Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Использование критерия Стьюдента для проверки значимости параметров регрессионной модели

Проверка статистической значимости параметров регрессионного уравнения (коэффициентов регрессии) выполняется по t-критерию Стьюдента, который рассчитывается по формуле:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

где P — значение параметра;
Sp — стандартное отклонение параметра.

Рассчитанное значение критерия Стьюдента сравнивают с его табличным значением при выбранной доверительной вероятности (как правило, 0.95) и числе степеней свободы Nk-1, где N-число точек, k-число переменных в регрессионном уравнении (например, для линейной модели Y=A*X+B подставляем k=1).

Если вычисленное значение tp выше, чем табличное, то коэффициент регрессии является значимым с данной доверительной вероятностью. В противном случае есть основания для исключения соответствующей переменной из регрессионной модели.

Величины параметров и их стандартные отклонения обычно рассчитываются в алгоритмах, реализующих метод наименьших квадратов.

Видео:t-критерий Стьюдента для проверки гипотезы о средней в MS ExcelСкачать

t-критерий Стьюдента для проверки гипотезы о средней в MS Excel

Оценка значимости по критериям Фишера и Стьюдента

После выбора уравнения линейной регрессии и оценки его параметров проводится оценка статистической значимости как уравнения в целом, так и отдельных его параметров.

Оценка значимости уравнения регрессии в целом осуществляется с помощью критерия Фишера, который называют также F-критерием. При этом выдвигается нулевая гипотеза 0): коэффициент регрессии равен нулю (b = 0), следовательно, фактор х не оказывает влияния на результат у и линия регрессии параллельна оси абсцисс.

Перед тем как приступить к расчету критерия Фишера, проведем анализ дисперсии. Общую сумму квадратов отклонений у от Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентаможно разложить на сумму квадратов отклонений, объясненную регрессией и сумму квадратов отклонений, не объясненную регрессией:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

где Σ(y — Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 — общая сумма квадратов отклонений значений результата от среднего по выборке; Σ(yx Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 — сумма квадратов отклонений, объясненная регрессией; Σ(y — ух) 2 — сумма квадратов отклонений, не объясненная регрессией, или остаточная сумма квадратов отклонений.

Общая сумма квадратов отклонений результативного признака у от среднего значения Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентаопределяется влиянием различных причин. Условно всю совокупность причин можно разделить на две группы: изучаемый фактор х и прочие, случайные и не включаемые в модель факторы. Если фактор х не оказывает влияния на результат, то линия регрессии на графике параллельна оси абсцисс и Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента= yх. Тогда вся дисперсия результативного признака обусловлена воздействием прочих факторов и общая сумма квадратов отклонений совпадает с остаточной:

Σ(y — Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 = Σ(y — ух) 2 ,

Если же прочие факторы не влияют на результат, то у связан с х функционально и остаточная сумма квадратов равна нулю. В этом случае сумма квадратов отклонений, объясненная регрессией, совпадает с общей суммой квадратов:

Σ(y — Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 = Σ(yx Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2

Поскольку не все точки поля корреляции лежат на линии регрессии, то всегда имеет место их разброс, обусловленный как влиянием фактора х, (регрессией у по х), так и действием прочих причин (необъясненная вариация). Пригодность линии регрессии для прогноза зависит от того, какая часть общей вариации признака у приходится на объясненную вариацию. Очевидно, что если сумма квадратов отклонений, обусловленная регрессией, будет больше остаточной суммы квадратов, то уравнение регрессии статистически значимо и фактор х оказывает существенное воздействие на результат у. Это равносильно тому, что коэффициент детерминации R 2 будет приближаться к единице.

Любая сумма квадратов отклонений связана с числом степеней свободы df, т.е. с числом свободы независимого варьирования признака.

Для общей суммы квадратов Σ(y — Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 требуется (п-1) независимых отклонений, ибо в совокупности из п единиц после расчета среднего уровня свободно варьируют лишь (п-1) число отклонений.

При заданном наборе переменных у и х расчетное значение ух является в линейной регрессии функцией только одного параметра — коэффициента регрессии b. Таким образом, факторная сумма квадратов отклонений имеет число степеней свободы, равное единице. Число степеней свободы остаточной суммы квадратов при линейной регрессии составляет (п-2).

Существует равенство между числами степеней свободы общей, факторной и остаточной сумм квадратов.Запишем два равенства:

Σ(y — Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 = Σ(yx Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 + Σ(y — ух) 2 ,

Разделив каждую сумму квадратов на соответствующее ей число степеней свободы, получим дисперсии на одну степень свободы:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Так как эти дисперсии рассчитаны на одну степень свободы, их можно сравнивать между собой. Критерий Фишера позволяет проверить нулевую гипотезу Н0 о том, что факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы равны между собой (Dфакт=Dост). Критерий Фишера рассчитывается по следующей формуле:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Если гипотеза Н0 подтверждается, то факторная и остаточная дисперсии одинаковы, и уравнение регрессии незначимо. Чтобы отвергнуть нулевую гипотезу и подтвердить значимость уравнения регрессии в целом, факторная дисперсия на одну степень свободы должна превышать остаточную дисперсию на одну степень свободы в несколько раз. Существуют специальные таблицы критических значений Фишера при различных уровнях надежности и степенях свободы. В них содержатся максимальные значения отношений дисперсий, при которых нулевая гипотеза подтверждается. Значение критерия Фишера для конкретного случая сравнивается с табличным, и на основе этого гипотеза Н0 принимается или отвергается.

Если Fфакт > Fтабл , тогда гипотеза Н0 отклоняется и делается вывод, что связь между у и х существенна и уравнение регрессии статистически значимо. Если Fфакт ≤ Fтабл , тогда гипотеза Н0 принимается и делается вывод, что уравнение регрессии статистически незначимо, так как существует риск (при заданном уровне надежности) сделать неправильный вывод о наличии связи между х и у.

Между критерием Фишера и коэффициентом детерминации существует связь, которая выражается следующей формулой для парной линейной регрессии:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

В линейной регрессии часто оценивается не только значимость уравнения регрессии в целом, но и значимость его отдельных параметров, а также коэффициента корреляции.

Для того чтобы осуществить такую оценку, необходимо для всехпараметров рассчитывать стандартные ошибки (та , тb , тr):

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Теперь нужно рассчитать критерии Стьюдента ta, tb, tr·. Для параметров а, b и коэффициента корреляции r критерий Стьюдента определяет соотношение между самим параметром и его ошибкой:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Фактические значения критерия Стьюдента сравниваются с табличными при определенном уровне надежности α и числе степеней свободы df= (п-2). По результатам этого сравнения принимаются или отвергаются нулевые гипотезы о несущественности параметров или коэффициента корреляции. Если фактическое значение критерия Стьюдента по модулю больше табличного, тогда гипотеза о несущественности отвергается. Подтверждение существенности коэффициента регрессии равнозначно подтверждению существенности уравнения регрессии в целом.

В парной линейной регрессии между критерием Фишера, критериями Стьюдента коэффициентов регрессии и корреляции существует связь.

На основании полученной связи можно сделать вывод, что статистическая незначимость коэффициента регрессии или коэффициента корреляции влечет за собой незначимость уравнения регрессии в целом, либо, наоборот, незначимость уравнения регрессии подразумевает несущественность указанных коэффициентов.

На основе стандартных ошибок параметров и табличных значений критерия Стьюдента можно рассчитать доверительные интервалы:

Поскольку коэффициент регрессии имеет четкую экономическую интерпретацию, то доверительные границы интервала для него не должны содержать противоречивых результатов. Например, такая запись, как -5≤ b ≤ 10, указывает, что истинное значение коэффициента регрессии одновременно содержит положительные и отрицательные величины и даже нуль, а этого не может быть. Следовательно, связь между данными нельзя выразить такой моделью (в частности, парной линейной регрессией), должна подбираться другая модель.

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 13598 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео:Эконометрика. Оценка значимости параметров уравнения регрессии. Критерий Стьюдента.Скачать

Эконометрика. Оценка значимости параметров уравнения регрессии. Критерий Стьюдента.

Проверка на статистическую значимость коэффициентов уравнения регрессии и корреляции.

Качество подбора функции регрессии можно оценить с помощью стандартных ошибок или оценок параметров регрессии. Для оценки статистической значимости коэффициентов регрессии и корреляции рассчитывается t-критерий Стьюдента и доверительные интервалы каждого из показателей. Выдвигается гипотеза Н0 о случайной природе показателей, т.е. о незначимом их отличии от нуля. Оценка значимости коэффициентов регрессии и корреляции с помощью t-критерия Стьюдента проводится путем сопоставления их значений с величиной стандартного отклонения, т.е.:

Стандартные ошибки параметров линейной регрессии и коэффициента корреляции определяются по формулам:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

где Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента— мера разброса зависимой переменной вокруг линии регрессии (необъясненная дисперсия) или Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента— стандартная ошибка регрессии.

Сравнивая фактическое (расчетное) и критическое (табличное) значения t-статистики, т.е. tфакт и tкрит = t n-1;α — отвергаем или не отвергаем гипотезу Н0:

если tкрит tфакт,то Н0 не отклоняется и признается случайная природа формирования a, b и R..

Фактическое значение t-критерия Стьюдента определяется как

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Данная формула свидетельствует, что в парной регрессии Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента. Кроме того Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента. Следовательно, Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Таким образом, проверка гипотез о значимости коэффициентов регрессии и корреляции равносильна проверке гипотезы о существенности линейного уравнения регрессии.

Формулы для расчета доверительных интервалов a, b имеют следующий вид:

Если в границы доверительного интервала попадает ноль, т.е. нижняя граница отрицательна, а верхняя положительна, то оцениваемый параметр принимается нулевым, т.к. он не может одновременно принимать и положительное, и отрицательное значения.

8.Проверка общего качества уравнения регрессии. Для оценки качества построенной модели используют коэффициент (индекс) детерминации — R 2 , а также среднюю ошибку аппроксимации — А.

F-тест — оценивание качества уравнения регрессии – состоит в проверке гипотезы H0 о статистической не значимости уравнения регрессии и показателя тесноты связи. Для этого выполняется сравнение фактического Fфакт и критического (табличного) Fтабл значений F-критерия Фишера. Fтабл определяется из соотношения значения объясненной и остаточной дисперсии, рассчитанных на одну степень свободы:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

где n — объем выборки (объем статистической информации).

Fтабл – это максимально возможное значение критерия под влиянием случайных факторов при данных степенях свободы и уровне значимости a. Уровень значимости a — вероятность отвергнуть правильную гипотезу при условии, что она верна. Обычно a принимается равной 0,05 или 0,01.

Если Fтабл Fфакт, то гипотеза H0 не отклоняется и признаётся статистическая незначимость, ненадёжность уравнения регрессии.

9.Интервалы прогноза по линейному уравнению регрессии.В прогнозных расчетах по уравнению регрессии определяется предсказываемое (расчетное) упрог значение как точечный прогноз Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентапри хпрогк, т.е. путем подстановки в уравнение регрессии Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентасоответствующего прогнозного значения xпрог. Однако точечный прогноз явно не реален. Поэтому он дополняется расчетом стандартной ошибки Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентаи соответственно интервальной оценкой прогнозного значения gпрогноз. Фактические значения у варьируют около среднего значения Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента. Индивидуальные значения у могут отклоняться от Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентана величину случайной ошибки e, дисперсия которой оценивается какостаточная дисперсии на одну степень свободы S 2 . Поэтому ошибка предсказываемого индивидуального значения у должна включать не только стандартную ошибку

S Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента, но и случайную ошибку Se.

Средняя стандартная ошибка прогноза Sпрогноз вычисляется по формуле:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента,

а доверительный интервал прогноза строится по формуле:

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентапрогноз — tкрит Sпрогнозgпрогноз Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентапрогноз + tкрит Sпрогноз

При прогнозировании на основе уравнения регрессии следует помнить, что величина прогноза зависит не только от стандартной ошибки индивидуального значения у, но и от точности прогноза значения фактора х. Его величина может задаваться на основе анализа других моделей исходя из конкретной ситуации, а также из анализа динамики данного фактора.

10.Таблица дисперсионного анализа. Задача дисперсионного анализа состоит в анализе дисперсии зависимой переменной:å Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента= å ( Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 + å ( Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента) 2 ,

где Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента— общая сумма квадратов отклонений;

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента сумма квадратов отклонений, обусловленная регрессией («объясненная», «факторная»);

Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента— остаточная сумма квадратов отклонений (“необъясненная”).

Компоненты дисперсииСумма квадратовЧисло степеней свободыДисперсия на одну степень свободы
Общая Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентаn-1
Факторная Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентаm Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента
Остаточная Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдентаn-m-1 Значимость коэффициентов уравнения регрессии по критерию стьюдента

Нелинейная регрессия

Нелинейная регрессия -частный случай регрессионного анализа, в котором рассматриваемая регрессионная модель есть функция, зависящая от параметров и от одной или нескольких свободных переменных. Во многих практических случаях моделирование экономических зависимостей линейными уравнениями дает вполне удовлетворительный результат и может использоваться для анализа и прогнозирования. Однако в силу однообразия и сложности экономических процессов ограничиться рассмотрением лишь линейных регрессионных моделей невозможно. Многие экономические зависимости не являются линейными по своей сути, и поэтому их моделирование линейными уравнениями регрессии, безусловно, не даст положительного результата. Например, при рассмотрении спроса Y на некоторый товар от цены X данного товара в ряде случаев можно ограничиться линейным уравнением регрессии: Y=β01X . Здесь β1 характеризует абсолютное изменение Y (в среднем) при единичном изменении X. Если же мы хотим проанализировать эластичность спроса по цене, то приведенное уравнение не позволит это осуществить. В этом случае целесообразно рассмотреть так называемую логарифмическую модель

При анализе издержек Y от объема выпуска X наиболее обоснованной является полиноминальная (точнее, кубическая) модель При рассмотрении производственных функций линейная модель является нереалистичной. В этом случае обычно используются степенные модели. Например, широкую известность имеет производственная функция Кобба-Дугласа Y=AK α L β (здесь Y – объем выпуска; K и L – затраты капитала и труда соответственно; A, α и β – параметры модели).

Достаточно широко применяются в современном эконометрическом анализе и многие другие модели, в частности обратная и экспоненциальная модели.

Построение и анализ нелинейных моделей имеют свою специфику. Приведенные выше примеры и рассуждения дают основания более детально рассмотреть возможные нелинейные модели.

💥 Видео

Критерий Стьюдента и Фишера в Excel, проверка уравнения множественной регрессии в ExcelСкачать

Критерий Стьюдента и Фишера в Excel, проверка уравнения множественной регрессии в Excel

Коварный t критерий СтьюдентаСкачать

Коварный t критерий Стьюдента

Критерий Стьюдента в формулах (парная регрессия)Скачать

Критерий Стьюдента в формулах (парная регрессия)

Т-критерий Стьюдента за 12 минут. Биостатистика.Скачать

Т-критерий Стьюдента за 12 минут. Биостатистика.

Эконометрика. Оценка значимости уравнения регрессии. Критерий ФишераСкачать

Эконометрика. Оценка значимости уравнения регрессии. Критерий Фишера

Коэффициент корреляции. Статистическая значимостьСкачать

Коэффициент корреляции.  Статистическая значимость

t критерий Стьюдента для независимых выборокСкачать

t критерий Стьюдента для независимых выборок

T-критерий или критерий стьюдента. Однофакторная регрессионная модель. Коэффициент корреляцииСкачать

T-критерий или критерий стьюдента. Однофакторная регрессионная модель. Коэффициент корреляции

Расчет коэффициента корреляции в ExcelСкачать

Расчет коэффициента корреляции в Excel

Критерий Фишера для проверки адекватности построенной регрессииСкачать

Критерий Фишера для проверки адекватности построенной регрессии

Простые показатели качества модели регрессии (R2, критерии Акаике и Шварца)Скачать

Простые показатели качества модели регрессии (R2, критерии Акаике и Шварца)

Пример проверки гипотезы о незначимости регрессииСкачать

Пример проверки гипотезы о незначимости регрессии

Множественный и частные коэффициенты корреляцииСкачать

Множественный и частные коэффициенты корреляции

Воронов И.А. Критерий t-Стьюдента (для гуманитариев)Скачать

Воронов И.А. Критерий t-Стьюдента (для гуманитариев)

Корреляционно-регрессионный анализ многомерных данных в ExcelСкачать

Корреляционно-регрессионный анализ многомерных данных в Excel

Проверка гипотезы о значимости коэффициентов уравнения регрессииСкачать

Проверка гипотезы о значимости коэффициентов уравнения регрессии

Эконометрика. Точечный и интервальный прогнозы.Скачать

Эконометрика. Точечный и интервальный прогнозы.

Статистический метод (критерий): как выбрать для анализа?Скачать

Статистический метод (критерий): как выбрать для анализа?
Поделиться или сохранить к себе: