Алгебраическое уравнение первой степени имеет вид:
Ax+By+C=0
где A, B, C — действительные числа и одна из величин A, B не равна нулю.
Алгебраическим уравнением второй степени записывается следующем образом:
Ax 2 +Bxy+Cy 2 +Dx+Ey+F = 0
где одна из величин A, B, C не равна нулю.
Пример 1
Уравнение у=4х 2 , равносильное уравнению 4x 2 -у=0, — алгебраическое уравнение второй степени (А=4, В=0, С=0, D=0, Е=-1, F= 0)
Пример 2
Уравнение ху=1, равносильное уравнению ху-1=0, есть алгебраическое уравнение второй степени (А=0, В=1, С=0, D=0, E=0, F=- 1)
Пример 3
Уравнение (х+у+2) 2 -(х+у+1) 2 =0 есть уравнение первой степени, так как оно равносильно уравнению 2х+2у +3= 0.
Аналогично определяются алгебраические уравнения третьей, четвертой, пятой и т. д. степеней. Величины А, В, С, D и т. д. (в том числе свободный член) называются коэффициентами алгебраического уравнения.
Пример 4
Линия, представляемая уравнением y=sin(х) синусоида — не является алгебраической.
- Уравнения первой степени: формулы, как их решать, пример, упражнения
- Содержание:
- Как решать уравнения первой степени
- Графическая интерпретация
- Примеры простых линейных уравнений
- Целочисленные уравнения
- Дробные уравнения
- Буквальные уравнения
- Системы уравнений первой степени
- Линейные уравнения с абсолютным значением
- Простые решаемые упражнения
- — Упражнение 1
- Решение
- — Упражнение 2.
- Решение
- — Упражнение 3.
- Решение
- Ссылки
- Алгебраические уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения
- Делимость многочлена
- Общий вид алгебраического уравнения
- Некоторые свойства алгебраического уравнения
- Методы решения целых алгебраических уравнений
- Разложение на множители
- Подбор корня с последующим понижением степени уравнения
- Метод поиска рациональных корней у многочленов с целыми коэффициентами
- Метод неопределённых коэффициентов
- Метод умножения на функцию
- Понятие алгебраического и трансцендентного уравнения и методов их приближенного решения
- Алгебраические уравнения и их геометрическое истолкование
- Уравнение с одной буквой (неизвестным)
- Уравнение с двумя буквами (переменными)
- Линейное уравнение с двумя переменными
- Нелинейные уравнения с двумя переменными
- Алгебраические уравнения и алгоритм их решения
- Общая теория уравнений
- Область допустимых значений
- Уравнения
- Совокупности уравнений
- Преобразования уравнений
- Теоремы о равносильности уравнений
- Уравнения с одним неизвестным
- Метод разложения на множители
- Метод введения нового неизвестного
- Биквадратные уравнения
- Возвратные уравнения 3-й и 4-й степеней
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Уравнения первой степени: формулы, как их решать, пример, упражнения
Уравнения первой степени: формулы, как их решать, пример, упражнения — Наука
Видео:Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Содержание:
В первая степень или линейные уравнения с неизвестным — это те, которые могут быть выражены как сумма двух членов следующим образом:
куда а и б, с участием к ≠ 0, являются действительными числами R или также комплексными C. Чтобы решить эту задачу, члены транспонируются, что означает изменение членов с одной стороны равенства на другую.
Чтобы решить неизвестное, транспонируется член + b, который должен перейти в правую часть равенства с измененным знаком.
Затем значение x очищается следующим образом:
В качестве примера мы собираемся решить следующее уравнение:
Переносим член -5 в правую часть с измененным знаком:
Это эквивалентно добавлению 5 к обеим сторонам исходного уравнения:
6x — 5 + 5 = 4 + 5 → 6x = 9
А теперь решаем неизвестный «х»:
Это эквивалентно делению обеих частей равенства на 6. Таким образом, мы можем использовать следующее, чтобы получить решение:
-Вы можете прибавить или вычесть одно и то же количество к обеим сторонам равенства в уравнении, не изменяя его.
-Вы также можете умножить (или разделить) на одинаковую величину все члены как слева, так и справа от уравнения.
-И если оба члена уравнения возведены в одну и ту же степень, равенство также не изменяется.
Видео:Алгебра.7 класс (Урок№42 - Уравнения первой степени с одним неизвестным.)Скачать

Как решать уравнения первой степени
Решение уравнения первой степени также называется его корнем. Именно значение x преобразует исходное выражение в равенство. Например в:
Если мы подставим в это уравнение x = 5, мы получим:
Поскольку линейные уравнения первой степени бывают разных форм, которые иногда не очевидны, существует ряд общих правил, которые включают в себя несколько алгебраических манипуляций, чтобы найти значение неизвестного:
— Во-первых, если есть указанные операции, их необходимо провести.
— Группирующие символы, такие как круглые скобки, скобки и фигурные скобки, если они существуют, должны быть удалены с сохранением соответствующих знаков.
— Термины переносятся так, что все те, которые содержат неизвестное, помещаются с одной стороны равенства, а те, которые не содержат его, с другой.
-Затем все подобные термины сокращаются до формы топор = -b.
–И последний шаг — прояснить неизвестное.
Видео:Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Графическая интерпретация
Уравнение первой степени, поставленное в начале, может быть получено из уравнения прямой y = mx + c, в результате чего y = 0. Полученное значение x соответствует пересечению прямой с горизонтальной осью.
На следующем рисунке есть три линии. Начиная с зеленой линии, уравнение которой:
Делая y = 0 в уравнении прямой, получается уравнение первой степени:
Чье решение — x = 6/2 = 3. Теперь, когда мы детализируем график, легко понять, что на самом деле линия пересекает горизонтальную ось в точке x = 3.
Синяя линия пересекает ось x в точке x = 5, которая является решением уравнения –x + 5 = 0. Наконец, линия с уравнением y = 0,5x + 2 пересекает ось x в точке x = — 4, что легко увидеть из уравнения первой степени:
Видео:Алгебра 10 класс (Урок №1 - Многочлен P(x) и его корень. Алгебраическое уравнение.)Скачать

Примеры простых линейных уравнений
Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Целочисленные уравнения
Это те, в терминах которых нет знаменателей, например:
Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

Дробные уравнения
Эти уравнения содержат по крайней мере один знаменатель, отличный от 1. Чтобы решить их, рекомендуется умножить все члены на наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей, чтобы исключить их.
Следующее уравнение является дробным типом:
Поскольку эти числа малы, нетрудно увидеть, что m.c.m (6, 8,12) = 24. Этот результат легко получить, выразив числа как произведение простых чисел или их степеней, давайте посмотрим:
Наименьшее общее кратное определяется путем умножения общего и необычного множителей 6, 8 и 12 на их наибольшую экспоненту, затем:
lcm (6,8,12) = 2 3 ⋅3 = 8 × 3 = 24
Поскольку у нас есть наименьшее общее кратное, его нужно умножить на каждый из членов уравнения:
4 (x + 5) -3 (2x + 3) = 2 (1-5x)
Мы пользуемся распределительным свойством:
4x + 20 — 6x -9 = 2 — 10x
Все члены, содержащие неизвестный «x», сгруппированы в левой части равенства, а независимые или числовые члены остаются в правой части:
4x — 6x + 10 x = 2 +9 — 20
Видео:Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Буквальные уравнения
Это линейные уравнения с одним неизвестным, которые, однако, сопровождаются буквальными коэффициентами (буквами). Эти буквы обрабатываются так же, как и числа. Пример буквального уравнения первой степени:
Это уравнение решается так же, как если бы независимые члены и коэффициенты были числовыми:
-3ax — 5x = — b — 2a
Факторизация неизвестного «x»:
х (-3a — 5) = — b — 2a
х = (- b — 2a) / (-3a — 5) → x = (2a + b) / (3a + 5)
Видео:Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Системы уравнений первой степени
Системы уравнений состоят из системы уравнений с двумя или более неизвестными. Решение системы состоит из значений, которые одновременно удовлетворяют уравнениям, и для его однозначного определения должно быть уравнение для каждой неизвестной.
Общий вид системы м линейные уравнения с п неизвестные это:
Если у системы есть решение, оно называется совместимый определен, когда существует бесконечный набор значений, которые удовлетворяют, это неопределенный совместимый, и, наконец, если у нее нет решения, то она несовместимый.
При решении систем линейных уравнений используются несколько методов: редукция, подстановка, выравнивание, графические методы, метод исключения Гаусса-Жордана и использование определителей являются одними из наиболее часто используемых. Но есть и другие алгоритмы решения, более удобные для систем со многими уравнениями и неизвестными.
Пример системы линейных уравнений с двумя неизвестными:
8x — 5 = 7лет — 9
6х = 3у + 6
Решение этой системы представлено далее в разделе решенных упражнений.
Видео:Алгебра 7 класс (Урок№46 - Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными.)Скачать

Линейные уравнения с абсолютным значением
Абсолютное значение действительного числа — это расстояние между его положением на числовой прямой и нулем на числовой прямой. Поскольку это расстояние, его значение всегда положительно.
Абсолютное значение числа обозначается полосами по модулю: │x│. Абсолютное значение положительного или отрицательного числа всегда положительно, например:
В уравнении абсолютного значения неизвестное находится между стержнями модуля. Рассмотрим следующее простое уравнение:
Есть две возможности, первая — это положительное число x, и в этом случае мы имеем:
Другая возможность состоит в том, что x — отрицательное число, в этом случае:
Это решения этого уравнения. Теперь посмотрим на другой пример:
Сумма внутри столбцов может быть положительной, поэтому:
Или это может быть отрицательно. В таком случае:
-x — 6 = 11 ⇒ -x = 11 + 6 = 17
А ценность неизвестного:
Таким образом, это уравнение абсолютного значения имеет два решения: x1 = 5 и x2 = -17. Мы можем проверить, что оба решения приводят к равенству в исходном уравнении:
Видео:РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ алгебраических 9 класс алгебра МакарычевСкачать

Простые решаемые упражнения
Видео:Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

— Упражнение 1
Решите следующую систему линейных уравнений с двумя неизвестными:
8x — 5 = 7y -9
6х = 3у + 6
Видео:Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Системы уравнений.Скачать

Решение
Как предлагается, эта система идеальна для использования метода подстановки, поскольку во втором уравнении неизвестная Икс практически готов к оформлению:
И его можно сразу подставить в первое уравнение, которое затем становится уравнением первой степени с неизвестным «y»:
8 [(3y + 6) / 6] — 5 = 7y — 9
Знаменатель можно опустить, умножив каждый член на 6:
6. 8⋅ [(3y + 6) / 6] — 6.5 = 6 .7y– 6. 9
8⋅ (3лет + 6) — 30 = 42лет — 54
Применяя распределительное свойство в первом члене справа от равенства:
24 года + 48-30 = 42 года — 54 ⇒ 24 года + 18 = 42 года — 54
Уравнение можно упростить, так как все коэффициенты кратны 6:
4лет + 3 = 7лет — 9
С этим результатом переходим к очистке от x:
х = (3у +6) / 6 → х = (12 + 6) / 6 = 3
Видео:7 класс, 39 урок, Метод алгебраического сложенияСкачать

— Упражнение 2.
Решите следующее уравнение:
Видео:ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

Решение
Продукты представлены в этом уравнении, и, следуя инструкциям, данным в начале, они должны быть разработаны в первую очередь:
3х — 10х +14 = 5х + 36х + 12
Тогда все члены, содержащие неизвестные, переносятся в левую часть равенства, а в правую часть будут стоять независимые члены:
3x — 10x — 5x — 36x = 12 — 14
Видео:Как решать уравнения высших степеней, очень лёгкий способ!!!Скачать

— Упражнение 3.
Сложение трех внутренних углов треугольника дает 180 °. Наивысшее превосходит второстепенное на 35 °, а последнее, в свою очередь, превышает разницу между наибольшим и средним на 20 °. Какие углы?
Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Решение
Мы будем называть «x» большим углом, «y» — средним, а «z» — наименьшим. Когда в утверждении говорится, что их сумма равна 180º, можно записать:
Тогда мы знаем, что большее превышает меньшее на 35º, мы можем записать это так:
Наконец, наименьшее значение превышает разницу между наибольшим и средним на 20 °:
У нас есть система из 3-х уравнений и 3-х неизвестных:
Решая для z из первого уравнения, мы имеем:
180 — х — у = х — у + 20
Передача неизвестных в левую часть, как всегда:
-x — y — x + y = 20 — 180
Буква «y» отменяется и остается:
Из второго уравнения находим значение z:
z = x — 35 = 80 — 35 = 45º
И значение y находится от первого или третьего:
y = 180 — x — z = 180 — 80 — 45 = 55º
Видео:Математика это не ИсламСкачать

Ссылки
- Балдор. 1977. Элементарная алгебра. Венесуэльские культурные издания.
- Монтерейский институт. Уравнения, неравенства и абсолютное значение. Получено с: montereyinstitute.org.
- Интернет-учитель. Классификация линейных уравнений или уравнений первой степени. Получено с: profesorenlinea.cl.
- Хоффман, Дж. Выбор тем по математике. Том 2.
- Хименес, Р. 2008. Алгебра. Прентис Холл.
- Зилл, Д. 1984. Алгебра и тригонометрия. Макгроу Хилл.
Устойчивое потребление: для чего это нужно, важность, действия, примеры
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Алгебраические уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения
Алгебраическое уравнение — это уравнение вида. где. — многочлен от переменных. , которые называются неизвестными.
Видео:Уравнение первой степени с двумя неизвестнымиСкачать

Делимость многочлена
Делимость многочлена, целого относительно х, на разность x— а.
Теорема Безу:
Многочлен, целый относительно х: 
при делении на разность х — а (где а есть произвольное число, положительное или отрицательное) даёт остаток
равный тому значению делимого, которое оно получает при х=а.
Доказательство:
Из процесса деления многочлена, расположенного по убывающим степеням буквы х, видно, что деление такого многочлена на х — а можно продолжать до тех пор, пока высший член остатка R не будет содержать в себе буквы х. Пусть при этом частное будет некоторый многочлен Q. Тогда мы можем написать равенство:
M=(x- a)Q+R.
Равенство это есть тождество, т. е. оно верно при всевозможных значениях буквы х, а потому оно должно быть верно и при х-а. Но при x=а оно даёт
M’ = (α — α) Q’ + R
если буквами М‘ и Q‘ обозначим те значения M и Q, которые эти многочлены принимают при х=а (остаток R, как не содержащий вовсе x, не изменится от подстановки а на место х). Так как a — α=0, то и произведение (а — a) Q‘ равно 0; значит, последнее равенство даёт M‘= R, т. е.
что и требовалось доказать.
Следствие:
Так как x+α=x— (—а), то, применяя доказанную теорему к сумме х+а, найдём:
многочлен
при делении на сумму x+α даёт в остатке число, равное
т. е. число, равное тому значению делимого, которое оно получает при x= —а.
Примеры:
1) Многочлен x⁵—3x²+5x—1 при делении на х—2 даёт остаток, равный
2⁵-3 ∙ 2²+5 ∙ 2—1=29.
2) Многочлен x⁵—3x²+5x—1 при делении на x+2 даёт остаток
(-2)⁵-3 (- 2)²+5 (-2)—1=-55.
Следствие:
Для того чтобы многочлен
делился на разность х—а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль.
Это необходимо, так как если указанный многочлен делится на x—а, то остаток от деления должен быть нуль, а этот остаток, по доказанному выше, есть то значение делимого, которое оно принимает при x=а. Это и достаточно, так как если многочлен обращается в нуль при x=a, то это значит, что остаток от деления этого многочлена на х—а равен нулю.
Следствие:
Для того чтобы многочлен
делился на сумму х+а, необходимо и достаточно, чтобы при х = —а он обращался в нуль, так как сумма х+а есть разность x—(— а).
Примеры:
1) Многочлен x³-4x²+9 делится на х—3, потому что
З³ — 4∙3²+9=0.
2) Многочлен 2x²+x-45 делится на x+5, так как
2 (-5)²+(-5)—45=0.
Делимость двучлена 



2) Сумма одинаковых степеней двух чисел не делится на разность этих чисел, так как 

3) Разность одинаковых чётных степеней двух чисел делится, а нечётных не делится на сумму этих чисел, так как при делении разности 


4) Сумма одинаковых нечётных степеней двух чисел делится, а чётных не делится на сумму этих чисел, так как. при делении суммы 


Примеры:
1) x¹+α¹ делится на x+α, но не делится на х—а.
2) x²- α² делится и на х—а, и на x+a.
3) x²+α² не делится ни на х—а, ни на x+a.
4) x³- α³ делится на х—а, но не делится на x+α.
5) x³+α³ делится на x+a, но не делится на х—а.
Частные, получаемые при делении 


(остатки при этом делении идут в такой последовательности: 1-й остаток 



Очевидно, что многочлен, получившийся в частном, содержит m членов; сумма показателей в каждом члене при а и х одна и та же, именно: m—1; показатели х идут, уменьшаясь на 1,от m—1 до 0, показатели же а идут, увеличиваясь на 1, от 0 до m—1; коэффициенты у всех членов равны 1; знаки все +; число членов в частном m.
Заметив это, можем прямо писать:
x³- α³=(x-a) (x²+αx+α²);
x⁴- α⁴=(x-α) (x³+αx²+α²x+ α³);
x⁵ — α⁵=(x-a) (x⁴+αx3+α²x²+α³x+α⁴) и т. п.
Чтобы получить частное от деления 

x³+α³=(x+α) (x²-αx+α²);
x⁴—α⁴=(x+α) (х³-αx²+α²x-α³);
x⁵+a⁵=(x+α) (х⁴ — αx³+α²x² — a³x+a⁴) и т.п.
Общий вид алгебраического уравнения
Мы ранее видели, что уравнение, содержащее неизвестное в знаменателях, может быть приведено к целому виду. Далее мы знаем, что уравнение, содержащее неизвестное под знаком радикала, может быть приведено к рациональному виду. Вследствие этого можем сказать, что всякое уравнение, в котором неизвестное связано с данными числами посредством конечного числа шести алгебраических действий (сложения, вычитания, умножения, деления, возвышения в степень и извлечения корня), может быть приведено к такому целому и рациональному виду:
где коэффициенты А, В, С, … , K и L суть постоянные вещественные или комплексные числа, а m есть показатель степени уравнения. Некоторые коэффициенты, кроме первого, в частных случаях могут равняться нулю.
Уравнение такого вида называется алгебраическим. Алгебраические уравнения степени выше второй называются уравнениями высших степеней.
Некоторые свойства алгебраического уравнения
Уравнения высших степеней составляют предмет высшей алгебры. Элементарная же рассматривает только некоторые частные виды этих уравнений.
Высшая алгебра устанавливает следующую важную теорему:
Всякое алгебраическое уравнение имеет вещественный или комплексный корень (теорема Гаусса 2), 1799 г.).
Допустив эту истину (доказательство которой в элементарной алгебре было бы затруднительно), нетрудно показать, что:
Алгебраическое уравнение имеет столько корней, вещественных или комплексных, сколько единиц в показателе его степени.
Действительно, согласно теореме Гаусса, уравнение

имеет вещественный или комплексный корень; пусть этот корень будет а. Тогда многочлен, стоящий в левой части уравнения (1), должен делиться на х—а. Если произвести это деление, то в частном получим многочлен степени m—1, у которого первый коэффициент будет А. Обозначив другие его коэффициенты соответственно буквами B₁, C₁ ,…, K₁ и приняв во внимание, что делимое равно делителю, умноженному на частное, можем представить уравнение (1) так:

Приравняв нулю многочлен, стоящий во вторых скобках, получим новое уравнение, которое по той же теореме должно иметь некоторый корень β; вследствие этого левая его часть может быть разложена на два множителя: х—β и многочлен степени m—2, у которого первый коэффициент по-прежнему будет А. Поэтому уравнение (1) можно переписать так:

Продолжая эти рассуждения далее, дойдём, наконец, до того, что многочлен, заключённый в последних скобках, будет второй степени, причём первый его коэффициент останется А. Разложив этот трёхчлен на множители, приведём уравнение (1) к виду:
A(x- а) (х—β) (х— γ) . .. (х—λ)=0, (4)
где всех разностей: x-a, х- β,…, будет m. Очевидно, что уравнение (4) обращается в тождество при каждом из значений: x=α, x=β, x=γ, . x=λ и не удовлетворяется никакими иными значениями x (если A≠0); значит, уравнение (1) имеет m корней: a, β, γ ,…, λ. В частных случаях некоторые корни могут оказаться одинаковыми.
Полезно заметить ещё следующие истины, доказываемые в высшей алгебре.
Сумма корней всякого алгебраического уравнения 
равна 

Если алгебраическое уравнение с вещественными коэффициентами имеет комплексные корни, то число этих корней — чётное (примером может служить биквадратное уравнение).
Если алгебраическое уравнение с вещественными коэффициентами имеет n корней вида p+qi, оно имеет ещё n корней вида p—qi (примером может служить биквадратное уравнение, комплексные корни которого всегда сопряжённые), и так как
[х—(p+qi)][x-(р— qi)]=[(x-p)- qi] (x-p)+qi] =
=(х—р)²—q²i²=(x-p)²+q²=x²-2 +(p²+q²),
то левая часть уравнения содержит в этом случае n вещественных множителей вида ax²+bx+c.
Алгебраическое уравнение нечётной степени с вещественными коэффициентами имеет, по крайней мере, один вещественный корень.
Уравнения с произвольными буквенными коэффициентами степени не выше четвёртой разрешены алгебраически, т. е. для корней этих уравнений найдены общие формулы, составленные из коэффициентов уравнения посредством алгебраических действий.
В этом смысле уравнения с произвольными коэффициентами степени выше четвёртой не могут быть разрешены алгебраически (теорема Абеля); однако, если коэффициенты уравнения какой угодно степени выражены числами, всегда есть возможность вычислить с желаемой степенью приближения все его корни как вещественные, так и мнимые. Способы такого вычисления излагаются в высшей алгебре.
Методы решения целых алгебраических уравнений
Разложение на множители
Часть целых алгебраических уравнений 
Если разложение на множители удалось выполнить, то решение алгебраического уравнения сводится к решению совокупности нескольких уравнений, но более низкой степени. Неравенство после разложения на множители можно решать методом интервалов.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Из 1-го уравнения находим корни 
Пример:
Найти все положительные корни уравнения
Решение:
Покажем, что второе уравнение в совокупности не имеет положительных решений. Действительно, рассмотрим функцию 


Ответ:
Подбор корня с последующим понижением степени уравнения
При решении алгебраических уравнений и неравенств степени выше второй можно использовать общий принцип последовательного понижения степени уравнения (неравенства).
Пусть требуется решить уравнение n -й степени
где 




Пример:
Решить уравнение
Решение:
Заметим, что x = 2 является корнем данного уравнения. Найдём другие корни этого уравнения:
Решая уравнение 
Эта ссылка возможно вам будет полезна:
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Легко заметить, проанализировав структуру уравнения, что числа x = 0 и x = -10 являются решениями данного уравнения. С другой стороны, ясно, что это квадратное уравнение, а поэтому может иметь не более двух корней. Так как два корня уравнения уже подобраны, то других корней нет.
В некоторых случаях, для того чтобы не подбирать корень «вслепую», можно воспользоваться следующим методом.
Метод поиска рациональных корней у многочленов с целыми коэффициентами
Для решения такого рода уравнений и неравенств используется метод, в основе которого лежит Теорема 9 из предыдущего пункта. Рассмотрим подробнее суть этого метода. Пусть требуется найти рациональные корни уравнения n -й степени
причём все коэффициенты 











Пример:
При каких натуральных n уравнение 
Решение:
Воспользуемся приведённым выше методом. Свободный член имеет два целочисленных делителя: ± 1, а старший коэффициент — два натуральных делителя: 1,2. Поэтому рациональные корни следует искать среди чисел 
Ответ:
Метод неопределённых коэффициентов
Иногда для решения целых алгебраических уравнений (неравенств) с одной или несколькими неизвестными используют метод неопределённых коэффициентов. Пусть, например, решается уравнение
Суть метода состоит в том, что многочлен 







когда равны коэффициенты при одинаковых степенях переменной x, то, приравнивая эти коэффициенты, получают систему уравнений относительно неизвестных коэффициентов. Эту систему решают (или подбирают любое решение). Найденные таким способом коэффи-циенты 
Рассмотрим применение этого метода на примере решения кубического уравнения. Допустим, требуется решить уравнение
Известно, что многочлен третьей степени всегда можно представить в виде произведения многочленов первой и второй степеней. Таким образом, сразу для всех действительных значений переменной x должно выполняться равенство
где числа а,b,c являются в данном случае искомыми неопределён-ными коэффициентами. Найдём их значения. После этого останется подставить их в правую часть (1) и, приравняв её к нулю, решить уравнение 

Чтобы найти коэффициенты а,b,c, раскроем скобки в правой части тождества (1) и приведём образовавшийся при этом многочлен к стандартному виду
Многочлены третьей степени тождественно равны тогда и только тогда, когда равны коэффициенты при одинаковых степенях x . Приравнивая коэффициенты при 

решая которую (можно даже просто подобрать любое решение этой системы) находим коэффициенты.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Воспользуемся для решения методом неопределённых коэффициентов. Будем искать разложение многочлена, стоящего в левой части уравнения, в виде
Раскрыв скобки, приведём многочлен в правой части к стандартному виду
Приравнивая коэффициенты слева и справа при 

Найдя подбором решение 

Пример:
При каких значениях а все корни уравнения 
Решение:
Чтобы первое из уравнений имело корни, необходимо, чтобы его дискриминант был неотрицателен, т.е.
Далее, второй многочлен в силу теоремы Безу должен делиться нацело на первый многочлен. Иными словами, должно найтись такое b , что при всех действительных x справедливо тождество
Для нахождения неопределённых коэффициентов (в данном случае в их роли выступают а и b ) воспользуемся известным фактом, что два кубических многочлена, стоящие по разные стороны от знака равенства, тождественно равны тогда и только тогда, когда равны коэффициенты при одинаковых степенях переменной x . Приравнивая эти коэффициенты, получаем систему уравнений
Метод умножения на функцию
Иногда, применяя приём умножения обеих частей уравнения (неравенства) на некоторую функцию, удаётся упростить уравнение (неравенство).
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Заметим, что x = — 1 (и вообще никакое отрицательное число) не является корнем данного уравнения. Домножим обе части данного уравнения на выражение (х +1). Получаем уравнение-следствие
множество решений которого состоит из всех решений исходного уравнения и числа x = -1. Это число является посторонним корнем, возникшем как раз в результате умножения уравнения на функцию, имеющую действительный нуль. Применяя известную формулу сокращенного умножения, получаем существенно более простое уравнение 
Ответ: уравнение не имеет решений.
Рассмотрим некоторые виды целых алгебраических уравнений, решаемые в основном при помощи специально подобранных подстановок.
Понятие алгебраического и трансцендентного уравнения и методов их приближенного решения
Введем понятия алгебраического и трансцендентного уравнения.
Алгебраическое уравнение — уравнение, в котором переменная 
Примерами алгебраических уравнений могут служить уравнения вида: 

Уравнение, содержащее неизвестную переменную под знаком логарифма, тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций или в показателе степени некоторого числа, называется трансцендентным.
Примерами трансцендентных уравнений могут служить уравнения вида:
Решить предложенное уравнение — значит найти все значения переменной 
Из курса алгебры нам известны методы и приемы решения некоторых видов алгебраических и трансцендентных уравнений: например, квадратных уравнений; уравнений, решаемых методом группировки и вынесения за скобки общего множителя. Но даже решение несложного кубического уравнения вызовет у нас определенные сложности. Если нс удастся решить заданное уравнение привычными способами, существуют методы приближенного решения уравнений, состоящие из двух этапов:
1. отделение корней;
2. уточнение корней до заданной степени точности с помощью одного из следующих методов:
Этап отделения корней необходим для того, чтобы определить, какому промежутку принадлежат корни уравнения. На этом этапе обычно используется графический способ.
Пример:
Определить промежуток, которому принадлежат корни уравнения 
Решение:
Преобразуем данное уравнение к виду: 
Построим графики функций 



По рисунку видим, что графики функций 






Ответ: 
Эта лекция взята с главной страницы на которой находится курс лекций с теорией и примерами решения по всем разделам высшей математики:
Другие лекции по высшей математике, возможно вам пригодятся:
Алгебраические уравнения и их геометрическое истолкование
Уравнение с одной буквой (неизвестным)
Один из основных вопросов, которыми занимается алгебра, заключается в решении уравнений нормального вида. Так называются уравнения, у которых в левой части стоит многочлен, расположенный по степеням неизвестной буквы, а в правой части — нуль.
Степень многочлена в левой части носит название степени уравнения.
Мы встречались не раз с уравнениями, которые не имели нормального вида: таковы, например, уравнения 


Подобного рода уравнения могут быть приведены к уравнениям нормального вида. Для этого до статочно освободиться от дробей, затем перенести на лево члены, стоящие в правой части, сделать приведение подобных членов и, наконец, правильно расположить члены.
Таким образом, привести заданное уравнение к уравнению нормального вида удается по большей части несложными приемами.
Напротив, нахождение всех корней уравнения представляет собою более трудную задачу, в особенности в том случае, если уравнение высокой степени.
Уравнение первой степени (линейное) имеет вид 
Уравнение второй степени (иначе квадратное) имеет вид 
Уравнение третьей степени (иначе кубическое) имеет вид 
Так можно продолжать и дальше. Ради единообразия неизвестное здесь обозначено буквой 


Уравнение первой степени мы решаем (см. гл. 6) следующим образом: свободный член переносим направо 


В случае уравнений второй степени или высших степеней решение уравнения тесно связано с разложением левой части на линейные множители. Так, например, уравнение 









В отдельных примерах нам удавалось разлагать трехчлен второй степени на линейные множители; более полно общий прием разложения (по средствам «выделения квадрата») будет рассмотрен в главе 12.
Что касается уравнений третьей, четвертой и высших степеней, то, не говоря об отдельных частных случаях, разложить их левую часть на множители весьма трудно. С другой стороны, очень просто можно составить уравнение, имеющее наперед заданные корни; при этом степень уравнения в точности будет равняться числу корней.
Например, пусть заданы три числа: 




Производя умножение, получаем окончательно: 
Можно доказать, что число корней уравнения никогда не превышает его степени. Но иногда оно бывает меньше степени уравнения.
Например, уравнение 





Совокупность точек на числовой оси, являющихся корнями уравнения (иначе, удовлетворяющих этому уравнению), дает нам геометрическое представление этого уравнения.
Уравнение с двумя буквами (переменными)
Нам хорошо известно, что решением (корнем) уравнения с одной неизвестной буквой называется всякое значение входящей буквы, удовлетворяющее уравнению.
Если уравнение содержит две неизвестные буквы, понятие решения должно быть обобщено и именно следующим образом: решением уравнения с двумя неизвестными буквами называется пара значений двух неизвестных, удовлетворяющая уравнению.
Так, пара чисел 



В случае уравнения с двумя неизвестными найти и перечислить все решения, как правило, невозможно. Уже простейшие примеры, вроде 

Поэтому, если в уравнение входят две (или более) неизвестных буквы, их называют обыкновенно не неизвестными, а переменными (переменными величинами).
Алгебраическое уравнение с двумя буквами считается нормальным, если в правой части стоит нуль, а в левой — многочлен, расположенный по обеим буквам.
Уравнения с двумя буквами (как и уравнения с одной буквой) классифицируются по степеням: степенью уравнения называется степень многочлена, стоящего в его левой части, причем обе буквы считаются главными.
Уравнения первой степени (линейные) имеют вид 
Уравнения второй степени (квадратные) имеют вид 
Отдать себе отчет в том, какова совокупность решений данного уравнения, нам помогает геометрическое представление уравнения: оно делает наглядной ту зависимость, которая существует между значениями букв, удовлетворяющими уравнению. Познакомимся ближе с этим геометрическим представлением.
Так как у нас имеется не одна, а две буквы, допустим, 









Пример:
Рассмотрим уравнение 
Его графиком является совокупность точек 


Пример:
Второй пример возьмем более сложный. Пусть нам дано уравнение второй степени: 
Посмотрим, как можно наметить его график.
Ничего не стоит решить уравнение относительно буквы 
Дальше можно составить табличку числовых значений переменной 


Каждую полученную точку сейчас же отмечают на черте же. Точки располагаются с известной правильностью.
Чертеж 39 показывает, что при возрастании значений 














При 


Можно букве 


Полезло убедиться, что точки, получающиеся при подстановке дробных значений 


Поставим себе еще и такой вопрос: имеет ли наш график какие-нибудь точки на оси 






Хотя мы отметили на чертеже не свыше десятка точек, положение которых нам известно вполне точно, тем не менее правильность их расположения не оставляет сомнений в том, что все остальные, не отмеченные нами, точки графика лежат на некоторой плавной кривой, проходящей через отмеченные точки.
Эта кривая и есть график нашего уравнения. Провести ее от руки не представит труда.
Правда, полученная таким образом кривая даст возможность лишь приближенно судить о положении тех точек графика, координаты которых не были вычислены.
Использованный нами прием получения графика носит название построения графика по точкам.
Постараемся дать описание этого приема, не связывая его с каким-либо определенным примером. Пусть дано некоторое уравнение, содержащее буквы 

Посмотрим, существуют ли такие точки графика, которые имеют заранее назначенную абсциссу, скажем, 












Разумеется, можно было бы также решить данное уравнение относительно буквы 

Примечание:
Иные уравнения — таковы, что не существует ни одной точки, координаты которой удовлетворяли бы уравнению.
Тогда график отсутствует или представляет собою «пустое место».
Этим свойством обладает, например, уравнение 
В редких случаях график может оказаться состоящим из одной точки или нескольких точек (в конечном числе). Так, уравнение 


Действительно, каждый из квадратов 





Линейное уравнение с двумя переменными
На чертеже 40 изображен график уравнения 
Это — прямая линия, проходящая через начало координат и расположенная в первой и третьей четвертях.
Уравнение показывает, что величина у прямо пропорциональна величине 






Эти точки отмечены на чертеже. Чтобы перейти от одной такой точки к следующей (считая вправо), достаточно отсчитать « 

Коэффициент пропорциональности 
таким образом, определить направление нашей прямой.
Если бы вместо уравнения (I) было задано, например, уравнение 






При значениях 




Отсчитывать нужно « 










Чем меньше 

Коэффициент 
Обратим внимание на то, чем график уравнения 











Таким образом, направление прямой 




Другими словами, прямые 

На черт. 41 изображен график уравнения 




Пусть буква 

Нам нужно установить, какова совокупность точек на плоскости 






Итак, уравнение вида 



Из предыдущего следует весьма важное заключение: всякое уравнение, линейное относительно буквы 







Действительно, если буква 







Если же буква 










Рассматривать случай, когда 








Раз известно, что линейное уравнение 
В самом деле, прямая определяется двумя точками: значит, достаточно сделать две числовые подстановки.
Проще всего установить точки пересечения прямой с осями 















Указанный прием неудобен только в том случае, если точки 



Например, чтобы построить график прямой 




Нелинейные уравнения с двумя переменными
Мы видели, что если заданное уравнение — линейное (т. е. первой степени) относительно букв 

Дальнейшие примеры покажут, что если заданное уравнение — не линейное (т. е. степени второй или выше) относительно букв 

Степень уравнения относительно букв 

Мы рассмотрим здесь только несколько наиболее простых и важных примеров кривых, преимущественно второго порядка.
Пример:
С этим уравнением мы уже встречались. Оно говорит о том, что переменные величины 

Можно ли решить уравнение относительно 




Итак, пусть теперь 

Это равенство свидетельствует, что 



Ограничиваясь пока положительными значениями величины 



Попробуем взять и дробные значения 
Получающиеся на чертеже точки имеют правильное расположение: через них можно с уверенностью про вести плавную кривую. Менее ясно пока, как вести кривую влево, в промежутке от 

и станем отмечать новые точки. Теперь становится ясно, что с убыванием положительных значений 





Вся полученная кривая расположена в первой четверти. Если бы мы пожелали давать букве 
Обе «ветви». рассматриваемые совместно, образуют кривую, называемую «гиперболой».
Гипербола — кривая второго порядка.
Пример:
Подставляя положительные значения 
Отметив соответствующие точки на чертеже, мы видим, что при увеличении абсциссы 





В первой клеточке 
Последняя табличка позволяет заключить, что. под ходя к началу 

Обращаясь к отрицательным значениям 

Полученная кривая носит название параболы(см. черт. 43).
Парабола — кривая также второго порядка.
Пример:
При подстановке больших значений 
Напротив, при подстановке значений, близких к нулю, кубы убывают быстрее, чем квадраты:
Поэтому кривая 




На параболу 

Общий вид кривой 

Это — кривая третьего порядка.
Алгебраические уравнения и алгоритм их решения
Общая теория уравнений
Тождества:
Введем понятие тождественного равенства функций на числовом множестве X.
Пусть функции у = f(х) и у = F(х) имеют области определения А и В соответственно, и X является подмножеством как A, так и В (но не обязательно совпадает с пересечением А и В). Тогда функции у = f(х) и у = F(х) определены на X.
Функции у=f(х) и у=F(х) называются тождественно равными на числовом множестве X, если для любого числа х из X выполняется равенство f(х)=F(х). В этом случае говорят, что равенство f(х)=F(х) является тождеством на множестве X.
Разумеется, равенство f(х)=F(х) может быть тождеством на некотором множестве X, но не быть тождеством на каком-нибудь другом множестве Y . Рассмотрим, например, функции у=х и у =|x|. На множестве X положительных чисел эти функции тождественно равны: если х — положительное число, то |х|=х. На множестве же Y всех действительных чисел эти функции не являются тождественно равными: при отрицательных значениях х равенство
не имеет места, так как при этих значениях |x|= — х.
Совершенно так же определяется понятие тождественного равенства для функций нескольких переменных. Например, функции 
Функции же z=х+у и z =|х+у | тождественно равны лишь на множестве пар чисел х, у , для которых 
Область допустимых значений
Тождественные преобразования многочленов и алгебраических дробей изучались в начальной алгебре, и мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Разберем лишь вопрос об области допустимых значений функционального равенства. Пусть дано равенство вида
Может случиться, что функции у=f(x) и у=F(x) определены не для всех значений х . Областью допустимых значений аргумента х для равенства (1) мы будем называть множество всех значений х, при которых определены и левая и правая части этого равенства.
Например, для тождества
областью допустимых значений является совокупность всех действительных чисел, из которой исключены числа 2 и 4 (при х=2 не определена функция 

Следует иметь в виду, что такие преобразования, как приведение подобных членов, могут привести к изменению области допустимых значений. Например, тождество (2) справедливо для всех значений х , кроме х=2 и х=4. Если же мы приведем подобные члены, то получим тождество
справедливое для всех без исключения значений х.
Уравнения
Обычно когда даны две функции у=f(х) и у=F(х), то неизвестно, каково множество, на котором эти функции тождественно равны. Поэтому возникает следующая задача: найти все значения х, для которых выполняется равенство
При такой постановке задачи (*) называют уравнением с неизвестным х , а все х , при которых функции у=f(х) и у=F(х) принимают одинаковые значения, — корнями или решениями этого уравнения.
Итак, уравнение f(x) =F(х) выражает задачу об отыскании таких значений переменного х, при которых функции f(x) и F(x) имеют одинаковые значения. Решить уравнение — это значит найти все такие значения х, т. е. все корни (решения) уравнения.
Областью допустимых значений для уравнения (1) называют множество всех х у при которых определены обе функции у=f(х) и у=F(х). Например, для уравнения
область допустимых значений определяется условиями:
Область допустимых значений может заранее ограничиваться некоторыми условиями. Например, могут иметь смысл лишь положительные или лишь целые корни. В этом случае надо рассматривать уравнение лишь для положительных (или целых) значений х.
Тогда мы считаем, что функции f(x) и F(х) заданы на некотором множестве X, и рассматриваем уравнение лишь на этом множестве.
Пусть даны два уравнения
Обозначим множество корней уравнения (1) через M, а множество корней уравнения (2) через N. Если 


Если множества М и N корней уравнений (1) и (2) совпадают, то эти уравнения называются равносильными. Иными словами, уравнения
равносильны, если всякий корень уравнения (2) является корнем уравнения (3) и, обратно, всякий корень уравнения (3) является корнем уравнения (2).
В частности, уравнения равносильны, если множества М и N — пусты, то есть если каждое из уравнений не имеет решений.
Если уравнения (2) и (3) равносильны, то каждое из них является следствием другого.
Следует отметить, что понятие равносильности уравнений существенно зависит от того, какие значения корней считаются допустимыми. Рассмотрим, например, уравнения:
Корнями первого уравнения является число х=3, а второго — числа 
Совокупности уравнений
Пусть задано несколько уравнений
и требуется найти все значения х, которые удовлетворяют хотя бы одному из этих уравнений. Тогда говорят, что задана совокупность уравнений, а такие значения х называют решениями или корнями этой совокупности. Следует различать совокупность уравнений и систему уравнений — для системы уравнений требуется искать значения неизвестных, которые удовлетворяют всем уравнениям, а для совокупности — хотя бы одному из уравнений.
Чтобы отличать совокупность уравнений от системы уравнений, мы будем обозначать совокупность квадратными скобками, а систему — фигурными скобками.
имеет одно решение 
имеет три решения
Обозначим множество решений уравнения 


состоит из чисел 2, 3 (решений уравнения 


Две совокупности уравнений
называются равносильными, если они имеют одно и то же множество корней.
Например, совокупности уравнений
равносильны — их корнями являются числа 2, —2 и —3.
Преобразования уравнений
При решении уравнений мы переходим от одного уравнения к другому, пока не придем к уравнению вида х = а или совокупности уравнений такого вида. Возьмем, например, уравнение
Прибавляя к обеим частям этого уравнения (—Зх+3) и приводя подобные члены, получаем уравнение
А теперь умножим обе части уравнения (2) на и получим, что
В процессе решения этого уравнения мы прибавляли к обеим частям уравнения некоторое алгебраическое выражение (а именно, —Зх+3), умножали обе части уравнения на одно и то же число (а именно, на
Однако не всегда одинаковые преобразования обеих частей уравнения приводят к уравнению, равносильному первоначальному. Рассмотрим уравнение:
Его решением является х = 3. Если же мы умножим обе части уравнения на х — 2, то получим уравнение:
Это уравнение, кроме решения х=3, имеет еще решение х= 2— оно имеет лишний корень по сравнению с (4).
С другой стороны, если мы возьмем уравнение (5), имеющее решения х=2, х=3, и «сократим» его на х — 2 (то есть разделим обе части уравнения на х — 2), то получим уравнение 2х+1= =х+4 с единственным решением х=3. Значит, здесь мы в процессе решения потеряли корень х=2.
Не является «безобидным» и прибавление к обеим частям уравнения одного и того же алгебраического выражения. Например, уравнение
имеет решение х =2. Но если прибавить к обеим частям этого уравнения выражение 
для которого х =2 не является решением — обе части этого уравнения не имеют смысла при х=2. Таким образом, произошла потеря решения.
Эти примеры наглядно показывают, что при преобразовании уравнений необходима осторожносгь — неправильно преобразуя уравнение, мы можем как приобрести лишние решения, так и потерять решения данного уравнения. При этом надо иметь в виду, что приобретение лишних решений не столь опасно, как потеря существующих. Ведь после того, как уравнение решено, можно подставить все найденные решения в заданное уравнение и отобрать те из решений, которые ему удовлетворяют. А потерянные решения восстановить уже нельзя.
Из изложенного видно, что, прежде чем решать конкретные виды уравнений, надо познакомиться с общей теорией уравнений, выяснить, какие преобразования приводят к равносильным уравнениям, какие дают посторонние решения, а при каких решения могут быть потеряны. Только после этого мы сможем решать уравнения «с открытыми глазами».
Теоремы о равносильности уравнений
Сформулируем сначала условия, при которых одно уравнение является следствием другого уравнения. Потом из этих условий будут получены условия равносильности уравнений.
Теорема:
Если к обеим частям уравнения
прибавить функцию 
являющееся следствием данного.
Доказательство:
В самом деле, пусть а—корень уравнения (1). Тогда f(а)=F(а). Но 


которое показывает, что число а является корнем уравнения (2). Таким образом, всякий корень уравнения (1) является корнем уравнения (2), то есть уравнение (2) является следствием уравнения (1).
Условие, что функция 

Прибавление к обеим частям уравнения одного и того же выражения не может привести к приобретению посторонних корней, если это прибавление не сопровождается приведением подобных членов или иными преобразованиями, меняющими область определения уравнения (например, сокращением дробей). Рассмотрим, например, уравнение
Если прибавить к обеим частям — 
Перейдем к вопросу об умножении обеих частей уравнения на одно и то же выражение.
Теорема:
Если обе части уравнения
умножить на функцию 
являющееся следствием уравнения (3).
Доказательство.
Пусть а — корень уравнения (3). Тогда справедливо равенство f(а)=F(а). Умножим обе части этого равенства на число 

Из доказанных теорем следует, например, что уравнение
является следствием уравнения
Действительно, уравнение (5) получается из уравнения (6) прибавлением к обеим частям функции Зх+2 и умножением полученного уравнения на х + 2.
Многочлены определены при всех значениях х. Поэтому прибавление к обеим частям уравнения многочлена, равно как и умножение обеих частей
уравнения на многочлен, приводит к уравнению, являющемуся следствием исходного.
Оговорка о том, что 
и умножим обе части этого уравнения на 



Докажем теперь теоремы о равносильности уравнений. Чтобы доказать равносильность двух уравнений, надо показать, что пер вое из них является следствием второго, а второе — следствием первого.
Теорема:
Если функция 
Доказательство:
Мы уже видели, что при условии теоремы уравнение (9) является следствием уравнения (8). Но уравнение (8) в свою очередь получается из уравнения (9) прибавлением к обеим частям функции — 
Так как функция 
Из доказанной теоремы вытекает правило перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую: если некоторое слагаемое данного уравнения перенести из одной части в другую, изменив знак этого слагаемого на противоположный, то получится уравнение, равносильное данному.
В самом деле, в силу теоремы 3 уравнения
равносильны: уравнение (11) получается путем прибавления функции — 
Кратко правило перенесения слагаемых формулируют так: всякое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.
Из доказанной теоремы вытекает, что всякое уравнение f(х) =F(х) можно заменить равносильным ему уравнением вида Ф(х) = 0. Для этого достаточно перенести F(х) в левую часть уравнения, заменив знак на противоположный, и положить f(х)— F(х) =Ф (х).
Теорема:
Если функция 
Доказательство:
Мы уже видели (теорема 2), что уравнение (13) является следствием уравнения (12). Докажем, что уравнение (12) в свою очередь является следствием уравнения (13). Уравнение (12) получается из уравнения (13) умножением обеих частей на функцию 


Из доказанной теоремы вытекает, например, что уравнения
равносильны в области действительных чисел. В самом деле, уравнение (15) получается из уравнения (14) умножением на функцию 
не являются равносильными — второе получается из первого умножением на функцию 

Уравнения (12) и (13) могут быть неравносильными и в том случае, когда множитель 
неравносильны: множитель 
Если в ходе решения уравнения приходилось умножать обе части этого уравнения на выражение 


В первом случае среди найденных корней могут оказаться посторонние корни, и надо проверить все найденные корни, удовлетворяют ли они первоначально заданному уравнению. Во втором же случае возможна потеря корней, и мы должны подставить в заданное уравнение значения неизвестного, при которых теряет смысл 
Из теоремы 4 непосредственно вытекает справедливость утверждения: если обе части уравнения умножить на произвольное отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.
Это утверждение кратко формулируют так: обе части уравнения можно умножать на произвольное отличное от нуля число.
Уравнения с одним неизвестным
Алгебраические уравнения с одним неизвестным:
Рациональным алгебраическим уравнением с одним неизвестным называют уравнение вида
где R(х) — алгебраическая дробь относительно х. К такому виду можно в силу теорем 3 и 5, привести любое уравнение 
является рациональным алгебраическим. В дальнейшем мы будем называть такие уравнения просто алгебраическими.
Применяя теоремы о равносильности уравнений, можно заменить каждое уравнение вида (1) равносильным ему уравнением вида:
где f(x)— многочлен от х. Для этого надо записать дробь R(x) в виде отношения двух многочленов. Мы получим уравнение:
где f(х) и 

Пример:
Перенесем 
Приравнивая нулю числитель этой дроби, получаем уравнение х—2=0, корнем которого является число х=2. Однако при x=2 дробь 
Метод разложения на множители
Рассмотрим некоторые методы решения алгебраических уравнений, а также отдельные виды таких уравнений.
Выше было сказано, что при решении уравнения его заменяют другими уравнениями или совокупностями уравнений, равносильными заданному, но более простыми
Рассмотрим следующий пример. Пусть надо решить уравнение:
Мы знаем, что произведение может равняться нулю тогда и только тогда, когда хоть один из его сомножителей равен нулю. Поэтому, чтобы решить уравнение (1), надо найти все значения, при кототых хоть один из сомножителей равен нулю. А это все равно, что решить совокупность уравнений
Решая ее, находим для х значения 
Метод, примененный для решения уравнения (1), в общем виде формулируется так.
Теорема:
Если функции 
равносильно совокупности уравнений
Доказательство:
Пусть а — одно из решений совокупности (3). Это означает, что а является корнем одного из уравнений этой совокупности, например, уравнения 

так как один из сомножителей 
Наоборот, пусть а — корень уравнения (2). Тогда f (а)=0, то есть 


Пример:
Левая часть этого уравнения разлагается на множители следующим образом:
Отсюда следует, что уравнение (4) равносильно совокупности уравнений:
Решая уравнения этой совокупности, получаем корни уравнения (4):
не равносильны, так как при х = 0 функция 

В некоторых случаях разложение на множители связано с искусственными преобразованиями. Рассмотрим, например, уравнение:
Нетрудно заметить, что
Поэтому уравнение (б) можно записать в виде:
Таким образом, все свелось к решению совокупности двух квадратных уравнений:
Решая их, находим корни уравнения (6):
Метод введения нового неизвестного
Наряду с методом разложения на множители часто применяется другой метод — введение нового неизвестного.
Рассмотрим следующий пример:
Если раскрыть скобки, то получится уравнение четвертой степени, решить которое довольно сложно. Мы поступим иначе. Обозначим 
Поэтому уравнение (1) после введения нового неизвестного z принимает вид
Решая это квадратное уравнение, получаем, что его корни равны:
Но 


Решая ее, получаем:
Метод, примененный для решения уравнения (1), в общем виде заключается в следующем.
Пусть дано уравнение F(х)=0 и пусть функцию F(х) можно представить в виде 
Введем новое неизвестное z, положив 

Теорема:
Если а — один из корней уравнения f(z) = 0, а b — один из корней уравнения 


Доказательство. Пусть b — корень уравнения 

Таким образом, b удовлетворяет уравнению F (х) = 0.
Обратно, пусть b — корень уравнения F(х)=0 и 
Следовательно, а — корень уравнения f(z)=0. Теорема доказана.
Из доказанной теоремы следует, что решение уравнения вида 



Биквадратные уравнения
Метод замены неизвестного при меняется для решения уравнений вида
Такие уравнения называют биквадратными. Чтобы решить уравнение (1), положим 
Его корнями являются числа:
Поэтому корни уравнения (1) получаются путем решения уравнений 
Четыре корня возникают при различных комбинациях знаков:
При решении биквадратных уравнений (как и при решении квадратных уравнений) иногда приходится извлекать квадратные корни из отрицательных чисел. Это приводит к так называемым комплексным числам, которые будут изучены в главе V.
Пример. Решить уравнение
Полагая 
Его корнями являются числа 
Возвратные уравнения 3-й и 4-й степеней
Многочлен n-й степени
называется возвратным, если его коэффициенты, одинаково уда ленные от начала и от конца, равны между собой. Иными словами, коэффициенты возвратного многочлена n-й степени удовлетворяют условию
Алгебраическое уравнение вида f(х)=0, где f(х) — возвратный многочлен, называют возвратным уравнением. Примерами таких уравнений являются:
Рассмотрим решение возвратных уравнений третьей и четвертой степеней. Возвратное уравнение третьей степени имеет вид:
Группируя члены, разложим выражение в левой части уравнения на множители:
Отсюда видно, что одним из корней уравнения (1) является х=—1 . Два других корня получаются путем решения квадратного уравнения
Пример:
Разлагая левую часть уравнения на множители, получаем:
Корни квадратного уравнения 

Приведем пример задачи, сводящейся к разобранному типу уравнений.
Задача:
Из квадратного листа жести со стороной а см вырезают по углам четыре квадратика со стороной х см и делают из получившейся фигуры коробку. При каком значении х объем коробки равен 
Решение:
Основанием коробки является квадрат со стороной а-2x, а ее высота равна х. Значит, объем коробки равен 
Положим 
Разлагая на множители, получаем
Поэтому корни нашего уравнения равны
Из условия задачи следует, что 


Теперь рассмотрим возвратное уравнение 4-й степени:
Так как 

Введем новое неизвестное z, положив 
Следовательно, уравнение (3) превращается в квадратное уравнение относительно z
Решив это уравнение, найдем его корни 
Она сводится к совокупности квадратных уравнений:
Пример. Решить уравнение
Перепишем это уравнение в виде
и введем новое неизвестное 
Решая его, находим: 
Из них получаем:
Наряду с уравнениями вида (1) и (2) рассматривают так называемые кососимметричные уравнения, или, иначе, возвратные уравнения второго рода. При n=4 они имеют вид:
Это уравнение сводится к
После этого вводят новое неизвестное по формуле 


Решение заданий и задач по предметам:
Дополнительные лекции по высшей математике:




















































Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института























































































































































































