Задачи и уравнения с дробями с ответами

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений табличным методом

Разделы: Математика

Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления.

В школьной математике знакомство с математическим моделированием основано, прежде всего, на решении текстовых задач. Текстовая задача несет в себе важные элементы математического моделирования. Решая ее, учащийся некие производственные, экономические, житейские связи зашифровывает с помощью математических символов, придавая им абстрактную математическую форму. Решая уравнения, учащийся расшифровывает результат, согласуя его со здравым смыслом. Вот почему решению текстовых задач, этому важнейшему мостику между математикой и ее приложениями должно уделяться особое внимание. При этом представляется, что техника решения текстовых задач может отрабатываться на любых задачах. Было бы наивным думать, что задача на движение, начинающаяся словами «Два автомобиля:» непременно предназначена для будущих водителей, а для школы со спортивным уклоном она должна начинаться словами «Два лыжника:».

Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия в решении реальной проблемы. Практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ГИА и ЕГЭ.

Однако, анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне.

Решению текстовых задач предшествует достаточно долгое время, отводимое на отработку решения уравнений. Начиная с 8 класса, как только выучены дробные рациональные выражения, решения задач по алгебре практически все сводятся к решению дробных рациональных уравнений, которые, в свою очередь, включают чаще всего решение квадратных уравнений.

В 8 классе решение задач с помощью дробных рациональных уравнений как показывает опыт эффективнее решать табличным методом, так как он является более наглядным, что важно для подготовки к ГИА в 9 классе.

Все задачи, решаемые с помощью дробных рациональных уравнений, можно разделить на несколько групп:

  • Задачи на движение по местности.
  • Задачи на движение по воде.
  • Задачи на работу.
  • Задачи на нахождение дробей и т.д.

Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов, и сводящихся к решению дробных рациональных уравнений. Затем можно приступать к решению более сложных задач. Рекомендуется подобрать разноуровневые задачи по каждому типу, что дает возможность работать со школьниками разных математических способностей.

Мы стараемся научить детей строить таблицы с данными величинами задачи, слева обозначаются объекты (автомобили, лодки, пешеходы, самолеты и т.д.), сверху в колонках — величины, характеризующие данную задачу, и обязательно единицы их измерения. И дети понимают, что из трех величин, зная две, всегда можно записать третью.

Приведем пример оформления задачи:

Автобус-экспресс отправился от вокзала в аэропорт, находящийся на расстоянии 120км от вокзала. Пассажир, опоздавший на 10 минут на автобус, решил добраться до аэропорта на такси. Скорость такси на 10км/ч больше скорости автобуса. С какой скорость ехал автобус, если он приехал в аэропорт одновременно с такси?

Пусть Задачи и уравнения с дробями с ответамикм/ч — скорость автобуса, тогда составим и заполним таблицу:

Скорость (км/ч)Время (ч)Путь (км)
АвтобусЗадачи и уравнения с дробями с ответамиЗадачи и уравнения с дробями с ответамиЗадачи и уравнения с дробями с ответами
ТаксиЗадачи и уравнения с дробями с ответамиЗадачи и уравнения с дробями с ответамиЗадачи и уравнения с дробями с ответами

Т.к. по условию задачи пассажир опоздал на автобус на 10 минут =Задачи и уравнения с дробями с ответамичаса, то составим и решим уравнение:

Задачи и уравнения с дробями с ответами, ОДЗ: Задачи и уравнения с дробями с ответами>0 (т.к. скорость положительна)

720(х+10) — 720х= х (х+10),

Далее решая квадратное уравнение, получаем:

-90 — не входит в ОДЗ, значит, скорость автобуса равна 80 км/ч.

Основная часть класса уверенно заполняет таблицу и составляет уравнение.

В зависимости от выделенного времени, обучаемым может быть предложен широкий спектр мероприятий — семинары, кружки, факультативы, индивидуальные и групповые консультации и т.д., в рамках которых обучаемые более глубоко осваивают решение задач с помощью уравнений.

Практикум по решению задач табличным методом с помощью дробных рациональных уравнений можно провести во второй половине дня на групповой консультации по математике, что целесообразно в рамках школы полного дня.

Список предлагаемых задач:

Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше ее знаменателя. Если к числителю этой дроби прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится на Задачи и уравнения с дробями с ответами. Найдите эту дробь.

Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?

Два комбайна убрали поле за 4 дня. За сколько дней мог убрать поле каждый комбайн, если одному из них для выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другому?

Моторная лодка прошла против течения 8 км и вернулась обратно, затратив на обратный путь на 30 мин меньше, чем при движении против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч.

Расстояние 700 км экспресс проходит на 4 часа быстрее товарного поезда, так как его скорость больше скорости товарного поезда на 20 км/ч. Определите скорость каждого из поездов, если известно, что они движутся с постоянной скоростью без остановок.

Мастеру на выполнение заказа потребуется на 5 дней меньше, чем его ученику, но при совместной работе они выполнят заказ на 4 дня быстрее, чем мастер, работающий в одиночку. За сколько дней выполнит заказ мастер, работая в одиночку?

На участке пути длиной 300 км поезд увеличил скорость на 10 км/ч, в результате чего прибыл на конечную станцию на 1 час раньше, чем планировалось по расписанию. С какой скоростью должен был идти поезд по расписанию?

Прозаик хочет набрать на компьютере рукопись объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5 страниц в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в день планирует набирать прозаик?

Дорога между пунктами А и В состоит из подъема и спуска, а ее длина равна 19 км. Пешеход прошел путь из А в В за 5 часов. Время его движения на спуске составило 4 часа. С какой скоростью пешеход шел на спуске, если скорость его движения на подъеме меньше скорости движения на спуске на 1 км/ч?

Велосипедист отправился с некоторой скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 88 км. Возвращаясь из В в А, он ехал поначалу с той же скоростью, но через 2 часа пути вынужден был сделать остановку на 10 минут. После этого он продолжил путь в А, увеличив скорость на 2 км/ч, и в результате затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В.

Количество решаемых задач может меняться в зависимости от отводимого на это время.

Используемая литература:

  • И.Л.Бродский, А.М.Видус, А.Б.Коротаев «Сборник текстовых задач по математике для профильных классов».
  • В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк «Дидактические материалы по алгебре 8 класс».
  • Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы под редакцией С.А.Шестакова.
  • Ш.А.Алимов, М.Ю.Колягин и др. «Алгебра 8 класс».
  • А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса».
  • Видео:Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

    Как решать уравнения с дробью? #shorts

    Задачи на дроби

    Продолжаем изучать элементарные задачи по математике. Данный урок посвящен задачам на дроби.

    Прежде чем решать задачи на дроби, необходимо досконально изучить все темы, касающиеся дробей. Ниже приведен список уроков, которые можно повторить.

    Каждая задача, приведенная в данном уроке, относится к категории элементарных. Если какая-то задача непонятна, это указывает на то, что предыдущий материал усвоен недостаточно хорошо.

    Видео:Уравнения с дробями. Алгебра 7 класс.Скачать

    Уравнения с дробями. Алгебра 7 класс.

    Задачи на дроби

    Задача 1. В классе Задачи и уравнения с дробями с ответамишкольников составляют отличники. Какую часть составляют остальные? Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.

    Решение

    Если Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют отличники, то составляют остальные

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 2. В классе школьников составляют отличники, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют хорошисты, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют троечники. Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 3. В классе 24 школьника. школьников составляют отличники, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют хорошисты, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют троечники. Сколько в классе отличников, хорошистов и троечников?

    Решение

    24 : 6 × 1 = 4 × 1 = 4 (отличника)

    24 : 6 × 3 = 4 × 3 = 12 (хорошистов)

    24 : 6 × 2 = 4 × 2 = 8 (троечников)

    Проверка

    4 + 12 + 8 = 24 (школьника)

    Задача 4. В классе школьников составляют отличники, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют хорошисты. Какую часть составляют троечники?

    Решение

    Школьники разделены на 6 частей. На одну из частей приходятся отличники, на три части — хорошисты. Нетрудно догадаться, что на остальные две части приходятся троечники. Значит Задачи и уравнения с дробями с ответамишкольников составляют троечники

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Не приводя рисунков можно сложить дроби и Задачи и уравнения с дробями с ответами, и полученный результат вычесть из дроби Задачи и уравнения с дробями с ответами, которая выражает всю часть школьников. Другими словами, сложить отличников и хорошистов, затем вычесть этих отличников и хорошистов из общего количества школьников

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 5. В классе 16 школьников. Из них Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют отличники, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют хорошисты. Сколько отличников и хорошистов в классе? Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.

    Решение

    16 : 4 × 1 = 4 × 1 = 4 (отличника)

    16 : 16 × 12 = 1 × 12 = 12 (хорошистов)

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 6. В классе 16 школьников. Из них Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют отличники, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют хорошисты, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют троечники. Сколько отличников, хорошистов и троечников в классе? Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.

    Решение

    16 : 8 × 1 = 2 × 1 = 2 (отличника)

    16 : 16 × 10 = 1 × 10 = 10 (хорошистов)

    16 : 4 = 4 (троечника)

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 7. Из зерен пшеницы производят полтавскую крупу, масса которой составляет Задачи и уравнения с дробями с ответамимассы зерна пшеницы, а остальное составляют кормовые отходы. Сколько можно получить полтавской крупы и кормовых отходов из 500 центнеров пшеницы

    Решение

    Найдем Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 500 центнеров:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Теперь найдем массу кормовых отходов. Для этого вычтем из 500 ц массу полтавской крупы:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Значит из 500 центнеров зерен пшеницы можно получить 320 центнеров полтавской крупы и 180 центнеров кормовых отходов.

    Задача 8. Килограмм сахара стоит 88 рублей. Сколько стоит Задачи и уравнения с дробями с ответамикг сахара? Задачи и уравнения с дробями с ответамикг? Задачи и уравнения с дробями с ответамикг? Задачи и уравнения с дробями с ответамикг?

    Решение

    1) Задачи и уравнения с дробями с ответамикг это половина одного килограмма. Если один килограмм стоит 88 рублей, то половина килограмма будет стоит половину от 88, то есть 44 рубля. Если найти половину от 88 рублей, мы получим 44 рубля

    44 × 1 = 44 рубля

    2) Задачи и уравнения с дробями с ответамикг это четверть килограмма. Если один килограмм стоит 88 рублей, то четверть килограмма будет стоит четверти от 88 рублей, то есть 22 рубля. Если найти Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 88 рублей, мы получим 22 рубля

    22 × 1 = 22 рубля

    3) Дробь Задачи и уравнения с дробями с ответамиозначает, что килограмм разделен на восемь частей, и оттуда взято три части. Если один килограмм стоит 88 рублей, то стоимость трех восьми килограмм будут стоить Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 88 рублей. Если найти Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 88 рублей, мы получим 33 рубля.

    4) Дробь Задачи и уравнения с дробями с ответамиозначает, что килограмм разделен на восемь частей, и оттуда взято одиннадцать частей. Но невозможно взять одиннадцать частей, если их только восемь. Мы имеем дело с неправильной дробью. Сначала выделим в ней целую часть:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Одиннадцать восьмых это один целый килограмм и Задачи и уравнения с дробями с ответамикилограмма. Теперь мы можем по отдельности найти стоимость одного целого килограмма и стоимость трёх восьмых килограммов. Один килограмм, как было указано выше стоит 88 рублей. Стоимость Задачи и уравнения с дробями с ответамикг мы также находили и получили 33 рубля. Значит Задачи и уравнения с дробями с ответамикг сахара будет стоит 88+33 рубля, то есть 121 рубль.

    Стоимость Задачи и уравнения с дробями с ответамиможно найти не выделяя целой части. Для этого достаточно найти Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 88.

    Но выделив целую часть можно хорошо понять, как сформировалась цена на Задачи и уравнения с дробями с ответамикг сахара.

    Задача 9. Финики содержат Задачи и уравнения с дробями с ответамисахара и Задачи и уравнения с дробями с ответамиминеральных солей. Сколько граммов каждого из веществ содержится в 4 кг фиников?

    Решение

    Узнаем сколько граммов сахара содержится в одном килограмме фиников. Один килограмм это тысяча грамм. Найдем Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 1000 грамм:

    В одном килограмме фиников содержится 720 грамм сахара. Чтобы узнать сколько грамм сахара содержится в четырех килограммах, нужно 720 умножить на 4

    Теперь узнаем сколько минеральных солей содержится в 4 килограммах фиников. Но сначала узнаем сколько минеральных солей содержится в одном килограмме. Один килограмм это тысяча грамм. Найдем Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 1000 грамм:

    В одном килограмме фиников содержится 15 грамм минеральных солей. Чтобы узнать сколько грамм минеральных солей содержится в четырех килограммах, нужно 15 умножить на 4

    Значит в 4 кг фиников содержится 2880 грамм сахара и 60 грамм минеральных солей.

    Решение для данной задачи можно записать значительно короче, двумя выражениями:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Суть в том, что от 4 килограмм нашли Задачи и уравнения с дробями с ответамии полученные 2,88 перевели в граммы, умножив на 1000. Тоже самое сделали и для минеральных солей — от 4 кг нашли Задачи и уравнения с дробями с ответамии получившиеся килограммы перевели в граммы, умножив на 1000. Обратите также внимание на то, что дробь от числа найдена упрощенным способом — прямым умножением числа на дробь.

    Задача 10. Поезд прошел 840 км, что составляет Задачи и уравнения с дробями с ответамиего пути. Какое расстояние ему осталось пройти? Каково расстояние всего пути?

    Решение

    В задаче говорится, что 840 км это Задачи и уравнения с дробями с ответамиот его пути. Знаменатель дроби Задачи и уравнения с дробями с ответамиуказывает на то, что весь путь разделен на семь равных частей, а числитель указывает на то, что четыре части этого пути уже пройдено и составляют 840 км. Поэтому, разделив 840 км на 4, мы узнаем сколько километров приходится на одну часть:

    А поскольку весь путь состоит из семи частей, то расстояние всего пути можно найти, умножив 210 на 7:

    210 × 7 = 1470 км.

    Теперь ответим на второй вопрос задачи — какое расстояние осталось пройти поезду? Если длина пути 1470 км, а пройдено 840, то оставшийся путь равен 1470−840, то есть 630

    Задача 11. Одна из групп, покорившая горную вершину Эверест, состояла из спортсменов, проводников и носильщиков. Спортсменов в группе было 25, число проводников составляло Задачи и уравнения с дробями с ответамичисла спортсменов, а число спортсменов и проводников вместе лишь 9/140 числа носильщиков. Сколько было носильщиков в этой экспедиции?

    Решение

    Спортсменов группе 25. Проводников составляет Задачи и уравнения с дробями с ответамичисла спортсменов. Найдем Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 25 и узнаем сколько в группе проводников:

    Спортсменов и проводников вместе — 45 человек. Это число составляет Задачи и уравнения с дробями с ответамиот числа носильщиков. Зная что Задачи и уравнения с дробями с ответамиот числа носильщиков это 45 человек, мы можем найти общее число носильщиков. Для этого найдем число по дроби:

    45 : 9 × 140 = 5 × 140 = 700

    Задача 12. В школу привезли 900 новых учебников, из них учебники по математике составляли Задачи и уравнения с дробями с ответамивсех книг, учебники по русскому языку Задачи и уравнения с дробями с ответамивсех книг, а остальные книги были по литературе. Сколько привезли книг по литературе

    Узнаем сколько составляют учебники по математике:

    900 : 25 × 8 = 288 (книг по математике)

    Узнаем сколько учебников по русскому языку:

    900 : 100 × 33 = 297 (книг по русскому языку)

    Узнаем сколько учебников по литературе. Для этого из общего числа книг вычтем учебники по математике и по русскому:

    900 – (288+297) = 900 – 585 = 315

    Проверка

    288 + 297 + 315 = 900

    Задача 13. В первый день продали Задачи и уравнения с дробями с ответами, а во второй день Задачи и уравнения с дробями с ответамипоступившего в магазин винограда. Какую часть винограда продали за два дня?

    Решение

    За два дня продали Задачи и уравнения с дробями с ответамивинограда. Эта часть получается путем сложения дробей Задачи и уравнения с дробями с ответамии Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Можно представить поступивший в магазин виноград в виде шести гроздей. Тогда Задачи и уравнения с дробями с ответамивинограда это две грозди, Задачи и уравнения с дробями с ответамивинограда — три грозди, а Задачи и уравнения с дробями с ответамивинограда это пять гроздей из шести, проданные за два дня. Ну и нетрудно увидеть, что осталась одна гроздь, выраженная дробь (одна гроздь из шести)

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 14. Вера в первый день прочитала Задачи и уравнения с дробями с ответамикниги, а во второй день на меньше. Какую часть книги прочитала Вера во второй день? Успела ли она прочитать книгу за два дня?

    Решение

    Определим часть книги, прочитанной во второй день. Сказано, что во второй день прочитано на меньше, чем в первый день. Поэтому из Задачи и уравнения с дробями с ответаминужно вычесть

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Во второй день Вера прочитала Задачи и уравнения с дробями с ответамикниги. Теперь ответим на второй вопрос задачи — успела ли Вера прочитать книгу за два дня? Сложим то, что Вера прочитала в первый и во второй день:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    За два дня Вера прочитала Задачи и уравнения с дробями с ответамикниги, но осталось ещё Задачи и уравнения с дробями с ответамикниги. Значит Вера не успела прочитать всю книгу за два дня.

    Сделаем проверку. Предположим что книга, которую читала Вера, имела 180 страниц. В первый день она прочла Задачи и уравнения с дробями с ответамикниги. Найдем Задачи и уравнения с дробями с ответамиот 180 страниц

    180 : 9 × 5 = 100 (страниц)

    Во второй день Вера прочитала на меньше, чем в первый. Найдем от 180 страниц, и вычтем полученный результат из 100 листов, прочитанных в первый день

    180 : 6 × 1 = 30 × 1 = 30 (страниц)

    100 − 30 = 70 (страниц во второй день)

    Проверим, являются ли 70 страниц Задачи и уравнения с дробями с ответамичастью книги:

    180 : 18 × 7 = 10 × 7 = 70 (страниц)

    Теперь ответим на второй вопрос задачи — успела ли Вера прочитать все 180 страниц за два дня. Ответ — не успела, поскольку за два дня она прочла только 170 страниц

    100 + 70 = 170 (страниц)

    Осталось прочесть еще 10 страниц. В задаче в роли остатка у нас была дробь Задачи и уравнения с дробями с ответами. Проверим являются ли 10 страниц Задачи и уравнения с дробями с ответамичастью книги?

    180 : 18 × 1 = 10 × 1 = 10 (страниц)

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 15. В одном пакете Задачи и уравнения с дробями с ответамикг, а в другом на Задачи и уравнения с дробями с ответамикг меньше. Сколько килограммов конфет в двух пакетах вместе?

    Решение

    Определим массу второго пакета. Она на Задачи и уравнения с дробями с ответамикг меньше, чем масса первого пакета. Поэтому из массы первого пакета вычтем массу второго:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Масса второго пакета Задачи и уравнения с дробями с ответамикг. Определим массу обоих пакетов. Сложим массу первого и массу второго:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Масса обоих пакетов Задачи и уравнения с дробями с ответамикг. А Задачи и уравнения с дробями с ответамикилограмма это 800 граммов. Можно решать такую задачу, работая с дробями, складывая и вычитая их. Также можно сначала найти число по данным в задаче дробям и приступить к решению. Так Задачи и уравнения с дробями с ответамикилограмма это 500 граммов, а Задачи и уравнения с дробями с ответамикг это 200 граммов

    1000 : 2 × 1 = 500 × 1 = 500 г

    1000 : 5 × 1 = 200 × 1 = 200 г

    Во втором пакете на 200 граммов меньше, поэтому чтобы определить массу второго пакета, нужно из 500 г вычесть 200 г

    500 − 200 = 300 г

    Ну и напоследок сложить массы обоих пакетов:

    500 + 300 = 800 г

    Задача 16. Туристы прошли путь от турбазы до озера за 4 дня. В первый день они прошли Задачи и уравнения с дробями с ответамивсего пути, во второй Задачи и уравнения с дробями с ответамиоставшегося пути, а в третий и четвертый дни проходили по 12 км. Чему равна длина всего пути от турбазы до озера?

    Решение

    В задаче сказано, что во второй день туристы прошли Задачи и уравнения с дробями с ответамиоставшегося пути . Дробь Задачи и уравнения с дробями с ответамиозначает, что оставшийся путь разделен на 7 равных частей, из них туристы прошли три части, но осталось пройти остальные Задачи и уравнения с дробями с ответами. На эти Задачи и уравнения с дробями с ответамиприходится то расстояние, которое туристы прошли в третий и четвертый день, то есть 24 км (по 12 км в каждом дне). Нарисуем наглядную схему, иллюстрирующую второй, третий и четвертый дни:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    В третий и четвертый день туристы прошли 24 км и это составляет Задачи и уравнения с дробями с ответамиот пути, пройденного во второй, третий и четвертый дни. Зная, что Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляют 24 км, мы можем найти весь путь, пройденный во второй, третий и четвертый день:

    24 : 4 × 7 = 6 × 7 = 42 км

    Во второй, третий и четвертый день туристы прошли 42 км. Теперь найдем Задачи и уравнения с дробями с ответамиот этого пути. Так мы узнаем сколько километров туристы прошли во второй день:

    42 : 7 × 3 = 6 × 3 = 18 км

    Теперь возвращаемся к началу задачи. Сказано, что в первый день туристы прошли Задачи и уравнения с дробями с ответамивсего пути. Весь путь разделен на четыре части, и на первую часть приходится путь, пройденный в первый день. А путь, который приходится на остальные три части, мы уже нашли — это 42 километра, пройденные во второй, третий и четвертый дни. Нарисуем наглядную схему, иллюстрирующую первый и остальные три дня:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Зная, что пути составляют 42 километра, мы можем найти длину всего пути:

    42 : 3 × 4 = 56 км

    Значит длина пути от турбазы до озера составляет 56 километров. Сделаем проверку. Для этого сложим все пути, пройденные туристами в каждый из четырех дней.

    Сначала найдем путь пройденный в первый день:

    56 : 4 × 1 = 14 (в первый день)

    14 + 18 + 12 + 12 = 56

    Задача из арифметики известного среднеазиатского математика Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век н. э.)

    «Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10»

    Изобразим число, которое мы хотим найти, в виде отрезка, разделенного на три части. В первой части отрезка отметим треть, во второй — четверть, оставшаяся третья часть будет изображать число 10.

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Сложим треть и четверть:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Теперь изобразим отрезок, разделенный на 12 частей. Отметим на нем дробь Задачи и уравнения с дробями с ответами, остальные пять частей пойдут на число 10:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Зная, что пять двенадцатых числа составляют число 10, мы можем найти всё число:

    10 : 5 × 12 = 2 × 12 = 24

    Мы нашли всё число — оно равно 24.

    Эту задачу можно решить не приводя рисунков. Для этого, сначала нужно сложить треть и четверть. Затем из единицы, которая играет роль неизвестного числа, вычесть результат сложения трети и четверти. Затем по полученной дроби определить всё число:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 17. Семья, состоящая из четырех человек, в месяц зарабатывает 80 тысяч рублей. Бюджет распланирован следующим образом: Задачи и уравнения с дробями с ответамина еду, Задачи и уравнения с дробями с ответамина коммунальные услуги, Задачи и уравнения с дробями с ответамина Интернет и ТВ, Задачи и уравнения с дробями с ответамина лечение и походы по врачам, Задачи и уравнения с дробями с ответамина пожертвование в детский дом, Задачи и уравнения с дробями с ответамина проживание в съемной квартире, Задачи и уравнения с дробями с ответамив копилку. Сколько денег выделено на еду, коммунальные услуги, на Интернет и ТВ, на лечение и походы по врачам, пожертвование на детский дом, на проживание в съемной квартире, и на копилку?

    Решение

    80 : 40 × 7 = 14 (тыс. на еду)

    80 : 20 × 1 = 4 × 1 = 4 тыс. (на коммунальные услуги)

    80 : 20 × 1 = 4 × 1 = 4 тыс. (на Интернет и ТВ)

    80 : 20 × 3 = 4 × 3 = 12 тыс. (на лечение и походы по врачам)

    80 : 10 × 1 = 8 × 1 = 8 тыс. (на пожертвование в детский дом)

    80 : 20 × 3 = 4 × 3 = 12 тыс. (на проживание в съемной квартире)

    80 : 40 × 13 = 2 × 13 = 26 тыс. (в копилку)

    Проверка

    14 + 4 + 4 + 12 + 8 + 12 + 26 = 80

    Задача 18. Туристы во время похода за первый час прошли Задачи и уравнения с дробями с ответамикм, а за второй на Задачи и уравнения с дробями с ответамикм больше. Сколько километров прошли туристы за два часа?

    Решение

    Найдем числа по дробям. Задачи и уравнения с дробями с ответамиэто три целых километра и семь десятых километра, а семь десятых километра это 700 метров:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответамиэто один целый километр и одна пятая километра, а одна пятая километра это 200 метров

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Определим длину пути, пройденного туристами за второй час. Для этого к 3 км 700 м нужно прибавить 1 км 200 м

    3 км 700 м + 1 км 200 м = 3700м + 1200м = 4900м = 4 км 900 м

    Определим длину пути, пройденного туристами за два часа:

    3 км 700 м + 4 км 900 = 3700м + 4900м = 8600м = 8 км 600 м

    Значит за два часа туристы прошли 8 километров и еще 600 метров. Решим эту задачу с помощью дробей. Так её можно значительно укоротить

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Получили ответ Задачи и уравнения с дробями с ответамикилометра. Это восемь целых километров и шесть десятых километра, а шесть десятых километра это шестьсот метров

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 19. Геологи прошли долину, расположенную между горами, за три дня. В первый день они прошли Задачи и уравнения с дробями с ответами, во второй Задачи и уравнения с дробями с ответамивсего пути и в третий оставшиеся 28 км. Вычислить длину пути, проходящего по долине.

    Решение

    Изобразим путь в виде отрезка, разделенного на три части. В первой части отметим Задачи и уравнения с дробями с ответамипути, во второй части Задачи и уравнения с дробями с ответамипути, в третьей части оставшиеся 28 километров:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Сложим части пути, пройденные в первый и во второй день:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    За первый и второй дни геологи прошли Задачи и уравнения с дробями с ответамивсего пути. На остальные Задачи и уравнения с дробями с ответамипути приходятся 28 километров, пройденные геологами в третий день. Зная, что 28 километров это Задачи и уравнения с дробями с ответамивсего пути, мы можем найти длину пути, проходящего по долине:

    28 : 4 × 9 = 7 × 9 = 63 км

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Проверка

    63 : 9 × 5 = 7 × 5 = 35

    63 : 9 × 4 = 7 × 4 = 28

    Задача 20. Для приготовления крема использовали сливки, сметану и сахарную пудру. Сметану и сливки составляют 844,76 кг, а сахарная пудра и сливки 739,1 кг. Сколько в отдельности сливок, сметаны и сахарной пудры содержится в 1020,85 кг крема?

    Решение

    сметана и сливки — 844,76 кг
    сахарная пудра и сливки — 739,1 кг

    Вытащим из 1020,85 кг крема сметану и сливки (844,76 кг). Так мы найдем массу сахарной пудры:

    1020,85 кг — 844,76 кг = 176,09 (кг сахарной пудры)

    Вытащим из сахарной пудры и сливок сахарную пудру (176,09 кг). Так мы найдем массу сливок:

    739,1 кг — 176,09 кг = 563,01 (кг сливок)

    Вытащим сливки из сметаны и сливок. Так мы найдем массу сметаны:

    844,76 кг — 563,01 кг = 281,75 (кг сметаны)

    176,09 (кг сахарная пудра)

    563,01 (кг сливки)

    281,75 (кг сметана)

    Проверка

    176,09 кг + 563,01 кг + 281,75 кг = 1020,85 кг

    1020,85 кг = 1020,85 кг

    Задача 21. Масса бидона, заполненного молоком равна 34 кг. Масса бидона, заполненного наполовину, равна 17,75 кг. Какова масса пустого бидона?

    Решение

    Вычтем из массы бидона, заполненного молоком, массу бидона заполненного наполовину. Так мы получим массу содержимого бидона, заполненного наполовину, но уже без учета массы бидона:

    34 кг − 17,75 кг = 16,25 кг

    16,25 это масса содержимого бидона заполненного наполовину. Умножим эту массу на 2, получим массу бидона заполненного полностью:

    16,25 кг × 2 = 32,5 кг

    32,5 кг это масса содержимого бидона. Чтобы вычислить массу пустого бидона, нужно из 34 кг вычесть массу его содержимого, то есть 32,5 кг

    34 кг − 32,5 кг = 1,5 кг

    Ответ: масса пустого бидона составляет 1,5 кг.

    Задача 22. Сливки составляют 0,1 массы молока, а сливочное масло составляет 0,3 массы сливок. Сколько сливочного масла можно получить из суточного надоя коровы, равного 15 кг молока?

    Решение

    Определим сколько килограмм сливок можно получить с 15 кг молока. Для этого найдем 0,1 часть от 15 кг.

    15 × 0,1 = 1,5 (кг сливок)

    Теперь определим сколько сливочного масла можно получить с 1,5 кг сливок. Для этого найдем 0,3 часть от 1,5 кг

    1,5 кг × 0,3 = 0,45 (кг сливочного масла)

    Ответ: из 15 кг молока можно получить 0,45 кг сливочного масла.

    Задача 23. 100 кг клея для линолеума содержат 55 кг асфальта, 15 кг канифоли, 5 кг олифы и 25 кг бензина. Какую часть этого клея образует каждая из его составляющих?

    Решение

    Представим, что 100 кг клея как 100 частей. Тогда на 55 частей приходится асфальт, на 15 частей — канифоль, на 5 частей — олифа, на 25 частей — бензин. Запишем эти части в виде дробей, и по возможности сократим получающиеся дроби:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Ответ: Задачи и уравнения с дробями с ответамиклея составляет асфальт, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляет канифоль, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляет олифа, Задачи и уравнения с дробями с ответамисоставляет бензин.

    Видео:Решить уравнение с дробями - Математика - 6 классСкачать

    Решить уравнение с дробями - Математика - 6 класс

    Задачи для самостоятельного решения

    Решение

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Ответ: масса двух пакетов вместе составляет 1 кг 300 г

    Решение

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Второй способ

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Ответ: театральное представление длилось 2 часа 10 минут.

    Решение

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Определим часть пути, пройденного лыжником за два часа движения. Для этого сложим дроби, выражающие пути пройденные за первый и второй час:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Определим часть пути, пройденного лыжником за третий час. Для этого из всех частей вычтем часть пути, пройденного за первый и второй час движения:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Ответ: в третий час лыжник прошел Задачи и уравнения с дробями с ответамивсего расстояния.

    Решение

    Определим часть школьников, которые участвовали в футболе, баскетболе и в прыжках:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Определим часть школьников, которые участвовали в беге:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Узнаем на какую часть бегунов больше (или меньше) чем футболистов. Для начала сравним дроби Задачи и уравнения с дробями с ответамии Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Требовалось узнать на какую часть бегунов больше (или меньше) чем футболистов. Мы выяснили, что бегунов меньше, чем футболистов. Выясним на какую часть их меньше:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Бегунов меньше, чем футболистов на Задачи и уравнения с дробями с ответамичасть.

    Теперь узнаем на какую часть бегунов больше (или меньше) чем баскетболистов. Для начала сравним дроби Задачи и уравнения с дробями с ответамии Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Требовалось узнать на какую часть бегунов больше (или меньше) чем баскетболистов. Мы выяснили, что бегунов больше, чем баскетболистов. Выясним на какую часть их больше:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Бегунов больше, чем баскетболистов на часть.

    Ответ: бегунов было на Задачи и уравнения с дробями с ответамичасть меньше, чем футболистов и на часть больше, чем баскетболистов.

    Задача 5. На выставке художественных работ представлена живопись, скульптура и графика. Задачи и уравнения с дробями с ответамивсех работ составляет скульптура, Задачи и уравнения с дробями с ответами– живопись, оставшуюся часть – графика. Какую часть всех работ составляет графика?

    Решение

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Сложим дроби, выражающие скульптуру и живопись:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Определим какую часть всех работ составляет графика:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Ответ: Задачи и уравнения с дробями с ответамивсех работ составляет графика.

    Задача 6. Рабочие отремонтировали дорогу длиной 820 м за три дня. Во вторник они отремонтировали Задачи и уравнения с дробями с ответамиэтой дороги, а в среду оставшейся части. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие в четверг?

    Решение

    Определим длину дороги, отремонтированной во вторник:

    820 : 5 × 2 = 328 м

    Определим длину дороги, отремонтированной в среду. Известно, что в этот день рабочие отремонтировали оставшейся дороги. Оставшаяся дорога это 820−328, то есть 492

    492 : 3 × 2 = 328 м

    Определим длину дороги, отремонтированной в четверг. Для этого вычтем из 820 длины дорог, отремонтированных во вторник и в среду:

    820 − (328 + 328) = 820 − 656 = 164 м

    Ответ: в четверг рабочие отремонтировали 164 метра дороги.

    Задача 7. В книге три рассказа. Наташа прочла первый рассказ за Задачи и уравнения с дробями с ответамич, на чтение второго рассказа она потратила на ч больше, а чтение третьего рассказа заняло на Задачи и уравнения с дробями с ответамич меньше, чем чтение первого и второго рассказов вместе. Сколько времени ушло у Наташи на чтение всей книги?

    Решение

    Определим время за которое Наташа прочитала первый рассказ. Она прочила его за треть часа. Треть часа это 20 минут

    60 : 3 × 1 = 20 минут

    Определим время за которое Наташа прочитала второй рассказ. Она прочила его на ч больше. часа это 10 минут. Прибавим к 20 минутам 10 минут, получим время чтения второго рассказа:

    20 + 10 = 30 минут

    Определим время за которое Наташа прочитала третий рассказ. Она прочитала его на Задачи и уравнения с дробями с ответамич меньше, чем чтение первого и второго рассказов вместе. Задачи и уравнения с дробями с ответамичаса это 35 минут. Вычтем 35 из времени, затраченного на чтение первого и второго рассказа вместе (50 м)

    Определим сколько времени ушло у Наташи на чтение всей книги:

    20 + 30 + 15 = 65 минут = 1 ч 5 минут

    На чтение всей книги у Наташи ушел 1 час и 5 минут. Решим эту задачу с помощью дробей. Так ее можно значительно укоротить:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответамиэто один целый час и Задачи и уравнения с дробями с ответамичаса, а одну двенадцатую часа составляют 5 минут.

    Ответ: на чтение всей книги у Наташи ушло Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задача 8. Из одной тонны хлопка-сырца можно изготовить 3400 м ткани, 1,05 ц пищевого масла и 0,225 т жмыха. Сколько метров ткани, пищевого масла и жмыха можно получить из 32,4 ц хлопка-сырца?

    Решение

    Переведем 32,4 ц в тонны. Одна тонна составляет 10 центнеров. Чтобы узнать сколько таких десять центнеров (имеется ввиду тонн) в 32,4 центнерах, нужно 32,4 разделить на 10

    Определим сколько метров ткани можно получить с 3,24 тонн хлопка-сырца. С одной тонны, как указано в задаче, получается 3400 метров ткани. А с 3,24 тонн будет получено в 3,24 раза больше ткани

    3400 × 3,24 = 11016 метров ткани.

    Определим сколько пищевого масла можно получить с 3,24 тонн хлопка-сырца. С одной тонны, как указано в задаче, получается 1,05 ц пищевого масла. А с 3,24 тонн будет получено в 3,24 раза больше масла

    1,05 × 3,24 = 3,402 центнера пищевого масла

    Определим сколько жмыха можно получить с 3,24 тонн хлопка-сырца. С одной тонны, как указано в задаче, получается 0,225 т жмыха. А с 3,24 тонн будет получено в 3,24 раза больше жмыха

    0,225 × 3,24 = 0,729 тонн жмыха

    Ответ: из 32,4 ц хлопка сырца можно получить 11016 метров ткани, 3,402 ц пищевого масла и 0,729 т жмыха.

    Решение

    Зная, что 0,2 всего пути составляют 12 км, мы можем найти весь путь. Чтобы найти неизвестное число по десятичной дроби, нужно известное число разделить на десятичную дробь

    Ответ: Туристы прошли 60 км.

    Решение

    Зная, что 0,7 книги составляют 56 страниц, мы можем узнать сколько всего страниц в книге. Чтобы найти неизвестное число по десятичной дроби, нужно известное число разделить на десятичную дробь

    56 : 0,7 = 80 (страниц всего)

    Узнаем сколько осталось прочитать

    80 − 56 = 24 (страницы осталось прочитать)

    Ответ: в книге 80 страниц. Прочитать осталось еще 24 страницы.

    Решение

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Разделим жилых домов на три части:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Теперь на треть многоэтажных домов приходится Задачи и уравнения с дробями с ответамивсех зданий. Изначально все здания были разделены на три равные части. Теперь они разделены на девять равных частей. Жилые дома, которые ранее выражались дробью , теперь выражаются дробью Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Чтобы узнать сколько многоэтажных домов приходится на две трети, умножим Задачи и уравнения с дробями с ответамина 2

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Ответ: жилые многоэтажные дома составляют Задачи и уравнения с дробями с ответамивсех зданий в городе.

    Решение

    Изобразим схематически один метр веревки:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Выделим на этом рисунке метра:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Здесь же выделим Задачи и уравнения с дробями с ответамиметра

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Не выделенным на м остался один кусочек. Узнаем, что это за кусочек. Для этого из вычтем Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    м это часть веревки, которую нужно отрезать. Тогда мы получим Задачи и уравнения с дробями с ответамим веревки.

    Теперь осталось узнать сколько раз м содержит м

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Значит, чтобы не производя измерений от м веревки отрезать Задачи и уравнения с дробями с ответамим, нужно эту веревку сложить вчетверо и отрезать одну часть. Оставшаяся часть и будет половиной от одного метра.

    Ответ: чтобы от веревки, длина которой м отрезать Задачи и уравнения с дробями с ответамим, нужно сложить эту веревку вчетверо и отрезать от неё одну часть. Оставшаяся часть станет Задачи и уравнения с дробями с ответамим веревки.

    Понравился урок?
    Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

    Возникло желание поддержать проект?
    Используй кнопку ниже

    Видео:Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать

    Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?

    30 thoughts on “Задачи на дроби”

    Здравствуйте! Очень благодарна вам за ваши труды. Очень все доступно объясняете.
    В задаче №2 есть опечатка. В условии одна целая пять шестых часа, а в решении одна целая две трети.

    Добавлю, что задача №2 в разделе самостоятельного решения.

    Здравствуйте! Спасибо вам большое за задачи!
    Но я никак не могу понять, почему в 16 задаче такое решение. Почему 3/7 оставшегося пути не вычисляются из 24км? Ведь второй день = 3/7 оставшегося пути, этот путь равен 24км. Он не может включать и второй день? Разве нет?

    24 км это путь, пройденный в третий и четвертый дни. А во второй день было пройдено совсем другое расстояние.

    Вообще, во второй, третий и четвертый дни всего было пройдено 42 км.

    Найдите от 42 км сначала 3/7 пути, а потом 4/7 пути. Сразу станет всё понятно 😉

    А откуда в 3-й задаче взялась дробь 15 на 15?

    Видео:Уравнение с дробямиСкачать

    Уравнение с дробями

    Решение уравнений с дробями

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    О чем эта статья:

    5 класс, 6 класс, 7 класс

    Видео:Уравнения с дробями 6 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать

    Уравнения с дробями 6 класс (задания, примеры) - как решать?

    Понятие дроби

    Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

    Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

    • обыкновенный вид — ½ или a/b,
    • десятичный вид — 0,5.

    Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

    Дроби бывают двух видов:

    1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
    2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

    Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

    Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

    Видео:Уравнение с дробями видео урок ( Математика 5 класс )Скачать

    Уравнение с дробями видео урок ( Математика 5 класс )

    Основные свойства дробей

    Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

    Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

    Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

    Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

    Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

    Видео:Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.Скачать

    Уравнения с дробями. Как решать уравнения с дробями в 5 классе.

    Понятие уравнения

    Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

    • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
    • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

    Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

    Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

    Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

    Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

    Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

    Что поможет в решении:

    • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
    • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
    • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
    Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

    Видео:Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 5 класс.Скачать

    Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 5 класс.

    Понятие дробного уравнения

    Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

    Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами Задачи и уравнения с дробями с ответами

    На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

    Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

    Видео:Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.Скачать

    Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.

    Как решать уравнения с дробями

    1. Метод пропорции

    Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

    Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    2. Метод избавления от дробей

    Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

    • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
    • умножить на это число каждый член уравнения.

    Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

    Что еще важно учитывать при решении

    • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
    • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

    Универсальный алгоритм решения

    Определить область допустимых значений.

    Найти общий знаменатель.

    Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

    Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

    Решить полученное уравнение.

    Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

    Записать ответ, который прошел проверку.

    Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

    Видео:Как решать Уравнения с дробями ( Математика 5 класс )Скачать

    Как решать Уравнения с дробями ( Математика 5 класс )

    Примеры решения дробных уравнений

    Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

    Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

    1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
    2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
    3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

    Решим обычное уравнение.

    Пример 2. Найти корень уравненияЗадачи и уравнения с дробями с ответами

    1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
    2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
    3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Переведем новый множитель в числитель..

    Задачи и уравнения с дробями с ответами

    Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

    Пример 3. Решить дробное уравнение: Задачи и уравнения с дробями с ответами

      Найти общий знаменатель:

    Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

    Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

    Решим полученное квадратное уравнение:

    Получили два возможных корня:

    Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

    Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • 📹 Видео

    Сложное уравнение с дробями. Алгебра 7 класс.Скачать

    Сложное уравнение с дробями. Алгебра 7 класс.

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

    Решение уравнений, 6 классСкачать

    Решение уравнений, 6 класс

    Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

    Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

    Уравнение. 5 класс.Скачать

    Уравнение. 5 класс.

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 6 класс.Скачать

    Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 6 класс.

    Уравнения с дробями ( Математика - 5 класс )Скачать

    Уравнения с дробями ( Математика - 5 класс )

    Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

    Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?
    Поделиться или сохранить к себе: