Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

1.4. Гидролиз солей

Гидролиз – процесс обменного взаимодействия ионов соли с водой, приводящий к образованию малодиссоциированных веществ и сопровождающийся изменением реакции ( pH ) среды.

Суть гидролиза солей заключается в том, что происходит смещение равновесия диссоциации воды вследствие связывания одного из ее ионов с образованием малодиссоциированного или труднорастворимого вещества. В результате гидролиза могут образовываться молекулы слабых кислот и оснований, анионы кислых солей или катионы основных солей. В большинстве случаев гидролиз является обратимым процессом. При повышении температуры и разбавлении гидролиз усиливается. Гидролиз идет по-разному в зависимости от силы кислоты и основания, образовавших соль. Рассмотрим различные случаи гидролиза солей.

а) Соль образована слабой кислотой и сильным основанием ( K 2 S ).

При растворении в воде K2S диссоциирует

K2SЗавершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза2K + + S 2- .

При составлении уравнений гидролиза в первую очередь необходимо определить ионы соли, связывающие ионы воды в малодиссоциирующие соединения, т.е. ионы, обусловливающие гидролиз.

В данном случае ионы S 2- связывают катион H + , образуя ион HS –

S 2– +H2OЗавершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаHS – + OH –

Уравнение гидролиза в молекулярной форме

K2S + H2OЗавершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаKHS + KOH.

Практически гидролиз соли преимущественно ограничивается первой ступенью с образованием кислой соли (в данном случае KHS). Таким образом, гидролиз соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой (такой, как K2S) протекает по аниону соли. Избыток ионов OH – в растворе обусловливает щелочную реакцию среды в растворе (pН>7).

При растворении в воде CuCl2 диссоциирует

СuCl2Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаCu 2+ + 2Cl –

Ионы Cu 2+ соединяются с ионами OH – , образуя гидроксоионы CuOH + . Гидролиз соли ограничивается первой ступенью, и образование молекулы Cu(OH)2 не происходит. Ионно-молекулярное уравнение имеет вид

Cu 2+ + HOHЗавершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаCuOH + + H + .

В данном случае продуктами гидролиза являются основная соль и кислота. Уравнение гидролиза в молекулярной форме записывается следующим образом

CuCl2 + H2OЗавершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаCuOHCl + HСl.

Таким образом, гидролиз соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой (в данном случае CuCl2) протекает по катиону соли. Избыток ионов H + в растворе обусловливает кислую реакцию среды в растворе (рН

При растворении в воде Al 2 ( SO 4 )3 диссоциирует

Al 2 ( SO 4 )3Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза2 Al 3+ + 3 SO 4 2- .

В данном случае ионы Al 3+ соединяются с ионами ОН — , образуя гидроксоионы AlOH 2+ . Гидролиз соли ограничивается первой ступенью, и образование молекулы Al ( OH )3 не происходит. Ионно-молекулярное уравнение имеет вид

Al 3+ + Н2О Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаAlOH 2+ + Н + .

Продуктами электролиза является основная соль и кислота.

Уравнение гидролиза в молекулярной форме записывается следующим образом

Al2(SO4)3+2 Н 2 О Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза2AlOHSO4+ H2SO4 .

в) Соль образована слабой кислотой и слабым основанием (CH3COONH4).

CH3COO – + NH4 + + H2O Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаCH3COOH + NH4OH.

В этом случае образуются два малодиссоциированных соединения, и pH раствора зависит от относительной силы кислоты и основания. Если продукты гидролиза могут удаляться из раствора, то гидролиз протекает до конца. Например

Возможны и другие случаи необратимого гидролиза, их нетрудно предсказать, ведь для необратимости процесса небходимо, чтобы хотя бы один из продуктов гидролиза уходил из сферы реакции.

г) Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием ( NaCl , K 2 SO 4 , RbBr и др.) гидролизу не подвергаются, т.к. единственным малодиссоциирующим соединением является H2O (рН=7). Растворы этих солей имеют нейтральную среду. Например

NaCl + H 2 O Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаNaOH + HCl

Na + + Cl – + H2O Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаNa + + OH – + H + + Cl –

H 2 O Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаH + + OH – .

Реакции обратимого гидролиза полностью подчиняются принципу Ле–Шателье. Поэтому гидролиз соли можно усилить (и даже сделать необратимым) следующими способами:

1) добавить воды;

2) нагреть раствор, при этом усиливается эндотермическая диссоциация воды, а значит, увеличивается количество ионов Н + и ОН – , которые необходимы для осуществления гидролиза соли;

3) связать один из продуктов гидролиза в труднорастворимое соединение или удалить один из продуктов в газовую фазу; например, гидролиз цианида аммония NH 4 CN будет значительно усиливаться за счет разложения гидрата аммиака с образованием аммиака NH 3 и воды:

NH4 + + CN – + H2O Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаNH3 ­ + H2O +HCN.

Гидролиз можно подавить , действуя следующим образом:

1) увеличить концентрацию растворенного вещества;

2) охладить раствор ( для ослабления гидролиза растворы солей следует хранить концентрированными и при низких температурах);

3) ввести в раствор один из продуктов гидролиза; например, подкислять раствор, если его среда в результате гидролиза кислая, или подщелачивать, если щелочная.

Взаимное усиление гидролиза Допустим, что в разных сосудах установились равновесия

CO3 2– + H2O Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаHCO3 – + OH –

Al 3+ + H2O Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизаAlOH 2+ + H +

Обе соли гидролизованы незначительно, но если растворы смешать, то происходит связывание ионов H + и OH – . В соответствии с принципом Ле-Шателье оба равновесия смещаются вправо, гидролиз усиливается и протекает полностью

Это называется взаимным усилением гидролиза. Таким образом, если смешивать растворы солей, из которых одна гидролизуется по катиону, а другая – по аниону, гидролиз усиливается и протекает полностью.

Видео:Гидролиз солей. 9 класс.Скачать

Гидролиз солей. 9 класс.

Вывод: в результате реакции взаимного усиления гидролиза образуется слабое основание и слабая кислота.

Общие сведения.

Гидролизом называют процесс химического взаимодействия солей с водой. Продуктами гидролиза являются малодиссоциированные соединения в растворе, иногда – осадки или газы. Соответственно соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, не гидролизуются.

Различают три типа гидролизующих солей:

1. Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием,

гидролизуются по катиону.

2. Соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, гидролизуются по аниону с образованием слабой кислоты или иона кислой соли.

3. Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием, гидролизуются по обоим составляющим их ионам с образованием сразу двух слабых электролитов.

Степень гидролиза солей зависит от ряда факторов, определяемых принципом Ле-Шателье.

1.Чем слабее кислота или основание, образующиеся в результате гидролизе, тем выше глубина протекания процесса.

2.С увеличением количества воды, то есть с разбавлением раствора, степень гидролиза возрастает.

3.Поскольку гидролиз всегда протекает с поглощением тепла, является эндотермической реакцией, степень гидролиза повышается при нагревании раствора.

4.Гидролиз солей первой группы может быть подавлен добавлением кислоты, а во второй группе солей – добавлением щелочи.

5.При смешивании растворов солей первой и второй групп происходит взаимное усиление гидролиза.

Опыт 1.

Гидролиз солей.

В отдельные пробирки налить по 3-4 капли растворов хлорида железа (III), сульфата цинка, сульфата алюминия, карбоната натрия и сульфида натрия. Добавить

по 1-2 капли лакмуса и записать в таблицу окраску каждого из растворов этих солей. Вылить содержимое пробирок, промыть их дистиллированной водой и вновь налить указанные выше растворы. Добавить по 1-2 капли фенолфталеина и записать окраску растворов.

Номер опытаФормула солиОкраска лакмусаОкраска фенол- фталеинаХарактер раствора
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролизакрасный фиолетовый фиолетовый синий синийбесцветная бесцветная бесцветная малиновая малиновая Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

1. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза(характер раствора -кислый).

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

2. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза(характер раствора — кислый).

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

3. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза(характер раствора — кислый).

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

4. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза(характер раствора — щелочной).

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

5. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза(характер раствора — щелочной).

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Опыт 4.

Взаимное усиление гидролиза при взаимодействии растворов двух солей.

В одну пробирку налить 3-5 капель раствора хлорида железа (Ш), во вторую – столько же раствора сульфата алюминия, в третью — столько же раствора сульфата хрома (Ш). В первые две пробирки добавить 3-5 капель раствора карбоната натрия, в третью – столько же раствора сульфида натрия.

1. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

I. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

II. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

III. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Выпал осадок коричневого цвета и выделился газ.

2. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

I. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

II. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

III. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Выпал осадок белого цвета и выделился газ.

3. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

I. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

II. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

III. Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Выпал осадок синего цвета и выделился газ.

Вывод: в результате реакции взаимного усиления гидролиза образуется слабое основание и слабая кислота.

Вывод: в ходе лабораторной работы я ознакомился с процессом гидролиза солей и его следствиями, научился составлять уравнения гидролиза. Также исследовал реакции взаимного усиления гидролиза, в результате которой образуется слабое основание и слабая кислота.

Видео:Совместный гидролиз | Химия ЕГЭ – Екатерина СтрогановаСкачать

Совместный гидролиз | Химия ЕГЭ – Екатерина Строганова

Смещение гидролиза соли в сторону усиления или уменьшения его

Задача 604.
Лакмус изменяет окраску в интервале рН от 5 до 8,3. Какова будет окраска содержащего лакмус 0,001 М раствора ацетата натрия CH3COONa (KГ = 5,6 . 10 -9 ): а) красная; б) фиолетовая; в) синяя?
Решение:
KГ(CH3COONa) = 5,6 . 10 -9 .

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Далее определяем концентрацию ионов OH — :

[OH — ] = h . CM = (2,37 . 10 -3 ) . (10 -3 ) = 2,37 . 10 -6 моль/л.

Находим рН раствора:

pОH = -lgО[H — ] = -lg2,37 . 10 -6 = 6 — lg2,37 = 6 — 0,375 = 5,625;
рН = 14 — рОН = 14 — 5,625 = 8,3

Реакция среды будет щелочной (рН = 8,3), поэтому окраска лакмуса будет синей.

Ответ: в).

Задача 605.
Индикатор метиловый оранжевый изменяет окраску от красной до желтой в интервале рН от 3,2 до 4,4. Какова будет окраска 0,1 М водного раствора ацетата аммония CH3COONH4, содержащего метиловый оранжевый: а) красная; б) оранжевая; в) желтая?
Решение:
CH3COONH4 — соль слабого основания и слабой кислоты, которая гидролизуется как по катиону, так и по аниону:

Так как константы диссоциации NH4OH и CH3COOH приблизительно равны 1,8 . 10 -5 , то соль будет в равной степени гидролизоваться и по катиону, и по аниону, образуя примерно равные количества ионов OH — и H + , реакция среды будет нейтральной, рН = 7.

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Теперь рассчитаем степень гидролиза:

Завершите уравнение реакции взаимного усиления гидролиза

Находим концентрацию ионов H + и OH — :

[H + ] = [OH — ] = h . CM = (1,73 . 10 -3 ) . (0,1) = 1,73 . 10 -4 г/моль.

pH = lg [H + ] = -lg1,73 . 10 -4 = 4 — lg1,73 = 4 — 0,24 = 3,76 или 3,8.

Так как рН = 3,8, т. е. имеет промежуточное значение между 3,2 и 4,4, значит, окраска метилового оранжевого скорее будет оранжевой.

Ответ: б).

Задача 606.
Константы диссоциации азидоводорода HN3 и гидроксида аммония NH4OH примерно одинаковы. Каким будет соотношение значений рН в растворах NaN3 (pH1) и NH4NO3 (pH2 одинаковой молярной концентрации:
а) pH1 > pH2; б) pH1 = pH2; в) pH1

При гидролизе данной соли образуется избыток ионов OH — , поэтому реакция среды будет щелочной, рН > 7.

б) NH4NO3 — соль слабого основания и сильной кислоты, которая гидролизуется по катиону:

При гидролизе данной соли образуется избыток иона H+, поэтому реакция среды раствора будет кислая, рН

Отсюда вытекает, что pH1 > pH2, потому что у NaN3 гидролизуется катион, а у NH4NO3 — анион.

Ответ: а2.

Задача 607.
Добавление каких из перечисленных ниже реагентов к раствору FeCl3 усилит гидролиз соли:
а) HCl; б) NaOH; в) ZnCl2; г) Na2CO3; д) NH4Cl; е) Zn; ж) H2O?
Решение:
FeCl3 — соль слабого основания и сильной кислоты гидролизуется по катиону:

Fe 3+ + H2O ⇔ FeOH 2+ + H + .

Гидролиз соли в основном протекает по первой ступени и при этом образуется избыток ионов водорода.

а) Если в раствор FeCl3 ввести раствор HCl, в растворе будет введено дополнительное количество ионов водорода (за счёт диссоциации кислоты HCl ⇔ H + + Cl — ), то, согласно принципу Ле Шателье, равновесие системы сместится в сторону уменьшения ионов водорода, т.е. в сторону ослабления гидролиза.

б) Если в раствор FeCl3 ввести дополнительное количество раствора NaOH, то ионы OH — , образующиеся при диссоциации щёлочи (NaOH ⇔ Na + + OH — ), будут связывать ионы H + , образующиеся при гидролизе FeCl3 в воду (H + + OH — ⇔ H2O ). Поэтому, согласно принципу Ле Шателье, равновесие гидролиза FeCl3 сместится в сторону дополнительного образования ионов H + , т.е. гидролиз соли усилится.

в) Если в раствор FeCl3 ввести дополнительное количество раствора ZnCl 2 , гидролизующейся тоже по катиону, то в растворе будет образовываться дополнительное количество ионов H + . Согласно принципу Ле Шателье, равновесие в системе сместится в сторону уменьшения концентрации ионов H + , т.е. в сторону замедления гидролиза соли FeCl3.

г) Если в раствор FeCl3 ввести раствор Na2CO3, гидролиз которой проходит по аниону:

CO3 2- + H2O ⇔ HCO3 — + OH — , то в растворе будет образовываться дополнительное количество ионов OH-, которые будут связываться с ионами H+, образуемыми при гидролизе соли FeCl3, с образованием молекул H2O (H + + OH — ⇔ H2O ), что вызовет взаимное усиление гидролиза обеих солей и в результате – конечных продуктов гидролиза (образование нерастворимого Fe(OH)3 и выделение газообразного СО2):

д) Если в раствор FeCl3 добавить раствор NH4Cl, гидролизующейся по катиону:
NH4 + + H2O⇔ NH4OH + H + , то в растворе будет происходить увеличение концентрации ионов H + , что, согласно принципу Ле Шателье, сместит равновесие системы в сторону уменьшения гидролиза FeCl3.

е) При добавлении в раствор FeCl3 гранул цинка произойдёт связывание ионов водород. Объясняется это тем, что цинк как активный металл будет отдавать электроны ионам водорода, образующихся при гидролизе соли (Zn + 2H + ⇔ Zn 2+ + H2↑), что приводит к уменьшению концентрации ионов H + в растворе. Согласно принципу Ле Шателье, равновесие системы сместится в сторону увеличения концентрации ионов H + , т.е. в сторону усиления гидролиза FeCl3.
ж) При добавлении воды в раствор соли FeCl3 будет происходить разбавление раствора, что будет способствовать уменьшению концентрации всех веществ, участвующих в гидролизе, это приведёт к нарушению равновесия в растворе. Для того чтобы равновесие восстановилось некоторое количество соли должно дополнительно гидролизоваться, т. е .разбавление раствора соли способствует усилению гидролиза – процесса, связанного с поглощением воды.

💥 Видео

Гидролиз солей. 1 часть. 11 класс.Скачать

Гидролиз солей. 1 часть. 11 класс.

Гидролиз солей. Классификация солей. Решение примеров.Скачать

Гидролиз солей. Классификация солей. Решение примеров.

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ | 9 класс | Кратко и понятноСкачать

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ | 9 класс | Кратко и понятно

Эта реакция точно будет на ЕГЭ по химии. Взаимное усиление гидролиза. #chemistry #егэхимия #егэСкачать

Эта реакция точно будет на ЕГЭ по химии. Взаимное усиление гидролиза. #chemistry #егэхимия #егэ

Совместный гидролиз за 12 минут | ХИМИЯ ЕГЭ | СОТКАСкачать

Совместный гидролиз за 12 минут | ХИМИЯ ЕГЭ | СОТКА

Совместный гидролиз | 9-11 классыСкачать

Совместный гидролиз | 9-11 классы

Ступенчатый гидролиз солей по аниону. Решаем примеры.Скачать

Ступенчатый гидролиз солей по аниону. Решаем примеры.

11 класс. Гидролиз солей.Скачать

11 класс. Гидролиз солей.

Совместный гидролиз во второй части | Химия ЕГЭ | УмскулСкачать

Совместный гидролиз во второй части | Химия ЕГЭ | Умскул

Гидролиз солей. Теория для задания 23 ЕГЭ по химии.Скачать

Гидролиз солей. Теория для задания 23 ЕГЭ по химии.

Летучка: все реакции гидролиза | Химия ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Летучка: все реакции гидролиза | Химия ЕГЭ 2023 | Умскул

Усиление гидролиза солей при нагреванииСкачать

Усиление гидролиза солей при нагревании

Гидролиз солей. 2 часть. 11 класс.Скачать

Гидролиз солей. 2 часть. 11 класс.

Все реакции гидролиза в ЕГЭ за 2 часа | Химия ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

Все реакции гидролиза в ЕГЭ за 2 часа | Химия ЕГЭ 2022 | Умскул

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Гидролиз бинарных соединений. 11 класс.Скачать

Гидролиз бинарных соединений. 11 класс.

Усиление гидролиза при нагреванииСкачать

Усиление гидролиза при нагревании

Как выглядит совместный гидролиз солей на ЕГЭ - химические опыты | Химия 10 класс УмскулСкачать

Как выглядит совместный гидролиз солей на ЕГЭ - химические опыты | Химия 10 класс Умскул
Поделиться или сохранить к себе: