- ХОД УРОКА
- Критерии оценки ответа у доски
- Критерии оценки домашнего задания
- Критерии оценки диктанта
- Критерии оценки заданий на карточках
- Критерии оценки результатов игры
- Критерии выставления итоговой оценки
- Самостоятельная работа по теме «Химические свойства воды». Химия , 8 класс учебно-методический материал по химии (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок химии. Химические свойства воды.
- 🎬 Видео
8 КЛАСС
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете. |
Антуан де Сент-Экзюпери |
Цели. Изучить химические свойства воды; совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций, решать расчетные задачи; сформировать способность к адекватному само- и взаимоконтролю, развить навыки работы парами и индивидуально.
Оборудование и реактивы. Рабочая карта на два человека, карточки-задания, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, видеофильм «Вода»; натрий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин (для демонстрационного опыта).
ХОД УРОКА
В начале урока учащимся раздают рабочие карты (одна на парту) и карточки-задания.
Тема урока «Химические свойства воды»
I этап. Проверка домашнего задания
Два ученика у доски приводят решения домашнего задания.
Первый ученик. Какие массы соли и воды необходимо взять для приготовления 500 г 0,9%-го раствора? Такой раствор называют физиологическим и используют в медицине.
Второй ученик. Даны вещества: алюминий, оксид железа(II), серебро, оксид бария. С какими из них будет реагировать соляная кислота? Напишите уравнения реакций и укажите названия образующихся солей.
Критерии оценки ответа у доски
1. Знание материала.
2. Химическая грамотность.
3. Логичность, последовательность и лаконичность изложения материала.
Учитель. Как вы оцениваете ответ ученика у доски? (Спросить мнение одного ученика.) Кто согласен с этой точкой зрения, поднимите руки. (Выявить, какие ошибки были допущены, спросить, нужна ли дополнительная помощь для их устранения.)
Критерии оценки домашнего задания
1. Если задание сделали самостоятельно и без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если задание выполнено с одной ошибкой, поставьте оценку 4 балла.
3. Если сделали две ошибки, поставьте оценку 3 балла.
4. Если допустили более двух ошибок или домашнее задание не сделали, поставьте прочерк.
Дети проверяют правильность выполнения домашнего задания, сверяя с написанным на доске двумя учениками.
II этап. Химический диктант
Во время оформления домашнего задания на доске весь класс пишет диктант.
Учитель. Напишите формулы следующих кислот:
(Ответы заранее написаны на обратной стороне доски.)
Критерии оценки диктанта
1. Если задание выполнено без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если допустили одну ошибку, поставьте 4 балла.
3. Если допустили две ошибки, поставьте 3 балла.
4. Если допустили более двух ошибок, поставьте прочерк.
III этап. Объяснение нового материала
К уроку ученики класса приносят выписанные из разных источников высказывания, пословицы, поговорки и стихи о воде.
Учитель. Вода – самое удивительное и самое распространенное природное соединение. Чем глубже ученые постигали природу воды, тем больше убеждались в оригинальности ее поведения, в необычности ее свойств, в ее структурных особенностях, еще не до конца раскрытых. Сегодня на уроке мы познакомимся с химическими свойствами воды.
Просмотр фрагмента из видеофильма «Вода».
Проведение демонстрационного опыта «Взаимодействие натрия с водой».
После просмотра видеофильма ребята приступают к самостоятельной работе по карточкам-заданиям.
Карточка-задание 1
Взаимодействие воды с простыми веществами
1. Составьте уравнения реакций активных металлов при обычной температуре:
(Формулу воды в уравнениях реакций можно записать так: НОН.)
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
2. Составьте уравнения реакций металлов средней активности при нагревании:
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
Дополнительные сведения
Вода реагирует с некоторыми неметаллами при высокой температуре:
С + 2Н2О = СО2 + 2Н2.
Карточка-задание 2
Взаимодействие воды с оксидами активных металлов
1. Составьте формулы оксидов и гидроксидов металлов (валентность металлов указана римскими цифрами в скобках):
2. Составьте уравнения реакций соединения оксидов активных металлов с водой:
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
Дополнительные сведения
В таких реакциях образуются только гидроксиды металлов; водород в отличие от реакции воды с металлом не выделяется.
Карточка-задание 3
Взаимодействие воды с оксидами неметаллов
Оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соединения, которые относятся к классу кислот.
1. Составьте уравнение реакции между водой и оксидом серы(IV). При этом учтите, что получившееся вещество – сернистая кислота – имеет формулу, представляющую собой сумму всех атомов, входящих в состав и первого, и второго веществ, взятых для реакции.
Правило. Чтобы правильно составить формулу кислоты, надо сложить число атомов каждого из элементов, входящих в состав оксида и воды. Атомы водорода в формуле кислоты пишутся на первом месте, кислорода – на третьем. Если число атомов каждого элемента делится на два, то производится сокращение и записывается простейшая формула кислоты, например:
2. Составьте уравнения реакций между:
водой и углекислым газом СО2,
водой и оксидом серы(VI) SO3.
Дополнительные сведения
SiO2 (речной песок) с водой не взаимодействует;
Ответы к карточкам-заданиям проверяют у доски, вызывается ученик, который сделал задание первым. Особое внимание обращается на условия протекания реакций.
Критерии оценки заданий на карточках
1. Если вы были внимательны при просмотре видеофильма, усвоили материал, правильно и самостоятельно сделали задание, то поставьте 5 баллов.
2. Если при просмотре видеофильма вы иногда отвлекались, при выполнении задания допустили одну ошибку, то поставьте 4 балла.
3. Если при просмотре видеофильма вы были не очень внимательны и в задании допустили две ошибки, то поставьте 3 балла.
4. Если материал не поняли и в задании допустили более двух ошибок, то поставьте прочерк.
IV этап. Закрепление пройденного материала
Дидактическая игра. В каждой таблице найдите прямую линию – горизонтальную, вертикальную, диагональ, – которая пересекает все три клетки с веществами, взаимодействующими с водой.
Критерии оценки результатов игры
1. Если вы выполнили задание, то поставьте 5 баллов.
2. Если не справились с заданием, то поставьте прочерк.
Критерии выставления итоговой оценки
1. Если все задания выполнены и большая часть на 5 баллов, то поставьте такую же итоговую оценку.
2. Если все задания выполнены, но преобладает оценка 4 балла, то поставьте такую же итоговую оценку.
3. Если большая часть заданий сделана на 3 балла или есть один прочерк, то поставьте оценку 3.
4. Если вы не справились с двумя и более заданиями, то в графе «Итоговая оценка» поставьте прочерк.
Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
Выслушать мнение по каждому вопросу одного-двух учеников.
Подвести итог, узнать, сколько получено троек, четверок, пятерок.
ЛИТЕРАТУРА
Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1997;
Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. М.: Просвещение, 1988;
Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988; Химия в школе, 1991, № 1, с. 30–31;
Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс. М.: Просвещение, 1999.
Видео:Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
Самостоятельная работа по теме «Химические свойства воды». Химия , 8 класс
учебно-методический материал по химии (8 класс)
Работа состоит из двух вариантов, в каждом из которых два задания, проверяющие умения определять химические свойства воды и составлять характеризующие их уравнения реакций.
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_po_teme.docx | 14.23 КБ |
Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме «Химические свойства воды»
1. Допишите уравнения осуществимых реакций:
1)Cr 2 O 3 + H 2 O→ 7)CaO+ H 2 O→
2)Al+ H 2 O→ 8)CrO 3 + H 2 O→
3)Si + H 2 O→ 9)Zn+ H 2 O→
4)Al 2 O 3 + H 2 O→ 10)BaO+ H 2 O→
5)Li+ H 2 O→ 11)CO 2 + H 2 O→
6)C+ H 2 O→ 12)Ni+ H 2 O→
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
H 2 O 2 → O 2 → Li 2 O → ?
Самостоятельная работа по теме «Химические свойства воды»
- Допишите уравнения осуществимых реакций:
1)K 2 O + H 2 O→ 7)Ba+ H 2 O→
2)Fe+ H 2 O→ 8)N 2 O 5 + H 2 O→
3)I 2 + H 2 O→ 9)NiO+ H 2 O→
4)Mn 2 O 7 + H 2 O→ 10)BaO+ H 2 O→
5)K+ H 2 O→ 11)P 2 O 5 + H 2 O→
6)H 2 + H 2 O→ 12)O 2 + H 2 O→
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
KMnO4 → O 2 → SO 3 → ?
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Химия ПростоСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по живому миру «Свойства воды», 2 класс
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе.
Доклад «Самостоятельная работа на уроках биологии и химии»
Доклад «Самостоятельная работа на уроках биологии и химии».
Самостоятельная работа по теме «Внутренние воды России» 8 класс
Самостоятельная работа по теме «Внутренние воды России» 8 класс.
Презентация к дистанционному уроку «Типы химических реакций на примере свойств воды». 8 класс
Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды.
Самостоятельная работа на тему: «Свойства неравенств»
Самостоятельная работа на тему: «Свойства неравенств» (Алгебра 8 класс УМК Ю.М. Колягина и др.).
Самостоятельная работа по теме «Свойства кислорода, водорода и воды».
Данный материал может быть использован при закреплении темы «Свойства кислорода, водорода и воды».
Проектная работа об удивительных свойствах воды
Проектная работа об удивительных свойствах воды.
Видео:Как составлять ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | 4 лайфхака - 95 ВСЕХ РЕАКЦИЙ в химии!Скачать
Урок химии. Химические свойства воды.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
8 класс. Урок № 35.
Тема. Химические свойства воды.
Цель урока: изучить с обучающимися химические свойства воды. Научить записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.
Планируемые результаты обучения
1) личностные. Ф ормировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2) метапредметные. Развивать умение применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
3) предметные. Уметь составлять уравнения реакций воды с активными металлами, а также оксидами металлов и неметаллов.
Демонстрационный опыт №12. Взаимодействие воды с металлами (натрием, магнием).
Демонстрационный опыт №13. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом. Испытание полученных растворов индикаторами.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, мультимедиа доска, комплект реактивов и химической посуды для выполнения демонстрационных опытов, учебник «Х имия. 8 класс. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. — М.: Просвещение, 2014».
1. Организация начала урока.
Проверяю готовность класса к уроку, отмечаю отсутствующих, записываем число и « Классная работа» .
Просмотр наличия выполнения домашнего задания, один обучающийся на доске записывает ответы домашнего задания для самопроверки правильности.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся. Подготовка к усвоению нового материала.
2.1. На рабочих местах фронтальная беседа по вопросам (демонстрация вопросов на мультимедиа доске).
1. Какие простые вещества мы изучили?
2. Назовите формулы простых веществ кислорода и водорода.
3. Приведите примеры соединений, содержащих атомы водорода и запишите их формулы.
4. В результате каких реакций можно получить водород?
5. Что называют химической реакцией?
6. Какие типы реакций Вы знаете?
2.2. Объявляются (и комментируются) оценки за практическую работу.
3. Формулирование темы урока при участии обучающихся.
— На предыдущем уроке мы выполняли практическую работу по приготовлению растворов солей.
— Вы заметили главную особенность растворов — свойства воды и свойства соли в растворе сохраняются.
— То есть, приготовление растворов — это физическое явление.
— А возможно ли такое взаимодействие с водой, при котором образуются новые вещества, то есть будет протекать химическая реакция между водой и веществом?
— Как можно сформулировать тему урока в этом случае?
Обучающиеся формулируют возможную тему урока.
— Запишите тему нынешнего урока: Химические свойства воды.
4. Формулирование целей и задач урока при помощи обучающихся. Мотивация учебной деятельности.
— изучить взаимодействие воды с другими веществами, в результате которого образуются новые химические вещества;
— научиться составлять уравнения химических реакций воды с различными простыми и сложными веществами;
— повторить алгоритм составления уравнений химических реакций;
— ф ормировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию.
5. Изучение нового материала. Химические реакции.
5.1. Разложение под действием электрического тока или сильного нагревания (около 2000 о С).
В результате реакции образуются прозрачные газообразные вещества — водород и кислород
Демонстрационный опыт №12. Взаимодействие воды с металлами (натрием, магнием).
Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию с активными металлами. При этом атом металла замещает один из атомов водорода, вытесняя его из воды с последующим образованием газообразного водорода. Также образуются хорошо растворимые в воде гидроксиды металлов.
2 Na + 2 HOH = 2 NaOH + H 2
С a + 2 HOH = С a ( OH ) 2 + H 2
5.3. Взаимодействие с металлами средней активными ( Mg , Zn , Fe ).
Вода при повышенной температуре (500 – 600 о С) вступает в реакцию с металлами средней активности. При этом атом металла замещает атомы водорода, вытесняя их из воды в виде газообразного водорода. Также образуются оксиды металлов.
М g + HOH = MgO + H 2
Zn + HOH = ZnO + H 2
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Демонстрационный опыт №13. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом. Испытание полученных растворов индикаторами.
Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию со сложными веществами — оксидами активных металлов:
С aO + H 2 O = С a ( OH ) 2
При добавлении к образующемуся раствору гидроксида металла (щелочи) раствора красного лакмус а весь объём раствора становится синим , а прозрачный раствор фенолфталеин а становится малиновым.
Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию со сложными веществами — оксидами неметаллов:
Вода вступает в реакцию с оксидом фосфора ( V ) при комнатной температуре:
При нагревании или с горячей водой реакция протекает по-другому:
При добавлении к образующемуся раствору кислоты раствора синего лакмус а весь объём раствора становится красным , а прозрачный раствор фенолфталеин а не изменяет свой цвет.
5.6. Взаимодействие с некоторыми неметаллами при нагревании.
Водяной пар при температуре свыше 1000°C взаимодействует с раскаленным коксом (углём) с образованием водяного газа (смесь водорода и оксида углерода (II) – угарного газа).
6. Первичное закрепление изученного материала.
6.1. Игра «Найди пару». К формуле простого или сложного вещества найдите соответствующую формулу продукта реакции его с водой.
Г) Na 4) С a ( OH ) 2
7. Закрепление, обсуждение и коррекция изученного материала.
Обсуждение правильности выполнения заданий игры, повторение химических свойств воды.
8. Подведение итогов занятия.
Подводится итог-обобщение изученного на уроке материала.
Объявление оценок, полученных обучающимися за урок.
9. Задаётся и объясняется домашнее задание.
— Ребята! Запишите, пожалуйста, домашнее задание к следующему уроку (задание появляется на мультимедиа доске или записано на обороте обычной доски):
Учить §32 (с.107, 108) (химические свойства воды),
🎬 Видео
Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать
Химические уравнения. СЕКРЕТНЫЙ СПОСОБ: Как составлять химические уравнения? Химия 8 классСкачать
Реакции металлов с кислородом и водой. 8 класс.Скачать
Типы Химических Реакций — Химия // Урок Химии 8 КлассСкачать
Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
Химические свойства воды/часть 1/химия 8 классСкачать
Как решать задачи по химии? Расчет по уравнениям химических реакций | TutorOnlineСкачать
8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Решение упражнений по теме: "Химические свойства воды"Скачать
Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.Скачать
Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 1 ч. 9 класс.Скачать
Физические и химические свойства водыСкачать
ХИМИЯ С НУЛЯ — Как решать задачи по Химии на Массовую ДолюСкачать
Химические Цепочки — Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 классСкачать