Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого

Видео:11 класс, 26 урок, Равносильность уравненийСкачать

11 класс, 26 урок, Равносильность уравнений

Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого

Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого

Учебный элемент № 1.
Цель: закрепить понятие «следствие уравнения», навык выяснения, какое из уравнений является следствием другого.

Указания учителя: вспомните определение следствия уравнения. «Если все корни первого уравнения являются корнями второго, то второе уравнение называется следствием первого».

Пример: выяснить какое из уравнений (х – 5)(х – 3)=0 (1) и х – 5=0 (2) является следствием другого.

Решение: первое уравнение имеет корни х1=5 и х2=3, а второе – единственный корень х=5. Поэтому первое уравнение является следствием второго.
Задания самостоятельной работы (на 10 мин).
Выяснить, какое из двух данных уравнений является следствием другого.

1 вариант.2 вариант.
х + 4 = 0 и (х – 1)(х + 4). (3 балла)2 – х = 0 и 4 – х 2 = 0. (3 балла)
х 2 +3х – 10 = 0 и х – 2 = 0 (4 балла)х 2 + х – 6 = 0 и х + 3 = 0.(4 балла)

Записать какое – нибудь следствие уравнения.

3х = 4. (3 балла)5х = — 7. (3 балла)
х 2 + 1 = 0. (3 балла)Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого= 0. (3 балла)

Список правильных ответов и критерии оценивания ученик получает от учителя. Учащийся исправляет ошибки и проставляет число заработанных баллов в оценочный лист. Если он набрал 9 баллов или больше, то переходит к следующему учебному элементу. Если же набрано меньше 9 баллов, то следует прорешать задания другого варианта, аналогичные тем, в которых была допущена ошибка, и проставить набранные баллы в графу «корректирующие задания».
Учебный элемент № 2.
Цель: закрепить понятие «равносильные уравнения», навык определения равносильных уравнений.

Указания учителя: прочитайте внимательно данные ниже пояснения и выполните самостоятельную работу.

Уравнения, имеющие одно и то же множество корней называются, равносильными. Два уравнения, не имеющие корней, так же являются равносильными. Любое из двух равносильных уравнений является следствием другого.

Пример:3х – 3 = 0х – 1 = 0.
3(х – 1)=0х2 = 1.
х – 1 = 0.х1 = 1

Большинство уравнений решаются с помощью перехода от данного уравнения к равносильному. Так решаются уравнения первой степени с одним неизвестным, квадратные уравнения, показательные уравнения. Уравнение заменяется ему равносильным при следующих преобразованиях:

  1. любой член уравнения можно переносить из одной части в другую, изменив его знак на противоположный;
  2. обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

При делении обеих частей уравнения на выражение, содержащее неизвестное, может произойти потеря корня!

1способ2 способ

Пример: x lg ( x + 2) = — x Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого : x x lg ( x + 2) = — x ОДЗ: х + 2 >0 lg (x +2) = — 1 x lg(x + 2) + x = 0 x > -2. lg ( x + 2) = lg Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого x ( lg ( x + 2) + 1) = 0

x + 2 = 0,1Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого

x = — 1,9Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого

Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого

В первом случае произошла потеря корня. Преобразования, которые приводят к потере корней, при решении уравнений производить нельзя!
Задания самостоятельной работы (на 10 мин).
Объяснить, почему данные уравнения равносильны.

1 вариант.2 вариант.
3х = 6 и 3х + 2 = 8. (3 балла)2Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другогох = 15 и 7х = 45. (3 балла)
18х 2 – х = 3 и 18х 2 = 3 + х. (3 балла) 2 – 5 = 2х и 7х 2 – 2х = 5. (3 балла)
5х = 20 и 10(х –4) = 0. (3 балла)10х = 3 и Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого = 0. (3 балла)

Выяснить, равносильны ли уравнения.

15х = 3 и 5х – 1 = 0. (3 балла)х 2 = 4 и (х – 2)(х + 2) = 0. (3 балла)
2 х+1 = 4 и х – 1 = 0. (4 балла)3 х – 7 = 2 и 3х = 6. (4 балла)

Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они есть, проставьте количество в оценочные листы.

Если вы набрали 12 баллов, то переходите к следующему этапу, если же меньше, то решайте задание другого варианта, аналогичное тому, в котором ошиблись.
Учебный элемент № 3.
Цель: закрепить навык решения простейших логарифмических уравнений.

Указания учителя: внимательно прочитайте данные ниже пояснения и выполните задания.

Простейшее логарифмическое уравнение имеет вид:logaf(x) =logag(x), где, а>0,aВыяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого1. Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

  1. преобразовать логарифмическое уравнение к видуlogaf(x) =logag(x) и воспользоваться теоремой: «Еслиlogaf(x) =logag(x), где, а>0,aВыяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого1,f(x)>0,g(x)>0, тоf(x) =g(x)». Из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствамf(x)>0 иg(x)>0; остальные корни уравненияf(x) =g(x) являются посторонними для уравненияlogaf(x) =logag(x);
  2. метод введения новой переменной.

ОДЗ: Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого
применив свойство суммы логарифмов, заменим данное уравнение его следствием:

по теореме обратной теореме Виета находим корни:

Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другогох2 = -5. Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другогоОДЗ (при х = -5 левая часть уравнения теряет смысл.) Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другогох =1 является корнем исходного уравнения, а х = -5 – посторонний корень.

Ответ: х = 1.
Задания самостоятельной работы (на 20 мин).
Решите уравнение.

1 вариант.2 вариант.
log2 x = 3. (2 балла)log3 x = 2. (2 балла)
log4 x = Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого. (2 балла)log25 x = Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого. (2 балла)
ln(x – 3) = ln 2. (3 балла)lg(1 – 5x) = lg 1. (3 балла)
lg(x + Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого) + lg(x Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого) = 0. (4 балла)lg(x – 1) + lg(x + 1) = 0. (4 балла)
log2 (x – 2) + log2 (x – 3) = 1. (4 балла)log3 (5 – x) + log3 ( -1 – x) = 3. (4 балла)
lg(x 2 – 9) – lg(x – 3) = 0. (4 балла)log5 (x 2 – 4) – log5 (x – 2) = 0. (4 балла)
log6 (x – 1) – log6 (2x – 11) = log6 2. (4 балла)ln(3x –1) – ln(x + 5) = ln 5. (4 балла)

Если набрано 17 баллов, то переходите к следующему элементу. Если меньше, то прорешайте соответствующее задание другого варианта.
Учебный элемент № 4.
Цель: уметь применять полученные знания при решении задач.

Указания учителя: вы прошли 1 уровень усвоения материала. Теперь вам самостоятельно придется выбрать метод решения уравнений. Вспомните свойства логарифмов, основное логарифмическое тождество, формулу перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Для этого прочитайте текст учебника А.Н Колмогорова и др. «Алгебра и начала математического анализа, 10 – 11 классы» на стр. 233 – 235. Выполните письменно самостоятельную работу.
Задания самостоятельной работы (на 20 мин).
Решите уравнение.

1 вариант.2 вариант.
log7 (2x 2 – 7x + 6) – log7 (x – 2) = log7 x. (5 б)log11 (2x 2 –9x + 5) – log11 x = log11 (x – 3) (5 б)
lgВыяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого=lg x (5 баллов)lgВыяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого=lg x. (5 баллов)
log13 log3 log2 (x 2 + 2x) = 0. (5 баллов)log0,8 log2 log3 (x 2 + 3x – 1) = 0. (5 баллов)
2log2 x = 3log3 x. (5 баллов)3log4 x = 2log3 x. (5 баллов)

Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они есть. Проставьте баллы в оценочные листы.

Если набрано 15 баллов или больше, то переходите к следующему учебному элементу, если меньше, то решайте задания другого варианта, аналогичные тем, в которых была допущена ошибка.
Учебный элемент № 5.
Цель: творчески применять полученные знания в новых условиях.

Указания учителя: молодцы! Вы освоили решение уравнений 2 уровня сложности. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.
Задания для самостоятельной работы.
(Они даются в одном варианте и не ограничиваются временными рамками, так как их решают далеко не все учащиеся. А время, отводимое на эту работу, определяется ситуацией на уроке.)

  1. Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другогоlg(x2+ x – 5) = lg 5x + lgВыяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого. (6 баллов).
  2. log2(x + 1) + 2 log4(x + 5) = 8 + log0,58.(7баллов).
  3. log3x + logВыяснить какое из двух данных уравнений является следствием другогоx – logВыяснить какое из двух данных уравнений является следствием другогоx = 6.(8баллов).
  4. Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого(7баллов).

5. Выяснить какое из двух данных уравнений является следствием другого(6 баллов).
Проверьте и оцените свои работы. Исправьте ошибки, если они есть, подсчитайте количество баллов. Проставьте количество баллов в оценочный лист. Оцените свои работы.

Наиболее доходной отраслью сельского хозяйства является неуплата налогов. Михал Огурек
ещё >>

Видео:Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)

1. Понятие уравнения и его корней

Равенство с переменной называ­ется уравнением. В общем виде урав­нение с одной переменной x записы­вают так: f (я) = g (я).

Под этой краткой записью пони­мают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны.

2х = —1 — линейное уравнение; х 2 — 3х + 2 = 0 — квадратное уравнение; чJx + 2 = x — иррациональное уравнение (содер­жит переменную под знаком корня).

Корнем (или решением) уравне­ния с одной переменной называется значение переменной, при подста­новке которого в уравнение получа­ется верное равенство.

Решить уравнение — значит най­ти все его корни (и обосновать, что других корней нет) или доказать, что корней нет.

x = 2 — корень уравнения /x + 2 = x, так как при x = 2 получаем верное равенство: -Д = 2, то есть 2 = 2.

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых зна­чений (или областью опреде­ления) уравнения называется общая область определения для функций f (x) и g (x), стоя­щих в левой и правой частях уравнения.

Для уравнения л/x + 2 = x ОДЗ: x + 2 1 0, то есть x 1 —2, так как область определения функции f (x) = yj x + 2 опре­деляется условием: x + 2 1 0, а область определения функции g (x) = x — множе­ство всех действительных чисел.

Если каждый корень первого уравне­ния является корнем второго, то второе уравнение называется следствием пер­вого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последую­щего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-след­ствий не происходит потери корней ис­ходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при исполь­зовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в ис­ходное уравнение является составной час­тью решения (см. пункт 5 этой таблицы).

► Возведем обе части уравне­ния в квадрат:

(x + 2) = x 2 , x + 2 = x 2 , x 2 — x — 2 = 0, x1 = 2, x2 = —1. Проверка. x = 2 — корень (см. выше); x = —1 — посторонний ко­рень (при х = —1 получаем не­верное равенство 1 = —1). Ответ: 2. 2 = х обла­стью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так. ОДЗ: R, поскольку функции f (x) = x 2 и g (x) = x имеют области определения R.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как об­ласти определения функции f (x), так и области определения функции g (x) (иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каж­дый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении л/x — 2 + /1 — x = x функция g (x) = x определена при всех действительных значениях x, а функция f (x) = л/x — 2 + VT — x ко при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрица­тельные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается систе-

мой -! из которой получаем систему -! не имеющую решений.

[1 — x 10, [x 2 — 1 = 0. Но тогда верно, что (х — 1)(х + 1) = 0. Последнее урав­нение имеет два корня: х = 1 и х = —1. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень х = 1 удовлетворяет исходному уравнению. По­чему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гаран­тируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не яв­ляется корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень явля­ется посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторон­них корней рассмотрены в таблице 7 на с. 54.) Таким образом, чтобы пра­вильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходи­мо помнить еще один о р и е н т и р: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстанов­кой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 6. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию мож­но обозначить специальным значком ^, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок запи­сан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями- следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо вклю­чить проверку полученных корней.

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, ко­торые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае урав­нения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом 0).

В курсе алгебры и начал математического анализа мы будем рассматри­вать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множе-
стве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то
есть каждый корень первого уравнения является корнем второго

и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем
первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения х + 3 = 0 и 2х + 6 = 0 — равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень х = —3 и других корней не имеют, таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе.

При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое от­личается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равно­сильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рас­смотреть уравнения:

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень х = 1, а уравнение (4) — два корня: х = 1 и х = —1. Таким образом, на множестве всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, по­скольку у уравнения (4) есть корень х = —1, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равно­

сильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень х = 1 и уравнение (4) также имеет единственный положительный корень х = 1. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем слу­чае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и си­стем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного урав­нения (неравенства или системы). Отметим, что в том случае, когда ОДЗ за­данного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Ix + 2 = x ОДЗ задается неравенством х + 2 1 0. Когда мы переходим к уравнению х + 2 = х 2 , то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение х 2 , стоящее в пра­вой части этого равенства, всегда неотрицательно (х 2 1 0), таким образом, и равное ему выражение х + 2 также будет неотрицательным: х + 2 1 0. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (х + 2 1 0) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения yjx + 2 = x к уравнению х + 2 = х 2 ОДЗ заданного уравнения можно не запи­сывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий.

Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравне­ний, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый о р и — ентир для выполнения равносильных преобразований уравнений.

По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и наоборот — каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантиро­вать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму (с. 49).

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и га­рантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из опреде­ления равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при

выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать со­хранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым о р и — ен т и р ом для решения уравнений с помощью равносильных преобразова­ний. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 6.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований урав-

——- = 0, достаточно учесть его ОДЗ: х + 1 Ф 0 и условие равенства

дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внима­ние на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

= 0. ► ОДЗ: х + 1 Ф 0. Тогда х 2 —1 = 0. Отсюда х = 1 (удовлетворяет

условию ОДЗ) или х = —1 (не удовлетворяет условию ОДЗ). Ответ: 1. 2 + л/ x — 2 = 6x + >/ x — 2. Перенесем из правой части уравнения в левую слагаемое tx — 2 с противоположным знаком и приведем подобные члены.

Получим х 2 — 6х = 0, х1 = 0, х2 = 6

к уравнению, ОДЗ которого шире, чем ОДЗ заданного уравнения;

Приведение обе­их частей урав­нения к обще­му знаменателю (при сокращении знаменателя)

4 + 7 = 4 x + 2 x + 3 x 2 + 5x + 6 Умножим обе части уравнения на общий знаменатель всех дробей (х + 2)(х + 3).

4 (х + 3) + 7 (х + 2) = 4,

Возведение обеих частей иррацио­нального уравне­ния в квадрат

yj2x +1 =Vx. 2х + 1 = х,

б) выполне­ние преоб­разований, при которых происходит неявное умно­жение на нуль;

Умножение обеих частей уравнения на выражение с пере­менной

х 2 + х + 1 = 0. Умножим обе части уравнения на х —1.

(х — 1)(х 2 + х + 1) = 0. Получим х 3 — 1 = 0, х = 1

Как получить правильное (или полное) решение

Пример правильного (или полного) решения

при решении уравнения

х1 = 0 не является корнем заданного уравнения

Выполнить про­верку подстановкой корней в заданное уравнение

x 2 + V x — 2 = 6x + >/ x — 2.

► х 2 — 6х = 0, х1 = 0, х2 = 6. Проверка показывает, что х1 = 0 — посторонний корень, х2 = 6 — корень.

Ответ: 6. x + 2 x + 3 x 2 + 5x + 6

► 4 (x + 3) + 7 (x + 2) = 4;

11x = —22, x = —2. Проверка показывает, что х = -2 — посторонний корень. Ответ: корней нет. 2 + х + 1 = 0.

► D = —3 2 = (2х + 1) 2 . Получим 3х 2 + 6х = 0, х1 = 0, х2 = —2

2. Потеря корней

Явное или неяв­ное сужение ОДЗ заданного урав­нения, в частно­сти выполнение преобразований, в ходе которых происходит не­явное деление на нуль

1. Деление обеих ча­стей уравнения на выражение с пе­ременной

Поделив обе части уравнения на х, получим

2. Сложение, вычи­тание, умноже­ние или деление обеих частей уравнения на выражение, ОДЗ которого уже, чем ОДЗ задан­ного уравнения

Если к обеим частям уравнения прибавить [x, то получим уравнение

x 2 + yfx = 1 + yfx, у которого только один корень х = 1

Видео:Равносильность уравнений. Уравнение – следствие | Алгебра 11 класс #24 | ИнфоурокСкачать

Равносильность уравнений. Уравнение – следствие | Алгебра 11 класс #24 | Инфоурок

Равносильные уравнения, преобразование уравнений

Некоторые преобразования позволяют нам перейти от решаемого уравнения к равносильным, а также к уравнениям-следствиям, благодаря чему упрощается решение первоначального уравнения. В данном материале мы расскажем, что из себя представляют эти уравнения, сформулируем основные определения, проиллюстрируем их наглядными примерами и поясним, как именно осуществляется вычисление корней исходного уравнения по корням уравнения-следствия или равносильного уравнения.

Видео:Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Понятие равносильных уравнений

Равносильными называются такие уравнения, имеющие одни и те же корни, или же те, в которых корней нет.

Определения такого типа часто встречаются в различных учебниках. Приведем несколько примеров.

Уравнение f ( x ) = g ( x ) считается равносильным уравнению r ( x ) = s ( x ) , если у них одинаковые корни или у них обоих нет корней.

Уравнения с одинаковыми корнями считаются равносильными. Также ими считаются два уравнения, одинаково не имеющие корней.

Если уравнение f ( x ) = g ( x ) имеет то же множество корней, что и уравнение p ( x ) = h ( x ) , то они считаются равносильными по отношению друг к другу.

Когда мы говорим о совпадающем множестве корней, то имеем в виду, что если определенное число будет корнем одного уравнения, то оно подойдет в качестве решения и другому уравнению. Ни одно из уравнений, являющихся равносильными, не может иметь такого корня, который не подходит для другого.

Приведем несколько примеров таких уравнений.

Например, равносильными будут 4 · x = 8 , 2 · x = 4 и x = 2 , поскольку каждое из них имеет только один корень – двойку. Также равносильными будут x · 0 = 0 и 2 + x = x + 2 , поскольку их корнями могут быть любые числа, то есть множества их решений совпадают. Также равносильными будут уравнения x = x + 5 и x 4 = − 1 , каждое из которых не имеет ни одного решения.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров неравносильных уравнений.

К примеру, таковыми будут x = 2 и x 2 = 4 , поскольку их корни отличаются. То же относится и к уравнениям x x = 1 и x 2 + 5 x 2 + 5 , потому что во втором решением может быть любое число, а во втором корнем не может быть 0 .

Определения, данные выше, подойдут и для уравнений с несколькими переменными, однако в том случае, когда мы говорим о двух, трех и более корнях, более уместно выражение «решение уравнения». Таким образом, подытожим: равносильные уравнения – это те уравнения, у которых одни и те же решения или их совсем нет.

Возьмем примеры уравнений, которые содержат несколько переменных и являются равносильными друг другу. Так, x 2 + y 2 + z 2 = 0 и 5 · x 2 + x 2 · y 4 · z 8 = 0 включают в себя по три переменных и имеют только одно решение, равное 0 , во всех трех случаях. А пара уравнений x + y = 5 и x · y = 1 равносильной по отношению друг к другу не будет, поскольку, например, значения 5 и 3 подойдут для первого, но не будут решением второго: при подстановке их в первое уравнение мы получим верное равенство, а во второе – неверное.

Видео:Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.

Понятие уравнений-следствий

Процитируем несколько примеров определений уравнений-следствий, взятых из учебных пособий.

Следствием уравнения f ( x ) = g ( x ) будет уравнение p ( x ) = h ( x ) при условии, что каждый корень первого уравнения будет в то же время корнем второго.

🎬 Видео

§19 Логарифмические уравненияСкачать

§19 Логарифмические уравнения

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Уравнение следствиеСкачать

Уравнение следствие

Отношение двух чисел. 6 класс.Скачать

Отношение двух чисел. 6 класс.

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

СЛЕДСТВИЕ ВЫЯСНЯЕТ, ЧТО ОН БЫЛ НЕОБЩИТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, В КВАРТИРУ НИКОГО НЕ ПУСКАЛ, НО... | ВЕЩДОКСкачать

СЛЕДСТВИЕ ВЫЯСНЯЕТ, ЧТО ОН БЫЛ НЕОБЩИТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, В КВАРТИРУ НИКОГО НЕ ПУСКАЛ, НО... | ВЕЩДОК

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

11 класс, 28 урок, Равносильность неравенствСкачать

11 класс, 28 урок, Равносильность неравенств

Признаки равенства треугольников. 7 класс.Скачать

Признаки равенства треугольников. 7 класс.

Равносильные уравнения и неравенства. 10 класс. Алгебра.Скачать

Равносильные уравнения и неравенства. 10 класс. Алгебра.

Алгебра 11 класс (Урок№50 - Системы уравнений. Методы решения систем уравнений.)Скачать

Алгебра 11 класс (Урок№50 - Системы уравнений. Методы решения систем уравнений.)

Алгебра 10 класс 7 неделя Равносильные уравнения и неравенстваСкачать

Алгебра 10 класс 7 неделя Равносильные уравнения и неравенства

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэСкачать

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэ

Алгебра 7 класс. Системы уравнения как модели реальных ситуацийСкачать

Алгебра 7 класс. Системы уравнения как модели реальных ситуаций

AI Lecture 9 / part 3 - PyMc3Скачать

AI Lecture 9 / part 3 - PyMc3
Поделиться или сохранить к себе: