Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Урок 31. Задачи, решаемые по уравнениям реакций

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Для того чтобы решить любую задачу из этого раздела, необходимо знать

  • теоретические основы задачи;
  • общие принципы оформления расчёта по уравнению химической реакции.

Поскольку теоретические основы изложены в различных разделах Самоучителя и других учебниках, нужно перед решением задачи повторить нужный раздел.

Рассмотрим общие принципы оформления расчётов по уравнениям реакций.

Содержание
  1. Оформление расчётов по уравнениям реакций
  2. Задачи для самостоятельного решения
  3. Задачи по теме «Количественный состав смесей»
  4. Задачи для самостоятельного решения
  5. Задачи на «избыток–недостаток»
  6. Задачи на установление формулы вещества
  7. Задачи для самостоятельного решения
  8. Задачи, в которых учитывается «выход» полученного вещества
  9. Задачи для самостоятельного решения
  10. решение задач по химии практической напрвленности материал по химии (9 класс) по теме
  11. Скачать:
  12. Предварительный просмотр:
  13. Решение типовых задач по химии
  14. Расчеты по уравнениям химических реакций
  15. Разноуровневые расчетные задачи по химии (9 класс)
  16. Краткое описание документа:
  17. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  18. Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
  19. Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
  20. Дистанционные курсы для педагогов
  21. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  22. Другие материалы
  23. Вам будут интересны эти курсы:
  24. Оставьте свой комментарий
  25. Автор материала
  26. Дистанционные курсы для педагогов
  27. Подарочные сертификаты
  28. 🔥 Видео

Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Оформление расчётов по уравнениям реакций

Для того чтобы выполнить расчёт по уравнению реакции, нужно:

  • составить уравнение химической реакции, расставить коэффициенты;
  • по коэффициентам уравнения химической реакции определить число молей реагирующих веществ;
  • НАД формулами соединений указать данные задачи, отметив их размерность (г, л, моль);
  • ПОД формулами этих соединений сделать расчёт таким образом, чтобы размерность величин «над» и «под» химическими формулами совпали;
  • составить пропорцию из «верхних» данных и «нижних» результатов и выполнить расчёт.

Разберём этот алгоритм на примере.

Задача 17. В раствор, содержащий 1,2 моль НCl опустили избыток алюминия. Какой объём водорода выделится при этом?

Решение. Составим уравнение реакции и запишем, что дано в ней, над формулами соединений. При этом обязательно указывайте размерность.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задача 18. Сколько граммов алюминия нужно растворить в соляной кислоте, чтобы получить 5,6 л водорода?

Решение. Составим уравнение реакции и запишем, что дано в ней, над химическими формулами соединений. При этом обязательно указывайте размерность.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

В случае, когда нужно определить объёмы реагирующих газов, можно воспользоваться следствием из закона Авогадро.

Объёмы реагирующих газов относятся как их коэффициенты в уравнении химической реакции.

Задача 19. Какой объём углекислого газа выделится при полном сгорании 6 л ацетилена С2Н2?

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задачи для самостоятельного решения

25. Какой объём кислорода потребуется для полного сгорания 6,2 г фосфора? Сколько молей оксида фосфора при этом получится?

26. Сколько молей фосфора нужно сжечь, чтобы получить 28,4 г оксида фосфора V?

27. Какой объём водорода потребуется на восстановление 10,6 г Fe3О4 до железа? (Реакция идет по схеме: МеxОy + Н2 → Ме + H2O.)

28. Какой объём кислорода потребуется для сгорания 8,8 г пропана? (Пропан: С3Н8.)

29. Какой объём кислорода требуется для полного сгорания 5 л этилена С2Н4?

30. Хватит ли 10 л кислорода для полного сгорания 17 л водорода?

32. Какой объём водорода может присоединиться к пропену массой 21 г?

34. Сколько миллилитров бензола (пл.= 0,78 г/мл) можно получить из 56 л ацетилена?

35. Какой объём водорода выделится, если в избыток спирта бросить 0,23 г натрия?

36. Сколько граммов диэтилового эфира можно получать из 23 г этанола?

37. Какой объем этилена должен вступить в реакцию, для того чтобы образовалось 500 мл спирта (пл. = 0,8 г/мл)?

38. Какой объём водорода может присоединиться к 22 г этаналя?

39. Какой объём спирта нужно окислить для получения 11 г этаналя? (плотность спирта равна 0,8 г/мл).

40. Какой объём хлора вступит в реакцию с уксусной кислотой массой 15 г, если в реакции должна получиться хлоруксусная кислота?

41. Какой объём водорода потребуется для гидрирования 0,2 моль триолеина? Где применяется полученный продукт?

42. Какой объём кислорода потребуется для полного сгорания 100 г уксусной кислоты?

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Видео:Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 1 ч. 9 класс.Скачать

Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 1 ч. 9 класс.

Задачи по теме «Количественный состав смесей»

Состав смесей очень часто определяют в различных задачах, например в которых упоминаются растворы. Дело в том, что растворы — это однородные смеси. Задачи такого типа решаются по разному, но в любом случае следует помнить, что массу (объём) смеси нельзя подставлять в уравнение реакции и нельзя находить по уравнению реакции. По уравнению реакции можно найти только массу или объём компонента смеси.

Внимание! Если в условии упоминается смесь веществ или раствор, то составлять уравнения реакций нужно для всех компонентов смеси, указывая, идёт реакция или нет, а затем выполнять расчёт, оформляя решение задачи по каждому уравнению так, как показано выше.

Задачи такого типа можно условно разделить на две группы:

  • задачи, в которых имеется хотя бы одна величина, которую можно сразу подставить в уравнение реакции и сделать необходимый расчёт;
  • задачи, в которых таких данных нет.

Рассмотрим задачу первого типа.

Задача 20. Смесь меди и алюминия массой 10 г обработали раствором щёлочи. При этом выделилось 10 л газа (н. у.). Определить состав смеси в масс.% (массовые доли алюминия и меди в смеси).

Решение. Составим уравнения реакций:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Составим пропорцию и определим массу алюминия в смеси:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Ответ. ώ(Al) = 80 %, ώ(Сu) = 20 %.

В задачах второго типа в химическом превращении участвуют все компоненты смеси, в результате чего образуется смесь газов или других продуктов реакции. В этих случаях нужно прибегнуть к приёму, когда неизвестная величина (о ней спрашивается в задачи), принимается за известную, и обозначается А.

Задача 21. На нейтрализацию 20 г смеси гидрофосфата и дигидрофосфата натрия потребовалось 25 г 40 %-ного раствора NaOH. Определить состав смеси.

Составим уравнения реакций:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Определим количество вещества NaOH, которое содержится в растворе (можно считать, используя значение массы этого вещества, но более простые числа получаются, если используется величина «моль»):

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Внимание: количество вещества щёлочи можно рассчитать сразу:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Теперь используем приём, который был отработан в задаче 16: пусть в смеси содержится а г дигидрофосфата, тогда гидрофосфата содержится (20 — а) г. Подставим эти величины в уравнения реакций и найдём значения х и у:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Поскольку х + у = 0,25 моль, получаем уравнение

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Ответ. Смесь состояла из 11,34 г дигидрофосфата и 8,66 г гидрофосфата.

При получении растворов происходят не только физические процессы (дробление вещества, диффузия), но и взаимодействие вещества и растворителя. (Подробнее см. урок 6) Иногда в результате такого взаимодействия образуются совершенно новые вещества. В этом случае необходимо составить уравнение или схему происходящего процесса, а в расчётной формуле указывать, о каком веществе идёт речь.

Задача 22. В 100 мл воды растворили 2 г кальция. Определить массовую долю вещества в полученном растворе.

Решение. Поскольку кальций реагирует с водой, составим уравнение соответствующей реакции:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Таким образом, в растворе содержится не кальций, а гидроксид кальция. Отразим это в расчётной формуле:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Значит, нам нужно вычислить m[Са(ОН)2] по уравнению реакции:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

а затем массу раствора:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Обратите внимание: массу полученного раствора вычисляют, исходя из массы исходных веществ или смесей, добавляя к ним массы тех веществ, которые были добавлены, и, вычитая массы веществ, которые вышли из сферы реакции в виде газа или осадка.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Ответ. Массовая доля щёлочи составит 3,6 %.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задачи для самостоятельного решения

43. Через известковую воду пропустили 3 л воздуха. Выпало 0,1 г осадка. Определить объёмную долю (φ) углекислоты (CO2) в воздухе.

44. 20 г мела опустили в соляную кислоту. При этом выделилось 4 л газа. Определить массовую долю (ώ) карбоната кальция в образце этого мела.

45. В 200 г воды растворили 15 г оксида лития. Найти массовую долю веществ в полученном растворе.

46. 20 г смеси хлорида натрия и карбоната натрия обработали соляной кислотой. При этом выделилось 2,24 л газа. Установить состав смеси в масс.%.

47. Для превращения 2,92 г смеси гидроксида и карбоната натрия потребовалось 1,344 л хлороводорода. Вычислить состав смеси.

48. При растворении 3 г сплава меди и серебра в разбавленной азотной кислоте получено 7,34 г смеси нитратов. Определить процентный состав смеси и объём газов, полученных при прокаливании образовавшихся солей.

49. Сколько граммов 30 %-ной азотной кислоты нужно взять для нитрования 5,6 л пропана?

50. Какой, объём кислорода потребуется для сжигания смеси, состоящей из 8 г метана и 11,2 л этана?

51. Какой объём метана можно получить при нагревании 20 г смеси, содержащей 25 % ацетата натрия, остальное — щёлочь?

52. Через бромную воду пропустили смесь, которая состоит из 8 г метана и 5,6 л этена. Сколько граммов брома вступит в реакцию?

53. Какой объём природного газа, который содержит 98 % метана, потребуется для получения 52 кг ацетилена?

54. Из 10 г загрязнённого карбида кальция получили 2,24 л ацетилена. Чему равна массовая доля карбида кальция в исходном образце?

55. Какой объём кислорода нужен для сжигания смеси, которая состоит из 4 г метана, 10 л этена и 1 моль этина?

56. Сколько граммов 40 %-ной азотной кислоты нужно взять для получения 24,2 г нитробензола?

57. Сколько граммов азотной кислоты потребуется для нитрования 4,7 г фенола, если ώ(кислоты) в исходном растворе равна 30 %.

58. Сколько граммов 30 %-ной муравьиной кислоты нужно для растворения 2,7 г алюминия?

59. Сколько граммов 40 %-ного раствора КОН требуется для омыления (гидролиза) 3 моль тристеарина?

60. Рассчитать объём газа, который должен выделиться при брожении 160 г 20 %-ного раствора глюкозы (брожение прошло полностью).

61. На реакцию с 50 мл раствора анилина пошло 4,2 г брома. Рассчитать массовую долю анилина в исходном растворе (плотность раствора равна единице).

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Химия ПростоСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Химия Просто

Задачи на «избыток–недостаток»

Такие задачи имеют в условии легко узнаваемый признак: указаны данные для обоих (или всех) реагирующих веществ. В этом случае нужно вначале определить количество (в моль) реагирующих веществ.

Затем по уравнению реакции определить молярные соотношения этих веществ и сделать вывод — какое из них находится в недостатке. Именно по этой величине (в моль!) ведутся последующие расчёты.

Задача 23. Какой объём водорода выделится при взаимодействии 5,4 г алюминия с 200 г 12 %-ного раствора серной кислоты? Чему равны массовые доли веществ в полученном растворе?

Решение. Определим массы и количество вещества для алюминия и серной кислоты:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Составим уравнение реакции:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Из уравнения реакции видно, что молярные соотношения исходных веществ 2 : 3, это означает, что 0,2 моль алюминия реагируют полностью с 0,3 моль серной кислоты, но этой кислоты имеется только 0,24 моль, т. е. недостаток. Укажем количество вещества серной кислоты (0,24 моль) в уравнении реакции и выполним расчёт по коэффициентам:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Теперь можно ответить на все вопросы задачи. Объём водорода рассчитать несложно, поскольку мы уже определили количество (моль) этого вещества.

Задание. Рассчитайте объём водорода.

Для того чтобы определить массовые доли растворённых веществ, нужно установить, какие вещества растворимы. В данном случае — это серная кислота и соль. Но серная кислота вступила в реакцию полностью. Массу соли рассчитайте по количеству вещества её.

Массу раствора всегда следует рассчитывать по формуле:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

В данном случае:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Обратите внимание: следует добавить не ту массу алюминия, которую, добавили в раствор, а только ту, которая вступила в реакцию:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задание. Рассчитайте массу раствора, предварительно рассчитав массу водорода.

Теперь рассчитаем массовую долю соли в полученном растворе:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Ответ. Массовая доля сульфата алюминия равна 13,4 %, а объём водорода 5,4 литра.

Анализ на «избыток — недостаток» позволяет установить и качественный и количественный состав реакционной смеси. Особенно важен этот анализ в случае, когда могут получаться кислые или основные соли.

Задача 24. Установить состав и массу солей, если в раствор, содержащий 28 г КОН пропустить: а) 15 л СО2; б) 10 л СО2; в) 2,5 л СО2.

При решении подобных задач следует учитывать, что при взаимодействии щелочей с многоосновными кислотами или их ангидридами могут получаться как средние, так и кислые соли. В данном случае, если молярное соотношение компонентов 1 : 1, то образуется кислая соль:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

А если щёлочь в избытке (2 : 1 и более), то получается средняя соль:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Поэтому в начале нужно рассчитать количество вещества обоих компонентов:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

В первом случае (а) ν (СО2) > ν (КОН), поэтому образуется только кислая соль:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

В этом случае углекислый газ находится в избытке, а его избыток не может реагировать дальше. Значит, образуется только кислая соль в количестве 0,5 моль (считаем по «недостатку»).

В третьем случае (в) ν (СО2) Задачи для самостоятельного решения

62. Через 200 мл 13 %-ного раствора гидроксида бария (пл. = 1,1 г/мл) пропустили 2 л хлороводорода. Определить цвет индикатора в полученном растворе и массу полученной соли.

63. В 250 мл воды растворили 13,8 г натрия, затем добавили 50 г 59 %-ной ортофосфорной кислоты. Определить состав и массовую долю соли в полученном растворе.

64. 8,4 г карбоната магния растворили в 250 мл 15 %-ного раствора серной кислоты (пл. = 1,08 г/мл). Определить массовую долю соли в полученном растворе.

65. 8,4 г цинка растворили в 70 г 120 %-ной соляной кислоты. Определить массовую долю соли в полученном растворе.

66. 25 л СО2 пропустили через 500 г 7,5 %-ного раствора едкого натра. Рассчитать массовые доли солей в полученном растворе.

67. Рассчитать массовую долю кислоты в растворе, полученном смешением 200 мл 15 %-ного раствора серной кислоты (пл. = 1,2 г/мл) с 150 мл 10 %-ного раствора нитрата бария (пл. = 1,04 г/мл).

68. Какой объём газа выделится, если 3,2 г меди растворить в 50 г 30 %-ной азотной кислоты? Чему равны массовые доли растворённых веществ в полученном растворе?

69. Твёрдое вещество, полученное при прокаливании карбоната кальция, растворили в воде. Через полученный раствор пропустили сернистый газ, в результате чего образовалась кислая соль массой 101 г. Определить массу карбоната и объёмы газов.

70. Смешали 200 г 12 %-ного раствора дигидрофосфата натрия и 150 г 5 %-ного раствора гидроксида натрия. Какие вещества содержатся в полученном растворе? Определить их массовые доли и реакцию среды раствора.

71. Через 100 мл 1,48 %-ного раствора сульфата меди (пл. = 1,08 г/мл) пропустили 300 мл сероводорода. Рассчитать массу осадка и массовую долю кислоты в полученном растворе.

72. Смешали 12 л бутена и 12 л кислорода. Смесь подожгли. Какой из этих газов и в каком объёме останется в смеси после реакции? Какой объём газа и жидкой воды образуется при этом?

73. Вычислить массу фенолята натрия, который образуется при взаимодействии 9,4 г фенола с 50 г 12 %-ного раствора гидроксида натрия.

74. Сколько граммов карбида кальция, который содержит 16 % примесей, нужно для получения 30 г уксусной кислоты?

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Видео:Как решать задачи по химии? Расчет по уравнениям химических реакций | TutorOnlineСкачать

Как решать задачи по химии? Расчет по уравнениям химических реакций | TutorOnline

Задачи на установление формулы вещества

Молекулярная формула вещества отражает его количественный состав. Количественный состав вещества, как и количественный состав раствора, выражают при помощи массовых долей элементов в нём:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Поскольку масса вещества в условии задачи, как правило, не указывается, применяем уже опробованный способ:

Пусть количество вещества равно 1 моль, тогда:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

где n — число атомов этого элемента в веществе;

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

так как количество вещества равно 1 моль.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задача 26. Определить массовую долю азота в нитрате аммония.

Решение. Поскольку в молекуле NH4NO3 два атома азота, а Мr(NH4NO3) = 80,

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Зная массовые доли химических элементов в веществе (элементный состав), можно определять молекулярную формулу неизвестного вещества.

Задача 27. Массовая доля фосфора в оксиде равна 43,66 %. Установить формулу этого оксида.

Решение. Из формулы (4) следует, что:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Поэтому отношение числа атомов n элементов данном в веществе равно:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Согласно этой формуле, нам нужно найти ώ(О) в этом оксиде:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Подставим все данные в формулу (5):

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Полученные величины (они должны содержать 2 значащие цифры после запятой) разделим на наименьшее число:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Поскольку число атомов не может быть дробным, обе величины умножим на 2:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Ответ. Искомая формула — Р2О5.

Если в задаче не указано, какой элемент входит в состав оксида, но указана его валентность, задача упрощается.

Задача 28. Массовая доля трёхвалентного элемента в оксиде равна 70 %. Установить формулу этого оксида.

Решение. Формула оксида Э2О3:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Из выделенной жирным шрифтом пропорции получаем:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Ответ. Формула оксида Fe2O3.

Эту задачу можно решить и по формуле:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Подставив данные задачи, получаем:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

если М(элемента) = х, то М(вещества) равна 2х + 48.

Решите теперь полученное уравнение:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Ответ. х = 56, значит, формула оксида Fe2O3.

Задача 29. Установить формулу углеводорода, если он содержит 12,19 % водорода. Плотность по водороду равна 41.

Решение. Сначала составим общую формулу углеводорода СхHу и рассчитаем массовую долю Н в нём:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

где n — число атомов.

По данным задачи рассчитаем массовую долю углерода:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

и молярную массу вещества:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Подставив эти данные в формулу, получаем:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Решив полученное уравнение, получаем n = 6 (атомов углерода).

Найдём массу атомов водорода:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Поэтому формула углеводорода С6H10. Если известен гомологический ряд вещества (общая формула этого ряда), то задача упрощается.

Задача 30. Установить формулу алкина, если он содержит 12,19 % водорода.

Решение. Сначала составим общую формулу алкина СnH2n–2 и рассчитаем массовую долю Н в нём:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Решив полученное уравнение, получаем n = 6 (атомов углерода). Поэтому формула алкина С6H10.

Аналогично задаче 27 решаются все задачи, в которых дан элементный состав вещества, независимо от числа элементов.

Задача 31. Установить молекулярную формулу вещества, если оно содержит 54,4 % С, 36,4 % О и 9,1 % Н; D(H2) = 44.

Соотношение числа атомов n элементов в любом веществе равно:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Подставим данные задачи в эту формулу:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Полученные величины (они должны содержать 2 значащие цифры после запятой) разделим на наименьшее число (2,275):

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Получаем состав: С2Н4О. М(С2Н4О) = 44 г/моль, а реальная — 88 г/моль, значит, все индексы следует удвоить. Молекулярная формула вещества С4Н8О2. Это может быть или одноосновная предельная кислота, или её эфир.

Задача 32. При полном сгорании 4,6 г органического вещества получили 8,8 г углекислого газа и 5,4 г воды. Найти молекулярную формулу вещества.

Решение. Определим количества и массы веществ, полученных при сгорании:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

поскольку 1 молекула воды (1 моль) содержит два атома (2 моль) этого элемента, поэтому m(Н) = 0,6 г. Суммарная масса этих элементов — 3,0 г. Но сгорело 4,6 г вещества, значит, оно содержит кислород (1,6 г). ν(О) = 0,1 моль.

Составим уравнение реакции горения и подставим полученные данные в уравнение реакции:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

получаем молярные соотношения продуктов реакции:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Теперь определим соотношение атомов элементов в исходном веществе, которое равно молярному соотношению элементов в этом веществе:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Молекулярная формула вещества С2Н6О.

Этот способ определения молекулярной формулы оптимален, когда неизвестна молекулярная масса вещества, поскольку, если молярная масса дана и задана в задаче через плотность или иначе, то задача решается «в лоб» — по уравнению химической реакции.

Задача 33. При полном сгорании 2,9 г органического вещества получили 3,36 л углекислого газа и 2,7 г воды. Плотность по водороду равна 29.

Решение. Сначала рассчитаем молярную массу газа:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Теперь составим схему реакции, обозначив формулу исходного вещества СхНу

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Из выделенных параметров составим пропорции, сначала для СО2:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

а затем для воды:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Решив обе, получаем: х = 3, у = 6, т. е. искомая формула С3Н6.

Теперь нужно проверить соответствие полученной формулы заданной молярной массе: М(С3Н6) = 42 г/моль, что явно меньше 58 г/моль. Значит, в состав исходного вещества входит кислород. Его молярная масса: М(О) = 58 – 42 = 16, т. е. в состав вещества входит 1 атом кислорода.

Искомая формула С3Н6О.

Задача 34. Установить формулу алкена, если 11,2 г его при взаимодействии с бромоводородом образует 27,4 г бромида с положением брома у третичного атома углерода.

Решение. Вначале рассчитаем массу бромоводорода, согласно закону сохранения массы:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

и составим уравнение реакции, используя общую формулу алкенов:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

откуда найдём количество вещества алкена:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Теперь легко определить молярную массу неизвестного вещества:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Определим молярную массу неизвестного вещества через n:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

отсюда: 14n = 56; n = 4.

Ответ. Состав искомого алкена С4Н8; это 2-метилпропен.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задачи для самостоятельного решения

75. Оксид неметалла (V), содержащего 56,3 % кислорода, растворили в воде. Определить массовую долю вещества в этом растворе, если исходный оксид был получен из 3,1 г неметалла.

76. Какой щелочной металл образует сульфат с массовой долей кислорода 23,9 %?

77. Плотность паров алкана равна 3,214 г/л. Определите его молекулярную массу. Какую формулу имеет этот углеводород?

78. Один литр алкена имеет массу 1,25 г. Определите молярную массу этого вещества. Составьте его графическую формулу.

79. Углеводород с плотностью по гелию 28,5 содержит 15,8 % водорода. Установить его формулу.

80. При сгорании 2,24 л углеводорода получили 8,96 л СО2 и 7,2 мл воды. Определить формулу углеводорода.

81. Органическое вещество содержит 37,7 % С, 6,3 % Н и 56 % Сl; 6,35 г его паров занимает объём 11,2 л. При гидролизе этого соединения образуется вещество, которое при восстановлении даёт вторичный спирт. Определить состав и строение исходного вещества.

82. При сгорании 1 л газообразного углеводорода, обесцвечивающего раствор перманганата калия, расходуется 4,5 л кислорода и образуется 3 л СО2. Определить формулу углеводорода.

83. Установить формулу вещества, при сгорании 4,6 г которого образуется 4,48 л СО2 и 5,4 мл воды. Плотность паров этого вещества по водороду равна 23.

84. При взаимодействии 16 г одноатомного спирта с натрием выделилось 5,6 л водорода. Какой спирт был взят для реакции?

85. Одноосновная кислота имеет состав: ώ(С) = 40 %; ώ(Н) = 6,67 %; ώ (О) = 53,33 %. Плотность паров её по аргону 1,5. Какая это кислота?

86. Определить строение сложного эфира предельной α-аминоуксусной кислоты, если известно, что он содержит 15,73 % азота.

87. Имеется смесь четырёх изомеров, каждый из которых реагирует с НСl и содержит в молекуле 23,7 % азота. Определить строение этих соединений и массу исходной смеси, если известно, что вещества предельные, а при сгорании смеси образуется 4,48 л азота.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Видео:Как решать ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ | Типовые задачи по химии | Задачи с уравнением химической реакцииСкачать

Как решать ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ | Типовые задачи по химии | Задачи с уравнением химической реакции

Задачи, в которых учитывается «выход» полученного вещества

Реальные химические процессы никогда не происходят со 100 %-ным выходом, который рассчитывается по уравнению реакции. Например, вы рассчитали, что должно выделиться 100 л газа, а реально его получено 60 л. Значит, выход (ή) в этой реакции равен:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Выход продукта выражается в долях единицы или в процентах. В нашем примере:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задача 35. Рассчитать массы исходных веществ, необходимых для получения 91 г нитрида кальция, что составляет 80 % от теоретически возможного.

Следует помнить, что в уравнение химической реакции можно подставлять данные только теоретического выхода. Поэтому рассчитаем его (Т):

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Подставим полученную величину в уравнение реакции и найдём искомые величины:

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задание. Остальной расчёт сделайте самостоятельно.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Задачи для самостоятельного решения

88. Какой объем этилена можно получить из 92 граммов спирта? Выход составляет 80 % от теоретически возможного количества.

89. Сколько граммов хлорвинила можно получить из 56 л ацетилена, если выход составляет 80 %?

90. 46 г глицерина обработали азотной кислотой. Рассчитайте массу полученного вещества, если выход составляет 40 %. Где применяется это вещество?

91. Из 56 л ацетилена получили 88 г этаналя. Рассчитайте выход в % от теоретически возможного.

92. Сколько граммов спирта нужно взять, чтобы получить 7,4 г этилформиата, что составляет 80 % от теоретического выхода?

93. При нагревании 2,84 г иодметана с 0,69 г натрия получено 179,2 мл углеводорода. Определить выход в % от теоретически возможного.

94. 184 г толуола прореагировали с 1,5 моль хлора в присутствии хлорида алюминия. Реакция протекала с выходом 90 % от теоретически возможного. Вычислить объём полученного газа, водный раствор которого не окрашивает раствор фенолфталеина.

95. При нагревании 28,75 мл алканола (ρ = 0,8 г/мл) с концентрированной серной кислотой, получили газ, который может присоединить 8,96 л водорода. Определить строение спирта, если выход газа составляет 80 %.

96. Какой объём 40 %-ного формалина с плотностью 1,1 г/мл можно получить из 48 мл метанола? Плотность спирта 0,8 г/мл. Выход 80 %.

97. Сколько граммов эфира можно получить при взаимодействии 30 г уксусной кислоты и 30 г этанола с выходом 30 %?

Видео:Задачи на ИЗБЫТОК и НЕДОСТАТОК | Самое простое объяснениеСкачать

Задачи на ИЗБЫТОК и НЕДОСТАТОК | Самое простое объяснение

решение задач по химии практической напрвленности
материал по химии (9 класс) по теме

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

В данной работе рассматриваютя темы : классификация химических реакций, реакции соединения, разложения , обмена, ОВР реакции.Приведены примеры решения задач на определение количества вещества и массы продуктов и реагентов, определение обЪема газообразных веществ, теоретическогои практического выхода продукта реакции, степени чистоты химических веществ.Представленный материала можно разработать как элективный курс, либо применять его при работе факультатива химии.

Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
решение задач по химии практической направленности59.5 КБ

Видео:Задачи на ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ | Термохимические уравненияСкачать

Задачи на ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ | Термохимические уравнения

Предварительный просмотр:

Видео:Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.

Решение типовых задач по химии

«Не для муки, а для науки.»
(Народная мудрость)

Расчеты по уравнениям химических реакций

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, двойного обмена, окислительно-восстановительные реакции. Уравнения химических реакций. Подбор стехиометрических коэффициентов в уравнениях реакций. Расчеты по уравнениям реакций. Определение количества вещества и массы реагентов и продуктов. Определение объема газообразных реагентов и продуктов. Теоретический и практический выход продукта реакции. Степень чистоты химических веществ.

Примеры решения типовых задач

Задача 1. При рентгеноскопическом исследовании организма человека применяют так называемые рентгеноконтрастные вещества. Так, перед просвечиванием желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого сульфата бария, не пропускающего рентгеновское излучение. Какие количества оксида бария и серной кислоты потребуются для получения 100 сульфата бария?

Решение. Запишем уравнение реакции и условие задачи в формульном виде:

BaO + H 2 SO 4 = BaSO 4 + H 2 O

m (BaSO 4 ) = 100 г; M (BaSO 4 ) = 233 г/моль

В соответствии с коэффициентами уравнения реакции, которые в нашем случае все равны 1, для получения заданного количества BaSO 4 требуются:

n (BaO) = n (BaSO 4 ) = m (BaSO 4 ) / M(BaSO 4 ) = 100 : 233

[г : (г/моль)] = 0,43 моль

n (H 2 SO 4 ) = n (BaSO 4 ) = m (BaSO 4 ) / M (BaSO 4 ) = 100 : 233

[г : (г/моль)] = 0,43 моль

Ответ. Для получения 100 г сульфата бария требуются 0,43 моль оксида бария и 0,43 моль серной кислоты.

Задача 2. Прежде чем вылить в канализацию жидкие отходы лабораторных работ, содержащие соляную кислоту, полагается их нейтрализовать щелочью (например, гидроксидом натрия) или содой (карбонатом натрия). Определите массы NaOH и Na 2 CO 3 , необходимые для нейтрализации отходов, содержащих 0,45 моль HCl. Какой объем газа (при н.у.) выделится при нейтрализации указанного количества отходов содой?

Решение. Запишем уравнения реакций и условия задачи в формульном виде:

(1) HCl + NaOH = NaCl + H 2 O

(2) 2HCl + Na 2 CO 3 = 2NaCl + H 2 O + CO 2

n (HCl) = 0,45 моль; M(NaOH) = 40 г/моль;

M (Na 2 CO 3 ) = 106 г/моль; V M = 22,4 л/моль (н.у.)

n (NaOH) = ? m (NaOH) = ?

n (Na 2 CO 3 ) = ? m (Na 2 CO 3 ) = ?

Для нейтрализации заданного количества HCl в соответствии с уравнениями реакций (1) и (2) требуется:

n (NaOH) = n (HCl) = 0,45 моль;

m (NaOH) = n (NaOH) . M (NaOH) = 0,45 . 40

[моль . г/моль] = 18 г

n (Na 2 CO 3 ) = n (HCl) / 2 = 0,45 : 2 [моль] = 0,225 моль;

m (Na 2 CO 3 ) = n (Na 2 CO 3 ) / M (Na 2 CO 3 ) = 0,225 . 106

[моль . г/моль] = 23,85 г

Для расчета объема углекислого газа, выделившегося при нейтрализации по реакции (2), дополнительно используется уравнение, связывающие между собой количество газообразного вещества, его объем и молярный объем:

n (CO 2 ) = n (HCl) / 2 = 0,45 : 2 [моль] = 0,225 моль;

V (CO 2 ) = n (CO 2 ) . V M = 0,225 . 22,4 [моль . л/моль] = 5,04 л

Ответ. 18 г NaOH; 23,85 г Na 2 CO 3 ; 5,04 л CO 2

Задача 3. Антуан-Лоран Лавуазье открыл природу горения различных веществ в кислороде после своего знаменитого двенадцатидневного опыта. В этом опыте он сначала длительное время нагревал в запаянной реторте навеску ртути, а позже (и при более высокой температуре) — образовавшийся на первом этапе опыта оксид ртути(II). При этом выделялся кислород, и Лавуазье стал вместе с Джозефом Пристли и Карлом Шееле первооткрывателем этого важнейшего химического элемента. Рассчитайте количество и объем кислорода (при н.у.), собранный при разложении 108,5 г HgO.

Решение. Запишем уравнение реакции и условие задачи в формульном виде:

m (HgO) = 108,5 г; M (HgO) = 217 г/моль

V M = 22,4 л/моль (н.у.)

Количество кислорода n (O 2 ), который выделяется при разложении оксида ртути(II), составляет:

n (O 2 ) = 1/2 n (HgO) = 1/2 m (HgO) / M (HgO) = 108,5 / (217 . 2>

[г : (г/моль)] = 0,25 моль,

а его объем при н.у. — V (O 2 ) = n (O 2 ) . V M = 0,25 . 22,4

[моль . л/моль] = 5,6 л

Ответ. 0,25 моль, или 5,6 л (при н.у.) кислорода.

Задача 4. Важнейшая проблема в промышленном производстве удобрений — получение так называемого «связанного азота». В настоящее время ее решают путем синтеза аммиака из азота и водорода. Какой объем аммиака (при н.у.) можно получить в этом процессе, если объем исходного водорода равен 300 л, а практический выход (z) — 43 %?

Решение. Запишем уравнение реакции и условие задачи в формульном виде:

N 2 + 3H 2 = 2NH 3

V (H 2 ) = 300 л; z(NH 3 ) = 43% = 0,43

Объем аммиака V (NH 3 ), который можно получить в соответствии с условием задачи, составляет:

V (NH 3 ) практ = V (NH 3 ) теор . z(NH 3 ) = 2/3 . V (H 2 ) . z(NH 3 ) =

= 2/3 . 300 . 0,45 [л] = 86 л

Ответ. 86 л (при н.у.) аммиака.

3.1. Оконные стекла и дверцы вытяжных шкафов в химической лаборатории часто бывают покрыты белым налетом, состоящим из кристаллов хлорида аммония. Причина этого явления — постоянное присутствие в воздухе лабораторий аммиака и хлороводорода. Рассчитайте количество и объем (при н.у.) этих газов, если образовалось 5 г хлорида аммония.

3.2. Природный газ содержит главным образом метан CH 4 , но в нем присутствуют и примеси, например, ядовитый сероводород H 2 S — до 50 г на 1 кг метана. Чтобы удалить примесь сероводорода, можно провести его окисление перманганатом калия в кислой среде до серы. Рассчитайте количество серы, которую можно таким образом выделить из 1 т природного газа. Определите также, какая масса серной кислоты может быть получена, если всю выделенную серу направить в цех производства H 2 SO 4 .

3.3. Толщи известняка на земной поверхности и под землей медленно «размываются» под действием почвенных вод, где растворен диоксид углерода. Какую массу карбоната кальция CaCO 3 может перевести в растворимый гидрокарбонат кальция состава Ca(HCO 3 ) 2 вода, в которой растворено 10 моль CO 2 ? Практический выход для реакции химического растворения считайте равным 90%.

3.4. Предельно допустимая среднесуточная концентрация монооксида углерода в воздухе составляет 3,0 мг/м 3 . Простейший газоанализатор, позволяющий определить наличие в воздухе ядовитой примеси СО, содержит белый порошок оксида иода(V), нанесенный на пемзу и помещенный в стеклянную трубочку. При взаимодействии I 2 O 5 c CO идет окислительно-восстановительная реакция с выделением иода, который окрашивает содержимое трубочки в черный цвет. Какое количество монооксида углерода вызовет выделение 0,1 г иода в трубке газоанализатора? Какой объем воздуха (при н.у.), содержащего 3,0 мг/м 3 CO, надо будет пропустить через трубку, чтобы в ней выделилось 0,1 г иода?

3.5. Коррозия железа на воздухе в присутствии большого количества воды приводит к образованию метагидроксида железа состава FeO(OH). Рассчитайте, какая масса железа подверглась коррозии, если количество полученного в результате этого процесса FeO(OH) составило 11,5 моль. Определите также объем (при н.у.) кислорода, участвовавшего в реакции.

3.6. При выпечке печенья в качестве разрыхлителя теста используют пищевую соду (гидрокарбонат натрия) с добавкой уксусной кислоты. Эта смесь при нагревании разлагается, выделяя углекислый газ. Рассчитайте объем (при н.у.) CO 2 , который выделится при использовании 1 чайной ложки (5 г) NaHCO 3 и избытка CH 3 COOH.

3.7. Взаимодействие минерала магнетита (оксида железа состава Fe 3 O 4 ) с монооксидом углерода CO приводит к получению железа и выделению углекислого газа CO 2 . В результате реакции было выделено 65,3 кг железа. Рассчитайте практический выход железа, если масса исходного магнетита составляла 110 кг. Определите объем (при н.у.) полученного газа.

3.8. Жженую известь, применяемую в строительстве, получают прокаливанием известняка. Определите массовую долю основного вещества (карбоната кальция) в известняке, если прокаливание его образца массой 5,0 кг привело к выделению 1,0 м 3 углекислого газа (при н.у.).

3.9. Карл-Вильгельм Шееле в 1774 году получил кислород термическим разложением перманганата калия KMnO 4 . Помимо кислорода, при этом получаются оксид марганца(IV) и манганат калия K 2 MnO 4 . Кислород, выделенный при разложении 33,5 г перманганата калия, использовали для сжигания серы и при этом получили 2,1 л (при н.у.) диоксида серы SO 2 . Определите практический выход кислорода при разложении перманганата калия. Рассчитайте массу серы, затраченной на сжигание.

3.10. Разбитый термометр, в котором было 20,5 г ртути, выбросили в пруд. Прошло 4 месяца, и вследствие сложных биохимических процессов около 5% этого опасного металла перешло в раствор в виде солей ртути(II) типа нитрата ртути(II) Hg(NO 3 ) 2 . Определите количество и массу катионов ртути(II) в пруду. Определите, представляет ли опасность прудовая вода, если объем воды в пруду 80 м 3 , а санитарная норма предусматривает содержание не более чем 0,01 г Hg 2+ в 1 м 3 .

3.11. Для обеззараживания воды ее часто хлорируют. При этом неизбежна утечка ядовитого газа в атмосферу. Чтобы удалить хлор из вентиляционного воздуха, используют «антихлор» — увлажненный сульфит натрия Na 2 SO 3 . Какая масса сульфита натрия потребуется для поглощения всего хлора из 5000 м 3 воздуха, если содержание в нем Cl 2 в 10 раз превышает среднесуточное предельно допустимое и составляет 0,3 мг/м 3 ?

3.12. Рассчитайте объем (при н.у.) хлора, который идет на обеззараживание 10 м 3 воды, если на каждый литр воды расходуется 0,002 мг хлора. Напишите уравнение реакции взаимодействия хлора с водой и поясните, на чем основано его обеззараживающее действие.

3.13. При сильных отравлениях белым фосфором пострадавшему назначают прием очень разбавленного раствора сульфата меди(II). Процессы, протекающие в организме больного, сводятся к окислительно-восстановительной реакции фосфора с катионами меди(II) с выделением металлической меди и образованием относительно безвредных количеств ортофосфорной и серной кислоты. Какое количество и массу сульфата меди(II) должен получить пострадавший для полного окисления 0,1 мг фосфора, если считать выход этого процесса 100%-ным?

3.14. Пролитую ртуть можно собрать с помощью медной проволоки, алюминиевой фольги и даже листом бумаги, но во всех этих случаях собранную ртуть нужно обезвредить (например, обработать концентрированной азотной кислотой). Какое количество HNO 3 потребуется для обезвреживания 19,5 г ртути, собранной на полу после того, как в доме был разбит термометр? Каков объем выделяющегося при этом газа (при н.у.)? Если ртуть была собрана не полностью, рекомендуют обработать трещины и щели пола и другие «подозрительные» места в комнате порошком серы. Напишите уравнение реакции, протекающей с участием ртути и серы.

3.15. Оксид диазота («веселящий газ»), обладающий слабонаркотическим действием был открыт английским химиком Гемфри Дэви в начале XIX века. Для получения N 2 O Дэви использовал реакцию термического разложения нитрата аммония. При этом, помимо основных продуктов разложения, образуются и другие газы (например, NO и NO 2 ). Рассчитайте практический выход оксида диазота, если масса нитрата аммония была равна 11,5 г, а объем полученного N 2 O — 2,1 л (при н.у.).

3.16. Установлено, что для очистки газовых выбросов от диоксида азота применяется карбонат натрия, который при взаимодействии с NO 2 дает нитрат натрия, нитрит натрия и углекислый газ. Рассчитайте массу карбоната натрия, который обезвреживает выбросы, содержащие 5 л диоксида азота (при н.у.).

3.17. Органические вещества растений образуются из углекислого газа, присутствующего в воздухе, и воды, поступающей из почвы. В зеленых листьях растений эти неорганические вещества превращаются в органическое вещество глюкозу C 6 H 12 O 6 . Этот процесс сопровождается выделением кислорода. Рассчитайте, какой объем кислорода (при н.у.) выделяется в атмосферу зелеными растениями при образовании 1 кг глюкозы.

3.18. Сжигая органическое топливо, человечество ежегодно отправляет в атмосферу 12 млн. т оксида азота(II) NO. Какую массу азотной кислоты можно было бы получить из всего этого количества NO при условии, что практический выход составит 80%?

3.19. Каждый автомобиль расходует в год примерно 4 т кислорода. Какую массу оксида ртути(II) HgO следует подвергнуть разложению с выделением кислорода, чтобы обеспечить годовую потребность одного автомобиля?

3.20. Известно, что сероводород, циркулируя в биосфере, может окисляться под действием аэробных бактерий до свободной серы. Именно это, как полагают геохимики, было причиной возникновения залежей самородной серы. Рассчитайте, какой объем (при н.у.) сероводорода был поглощен и переработан бактериями, если образовалось 450 т серы.

3.1. 0,093 моль (2,09 л) NH 3 и 0,093 моль (2,09 л) HCl

3.2. 50 кг серы и 153 кг H 2 SO 4

3.3. 900 г CaCO 3

3.4. 0,0020 моль CO; 18 м 3 воздуха

3.5. 644 г железа,193,2 л O 2

3.7. Практический выход 82%

3.8. 0,893, или 89,3% карбоната кальция в известняке

3.9. Практический выход 88,4%, масса серы 3,0 г

3.10. 0,051 моль (1,025 г) Hg 2+ ; вода опасна для здоровья, так как в ней содержится 0,013 г/м 3 Hg 2+ (выше нормы)

Видео:Тепловой эффект реакции. ЗадачиСкачать

Тепловой эффект реакции. Задачи

Разноуровневые расчетные задачи по химии (9 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ДАНО В ИЗБЫТКЕ.

1.Сколько грамм сульфата цинка получится, если цинк массой 6 г. положить в раствор серной кислоты

2.Какова масса гидроксида железа ( II ), полученного при реакции 16 г. гидроксида натрия и 16 г. сульфата железа ( II )?

3.Определите массу гидроксида алюминия полученного при взаимодействии 21,3 г. нитрата алюминия и 50 г. 40 %-ного раствора гидроксида натрия?

4.При взаимодействии 168 г. гидроксида калия и раствора сульфата меди ( II ) массой 200 г., в котором 0,08 массовых долей соли, выпадает осадок. Определите массу осадка гидроксида меди ( II )?

5.К раствору, содержащему 6,5 г. нитрата серебра прилили 36 мл. 26%-го раствора хлорида натрия (ρ=1,2 г/мл). Какие вещества и сколько по массе остались в растворе после того, как осадок отфильтровали?

Ответ: 8,99 г NaCI ; 3,25 г NaNO 3

1.14 г. оксида кальция обработали раствором, содержащим 35 г. азотной кислоты. Определите массу образовавшейся соли.

2.К раствору, содержащему 14,2 г. сульфата натрия добавили раствор, содержащий 30 г. хлорида бария. Сколько образовалось сульфата бария?

3.К 30 г. раствора, содержащего 10 % хлорида железа ( III ) добавили 30 г. раствора, который содержит 12 % гидроксида натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

4.Сколько соли может образоваться, если в качестве исходных веществ взять 20 г. 2 %-го раствора гидроксида натрия и раствор, в котором содержится 100 г. серной кислоты?

5.К раствору, содержащему 11,9 г. нитрата серебра, прилили раствор, содержащий 2,67 г. хлорида алюминия. Осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массу осадка и массу остатка после выпаривания фильтрата.

Ответ: 8,61 г AgCI ; 9,2 г остатка

1.В раствор, содержащий 60 г. сульфата меди ( II ), поместили 20 г. железных опилок. Какие вещества образовались в результате реакции и какова их масса?

Ответ: 54,26 г FeSO 4; 22,85 г Cu

2.К раствору, содержащему 21,3 г. нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 17,49 г. карбоната натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

3.Какая масса соли образовалась при взаимодействии 10 г. гидроксида натрия и 200 г. 15 %-го раствора бромоводородной кислоты?

4.К раствору, содержащему 3,17 г. хлорида хрома ( III ), прилили раствор, содержащий 3,4 г. сульфида аммония. Образовавшийся осадок отфильтровали и прокалили. Какова масса сухого остатка после прокаливания?

5.К раствору, содержащему 9,84 г. нитрата кальция, прилили раствор, содержащий 9,84 г. фосфата натрия. Осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массу осадка и массу остатка после выпаривания фильтрата.

ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

1.Рассчитайте скорость реакции между молекулярным азотом и молекулярным кислородом с образованием оксида азота ( II )

если на момент времени 80 с. и 150 с. концентрация азота составляла 0,09 и 0,03 моль/л соответственно.

Ответ: 8,57·10 -4 моль/л с.

2.Определите скорость реакции:

если через 1 мин 30 с после её начала концентрация пара была 0,34 моль/л, а через 2 мин 30 с она стала 0,45 моль/л.

Ответ: 1,83·10 -3 моль/л с.

3.Определите молярную концентрацию (моль/л) реагента на момент реакции t после начала реакции А → 3 D , если на момент времени t

( t 1 t 2) она составляла 1,2 моль/л, а концентрация продукта – соответственно 3,62 и 0,08 моль/л.

4.Скорость некоторой реакции при 10°С составляет 2 моль/(л с). Рассчитайте скорость этой реакции при 50°С, если температурный

коэффициент равен 3.

Ответ:162 моль/л с.

1.Вычислите среднюю скорость реакции, если через 20 с. после начала реакции концентрация

вещества была 0,055 моль/л, а через 40 с.

Ответ: 0,0015 моль/лс.

2.Рассчитайте скорость реакции:

если через 2 мин 40 с после её начала молярная

концентрация СО стала 0,4 моль/л; начальная

концентрация была 4,4 моль/л.

Ответ: 0,025 моль/лс.

3.Через некоторый промежуток времени после

начала реакции 2А → 3 D молярные концентра

ции реагента и продукта оказались равными 0,06

и 1,2 моль/л соответственно. Рассчитайте началь

ную концентрацию реагента (моль/л).

4.Реакция при температуре 50°С протекает за

2 мин 15 с. За сколько времени закончится эта

реакция при температуре 70°С, если в данном

температурном интервале температурный коэф

фициент скорости реакции равен 3.

Краткое описание документа:

РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ДАНО В ИЗБЫТКЕ.

1.Сколько грамм сульфата цинка получится, если цинк массой 6 г. положить в раствор серной кислоты

2.Какова масса гидроксида железа ( II ), полученного при реакции 16 г. гидроксида натрия и 16 г. сульфата железа ( II )?

3.Определите массу гидроксида алюминия полученного при взаимодействии 21,3 г. нитрата алюминия и 50 г. 40 %-ного раствора гидроксида натрия?

4.При взаимодействии 168 г. гидроксида калия и раствора сульфата меди ( II ) массой 200 г., в котором 0,08 массовых долей соли, выпадает осадок. Определите массу осадка гидроксида меди ( II )?

5.К раствору, содержащему 6,5 г. нитрата серебра прилили 36 мл. 26%-го раствора хлорида натрия (ρ=1,2 г/мл). Какие вещества и сколько по массе остались в растворе после того, как осадок отфильтровали?

Ответ: 8,99 г NaCI ; 3,25 г NaNO 3

1.14 г. оксида кальция обработали раствором, содержащим 35 г. азотной кислоты. Определите массу образовавшейся соли.

2.К раствору, содержащему 14,2 г. сульфата натрия добавили раствор, содержащий 30 г. хлорида бария. Сколько образовалось сульфата бария?

3.К 30 г. раствора, содержащего 10 % хлорида железа ( III ) добавили 30 г. раствора, который содержит 12 % гидроксида натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

4.Сколько соли может образоваться, если в качестве исходных веществ взять 20 г. 2 %-го раствора гидроксида натрия и раствор, в котором содержится 100 г. серной кислоты?

5.К раствору, содержащему 11,9 г. нитрата серебра, прилили раствор, содержащий 2,67 г. хлорида алюминия. Осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массу осадка и массу остатка после выпаривания фильтрата.

Ответ: 8,61 г AgCI ; 9,2 г остатка

1.В раствор, содержащий 60 г. сульфата меди ( II ), поместили 20 г. железных опилок. Какие вещества образовались в результате реакции и какова их масса?

Ответ: 54,26 г FeSO 4; 22,85 г Cu

2.К раствору, содержащему 21,3 г. нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 17,49 г. карбоната натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

3.Какая масса соли образовалась при взаимодействии 10 г. гидроксида натрия и 200 г. 15 %-го раствора бромоводородной кислоты?

4.К раствору, содержащему 3,17 г. хлорида хрома ( III ), прилили раствор, содержащий 3,4 г. сульфида аммония. Образовавшийся осадок отфильтровали и прокалили. Какова масса сухого остатка после прокаливания?

5.К раствору, содержащему 9,84 г. нитрата кальция, прилили раствор, содержащий 9,84 г. фосфата натрия. Осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массу осадка и массу остатка после выпаривания фильтрата.

ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

1.Рассчитайте скорость реакции между молекулярным азотом и молекулярным кислородом с образованием оксида азота ( II )

если на момент времени 80 с. и 150 с. концентрация азота составляла 0,09 и 0,03 моль/л соответственно.

Ответ: 8,57·10 -4 моль/л с.

2.Определите скорость реакции:

если через 1 мин 30 с после её начала концентрация пара была 0,34 моль/л, а через 2 мин 30 с она стала 0,45 моль/л.

Ответ: 1,83·10 -3 моль/л с.

3.Определите молярную концентрацию (моль/л) реагента на момент реакции t после начала реакции А → 3 D , если на момент времени t

( t 1 t 2) она составляла 1,2 моль/л, а концентрация продукта – соответственно 3,62 и 0,08 моль/л.

4.Скорость некоторой реакции при 10°С составляет 2 моль/(л с). Рассчитайте скорость этой реакции при 50°С, если температурный

коэффициент равен 3.

Ответ:162 моль/л с.

1.Вычислите среднюю скорость реакции, если через 20 с. после начала реакции концентрация

вещества была 0,055 моль/л, а через 40 с.

Ответ: 0,0015 моль/лс.

2.Рассчитайте скорость реакции:

если через 2 мин 40 с после её начала молярная

концентрация СО стала 0,4 моль/л; начальная

концентрация была 4,4 моль/л.

Ответ: 0,025 моль/лс.

3.Через некоторый промежуток времени после

начала реакции 2А → 3 D молярные концентра

ции реагента и продукта оказались равными 0,06

и 1,2 моль/л соответственно. Рассчитайте началь

ную концентрацию реагента (моль/л).

4.Реакция при температуре 50°С протекает за

2 мин 15 с. За сколько времени закончится эта

реакция при температуре 70°С, если в данном

температурном интервале температурный коэф

фициент скорости реакции равен 3.

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 859 человек из 78 регионов

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 49 человек из 21 региона

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 376 человек из 64 регионов

«Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Видео:ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный ОбъемСкачать

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный Объем

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 842 302 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Другие материалы

  • 08.01.2016
  • 4801
  • 127
  • 08.01.2016
  • 590
  • 2
  • 08.01.2016
  • 1579
  • 0
  • 08.01.2016
  • 1365
  • 11
  • 08.01.2016
  • 1212
  • 0
  • 08.01.2016
  • 1706
  • 1
  • 08.01.2016
  • 671
  • 0

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 08.01.2016 31919
  • DOCX 39 кбайт
  • 292 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Стогний Любовь Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

  • На сайте: 6 лет и 11 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 47366
  • Всего материалов: 8

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Видео:Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать

Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических Реакций

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

В Госдуме предложили унифицировать школьные программы

Время чтения: 1 минута

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Госдума рассматривает проект о регулировании «продленок» в школах

Время чтения: 1 минута

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

С 1 сентября в российских школах будут исполнять гимн России

Время чтения: 1 минута

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Российские школьники начнут изучать историю с первого класса

Время чтения: 1 минута

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Минпросвещения рекомендует школьникам сдавать телефоны перед входом в школу

Время чтения: 1 минута

Задачи по химии для 9 класса на уравнения реакции с решением

Инфофорум о буллинге в школе: итоги и ключевые идеи

Время чтения: 6 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

🔥 Видео

Задачи на примеси. 1 часть. 9 класс.Скачать

Задачи на примеси. 1 часть. 9 класс.

Уравнения химический реакций на ОГЭ: как составлять без ошибок?Скачать

Уравнения химический реакций на ОГЭ: как составлять без ошибок?

Как решать ЗАДАЧИ по ХИМИИ? Химия с нуляСкачать

Как решать ЗАДАЧИ по ХИМИИ? Химия с нуля

Решение задач по термохимическим уравнениям. Практическое занятие. Видеоурок 40. Химия 9 классСкачать

Решение задач по термохимическим уравнениям. Практическое занятие. Видеоурок 40. Химия 9 класс

Как ЛЕГКО понять Химию с нуля — Массовая доля вещества // ХимияСкачать

Как ЛЕГКО понять Химию с нуля — Массовая доля вещества // Химия

Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.Скачать

Решение задач на термохимические уравнения. 8 класс.

Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 3 ч. 9 класс.Скачать

Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 3 ч. 9 класс.

Как составлять ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | 4 лайфхака - 95 ВСЕХ РЕАКЦИЙ в химии!Скачать

Как составлять ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | 4 лайфхака - 95 ВСЕХ РЕАКЦИЙ в химии!
Поделиться или сохранить к себе: