уравнение не имеет решений), а функция Доказать уравнение не имеет решенийубывает на промежутке Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, данное уравнение Доказать уравнение не имеет решенийпри Доказать уравнение не имеет решенийимеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений.

2) При Доказать уравнение не имеет решенийданное уравнение имеет корень Доказать уравнение не имеет решенийДоказать уравнение не имеет решений. Функция Доказать уравнение не имеет решенийвозрастает при Доказать уравнение не имеет решений, а функция Доказать уравнение не имеет решенийубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Доказать уравнение не имеет решенийпри Доказать уравнение не имеет решенийимеет единственный корень Доказать уравнение не имеет решений. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Доказать уравнение не имеет решений.

Решение:

► ОДЗ: Доказать уравнение не имеет решений. На ОДЗ Доказать уравнение не имеет решений. Тогда функция Доказать уравнение не имеет решений(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Доказать уравнение не имеет решений.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Доказать уравнение не имеет решений. Из второго уравнения системы получаем Доказать уравнение не имеет решений, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Доказать уравнение не имеет решений.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Доказать уравнение не имеет решений, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, при всех значениях Доказать уравнение не имеет решенийполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Доказать уравнение не имеет решений

Решение:

► ОДЗ: Доказать уравнение не имеет решенийРассмотрим функцию Доказать уравнение не имеет решений. На своей области определения Доказать уравнение не имеет решенийэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Доказать уравнение не имеет решений, равносильно уравнению Доказать уравнение не имеет решений. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Доказать уравнение не имеет решений

Подставляя Доказать уравнение не имеет решенийво второе уравнение системы, имеем Доказать уравнение не имеет решений, Доказать уравнение не имеет решений. Учитывая, что на ОДЗ Доказать уравнение не имеет решений, получаем Доказать уравнение не имеет решений. Тогда Доказать уравнение не имеет решений.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Доказать уравнение не имеет решенийдля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Доказать уравнение не имеет решений, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Доказать уравнение не имеет решенийявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Доказать уравнение не имеет решений

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

💥 Видео

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.

Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)Скачать

Алгебра 7 класс (Урок№47 - Равносильность уравнений и систем уравнений.)

Доказать, что число 2⁹+2⁹⁹ делится на 100Скачать

Доказать, что число 2⁹+2⁹⁹ делится на 100

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.

Алгебраическое определение количества решений системы линейных уравнений | Алгебра IСкачать

Алгебраическое определение количества решений системы линейных уравнений |  Алгебра I

268 Алгебра 9 класс. Докажите что Уравнение не имеет корнейСкачать

268 Алгебра 9 класс. Докажите что Уравнение не имеет корней

7 класс. Учебник Макарычев. N526a. Докажите, что не имеет корней уравнение. а)х^2+1=0Скачать

7 класс. Учебник Макарычев. N526a. Докажите, что не имеет корней уравнение. а)х^2+1=0

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Задачи на доказательство делимости. Малая теорема Ферма | Ботай со мной #036 | Борис Трушин !Скачать

Задачи на доказательство делимости. Малая теорема Ферма | Ботай со мной #036 | Борис Трушин !
Поделиться или сохранить к себе: