Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Видео:Урок 370. Механические волны. Математическое описание бегущей волныСкачать

Урок 370. Механические волны. Математическое описание бегущей волны

Уравнение бегущей волны задачи 11 класс с решениями

Видео:Волны. Основные понятия. Решение задач.Задача 1Скачать

Волны. Основные понятия. Решение задач.Задача 1

Решение задач по физике на тему «Механические колебания и волны» (9-11 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Предлагаю решение некоторых задач на механические колебания с подробным пояснением, которые вам помогут при решении задач по домашнему заданию, а так же подготовиться к контрольной работе. В конце пояснения решения задач приводятся вопросы и задачи для самостоятельной подготовки.

Пру­жин­ный ма­ят­ник со­вер­шил за 4 с 16 пол­ных ко­ле­ба­ний. Необ­хо­ди­мо опре­де­лить пе­ри­од и ча­сто­ту ко­ле­ба­ний этого ма­ят­ни­ка.

Да­вай­те по­смот­рим на крат­кую за­пись этой за­да­чи и рас­смот­рим ее ре­ше­ние. По­смот­ри­те, крат­кое усло­вие сле­ду­ю­щее.

N =16 Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

t = 4 c Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

T — ? Ответ: Т = 0,25 с, ν = 4 Гц.

Ре­ше­ние этой за­да­чи тоже до­ста­точ­но про­стое. Мы вос­поль­зу­ем­ся урав­не­ни­ем, ко­то­рое дает воз­мож­ность опре­де­лить пе­ри­од, тем более, что мы рас­смат­ри­ва­ли его уже в преды­ду­щей за­да­че – Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

Что ка­са­ет­ся ча­сто­ты, то в дан­ном слу­чае мы можем вос­поль­зо­вать­ся не одной, а двумя фор­му­ла­ми. По вы­бо­ру, кому какая фор­му­ла боль­ше нра­вит­ся, как удоб­ней вы­чис­лять эту ве­ли­чи­ну. Можно вос­поль­зо­вать­ся урав­не­ни­ем, ко­то­рое свя­зы­ва­ет у нас ча­сто­ту и пе­ри­од. По­смот­ри­те, мы за­пи­са­ли это урав­не­ние: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . А мы опре­де­лим ча­сто­ту, ис­поль­зуя те дан­ные, ко­то­рые у нас есть, т.е. фор­му­лу ис­поль­зу­ем опре­де­ле­ния ча­сто­ты Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

Обя­за­тель­но надо ска­зать об от­ве­те. Ответ: Т = 0,25 с, ν = 4 Гц.

Здесь мне бы хо­те­лось об­ра­тить вни­ма­ние на одну осо­бен­ность, со­от­вет­ству­ю­щую ме­ха­ни­че­ским ко­ле­ба­ни­ям. В дан­ном слу­чае по­лу­ча­ет­ся до­воль­но лю­бо­пыт­ная си­ту­а­ция, что если мы ча­сто­ту умно­жим на пе­ри­од, то по­лу­чим Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что для ме­ха­ни­че­ских ко­ле­ба­ний это до­воль­но ха­рак­тер­ная осо­бен­ность.

Длина оке­а­ни­че­ской волны со­став­ля­ет 270 м, пе­ри­од со­став­ля­ет 13,5 с. Опре­де­ли­те ско­рость рас­про­стра­не­ния волн.

Такая за­да­ча, свя­зан­ная с ме­ха­ни­че­ски­ми вол­на­ми, в част­но­сти, с вол­на­ми оке­а­ни­че­ски­ми. Да­вай­те по­смот­рим на за­пись и на ее ре­ше­ние. Она тоже не будет пред­став­лять собой ка­кой-ли­бо слож­но­сти. Ко­неч­но, при усло­вии, что мы пом­ним урав­не­ние для вы­чис­ле­ния ука­зан­ных ве­ли­чин. Итак, по­смот­ри­те.

l = 270 м V = l * ν; Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

Т = 13,5 с Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

V = ? Ответ: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

Если мы пом­ним, что надо опре­де­лить ско­рость рас­про­стра­не­ния волн, то в ре­ше­нии мы долж­ны за­пи­сать сле­ду­ю­щее урав­не­ние: V = l * ν. Рас­смат­ри­вая вот это урав­не­ние, мы можем за­пи­сать сле­ду­ю­щее: ско­рость рас­про­стра­не­ния волны может быть опре­де­ле­на как Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . Если вме­сто ча­сто­ты мы под­ста­вим вы­ра­же­ние Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс , то по­лу­чим урав­не­ние, ко­то­рое здесь за­пи­са­но: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . Под­став­ляя те­перь цифры, мы по­лу­чим Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . Об­ра­ти­те вни­ма­ние на за­пись от­ве­та. Ответ: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . Тоже хо­те­лось бы об­ра­тить ваше вни­ма­ние на то, ка­ко­ва ско­рость рас­про­стра­не­ния оке­а­ни­че­ских волн. Ведь Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс = 72 км/ч. Так что об­ра­ти­те вни­ма­ние, какая ве­ли­чи­на этой ско­ро­сти.

Опре­де­ли­те, во сколь­ко раз будет от­ли­чать­ся длина зву­ко­вой волны при пе­ре­хо­де из воз­ду­ха в воду. Счи­тать, что ско­рость рас­про­стра­не­ния звука в воз­ду­хе 340 м/с, в воде 1450 м/с.

Да­вай­те по­смот­рим на крат­кую за­пись и на ре­ше­ние за­да­чи. По­смот­ри­те, в дан­ном слу­чае усло­вие неболь­шое.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс ν 1 = ν 2 Þ Т 1 = Т 2

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс l= V . Т; l 1 = V 1 ; l 2 = V 2 . Т

__________ Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс ; Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс Ответ: n≈4,3 раза.

Опре­де­лить нам надо, во сколь­ко раз из­ме­ни­лась длина волны при пе­ре­хо­де. Надо раз­де­лить длину волны в воде к длине волны в воз­ду­хе. Итак, что пред­при­мем? Об­ра­щаю вни­ма­ние, что здесь после слова «ре­ше­ние» на­пи­са­но до­ста­точ­но важ­ное вы­ра­же­ние ν 1 = ν 2 . Когда мы об­суж­да­ли это яв­ле­ние, мы го­во­ри­ли, что волна пе­ре­хо­дит из одной среды в дру­гую, но при этом со­хра­ня­ет­ся ча­сто­та ко­ле­ба­ний. Ме­ня­ет­ся, ско­рость ме­ня­ет­ся, длина волны ме­ня­ет­ся, а ча­сто­та ко­ле­ба­ния ча­стиц оста­ет­ся преж­ней. По­смот­ри­те, в дан­ном слу­чае мы за­пи­сы­ва­ем, что ча­сто­та ко­ле­ба­ний ча­стиц волны в воз­ду­хе ν 1 = ν 2 ча­сто­те ко­ле­ба­ний ча­стиц, ко­то­рые со­став­ля­ют волну в воде. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: если ча­сто­ты равны, то будут равны и пе­ри­о­ды ко­ле­ба­ний этих ча­стиц ν 1 = ν 2 Þ Т 1 = Т 2 . Даль­ше, мы ис­поль­зу­ем урав­не­ние, ко­то­рое нам встре­ча­лось в преды­ду­щей за­да­че

l= V * Т. За­пи­сы­ва­ем длину волны для воз­ду­ха l 1 = V 1 * Т и для воды l 2 = V 2 * Т. По­че­му в дан­ном слу­чае мы обо­зна­чи­ли пе­ри­од Т и Т, т.е. без ин­дек­сов? Раз­го­вор идет о том, что пе­ри­о­ды у нас оди­на­ко­вые, по­это­му мы их обо­зна­чи­ли одной ве­ли­чи­ной, одной бук­вой. Те­перь раз­де­лим Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

В этом слу­чае пе­ри­од ко­ле­ба­ний со­кра­тит­ся, и мы по­лу­ча­ем зна­че­ние от­но­ше­ния длин волн Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . Мы обо­зна­чи­ли это от­но­ше­ние бук­вой n и в от­ве­те за­пи­сы­ва­ем сле­ду­ю­щее, что n≈4,3 раза. Во столь­ко будет от­ли­чать­ся длина волны.

За­да­ча 4. В ре­зуль­та­те вы­стре­ла было услы­ша­но эхо через 20 с после про­из­ве­ден­но­го вы­стре­ла. Опре­де­ли­те рас­сто­я­ние до пре­гра­ды, если ско­рость звука со­став­ля­ла Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

В дан­ной за­да­че мы долж­ны учесть, что эхо – это от­ра­жен­ная волна, зна­чит, звук дошел до пре­гра­ды и вер­нул­ся об­рат­но к на­блю­да­те­лю, т.е. как раз в то место, где и был про­из­ве­ден вы­стрел. Итак, да­вай­те по­смот­рим на ре­ше­ние за­да­чи. По­смот­ри­те, по­жа­луй­ста, мы за­пи­шем, что время от мо­мен­та вы­стре­ла до того мо­мен­та, когда было услы­ша­но эхо, 20 с. Ско­рость звука Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс со­став­ля­ло. Опре­де­лить надо рас­сто­я­ние S до пре­гра­ды.

t = 20 c S 1 = V * t; Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

S — ? Ответ : S=3400 м = 3,4 км .

Да­вай­те опре­де­лим­ся с тем, что имен­но за это время, за 20 с, волна про­шла опре­де­лен­ное рас­сто­я­ние. Это рас­сто­я­ние мы опре­де­лим про­стым спо­со­бом: как рас­сто­я­ние, прой­ден­ное телом за опре­де­лен­ное время с по­сто­ян­ной ско­ро­стью. В дан­ном слу­чае у нас волна, по­это­му мы опре­де­ля­ем S 1 = V * t, пол­ное рас­сто­я­ние, про­шед­шее вол­ной. Те­перь мы долж­ны от­ме­тить то, что это рас­сто­я­ние мы долж­ны раз­де­лить обя­за­тель­но по­по­лам, Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . По­че­му? Дело в том, что эхо – это от­ра­жен­ная волна. Зна­чит, волна зву­ко­вая дошла до пре­гра­ды и вер­ну­лась об­рат­но, сле­до­ва­тель­но, Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс . Те­перь под­ста­вив сюда зна­че­ние для вы­чис­ле­ния Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс , мы по­лу­ча­ем рас­сто­я­ние до пре­гра­ды Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс .

Ответ, ко­то­рый мы здесь за­пи­шем: S=3400 м = 3,4 км. Рас­сто­я­ние до­ста­точ­но боль­шое, но вы­стрел – это до­ста­точ­но гром­кий звук, и ин­тен­сив­но­сти его хва­тит, чтобы дойти до пре­гра­ды и вер­нуть­ся об­рат­но.

Некоторая точка движется вдоль оси x по закону x = a sin 2 (ωt — π/4). Найти:
а) амплитуду и период колебаний; изобразить график x (t);
б) проекцию скорости v
x как функцию координаты x; изобразить график v x (x).

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Частица массы m находится в одномерном потенциальном поле, где ее потенциальная энергия зависит от координаты x как U (x) = U 0 (1 — cos ax), U 0 и a — некоторые постоянные. Найти период малых колебаний частицы около положения равновесия.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Найти период малых вертикальных колебаний тела массы m в системе (рис. 4.4). Жесткости пружинок равны χ 1 и χ 2 , а их массы пренебрежимо малы.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Самостоятельная работа по вопросам механических колебаний и волн

Задание 1. Механические волны представляют собой . (колебания, распространяющиеся в упругой среде)
Задание 2. Поперечными волнами называют . (волны, в которых наблюдается колебание частиц перпендикулярно линии распространения)
Задание 3. Продольными волнами являются . (волны, в которых колебание частиц осуществляется вдоль линии распространения)
Задание 4. Волны поперечные способны распространяться . (в твёрдых телах)
Задание 5. Продольные волны способны распространяться . (в твёрдых телах, в жидкостях, а также в газах)
Задание 6. Может ли вещество и энергия переноситься при распространении волны? (вещество — не может; энергия — может)
Задание 7. Звуковой волной называется . (волна, которая способна распространяться в окружающем пространстве с частотой в интервале 16 Гц — 20 кГц)
Задание 8. От каких параметров зависит громкость звука? (от амплитуды колебаний)
Задание 9. Каким показателем определяется высота тона? (определяется частотой колебаний)
Задание 10. Возможно ли распространение в безвоздушном пространстве звуковых волн? (не возможно)
Задание 11. Чем является ультразвуком? (это звук с частотой, превышающей 20 кГц)
Задание 12. Что называют инфразвуком? (это звук, частота которого менее 16 Гц)

Задача 1 3 . Скорость распространения волны равна 400 м/с, а длина её — 2 м. Вычислите, какое количество полных колебаний будет совершено данной волной за время, равное 0,1 с?
Задача 14 . Как было замечено Васей: в течение 1 минуты ворона каркнула 45 раз. Вычислите период колебаний, а также их частоту.
Задача 15 . На дискотеке Димой во время танца было замечено, что он подпрыгнул 120 раз за 5 минут. Рассчитайте период дан ных колебаний и их частоту.

Видео:Упругие механические волны. 1 часть. 11 класс.Скачать

Упругие механические волны. 1 часть. 11 класс.

§ 4.20. Примеры решения задач

При решении задач на механические волны нужно использовать формулы главы «Механические колебания» и формулы данной главы «Механические волны. Звук». Часто применяется выражение для скорости волны через частоту колебаний и длину волны: υ = vλ. Надо знать уравнение бегущей волны (4.5.4 и 4.5.7) и стоячей волны (4.6.3).

При определении собственных частот колебаний тела по формуле (4.7.2) следует иметь в виду, что она справедлива в тех случаях, когда оба конца колеблющегося тела либо закреплены, либо свободны.

Необходимо помнить условия возникновения интерференционных максимумов и минимумов, а также законы отражения и преломления волн.

При решении некоторых задач нужно будет использовать законы механики Ньютона.

Задача 1

Исходя из сопоставления единиц физических величин, определите скорость распространения волн на поверхности жидкости с учетом только силы тяжести (длинные гравитационные волны). Предполагается, что глубина жидкости в сосуде Н >> λ и амплитуда колебаний частиц в волне sm 11 Па и ρ = 7,8 • 10 3 кг/м 3 , определим υ = 5,2 • 10 3 м/с.

Задача 3

Определите скорость распространения v поперечной волны в струне, площадь поперечного сечения которой S, если модуль силы ее натяжения Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классможно считать постоянным*, а плотность вещества, из которого изготовлена струна, равна ρ.

Решение. Рассмотрим малый элемент струны длиной Д^, находящийся на гребне волны (рис. 4.47). Равнодействующая сил натяжения, действующих на этот элемент, направлена вниз (см. рис. 4.47) и равна по модулю:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Выберем систему отсчета, движущуюся со скоростью распространения волны Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классвдоль струны. В этой системе отсчета любой элемент струны движется со скоростью —Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс. Считая, что малый элемент струны имеет форму дуги окружности радиусом R, получим, что ускорение этого элемента равно:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

По второму закону Нютона

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Так как m = ρSΔl = ρSRα, то

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задача 4

Найдите зависимость частоты колебаний основного тона струны от ее длины l, плотности ρ, площади поперечного сечения S и силы натяжения F.

Решение. При возбуждении колебаний струны на ней устанавливается стоячая волна (рис. 4.48). Длина волны λ основного тона равна:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Так как Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс(см. задачу 3), то

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задача 5

Движущийся по реке теплоход дает свисток, частота которого V0 = 400 Гц. Стоящий на берегу наблюдатель воспринимает звук свистка как колебания с частотой v = 395 Гц. С какой скоростью u движется теплоход? Приближается или удаляется он от наблюдателя? Скорость звука υ принять равной 340 м/с.

Решение. Частота звука зависит от скорости движения источника. При неподвижном источнике (точка А на рисунке 4.49) за время, равное периоду колебаний Т, колебание распространится на расстояние, равное длине волны λ0 = υT.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Если же источник движется (точка А’ на рисунке 4.49) со скоростью u, то за время Т он пройдет в направлении распространения волны путь uТ, и колебание распространится за это время на расстояние λ = λ0 — uТ = (υ — u)Т. При удаляющемся источнике λ = (υ + u)Т. Таким образом, частота колебаний, воспринимаемых ухом неподвижного человека, от движущегося источника звука получается равной

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Это выражение можно упростить, если u -3 с.

4. Вибратор в среде совершает гармонические колебания, описываемые уравнением s = 3 • 10 -2 sin 20πt (в единицах СИ). Считая волну плоской, определите смещение точки, располозкенной на расстоянии 5 м от источника колебаний, через 0,1 с после начала колебаний при скорости распространения волны 200 м/с.

5. Определите собственные частоты колебаний воздушного столба в закрытой с обоих концов трубе длиной l = 3,4 м. Скорость звука υ принять равной 340 м/с.

6. Труба, длина которой l = 1м, заполнена воздухом при нормальном атмосферном давлении. Рассмотрите три случая: труба открыта с одного конца; труба открыта с обоих концов; труба закрыта с обоих концов. При каких наименьших частотах в трубе будут возникать стоячие волны в указанных случаях? Скорость звука принять равной 340 м/с.

7. Тонкую струну заменили струной из того же материала, но имеющей вдвое больший диаметр. Во сколько раз нужно изменить силу натязкения струны, чтобы частота колебаний струны не изменилась?

8. На расстоянии l = 1068 м от наблюдателя ударяют молотком по железнодорожному рельсу. Наблюдатель, приложив ухо к рельсу, услышал звук на τ = 3 с раньше, чем он дошел до него по воздуху. Чему равна скорость υ1 звука в стали? Скорость звука в воздухе υ принять равной 333 м/с.

9. Из пункта А в пункт В был послан звуковой сигнал частотой v = 50 Гц, распространяющийся со скоростью υ1 = 330 м/с. При этом на расстоянии от А до В укладывалось целое число длин волн. Этот опыт повторили, когда температура была на ΔT = 20 К выше, чем в первом случае. Число длин волн, укладывающихся на расстоянии от А до В, уменьшилось во втором случае на две длины волны. Найдите расстояние l между пунктами А и В, если известно, что при повышении температуры на 1 К скорость звука увеличивается на 0,5 м/с.

10. На рисунке 4.50 изображено поперечное сечение большого сосуда с жидкостью. Слева из среды с глубиной h1 под углом φ1 к границе раздела глубин движется плоская волна, длина которой λ >> h1.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Под каким углом к границе раздела глубин будет распространяться эта волна в среде, где глубина жидкости h2? Считать скорость волн равной Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс, где k — постоянный коэффициент.

11. Звуковые волны частотой v имеют в первой среде длину λ1, а во второй среде λ2. Как изменится скорость распространения этих волн при переходе из первой среды во вторую, если λ1 = 2λ2?

12. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду? Скорость звука в воде υ1 = 1480 м/с, в воздухе υ2 = 340 м/с.

13. При каком расстоянии между источниками (см. рис. 4.37) ни в одной точке не будет полного гашения волн?

14. Один из двух неподвижных кораблей излучает в воду ультразвуковой сигнал, который принимается в воде приемником второго корабля дважды: через время t1 и f2 (t2 > t1) от момента излучения сигнала первым кораблем. Считая дно горизонтальным и скорость звука в воде равной и, определите глубину моря Н.

15. Скорость звука в стержне из дюралюминия υ = 5,1 • 10 3 м/с. Плотность дюралюминия ρ = 2,7 • 10 3 кг/м 3 . Определите модуль Юнга.

* Натяжение можно считать постоянным при малой амплитуде волны.

Видео:Уравнения и графики механических гармонических колебаний. 11 класс.Скачать

Уравнения и графики механических гармонических колебаний. 11 класс.

Бегущая волна

Содержание:

Бегущая волна — волновое движение, при котором поверхность равных фаз (фазовые волновые фронты) перемещается с конечной скоростью (постоянной для однородной среды). Примерами могут служить упругие волны в стержне, столбе газа или жидкости, электромагнитная волна вдоль длинной линии или в волноводе.

На странице -> решение задач по физике собраны решения задач и заданий с решёнными примерами по всем темам физики.

Видео:Уравнения и графики механических гармонических колебаний. Практ. часть - решение задачи. 11 класс.Скачать

Уравнения и графики механических гармонических колебаний. Практ. часть - решение задачи. 11 класс.

Бегущие волны

Бегущими называются волны, которые распространяются в пространстве или среде. У механических волн частицы вдоль направления распространения волны перемещаются на максимальное расстояние от точки равновесия при прохождении через нее гребня или впадины волны. Частицы, разделенные целым числом длины волны, колеблются в одной фазе друг с другом.

Распространение деформации

Каждое тело обладает в той или иной степени упругостью, т. е. способностью восстанавливать свою форму, искаженную в результате кратковременного действия силы. Эта способность тела является причиной того, что всякое механическое действие передается телом с конечной скоростью. Если бы существовал абсолютно твердый, неспособный деформироваться стержень, то он мог бы двигаться только как целое, действие силы распространялось бы по такому телу мгновенно. Абсолютно пластическое тело, деформирующееся без малейшего восстановления формы, было бы неспособно к какой бы то ни было передаче механического действия.

В упругом теле деформация передается последовательно от одной точки тела к соседней. Если стержню нанесен сжимающий удар молотком, то на конце стержня образуется уплотнение, которое распространится с определенной скоростью с вдоль тела. Если в твердом теле создан местный кратковременный изгиб, то он также будет передаваться с конечной скоростью по твердому телу. То же самое справедливо для любой деформации. Пробегающие по телу при разных механических действиях деформации обычно демонстрируют при помощи пружин (рис. 56)
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Упругостью сжатия и растяжения обладают как твердые тела, так и жидкие и газообразные. Поэтому в любых телах возможна передача этих деформаций. Что же касается деформаций сдвига, кручения, изгиба, то такие деформации могут передаваться только твердыми телами, обладающими соответствующей упругостью. При деформации сжатия и растяжения движения частиц происходят, в том же направлении, в котором передается механическое действие. В подобных случаях мы говорим о продольном распространении деформации. При сдвиге, изгибе, кручении направление движения частиц может образовать, вообще говоря, произвольный угол с направлением, по которому передается энергия.

Всегда возможно выделить направление, в котором передается механическое действие, а затем разложить смещение частицы тела по трем взаимно перпендикулярным осям, одна из которых лежит вдоль линии распространения, а две других — в перпендикулярной плоскости. Поэтому в наиболее сложном случае можно рассматривать распространяющуюся деформацию как совокупность трех движений: двух поперечных и одного продольного.

Скорость распространения упругой деформации зависит от механических свойств тела; ее, как показывает теоретическая физика, можно связать с другими физическими константами тела. Так, для продольных волн скорость распространения выражается простой формулой:
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Здесь Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— плотность тела, а х — сжимаемость. Большая плотность тела приводит к увеличению инертности частиц тела и, следовательно, уменьшает скорость распространения упругих волн. Малые сжимаемости говорят о том, что даже малым деформациям соответствуют большие упругие силы. Это обстоятельство приводит к увеличению скорости распространения деформации.

В таком виде этой формулой пользуются обычно для жидкостей. Так, например, вода при изменении давления на 1 атм сжимается на Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класссвоего объема. Значит, сжимаемость, равная (см. стр. 138) по определениюЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классПлотность

воды Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классОтсюда для скорости распространения деформации в воде получим

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Для газов формулу скорости целесообразно преобразовать. Так как процесс передачи уплотнения в газе весьма быстр, то сжатия и разрежения газа можно считать адиабатическими, т. е. происходящими без теплообмена. Ниже (стр. 150) будет получено уравнение адиабатического процесса, из которого легко вывести связь коэффициента сжимаемости с давлением газа: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классТогда Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классДля идеального газа плотность Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс—масса моля газа, a Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— его объем) будет пропорциональна дроби Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс(так как Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класст. е.» скорость распространения деформации в газеЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Здесь Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— коэффициент, значение которого легко вычисляется при помощи уравнений, рассматриваемых позднее (стр. 149).

Таким образом, скорость распространения деформации в газе, в том числе и скорость распространения звуковых волн, о которых речь пойдет дальше, пропорциональна корню квадратному из температуры и не зависит от давления газа. Интересна зависимость от молекулярного веса: скорость распространения деформации в водороде равна 1263 м/с, в то время как в воздухе мы имеем хорошо знакомое число 331 м/с.

Для продольных волн, распространяющихся в твердом теле, заменяют обычно коэффициент сжимаемости на модуль упругости. Так как по определению модуль упругости

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классто очевидно, что при отсутствии поперечных движений Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класспоскольку линейное относительное сжатие будет равно объемному. Формула скорости запишется в видеЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Насколько хорошо она выполняется, можно судить по следующим примерным числам:
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Проверку этой формулы надо проводить, изучая скорость распространения звука в тонких стержнях. Дело в том, что более глубокое рассмотрение вопроса показывает, что формула Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классдолжна быть справедлива только для таких тел. Для тел иной формы, а также для распространения звука в сплошной среде теория приводит к другим выражениям, которые мы приводить не будем.

Следует также заметить, что таблица приведенных величин может служить лишь для ориентировки. Скорости звука в разных сортах стекол, разных сортах дерева, стали и т. д. могут существенно различаться.

Возникновение волнового движения

Многочисленными способами можно подвести к отдельной точке тела или среды непрекращающиеся колебания. Периодически действующая в какой-либо точке тела сила создаст периодически меняющуюся деформацию, которая будет передаваться от точки к точке тела с определенной скоростью. В колебательное движение придут все точки тела. При этом из-за конечности скорости распространения деформации точки тела будут приходить в колебание одна за другой. Если тело безгранично, то такое колебание будет все время продвигаться вперед, образуя бегущую волну.

Хотя безграничных тел и не существует, но длина большого тела не скажется на характере явлений по той причине, что колебания не дойдут до его конца из-за неизбежных потерь энергии.

Рассмотрим волну, бегущую в практически неограниченном теле вдоль какого-нибудь направления.

Пусть точка, находящаяся в начале отсчета, колеблется согласно уравнению Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЗапишем уравнение колебания точки, расположенной вдоль линии распространения деформации на расстояниях от начальной. Мы не можем записать его в том же виде, так как эта точка пришла в колебание с запозданием на время Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класснужное для распространения деформации на расстояние х. Поэтому колебание точки х должно быть сдвинуто по фазе по отношению к начальной точке. Точка х будет находиться в момент времени Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классв той же фазе колебания, в какой находилась начальная точка в момент времени, на Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классболее ранний. Следовательно, уравнение колебания точки, сдвинутой на расстояние х от начала координат, имеет вид

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классгде Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— сдвиг фазы.

Написанное уравнение называют уравнением волны, оно охватывает колебания всех точек, расположенных на любых расстояниях по отношению к начальной.

Положим, что источник волны далек от наблюдателя и фронт волны давно ушел вперед. Мы рассматриваем участок линии вдоль оси х, охваченный волновым движением. На первый взгляд может показаться, что введение нового термина не оправдано. Все точки

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

участка будут колебаться, это ясно. Но увидим ли мыдвижение волны, сможем ли сказать, двигается она вправо или влево? Внимательное рассмотрение показывает, что специфичность волнового движения легко обнаружить. Если волна движется слева направо, то правая соседняя точка будет запаздывать по фазе по сравнению с левой. В обратном случае она будет опережать ее. Волны, бегущие влево и вправо, показаны на рис. 57. Каждая синусоида — это мгновенный снимок волны. В каждое следующее мгновение эта синусоида, как жесткое целое, перемещается в том направлении, куда передается энергия.

Отсюда понятно, как отражается направление волны на виде уравнения волны. Если волна движется вдоль оси координат, то значение координаты х будет входить со знаком минус. При движении волны против направления отсчета координаты в аргументе косинуса надо изменить знак на обратный:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Запишем уравнение мгновенного снимка волны для какого-либо времени, равного кратному числу периодов:
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Знак минус можно отбросить, так как косинус— четная функция. Из вида уравнения сразу же следует, что период этой синусоиды равен

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Этот пространственный период, т. е. расстояние, через которое повторяется волнообразное распределение, носит название длины волны. Мы получили известное соотношение, связывающее скорость движения волны с длиной волны и периодом колебания точки.

При волновой передаче деформации через тело по закону синуса меняется ряд физических величин: смещение точки от положения равновесия, скорость колеблющихся частиц, давление и плотность. Поэтому выражение волны, которым мы оперируем, является весьма общим. Под величиной Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классможно понимать любую из перечисленных физических величин, изменяющихся по закону синуса при движении волны вдоль направления х. Правда, следует отметить, что волны давления, скорости, смещения не обязаны быть в одной фазе. Например, ясно, что волна скоростей колеблющихся частиц будет сдвинута по фазе на 90° по отношению к волне смещений. Ведь скорость точки максимальна, когда она проходит положение равновесия.

Волны давления и скорости колебания

Представляет интерес соотношение между амплитудами волн различных физических величин. Остановимся на этом вопросе лишь для случая продольных волн, распространяющихся в газе. Нас могут заинтересовать волны смещения, скоростей частиц, избыточного давления. Так как теория возникла для волн, воспринимаемых слухом, то избыточное давление Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классчасто называют звуковым давлением и, отбрасывая значок Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классобозначают через Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Если амплитуда волны смещения А, то амплитуда волны скоростей Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классПо фазе эти две волны сдвинуты на 90°.

Выясним теперь связь между амплитудой скорости колебания и амплитудой давления. Сопоставив общее определение Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классс его выражением для газов (стр. 97), получим для звукового давления формулу

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классгде Р — давление газа, или, используя соотношениеЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Вполне естественно, что имеется прямая связь между избыточным давлением Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класси относительным сжатием в том же месте газа.

Но величину относительного сжатия объема Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классможно связать с амплитудой смещения колеблющихся частиц. Отметим вдоль линии распространения две точки: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классВ продольной волне изменение плотности происходит лишь благодаря смещениям в направлении распространения. Выделим мысленно в тазе объем, ограниченный сечениями Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классКогда идет волна, молекулы, находящиеся внутри этого объема,сместятся.Следить нам нужно только за граничными сечениями. Если молекулы слоя Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класссместятся на Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класса молекулы слоя Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классто линейный размер объема изменится от значения Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классв отсутствие волны на величину Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классОтносительное изменение длины, а значит, и объема будет Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классПереходя к пределу, чтобы получить величину, характерную для точки пространства, получимЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класса для давленияЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Этим доказано, что давление изменяется в фазе со скоростью колебания частиц в волне. Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классесть амплитуда скорости колебания. Таким образом, амплитуда давления Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классвыражается через амплитуду скорости следующим образом:Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

В акустике и измеряют обычно в см/с, а давление — в Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классДля воздуха при комнатной температуре для этих единиц Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классВеличина Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классназывается акустическим, или волновым, сопротивлением. Смысл названия, очевидно, такой: чем больше сопротивление, тем меньше скорость колебания частиц при тех же величинах избыточного давления.

Подсчитаем акустические сопротивления некоторых материалов:
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Поток энергии

Волновое движение переносит энергию из одного места пространства в другое. Однако следует помнить, что все точки среды, участвующие в передаче энергии, все время колеблются около положения неизменного равновесия.

Все точки тела участвуют в колебании. Поэтому единица объема обладает колебательной энергией, равной

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классгде Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— плотность, т. е. масса единицы объема, а Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— амплитудное значение скорости колебания. Используя для последней величины знакомое нам выражениеЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классгде А — амплитуда смещения, а Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— частота, можно записать плотность колебательной энергии тела в видеЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Эта энергия распространяется со скоростью Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классМы вправе поставить перед собой следующий вопрос: чему равна интенсивность волны, т. е. количество энергии, проходящее в единицу времени через единицу площади, перпендикулярную к направлению распространения волны? Вместо того чтобы говорить об интенсивности волны, довольно часто говорят о потоке колебательной энергии, понимая под этим энергию, проходящую в единицу времени (мощность) через данную площадь. Рассуждение ничем не отличается от такового для случая воды, текущей по трубе. Через единицу времени волна проходит путь Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класси приносит энергию в объем цилиндра с длиной с и площадью, равной единице. Так как на единицу объема приходится энергия Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классто на этот объем придется энергияЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс.Это и есть значение интенсивности волны:Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Мы видим, что интенсивность волны имеет смысл потока энергии, проходящего через единицу площади. Это было впервые указано Н. А. Умовым, разработавшим теорию движения энергии в телах.

До сих пор предполагалось, что волновое движение распространяется вдоль прямой линии. Подобное рассмотрение имеет цену для изучения деформации, бегущей вдоль стержней, струн, воздушных столбов и пр. Однако нас интересуют и такие случаи, когда волновым движением захвачена область трехмерного пространства.

Для описания трехмерной волны нужно знать, как движется ее фронт. Чтобы отыскать фронт волны, надо суметь для данного мгновения отметить все точки пространства, находящиеся в одинаковых фазах колебания. Отмечая последовательное положение этой поверхности равных фаз, т. е. фронта волны, мы получим ясное представление о характере волнового движения

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Поверхность волны, вообще говоря, может иметь любую форму. Какой же смысл тогда получит направление распространения волны? За это направление естественно принять нормаль к фронту волны.

Если среда вполне однородна и волна излучается в какой-либо точке среды, то фронт ее будет сферическим. Такая волна распространяется по радиусам от центра. На больших расстояниях от центра излучения уже значительные участки фронта волны будут с точностью опыта казаться плоскими. Так возникает представление о плоской волне, распространяющейся в направлении нормали к фронту. Если излучатель волны имеет вид линии, то возникнет цилиндрическая волна, распространяющаяся по радиусам цилиндра. Разные типы волн показаны на рис. 58.

Если оставить без внимания всякого рода потери энергии, происходящие при движении плоской волны, то можно утверждать необходимость равенства количества энергии, проходящей через последовательные положения поверхностей равной фазы. Поэтому интенсивность плоской волны не будет меняться в процессе ее распространения. Однако иначе обстоит дело для сферических и цилиндрических волн. Так как поверхности равной фазы увеличиваются по своей площади пропорционально квадрату расстояния степени расстояния соответственно для сферических и цилиндрических волн, то интенсивности этих волн должны меняться обратно пропорционально квадрату расстояния для сферической волны и первой степени расстояния для цилиндрической волны. Только в этом случае будет соблюден закон сохранения энергии.

Интенсивность волны пропорциональна плотности колебательной энергии, которая пропорциональна квадрату амплитуды колебания. Отсюда следует: амплитуда сферической волны обратно пропорциональна первой степени расстояния от излучающего центра, а амплитуда цилиндрической волны обратно пропорциональна корню квадратному из расстояния от излучающеи линии: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классдля сферической волны,Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классдля цилиндрической волны. Здесь расстояниеЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класстак же как и ранее Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классоткладывается вдоль направления распространения волны.

Пусть под водой помещен источник колебаний с частотой 1 кГц, создающий поток энергии Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классОценим амплитуду смещения А молекул воды, их ускорение В и амплитуду колебательной скорости Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классИз формул предыдущих параграфов следует, что

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Для воды Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Если такой же поток энергии при прежней частоте колебаний создается в воздухе, для которого Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классто

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Затухание упругих волн

Реальные волны, распространяющиеся в среде (твердой, жидкой или газообразной), уменьшают свою интенсивность значительно быстрее, чем по закону обратных квадратов. Сказываются потери механической энергии, превращение ее в тепло.

Закон падения интенсивности какого-либо излучения при прохождении через среду почти всегда (для любой среды и любого излучения) может быть получен из следующего рассуждения. Если волна прошла слой толщины Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классто потерянная интенсивность должна быть во всяком случае пропорциональна падающей интенсивности и толщине слоя, т. е. Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Это уравнение можно проинтегрировать; полагая интенсивность равной Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классв точке Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класси равной Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классв точке х, получим закон, справедливый для конечных расстояний: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Таким образом, интенсивность волны падает по экспоненциальному закону.

В акустике принято говорить о затухании амплитуды колебания. Поскольку интенсивность пропорциональна квадрату амплитуды, то затухание амплитуды колебания будет выражаться тем же законом, только коэффициент затухания (или поглощения) будет в два раза меньшим:
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Укажем на смысл коэффициента поглощения Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классИзмеренный в обратных сантиметрах (в показателе должна стоять безразмерная величина), он дает величину, обратную толщине, на протяжении которой интенсивность или амплитуда излучения ослабляются в Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классраз.

Формулировка закона экспоненциального затухания, разумеется, лишь частично решает проблему поглощения упругой волны средой. Более важными являются поиски зависимости коэффициента поглощения от свойств среды и от частоты излучения.

Для многих веществ найдено, что затухание упругой волны (основные данные относятся к звуковым волнам в воздухе) возрастает с частотой колебания. А именно* коэффициент поглощенияЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Для воздуха Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классТаким образом, на протяжении 1 км плоская волна частоты 100 Гц ослабляется в

1,015, а очень высокий звук частоты 20 ООО Гц — в Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классраз! Ультразвуковые колебания затухают столь быстро, что их передача на расстояния, большие нескольких сотен метров, совершенно нереальна.

Однако монотонный ход поглощения с частотой может нарушаться. Некоторые вещества обладают избирательным поглощением звука в относительно узкой области частот. Так, например, поглощение ультразвука углекислым газом имеет пик при частотах около 277 кГц. Если провести плавную параболу в соответствии с формулой Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классдля коэффициента поглощения, то она будет хорошо совпадать с экспериментальными данными во всех областях, кроме указанной. При частотах же около 277 кГц, поглощение будет примерно в 20 раз больше, чем это следует из параболического закона.

Что касается зависимости коэффициента поглощения от свойств среды, то здесь для продольных волн в газах и жидкостях имеет место следующая закономерность. Коэффициент поглощения обратно пропорционален кубу скорости упругой волны и прямо пропорционален кинематической вязкости. Столь резкая зависимость от скорости распространения, а также значительная величина кинематической вязкости воздуха приводят к тому, что поглощение звуковых и ультразвуковых волн в жидкости примерно в 1000 раз меньше, чем в воздухе; это значит, что при той же самой частоте упругие волны будут распространяться в воде на расстояния в тысячу раз большие, чем в воздухе.

Поглощение поперечных волн в твердых телах также сильно зависит от свойств тела; так, поглощение в резине, пробке и стекле соответственно в 13 ООО, 8500 и 130 раз больше, чем в алюминии.

Мы не останавливаемся на теориях поглощения упругих волн в телах ввиду их сложности.

Интерференция волн

Если имеется не один, а несколько источников волн, то каждая точка среды примет одновременно участие в нескольких волновых движениях. Оказывается всегда возможным рассматривать колебание физической величины, происходящее благодаря действию нескольких волн, как сумму колебаний, каждое из которых имело бы место, если бы действовала одна волна.

Положим, что из двух точек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, исходят шаровые волны. При помощи уравнения волны можно найти значение амплитуды колебания в любой момент времени для любой соседней точки. Если интересующее нас место находится на расстоянииЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классот первого и Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классот второго источника волн, то колебания в нем представятся формулой

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Результатом сложения двух колебаний, отличающихся только фазами, является, как нам известно, также гармоническое колебание, совершающееся с амплитудой Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классзависящей от разности фаз складывающихся колебаний. Разность фаз Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классравна в этом случае

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Итак, вообще говоря, все точки рассматриваемого нами волнового поля будут находиться в колебании. Но амплитуды этих колебаний в разных точках будут разными. Обращают на себя внимание два крайних случая. Во-первых, найдутся такие точки, в которых складывающиеся колебания уничтожат друг друга. Эти точки будут удовлетворять условию

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классгде Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— разность фаз равняется нечетному числу Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классНапротив, если

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

разность фаз равна четному числу Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классто амплитуды колебания будут складываться арифметически, т. е. в максимальной степени усиливать друг друга.

Разность Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классназывают разностью хода волн; термин не нуждается в пояснениях. Условия максимумов и минимумов амплитуды можно с помощью этого понятия сформулировать несколько иначе. Условие максимумаЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

говорит, что разность хода между волнами, пришедшими в данную точку, должна равняться целому числу длин волн. Условие минимума

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

говорит, что разность хода должна равняться нечетному числу полуволн. Эти условия имеют весьма наглядный смысл: волны усиливают друг друга, если накладывается горб к горбу, и уничтожаются, если накладывается горб на впадину.

Наложение волн, при котором происходит сложение их амплитуд, называется интерференцией.

Как известно из аналитической геометрии, кривые линии, удовлетворяющие условию постоянства разности расстояний от точки

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

кривой до двух фокусов, суть гиперболы. Если провести плоское сечение через точечные источники и отметить на рисунке места максимального усиления и места уничтожения волн, то они попадут на гиперболы. Соответствующие кривые показаны на рис. 59. Можно без труда наблюдать такую картину на воде, если заставить интерферировать два источника, посылающих водяные круги из соседних точек.

Таким же точно способом может быть рассмотрена интерференция любого числа источников волн.

Принцип Гюйгенса — Френеля. Отражение и преломление волн

Бросается в глаза полная равноправность всех колеблющихся точек волнового поля. Они различаются только фазами. С этой точки зрения возникает естественная мысль: мы имеем право рассматривать любую точку волнового поля как самостоятельный источник сферических волн.

Справедливость этой идеи, высказанной впервые в 1690 г. Христианом Гюйгенсом, можно проверить, д&тая попытки построения фронта волны по данным о волновом поле на некоторой граничной поверхности. При этом необходимо учитывать, что отдельные (так называемые элементарные) сферические волны будут друг с другом интерферировать. В указании возможности такой процедуры и состоит принцип Гюйгенса, дополненный Френелем.

В чем же значимость этого принципа? Представим себе, что волна надает на непрозрачный экран с несколькими отверстиями. Из принципа Гюйгенса — Френеля следует возможность поисков волнового поля за экраном без всякого знания об источниках полей. Достаточно знать интенсивность поля в плоскости экрана, принять, что из каждой точки экрана распространяется сферическая волна. Амплитуда волны в любом месте пространства найдется сложением (интерференцией) всех элементарных волн, выходящих из отверстий в экране. Откладывая рассмотрение вопросов, связанных с прохождением волн через экраны (эти проблемы представляют наибольший интерес для световых волн), мы остановимся на применении принципа Гюйгенса — Френеля для объяснения явлений отражения и преломления волн.
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Рассмотрим участок плоской волны, падающей на границу раздела двух сред. Как известно, волна любого происхождения отражается под углом, равным углу падения. Но почему должно так произойти? На это отвечает принцип Гюйгенса. Все точки границы сред можно рассматривать как источники элементарных волн. Первая элементарная волна отправится от той точки, куда раньше всего придет падающая волна. Далее поочередно будут возбуждаться другие точки границы раздела и, наконец, последней придет в колебание та- точка, которой падающая волна достигает позже всего. На рис. 60 изображены положения элементарных волн для того момента времени, когда падающая волна достигла последней точки.
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Элементарные волны создали фронт, образующий с границей раздела тот же угол, что и падающая волна. Действительно, скорости распространения падающей волны и отраженных волн одинаковы, значит, радиус наибольшей сферы должен равняться пути, пройденному падающей волной за время от момента возбуждения первой до момента возбуждения последней точки.
Таким же точно образом без труда строится фронт отраженной сферической волны. Это построение произведено на рис. 61. На рис. 62 приведена фотография отражения стенкой звуковой волны.

Рассмотрим теперь элементарные волны, идущие от границы раздела во вторую среду и образующие фронт преломленной волны (рис. 63). Различные среды отличаются плотностями (и упругими свойствами), а значит, и скоростями распространения волн. В более плотной среде скорость волны меньше. Проделаем такое же построение, что и для отражения, т. е. изобразим на рисунке фронт элементарных волн для того момента времени, когда падающая волна
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

достигла последней точки. Фронт повернулся из-за различия в скоростях распространения. Если волна попадает в более плотную среду, то радиус наибольшей элементарной волны дач жен быть меньше пути, пройденного падающей волной от момента возбуждения первой точки до момента возбуждения последней точки границы. При этом отношение этих длин должно как раз равняться отношению скоростей распространения волн. С другой стороны, как влдно из рис. 63, отношение указанных расстояний равно отношению синусов углов падения и преломления. Таким образом мы и приходим к известному правилу преломления волн:
Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Направление распространения приближается к нормали к границе раздела, если волна переходит из менее плотной среды в более плотную, и обратно — при переходе в менее плотную среду волна отклоняется от нормали. Отношение Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классносит название коэффициента преломления.

Коэффициент отражения

Объяснение геометрии отражения и преломления может показаться малоинтересным приложением теории. Однако волновая теория позволяет сделать гораздо большее, а именно, выяснить вопрос о долях отраженных и преломленных волн в зависимости от свойств сред, границу между которыми мы рассматриваем. Мы ограничимся лишь простейшим случаем нормального падения продольной волны на границу двух сред. Этим будут облегчены вычисления. Характер же доказательства одинаков для всех мыслимых случаев.

Следующее положение является исходным для рассуждений этого типа. На границе двух сред ни скорость колебания частиц и, ни избыточное давление Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классне могут меняться скачком. Интуитивно ясно, что иначе и быть не может. Строгим рассмотрением можно показать, что это положение следует из основных законов физики.

С одной стороны границы имеются волны с мгновенными значениями Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классс другой стороны границы имеется волна с мгновенным значением скорости Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классНепрерывность скоростей дает условие: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класснепрерывность давлений: Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классОднако, всматриваясь в написанные два уравнения., мы видим, что они несовместны, так как Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классВ чем же дело? ‘Мы забыли, что мгновенные значения скоростей и давлений — векторные величины и даже в простейшем случае, когда векторы смещений лежат в одной плоскости, амплитуды могут различаться знаком. Всматриваясь в написанные уравнения, мы видим, что они становятся совместными лишь в том случае, если принять противоположными знаки амплитуд отраженных волн скорости колебания и давления и записать уравнения непрерывности в виде

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Предоставляем читателю убедиться в том, что все другие расстановки знаков оставят уравнения несовместными.

Так как амплитуды — положительные величины, то сумма должна быть больше разности. Поэтому первая пара уравнений справедлива, если Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класса вторая пара имеет место для обратного случая. Первая пара уравнений возникает тогда, когда все амплитудные векторы скорости колебания смотрят в одну сторону, а фаза отраженной волны давления отличается на 180°, т. е. отраженная волна имеет амплитудный вектор, смотрящую в противоположную сторону по отношению к падающей и преломленной волнам. Вторая пара соответствует обратному случаю.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Интересное явление поворота амплитудного вектора при отражении носит название потери полволны или скачка фазы на 180°. Действительно, изменение знака в уравнении волны Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

где Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс— любая физическая величина, может быть получено внесением в аргумент косинуса сдвига фаз на 180°. С другой стороны, сдвиг на 180° равносилен перемещению волнового распределения на полволны.

Итак, на границе двух сред падающая и отраженная волна либо максимально усиливают друг друга, либо максимально ослабляют.

Запомним, что для волны скоростей колебания потеря полволны при отражении происходит при падении в среду с большим сопротивлением (иногда неточно говорят: в среду с большей плотностью). Волна смещения неразрывно связана с волной скорости колебания и терпит вместе с ней потерю полволны.

Прошедшая во вторую среду волна не терпит скачка фазы.

Из написанных уравнений найдем, совместно решая их, значение коэффициента отражения Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класстакже найдем коэффициент преломления Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класст. е.Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Для воздуха и твердых тел волновые сопротивления разнятся очень сильно. Для воздуха, как мы указывали, Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класса для стали Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЭто значит, что звук, падающий из воздуха на сталь, практически отражается полностью и почти не проникает в среду. Легко подсчитать, что для границы воздух.— вода Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Явление Доплера

До сих пор молчаливо предполагалось, что источник волны и приемник ее (т. е. наблюдатель) оба покоятся по отношению к среде, в которой распространяется волна. Своеобразные эффекты, на которые впервые указал Доплер (1842 г.), наблюдаются в том случае, когда источник или наблюдатель или, тем более, оба вместе движутся по отношению к среде. Они заключаются, прежде всего, в том, что при движении источника волн наблюдатель измерит частоту колебаний Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класспри движении наблюдателя он измерит частоту колебаний Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЭти частоты отличны друг от друга и от той частоты v, которая измеряется при неподвижных наблюдателе и источнике.

При рассмотрении эффекта Доплера надо, прежде всего, обратить внимание на то обстоятельство, что волна, вышедшая от источника, распространяется совершенно независимо от движения источника и наблюдателя. Поэтому при движении относительно среды источник или наблюдатель могут надвигаться или, напротив, убегать от движущейся волны.

Почему же подобные движения могут привести к измерениям частоты, отличным от ее «истинного» значения? Дело в том, что наблюдатель определяет частоту колебаний как число волн, которое приходит в его прибор за единицу времени, в то время как по формуле Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классэто число есть число длин волн, укладывающееся ‘на пути, пройденном в единицу времени. Если наблюдатель движется к источнику со скоростью Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классто за 1 с он зарегистрирует подход не V волн, а большего их числа, и притом во столько раз больше, во сколько относительная скорость волны и наблюдателя Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классбольше Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классТаким образом,Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Если источник движется к приемнику, то наблюдатель опять-таки зафиксирует большее число волн, чем в случае, когда источник и приемник неподвижны. Однако причина увеличения здесь иная.

На первый взгляд это не очевидно. Но дело в том, что движение источника при неизменной частоте колебаний приводит к изменению расстояний между синфазными точками волны. Если первый случай можно грубо интерпретировать как движение наблюдателя навстречу колонне спортсменов, бегущих с одинаковой скоростью и постоянными интервалами Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классмежду собой, то ясно, что во втором случае схема рассуждения должна быть другой. Теперь можно говорить о медленном смещении линии старта (бегуны через равные промежутки времени прыгают с перемещающегося вдоль трассы автомобиля), что приведет к изменению расстояний между ними. Вместо Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классони станут Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЕсли линия старта (источник) смещается по направлению к наблюдателю и за 1 с выпускается V спортсменов, то за 1 с они распределятся на участке Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классТаким образом, интервал между спортсменами (длина волны) Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЧастота, с которой спортсмены, движущиеся со скоростью с, пересекают линию финиша (частота колебаний, воспринимаемая наблюдателем),Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Обе полученные формулы одинаково годятся и тогда, когда источник и наблюдатель удаляются друг от друга; в этих случаях надо заменить знак скорости Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классна обратный.

Итак, показано, что при сближении источника и наблюдателя измеряемая частота колебаний, излучаемых источником, возрастает. При удалении частота падает.

Хорошо известный пример эффекта Доплера для звуковых волн дает наблюдение звука гудка приближающегося и удаляющегося поезда. При приближении поезда мы слышим звук с частотой выше истинной. Высота тона меняется скачком, когда поезд проносится мимо наблюдателя. Поезд удаляется, теперь слышимый звук имеет частоту ниже истинной. Если поезд идет со скоростью 70 км/ч, то величина скачка составит

12% от истинной частоты.

Услуги по физике:

Лекции по физике:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классЗадачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:Физика 11 класс (Урок№2 - Механические волны.)Скачать

Физика 11 класс (Урок№2 - Механические волны.)

§ 4.20. Примеры решения задач

При решении задач на механические волны нужно использовать формулы главы «Механические колебания» и формулы данной главы «Механические волны. Звук». Часто применяется выражение для скорости волны через частоту колебаний и длину волны: υ = vλ. Надо знать уравнение бегущей волны (4.5.4 и 4.5.7) и стоячей волны (4.6.3).

При определении собственных частот колебаний тела по формуле (4.7.2) следует иметь в виду, что она справедлива в тех случаях, когда оба конца колеблющегося тела либо закреплены, либо свободны.

Необходимо помнить условия возникновения интерференционных максимумов и минимумов, а также законы отражения и преломления волн.

При решении некоторых задач нужно будет использовать законы механики Ньютона.

Задача 1

Исходя из сопоставления единиц физических величин, определите скорость распространения волн на поверхности жидкости с учетом только силы тяжести (длинные гравитационные волны). Предполагается, что глубина жидкости в сосуде Н >> λ и амплитуда колебаний частиц в волне sm 11 Па и ρ = 7,8 • 10 3 кг/м 3 , определим υ = 5,2 • 10 3 м/с.

Задача 3

Определите скорость распространения v поперечной волны в струне, площадь поперечного сечения которой S, если модуль силы ее натяжения Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классможно считать постоянным*, а плотность вещества, из которого изготовлена струна, равна ρ.

Решение. Рассмотрим малый элемент струны длиной Д^, находящийся на гребне волны (рис. 4.47). Равнодействующая сил натяжения, действующих на этот элемент, направлена вниз (см. рис. 4.47) и равна по модулю:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Выберем систему отсчета, движущуюся со скоростью распространения волны Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 классвдоль струны. В этой системе отсчета любой элемент струны движется со скоростью —Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс. Считая, что малый элемент струны имеет форму дуги окружности радиусом R, получим, что ускорение этого элемента равно:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

По второму закону Нютона

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Так как m = ρSΔl = ρSRα, то

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задача 4

Найдите зависимость частоты колебаний основного тона струны от ее длины l, плотности ρ, площади поперечного сечения S и силы натяжения F.

Решение. При возбуждении колебаний струны на ней устанавливается стоячая волна (рис. 4.48). Длина волны λ основного тона равна:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Так как Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс(см. задачу 3), то

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Задача 5

Движущийся по реке теплоход дает свисток, частота которого V0 = 400 Гц. Стоящий на берегу наблюдатель воспринимает звук свистка как колебания с частотой v = 395 Гц. С какой скоростью u движется теплоход? Приближается или удаляется он от наблюдателя? Скорость звука υ принять равной 340 м/с.

Решение. Частота звука зависит от скорости движения источника. При неподвижном источнике (точка А на рисунке 4.49) за время, равное периоду колебаний Т, колебание распространится на расстояние, равное длине волны λ0 = υT.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Если же источник движется (точка А’ на рисунке 4.49) со скоростью u, то за время Т он пройдет в направлении распространения волны путь uТ, и колебание распространится за это время на расстояние λ = λ0 — uТ = (υ — u)Т. При удаляющемся источнике λ = (υ + u)Т. Таким образом, частота колебаний, воспринимаемых ухом неподвижного человека, от движущегося источника звука получается равной

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Это выражение можно упростить, если u -3 с.

4. Вибратор в среде совершает гармонические колебания, описываемые уравнением s = 3 • 10 -2 sin 20πt (в единицах СИ). Считая волну плоской, определите смещение точки, располозкенной на расстоянии 5 м от источника колебаний, через 0,1 с после начала колебаний при скорости распространения волны 200 м/с.

5. Определите собственные частоты колебаний воздушного столба в закрытой с обоих концов трубе длиной l = 3,4 м. Скорость звука υ принять равной 340 м/с.

6. Труба, длина которой l = 1м, заполнена воздухом при нормальном атмосферном давлении. Рассмотрите три случая: труба открыта с одного конца; труба открыта с обоих концов; труба закрыта с обоих концов. При каких наименьших частотах в трубе будут возникать стоячие волны в указанных случаях? Скорость звука принять равной 340 м/с.

7. Тонкую струну заменили струной из того же материала, но имеющей вдвое больший диаметр. Во сколько раз нужно изменить силу натязкения струны, чтобы частота колебаний струны не изменилась?

8. На расстоянии l = 1068 м от наблюдателя ударяют молотком по железнодорожному рельсу. Наблюдатель, приложив ухо к рельсу, услышал звук на τ = 3 с раньше, чем он дошел до него по воздуху. Чему равна скорость υ1 звука в стали? Скорость звука в воздухе υ принять равной 333 м/с.

9. Из пункта А в пункт В был послан звуковой сигнал частотой v = 50 Гц, распространяющийся со скоростью υ1 = 330 м/с. При этом на расстоянии от А до В укладывалось целое число длин волн. Этот опыт повторили, когда температура была на ΔT = 20 К выше, чем в первом случае. Число длин волн, укладывающихся на расстоянии от А до В, уменьшилось во втором случае на две длины волны. Найдите расстояние l между пунктами А и В, если известно, что при повышении температуры на 1 К скорость звука увеличивается на 0,5 м/с.

10. На рисунке 4.50 изображено поперечное сечение большого сосуда с жидкостью. Слева из среды с глубиной h1 под углом φ1 к границе раздела глубин движется плоская волна, длина которой λ >> h1.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Под каким углом к границе раздела глубин будет распространяться эта волна в среде, где глубина жидкости h2? Считать скорость волн равной Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс, где k — постоянный коэффициент.

11. Звуковые волны частотой v имеют в первой среде длину λ1, а во второй среде λ2. Как изменится скорость распространения этих волн при переходе из первой среды во вторую, если λ1 = 2λ2?

12. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду? Скорость звука в воде υ1 = 1480 м/с, в воздухе υ2 = 340 м/с.

13. При каком расстоянии между источниками (см. рис. 4.37) ни в одной точке не будет полного гашения волн?

14. Один из двух неподвижных кораблей излучает в воду ультразвуковой сигнал, который принимается в воде приемником второго корабля дважды: через время t1 и f2 (t2 > t1) от момента излучения сигнала первым кораблем. Считая дно горизонтальным и скорость звука в воде равной и, определите глубину моря Н.

15. Скорость звука в стержне из дюралюминия υ = 5,1 • 10 3 м/с. Плотность дюралюминия ρ = 2,7 • 10 3 кг/м 3 . Определите модуль Юнга.

* Натяжение можно считать постоянным при малой амплитуде волны.

Видео:Упругие механические волны. Практическая часть. 11 класс.Скачать

Упругие механические волны. Практическая часть. 11 класс.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

«Физика — 11 класс»

Длина волны. Скорость волны

За один период волна распространяется на расстояние λ.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

λ = vT

Длина волны — это расстояние, на которое распространяется волна за время, равное одному периоду колебаний.

Так как период Т и частота v связаны соотношением

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

При распространении волны:

1. Каждая частица шнура совершает периодические колебания во времени.
В случае гармонических колебаний (по закону синуса или косинуса) частота и амплитуда колебаний частиц одинаковы во всех точках шнура.
Эти колебания различаются только фазами.

2. В каждый момент времени форма волны повторяется через отрезки длиной λ.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Спустя промежуток времени Δt волна будет иметь вид, изображенный на том же рисунке второй линией.

Для продольной волны также справедлива формула, связывающая скорость распространения волны, длину волны и частоту колебаний.

Все волны распространяются с конечной скоростью. Длина волны зависит от скорости ее распространения и частоты колебаний.

Уравнение гармонической бегущей волны

Вывод уравнения волны, позволяющего определить смещение каждой точки среды в любой момент времени при распространении гармонической волны (на примере поперечной волны, бегущей по длинному тонкому резиновому шнуру).

Ось ОХ направлена вдоль шнура.
Начало отсчета — левый конец шнура.
Смещение колеблющейся точки шнура от положения равновесия — s.
Для описания волнового процесса нужно знать смещение каждой точки шнура в любой момент времени:

s = s (х, t).

Конец шнура (точка с координатой х = 0) совершает гармонические колебания с циклической частотой ω.
Колебания этой точки будут происходят по закону:

s = sm sinc ωt

Если начальную фазу колебаний считать равной нулю.
sm — амплитуда колебаний.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Колебания распространяются вдоль оси ОХ со скоростью υ и в произвольную точку с координатой х придут спустя время

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Эта точка также начнет совершать гармонические колебания с частотой ω, но с запаздыванием на время τ.

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Если пренебречь затуханием волны по мере ее распространения, то колебания в точке х будут происходить с той же амплитудой sm, но с другой фазой:

Задачи на уравнение бегущей волны с решением 11 класс

Это и есть уравнение гармонической бегущей волны, распространяющейся в положительном направлении оси ОХ.

Используя уравнение можно определить смещение различных точек шнура в любой момент времени.

Источник: «Физика — 11 класс», учебник Мякишев, Буховцев, Чаругин

Механические волны. Физика, учебник для 11 класса — Класс!ная физика

🔥 Видео

Получение уравнения плоской бегущей волны.Скачать

Получение уравнения плоской бегущей волны.

Стоячие волны. 11 класс.Скачать

Стоячие волны. 11 класс.

Механические модели волн. 1.Скачать

Механические модели волн. 1.

Упругие механические волны. 2 часть. 11 класс.Скачать

Упругие механические волны. 2 часть. 11 класс.

Физика. 11 класс. Упругие механические волны. Уравнение бегущей и стоячей волны /16.11.2020/Скачать

Физика. 11 класс. Упругие механические волны. Уравнение бегущей и стоячей волны /16.11.2020/

ВОЛНЫ физика решение задач 9 и 11 классСкачать

ВОЛНЫ физика решение задач 9 и 11 класс

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫСкачать

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Урок 94 (осн). Задачи на колебательное движениеСкачать

Урок 94 (осн). Задачи на колебательное движение

10й класс; Физика; "Уравнение плоской волны"Скачать

10й класс; Физика; "Уравнение плоской волны"

Волновое движение. Механические волны. Практическая часть - решение задачи. 9 класс.Скачать

Волновое движение. Механические волны. Практическая часть - решение задачи. 9 класс.

Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны | Физика 11 класс #18 | ИнфоурокСкачать

Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны | Физика 11 класс #18 | Инфоурок

Механические колебания. Практическая часть - решение задачи. 11 класс.Скачать

Механические колебания. Практическая часть - решение задачи. 11 класс.
Поделиться или сохранить к себе: