10 примеров решения иррациональных уравнений

Как решать иррациональные уравнения. Примеры.

Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называт иррациональными.

Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо эквивалентно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель корня — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (опредедение корня с четным показателем степени);

2) если показатель корня — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.

Пример 1. Решить уравнение10 примеров решения иррациональных уравнений

Возведем обе части уравнения в квадрат.
x 2 — 3 = 1;
Перенесем -3 из левой части уравнения в правую и выполним приведение подобных слагаемых.
x 2 = 4;
Полученное неполное квадратное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Произведем проверку полученных корней, для этого произведем подстановку значений переменной x в исходное уравнение.
Проверка.
При x1 = -2 10 примеров решения иррациональных уравнений— истинно:
При x2 = -210 примеров решения иррациональных уравнений— истинно.
Отсюда следует, что исходное иррациональное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Пример 2. Решить уравнение 10 примеров решения иррациональных уравнений.

Это уравнение можно решить по такой же методике как и в первом примере, но мы поступим иначе.

Найдем ОДЗ данного уравнения. Из определения квадратного корня следует, что в данном уравнении одновременно должны выполнятся два условия:

а) x — 910 примеров решения иррациональных уравнений0;

x10 примеров решения иррациональных уравнений9;

б) 1 — x10 примеров решения иррациональных уравнений0;

-x10 примеров решения иррациональных уравнений-1 ;

x10 примеров решения иррациональных уравнений1.

ОДЗ данного уранения: x10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений.

Ответ: корней нет.

Пример 3. Решить уравнение10 примеров решения иррациональных уравнений=10 примеров решения иррациональных уравнений+ 210 примеров решения иррациональных уравнений.

Нахождение ОДЗ в этом уравнении представляет собой достаточно трудную задачу. Возведем обе части уравнения в квадрат:
x 3 + 4x — 1 — 810 примеров решения иррациональных уравнений= x 3 — 1 + 410 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений+ 4x;
10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений=0;
x1=1; x2=0.
Произведя проверку устанавливаем, что x2=0 лишний корень.
Ответ: x1=1.

Пример 4. Решить уравнение x =10 примеров решения иррациональных уравнений.

В этом примере ОДЗ найти легко. ОДЗ этого уравнения: x10 примеров решения иррациональных уравнений[-1;10 примеров решения иррациональных уравнений).

Возведем обе части этого уравнения в квадрат, в результате получим уравнение x 2 = x + 1. Корни этого уравнения:

x1 =10 примеров решения иррациональных уравнений

x2 =10 примеров решения иррациональных уравнений

Произвести проверку найденных корней трудно. Но, несмотря на то, что оба корня принадлежат ОДЗ утверждать, что оба корня являются корнями исходного уравнения нельзя. Это приведет к ошибке. В данном случае иррациональное уравнение равносильно совокупности двух неравенств и одного уравнения:

x + 110 примеров решения иррациональных уравнений0 и x10 примеров решения иррациональных уравнений0 и x 2 = x + 1, из которой следует, что отрицательный корень для иррационального уравнения является посторонним и его нужно отбросить.

Ответ:10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример 5 . Решить уравнение10 примеров решения иррациональных уравнений+10 примеров решения иррациональных уравнений= 7.

Возведем обе части уравнения в квадрат и выполним приведение подобных членов, перенес слагаемых из одной части равенства в другую и умножение обеих частей на 0,5. В результате мы получим уравнение
10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений= 12, (*) являющееся следствием исходного. Снова возведем обе части уравнения в квадрат. Получим уравнение (х + 5)(20 — х) = 144, являющееся следствием исходного. Полученное уравнение приводится к виду x 2 — 15x + 44 =0.

Это уравнение (также являющееся следствием исходного) имеет корни x1 = 4, х2 = 11. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.

Замечание. При возведении уравнений в квадрат учащиеся нередко в уравнениях типа (*) производят перемножение подкоренных выражений, т. е. вместо уравнения10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений= 12, пишут уравнение 10 примеров решения иррациональных уравнений= 12. Это не приводит к ошибкам, поскольку уравнения являются следствиями уравнений. Следует, однако, иметь в виду, что в общем случае такое перемножение подкоренных выражений дает неравносильные уравнения.

В рассмотренных выше примерах можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения. Тогда в левой части уравнения останется один радикал и после возведения обеих частей уравнения в квадрат в левой части уравнения получится рациональная функция. Такой прием (уединение радикала) довольно часто применяется при решении иррациональных уравнений.

Пример 6. Решить уравнение10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений= 3.

Уединив первый радикал, получаем уравнение
10 примеров решения иррациональных уравнений=10 примеров решения иррациональных уравнений+ 3, равносильное исходному.

Возводя обе части этого уравнения в квадрат, получаем уравнение

x 2 + 5x + 2 = x 2 — 3x + 3 + 610 примеров решения иррациональных уравнений, равносильное уравнению

4x — 5 = 310 примеров решения иррациональных уравнений(*). Это уравнение является следствием исходного уравнения. Возводя обе части уравнения в квадрат, приходим к уравнению
16x 2 — 40x + 25 = 9(x 2 — Зх + 3), или

7x 2 — 13x — 2 = 0.

Это уравнение является следствием уравнения (*) (а значит, и исходного уравнения) и имеет корни. Первый корень x1 = 2 удовлетворяет исходному уравнению, а второй x2 =10 примеров решения иррациональных уравнений— не удовлетворяет.

Заметим, что если бы мы сразу, не уединив один из радикалов, возводили обе части исходного уравнения в квадрат нам бы пришлось выполнить довольно громозкие преобразования.

При решении иррациональных уравнений, кроме уединения радикалов используют и другие методы. Рассмотрим пример использования метода замены неизвестного (метод введения вспомогательной переменной).

Пример 7. Решить уравнение 2x 2 — 6x +10 примеров решения иррациональных уравнений+ 2 = 0.

Введем вспомогательную переменную. Пусть y =10 примеров решения иррациональных уравнений, где y10 примеров решения иррациональных уравнений0, тогда получим уравнение 2y 2 + y — 10 = 0;
y1 = 2; y2 = —10 примеров решения иррациональных уравнений. Второй корень не удовлетворяет условию y10 примеров решения иррациональных уравнений0.
Возвращаемся к x:
10 примеров решения иррациональных уравнений= 2;
x 2 — 3x + 6 = 4;
x 2 -3x + 2 = 0;
x1 = 1; x2 = 2. Проверкой устанавливаем, что оба корня являются корнями иисходного уравнения.
Ответ: x1 = 1; x2 = 2.

Пример 8. Решить уравнение10 примеров решения иррациональных уравнений+10 примеров решения иррациональных уравнений=10 примеров решения иррациональных уравнений

Положим10 примеров решения иррациональных уравнений= t, Тогда уравнение примет вид t +10 примеров решения иррациональных уравнений=10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда получаем следствие: 2t 2 — 5t + 2 = 0 Решая это квадратное уравнение, находим два корня: t1 = 2 t2 =10 примеров решения иррациональных уравнений. Задача сводится теперь к решению следующих двух уравнений:
10 примеров решения иррациональных уравнений= 2,(*)10 примеров решения иррациональных уравнений=10 примеров решения иррациональных уравнений(**)

Возводя обе части уравнения (*) в куб, получаем 12 — 2x = 8x — 8; x1 = 2.

Аналогично, решив (**), находим x2 =10 примеров решения иррациональных уравнений.

Оба найденных корня удовлетворяют исходному уравнению, так как в процессе решения мы использовали (кроме замены неизвестного) только преобразование вида [f(x) = g(x)]10 примеров решения иррациональных уравнений[f n (x) = g n (x)], а при таком преобразовании, как было отмечено выше, получается равносильное уравнение.

Ответ: х1 = 2, x2 =10 примеров решения иррациональных уравнений.

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Алгебра

План урока:

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Как решать иррациональные  уравнения. Методы решения иррациональных уравнений.  (часть 1).

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Иррациональные уравнения. 10 классСкачать

Иррациональные уравнения. 10 класс

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:Иррациональные уравнения за 45 минут | Математика 10 класс | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения за 45 минут | Математика 10 класс | Умскул

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:Более сложные иррациональные уравнения. Иррациональные уравнения Часть 2 из 2Скачать

Более сложные иррациональные уравнения. Иррациональные уравнения Часть 2 из 2

Иррациональные уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения

Задача:

В треугольнике ABC (рис. 75):

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

AD = 2 см, DC = 5 см,
АВ + ВС = 9 см.
Найти BD.

Решение:

Пусть длина отрезка BD равна х см. Тогда

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

Получилось уравнение, в котором неизвестное входит в подкоренное выражение. Такое уравнение называется иррациональным. Решение этого уравнения приведено на странице 310.

Определение:

Уравнение, в котором неизвестное входит в какое-либо выражение, стоящее под знаком корня, называется иррациональным.

Во многих случаях иррациональное уравнение, как это ниже показано на примерах, может быть преобразовано в рациональное, являющееся его следствием. Но прежде чем показать это на примерах, мы изложим предварительные сведения, необходимые для понимания процесса решения иррациональных уравнений.

1. Всякий корень четной степени из положительного числа, входящий в иррациональное уравнение, мы будем считать, как и раньше, арифметическим. Поясним это. Если А > 0 и в иррациональное уравнение входит 10 примеров решения иррациональных уравнений, то всегда будем считать, что

10 примеров решения иррациональных уравнений

Принимая во внимание сказанное выше, мы должны считать, что, например, уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

не имеет корней. Действительно,

при 10 примеров решения иррациональных уравнений
при 10 примеров решения иррациональных уравнений
при 10 примеров решения иррациональных уравнений— мнимое число.

Таким образом, 10 примеров решения иррациональных уравненийникогда не может равняться числу — 1, а это и значит, что уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

корней не имеет.

Было бы ошибкой считать число 4 корнем уравнения 10 примеров решения иррациональных уравнений, так как 10 примеров решения иррациональных уравнений. Аналогично можно убедиться, что ни одно из следующих уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравненийтакже не имеет корней.

Теорема:

Если обе части уравнения А=В возвысить в квадрат, то полученное уравнение 10 примеров решения иррациональных уравненийбудет иметь своими корнями все корни данного уравнения А = В и корни уравнения А = — В, (Уравнение А = —В будем называть сопряженным уравнению А = В.) Но прежде чем доказывать эту теорему, поясним ее содержание на примере. Рассмотрим уравнение х + 1 = 5 и уравнение, ему сопряженное, т. е. х + 1 = —5. У первого уравнения имеется единственный корень 4, а у второго —6. Возведя левую и правую части уравнения х + 1 = 5 в квадрат, получим, что 10 примеров решения иррациональных уравнений

Решив это уравнение, убедимся, что его корнями будут числа 4 и — 6, т. е. только корни данного уравнения х + 1 = 5 и сопряженного ему уравнения х + 1 = —5 .

Как раз в этом и заключается смысл сформулированной выше теоремы.

Доказательство:

Уравнение 10 примеров решения иррациональных уравненийравносильно уравнению 10 примеров решения иррациональных уравнений, или уравнению 10 примеров решения иррациональных уравнений. Но. это последнее уравнение удовлетворяется как при А = В, так и при А = — В и никогда больше. Теорема доказана.

Следствие:

Из доказанной теоремы вытекает, что при переходе от уравнения А = В к уравнению 10 примеров решения иррациональных уравненийпотери корней не произойдет, но могут появиться посторонние корни, а именно корни уравнения
А = —В.

Если окажется, что уравнение А = — В не имеет корней, то не появляется и посторонних корней.

10 примеров решения иррациональных уравнений

Видео:Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | Умскул

Иррациональные уравнения, содержащие только один радикал

10 примеров решения иррациональных уравнений

Уединив корень, получим:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Возведем обе части этого уравнения в квадрат. В результате получим рациональное уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

Решив последнее уравнение, получим, что

10 примеров решения иррациональных уравнений

Теперь необходимо проверить, являются ли числа 6 и 1 корня-ми данного уравнения. Проверка показывает, что число 6 является корнем уравнения 10 примеров решения иррациональных уравнений, а число 1 его корнем не является. Мы возводили в квадрат левую и правую части уравнения 10 примеров решения иррациональных уравнений. Значит, число 1 есть корень сопряженного уравнения, т. е. уравнения

10 примеров решения иррациональных уравнений

Итак, иррациональное уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

имеет лишь один корень, равный числу 6.

Возьмем еще одно уравнение, содержащее только один радикал, а именно:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Здесь корень уже уединен. Поэтому, возведя обе части уравнения в квадрат, получим:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Проверка показывает, что число 105 является корнем данного уравнения. Здесь мы не получили постороннего корня, потому что сопряженное уравнение, т. е. уравнение 10 примеров решения иррациональных уравнений, корней не имеет.

Примеры:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Проверка показывает, что оба числа 5 и —55 являются корнями уравнения

10 примеров решения иррациональных уравнений

Значит, сопряженное уравнение, т. е. уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

корней не имеет.

Видео:Иррациональные уравнения. 10 класс.Скачать

Иррациональные уравнения. 10 класс.

Уравнения, содержащие два квадратных радикала

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Уединим один из корней:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Возведем в квадрат левую и правую части последнего уравнения:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Уединим один оставшийся корень:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Проверкой устанавливаем, что данное уравнение 10 примеров решения иррациональных уравненийимеет только один корень, равный числу 20.

Пример:

В качестве второго примера решим уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

составленное по условиям задачи, поставленной в начале настоящей главы.

10 примеров решения иррациональных уравнений

Легко убедиться, что оба числа 10 примеров решения иррациональных уравненийявляются корнями уравнения 10 примеров решения иррациональных уравнений. Но мы знаем, что не всякий корень уравнения, составленного по условиям задачи, обязательно должен являться и решением самой задачи. В данном случае решением задачи будет только положительный корень 10 примеров решения иррациональных уравнений. Значит, искомая высота BD треугольника ABC будет равна 10 примеров решения иррациональных уравненийсм.

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Уединим один из корней: 10 примеров решения иррациональных уравнений

Возведем в квадрат левую и правую части этого уравнения:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Последнее уравнение корней не имеет, ибо его левая часть есть отрицательное число, а правая часть ни при каком значении х не может быть числом отрицательным. Значит, и первоначальное уравнение корней не имеет.

Видео:Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | Умскул

Искусственные приемы решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Примем 10 примеров решения иррациональных уравненийновое неизвестное и положим, что 10 примеров решения иррациональных уравненийТогда 10 примеров решения иррациональных уравненийи данное уравнение примет вид: ^-3(/ + 2 = 0.

10 примеров решения иррациональных уравнений

Отсюда 10 примеров решения иррациональных уравнений

Приняв 10 примеров решения иррациональных уравнений, получим, что 10 примеров решения иррациональных уравнений

Приняв затем 10 примеров решения иррациональных уравнений. получим, что 10 примеров решения иррациональных уравнений. Оба числа 8 и 1 являются корнями данного уравнения.

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Положим, что 10 примеров решения иррациональных уравненийТогда 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравненийОтносительно нового неизвестного у данное уравнение примет вид:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Освободившись от корня, получим:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Отсюда 10 примеров решения иррациональных уравнений

Значение 10 примеров решения иррациональных уравненийследует отбросить, так как буквой у мы
обозначили 10 примеров решения иррациональных уравненийкоторый отрицательных значений принимать не может.

Взяв у = 2 и подставив это значение неизвестного у в уравнение 10 примеров решения иррациональных уравненийполучим 10 примеров решения иррациональных уравненийили 10 примеров решения иррациональных уравненийОткуда 10 примеров решения иррациональных уравнений

Числа 0 и 2 являются корнями первоначального уравнения. Других действительных корней данное уравнение не имеет.

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Подстановкой убеждаемся, что 1 не есть корень данного уравнения. Поэтому, разделив обе части уравнения на 10 примеров решения иррациональных уравненийполучим уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

После сокращения последнее уравнение принимает вид:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Обозначив 10 примеров решения иррациональных уравненийчерез у, получим:

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

Составим производную пропорцию, воспользовавшись тем, что сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности. Получим, что

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнем

Способ решения иррационального уравнения с помощью системы рациональных уравнений

Решение всякого иррационального уравнения можно свести к решению соответствующей системы рациональных уравнений. Общий метод, позволяющий это сделать, покажем на примерах.

1. Решить уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

Пользуясь тем, что

10 примеров решения иррациональных уравнений

и тем, что 10 примеров решения иррациональных уравненийполучим уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений

Отсюда 1) аb = 6 и 2) аb = 44.

Теперь остается решить две системы:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Первая система дает а = 2, b = 3 и а = 3, b = 2.
Вторая система действительных решений не имеет.

Пользуясь, например, уравнением 10 примеров решения иррациональных уравненийи полученными значениями неизвестного а, найдем действительные корни данного иррационального уравнения:

10 примеров решения иррациональных уравнений

2. Решить уравнение:

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

или равносильную ей систему:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Отсюда а = 6.

Из уравнения 10 примеров решения иррациональных уравненийнаходим, что х = 29.

3. Решить уравнение:

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

Из последних двух равенств будем иметь:

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

илн равносильную ей систему:

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

Пользуясь уравнением 10 примеров решения иррациональных уравненийи найденными значениями неизвестного а, найдем корни первоначального уравнения:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Дополнение к иррациональным уравнениям и примеры с решением

Уравнения, в которых переменная находится под знаком корня, называются иррациональными. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. Если показатель степени четный, то необходимо либо предварительно выписывать ограничения: подкоренное выражение должно быть неотрицательным, выражение, равное арифметическому корню, также должно быть неотрицательным, т. к. в четную степень без приобретения посторонних корней можно возводить только неотрицательные выражения, либо делать проверку полученных решений.

10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений

Этот материал взят со страницы решения задач по математике:

Возможно вам будут полезны эти страницы:

Видео:✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис Трушин

Уравнения, содержащие знак модуля

1.Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель радикала — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным; при этом значение радикала также является неотрицательным;

2) если показатель радикала — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения.

Рассмотрим уравнение вида

10 примеров решения иррациональных уравнений

Если 10 примеров решения иррациональных уравненийто уравнение (1) не имеет корней, так как левая часть уравнения (1) не может принимать отрицательные значения ни при каких значениях 10 примеров решения иррациональных уравнений.

Если же 10 примеров решения иррациональных уравненийто при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат получим равносильное уравнение. Таким образом, уравнение (1) равносильно системе

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Замечание:

При решении уравнения (1) нет необходимости предварительно находить ОДЗ левой части (1), решая неравенство 10 примеров решения иррациональных уравненийкоторое может оказаться довольно сложным. Достаточно найти корни уравнения (2) и, не прибегая к непосредственной подстановке этих корней в уравнение (1), выяснить, какие из найденных корней удовлетворяют неравенству (3). Эти корни, и только они, являются корнями уравнения (1).

2.Из определения модуля (абсолютной величины) числа следует, что

1)10 примеров решения иррациональных уравнений

2) 10 примеров решения иррациональных уравнений

3) если 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравнений— произвольные точки числовой оси, то расстояние между ними равно 10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Уравнение (4) равносильно системе

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Уравнение (5), равносильное каждому из уравнений 10 примеров решения иррациональных уравненийимеет корни 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравненийиз которых лишь корень 10 примеров решения иррациональных уравненийудовлетворяет условию (6).

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Возведя обе части уравнения (7) в квадрат, получим уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

равносильное (7), так как обе части уравнения (7) неотрицательны. Уравнение (8) равносильно уравнению

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Возведя в квадрат обе части уравнения (9), получим уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

которое имеет корни 10 примеров решения иррациональных уравнений

Заметим, что уравнение (11) является следствием уравнения (7), так как 10 примеров решения иррациональных уравненийЧисло 10 примеров решения иррациональных уравнений— корень уравнения (7), а число 10 примеров решения иррациональных уравнений— посторонний корень для уравнения (7): при 10 примеров решения иррациональных уравненийлевая часть уравнения (7) больше четырех.

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

В рассмотренном примере можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения (метод уединения радикала), а затем возвести обе части полученного уравнения в квадрат.

Воспользуемся этим приемом при решении следующего примера.

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Применив метод уединения радикала, получим уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

равносильное уравнению (12).

Заметим, что нет необходимости находить ОДЗ уравнения (13), но следует обратить внимание на подкоренные выражения. Если ввести новое неизвестное (выполнить замену переменной), полагая 10 примеров решения иррациональных уравнений, то уравнение (13) примет вид

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

При 10 примеров решения иррациональных уравнений(в ОДЗ уравнения (14)) это уравнение равносильно каждому из уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений

Корни 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравненийуравнения (15) удовлетворяют условию 10 примеров решения иррациональных уравненийи поэтому являются корнями уравнения (14).

Если 10 примеров решения иррациональных уравненийто 10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда 10 примеров решения иррациональных уравненийЕсли 10 примеров решения иррациональных уравненийто 10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда 10 примеров решения иррациональных уравнений

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

В примерах 1-3 был использован метод возведения обеих частей уравнения в квадрат. В отдельных случаях применяются другие приемы, которые могут оказаться более эффективными.

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Положим 10 примеров решения иррациональных уравненийтогда 10 примеров решения иррациональных уравненийи уравнение (16) примет вид

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Уравнение (17) равносильно каждому из уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Используя тождество 10 примеров решения иррациональных уравненийзапишем уравнение (18) в виде

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Так как 10 примеров решения иррациональных уравненийто уравнение (18) и равносильное ему уравнение (19) можно записать в виде 10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда 10 примеров решения иррациональных уравненийт. е.10 примеров решения иррациональных уравнений

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Полагая 10 примеров решения иррациональных уравненийпреобразуем уравнение к виду

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Уравнение (20) имеет корни 10 примеров решения иррациональных уравненийЕсли 10 примеров решения иррациональных уравненийто 10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда 10 примеров решения иррациональных уравненийЕсли 10 примеров решения иррациональных уравненийто 10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда 10 примеров решения иррациональных уравнений

Оба найденных корня являются корнями исходного уравнения, так как в процессе решения было использовано (наряду с заменой неизвестного) только преобразование вида 10 примеров решения иррациональных уравненийпри котором получается равносильное уравнение.

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Так как 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравнений— это расстояния от искомой точки 10 примеров решения иррациональных уравненийдо точек 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравненийсоответственно, то из равенства (21) следует, что искомая точка 10 примеров решения иррациональных уравненийнаходится на одинаковом расстоянии от точек 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравнений. Таким образом, точка 10 примеров решения иррациональных уравнений— середина отрезка 10 примеров решения иррациональных уравненийи поэтому 10 примеров решения иррациональных уравнений

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Полагая 10 примеров решения иррациональных уравненийполучаем уравнение

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Если 10 примеров решения иррациональных уравненийто (23) имеет вид 10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда находим 10 примеров решения иррациональных уравнений

Поскольку при замене 10 примеров решения иррациональных уравненийна 10 примеров решения иррациональных уравненийуравнение (23) не меняется, число 10 примеров решения иррациональных уравненийтакже является корнем уравнения (23), а корни уравнения (2) — числа 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравнений

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Положим 10 примеров решения иррациональных уравненийтогда уравнение (24) примет вид

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решить уравнение (25) — значит найти все такие точки числовой оси 10 примеров решения иррациональных уравнений(рис. 8.1), для которых сумма расстояний от каждой из них до точек 1 и 3 равна 6. Заметим, что искомые точки лежат вне отрезка [1,3], так как сумма расстояний от любой точки отрезка до его концов равна 2.

10 примеров решения иррациональных уравнений

Пусть 10 примеров решения иррациональных уравнений— искомая точка, лежащая правее точки 3; 10 примеров решения иррациональных уравнений-расстоя-ние от точки 10 примеров решения иррациональных уравненийдо точки 3, 10 примеров решения иррациональных уравнений— сумма расстояний от точки 10 примеров решения иррациональных уравненийдо точек 3 и 1. Тогда 10 примеров решения иррациональных уравненийоткуда 10 примеров решения иррациональных уравненийа точке 10 примеров решения иррациональных уравненийсоответствует число 10 примеров решения иррациональных уравненийАналогично, корнем уравнения (25) является точка 10 примеров решения иррациональных уравненийнаходящаяся на расстоянии 2 от точки 1.

Таким образом, задача сводится к решению уравнений 10 примеров решения иррациональных уравненийПервое из них не имеет действительных корней, а второе имеет два корня.

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

Пример:

10 примеров решения иррациональных уравнений10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение:

Функция 10 примеров решения иррациональных уравненийменяет знак при 10 примеров решения иррациональных уравненийа функция 10 примеров решения иррациональных уравнений— при 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравненийпричем 10 примеров решения иррациональных уравненийпри 10 примеров решения иррациональных уравненийи 10 примеров решения иррациональных уравненийПоэтому

10 примеров решения иррациональных уравнений

а уравнение (26), записанное без знака модуля на промежутках 10 примеров решения иррациональных уравненийравносильно совокупности следующих систем:

10 примеров решения иррациональных уравнений

Первой из этих систем удовлетворяют все значения 10 примеров решения иррациональных уравненийиз промежутка 10 примеров решения иррациональных уравненийвторой системе — значение 10 примеров решения иррациональных уравненийостальные две системы не имеют решений.

Ответ. 10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений

Решение заданий и задач по предметам:

Дополнительные лекции по высшей математике:

10 примеров решения иррациональных уравнений

10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений 10 примеров решения иррациональных уравнений

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

💡 Видео

Иррациональные уравнения. Видеоурок 8. Алгебра 10 классСкачать

Иррациональные уравнения. Видеоурок 8. Алгебра 10 класс

Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. Практическая часть. 1ч. 11 класс.

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | Умскул

Иррациональные уравнения #1Скачать

Иррациональные уравнения #1

Ещё один приём решения иррациональных уравнений с корнем третьей степениСкачать

Ещё один приём решения иррациональных уравнений с корнем третьей степени
Поделиться или сохранить к себе: