Этилацетат — бесцветная жидкость с характерным запахом. Этилацетат широко используется как растворитель, из-за низкой стоимости и малой токсичности. Обладая фруктовым запахом применяется как компонент фруктовых эссенций. В лаборатории этилацетат можно получить в соответствии с приведённой схемой превращений:
Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня. Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Из приведённого перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам/группам органических соединений. Запишите в таблицу номера, под которыми указаны эти соединения.
Циклоалкан | Альдегид |
Циклоалканы — углеводороды с циклической цепью, содержащие только простые связи.
Альдегиды — класс органических соединений, содержащих альдегидную группу
Циклопентан (вещество № 5) является циклоалканом.
Этаналь (вещество № 4) является альдегидом.
Видео:Получение этилацетатаСкачать
Запишите уравнения реакций этилацетата с предложенными реагентами назовите продукты реакций
FOR-DLE.ru — Всё для твоего DLE 😉
Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой «вёрсткой» шаблонов под DataLife Engine.
На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!
Задание 1
Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
Карбоновыми кислотами называют органические вещества, содержащие в молекуле карбоксильную группу, связанную с углеводородным радикалом.
Приведите формулы и названия пяти представителей гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот.
Метановая (муравьиная) кислота H―COOH,
этановая (уксусная) кислота CH3―COOH,
пропановая (пропионовая) кислота CH3―CH2―COOH,
бутановая (маслянная) кислота CH3―CH2―CH2―COOH,
пентановая (валериановая) кислота CH3―CH2―CH2―CH2―COOH
Задание 2
Напишите формулы следующих кислот:
Задание 3
Молярная масса предельной одноосновной карбоновой кислоты равна 130 г/моль. Какова молекулярная формула этой кислоты. Дано:
Дано: M(CnH2n+1COOH)=130 г/моль
Найти: формула CnH2n+1COOH−?
Решение
По условию задачи M(CnH2n+1COOH)=130 г/моль, поэтому Mr(CnH2n+1COOH)=130
Mr(CnH2n+1COOH)=(n+1)•Ar(C)+(2n+2)•Ar(H)+2•Ar(O)=(n+1)•12+(2n+2)•1+2•16=12n+12+2n+2+32=14n+46
Составляем алгебраическое уравнение и решаем его:
14n+46=130
14n=130 — 46
14n=84
n=84 : 14
n=6, поэтому формула кислоты: C6H13COOH
Ответ: C6H13COOH
Задание 4
Какие признаки верно отражают свойства уксусной кислоты:
1) газообразное вещество;
2) без запаха;
3) с резким запахом;
4) плохо растворима в воде;
5) слабый электролит?
Задание 5
В пищевой промышленности уксусную кислоту используют как регулятор кислотности и консервант (код E260). Напишите структурные формулы предыдущего и последующего представителей данного гомологического ряда, имеющих коды E236 и E280 соответственно.
Напишите уравнение реакции получения каждой кислоты.
Во время кипячения спирта с окислителем спирт окисляется до карбоновой кислоты:
CH3OH + О2 t,кат. ⟶ HCOOH + H2O
C3H7OH + O2 t,кат. ⟶ C2H5COOH + H2O
Задание 6
В чём сходство и различие химических свойств неорганических и органических кислот? Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.
Сходство.
1) Реагируют с активными металлами с образованием солей и выделением водорода:
Ca + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2↑
Ca + 2CH3COOH ⟶ (CH3COO)2Ca + H2↑
2) Реагируют с оксидами металлов с образованием солей и воды:
MgO + 2HCl ⟶ MgCl2 + H2O
MgO + 2CH3COOH ⟶ (CH3COO)2Mg + H2O
3) Реагируют с основаниями с образованием солей и воды:
NaOH + HCl ⟶ NaCl + H2O
NaOH + CH3COOH ⟶ CH3COONa + H2O
4) Реагируют с солями, если в результате реакции выделяется газ, образуется осадок или слабый электролит:
CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2CH3COOH ⟶ (CH3COO)2Ca + H2O + CO2↑
Различие.
Карбоновые кислоты в присутствии концентрированной серной кислоты вступают во взаимодействие со спиртами, с образованием сложных эфиров (реакция этерификации):
CH3COOH + C2H5OH ⇄ CH3COOC2H5 + H2O (при H2SO4(конц.))
Задание 7
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
этан ⟶ хлорэтан ⟶ этиловый спирт ⟶ уксусный альдегид ⟶ уксусная кислота ⟶ ацетат калия и этиловый эфир уксусной кислоты.
C2H6 + Cl2 ⟶ C2H5Cl + HCl
C2H5Cl + NaOH ⟶ C2H5OH + NaCl
2C2H5OH + O2 t,кат. ⟶ 2CH3CHO + 2H2O
2CH3CHO + O2 кат. ⟶ 2CH3COOH
CH3COOH + KOH ⟶ CH3COOK + H2O
CH3COOH + C2H5OH ⇄ CH3COOC2H5 + H2O (при ⇄H2SO4(конц.))
Задание 8
Достаточно ли 100 г 66%-ного раствора уксусной кислоты для растворения 30 г карбоната кальция? Какая масса ацетата кальция при этом получится?
Дано: m(раствора)=100 г, ω(CH3COOH)=66%, m(CaCO3)=30 г
Найти: m ((CH3COO)2Ca)—?
Решение
1. Рассчитываем массу уксусной кислоты в растворе:
m( CH3COOH )=ω( CH3COOH )•m(раствора):100%=66%•100 г:100%=66 г
2. Количество вещества рассчитываем по формуле: n=m/M, где M ― молярная масса.
M( CH3COOH )=60 г/моль, M(CaCO3)=100 г/моль
n( CH3COOH )=m( CH3COOH )/M( CH3COOH )=66 г : 60г/моль=1,1 моль
n( CaCO3 )=m( CaCO3 )/M( CaCO3 )=30 г : 100 г/моль=0,3 моль
3. Составим химическое уравнение:
CaCO3 + 2CH3COOH ⟶ (CH3COO)2Ca + H2O + CO2↑
По уравнению реакции 1 моль карбоната кальция реагирует с 2 моль уксусной кислоты, поэтому с 0,3 моль карбоната кальция прореагирует в 2 раза больше количества вещества уксусной кислоты, то есть 0,6 моль. По условию задачи имеем 1,1 моль уксусной кислоты, следовательно кислота взята в избытке (её хватит), она реагирует не полностью, поэтому расчеты будем проводить по данным карбоната кальция.
По уравнению реакции количество вещества карбоната кальция и ацетата кальция одинаковое, поэтому:
n( (CH3COO)2Ca )=n( CH3COOH )=0,3 моль
4. Рассчитываем массу карбоната кальция количеством вещества 0,3 моль по формуле: m = n • M, где M ― молярная масса.
M ( (CH3COO)2Ca )=158 г/моль
m( (CH3COO)2Ca )=n ( (CH3COO)2Ca ) • M( (CH3COO)2Ca )=0,3 моль • 158 г/моль=47,4 г
Ответ: уксусной кислоты достаточно; получится 47,4 г ацетата кальция.
Задание 9
Почему жжение от ужаления муравья утихает, если потереть пострадавшее место нашатырным спиртом (водным раствором аммиака)?
Происходит нейтрализация муравьиной кислоты, которая вызывает жжение и содержится в составе жалящей жидкости, с аммиаком, содержашемся в составе нашатырного спирта:
HCOOH + NH3 ⟶ HCOONH4
Нашатырный спирт представляет собой водный раствор аммиака с массовой долей растворенного вещества 10%.
Задание 10
Докажите с помощью уравнений реакций, что муравьиная кислота может проявлять как свойства альдегидов, так и свойства кислот. Муравьиная кислота, в отличие от других карбоновых кислот, содержит альдегидную группу CНO, поэтому как и альдегиды, способна реагировать с аммиачным раствором оксида серебра (при этом происходит восстановление серебра) и со свежеполученным осадком гидроксида меди (II) при нагревании (при этом медь восстанавливается до одновалентной меди) :
HCOOH + Ag2O аммиачный р-р t → H2O + CO2 + 2Ag↓
HCOOH + 2Cu(OH)2 ⟶ Cu2O + CO2 + 3H2O
Задание 12
Есть ли у вас на кухне уксусная кислота? Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при её использовании? Почему?
С уксусной кислотой необходимо обращаться очень осторожно, т.к. её пары могут вызвать ожоги дыхательных путей и слизистых оболочек глаз.
Видео:Этерификация. Синтез этилацетатаСкачать
Досрочный вариант ЕГЭ по химии-2022 Вариант 2
Досрочный вариант ЕГЭ по химии-2022. Скачать разбор досрочного варианта ЕГЭ по химии-2022 от 23 марта 2022 с ответами и решениями
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) Na 2) S 3) Al 4) O 5) Cr
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое число s-электронов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительных свойств образуемых ими простых веществ. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
3. Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, у которых в образуемых ими ионах ЭОх 2- совпадает степень окисления. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые имеют ионную и ковалентную неполярную связь.
1) фосфат натрия
2) метилацетат
3) бензоат аммония
4) диэтиловый эфир
5) пероксид натрия
Запишите номера выбранных веществ.
5. Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) кислоты; Б) средней соли; В) кислотного оксида.
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
А | Б | В |
9 | 3 | 8 |
6. В одну из пробирок с порошком оксида цинка добавили слабый электролит X, а в другую – раствор вещества Y. В результате в первой пробирке наблюдали растворение твердого вещества. В пробирке с раствором вещества Y произошла реакция, которую описывает сокращенное ионное уравнение:
ZnO + 2H + = Zn 2+ + H2O
выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) йодоводород
2) хлорид аммония
3) гидрокарбонат натрия
4) гидроксид натрия
5) фтороводород
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
5 | 1 |
7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТЫ |
А) CuBr2 Г) HCl(р-р) | 1) Cl2, KOH, KI 5) NaCl, H2SO4, O2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
1 | 3 | 2 | 4 |
8. Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами, которые образуются при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ |
А) Fe2O3 и HI Г) Fe3O4 и HI | 1) FeI2, I2 и H2O 6) HCl и NaНSO4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
1 | 3 | 6 | 1 |
9. Задана следующая схема превращений веществ:
Fe X FeS
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
3 | 4 |
10. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
КЛАСС/ГРУППА | НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
А) нитросоединение В) спирт | 1) тринитроглицерин 2) диизопропиловый эфир 4) нитротолуол |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
4 | 1 | 3 |
11. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются межклассовыми изомерами.
1) пропаналь
2) пропановая кислота
3) уксусная кислота
4) нитроэтан
5) глицин
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
12. Из предложенного перечня выберите все вещества, которые реагируют с водородом.
1) олеиновая кислота
2) стеариновая кислота
3) ацетон
4) изопрен
5) изопропиловый спирт
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют и с глюкозой, и с фруктозой.
1) гидроксид меди (II)
2) сульфат калия
3) водород
4) медь
5) метан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
14. Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, принимающим в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ | ВЕЩЕСТВО Х |
А) Х + Н2О ⟶ (кат.) изопропиловый спирт Б) Х + KMnO4 + Н2О ⟶ пропандиол-1,2 В) Х + KMnO4 + H+ ⟶ пропионовая кислота Г) Х + Н2О ⟶ (кат.) ацетон | 1) бутен-1 6) бутин-2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
5 | 5 | 1 | 4 |
15. Установите соответствие между веществом и его способом получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную
цифрой.
ВЕЩЕСТВО | СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ |
А) этанол Б) уксусная кислота Г) этаналь | 1) окисление этена перманганатом калия в нейтральной среде 2) щелочной гидролиз метилацетата 3) щелочной гидролиз 1,1-дихлорэтана 4) окисление бутена-2 перманганатом калия в кислой среде 5) термолиз ацетата кальция 6) восстановление ацетальдегида |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
6 | 4 | 1 | 3 |
16. Задана следующая схема превращений веществ:
метан ⟶ Х ⟶ бензол ⟶ Y ⟶ толуол
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) бромметан
2) этен
3) нитробензол
4) ацетилен
5) бромбензол
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
X | Y |
4 | 5 |
17. Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести взаимодействие водорода с хлором.
1) гомогенная
2) замещения
3) экзотермическая
4) нейтрализации
5) окислительно-восстановительная
Запишите номера выбранных ответов.
18. И з предложенного перечня выберите все реакции, для которых будет увеличиваться скорость реакции при добавлении кислорода.
Запишите номера выбранных ответов.
19. Установите соответствие между схемой реакции и свойством элемента фосфора, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ | СВОЙСТВА ФОСФОРА |
А) Mg + H3PO4 → Mg(H2PO4) 2 + H2 В) PH3 + O2 → H3PO4 | 1) является окислителем 2) является восстановителем 3) является и окислителем, и восстановителем 4) не проявляет окислительно-восстановительных свойств |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
4 | 2 | 2 |
20. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции,
обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЛИ | ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА |
А) бромид лития Б) сульфат натрия В) хлорид алюминия | 1) водород, галоген 2) металл, галоген 3) водород, кислород 4) металл, кислород |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
1 | 3 | 1 |
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
21. Д ля веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л). Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов. 22. У становите соответствие между способом воздействия на равновесную систему S 2− (р-р) + H2O(ж.) ⇆ HS − (р-р) + OH − (р-р) — Q и смещением химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
23. В реактор постоянного объёма поместили некоторое количество серного ангидрида. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе установилось химическое равновесие. Используя данные, приведённые в таблице, определите равновесную концентрацию сернистого газа (X) и равновесную концентрацию кислорода (Y).
Выберите из списка номера правильных ответов.
24. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить водные растворы этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Установите соответствие между названием вещества и основной областью применения этого вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. Синтез углекислого газа протекает в соответствии с термохимическим уравнением реакции Определите объем (в л) кислорода, который образуется в результате выделения 944 кДж тепла. (Запишите число точностью до целых.) 28. 175 г технического карбоната магния, содержащего 4% некарбонатной примеси, нагрели. Найдите объем (в л) выделившегося газа (н.у.) (Запишите число с точностью до десятых.)
29. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция, в которой в растворе образуется только кислоты. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции. 2Cl 0 2Cl − Cl2 0 – окислитель S +4 S +6 SO2 +4 – восстановитель 30. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать реакция ионного обмена, в результате которой из окрашенного раствора выпадает осадок. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций. 31. Бромоводородной кислотой нейтрализовали карбонат калия. Через полученный раствор пропустили электрический ток. Образовавшийся на катоде газ пропустили над нагретым оксидом меди (II). Полученное простое вещество растворили в концентрированном растворе азотной кислоты. Напишите уравнения четырёх описанных реакций 2KBr + 2H2O H2 + 2KOH + Br2 32. Н апишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: бутен-1 ⟶ Х1 ⟶ бутин-1 ⟶ Х2 ⟶ гексин-3 Х3 При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ. CH3CH2CH=CH2 + Cl2 → + 2KOHспирт → CH3-CH2-C≡CH + KCl + 2H2O 5CH3-CH2-C≡C-CH2-CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 10CH3CH2COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 4H2O 33. К раствору сульфата железа (III) массой 632 г, содержащего в общей сложности 1,806∙10 25 атомов кислорода, добавили 79 г сульфита калия. После окончания реакции к образовавшемуся раствору прилили 552 г 10%-ного раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю сульфата калия в образовавшемся растворе. (Образованием кислых солей пренебречь.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин). nO = 1,306·10 25 /6,02·10 23 = 30 моль тогда nFe = 2x моль, nS = 3x моль, n1(O) = 12x моль у + 12х = 30 ω(K2SO4) = (0,4+0,5)·174/(632+79+552 — 0,4·44) = 0,1257 или 12,57% 34. При взаимодействии соли первичного амина с нитратом серебра образуется органическое вещество А и бромид серебра. Вещество А содержит 25,93% азота, 7,41% водорода и 44,44% кислорода по массе. Напишите уравнение реакции получения вещества А из соли первичного амина и нитрата серебра. На основании данных условия задания: m(N) = 25,93г n(N) = 25,93/14 = 1,852143 моль 🌟 ВидеоКак решать ОРГАНИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ? Основные типы химических реакцийСкачать Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 3 ч. 9 класс.Скачать Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 2 ч. 9 класс.Скачать Реакция нейтрализации. Урок 26. Химия 7 класс.Скачать 25. Схема реакции и химическое уравнениеСкачать Классификация реакций: нуклеофилы, электрофилы, радикалыСкачать Как расставить коэффициенты в органических ОВР? | Екатерина СтрогановаСкачать РЕАКЦИЯ ЭТЕРИФИКАЦИИСкачать Классификация органических реакцийСкачать Введение в титрование (видео 1)| Титриметрический анализ | ХимияСкачать Реакция нейтрализации этоСкачать Как расставить коэффициенты? Как превратить схему химической реакции в уравнение химической реакции.Скачать Кислотно-основное титрование. 11 класс.Скачать Чепраков А. В. - Органическая химия. Часть 1 - ЭлиминированияСкачать Лабораторный практикум. Аналитическая химия. «Кислотно-основное титрование»Скачать Практическое занятие #14 . Метод нейтрализации.Скачать Взаимодействие твердого иодида калия с концентрированной серной кислотойСкачать Теории кислот, оснований и растворов. Теория Аррениуса-Оствальда. 11 класс.Скачать |