Задачи с составлением таблиц и уравнений

Видео:Алгебра 8. Урок 12 - Задачи на составление дробно-рациональных уравнений (Часть 1)Скачать

Алгебра 8. Урок 12 - Задачи на составление дробно-рациональных уравнений (Часть 1)

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений табличным методом

Разделы: Математика

Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления.

В школьной математике знакомство с математическим моделированием основано, прежде всего, на решении текстовых задач. Текстовая задача несет в себе важные элементы математического моделирования. Решая ее, учащийся некие производственные, экономические, житейские связи зашифровывает с помощью математических символов, придавая им абстрактную математическую форму. Решая уравнения, учащийся расшифровывает результат, согласуя его со здравым смыслом. Вот почему решению текстовых задач, этому важнейшему мостику между математикой и ее приложениями должно уделяться особое внимание. При этом представляется, что техника решения текстовых задач может отрабатываться на любых задачах. Было бы наивным думать, что задача на движение, начинающаяся словами «Два автомобиля:» непременно предназначена для будущих водителей, а для школы со спортивным уклоном она должна начинаться словами «Два лыжника:».

Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия в решении реальной проблемы. Практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ГИА и ЕГЭ.

Однако, анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне.

Решению текстовых задач предшествует достаточно долгое время, отводимое на отработку решения уравнений. Начиная с 8 класса, как только выучены дробные рациональные выражения, решения задач по алгебре практически все сводятся к решению дробных рациональных уравнений, которые, в свою очередь, включают чаще всего решение квадратных уравнений.

В 8 классе решение задач с помощью дробных рациональных уравнений как показывает опыт эффективнее решать табличным методом, так как он является более наглядным, что важно для подготовки к ГИА в 9 классе.

Все задачи, решаемые с помощью дробных рациональных уравнений, можно разделить на несколько групп:

  • Задачи на движение по местности.
  • Задачи на движение по воде.
  • Задачи на работу.
  • Задачи на нахождение дробей и т.д.

Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов, и сводящихся к решению дробных рациональных уравнений. Затем можно приступать к решению более сложных задач. Рекомендуется подобрать разноуровневые задачи по каждому типу, что дает возможность работать со школьниками разных математических способностей.

Мы стараемся научить детей строить таблицы с данными величинами задачи, слева обозначаются объекты (автомобили, лодки, пешеходы, самолеты и т.д.), сверху в колонках — величины, характеризующие данную задачу, и обязательно единицы их измерения. И дети понимают, что из трех величин, зная две, всегда можно записать третью.

Приведем пример оформления задачи:

Автобус-экспресс отправился от вокзала в аэропорт, находящийся на расстоянии 120км от вокзала. Пассажир, опоздавший на 10 минут на автобус, решил добраться до аэропорта на такси. Скорость такси на 10км/ч больше скорости автобуса. С какой скорость ехал автобус, если он приехал в аэропорт одновременно с такси?

Пусть Задачи с составлением таблиц и уравненийкм/ч — скорость автобуса, тогда составим и заполним таблицу:

Скорость (км/ч)Время (ч)Путь (км)
АвтобусЗадачи с составлением таблиц и уравненийЗадачи с составлением таблиц и уравненийЗадачи с составлением таблиц и уравнений
ТаксиЗадачи с составлением таблиц и уравненийЗадачи с составлением таблиц и уравненийЗадачи с составлением таблиц и уравнений

Т.к. по условию задачи пассажир опоздал на автобус на 10 минут =Задачи с составлением таблиц и уравненийчаса, то составим и решим уравнение:

Задачи с составлением таблиц и уравнений, ОДЗ: Задачи с составлением таблиц и уравнений>0 (т.к. скорость положительна)

720(х+10) — 720х= х (х+10),

Далее решая квадратное уравнение, получаем:

-90 — не входит в ОДЗ, значит, скорость автобуса равна 80 км/ч.

Основная часть класса уверенно заполняет таблицу и составляет уравнение.

В зависимости от выделенного времени, обучаемым может быть предложен широкий спектр мероприятий — семинары, кружки, факультативы, индивидуальные и групповые консультации и т.д., в рамках которых обучаемые более глубоко осваивают решение задач с помощью уравнений.

Практикум по решению задач табличным методом с помощью дробных рациональных уравнений можно провести во второй половине дня на групповой консультации по математике, что целесообразно в рамках школы полного дня.

Список предлагаемых задач:

Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше ее знаменателя. Если к числителю этой дроби прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится на Задачи с составлением таблиц и уравнений. Найдите эту дробь.

Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?

Два комбайна убрали поле за 4 дня. За сколько дней мог убрать поле каждый комбайн, если одному из них для выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другому?

Моторная лодка прошла против течения 8 км и вернулась обратно, затратив на обратный путь на 30 мин меньше, чем при движении против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч.

Расстояние 700 км экспресс проходит на 4 часа быстрее товарного поезда, так как его скорость больше скорости товарного поезда на 20 км/ч. Определите скорость каждого из поездов, если известно, что они движутся с постоянной скоростью без остановок.

Мастеру на выполнение заказа потребуется на 5 дней меньше, чем его ученику, но при совместной работе они выполнят заказ на 4 дня быстрее, чем мастер, работающий в одиночку. За сколько дней выполнит заказ мастер, работая в одиночку?

На участке пути длиной 300 км поезд увеличил скорость на 10 км/ч, в результате чего прибыл на конечную станцию на 1 час раньше, чем планировалось по расписанию. С какой скоростью должен был идти поезд по расписанию?

Прозаик хочет набрать на компьютере рукопись объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5 страниц в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в день планирует набирать прозаик?

Дорога между пунктами А и В состоит из подъема и спуска, а ее длина равна 19 км. Пешеход прошел путь из А в В за 5 часов. Время его движения на спуске составило 4 часа. С какой скоростью пешеход шел на спуске, если скорость его движения на подъеме меньше скорости движения на спуске на 1 км/ч?

Велосипедист отправился с некоторой скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 88 км. Возвращаясь из В в А, он ехал поначалу с той же скоростью, но через 2 часа пути вынужден был сделать остановку на 10 минут. После этого он продолжил путь в А, увеличив скорость на 2 км/ч, и в результате затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В.

Количество решаемых задач может меняться в зависимости от отводимого на это время.

Используемая литература:

  • И.Л.Бродский, А.М.Видус, А.Б.Коротаев «Сборник текстовых задач по математике для профильных классов».
  • В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк «Дидактические материалы по алгебре 8 класс».
  • Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы под редакцией С.А.Шестакова.
  • Ш.А.Алимов, М.Ю.Колягин и др. «Алгебра 8 класс».
  • А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса».
  • Видео:РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ. §3 алгебра 7 классСкачать

    РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ. §3 алгебра 7 класс

    Решение задач с помощью уравнений

    Решение задачи обычно свóдится к тому, чтобы путем логических рассуждений и вычислений найти значение какой-нибудь величины. Например, найти скорость, время, расстояние, массу какого-нибудь предмета или количество чего-то.

    Такую задачу можно решить с помощью уравнения. Для этого искомое значение обозначают через переменную, затем путем логических рассуждений составляют и решают уравнение. Решив уравнение, производят проверку на то, удовлетворяет ли решение уравнения условиям задачи.

    Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Решение задач с помощью уравнений | ВидеоурокСкачать

    АЛГЕБРА 7 класс : Решение задач с помощью уравнений | Видеоурок

    Запись выражений, содержащих неизвестное

    Решение задачи сопровождается составлением уравнения к этой задаче. На начальном этапе изучения задач желательно научиться составлять буквенные выражения, описывающие ту или иную жизненную ситуацию. Этот этап не является сложным и его можно изучать в процессе решения самой задачи.

    Рассмотрим несколько ситуаций, которые можно записать с помощью математического выражения.

    Задача 1. Возраст отца x лет. Мама на два года младше. Сын младше отца в 3 раза. Запишите возраст каждого с помощью выражений.

    Решение:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Задача 2. Возраст отца x лет, мама на 2 года младше отца. Сын младше отца в 3 раза, дочь младше матери в 3 раза. Запишите возраст каждого с помощью выражений.

    Решение:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Задача 3. Возраст отца x лет, мама на 3 года младше отца. Сын младше отца в 3 раза, дочь младше матери в 3 раза. Сколько лет каждому, если общий возраст отца, мамы, сына и дочери составляет 92 года?

    Решение:

    В данной задаче помимо записи выражений, необходимо вычислить возраст каждого члена семьи.

    Сначала запишем возраст каждого члена семьи с помощью выражений. За переменную x примем возраст отца, и далее пользуясь этой переменной составим остальные выражения:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь определим возраст каждого члена семьи. Для этого нам нужно составить и решить уравнение. Все компоненты уравнения у нас уже готовы. Осталось только собрать их воедино.

    Общий возраст в 92 года получился путем сложения возрастов папы, мамы, сына и дочери:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Для каждого возраста мы составили математическое выражение. Эти выражения и будут компонентами нашего уравнения. Давайте соберем наше уравнение согласно данной схеме и таблице, которая была приведена выше. То есть слова папа, мама, сын, дочь заменим на соответствующее им в таблице выражение:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Выражение, отвечающее за возраст мамы x − 3, для наглядности было взято в скобки.

    Теперь решим получившееся уравнение. Для начала можно раскрыть скобки там, где это можно:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Чтобы освободить уравнение от дробей, умножим обе части на 3

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Решим получившееся уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Мы нашли значение переменной x . Эта переменная отвечала за возраст отца. Значит возраст отца составляет 36 лет.

    Зная возраст отца, можно вычислить возрасты остальных членов семьи. Для этого нужно подставить значение переменной x в те выражения, которые отвечают за возраст конкретного члена семьи.

    В задаче было сказано, что мама на 3 года младше отца. Ее возраст мы обозначили через выражение x−3. Значение переменной x теперь известно, и чтобы вычислить возраст мамы, нужно в выражении x − 3 вместо x подставить найденное значение 36

    x − 3 = 36 − 3 = 33 года маме.

    Аналогично определяется возраст остальных членов семьи:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Проверка:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Задача 4. Килограмм яблок стоит x рублей. Запишите выражение, вычисляющее сколько килограмм яблок можно купить на 300 рублей.

    Решение

    Если килограмм яблок стоит x рублей, то на 300 рублей можно купить Задачи с составлением таблиц и уравненийкилограмм яблок.

    Пример. Килограмм яблок стоит 50 рублей. Тогда на 300 рублей можно купить Задачи с составлением таблиц и уравнений, то есть 6 килограмм яблок.

    Задача 5. На x рублей было куплено 5 кг яблок. Запишите выражение, вычисляющее сколько рублей стоит один килограмм яблок.

    Решение

    Если за 5 кг яблок было уплачено x рублей, то один килограмм будет стоит Задачи с составлением таблиц и уравненийрублей

    Пример. За 300 рублей было куплено 5 кг яблок. Тогда один килограмм яблок будет стоит Задачи с составлением таблиц и уравнений, то есть 60 рублей.

    Задача 6. Том, Джон и Лео на перемене пошли в столовую и купили по бутерброду и по кружке кофе. Бутерброд стоит x рублей, а кружка кофе — 15 рублей. Определите стоимость бутерброда, если известно, что за всё было уплачено 120 рублей?

    Решение

    Конечно, данная задача проста как три копейки и ее можно решить не прибегая к уравнению. Для этого из 120 рублей нужно вычесть стоимость трех кружек кофе (15 × 3) , и полученный результат разделить на 3

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Но наша цель — составить уравнение к задаче и решить это уравнение. Итак, стоимость бутерброда x рублей. Куплено их всего три. Значит увеличив стоимость в три раза, мы получим выражение описывающее сколько рублей было уплачено за три бутерброда

    3x — стоимость трех бутербродов

    А стоимость трех кружек кофе можно записать как 15 × 3 . 15 это стоимость одной кружки кофе, а 3 множитель (Том, Джон и Лео), увеличивающий эту стоимость в три раза.

    По условию задачи за все уплачено 120 рублей. У нас уже появляется примерная схема, что нужно делать:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Выражения, описывающие стоимость трех бутербродов и трех кружек кофе, у нас уже готовы. Это выражения 3x и 15 × 3 . Пользуясь схемой составим уравнение и решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Итак, стоимость одного бутерброда составляет 25 рублей.

    Задача решается верно только в том случае, если уравнение к ней составлено правильно. В отличие от обычных уравнений, по которым мы учимся находить корни, уравнения для решения задач имеют своё конкретное применение. Каждый компонент такого уравнения может быть описан в словесной форме. Составляя уравнение, обязательно нужно понимать для чего мы включаем в его состав тот или иной компонент и зачем он нужен.

    Также необходимо помнить, что уравнение это равенство, после решения которого левая часть должна будет равняться правой части. Составленное уравнение не должно противоречить этой идее.

    Представим, что уравнение это весы с двумя чашами и экраном, показывающим состояние весов.

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В данный момент экран показывает знак равенства. Понятно почему левая чаша равна правой чаше — на чашах ничего нет. Состояние весов и отсутствие на чашах чего-либо запишем с помощью следующего равенства:

    Положим на левую чашу весов арбуз:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Левая чаша перевесила правую чашу и экран забил тревогу, показав знак не равно ( ≠ ). Этот знак говорит о том, что левая чаша не равна правой чаше.

    Теперь попробуем решить задачу. Пусть требуется узнать сколько весит арбуз, который лежит на левой чаше. Но как это узнать? Ведь наши весы предназначены только для проверки равна ли левая чаша правой.

    На помощь приходят уравнения. Вспомним, что уравнение по определению есть равенство, содержащее в себе переменную значение которой требуется найти. Весы в данном случае играют роль этого самого уравнения, а масса арбуза это переменная, значение которой нужно найти. Наша цель правильно составить это уравнение. Понимай, выровнять весы так, чтобы можно было вычислить массу арбуза.

    Чтобы выровнять весы, на правую чашу можно положить какой-нибудь тяжелый предмет. Например, положим туда гирю массой 7 кг.

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь наоборот правая чаша перевесила левую. Экран по прежнему показывает, что чаши не равны.

    Попробуем на левую чашу положить гирю массой 4 кг

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь весы выровнялись. На рисунке видно, что левая чаша на уровне правой чаши. А экран показывает знак равенства. Этот знак говорит о том, что левая чаша равна правой чаше.

    Таким образом мы получили уравнение — равенство, содержащее неизвестное. Левая чаша — это левая часть уравнения, состоящая из компонентов 4 и переменной x (массы арбуза), а правая чаша — это правая часть уравнения, состоящая из компонента 7.

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Ну и нетрудно догадаться, что корень уравнения 4 + x = 7 равен 3. Значит масса арбуза равна 3 кг.

    Аналогично дела обстоят и с другими задачами. Чтобы найти какое-нибудь неизвестное значение, к левой или к правой части уравнения добавляют различные элементы: слагаемые, множители, выражения. В школьных задачах эти элементы бывают уже даны. Остается только правильно структурировать их и построить уравнение. Мы же в данном примере занимались подбором, пробуя гири разной массы, чтобы вычислить массу арбуза.

    Естественно, те данные которые даны в задаче сначала нужно привести к виду, при котором их можно включить в уравнение. Поэтому, как говорят «хочешь не хочешь, а думать придётся».

    Рассмотрим следующую задачу. Возраст отца равен возрасту сына и дочери вместе. Сын вдвое старше дочери и на двадцать лет моложе отца. Сколько лет каждому?

    Возраст дочери можно обозначить через x . Если сын вдвое старше дочери, то его возраст будет обозначаться как 2x . В условии задачи сказано, что вместе возраст дочери и сына равен возрасту отца. Значит возраст отца будет обозначаться суммой x + 2x

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В выражении Задачи с составлением таблиц и уравненийможно привести подобные слагаемые. Тогда возраст отца будет обозначаться как 3x

    Теперь составим уравнение. Нам нужно получить равенство в котором можно найти неизвестное x . Воспользуемся весами. На левую чашу положим возраст отца (3x) , а на правую чашу возраст сына (2x)

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Понятно почему левая чаша перевесила правую и почему экран показывает знак ( ≠ ) . Ведь логично, что возраст отца больше возраста сына.

    Но нам нужно уравнять весы, чтобы можно было вычислить неизвестное x . Для этого к правой чаше нужно прибавить какое-нибудь число. Какое именно число указано в задаче. В условии было сказано, что сын моложе отца на 20 лет. Значит 20 лет это то самое число, которое нужно положить на весы.

    Весы выровнятся, если мы эти 20 лет добавим на правую чашу весов. Иными словами, вырастим сына до возраста отца

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь весы выровнялись. Получилось уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений, которое решается легко:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В начале решения данной задачи через переменную x мы обозначили возраст дочери. Теперь мы нашли значение этой переменной. Дочери 20 лет.

    Далее было сказано, что сын двое старше дочери, значит сыну (20 × 2) , то есть 40 лет.

    Ну и наконец вычислим возраст отца. В задаче было сказано, что он равен сумме возрастов сына и дочери, то есть (20 + 40) лет.

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Вернемся к середине задачи и обратим внимание на один момент. Когда мы положили на весы возраст отца и возраст сына, левая чаша перевесила правую

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Но мы решили эту проблему, добавив на правую чашу еще 20 лет. В результате весы выровнялись и мы получили равенство Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Но можно было не добавлять к правой чаше эти 20 лет, а вычесть их из левой. Мы получили бы равенство и в таком случае

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В этот раз получается уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Корень уравнения по прежнему равен 20

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    То есть уравнения Задачи с составлением таблиц и уравненийи Задачи с составлением таблиц и уравненийявляются равносильными. А мы помним, что у равносильных уравнений корни совпадают. Если внимательно посмотреть на эти два уравнения, то можно увидеть что второе уравнение получено путем переноса числа 20 из правой части в левую с противоположным знаком. А это действие, как было указано в предыдущем уроке, не меняет корней уравнения.

    Также нужно обратить внимание на то, что в начале решения задачи возрасты каждого члена семьи можно было обозначить через другие выражения.

    Скажем возраст сына обозначить через x и поскольку он двое старше дочери, то возраст дочери обозначить через Задачи с составлением таблиц и уравнений(понимай сделать её младше сына в два раза). А возраст отца поскольку он является суммой возрастов сына и дочери обозначить через выражение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Ну и напоследок для построения логически правильного уравнения, к возрасту сына нужно прибавить число 20, ведь отец старше на двадцать лет. В итоге получается совсем другое уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Решим это уравнение

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Как видно ответы к задаче не поменялись. Сыну по прежнему 40 лет. Дочери по прежнему Задачи с составлением таблиц и уравненийлет, а отцу 40 + 20 лет.

    Другими словами, задача может решаться различными методами. Поэтому не следует отчаиваться, что не получается решить ту или иную задачу. Но нужно иметь ввиду, что существует наиболее простые пути решения задачи. К центру города можно доехать различными маршрутами, но всегда существует наиболее удобный, быстрый и безопасный маршрут.

    Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

    Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

    Примеры решения задач

    Задача 1. В двух пачках всего 30 тетрадей. Если бы из первой пачки переложили во вторую 2 тетради, то в первой пачке стало бы вдвое больше тетрадей, чем во второй. Сколько тетрадей было в каждой пачке?

    Решение

    Обозначим через x количество тетрадей, которое было в первой пачке. Если всего тетрадей было 30, а переменная x это количество тетрадей из первой пачке, то количество тетрадей во второй пачке будет обозначаться через выражение 30 − x . То есть от общего количества тетрадей вычитаем количество тетрадей из первой пачки и тем самым получаем количество тетрадей из второй пачки.

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Далее сказано, что если переложить 2 тетради из первой пачки во вторую, то в первой пачке окажется вдвое больше тетрадей. Итак, снимем с первой пачки две тетради

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    и добавим эти две тетради во вторую пачку

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Выражения из которых мы будем составлять уравнение теперь принимают следующий вид:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Попробуем составить уравнение из имеющихся выражений. Положим на весы обе пачки тетрадей

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Левая чаша тяжелее правой. Это потому, что в условии задачи сказано, что после того как из первой пачки взяли две тетради и положили их во вторую, количество тетрадей в первой пачке стало вдвое больше, чем во второй.

    Чтобы выровнять весы и получить уравнение, увеличим правую часть вдвое. Для этого умножим её на 2

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Получается уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Решим данное уравнение:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Первую пачку мы обозначали через переменную x . Теперь мы нашли её значение. Переменная x равна 22. Значит в первой пачке было 22 тетради.

    А вторую пачку мы обозначали через выражение 30 − x и поскольку значение переменой x теперь известно, то можно вычислить количество тетрадей во второй пачке. Оно равно 30 − 22 , то есть 8 шт .

    Задача 2. Два человека чистили картофель. Один очищал в минуту две картофелины, а второй — три картофелины. Вместе они очистили 400 шт. Сколько времени работал каждый, если второй проработал на 25 минут больше первого?

    Решение

    Обозначим через x время работы первого человека. Поскольку второй человек проработал на 25 минут больше первого, то его время будет обозначаться через выражение Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Первый рабочий в минуту очищал 2 картофелины, и поскольку он работал x минут, то всего он очистил 2x картофелин.

    Второй человек в минуту очищал три картофелины, и поскольку он работал Задачи с составлением таблиц и уравненийминут, то всего он очистил Задачи с составлением таблиц и уравненийкартофелин.

    Вместе они очистили 400 картофелин

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Из имеющихся компонентов составим и решим уравнение. В левой части уравнения будут картофелины, очищенные каждым человеком, а в правой части их сумма:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В начале решения данной задачи через переменную x мы обозначили время работы первого человека. Теперь мы нашли значение этой переменной. Первый человек работал 65 минут.

    А второй человек работал Задачи с составлением таблиц и уравненийминут, и поскольку значение переменной x теперь известно, то можно вычислить время работы второго человека — оно равно 65 + 25 , то есть 90 мин .

    Задача из Учебника по алгебре Андрея Петровича Киселева. Из сортов чая составлена смесь в 32 кг. Килограмм первого сорта стоит 8 руб., а второго сорта 6 руб. 50 коп. Сколько килограммов взято того и другого сорта, если килограмм смеси стоит (без прибыли и убытка) 7 руб. 10 коп.?

    Решение

    Обозначим через x массу чая первого сорта. Тогда масса чая второго сорта будет обозначаться через выражение 32 − x

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Килограмм чая первого сорта стоит 8 руб. Если эти восемь рублей умножить на количество килограмм чая первого сорта, то можно будет узнать во сколько рублей обошлись x кг чая первого сорта.

    А килограмм чая второго сорта стоит 6 руб. 50 коп. Если эти 6 руб. 50 коп. умножить на 32 − x , то можно узнать во сколько рублей обошлись 32 − x кг чая второго сорта.

    В условии сказано, что килограмм смеси стоит 7 руб. 10 коп. Всего же было приготовлено 32 кг смеси. Умножим 7 руб. 10 коп. на 32 мы сможем узнать сколько стоит 32 кг смеси.

    Выражения из которых мы будем составлять уравнение теперь принимают следующий вид:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Попробуем составить уравнение из имеющихся выражений. Положим на левую чашу весов стоимость смесей чая первого и второго сорта, а на правую чашу положим стоимость 32 кг смеси, то есть общую стоимость смеси, в составе которой оба сорта чая:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Получили уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В начале решения данной задачи через переменную x мы обозначили массу чая первого сорта. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная x равна 12,8. Значит для приготовления смеси было взято 12,8 кг чая первого сорта.

    А через выражение 32 − x мы обозначили массу чая второго сорта и поскольку значение переменой x теперь известно, то можно вычислить массу чая второго сорта. Оно равно 32 − 12,8 то есть 19,2 . Значит для приготовления смеси было взято 19,2 кг чая второго сорта.

    Задача 3. Велосипедист проехал некоторое расстояние со скоростью 8 км/ч. Возвратиться он должен был другой дорогой, которая была на 3 км длиннее первой, и, хотя возвращаясь, ехал со скоростью 9 км/ч, он употребил времени на Задачи с составлением таблиц и уравненийминут более. Как длинны были дороги?

    Решение

    Некоторые задачи могут затрагивать темы, которые человек возможно не изучал. Данная задача относится к такому кругу задач. В ней затрагиваются понятия расстояния, скорости и времени. Соответственно, чтобы решить подобную задачу, нужно иметь представление о тех вещах, о которых говорится в задаче. В нашем случае, надо знать что представляет собой расстояние, скорость и время.

    В задаче нужно найти расстояния двух дорог. Мы должны составить уравнение, которое позволит вычислить эти расстояния.

    Вспомним, как взаимосвязаны расстояние, скорость и время. Каждая из этих величин может быть описана с помощью буквенного уравнения:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Правую часть одного из этих уравнений мы будем использовать для составления своего уравнения. Чтобы узнать какую именно, нужно вернуться к тексту задачи и обратить внимание на следующий момент:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Следует обратить внимание на момент, где велосипедист на обратном пути употребил времени на Задачи с составлением таблиц и уравненийминут более. Эта подсказка указывает нам, что можно воспользоваться уравнением Задачи с составлением таблиц и уравнений, а именно его правой частью. Это позволит нам составить уравнение, которое содержит переменную S .

    Итак, обозначим длину первой дороги через S . Этот путь велосипедист проехал со скоростью 8 км/ч . Время за которое он преодолел этот путь будет обозначаться выражением Задачи с составлением таблиц и уравнений, поскольку время это отношение пройденного расстояния к скорости

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Обратная дорога для велосипедиста была длиннее на 3 км . Поэтому её расстояние будет обозначаться через выражение S + 3 . Эту дорогу велосипедист проехал со скоростью 9 км/ч . А значит время за которое он преодолел этот путь будет обозначаться выражением Задачи с составлением таблиц и уравнений.

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь составим уравнение из имеющихся выражений

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Правая чаша тяжелее левой. Это потому, что в задаче сказано, что на обратную дорогу велосипедист затратил времени на Задачи с составлением таблиц и уравненийбольше.

    Чтобы уравнять весы прибавим к левой части эти самые Задачи с составлением таблиц и уравненийминут. Но сначала переведем минуты в часы, поскольку в задаче скорость измеряется в километрах в час, а не в метрах в минуту.

    Чтобы Задачи с составлением таблиц и уравненийминут перевести в часы, нужно разделить их на 60Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Задачи с составлением таблиц и уравненийминут составляют Задачи с составлением таблиц и уравненийчаса. Прибавляем эти Задачи с составлением таблиц и уравненийчаса к левой части уравнения:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Получается уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Решим данное уравнение. Чтобы избавиться от дробей, обе части части можно умножить на 72. Далее пользуясь известными тождественными преобразованиями, найдем значение переменной S

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Через переменную S мы обозначали расстояние первой дороги. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная S равна 15. Значит расстояние первой дороги составляет 15 км.

    А расстояние второй дороги мы обозначили через выражение S + 3 , и поскольку значение переменной S теперь известно, то можно вычислить расстояние второй дороги. Это расстояние равно сумме 15 + 3 , то есть 18 км .

    Задача 4. По шоссе идут две машины с одной и той же скоростью. Если первая увеличит скорость на 10 км/ч, а вторая уменьшит скорость на 10 км/ч, то первая за 2 ч пройдет столько же, сколько вторая за 3 ч. С какой скоростью идут автомашины?

    Решение

    Обозначим через v скорость каждой машины. Далее в задаче приводятся подсказки: скорость первой машины увеличить на 10 км/ч, а скорость второй — уменьшить на 10 км/ч. Воспользуемся этой подсказкой

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Далее говорится, что при таких скоростях (увеличенных и уменьшенных на 10 км/ч) первая машина пройдет за 2 часа столько же расстояния сколько вторая за 3 часа. Фразу «столько же» можно понимать как «расстояние, пройденное первой машиной, будет равно расстоянию, пройденному второй машиной».

    Расстояние как мы помним, определяется по формуле Задачи с составлением таблиц и уравнений. Нас интересует правая часть этого буквенного уравнения — она позволит нам составить уравнение, содержащее переменную v .

    Итак, при скорости v + 10 км/ч первая машина пройдет 2(v+10) км , а вторая пройдет 3(v − 10) км . При таком условии машины пройдут одинаковые расстояния, поэтому для получения уравнения достаточно соединить эти два выражения знаком равенства. Тогда получим уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В условии задачи было сказано, что машины идут с одинаковой скоростью. Мы обозначили эту скорость через переменную v . Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная v равна 50. Значит скорость обеих машин составляла 50 км/ч.

    Задача 5. За 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.

    Решение

    Обозначим через v собственную скорость теплохода. Скорость течения реки равна 2 км/ч. По течению реки скорость теплохода будет составлять v + 2 км/ч , а против течения — (v − 2) км/ч .

    В условии задачи сказано, что за 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Фразу «тот же путь» можно понимать как «расстояние, пройденное теплоходом по течению реки за 9 часов, равно расстоянию, пройденному теплоходом против течения реки за 11 часов». То есть расстояния будут одинаковыми.

    Расстояние определяется по формуле Задачи с составлением таблиц и уравнений. Воспользуемся правой частью этого буквенного уравнения для составления своего уравнения.

    Итак, за 9 часов по течению реки теплоход пройдет 9(v + 2) км , а за 11 часов против течения — 11(v − 2) км . Поскольку оба выражения описывают одно и то же расстояние, приравняем первое выражение ко второму. В результате получим уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Значит собственная скорость теплохода составляет 20 км/ч.

    При решении задач полезной привычкой является заранее определить на каком множестве ищется для неё решение.

    Допустим, что в задаче требовалось найти время, за которое пешеход преодолеет указанный путь. Мы обозначили время через переменную t , далее составили уравнение, содержащее эту переменную и нашли её значение.

    Из практики мы знаем, что время движения объекта может принимать как целые значения, так и дробные, например 2 ч, 1,5 ч, 0,5 ч. Тогда можно сказать, что решение данной задачи ищется на множестве рациональных чисел Q, поскольку каждое из значений 2 ч, 1,5 ч, 0,5 ч может быть представлено в виде дроби.

    Поэтому после того, как неизвестную величину обозначили через переменную, полезно указать к какому множеству эта величина принадлежит. В нашем примере время t принадлежит множеству рациональных чисел Q

    Ещё можно ввести ограничение для переменной t , указав что она может принимать только положительные значения. Действительно, если объект затратил на путь определенное время, то это время не может быть отрицательным. Поэтому рядом с выражением tQ укажем, что её значение должно быть больше нуля:

    Если решив уравнение, мы получим отрицательное значение для переменной t , то можно будет сделать вывод, что задача решена неправильно, поскольку это решение не будет удовлетворять условию tQ , t > 0 .

    Ещё пример. Если бы мы решали задачу в которой требовалось найти количество человек для выполнения той или иной работы, то это количество мы обозначили бы через переменную x . В такой задаче решение искалось бы на множестве натуральных чисел

    Действительно, количество человек является целым числом, например 2 человека, 3 человека, 5 человек. Но никак не 1,5 (один целый человек и половина человека) или 2,3 (два целых человека и еще три десятых человека).

    Здесь можно было бы указать, что количество человек должно быть больше нуля, но числа входящие во множество натуральных чисел N сами по себе являются положительными и большими нуля. В этом множестве нет отрицательных чисел и числа 0. Поэтому выражение x > 0 можно не писать.

    Задача 6. Для ремонта школы прибыла бригада в которой было в 2,5 раза больше маляров, чем плотников. Вскоре прораб включил в бригаду еще четырех маляров, а двух плотников перевел на другой объект. В результате маляров в бригаде оказалось в 4 раза больше чем плотников. Сколько маляров и сколько плотников было в бригаде первоначально

    Решение

    Обозначим через x плотников, прибывших на ремонт первоначально.

    Количество плотников является целым числом, большим нуля. Поэтому укажем, что x принадлежит множество натуральных чисел

    Маляров было в 2,5 раза больше, чем плотников. Поэтому количество маляров будет обозначаться как 2,5x .

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Далее говорится, что прораб включил в бригаду еще четырех маляров, а двух плотников перевел на другой объект. Сделаем для своих выражений тоже самое. Уменьшим количество плотников на 2

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    А количество маляров увеличим на 4

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь количество плотников и маляров будут обозначаться через следующие выражения:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Попробуем составить уравнение из имеющихся выражений:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Правая чаша больше, поскольку после включения в бригаду ещё четырёх маляров, и перемещения двух плотников на другой объект, количество маляров в бригаде оказалось в 4 раза больше чем плотников. Чтобы уравнять весы, нужно левую чашу увеличить в 4 раза:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Получили уравнение Задачи с составлением таблиц и уравнений. Решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Через переменную x было обозначено первоначальное количество плотников. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная x равна 8. Значит 8 плотников было в бригаде первоначально.

    А количество маляров было обозначено через выражение 2,5 x и поскольку значение переменной x теперь известно, то можно вычислить количество маляров — оно равно 2,5 × 8 , то есть 20 .

    Возвращаемся к началу задачи и удостоверяемся, что соблюдается условие xN. Переменная x равна 8, а элементы множества натуральных чисел N это все числа, начинающиеся с 1, 2, 3 и так далее до бесконечности. В это же множество входит число 8, которое мы нашли.

    Тоже самое можно сказать о количестве маляров. Число 20 принадлежит множеству натуральных чисел:

    Для понимания сути задачи и правильного составления уравнения, вовсе необязательно использовать модель весов с чашами. Можно использовать и другие модели: отрезки, таблицы, схемы. Можно придумать свою модель, которая хорошо описывала бы суть задачи.

    Задача 9. Из бидона отлили 30% молока. В результате в нем осталось 14 л. Сколько литров молока было в бидоне первоначально?

    Решение

    Искомое значение это первоначальное число литров в бидоне. Изобразим число литров в виде линии и подпишем эту линию как X

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Сказано, что из бидона отлили 30% молока. Выделим на рисунке приблизительно 30%

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Процент по определению есть одна сотая часть чего-то. Если 30% молока отлили, то остальные 70% остались в бидоне. На эти 70% приходятся 14 литров, указанные в задаче. Выделим на рисунке оставшиеся 70%

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь можно составить уравнение. Вспомним, как находить процент от числа. Для этого общее количество чего-то делят на 100 и полученный результат умножают на искомое количество процентов. Замечаем, что 14 литров, составляющих 70% можно получить таким же образом: первоначальное число литров X разделить на 100 и полученный результат умножить на 70. Всё это приравнять к числу 14

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Или получить более простое уравнение: 70% записать как 0,70, затем умножить на X и приравнять это выражение к 14

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Значит первоначально в бидоне было 20 литров молока.

    Задача 9. Взяли два сплава золота и серебра. В одном количество этих металлов находится в отношении 1 : 9, а в другом 2 : 3. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 15 кг нового сплава, в котором золото и серебро относилось бы как 1 : 4?

    Решение

    Попробуем сначала узнать сколько золота и серебра будет содержáться в 15 кг нового сплава. В задаче сказано, что содержание этих металлов должно быть в отношении 1 : 4, то есть на одну часть сплава должно приходиться золото, а на четыре части — серебро. Тогда всего частей в сплаве будет 1 + 4 = 5, а масса одной части будет 15 : 5 = 3 кг.

    Определим сколько золота будет содержáться в 15 кг сплава. Для этого 3 кг умножим на количество частей золота:

    Определим сколько серебра будет содержáться в 15 кг сплава:

    Значит сплав массой 15 кг будет содержать 3 кг золота и 12 кг серебра. Теперь вернёмся к исходным сплавам. Использовать нужно каждый из них. Обозначим через x массу первого сплава, а массу второго сплава можно обозначить через 15 − x

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Выразим в процентах все отношения, которые даны в задаче и заполним ими следующую таблицу:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    В первом сплаве золото и серебро находятся в отношении 1 : 9. Тогда всего частей будет 1 + 9 = 10 . Из них золота будет Задачи с составлением таблиц и уравнений, а серебра Задачи с составлением таблиц и уравнений.

    Перенесём эти данные в таблицу. 10% занесём в первую строку в графу «процент золота в сплаве», 90% также занесём в первую строку графу «процент серебра в сплаве», а в последнюю графу «масса сплава» занесём переменную x , поскольку так мы обозначили массу первого сплава:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Аналогично поступаем со вторым сплавом. Золото и серебро в нём находятся в отношении 2 : 3. Тогда всего частей будет 2 + 3 = 5. Из них золота будет Задачи с составлением таблиц и уравнений, а серебра Задачи с составлением таблиц и уравнений.

    Перенесём эти данные в таблицу. 40% занесем во вторую строку в графу «процент золота в сплаве», 60% также занесём во вторую строку графу «процент серебра в сплаве», а в последнюю графу «масса сплава» занесём выражение 15 − x , поскольку так мы обозначили массу второго сплава:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Заполним последнюю строку. Полученный сплав массой 15 кг будет содержать 3 кг золота, что составляет Задачи с составлением таблиц и уравненийсплава, а серебра будет Задачи с составлением таблиц и уравненийсплава. В последнюю графу записываем массу полученного сплава 15

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь по данной таблице можно составить уравнения. Вспоминаем задачи на концентрацию, сплавы и смеси. Если мы отдельно сложим золото обоих сплавов и приравняем эту сумму к массе золота полученного сплава, то сможем узнать чему равно значение x.

    Далее для удобства проценты будем выражать в десятичной дроби.

    В первом сплаве золота было 0,10x , а во втором сплаве золота было 0,40(15 − x) . Тогда в полученном сплаве масса золота будет суммой масс золота первого и второго сплавов и эта масса составляет 20% от нового сплава. А 20% от нового сплава это 3 кг золота, вычисленные нами ранее. В результате получаем уравнение 0,10x + 0.40(15 − x) = 3 . Решим это уравнение:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Изначально через x мы обозначили массу первого сплава. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная x равна 10. А массу второго сплава мы обозначили через 15 − x , и поскольку значение переменной x теперь известно, то можно вычислить массу второго сплава, она равна 15 − 10 = 5 кг .

    Значит для получения нового сплава массой 15 кг в котором золото и серебро относились бы как 1 : 4, нужно взять 10 кг первого и 5 кг второго сплава.

    Уравнение можно было составить, воспользовавшись и вторым столбцом получившейся таблицы. Тогда мы получили бы уравнение 0,90x + 0.60(15 − x) = 12. Корень этого уравнения тоже равен 10

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Задача 10. Имеется руда из двух пластов с содержанием меди в 6% и 11%. Сколько надо взять бедной руды, чтобы получить при смешивании с богатой 20 тонн с содержанием меди 8%?

    Решение

    Обозначим через x массу бедной руды. Поскольку нужно получить 20 тонн руды, то богатой руды будет взято 20 − x . Поскольку содержание меди в бедной руде составляет 6%, то в x тоннах руды будет содержáться 0,06x тонн меди. В богатой руде содержание меди составляет 11%, а в 20 − x тоннах богатой руды будет содержáться 0,11(20 − x) тонн меди.

    В получившихся 20 тоннах руды содержание меди должно составлять 8%. Значит в 20 тоннах руды меди будет содержáться 20 × 0,08 = 1,6 тонн.

    Сложим выражения 0,06x и 0,11(20 − x) и приравняем эту сумму к 1,6. Получим уравнение 0,06x + 0,11(20 − x) = 1,6

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Решим данное уравнение:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Значит для получения 20 тонн руды с содержанием меди 8%, нужно взять 12 тонн бедной руды. Богатой же будет взято 20 − 12 = 8 тонн.

    Задача 11. Увеличив среднюю скорость с 250 до 300 м/мин спортсменка стала пробегать дистанцию на 1 мин быстрее. Какова длина дистанции?

    Решение

    Длину дистанции (или расстояние дистанции) можно описать следующим буквенным уравнением:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Воспользуемся правой частью этого уравнения для составления своего уравнения. Изначально спортсменка пробегала дистанцию со скоростью 250 метров в минуту. При такой скорости длина дистанции будет описываться выражением 250t

    Затем спортсменка увеличила свою скорость до 300 метров в минуту. При такой скорости длина дистанции будет описываться выражением 300t

    Заметим, что длина дистанции это величина постоянная. От того, что спортсменка увеличит скорость или уменьшит её, длина дистанции останется неизменной.

    Это позволяет нам приравнять выражение 250t к выражению 300t , поскольку оба выражения описывают длину одной и той же дистанции

    Но в задаче сказано, что при скорости 300 метров в минуту спортсменка стала пробегать дистанцию на 1 минуту быстрее. Другими словами, при скорости 300 метров в минуту, время движения уменьшится на единицу. Поэтому в уравнении 250t = 300t в правой части время нужно уменьшить на единицу:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Получилось простейшее уравнение. Решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    При скорости 250 метров в минуту спортсменка пробегает дистанцию за 6 минут. Зная скорость и время, можно определить длину дистанции:

    S = 250 × 6 = 1500 м

    А при скорости 300 метров в минуту спортсменка пробегает дистанцию за t − 1 , то есть за 5 минут. Как было сказано ранее длина дистанции не меняется:

    S = 300 × 5 = 1500 м

    Задача 12. Всадник догоняет пешехода, находящегося впереди него на 15 км. Через сколько часов всадник догонит пешехода, если каждый час первый проезжает по 10 км, а второй проходит только по 4 км?

    Решение

    Данная задача является задачей на движение. Её можно решить, определив скорость сближения и разделив изначальное расстояние между всадником и пешеходом на эту скорость.

    Скорость сближения определяется вычитанием меньшей скорости из большей:

    10 км/ч − 4 км/ч = 6 км/ч (скорость сближения)

    С каждым часом расстояние в 15 километров будут сокращаться на 6 км. Чтобы узнать, когда оно сократится полностью (когда всадник догонит пешехода), нужно 15 разделить на 6

    2,5 ч это два целых часа и половина часа. А половина часа это 30 минут. Значит всадник догонит пешехода через 2 часа 30 минут.

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Решим эту задачу с помощью уравнения.

    Будем считать, что пешеход и всадник вышли в путь из одного и того же места. Пешеход вышел раньше всадника и успел преодолеть 15 км

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    После этого вслед за ним в путь вышел всадник со скоростью 10 км/ч. А скорость пешехода составляет только 4 км/ч. Это значит, что всадник через некоторое время догонит пешехода. Это время нам нужно найти.

    Когда всадник догонит пешехода это будет означать, что они вместе прошли одинаковое расстояние. Расстояние, пройденное всадником и пешеходом описывается следующим уравнением:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Воспользуемся правой частью этого уравнения для составления своего уравнения.

    Расстояние, пройденное всадником, будет описываться выражением 10t . Поскольку пешеход вышел в путь раньше всадника и успел преодолеть 15 км, то расстояние пройденное им будет описываться выражением 4t + 15 .

    На момент, когда всадник догонит пешехода, оба они пройдут одинаковое расстояние. Это позволяет нам приравнять расстояния, пройденные всадником и пешеходом:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Получилось простейшее уравнение. Решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Видео:Математика 6 класс (Урок№51 - Решение задач с помощью уравнений. Часть 1.)Скачать

    Математика 6 класс (Урок№51 - Решение задач с помощью уравнений. Часть 1.)

    Задачи для самостоятельного решения

    Решение

    Скорости поездов в данной задаче измеряются в километрах в час. Поэтому 45 мин, указанные в задаче, переведем в часы. 45 мин это 0,75 ч

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Обозначим время, за которое товарный поезд приезжает в город, через переменную t . Поскольку пассажирский поезд приезжает в этот город на 0,75 ч быстрее, то время его движения будет обозначаться через выражение t − 0,75

    Пассажирский поезд преодолел 48(t − 0.75) км, а товарный 36t км. Поскольку речь идет об одном и том же расстоянии, приравняем первое выражение ко второму. В результате получим уравнение 48(t − 0.75) = 36t . Решим его:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Теперь вычислим расстояние между городами. Для этого скорость товарного поезда (36 км/ч) умножим на время его движения t. Значение переменной t теперь известно — оно равно трём часам

    Для вычисления расстояния можно воспользоваться и скоростью пассажирского поезда. Но в этом случае значение переменной t необходимо уменьшить на 0,75 поскольку пассажирский поезд затратил времени на 0,75 ч меньше

    48 × (3 − 0,75) = 144 − 36 = 108 км

    Ответ: расстояние между городами равно 108 км.

    Решение

    Пусть t время через которое автомобили встретились. Тогда первый автомобиль на момент встречи проедет 65t км, а второй 60t км. Сложим эти расстояния и приравняем к 150. Получим уравнение 65t + 60t = 150

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Значение переменной t равно 1,2. Значит автомобили встретились через 1,2 часа.

    Ответ: автомобили встретились через 1,2 часа.

    Решение

    Пусть x рабочих было в первом цехе. Во втором цехе было в три раза больше, чем в первом, поэтому количество рабочих во втором цехе можно обозначить через выражение 3x . В третьем цехе было на 15 рабочих меньше, чем во втором. Поэтому количество рабочих в третьем цехе можно обозначить через выражение 3x − 15 .

    В задаче сказано, что всего рабочих было 685. Поэтому можно сложить выражения x, 3x, 3x − 15 и приравнять эту сумму к числу 685. В результате получим уравнение x + 3x + (3x − 15) = 685

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Через переменную x было обозначено количество рабочих в первом цехе. Теперь мы нашли значение этой переменной, оно равно 100. Значит в первом цехе было 100 рабочих.

    Во втором цехе было 3x рабочих, то есть 3 × 100 = 300 . А в третьем цехе было 3x − 15 , то есть 3 × 100 − 15 = 285

    Ответ: в первом цехе было 100 рабочих, во втором — 300, в третьем — 285.

    Решение

    Пусть x моторов должна была отремонтировать первая мастерская. Тогда вторая мастерская должна была отремонтировать 18 − x моторов .

    Поскольку первая мастерская выполнила свой план на 120%, это означает что она отремонтировала 1,2x моторов . А вторая мастерская выполнила свой план на 125%, значит она отремонтировала 1,25(18 − x) моторов.

    В задаче сказано, что было отремонтировано 22 мотора. Поэтому можно сложить выражения 1,2x и 1,25(18 − x) , затем приравнять эту сумму к числу 22. В результате получим уравнение 1,2x + 1,25(18 − x) = 22

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Через переменную x было обозначено количество моторов, которые должна была отремонтировать первая мастерская. Теперь мы нашли значение этой переменной, она равна 10. Значит первая мастерская должна была отремонтировать 10 моторов.

    А через выражение 18 − x было обозначено количество моторов, которые должна была отремонтировать вторая мастерская. Значит вторая мастерская должна была отремонтировать 18 − 10 = 8 моторов.

    Ответ: первая мастерская должна была отремонтировать 10 моторов, а вторая — 8 моторов.

    Решение

    Пусть x рублей стоил товар до повышения цены. Если цена увеличилась на 30% это означает, что она увеличилась на 0,30x рублей. После повышения цены товар начал стоить 91 руб. Сложим x с 0,30x и приравняем эту сумму к 91. В результате получим уравнение x + 0.30x = 91

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Значит до повышения цены товар стоил 70 рублей.

    Ответ: до повышения цены товар стоил 70 рублей.

    Решение

    Пусть x — исходное число. Увеличим его на 25%. Получим выражение x + 0,25x . Приведем подобные слагаемые, получим x + 0,25x = 1.25x .

    Узнаем какую часть исходное число x составляет от нового числа 1,25x

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Если новое число 1,25x считать за 100%, а исходное число x составляет от него 80%, то уменьшив новое число на 20% можно получить исходное число x

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Ответ: чтобы получить исходное число, новое число нужно уменьшить на 20%.

    Решение

    Пусть x — первоначальное число. Увеличим его на 20%. Получим выражение x + 0,20x . Приравняем эту сумму к числу 144, получим уравнение x + 0,20x = 144

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Ответ: первоначальное значение числа равно 120.

    Решение

    Пусть x — первоначальное число. Уменьшим его на 10%. Получим выражение x − 0,10x . Приравняем эту разность к числу 45, получим уравнение x − 0,10x = 45

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Ответ: первоначальное значение числа равно 50.

    Решение

    Пусть x рублей — первоначальная цена альбома. Снизим эту цену на 15%, получим x − 0,15x . Снизим цену ещё на 15 руб., получим x − 0,15x − 15 . После этих снижений альбом стал стоить 19 руб. Приравняем выражение x − 0,15x − 15 к числу 19, получим уравнение x − 0,15x − 15 = 19

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Ответ: первоначальная цена альбома составляет 40 руб.

    Решение

    Если 80% массы теряется, то на оставшиеся 20% будут приходиться 4 т сена. Пусть x тонн травы требуется для получения 4 т сена. Если 4 т будут составлять 20% травы, то можно составить уравнение:

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Ответ: для получения 4 т сена, нужно накосить 20 т травы.

    Решение

    Пусть x кг 20%-го раствора соли нужно добавить к 1 кг 10%-го раствора.

    В 1 кг 10%-го раствора соли содержится 0,1 кг соли. А в x кг 20%-го раствора соли содержится 0,20 x кг соли.

    После добавления x кг 20%-го раствора в новом растворе будет содержáться 0,12(1 + x) кг соли. Сложим выражения 0,1 и 0,20x , затем приравняем эту сумму к выражению 0,12(1 + x) . В результате получим уравнение 0,1 + 0,20x = 0,12(1 + x)

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Ответ: чтобы получить 12%-й раствор соли, нужно к 1 кг 10%-го раствора добавить 0,25 кг 20%-го раствора.

    Решение

    Пусть x кг первого раствора нужно взять. Поскольку требуется приготовить 25 кг раствора, то массу второго раствора можно обозначить через выражение 25 − x.

    В первом растворе будет содержáться 0,20x кг соли, а втором — 0,30(25 − x) кг соли. В полученном растворе содержание соли будет 25 × 0,252 = 6,3 кг. Сложим выражения 0,20x и 0,30(25 − x), затем приравняем эту сумму к 6,3. В результате получим уравнение

    Задачи с составлением таблиц и уравнений

    Значит первого раствора нужно взять 12 кг, а второго 25 − 12 = 13 кг.

    Ответ: первого раствора нужно взять 12 кг, а второго 13 кг.

    Понравился урок?
    Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

    Возникло желание поддержать проект?
    Используй кнопку ниже

    Видео:Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

    Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.

    44 thoughts on “Решение задач с помощью уравнений”

    Вау новый урок. Я рад что вернулись)) После работы обязательно буду учить этот урок.

    не смог решить ни одной задачи из примеров решения…

    Видео:Решение задач с помощью уравнений. Видеоурок 29. Математика 6 классСкачать

    Решение задач с помощью уравнений. Видеоурок 29. Математика 6 класс

    Статья «Задачи на составление уравнений с помощью таблиц»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Задачи на составление уравнений с помощью таблиц

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

    Аннотация. В статье представлены различные типы решения задач на составление уравнений с помощью таблиц, а именно, задачи на работу, на сплавы, на движение.

    Ключевые слова : математика, задачи через пусть х, табличный способ.

    Tasks for composing equations using tables

    Municipal state educational institution secondary school №2

    Annotation. The article presents various types of solving problems for drawing up equations using tables, namely, tasks for work, for alloys, for movement.

    Keywords: mathematics, problems through let x, tabular way.

    Задачи на составление уравнений встречаются в кимах ОГЭ, ЕГЭ, ВПР как по математике, так и по другим предметам. Но многие из обучающихся не приступают к выполнению данных заданий. Возникает вопрос, что вызывает трудность? Почему ребята не решают такие задания и теряют баллы при поступлении? Каждому учителю математики очень интересна данная проблема и пути её решения.

    В результате опроса среди обучающихся 5-11 классов были получены следующие данные: более 30% учеников не могут перевести текст задачи на математический язык, 53 % — не знают формул, которые помогают решить задачи на работу, концентрацию и движение, 68% — не понимают, какое выражение больше, из какого выражения нужно вычитать другое.

    Таким образом, целью исследования является выявление наиболее эффективного способа решения задач на составление уравнений, который смогут освоить не только отличники.

    Рассмотрим некоторые понятия, которыми будем пользоваться, при решении таких задач.

    Уравнение – это равенство, которое содержит в себе переменную (переменные), значения которых требуется найти.

    Корень уравнения – это значение переменной, при подстановке которого уравнение обращается в верное числовое равенство.

    Решить уравнение – значит найти все значения переменных, входящих в него, которые обращают это уравнение в верное числовое равенство, или установить, что данное уравнение решений не имеет.

    Система уравнений – это несколько уравнений, объединенных фигурной скобкой, в которых одни и те же переменные обозначают одни и те же числа.

    Решением системы уравнений является набор значений всех входящих в него переменных, который обращает каждое уравнение системы в верное числовое равенство.

    Решить систему уравнений – значит найти все её решения или установить, что таких решений не существует.

    Табличный способ решения задач – это способ, который заключается в построении таблицы, строки которой соответствуют элементам одного из рассматриваемых в условии задачи множеств, столбцы — элементам другого, пересечение строки и столбца — комбинации двух элементов разных множеств.

    Решить задачу – значит найти последовательность понятий, формул, правил, которая приводит к ответу.

    На уроках алгебры, факультативах, внеурочных занятиях ребятам восьмых классов были предложены различные способы решения данных задач. Лучше всех справились с контрольной работой ученики того класса, с которыми был отработан табличный метод. Более 73 % из тех, кто писал контрольную работу, смогли решить задачи. 85 % обучающихся этого класса правильно составили уравнение к условию задачи (на ОГЭ заработали бы один из двух баллов). Среди этих 85 % были и те ученики, у которых в четверти стоит тройка. Кроме того, как только с ребятами другого класса был отработан этот же метод решения задач, качество знаний при написании аналогичных вариантов контрольной работы выросло на 61 %.

    Рассмотрим некоторые примеры задач ОГЭ и ЕГЭ на составления уравнений, которые решим табличным способом. При заполнении таблицы к каждой задаче нужно задавать наводящие вопросы.

    Задача 1. Катер прошёл 16 км по течению реки и 30 км против течения, затратив на весь путь 1 час 30 мин. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения реки составляет 1км/ч [3, с. 198].

    Перед тем, как заполнить таблицу, ученикам было предложено решить данную задачу. С данным заданием справились только 36 %. После одного разобранного примера следующую задачу табличным методом решало 93% и справились с ней 68% обучающихся.

    Ученикам задаются следующие наводящие вопросы: что нам известно? Что нужно найти? Что обозначим за х? Каким выражением будем обозначать скорость по течению и против течения? Чему равен путь по течению и против течения? Как выразить время через скорость и путь? Какую вы знаете формулу? Как только ребята отвечают на вопросы, параллельно заполняется таблица. С помощью такого метода обучающиеся начинают рассуждать и понимают принцип решения задач.

    Решение: пусть х км/ч собственная скорость катера

    📸 Видео

    Решение задач с помощью рациональных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

    Решение задач с помощью рациональных уравнений. Алгебра, 8 класс

    Решение задач с помощью уравнений. Алгебра 7 классСкачать

    Решение задач с помощью уравнений. Алгебра 7 класс

    Решение задач с помощью уравнений.Скачать

    Решение задач с помощью уравнений.

    Алгебра 7 класс (Урок№44 - Решение задач с помощью линейных уравнений.)Скачать

    Алгебра 7 класс (Урок№44 - Решение задач с помощью линейных уравнений.)

    Урок 79 Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений (7 класс)Скачать

    Урок 79  Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений (7 класс)

    Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

    Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.

    Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

    Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.

    Урок 14 Решение задач с помощью уравнений (5 класс)Скачать

    Урок 14 Решение задач с помощью уравнений (5 класс)

    Математика 6 класс. Решение задач на составление уравненийСкачать

    Математика 6 класс. Решение задач на составление уравнений

    Построение таблиц истинностиСкачать

    Построение таблиц истинности

    Математика | ЗАДАЧА 22 из ОГЭ. Задачи на работуСкачать

    Математика |  ЗАДАЧА 22 из ОГЭ. Задачи на работу

    7 класс, 5 урок, Задачи на составление линейных уравнений с одной переменнойСкачать

    7 класс, 5 урок, Задачи на составление линейных уравнений с одной переменной

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 6 класс.Скачать

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 6 класс.
    Поделиться или сохранить к себе: