Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
ТЕМА: Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»
Учебная: Диагностика степени усвоения знаний по теме «Уравнение состояния идеального газа» и формирование практических умений по их применению .
Развивающая: Развивать интерес к физике, развивать практические умения учащихся при решении задач.
Воспитательная : воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
I. Организационно — мотивационный этап
1) Организация начала урока
2) Проверка домашнего задания
II. Организационно — мотивационный этап
3) Актуализация имеющихся знаний.
4) Закрепление знаний и способов действия
6) Первоначальная проверка понимания
III. Рефлексийна — заключальны этап
7) Подведение итогов занятия. Выставление оценок
8) Домашнее задание
I. Организационно — мотивационный этап
1) Организация начала урока
Приветствие учащихся и учителя. Проверить подготовленность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
2) Проверка домашнего задания
Фронтальная проверка выполнения домашнего задания. Обсуждения результатов выполнения
II. Операционно — познавательный этап.
3) Актуализация имеющихся знаний.
А) Фронтальный опрос
— Перечислите макроскопические параметры состояния идеального газа ( Р,V,Т)
— Какое уравнение называют уравнением состояния? (Уравнение, выражающее связь между макроскопическими параметрами состояния вещества)
-В чем заключается основная задача МКТ? ( Установление связи между макроскопическими параметрами, т.е. нахождение уравнения состояния того или иного тела)
-Сформулировать и доказать закон Дальтона (Давление смеси химически не взаимодействующих идеальных газов равно сумме парциальных давлений этих газов, p=p1 +…рn )
-Записать уравнение Клапейрона. При каких условиях оно справедливо? (PVT=P0V0\T0, m=const, M=const)
— Записать уравнение Менделеева — Клапейрона.
4) Закрепление знаний и способов действия
Задачи решаются на доске:
1. Определить массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 л при давлении 830 кПа, если температура газа равна 17 °С.
Дано: V = 20 л, р = 830 кПа, t = 17 ° C , М = 2·10-3 кг/моль, R = 8,31 Дж/(моль·К).
Решение Выведем размерность искомой физической величины:
Ответ: m = 1,38·10 -2 кг.
2 . Газ при давлении 0,2 МПа и температуре 15 0 С имеет объем 5 л. Чему будет равен объем этой массы газа при нормальных условиях?
3. В баллоне находится газ под давлением 40 Па и при температуре 27 °С. Когда из баллона выпустили 3/5 газа, содержавшегося в нем, его температура понизилась до -33 °С. Определить давление газа, оставшегося в сосуде.
Дано: V — const , р1 = 40 МПа, t 1 = 27 °С, t 2 = -33 °С, m 2 = 2/5 m 1
Решение
Ответ: р2 = 12,8 Па.
4. При уменьшении объема газа в 2 раза давление увеличилось на 120 кПа, а абсолютная температура возросла на 10 %. Каким было первоначальное давление?
6) Первоначальная проверка понимания
Задачи решаются самостоятельно учениками
1. Определите температуру кислорода массой 64 г, находящегося в сосуде объёмом 1 л при давлении 5 • 10 6 Па. Молярная масса кислорода М = 0,032 кг/моль.
Р е ш е н и е. Согласно уравнению Менделеева—Клапейрона Отсюда температура кислорода.
2. Найти плотность водорода при температуре 15 0 С и давлении 9,8·10 4 Па. (0,085 кг/м 3 )
3. В баллоне находится газ при температуре 15 0 С. Во сколько раз уменьшится давление газа, если 40 % его выйдет из баллона, а температура при этом понизится на 8 0 С?
( Ответы : m=16 кг ; Р =249300 Па ; V=0,03 м 3; Т =150 К )
III. Рефлексийно – заключительный этап
7) Подведение итогов занятия. Выставление оценок
8) Домашнее задание упр.3(5-7). Подготовится к проверочной работе
9) Рефлексия: Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что…
Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»
1. Определить массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 л при давлении 830 кПа, если температура газа равна 17 °С.
2 . Газ при давлении 0,2 МПа и температуре 15 0 С имеет объем 5 л. Чему будет равен объем этой массы газа при нормальных условиях?
3. В баллоне находится газ под давлением 40 Па и при температуре 27 °С. Когда из баллона выпустили 3/5 газа, содержавшегося в нем, его температура понизилась до -33 °С. Определить давление газа, оставшегося в сосуде.
4. При уменьшении объема газа в 2 раза давление увеличилось на 120 кПа, а абсолютная температура возросла на 10 %. Каким было первоначальное давление?
1. Определите температуру кислорода массой 64 г, находящегося в сосуде объёмом 1 л при давлении 5 • 10 6 Па. Молярная масса кислорода М = 0,032 кг/моль.
2. Найти плотность водорода при температуре 15 0 С и давлении 9,8·10 4 Па. (0,085 кг/м 3 )
3. В баллоне находится газ при температуре 15 0 С. Во сколько раз уменьшится давление газа, если 40 % его выйдет из баллона, а температура при этом понизится на 8 0 С?
Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»
1. Определить массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 л при давлении 830 кПа, если температура газа равна 17 °С.
2 . Газ при давлении 0,2 МПа и температуре 15 0 С имеет объем 5 л. Чему будет равен объем этой массы газа при нормальных условиях?
3. В баллоне находится газ под давлением 40 Па и при температуре 27 °С. Когда из баллона выпустили 3/5 газа, содержавшегося в нем, его температура понизилась до -33 °С. Определить давление газа, оставшегося в сосуде.
4. При уменьшении объема газа в 2 раза давление увеличилось на 120 кПа, а абсолютная температура возросла на 10 %. Каким было первоначальное давление?
1. Определите температуру кислорода массой 64 г, находящегося в сосуде объёмом 1 л при давлении 5 • 10 6 Па. Молярная масса кислорода М = 0,032 кг/моль.
2. Найти плотность водорода при температуре 15 0 С и давлении 9,8·10 4 Па. (0,085 кг/м 3 )
3. В баллоне находится газ при температуре 15 0 С. Во сколько раз уменьшится давление газа, если 40 % его выйдет из баллона, а температура при этом понизится на 8 0 С?
Видео:Физика 10 класс (Урок№20 - Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.)Скачать
Практикум по решению задач на тему «Уравнение состояния идеального газа»
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Р азработка урока «Практикум по решению задач на тему Уравнение состояния идеального газа» с приложениями.
Видео:Уравнение состояния идеального газа. 10 класс.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_resheniyu_zadach_na_temu_uravnenie_sostoyaniya_idealnogo_gaza.docx | 16.35 КБ |
prilozheniya_1-8.doc | 68 КБ |
Видео:Уравнение состояния идеального газа. Практическая часть. 10 класс.Скачать
Предварительный просмотр:
Практикум по решению задач на тему «Уравнение состояния идеального газа»
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
Цель урока: систематизация знаний по теме «Уравнение состояния идеального газа».
- Познавательные: проверить освоение экспериментального метода научного познания. Овладеть понятием «идеальный газ» и установлением зависимости между давлением, объемом и температурой в уравнении состояния идеального газа. Умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
- Воспитательные: выработать позитивную мотивацию к получению знаний. Воспитывать любознательность, аккуратность, потребность к знанию. Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение товарища и аргументировать свое мнение.
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать результаты экспериментов. Развивать интерес к предмету. Выработка критериев самооценки знаний. Развитие памяти.
Материально-техническое оснащение урока:
- Комплект приборов для выполнения экспериментального задания
- цилиндр переменного объема
- манометр демонстрационный
- емкость с холодной водой для установки сильфона
- емкость с горячей водой для установки сильфона
- термометр (от 0 – 100 о С)
- Дидактический материал
- лист индивидуального задания
- экспериментальное задание по карте – 2 шт.
- разноуровневые практические задания – 15 шт.
- справочный материал – 15 шт.
- лист контроля – 15 шт.
- табличка на магнитах с физическими терминами, величинами и формулами
- Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор
- экран
- магнитная доска
- калькулятор
- Программное обеспечение
- презентация с тестом выполнена на основе программы МS Power Point c помощью текстового редактора MS Word,
- редактора формул MS Equation.
1. Организационный момент. Постановка учебных задач, целей и мотивов деятельности учащихся.
Проверяю готовность учащихся к уроку. Распределяю справочный (таблицы с постоянными физическими величинами) и раздаточный материал ( Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 , Приложение 5 , Приложение 6 ).
Готовятся к уроку и подписывают «Рабочий лист» на 2 варианта. ( Приложение 1 ).
2. Проверка усвоения теоретического материала по теме.
Вызываю к доске трех учащихся. Одного — для проверки домашней расчетной задачи на «4 -5 баллов», а следующих – для выполнения экспериментальной задачи «Проверка уравнения состояния идеального газа».
Первый учащийся готовится к ответу ( Приложение 2 ), а остальные выполняют эксперимент и производят расчеты с помощью калькулятора на проверку уравнения состояния идеального газа. Готовятся к ответу, пользуясь планом ( Приложение 3 ).
Параллельно организую группу на повторение материала, т.е. провожу фронтальный опрос по вопросам из ( Приложение 4 ).
Отвечают на вопросы преподавателя.
Учащимся у доски предлагаю отвечать по очередности.
Все слушают ответ и заполняют по желанию 1 и 2 пункты «Рабочего листа».
3. Обобщение и систематизация знаний.
Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «4-5»?
Вызываю учащегося воспроизвести ее на доске
Задаю учащимся вопросы, относящиеся к задаче.
Отвечают
Решает и отвечает на вопросы к задаче ( Приложение 5 ).
Отвечают
Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «3»?
Предлагаю решение записать в «рабочий лист»
Задаю вопросы к задаче.
Поднимают руку
Записывают, отвечают ( Приложение 5 ).
4. Закрепление практических навыков.
Предлагаю познакомиться с содержанием первой расчетной задачей ( Приложение 6 )
Кратко комментирую готовое решение 1 и 2 варианта.
Читают.
Разбираются в решении.
Даю задание решить 2-ю и 3-ю задачу из «рабочего листа».
Решают задачи своего варианта.
5. Закрепление учебного материала
Демонстрирую слайды теста на экране. ( Приложение 7 )
По желанию учащихся раздаю бумажный вариант теста. ( Приложение 8 )
Отвечают. Код правильных ответов заносят в рамку «рабочего листа». Обмениваются листами. Проверяют по ответам и оценивают работу соседа по парте.
6. Подведение итогов урока.
Анализирую работу учащихся на уроке.
Выставляю оценки в журнал.
Собираю рабочие листы и раздаточный материал.
Отвечают на вопросы
Слушают.
Сдают карточки.
Видео:Урок 156. Уравнение состояния идеального газа. Квазистатические процессыСкачать
Задачи на тему уравнение состояния идеального газа 10 класс
Если при сжатии объём идеального газа уменьшился в 2 раза, а давление газа увеличилось в 2 раза, то во сколько раз изменилась при этом абсолютная температура газа?
Согласно уравнению Клапейрона — Менделеева, давление, объём и абсолютная температура идеального газа связаны соотношением
Следовательно, при уменьшении объёма газа в 2 раза и увеличении его давления в 2 раза абсолютная температура не изменится.
Во сколько раз изменяется давление идеального газа при уменьшении объёма идеального газа в 2 раза и увеличении его абсолютной температуры в 4 раза?
Согласно уравнению Клапейрона — Менделеева, давление, объем и абсолютная температура идеального газа связаны соотношением
Следовательно, при уменьшении объёма газа в 2 раза и увеличении его абсолютной температуры в 4 раза давление газа увеличится в 8 раз.
а при решении можно было использовать формулу pV/T=const?
Да, можно и так сказать. Все газовые законы — следствия уравнения Клапейрона-Менделеева, написанный Вами закон выполняется для фиксированного количества вещества. Поскольку в задаче количество газа не изменяется, для решения можно использовать и это соотношение.
А почему в 8 раз, а не в 2?
Запишем уравнение состояние для обоих случаев: , .
Согласно условию, , .
При температуре и давлении один моль идеального газа занимает объем Во сколько раз больше объём двух молей газа при том же давлении и температуре ?
Идеальный газ подчиняется уравнению состояния Клапейрона — Менделеева:
Таким образом, искомый объем V равен
🔥 Видео
10 класс, 4 урок, Уравнение состояния идеального газаСкачать
Уравнение состояния идеального газа | Физика 10 класс #33 | ИнфоурокСкачать
Физика. 10 класс. Уравнение состояния идеального газа /23.11.2020/Скачать
Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа | Физика 10 класс #29 | ИнфоурокСкачать
Физика. 10 класс. Уравнение состояния идеального газаСкачать
Урок 147. Задачи на основное уравнение МКТ идеального газаСкачать
идеальный газ УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗАСкачать
Решение графических задач на тему Газовые законыСкачать
ЕГЭ по физике. Теория #25. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газаСкачать
Физика 10 класс. Газовые законы. Решение задачСкачать
Все формулы молекулярной физики, МКТ 10 класс, + преобразования и шпаргалкиСкачать
Уравнение состояния идеального газаСкачать
Тема 5. Уравнение состояния идеального газа. Давление смеси газов. Решение задач по темеСкачать
10 класс урок №39 Уравнение состояния идеального газаСкачать