Рассмотрим принципиальную схему установки турбины (рис. 4а). Из верхнего бьефа вода через водоприёмник и напорный водовод подводится к турбине (сеч. I-I) и, пройдя через неё, выпускается из отсасывающей трубы (сеч. В-В) в нижний бьеф или отводящий водовод. Разность отметок бьефов называется статическим напором ГЭС Нст, м,
Напор турбины Н, м, представляет собой разность удельных энергий е1 на входе в турбину и евых на выходе из неё:
Рис. 4 Схема установки турбины на гидроэлектростанции
В соответствии с уравнением для определения удельной энергии потока можно записать:
,
где v1 — средняя скорость в сечении I-I
Для нахождения составим уравнение Бернулли для сечений 0-0 в верхнем бьефе и I-I – у входа в турбину относительно отметки уровня нижнего бьефа
,
где
hпот — гидравлические потери в подводящем водоводе по длине и местные (на вход в водоприёмник, на повороты и др).
учитывая, что , из уравнения определяем пьезометрическую высоту
(3)
Если отнести выходное сечение турбины к нижнему бьефу (сеч. 2-2), то удельная энергия евых относительно уровня нижнего бьефа будет равна:
В итоге напор турбины согласно (2) представляется соотношением
Этот напор называется напором турбинной установки нетто.(Разность удельных энергий верхнего и нижнего бьефов называется напором бруттоНб = е0 – е2 или , т.е. он отличается то напора нетто на размер потерь).
Поскольку разность скоростных напоров в (4) мала, её можно не учитывать. Тогда получаем выражение для напора турбины
которое широко используется при расчётах. Следует иметь в виду, что hпот представляет сумму всех гидравлических потерь в водоводах, подводящих воду к турбине из верхнего бьефа и отводящих её от турбин в нижний бьеф.
При точных расчётах, например, при проверке гарантий на мощность и КПД турбины, напор определяют в соответствии с принятыми международными правилами.
В этом случае выходная энергия берётся по выходящему сечению отсасывающей трубы В-В (рис. 4, а и б), причём давление находится по показанию установленных здесь пьезометров.
Часто уровень в этих пьезометрах оказывается ниже уровня нижнего бьефа на Δ hвых . Эта величина называется перепадом восстановления и является результатом восстановления части кинетической энергии воды на выходе из отсасывающей трубы :
.
При расчётах принимают наиболее благоприятные условия, когда αвых= 1 и напор турбины выражается формулой:
.
Напор Н по (2) показывает, насколько уменьшается удельная энергия воды, Дж/н, при прохождении через турбину.
Поскольку расход, пропускаемый турбиной, Q , м 3 /с, а весовой расход ρgQ , н/с, то энергия, теряемая жидкостью в 1с при прохождении через турбину, т.е. мощность NЖ, отбираемая турбиной от протекающей жидкости, составляет:
Однако не вся эта мощность передаётся валу и полезно используется, так как имеются потери энергии в самой турбине, что учитывает коэффициент полезного действия (КПД) турбины η
(7)
где N – полезная мощность на валу.
Из (6) и (7) находим формулу для определения полезной мощности турбины:
Здесь N — в Вт. В подавляющем большинстве случаев турбины работают на чистой пресной воде, у которой ρ = 1000 кг/м 3 . Для этих условий при g = 9,81 м/с 2 , учитывая, что 1000 Вт = 1 кВт, получаем
Здесь Q – в м 3 /с, H — в м, при этом N – в кВт.
Эта формула широко используется при проектировании ГЭС и расчётах турбин.
КПД турбин достигает достаточно высоких значений и при наиболее благоприятном режиме работы составляет 0,94 – 0,95 или 94 – 95 %; в условиях максимальной нагрузки 0,88 – 0,93 или 88 – 93 %.
Турбина предназначена для преобразования механической энергии протекающей через неё воды в полезную энергию на вращающемся валу. В связи с этим главным показателем, характеризующим вид (систему) турбины, является форма и устройство её проточного тракта, состоящего из трёх основных элементов: рабочего колеса (рабочий орган турбины), устройств, подводящих воду к рабочему колесу, устройств, отводящих воду от рабочего колеса.
Существует большое количество различных видов турбин, однако в практике гидроэнергетического строительства широко используются лишь четыре вида турбин:
Осевые, диагональные, радиально – осевые и ковшовые.
Рассмотрим схемы их устройства и принцип действия
2.1.Осевые турбины (рис. 5) (за рубежом их обычно называют турбины Каплана) являются низконапорными турбинами, они используются при малых напорах – от 1-3 до 60-70 м.
Рабочее колесо осевой турбины, состоящее из лопастей рабочего колеса 1, укреплённых на втулке 2 с обтекателем 3, соединено с валом 12. Количество лопастей рабочего колеса может быть различным – от 4 до 8: чем больше напор, тем больше количество лопастей. Лопасти могут быть укреплены жёстко, с каким-то определённым углом наклона, в этом случае турбина называется пропеллерной. Однако для крупных ГЭС лопасти делаются поворотными, т.е. на ходу, в зависимости от условий работы (нагрузка, напор), угол установки лопастей может изменяться. Такие турбины называются поворотно — лопастными.
Поворотно-лопастные турбины сложнее пропеллерных, но у них выше энергетические показатели.
Рабочее колесо с валом представляет собой вращающуюся часть турбины. Диаметр рабочего колеса D1 является параметром, характеризующим размер турбины.
Как видно из рисунка, поток входит на рабочее колесо и выходит в осевом направлении. Это и послужило основанием для названия этого вида турбины – «осевая».
Подвод воды к рабочему колесу осуществляется по турбинной камере, через статор (крышка турбины — 7) и направляющий аппарат.
Направляющий аппарат состоит из направляющих лопаток 8, образующих кольцевую решётку лопастей, создающую закрутку потока перед его входом на лопасти рабочего колеса. Эта закрутка проявляется в том, что вектор скорости v0 на выходе из направляющего аппарата направлен под некоторым углом к радиусу.
Кроме того, лопатки направляющего аппарата используются для регулирования мощности, развиваемой турбиной. С этой целью каждая лопатка может поворачиваться на оси и, при синхронном повороте всех лопаток на некоторый угол, изменяется открытие d0 от некоторого максимального значения до нуля. Соответственно изменяется пропускной расход и мощность.
Отвод воды от рабочего колеса осуществляется с помощью отсасывающей трубы, представляющей собой расширяющийся водовод (диффузор), обеспечивающий плавное снижение скорости до выхода потока в нижний бьеф. Такое снижение скорости позволяет уменьшить кинетическую энергию потока при выходе из турбины и за счёт этого повысить её КПД.
Важным конструктивным элементом является крышка турбины 7, воспринимаюшая нагрузку от давления воды. Кроме того, на крышке крепятся оси лопаток 8 направляющего аппарата и здесь же установлен направляющий подшипник 5 турбины, ограничивающий радиальные перемещения вала и рабочего колеса.
2.2. Диагональные турбины, разработанные в последние десятилетия, отличаются от осевых турбин тем, что лопасти рабочего колеса установлены с наклоном к оси вращения (угол 45 – 60 0 ).
2.3. Радиально-осевые турбины (рис. 6а) (за рубежом их обычно называют турбины Френсиса), являются средненапорными турбинами. Они используются при напорах в диапазонах от 20-25 м до 500-700 м. Радиально-осевая турбина показана на рис. 6а.
Рис. 6. Реактивные турбины малых ГЭС:
/ — рабочее колесо; 2 — вал турбины; 3 — отсасывающая труба; 4 — шестеренчатая передача; 5 — генератор
Рабочее колесо радиально-осевой турбины состоит из 12-17 лопастей рабочего колеса 1, образующих круговую решётку лопастей. Лопасти жёстко заделаны в ступицу и обод, благодаря чему всё рабочее колесо получает необходимую прочность и жёсткость.
Рабочее колесо соединено с валом турбины 2. Рабочее колесо с валом представляет собой вращающуюся часть турбины. Диаметр рабочего колеса D1 , по входным кромкам лопастей, является параметром, характеризующим размер турбины. Из рис. 6а видно, что поток входит в рабочее колесо в радиальном направлении, а выходит из него – в осевом. Это и послужило основанием для названия этого вида турбин – «радиально-осевая».
Подвод воды к рабочему колесу осуществляется через статор и направляющий аппарат.
Направляющий аппарат состоит из направляющих лопаток. Он предназначен для создания требуемого направления скорости перед входом на рабочее колесо (закрутка потока) и для регулирования расхода и мощности турбины за счёт поворота лопаток.
Отвод воды от рабочего колеса производится с помощью диффузорной отсасывающей трубы, обеспечивающей плавное снижение скорости и уменьшение кинетической энергии потока при выходе из турбины.
2.4. Ковшовые турбины (за рубежом их называют турбины Пельтона, иногда — «свободноструйные») – высоконапорные турбины, используемые при напорах более 400-600 м. Для малых ГЭС – 150-200 м. Схема ковшовой турбины показана на рис.7.
Рис. 7. Схема ковшовой турбины
Основными её элементами являются: сопло 1, к которому вода подводится по трубопроводу 2 и рабочее колесо 3, укреплённое на валу 4. Сопло и рабочее колесо установлены выше уровня воды так, что рабочее колесо вращается в воздухе.
Струя воды под действием напора Н выбрасывается из сопла со скоростью vс , которая определяется зависимостью
(10)
Коэффициент скорости φ = 0,98 – 0,99.
Если учесть напоры, при которых используются ковшовые турбины, то видно, что скорость vс получается очень большой: так, при Н = 600 м скорость vс = 105 м/с.
При истечении из сопла проявляется эффект сжатия струи, в результате чего диаметр струи dс меньше диаметра сопла.
Рабочее колесо 3 состоит из диска с рабочими лопастями 5, похожими по форме на ковши (отсюда название – «ковшовая»). Общее число лопастей – 12-14. Каждая из лопастей выполнена в виде двух криволинейных поверхностей, разделённых ножом 6. Рабочее колесо устанавливается таким образом, что ножи совпадают с осью струи: при падении на лопасть она делится на две равные части и каждая обтекает криволинейную поверхность. За счёт изменения как направления скорости воды, так и её значения создаётся давление на лопасть и образуется момент рабочего колеса, вращающий его вместе с валом. Поскольку вода натекает на лопасти (ковши) с огромной скоростью, то предъявляются очень высокие требования к точности и чистоте обработки их поверхности. Чтобы устранить при вращении удар тыльной стороны лопасти о струю, в лопасти предусмотрена специальная прорезь 7.
Мощность, развиваемую ковшовой турбиной, регулируют за счёт изменения расхода. Для этого служит игла 8: когда игла вдвинута внутрь, сопло работает полным сечением и пропускает наибольший расход (диаметр струи dс – наибольший). По мере выдвигания иглы проходное сечение сопла сокращается, уменьшается диаметр струи и соответственно уменьшается пропускаемый расход. Игла может полностью перекрыть сопло и тогда расход будет равен нулю.
Размеры лопастей рабочего колеса ковшовой турбины обычно составляют: d = (2,8 -3,6) dс , с = (2,5 – 2,8) dс и е = (0,9 – 1,0) dс .
- Области использования турбин различных видов
Рекомендации по выбору турбин для малых ГЭС, разработанные разными фирмами, в определённой мере отличаются друг от друга, но в общем сходятся в том, что для напоров выше 200 м рекомендуются только ковшовые турбины, для меньших напоров – радиально-осевые турбины со спиральной камерой, предпочтительно с горизонтальным валом.
Вертикальные радиально-осевые турбины могут применяться при напоре до 25 м с открытой прямоугольной камерой; при низких напорах – вертикальные поворотно-лопастные турбины, капсульные с мультипликатором и без него, трубные с S-образной отсасывающей трубой (рис. 6 б).
Достаточно широко начинают применяться двукратные турбины (турбины Банки), единичная мощность которых достигает 1000 кВт. Схема двукратной турбины приведена на рис. 8.
Рис. 8. Двухкратная турбина:
/ — рабочее колесо; 2 — вал; 3 — регулирующий затвор; 4 — сопло с регулирующей иглой; 5 — трубопровод
Эти турбины имеют цилиндрическое рабочее колесо с горизонтальной осью, установленное выше уровня нижнего бьефа. Вода на рабочее колесо поступает в виде струи прямоугольного сечения и дважды протекает через лопасти (отсюда название – двукратная). Регулирование мощности производится поворотным козырьком-затвором. Эти турбины относятся к классу активных. Работа двукратных турбин возможна в диапазоне расходов от 0,02 до 8 м 3 /с, напоров – от 1 до 200 м. Их отличают простота конструкции рабочего колеса и регулятора, высокий КПД – до 80 % при нагрузках от10 дл 100 % номинальной, малая зависимость КПД от напора, дешевизна и малый срок сооружения здания МГЭС.
Продолжаются работы по обоснованию технической и экономической целесообразности использования серийных насосов и их двигателей в качестве гидротурбин и гидрогенераторов для МГЭС мощностью до 40 МВт. Для этого могут использоваться центробежные и осевые насосы с асинхронными двигателями в диапазоне мощностей от 50 до 5000 кВт и напоров от 3 до 100 м..
Стоимость насосных агрегатов примерно на 10 % ниже стоимости стандартных турбин, а общая стоимость оборудования МГЭС при этом может быть снижена на 50 %.
Области применения турбин для малых ГЭС
| | следующая лекция ==> | |
Парогазотурбинные установки с внутрицикловой газификацией биомассы (ПГТУ ВГ). | | | Технология сжигания соломы с целью выработки электроэнергии. |
Дата добавления: 2016-04-14 ; просмотров: 4501 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Видео:Основы гидродинамики и аэродинамики | основное уравнение гидростатики | для взрослыхСкачать
Лекция 5 ГМ. Лекция 2 Основное уравнение преобразования энергии в турбине. 2 Кинематика потока в проточной части. 1 Безударный вход потока на рабочее колесо
Название | Лекция 2 Основное уравнение преобразования энергии в турбине. 2 Кинематика потока в проточной части. 1 Безударный вход потока на рабочее колесо |
Анкор | Лекция 5 ГМ.doc |
Дата | 27.08.2018 |
Размер | 177 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Лекция 5 ГМ.doc |
Тип | Лекция #23663 |
Подборка по базе: Дифференциальное уравнение высших порядков.docx, 1 лекция филос пәні (1).ppt, Тігін өндірісінің технологиясы лекциясы.docx, 8.4. Лекция.doc, Английский язык. Основное общее образование.docx, босану лекция Word.docx, 14.10 лекция печать (для себя).docx, Мұнай және газ ұңғыларын бұрғылау Лекция 1 (1).docx, Қожамсеитов ИГ лекция docx.docx, 1 лекция — общие вопр 2021 осень (2).pdf Основное уравнение преобразования энергии в турбине. 4.2 Кинематика потока в проточной части. 4.2.1 Безударный вход потока на рабочее колесо. При ударном входе воды могут иметь место значительные потери энергии. Поэтому стремятся создать условия безударного входа для режима, при котором чаще всего будет эксплуатироваться турбина. Такой режим называется нормальным, или расчетным. Безударным входом, называется такой вход, при котором вектор абсолютной скорости потока на входной кромке лопастей рабочего колеса равен по величине и направлению вектору абсолютной скорости, созданной направляющим аппаратом непосредственно перед входом на лопасти колеса, а относительные скорости направлены по касательной к входному элементу лопасти. Условия безударного входа представлены следующим образом: Обеспечить безударный вход при всех рабочих режимах невозможно. При изменении расхода воды, протекающей через турбину (рисунок 4.7), вектор абсолютной скорости потока Vна входе в колесо будет менять свою величину и направление, так как величина переносной скорости U остается постоянной, а относительная скорость W1 не меняя направления, изменяет свою величину в зависимости от расхода.
Векторные диаграммы для нормального режима при безударном 1. Предположим, что открытие лопаток направляющего аппарата осталось прежним, а рабочий напор увеличился*. Тогда абсолютная скорость на подходе к лопастям колеса, сохраняя направление V0, увеличится до V ‘ 0 (рис. 4.8, а); относительная скорость W‘0 определится как разность векторов V ‘ 0 и U1. Новая относительная скорость W‘0 по направлению не будет совпадать с W1 что и характеризует появление удара, приводящего к завихрениям на входной кромке лопасти и, следовательно, к увеличению потерь энергии. Рисунок 4.8. Треугольники скоростей на входе в рабочее колесо: а) – при нормальном режиме и режиме с увеличенным напором Н, а0=const; б) – при нормальном режиме и режиме с увеличенным открытием а0, Н =const. hуд = = 2. При увеличении открытия лопаток направляющего аппарата при неизменном напоре (рис. 4.8, б) увеличивается расход воды и происходит поворот вектора V0 в положение V ‘ 0, а вектора V1 в положение V ‘ 1. Здесь имеет место одинаково направленный поворот векторов абсолютных скоростей до и на входной кромке лопастей. Вследствие этого значительно уменьшается удар при входе на лопасти рабочего колеса, а следовательно, уменьшаются потери энергии, связанные с ним. У радиально-осевых и пропеллерных турбин безударный вход может быть обеспечен только при одном нормальном режиме, а у поворотно-лопастных турбин по одному режиму при каждом угле установки лопастей рабочего колеса, т. е. безударные режимы представляют собой линию нормальных режимов. 4.2.2 Нормальный выход потока с рабочего колеса. Нормальный выход. Нормальным выходом называется такой, при котором абсолютная скорость V2 на выходе с лопастей рабочего колеса перпендикулярна переносной скорости U2, т. е. ά2 = 90° и при этом vU2 = 0 (рисунок 4.7 б). Считалось, что нормальный выход желательно иметь всегда и обосновывалось это тем, что при нормальном выходе будут меньше абсолютные скорости течения воды в отсасывающей трубе и на выходе из нее, вследствие чего ожидалось уменьшение потерь энергии как внутри трубы, так и при выходе из нее. Кроме того, считалось, что при нормальном выходе вследствие отсутствия закрутки потока в отсасывающей трубе будет более равномерное распределение скоростей по сечениям трубы, что должно привести к улучшению кавитационных свойств турбины. Однако эксперименты, проведенные в лабораториях, не подтвердили, казалось бы, на первый взгляд бесспорного предположения. Наоборот, опытами было установлено, что положительная закрутка потока (vU2 совпадает с направлением U2) на выходе из лопастей рабочего колеса соответствующая значению vU2 = 0,2gH, оказывает благоприятное влияние на к. п. д. турбины и ее кавитационные качества. Объясняется это тем, что при закрученном потоке на выходе из рабочего колеса лучше обтекается диффузорная часть отсасывающей трубы и меньше потери в самом рабочем колесе, так как при этом меньше относительные скорости течения воды по лопастям рабочего колеса. В настоящее время не только не избегают ненормального выхода воды с лопастей рабочего колеса, а наоборот, часто при расчете колеса его предусматривают. Рассмотрим, при каких условиях будет нормальный выход. Из треугольника скоростей на выходе (рисунок 4.7 б) имеем: В частности, для осевого потока в сечении непосредственно после рабочего колеса приближенно можно принять: где F2 — площадь поперечного сечения камеры рабочего колеса нормального к оси турбины. Таким образом, имеем Как видно из этого уравнения, выход будет нормальным при: Если различные режимы (различные расходы Q и числа оборотов n) представить точками плоскости, то нормальный выход из турбины будет при режимах, находящихся на прямой ОВ, выходящей из начала координат (рисунок 4.9). Все режимы выше этой прямой будут, как видно из последнего уравнения для vU2, давать положительную закрутку (в направлении вращения турбины), так как vU2 > 0, а ниже прямой — отрицательную, так как vU2 Рисунок 4.10. Скорости на входной и выходной кромках лопастей рабочего колеса Протекающая через рабочее колесо за время dtмасса жидкости В этих условиях закон момента количества движения представляется формулой: ρQ(v1Ur1 — v2Ur2) = ∑Mo
В последнем случае обе группы сил дают момент относительно оси, но первую из-за малости можно не учитывать, и тогда остается момент, воздействующий на жидкость со стороны лопастей рабочего колеса М. Искомый же момент рабочего колеса, создаваемый жидкостью на лопастях, будет равен — М. Далее используя выражения средней циркуляции: можно выразить момент рабочего колеса через разность средних циркуляции на входе и выходе: Последняя формула особенно наглядна. Она показывает, что на рабочем колесе создается крутящий момент только в том случае, когда оно воздействием своих лопастей изменяет циркуляцию потока. Знак Г принимается положительным, если vu совпадает с направлением окружной скорости u. Зная момент и задавая угловую скорость рабочего колеса, можно определить развиваемую им мощность: Здесь: М – в Н•м, ω – в 1/с, Npк – в Вт. В то же время известно, что мощность турбины выражается формулой Npк = ρgQHη. Это позволяет составить равенство: или с учетом циркуляции: Данные формулы представляют собой основное уравнение турбин, или уравнение Л. Эйлера. Левая часть HηГ — энергия в Дж, полученная рабочим колесом от жидкости весом в 1 Н, прошедшей через лопастную систему рабочего колеса. Правая часть содержит кинематические параметры потока при входе на рабочее колесо и после выхода из него. Таким образом, основное уравнение дает связь между энергетическими и кинематическими параметрами в турбине. Из последнего уравнения Эйлера можно сделать важные выводы: 1.Выше отмечалось, что наиболее благоприятный по КПД режим работы близок к условиям нормального выхода, когда циркуляция Г2 = 0 или мала. При этом, Г1 = ГО – циркуляции, создаваемые направляющим аппаратом. Отсюда можно определить требуемое значение ГО в зависимости от Н и ω. 2. В процессе прохождения воды через рабочее колесо турбины 4.3.2 Уравнение Бернулли для относительного движения. Представляет интерес другой вывод уравнения Л.Эйлера, позволяющий несколько глубже понять механизм преобразования энергии рабочим колесом турбины, а именно вывод, основанный на уравнении Бернулли. Однако в данном случае нужно использовать уравнение Бернулли, записанное для относительного движения w. Представим себе что имеется диск, вращающийся с частотой n, (об/мин), на высоте z над плоскостью сравнения 0 – 0, рисунок 4.11. На диске укреплена трубка 1 – 2. По трубке от сечения 1 к сечению 2 движется жидкость с относительной скоростью w (относительно трубки).
Рисунок 4.11. К уравнению Бернулли для относительного движения В данном случае уравнение Бернулли для плоскости сравнения 0-0 имеет вид: (1) Здесь h1 — 2 — потери напора на участке 1 – 2; u1 и u2 — окружные скорости (переносные). Особенность состоит в том, что в рассматриваемых условиях удельная энергия жидкости при движении вдоль трубки может убывать или возрастать в зависимости от изменения переносной скорости u1 и u2. Это свойство и используется в рабочем колесе турбины, каналы которого, образованные лопастями, представляют собой систему «трубок». Из этого уравнения следует, что: (2) Удельная энергия жидкости при входе на рабочее колесо: Удельная энергия жидкости при сходе с рабочего колеса: Разность удельных энергий: e1 – e2 = Заменив выражение в скобках на выражение правой части (2), получим: НР.К. = НР.К. = Это выражение основного уравнения турбины объясняет связь формы рабочего колеса с напором турбины. В осевых турбинах u1 = u2 и, следовательно, H·ηГ определяется только абсолютными и относительными скоростями, которые не могут быть слишком большими, так как иначе возрастут потери. Это и вызывает ограничение использования осевых турбин по напору. С ростом Н переходят на диагональные и радиально-осевые турбины, у которых действует и различие переносных скоростей u1иu2, причем чем больше Н, тем роль этого фактора возрастает. Этим объясняется то, что у высоконапорных турбин увеличивается отношение D1 / D2 (см. рисунок 7.3). Видео:Урок 132. Основные понятия гидродинамики. Уравнение непрерывностиСкачать ДокументыТЕЧЕНИЕ ГАЗА В СТУПЕНИ ТУРБОМАШИНЫ 9-1. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ В ступени турбомашиньи происходит преобразование потенциальной энергии газа в механическую работу (турбина) или механической работы в потенциальную энергию газа (компрессор). В обоих случаях поток газа совершает энергетический обмен с окружающей средой. Рассмотрим принципиальную схему ступени турбины с осевым потоком газа. На рис. 9-1 показаны основные элементы такой ступени. По входному патрубку 1 газ подводится к неподвижной направляющей решетке 2, где часть его потенциальной энергии преобразуется в кинетическую энергию. Приобретая в направляющей решетке значительные скорости, поток газа проходит через зазор 3 и попадает на рабочие лопатки 4, укрепленные на колесе 5. Здесь происходит перенос энергии к ротору турбины. Радиусами г и r+dr проведем два цилиндрических сечения, ось которых будет совпадать с осью турбины. Этими сечениями выделим элементарную ступень турбины; развертывая ее на плоскость (рис. 9-2,а), можно проследить характер изменения скоростей в проточной части ступени 114 . Введем в отличие от предыдущего следующие обозначения скоростей: с — скорость абсолютного движения газа; скорость газа в относительном движении; Рис. 9-1. Схема ступени турбины в осевом потоке газа (а) и распределение параметров торможения, статических давлений и скоростей •в проточной части (б). ¦ скорость переносного движения (окружная скорость); и wи — проекции ско ростей абсолютного и относительного потоков на направление скорости и; — проекции скоростей абсолютного и относительного потоков на направление оси вращения; .,w — радиальные составляющие скоростей абсолютного и относительного потоков. Индексом 1 обозначим скорости, относящиеся ко входу, a индек!сол^ 2 — к выходу из рабочих лопаток. Рабочий процесс ступени турбины можно (проследить по рис. 9-1 и 9-2. В межлопаточных каналах направляющей решетки поток газа ускоряется и одновременно поворачивается, покидая ее со скоростью с, направленной под углом си к оси решетки (рис. 9-2,а). При этом ло-6П2.2 Дейч Михаил Ефимович Д 27 Техническая газодинамика. Изд. 2-е, переработ. М.—Л. с черт. и илл. 6П2.2 Редактор Б. Я¦ Шумяцкий Техн. редактор А. М. Фридкин ТЕЧЕНИЕ ГАЗА В СТУПЕНИ ТУРБОМАШИНЫ 9-1. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ В ступени турбомашиньи происходит преобразование потенциальной энергии газа в механическую работу (турбина) или механической работы в потенциальную энергию газа (компрессор). В обоих случаях поток газа совершает энергетический обмен с окружающей средой. Рассмотрим принципиальную схему ступени турбины с осевым потоком газа. На рис. 9-1 показаны основные элементы такой ступени. По входному патрубку 1 газ подводится к неподвижной направляющей решетке 2, где часть его потенциальной энергии преобразуется в кинетическую энергию. Приобретая в направляющей решетке значительные скорости, поток газа проходит через зазор 3 и попадает на рабочие лопатки 4, укрепленные на колесе 5. Здесь происходит перенос энергии к ротору турбины. Радиусами г и r+dr проведем два цилиндрических сечения, ось которых будет совпадать с осью турбины. Этими сечениями выделим элементарную ступень турби-ньи; развертывая ее на плоскость (рис. 9-2,а), можно проследить характер изменения скоростей в проточной части ступени 115 . Введем в отличие от предыдущего следующие обозначения скоростей: с — скорость абсолютного движения газа; w — скорость газа в относительном движении; и — скорость переносного движения (окружная скорость); проекции скоростей абсолютного и относительного потоков на направление скорости и; Рис. 9-1. Схема ступени турбины в осевом потоке газа (а) и распределение параметров торможения, статических давлений н скоростей ¦в проточной части (б). проекции скоростей абсолютного и относительного потоков на направление оси вращения; радиальные составляющие скоростей абсолютного и относительного потоков. Индексом 1 обозначим скорости, относящиеся ко входу, а индекйоА^ 2 — к выходу из рабочих лопаток. Рабочий процесс ступени турбины можно проследить по рис. 9-1 и 9-2. В межлопаточных каналах направляющей решетки поток газа ускоряется и одновременно поворачивается, покидая ее со скоростью сь направленной под углом си к оси решетки (рис. 9-2,а). При этом ло-генциальная энергия газа преобразуется в кинетическую энергию потока. На рабочие лопатки поток входит с относительной скоростью wI, которую легко получить, ‘построив входной треугольник скоростей. В межлопаточных каналах рабочей решетки происходи? поворот потока в относительном движении; при Рис. 9-2. Развертка проточной части (а) и треугольники скоростей осевой ступени (б). этом силы давления газа производят работу вращения ротора турбины. Поток выходит из рабочих лопаток с относительной скоростью w2 под углом Рг к оси решетки. Зная окружную скорость и, легко построить выходной треугольник скоростей и определить скорость абсолютного потока на выходе из ступени с2 (рис. 9-2,а). Часто входной и выходной треугольники скоростей изображают из одного полюса, как показано на рис. 9-2,6. Таким образом, энергия газа передается к ротору турбины благодаря тому, что силы давления три повороте потока на лопатках производят работу вращения ротора. В результате температура и давление торможения абсолютного потока уменьшаются так, что ‘ Характерной особенностью рассмотренного процесса является его ступенчатый характер: потенциальная энергия вначале преобразуется 1 кинетическую энергию движущегося газа, а затем на рабочем колесе кинетическая энергия преобразуется в механическую работу. Такой процесс в чистом виде имеет место в активной ступени: статические давления на входе и выходе из рабочей решетки примерно одинаковы, а скорости Wi и W2 различаются только за счет потерь в рабочей решетке. В чисто реактивной ступени оба составляющих процесса протекают одновременно на рабочем колесе. Поток газа в рабочих каналах в относительном движении ускоряется и одновременно совершает работу вращения ротора. Широкое применение находят промежуточные типы ступеней, в которых рационально сочетаются оба принципа — активный и реактивный. В этом случае преобразование потенциальной энергии газа в кинетическую осуществляется частично в неподвижной решетке и частично в рабочих каналах. Изменение статических параметров потока и параметров торможения в проточной части такой ступени показано на рис. 9-1,1. Ступень может быть выполнена также с радиальным потоком газа. В такой ступени газ движется в радиальных плоскостях от оси вращения к периферии или, наоборот, к оси вращения. Радиальная ступень может бьить активного, реактивного или промежуточного типа. Схемы проточньих частей ступеней турбины с радиальным потоком газа показаны на ри,с. 9-3. В радиальном сечении видны формы профилей направляющей и рабочей решеток ступени и треугольники скоростей на входе и выходе из рабочих каналов. Заметим, что в радиальной ступени окружная скорость меняется от входного к выходному сечению решетки. В некоторых ступенях поток газд направлен поя углом к оси вращения. При этом радиальные составляющие скорости сг не равны нулю и при анализе свойств потока должны учитываться (рис. 9-4). В ступени компрессора (осевого или центробежного) происходит преобразование механической работы в по- Рис. 9-3. Схемы центробежной (а) и центростремительной (б) радиальных ступеней турбины. тенциальную энергию газа Каналы рабочей решетки 1 осевого компрессора — расширяющиеся^(рис. 9-5). Давление газа в относительном движении возрастает, а скорость уменьшается. Этот процесс продолжается в направляющем аппарате 2. Энтальпия полного торможения в абсолютном движении возрастает. В ступени центробежного компрессора движение газа осуществляется от центра к периферии (рис 9-6), рабочие лопатки колеса 1 образуют расширяющиеся каналы, в которых происходит торможение относительного потока. Сжатие газа может продолжаться в лопаточном диффузоре 2. В точной постановке задачи течение газа в ступени турбомашины описывается дифференциальными уравнениями пространственного потока — вязкой сжимаемой »Рис 9-5. Схема и развертка проточной части ступени осевого компрессора. жидкости. Приближенные решения основываются на уравнениях идеальной сжимаемой жидкости, выведенных в гл. 1. Рис 9-4 Схема диагональной ступени. движения, неразрывности и записать в цилиндрической качестве независимых переменных, как и ранее, выбираются: радиус-вектор г полярный угол 0 и аппликата г. Направление оси х совпадает с осью вращения турбины. Тогда система уравнений сохранения в абсолютном установившемся движении (dpjdt = dcjdt = dcjdt= dcjdt = 0) при R = e = Z = 0 сводится к уравнениям (1-14) и (1-17а). Для исследования потока в рабочей решетке основные уравнения идеальной жидкости целесообразно записать для относительного движения. При этбм используются очевидные соотношения (рис. 9-2): W a = C a’ W r = C r И W u = C u где ш — угловая скорость вращения рабочей решетки. Рис 9-6 Схема ступени центробежного компрессора После подстановки этих соотношений в уравнения (1-17а) для установившегося относительного движения получим: Дифференциальное уравнение неразрывности для установившегося относительного потока имеет вид: Система уравнений движения (1 — 17а) и (1-14) или (9-1) и (9-2) дополняется уравнениями сохранения энергии in изоэнтропического процесса При этом система уравнений, определяющая пространственное установившееся движение идеальной сжимаемой жидкости в ступени турбомашины, является замкнутой Перейдем теперь к выводу уравнения энергии для струйки газа в проточной части ступени Уравнение энергии может быть записано в параметрах абсолютного или относительного движения В первом случае в уравнение энергии вводятся члены, учитывающие энергетический обмен между потоком и окружающей средой Во втором случае (для относительного потока) необходимо учитывать дополнительные силы, введение которьих позволяет рассматривать относительное движение, так, как если бьи оно было абсолютным Такими дополнительными силами являются кориолисова сила инерции и центробежная сила Уравнение энергии для абсолютного потока напишем в форме первого начала термодинамики. С учетом сделанных допущений получим: Здесь LT — работа, совершаемая газом. Величина Lr может быть определена с помощью уравнения моментов количества движения. Момент сил, действующих на рабочие лопатки при установившемся движении, будет: где G — секундный расход газа через решетку. Умножив Ми на угловую скорость вращения решетки ш, найдем секундную работу или мощность, которой обмениваются лопатки с газовым потоком: Следовательно, работа, отнесенная к весу протекающего газа, равна: Уравнение (9-4) получено Эйлером. В дифференциальной форме уравнение Эйлера имеет вид: Так как в турбине газ совершает работу, то вдоль струйки абсолютного течения d(cuu) 0. Использовав выражения (9-3) и (9-5), получим дифференциальное уравнение энергии для потока в абсолютном движении: В соответствии с законом сохранения энергии изменение кинетической и внутренней энергии газа в относительном движении ,равно количеству подведенного («ли отведенного) тепла и работе действительных и дополнительных сил. Так как кориолисова сила инерции натравлена нормально к оси струйки в относительном движении (к вектору w), то работа этой силы равна нулю. Таким образом, из числа дополнительных сил в уравнение анергии для потока газа в относительном движении необходимо ввести центробежную силу, направленную вдоль радиуса нормально к оси вращения. В частном случае аксиальной ступени вектор центробежной силы нормален к линиям тока и работа центробежных сил также равна нулю. Уравнение энергии для потока в относительном движении получаем на основании первого начала термодинамики (9-3). Учитывая, что = ст с*а— с и используя связь между абсолютными и относительными скоростями, преобразуем выражение (9-6). Получим: Интегрирование уравнения энергии (9-6) для потока в абсолютном движении дает: Интеграл уравнения энергии потока в относительном движении (9-7) равен: Переход от уравнения (9-8) к уравнению (9-9), очевидно, совершается с помощью формулы (рис. 9-2,6) Полученные уравнения для относительного движения могут быть использованы для расчета ступени не только турбины, но и других турбомашин (компрессор, вентилятор). Направление энергетического обмена (отвод или подвод механической работы) при этом не имеег значения. Это замечание вполне справедливо только в предположении изоэнтропического течения в ступени турбо-машиньв. В реальных условиях движение газа сопровождается потерями. При этом направление энергетического обмена существенно влияет на структуру потока (на характер распределения параметров в проточной части), а следовательно, и на к. п. д. ступени. При отсутствии потерь изменение состояния газа в абсолютном и относительном движении подчиняется изоэнтропическому закону, который для идеального газа может бьпь представлен формулой p/p K =const. В этом случае интегралы уравнений количества движения и энергии совпадают. Действительно, для одномерного потока в абсолютном движении уравнение импульсов имеет вид: ^ Считая относительное движение газа в ступени установившимся, запишем уравнение импульсов в такой форме: wdw— по 2 cos (r,x) dx — 0, где гш 2 cos (г х) dx — импульс центробежных сил. Так как гш = и, то Интегралы уравнений (9-11) и (9-12) совпадают с уравнениями (9-8) и (9-9), если di = dpjp, что соответствует изоэнтропическому процессу. Уравнения импульсов для абсолютного и относительного движений с учетом потерь можно получить, введя в (9-11) и (9-12) импульс сил трения; в этом случае i, с и w и являются параметрами действительного течения. При исследовании ступени в рамках упрощенной одномерной схемы потока используется уравнение неразрывности: m = Fpc = Fpw = Fqp а = F п а а где Fc — площадь сечения, нормального к вектору скорости с; Fw — площадь сечения, нормального к вектору относительной скорости w; qc и qw — приведенные расходы при абсолютном и относительном движениях. Из уравнения неразрывности находим: где Р Р w y а с* a w — критические плотности и скорости для абсолютного и относительного потоков. Очевидно, статические параметры р, .р, Т как в абсолютном, так и в относительном движении одинаковы. Действительный процесс движения газа в проточной части ступени отличается рядом особенностей, не учитываемых выведенными выше уравнениями. Так, поток газа в зазоре между направляющей и рабочей решетками обладает неравномерностью. В рабочих каналах, воспринимающих поток из зазора, течение газа оказывается периодически нестационарным, с непрерывной пульсацией скоростей и давлений. Кроме того, поток совершает теплообмен с внешней средой в связи с непроизводительными потерями тепла и вследствие организуемого искусственного охлаждения лопаток, подверженные высоким нагрузкам. В уравнении энергии эта особенность может быть учтена введением соответствующего члена, учитывающего вмешний теплообмен. При движении в .проточной части основной поток разветвляется; при этом некоторое количество газа, минуя рабочую решетку, протекает в зазоры между статором и ротором. В зависимости от распределения давлений в проточной части может происходить подсос газа через зазоры в основной тоток. Таким образом, в общем случае поток газа в ступени подвергается различным внешним воздействиям, влияющим на процесс преобразования энергии. Оценка этих воздействий производится на основании данных эксперимента. 9-2. ПАРАМЕТРЫ ПОТОКА В АБСОЛЮТНОМ И ОТНОСИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ. ОДНОМЕРНАЯ СХЕМА Величину постоянной в правых частях уравнений энергии (9-8) и (9-9) С 2 . . W 2 — и 2 , . . /г> 1 можно определить из граничных условий. При расчете ступени турбины обычно известны параметры течения на входе в рабочее колесо. Для входа имеем: — С и U i + *1 = Обозначив, как и раньше, где ioc — энтальпия полного изоэнтропического торможения в произвольном сечении потока в абсолютном движении, запишем (9-13) в такой форме: или для совершенного газа: ^ де l ocv Тoci — энтальпия и температура изоэнтроЬичбсМб торможения на входе в рабочее колесо в абсолютном движении. С другой стороны, при полном изоэнтропическом торможении потока в относительном движении его кинетическая энергия обратимо переходит в тепло. Энтальпия торможения определяется очевидным уравнением Следовательно, уравнение энергии принимает вид: где i — энтальпия полного торможения относительного потока на входе в рабочее колесо. Заметим, что если поток на входе не закручен и си]= = 0, то из (9-15) следует Такой случай может иметь место только для чисто реактивной ступени или для ступени центробежного компрессора. С учетом выражений (9-14) и (9-16) уравнение (9-13) можно записать так: Соответственно получаем зависимость между температурами торможения в абсолютном и относительном потоках: _ С п а С„|М, ц2 и? Уравнение (9-20) показывает, что температура торможения в обшем случае является переменной вдоль струйки величиной не только для абсолютного, но и для относительного движения. Представим (9-20) в несколько иной форме: Tar + C t, U — C „ U Разность температур торможения Из уравнения (9-20a) следует, что температура торможения относительного потока меняется соответственно изменению окружной скорости вдоль трубки тока. При и = const температура Тош постоянна. На этом основании можно заключить, что температура торможения Т постоянна в ступени с осевым потоком газа. В радиальной ступени Tow вдоль трубки тока меняется. Если в такой ступени поток направляется от оси вращения к периферии, то Tow увеличивается. В случае, когда поток движется к оси вращения, Т убывает. Полученный результат имеет простое физическое объяснение. Полная энергия относительного потока, пропорциональная Tow, изменяется вследствие работы центробежных сил, в поле которых движется газ. Если радиальные составляющие скорости не равны нулю (сг—шгФ0) и струйка газа движется не только вдоль оси вращения, но и радиально, то центробежные силы совершают работу перемещения частиц в радиальном направлении и увеличивают или уменьшают полную энергию частицы в зависимости от направления потока. Если направление относительного потока совпадает с направлением центробежных сил (радиальная ступень с потоком газа к периферии), то Tow увеличивается. В-противном случае (радиальная ступень с потоком газа к оси вращения) полная энергия уменьшается. Формула (9-206) показывает, что температура торможения в абсолютном движении во всех случаях убывает. Из рассмотрения принципа работы турбинной ступени следует, что в произвольном сечении трубки тока сиы см!ы1 и возрастает в направлении потока, так как работа к газу подводится. Вернемся к уравнению энергии (9-13). Заметим, что величина постоянной в правой части уравнения (9-13) различна для разных струек, так как сихих может изменяться при переходе от одной струйки к другой. Отсюда заключаем, что, строго говоря, уравнение энергии следует применять для каждой струйки в отдельности. Для канала в целом уравнение (9-13) может бьпь использовано, если все величины, входящие в это уравнение, подсчитывать как средние по сечению канала. Уравнению энергии в относительном движении можно придать известную форму, заменяя t по формуле тогда согласно уравнению (9-16) 2 “TfeZiq — feZTi ’ где pgw, po(B, aow—давление, плотность и скорость звука в изоэнтропически заторможенном относительном потоке. Подчеркнем еще раз, что скорость звука и статические параметры течения р, р и Г для абсолютного и относительного движений имеют одну и ту же величину. Скорость звука заторможенного относительного потока меняется вдоль струйки в соответствии с изменением энтальпии iow a OW a *W k—l k P° W _ l ow C p T OW ft—1 2 k—1 k—1 Рою Аналогичные преобразования для потока в абсолютном движении приводят к соотношению С помощью этих соотношений нетрудно получить выражение для характерных скоростей а,с, смакс, a.w и т. д. Так, например, для относительного потока находим: Из уравнения (9-24) следует, что характеристики абсолютного потока, зависящие от величины полной энергии ioc (от параметров торможения), меняются вдоль трубки тока. Следовательно, а,с, смакс и а являются переменными величинами для струйки газа в абсолютном движении. В относительном движении критическая и максимальная скорости могут меняться или оставаться постоянными в зависимости от того, меняется ли или не меняется вдоль струйки окружная скорость и. Если вдоль струйки и = = const (ступень с осевым потоком), то i = const и соответственно a,w = const и дамакс = const. При переменной вдоль струйки окружной скорости эти основные характеристики потока газа изменяются соответственно изменению и. Уравнение (9-21) позволяет установить связь между температурами торможения в относительном и абсолютном потоках в следующей форме: После замены (см., например, треугольники скоростей на рис. 9-2,6) = 1 ““О — 1 ) = 1 ““О Уравнение (9-25а) показывает, что вдоль струйки отношение температур торможения меняется. При и = 0 и а=. = 2с„ отношение Т /7’„ = 1. Первый случай-соответ- для абсолютного потока Отсюда по известным формулам изоэнтропического процесса: можно получить связи между -у и Лш, —— и и т. д. С помощью уравнений (9-27) и (9-28) можно также получить зависимость между параметрами изоэнтропического торможения в абсолютном и относительном потоках: С помощью уравнения (9-20) легко получить зависимость между параметрами полного торможения на входе и на выходе из колеса. Для относительного потока получим [см. формулу (9-20а)] Соответственно для абсолютного потока [см. формулу (9-206)] с и u i с ы2 u 2 В формулы (9-27) — (9-39) входят безразмерные скорости абсолютного и относительного потоков. Связь между Мс и Мш выражается так: Последнее уравнение показывает, что отношение температур торможения T0JT0C служит переходным коэффициентом от абсолютного потока к относительному. Эта величина меняется вдоль струйки. На входе и на выходе т из рабочего колеса для данного режима приобретает Основные газодинамические зависимости, приведенные выше, справедливы как для аксиальной, так и для радиальной ступеней турбомашины. Практические расчеты показывают, что влияние центробежного эффекта в осевой ступени невелико 116 . К этому выводу легко также прийти с помощью уравнения (9-33), из которого следует, что если отношение йа/йх мало отличается от единицы, то изменение температуры торможения относительного потока пренебрежимо мало. Только при значительном изменении окружной скорости вдоль трубки тока, как это, например, имеет место в ступени центробежного компрессора или радиальной турбины, влияние указанного эффекта будет существенным. Для обычных турбинных радиальных ступеней отношение окружных скоростей ujux колеблется в пределах Рис. 9-7. Изменение температуры торможения относительного потока в зависимости от h2/“i и М w— 1,02—1,10. На основании рис. 9-7 заключаем, что для и2[и 1 = 1,10 относительное изменение температуры торможения Тощ при м,ш1 = 0,3 0,5 составляет 0,25 — 0,70%, Изобразим изменение состояния газа вдоль струйки в тепловой диаграмме с учетом потерь энергии в элементах ступени турбины. Параметры полного торможения на входе в направляющую решетку находим в точке О (рис. 9-8): Рос и г осг Соответствующие статические параметры определены точкой 0[. Если обозначить статическое давление за направляющей решеткой рх, то точка V фиксирует состояние газа при изоэнтропическом расширении, а точка 1 показывает действительное состояние потока (с учетом потерь). Потеря энергии выражается отрезком 1 — Г. Давление торможения абсолютного потока за направляющей решеткой будет рш (энтальпия торможения остается неизменной). Разность р0с — Р0с1 Эквивалентна потерям энергии Дhc. Коэффициент потерь в направляющей решетке равен: где Я0 — безразмерная скорость, эквивалентная изоэнтропи-ческому перепаду тепла в ступени Н0. Разность энтальпий торможения абсолютного и относительного потоков определяется по уравнению (9-19). Откладывая величину i0cl — i0wl от точки О’ на линии f0c] = const, находим точку 2, которая определяет состояние заторможенного относительного потока на входе в рабочее колесо. В рабочих каналах в результате потерь часть кинетической энергии необратимо переходит в тепло. В результате давление торможения в относительном движении падает. Если вдоль струйки газа окружная скорость не меняется, то соответствующий процесс изображается линией 2—3 (i0 , = const). При увеличении и вдоль струйки (радиальный поток от оси вращения к периферии) iQw возрастает (пунктирная линия 2—3 ! ). Если и уменьшается, то i0w снижается (линия 2— 1 Oail Поток покидает ступень с некоторой абсолютной скоростью с2. Часть кинетической энергии, эквивалентная скорости с2, является потерей (Дha). Коэффициент потерь с выходной скоростью где рт — давление тормол ения абсолютного потока за ступенью; /?0 — фиктивное давление торможения за ступенью (рис. 9-8). Как видно из формул, коэффициенты потерь С2 и С3 зависят в неявной форме от — , так как от этой величи- Рис. 9-8 Процесс в тепловой диаграмме для турбинной ступени 588 и Re на выходе из направляющей решетки. йы зависят отношения температур -*— и -— . Величи- также зависит от —; при изменении р- меняются числа М на Clt характеризующая потери в неподвил ной решетке, В тепловой диаграмме отложим от точки 4′ вверх величину Дйв; тогда получим точку 4, характеризующую состояние заторможенного абсолютного потока за ступенью-Предположим, что вся кинетическая энергия абсолютного потока за ступенью необратимо переходит в тепло; тогда на изобаре ра в точке 5 определяется состояние газа за ступенью (процесс торможения за ступенью принят изобарическим). Введем теперь понятие степени реакции. Степенью реакции называют отношение располагаемого теплового перепада на рабочей решетке к полному располагаемому перепаду тепла в ступени. Следовательно, степень реакции указывает ту часть располагаемой потенциальной энергии газа (тепла), которая Преобразуется в механическую работу непосредственно в рабочей решетке (на колесе). По определению (рис. 9-8) где /г02 — изоэнтропический располагаемый перепад тепла в рабочей решетке. Формулу для степени реакции можно преобразовать к виду: Отсюда следует, что для аксиальной ступени степень реакции обращается в нуль при Яв2 = Яда1. Для радиальной ступени р = 0 при Из этой формулы следует, что степень реакции MoJKet быть равна нулю при движении газа в радиальной ступени от оси вращения к периферии («2 > при Яа] >Ящ2. При движении газа к оси вращения р = 0, если Я^ г 0с2 — Отсюда с помощью уравнения (9-36) находим: Тогда к. п. д. ступени на ободе можно найти по фор- Из формулы видно, что даже в случае, когда потери энергии в направляющей и рабочей решетках отсутствуют (С1 = С2 = 0), к. п. д. ступени на ободе равен нулю при ‘Lcji — 0. Формула (9-37) показывает, что такое условие выполняется, если С и1 М 1 = С и2 и г- Очевидно, что в этом случае поток газа в ступени работы не совершает. Величина Ъсии — 0 и для неподвижного колеса (и1 Легко видеть, что в рассматриваемом случае си2иг = 0, или си2 = 0 (и2 ф 0). По треугольникам скоростей можно заключить, что при этом выходные потери минимальны, так как при си2 — 0 9-3. УРАВНЕНИЯ ДЛЯ РАСЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОТОКА ПО РАДИУСУ В РАМКАХ СТРУЙНОЙ ТЕОРИИ • Рассмотрим поток газа через ступень осевой турбомашины (рис. 9-9). Выберем три контрольных сечения: О—0 — перед направляющей решеткой, 1—1 — между направляющей и рабочей решетками и 2—2— за рабочей решеткой. Рис. 9-9 Схема проточной части ступени с длинными лопатками. Найдем распределение параметров таэтока по радиусу в двух контрольных сечениях (1—¦ 1 и 2—2), если известны: распределение параметров в сечении О—0, давление газа на корневом или среднем радиусе сечения 2—2, геометрические размеры ступени, число оборотов ротора турбины и аэродинамические характеристики решеток. Имея в виду трудности, связанные с исследованием пространственного течения сжимаемой жидкости, можно в первом приближении рассмотреть упрощенную осесимметричную схему ,потока в ступени турбомашины. Так, если принять, что течение в г ступени является установившемся и осесимметричным (д/дд=’0), а радиальные составляющие скорости (cr = w ), а также их произ-‘дс, дс, dw, dw. дг J весьма малы > то уравнения (1-17а) и (9-1) упрощаются и принимают вид (R=Q=z- 2 ui/r и получить из него первое уравнение (9-43). Второе уравнение (9-43) выражает условие неизменяемости си по оси ступени. Из третьего уравнения нетрудно получить dca/dz = 0 три dp/dz=0, т. е. если давление по оси не меняется, то осевые составляющие скорости также сохраняются неизменными. Принятым допущениям в наибольшей степени отвечает поток в контрольных сечениях 1—1 и 2—2 движение в межлопаточных каналах не подчиняется таким упрощенным закономерностям. Введем дополнительно ряд упрощений. Пренебрегаем периодической нестационарностью потока, вызванной вращением рабочего колеса, или, точнее, считаем, что рассмотрение осредненных по времени скоростей также не вносит существенной ошибки. Предполагаем также, что после перестройки поток в контрольных сечениях движется по цилиндрическим поверхностям (т. е. радиусы кривизны меридионального сечения поверхности тока R на рис. 9-9 достаточно велики). Считаем, что внешний и внутренний теплообмен отсутствует, а решетки ступени обтекаются безотрывно. Рассмотрим поток за направляющей решеткой. Воспользуемся упрощенным уравнением радиального равновесия (9-43), записав его в следующей форме: для сечения 0—0 где р0, р0, pt, pj, с0, я0, си аг — давления, плотности, скорости и углы потока перед и за направляющей решеткой. Предполагаем, что функция ai = ai(r) известна. Вид этой функции определяется принятым законом закрутки направляющих лопаток. Очевидно, что поток газа должен удовлетворять уравнениям энергии и неразрывности. Для каждой элементарной кольцевой струйки, протекающей через направляющую решетку, уравнение энергии можно записать в такой форме: /о’ = ‘t + 4 =^ f ‘ ¦ ( 9 — 45 ) где i’Q — энтальпия торможения в зазоре; clt, clt iu, ii —скорости и энтальпии газа в конце изоэнтропического и действительного процессов расширения в направляющей решетке; -ц1 — к. п. д. направляющей решетки (приближенно определяемый как ij^cp 2 ). Продифференцируем уравнение (9-45) по радиусу г: Производная характеризует изменение энтальпии потока в зазоре за направляющей решеткой по радиусу и, как известно, может быть записана таким образом: Здесь pu — плотность газа в конце изоэнтропического расширения в направляющей решетке; — плотность газа в конце действительного расширения (при наличии потерь). где ^lt = Cu/u сХ—теоретическая безразмерная скорость за направляющей решеткой. или с учетом (9-436) di Подставляя (9-49) в уравнение энергии (9-46), получаем дифференциальное уравнение распределения абсолютных скоростей по радиусу в зазоре: где hol = (? /2ij1 — располагаемый теплоперепад в направляющей решетке в данном сечении по радиусу. Интегрируя уравнение (9-50), находим: где KL — постоянная, отвечающая исходному (среднему или корневому) сечению. Уравнение (9-51) в рамках рассматриваемой струйной задачи является наиболее общим. Из (9-48) следует, Ч’го при дозвуковых скоростях и умеренных потерях в направляющей решетке отношение плотностей Рг1?и близко к единице. Расчеты позволяю! — установить ту область значений Яи и %, в которой можно принять = 1. Без большой погрешности такое упрощение допускается прй Яи w 2 h + — = + где о»! — относительная скорость на входе в рабочую решетку; — энтальпия газа перед рабочей решеткой; Tjg — к. п. д. рабочей решетки (т^^ф 2 ); ht — энтальпия газа за рабочей решеткой в изоэн-тропическом процессе. Теоретическая и действительная скорости за решеткой связаны соотношением Очевидно, что i2t = i2t (г) и ш2 = ш2 (г) являются искомыми функциями, а тг13 = т)2 (г) и wl = w1 (г) могут рассматриваться как заданные функции радиуса г. Энтальпия потока за направляющей решеткой определяется по уравнению энергии: После подстановки i1 в (9-53) находим: Продифференцировав уравнение энергии, получим (полагаем C ? I w 2 uw 2 * u ‘l2 I ц I 1 1 __ Г1 /Q СЛД dr I“ i)j dr ‘ 2tj2 dr «I dr 2 J (9-54) Заменим в уравнении (9-54) Уравнения (9-54), (9-55) и (9-56) решаем совместно. После некоторых упрощений получаем искомое дифференциальное уравнение: Уравнение (9-57) является нелинейным. Оно линеаризуется только в частном случае, когда d(calr)jdr = 0. Интегрируя (9-57) в этом случае, т. е. с учетом d (c,i г) где Кг — постоянная, определяемая для исходного (среднего или корневого) сечения. Условие d(cuir)/dr = 0 выполняется строго при закрутке ступени по методу постоянной циркуляции *. Однако, как показывает опыт, это условие приближенно осуществляется и в ряде других практически важных случаев. Постоянные К и К2 в уравнениях (9-51) и (9-58) определены, если известны скорости С] и w2 в каком-либо сечении по высоте лопаток. Эта задача решается применением ур-авнения неразрывности для сечений 1-1 1 Поток газа в ступени за направляющей и рабочей решетками является закрученным, т. е. имеет неравномерное поле скоростей как при абсолютном, так и в относительном движении. Как показано в § 5-16, в таком потоке поле полной энергии будет неравномерным. а 1в> а 1к — углы выхода потока у вершины и соответственно в корне воч сечении, r = rjrk; rk — радиус корневого сечения, г — радиус текущего сечения; Подставив (9-61) в уравнение (9-50) и проинтегрировав последнее, получим: Для определения скорости необходимо знать величину в корневом сечении. С этой целью преобразуем уравнение неразрывности (9-59), записав ‘его для сечений 0 — 0 и 1 — 1: Pi c al r i d r ii c al = c lA c l sina i = / ‘tft^^ sin a l> C 9 — 65 ) где dj принимается до формуле (9-61,. Приведенные выше зависимости справедливы, если^поток в зазоре дозвуковой. При смешанных течениях в зазоре, когда в нижней части ступени (у корневых сечений) Ci>e,i, формула (9-62) неприменима. В этом случае необходимо учитывать отклонение потока в косом срезе направляющей решетки. Перейдем теперь к расчету потока за ступенью. Воспользуемся основным уравнением (9 57) и проинтегрируем его при т)2= const и d (сп1и) = 0 для принятого закона изменения углов по радиусу Здесь b»2fe — значение ш2 в корневом сечении; При известных значениях ш2 легко определяется располагаемый теплоперепад в ступени. С помощью выведенных уравнений можно рассчитать распределение параметров по радиусу в зазоре н за ступенью с лопатками постоянного профиля. Располагаемый теплоперепад в направляющей решетке согласно (9 62) будет: Найдем изменение степени реакции по радиусу: Л 01 , Л 01к— , , Л 01к Нок где рк — степень реакции в корневом сечении. Использовав (9-67), получим: Отсюда можно получить приближенную формулу для определения реакции на среднем диаметре ступени с незакрученными лопатками, исходя из заданной величины рк в исходном — корневом — сечении. Замечая, что гт = 0/0 — 1 и полагая Ь1 5= 0, из формулы (9-68) получаем: Формула (9-69) имеет ограниченную область применения Очевидно, что она справедлива для относительно больших 0, так как только в этом случае разность а, у вершины и у корня мала и можно принять b,^0. Минимальную степень реакции в среднем сечении можно определить, полагая, что в корневом сечении 0. Тогда из (9-69) или приближенно 5=0) Изменение работы на венце по радиусу можно найти по формуле: Функция ся1 (г) также известна. Следовательно, величина Lu (г) определена. Поле осевых составляющих скоростей за ступенью рассчитывается по формулам: С а2 = С й2 tg “2 = ^„2 tg h = (°U2 + «) tg h В заключение отметим, что исходная формула для степени реакции (9-68) позволяет определить разность р у вершины и у корня лопатки. Так как то после подстановки в (9-68) получим: где рв — степень реакции у вершины. Для прикидочных расчётов^можйо^рёйомендойать формулу 1 — рв (в—1 2 Используя полученные соотношения, можно проанализировать изменения параметров ,по радиусу в зазоре и за ступенью и оценить дополнительные потери, возникающие в ступени с лопатками постоянного профиля. Рис 9-10. Сравнение опытных и расчетных значенлй степени реакции в различных сечениях по радиусу ступени с лопатками постоянного профиля; в = 7,73; М0 = 0,65. Результаты соответствующих расчетов показывают, что дополнительные потери в ступени с незакрученными лопатками обусловливаются увеличением выходных потерь, изменением угла входа потока на рабочую ’решетку, а также изменением отдаваемой работы по радиусу. За ступенью поток вихревой; выравнивание поля скоростей сопровождается потерями кинетической энергии, которые должны быть включены в общий баланс потерь ступени. Результаты расчетов по предлагаемой методике удовлетворительно совпадают с экспериментальными данными. Подробное экспериментальное исследование потока в зазоре и за ступенью с цилиндрическими лопатками было выполнено в МЭИ при Q = d/l = 7,73. Был произведен расчет испытанных ступеней по приближенному методу, изложенному выше. Соответствующие кривые изменения реакции по радиусу приведены на рис. 9-10. Сравнение показывает удовлетворительную сходимость опытных и расчетных значений реакции. Опытные и расчетные значения углов, давлений и скоростей также удовлетворительно совпадают. В заключение отметим, что при больших в изменение углов ai и Рг по радиусу невелико. Расчет скоростей Ci и w2 в таких ступенях можно производить по формулам, которые легко получить из основных уравнений (9-50) и (9-57) при следующих допущениях: г) 1 = const; т)2” const; ai = const и Рг = const. 9-5. НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ПРОФИЛИРОВАНИЯ ДЛИННЫХ ЛОПАТОК СТУПЕНЕЙ С ОСЕВЫМ ПОТОКОМ ГАЗА Изложенная выше методика расчета ступеней с лопатками постоянного профиля позволяет оценить дополнительные потери в ступени, обусловленные изменением параметров и углов потока по радиусу в зазоре, а также возрастанием выходных потерь. Результаты такого расчета приведены на рис. 9-11. Здесь даны кривые, устанавливающие дополнительные потери в ступени с лопатками постоянного профиля в зависимости от Q=d/l. Кроме того, на график нанесены опытные значения дополнительных потерь Ат]м. При е 2 ^-^ = 0. (9-50а) и согласно принятому допущению саХ = const, то уравнение (9-50а) преобразуется к виду: Интегрируя это уравнение, получаем: calr = const. Последнее условие выражает постоянство циркуляции скорости вокруг направляющей решетки. Действительно, в простейшем случае осевого входа в направляющую решетку (с 0 = 0) циркуляция скорости равна: с »о) = tc ,n —^Г с и — const — где z — число лопаток в решетке. Основоположником рассматриваемого метода является Н. Е Жуковский. Еще в 1912 г. при исследовании воздушных винтов Н. Е. Жуковский показал, что осевые скорости постоянны в радиальном направлении, если изменение окружных составляющих скоростей соответствует закону постоянства циркуляции. Хорошо известно, что воздушные бинты, а затем и вентиляторы, построенные согласно вихревой теории Н. Е. Жуковского, отличались высокой экономичностью. Для расчета длинных лопаток паровых и газовых тур’бин этот метод был впервые применен В. В. Уваровым. С помощью уравнения (9-50а) нетрудно пайти распределение абсолютных скоростей в зазоре: Изменение реакции по радиусу устанавливается с помощью очевидных соотношений В соответствии с условием cat г = const можно найти изменение углов абсолютной скорости по радиусу в таком виде: Закрутку лопаток по условию постоянства циркуляции скорости можно осуществить с учетом потерь в решетках. Для адиабатического течения (с учетом потерь) расчетные зависимости, полученные путем интегрирования исходных дифференциальных уравнений, даны в табл. 9-1. Для течения с потерями, как это видно из формул, приведенных в табл. 9-1, условия cur = const и cai=eonst являются несовместимыми. При условии равномерного поля осевых скоростей в зазоре циркуляции скорости вокруг направляющей лопатки должны увеличиваться к ее вершине. Если в основу профилирования ступени положено условие постоянства циркуляции скорости, то осевые скорости в зазоре также несколько .увеличиваются к вершине. Адиабатическое течение в зазоре при aj = const и rji = const подчиняется уравнению, получаемому инте-грированием (9-50), в следующем виде: c al =c al/ c ulK cos 01, 1 — Tj! cos 2 X J[__ j/” 1 — r^cos^iK (1 — r 3 ) r 1 — cos 2 aj K lr]2 + (1 —TjO r 2 ] Следовательно, располагаемый теплоперепад в направляющей решетке будет: — “о— 2l li cos2 a i Отношение скоростей меняется по радиусу в соответствии с формулой где x = u.Jc|K — отношение скоростей для корневого сечения. Угол относительного потока Следует подчеркнуть, что осуществление метода закрутки при ai = const приводит к направляющим лопаткам переменного профиля по высоте, так как при малых 0 значительно меняются шаг лопаток и скорость с j вдоль радиуса. Следовательно, чтоб ы> осу щес т в ит ь условие ai=const, необходимо менять установочный угол профиля ау, т. е. выполнять лопатку закрученной. При больших скоростях необходимо также учитывать влияние сжимаемости на средний угол за решеткой, что также приводит к необходимости закручивать направляющие лопатки. Для большого числа ступеней представляется возможным направляющие лопатки выполнять без закрутки. Расчет направляющих решегок производится по формулам, приведенным в § 9-4. С помощью этих соотношений рассчитываются параметры потока в зазоре. Расчет рабочих лопаток как при ai = const, так и при «1 —f( r ) производится, исходя из принятых условий за ступенью. Как указывалось, могут быть приняты условия отсутствия закрутки потока на выходе (си2 = 0), постоянства работы по радиусу (Lu = const) и др. Расчет ступени при течении, близком к цилиндрическому, можно осуществить, разбив поток на ряд элементарных кольцевых струек. В пределах каждой струйки можно считать задачу одномерной и применять обычную методику расчета. Закрутка направляющей решетки, вообще говоря, может быть выбрана любой: ai = const; сиГ=const; a=f(r). При этом, естественно, для определения параметров в зазоре можно воспользоваться одним из частных решений (9-50). Определив параметры в зазоре, записываем уравнения неразрывности для каждой струйки в контрольных сечениях 1—1 и 2—2: где AG — расход пара через элементарную струйку; и Ргt — плотности в конце изоэнтропического расширения в направляющей и рабочей решетках; cu, w2t — теоретические скорости выхода потока; ft и /2 — площади выходных сечений в пределах одной элементарной струйки; jj-i, ja2 — коэффициенты расхода в данном кольцевом сечении направляющей и рабочей решеток. Из уравнения неразрывности и треугольников скоростей определяем параметры, необходимые для проектирования рабочей решетки. Полный расход газа через ступень О равен сумме расходов по всем элементарным струйкам. Общий к. п. д. ступени находится по к. п. д. элементарных струек как усредненный по расходу. При подобном методе расчета коэффициенты расхода щ и fig и коэффициенты скорости следует принимать переменными, зависящими от геометрических и режимных параметров в рассматриваемых сечениях решеток. Описанный метод расчета весьма прост и дает надежные результаты. Построение направляющей и рабочей лопаток осуществляется по данным расчета закрутки. По вычисленным значениям Ме1 (г) и а, (г) подбираются профили в корневых, средних и верхних сечениях направляющей решетки. При больших теплоперепадах в ступени в корневых сечениях >1, а в периферийных М^, f / о.г о.« o,s о,8 р Рис. 9-12. Сопоставление некоторых методов закрутки лопаток. сти углов входа потока Pi в верхнем и корневом сечениях, к снижению лотерь от утечек, уменьшению осе-зых усилий и т. п. Для компрессорной ступени с реакцией р=0,5 за счет выравнивания поля скоростей по высоте может быть отодвинута предельная граница по числу М, повышены окружные скорости и, следовательно, увеличен коэффициент напора при сохранении высокой экономичности ступени. Рис. 9-13 Схема кольцевой решетки направляющих профилей с наклонными кромками и меридиональным профилированием. Для ступеней турбин с небольшими высотами лопаток (Т С 1 Как указывалось (§ 8-8), применение меридионального профилирования в ступенях с небольшими высо- Рис. 9-14. Зависимость к. п. д. к)ог и реакции от и/с0 для ступени с меридиональным профилированием (КД-2-2Ам) и ступени с цилиндрическими обводами (КД-2-2А); 8 = 16; = 0,5. тами лопаток позволяет не только уменьшить разность [реакций, ,но и значительно уменьшить потери ® ‘Направляющих решетках. На рис. 9-14 представлены резуль-гаты испытаний двух ступеней (ii»0,5; 0=16) с криволинейным и цилиндрическим обводами верхнего бандажа. Видно, что ступень с мериодинальным профилированием имеет более высокий к. П. д. (на 1,5—2%), а разность реакций Др — рв — рк уменьшается более чем в 3 раза (с 16 до 5%). Для ступеней с 0 г L F (где Fr—радиальная составляющая силы воздействия лопаток на поток) видно, что при 7v у>+20°. Графики изменения потерь по высоте решеток (рис. 9-16) показывают, что для отрицательных углов наклона потери возрастают в корневых сечениях, где возникает отрыв потока. Для решеток с наклоном лопаток по потоку, когда осуществляется поджатие потока в корневых сечениях, .потери увеличиваются в периферийных сечениях. Опыты показали, что одновременным введением меридионального профилирования верхнего обвода решетки и наклоном лопаток можно уменьшить потери в верхних сечениях (у>0). При этом оба фактора — наклон лопаток по потоку и профилирование верхнего 1 Исследование ступеней с наклонными лопатками проведены Ю. И. Митюшкиным (ЛМЗ) и Г. А. Филипповым (МЭИ). обвода — позволяют более резко снйзить разность реакций Др — рв рк. Приближенная формула для определения реакции в ступени с различными углами наклона лопаток у может быть получена путем совместного решения уравне- Рис. 9-16. Характер изменения потерь по высоте решетки при различных углах наклона лопаток (в = 8,5; /, = 1,0; а, = 15°). ний количества движения и радиального равновесия цилиндрического потока (9-73). Сила воздействия лопаток на поток определяется через окружную составляющую по уравнению (сг«0): где Рп — окружная составляющая силы воздействия лопаток на поток. ГТринйв линейный з&кон изменения tu ho Ширийё решетки для средней линии канала са = хся1/В, получим: Подставляя Fr в уравнение (9-73), находим: dp Cj cos c?j C| sin a, cos a, Из последнего уравнения совместно с уравнением энергии получим: /Is-т dr — cos 2 a. — . Проинтегрировав это уравнение для случая at = const получим распределение скоростей по высоте лопаток: i Г sin dj cos a, (r,— rR) eX ^ I о tg (90 — y) Реакция в произвольном сечении зазора рассчитывается по формуле 2sin a, cos (r, — r ) Разность реакций при pA = 0 и 6^1,5В (b — хорда профиля) Полученные формулы дают несколько завышенные значения разности реакций, что связано в основном с отклонением потока в зазоре ступени от коаксиального, наличием радиальных перетеканий газа в пограничном слое лопаток, утечками в ступени, влиянием рабочего колеса. Погрешность расчета объясняется также принятым приближенным законом изменения си по оси канала и пр. Влияние перечисленных факторов учитывается по -опытным данным введением коэффициента Л = 0,65 в формулу (9-76). Расчет реакции в ступени с наклоном лопаток по потоку и меридиональным профилированием зерхнего обвода осуществляется по формуле полученной с учетом влияния кривизны верхнего обвода на распределение скоростей по радиусу в зазоре. Опыт подтверждает’ удовлетворительную точность формулы (9-77) при 0 > 6. Для ступеней с малыми в е /„, угол входа потока уменьшился со 155° до 127°. Число Мс1 возросло у вершины лопатки до 0,9, а число М^г уменьшилось до Мда2=1>08. Последние ступени турбин часто приходится выполнять с коническими обводами (рис. 9-12). Наличие конусности приводит к уменьшению реакции в ступени. Рис. 9-17. Изменение параметров по высоте лопатки (0 = 2,6; е2 = 0,27). ——с наклоном кромок, -—кромки радиальные. Для конусной направляющей решетки изменение реакции по радиусу можно приближенно определить по формуле где /C,=l-<-siii 2 a,tg 2 8B — коэффициент, учитывающий влияние конусности; 8в — угол конусности у вершины. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГАЗОВЫХ ПОТОКОВ И ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБОМАШИН 10-1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТЕНДЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТОЧНЫХ ЧАСТЕЙ ТУРБОМАЩИН Задачи опытного исследования проточной части турбомашин можно разбить на тр’и группы В первую грулпу включаются вопросы, связанные с исследованием структуры потока в отдельных, рассматриваемых изолированно элементах ступени и в первую очередь в направляющей и рабочей решетках Вторая группа задач заключается в дифференцированном изучении физических явлений, происходящих в ступени Третья группа задач сводится к определению опытных коэффициентов, необходимых для теплового расчета турбомашины, и к выяснению зависимости этих коэффициентов от основных конструктивных, геометрических и режимных параметров ступени Основные требования к эксперименту в лабораторных условиях формулируются теорией подобия Практически не все эти требования могут быть реализованы с одинаковой степенью точности, так как действительные процессы в турбомашине отличаются большой сложностью Поэтому при постановке эксперимента в каждом отдельном случае следует установить наиболге существенные особенности процесса, пренебрегая его второстепенными признаками Правильное решение этого вопроса определяет направление и методику экопримента, а также теоретическую и практическую ценность результатов исследования Если основной целью эиспер лмента является получение интегральных характеристик ступени, то очевидно, что в модельных условиях должны быть воспроизведены все наиболее существенные признаки процесса Поэтому опытное исследование характеристик ступени необходимо проводить на специальных экспериментальной турбине или экспериментальном компрессоре, позволяющих установить надежные значения характеристик и изучить основные особенности потока в решетках Последняя задача, однако, решается в экспериментальной ча^-шине нелегко, так как требует применения сложной специальней измерительной аппаратуры. Поэтому при детальном изучении обтекания решеток, при изучении механизма образовании и развития потерь в изолированно рассматриваемых решетках необходимо прибегать и к другим, более простым методам эксперимента, поступаясь некоторыми требованиями теории подобия Отсюда следует, что наряду с использованием экспериментальной турбомашичы в качестве основного метода исследования необходимо применять и более простые и поэтому широко распространенные методы испытания неподвижных решеток Исследования элементов проточной части паровых и газовых турбин могут производиться на водяном паре или на воздухе, при- Чем схема йсйктателыШй Менда сущ&стйемно За1й?йт От Приме няемого рабочего тела Исследования элементов ком пресс о,р а производятся, естественно, на воздухе Рис 10-1 Принципиальная схема воздушного экспериментального стенда 1 — двигатель; 2—компрессор, 3— ресивер, 4—фильтр; 5 — подогреватель; 6 и 7 —статические установки, 8, ^—экспериментальная турбина 10 — установка для взвешивания реактивных усилий, 11 — аэродинамическая труба, 12 — оптическая установка, 13—холодильник, / 100° С значительно проще, че>м «а паре при температурах 250—350° С Это определило широкое применение воздуха в лабораторных исследованиях проточных частей цурбомашин Однако ряд задач, связанных с длительной работой эксперимента тыкых установок с большими секундными расходами и при больших скоростях, требует чрезвычайно мощных и громоздких компрессорных установок Работы, связанные с исследованием последних ступеней конденсационных паровых турбин, могут проводиться на воздухе только частично, а ряд вопросов вообще не может быть решен на воздушном стенде Оптимальным решением, дающим наибольшею возможность ведения различных исследований проточных частей турбин с минимальной затратой времени и средств, является использование ком бинированного паровоздушного стенда, принципиальная схема которого приведена на рис 10-2 Большинство установок такого стенда может работать как на паре, так и на воздухе, что позвочяет выбирать оптимальный для данного эксперимента вид рабочего тела Воздушный контур стемда-не отличается от приведенного на рис 10-1 Использование пара позволяет легко получать большие секундные расходы, большие скорости, независимо менять числа М и Re, обеапечивает проведение всех исследований, связанных с влажностью Пар через редукционно-охладительную установку 29 подается к экспериментальным установкам стенда, проходит через них и направляется в основной конденсатор 21 Конденсат конденсатным насосом 24 подается в мерный бак 25, а затем в линию возврата конденсата ТЭЦ Паровоздушный стенд состоит из установки для исследования кольцевых неподвижных решеток 7, высокооборотной одноступенчатой экспериментальной осевой турбины 8, двухвальной экспериментальной турбины 14, предназначенной в основном для исследования последних ступеней, экспериментальной турбины для исследования радиально осевых ступеней 20, осевого 26 и центробежного 27 экспериментальных компрессоров с паротурбинным приводом 28 и установки для испытания плоских решеток 6 При необходимости в паровоздушном стенде могут быть использованы эжекторные аэродинамические трубы 18 и 19, воздушный поток в которых создается паровым эжектором, засасывающим воздух из атмосферы В схему стенда включен блок 17, позволяющий устанавливать для периодических испытаний различные вспомогательные детали турбин Для отсоса пара из уплотнений экспериментальных турбин используется вспомогательный конденсатор 23 Вакуум в конденсаторах поддерживается паровыми эжекторами 22 Выхлопные патрубки турбин жепательчо снабжать дроссельными устройствами, позволяющими поднимать противодавление за рабочим колесом до 3—5 ата Для подавляющего большинства экспериментов достаточно давление свежего пара 5—7 ата при температуре 250—350° С Редукционно-охладительная установка должна допускать питание стендов не только перегретым паром пониженных параметров, но и влажным паром 🎥 ВидеоЗакон БернуллиСкачать Уравнение Бернулли для потока жидкостиСкачать Уравнение Бернулли гидравликаСкачать Теорема Эйлера о движении жидкостиСкачать Вывод уравнений движения идеальной жидкости - Лекция 2Скачать Основное уравнение гидростатики (задачи)Скачать TONVE PR4 Пересчет параметров гидротурбин. Пример расчета.Скачать Гидростатическое давлениеСкачать Как работает Гидроэлектростанция Принцип работы Турбины ГЭССкачать Принцип работы гидроагрегата на примере Бурейской ГЭССкачать Дефектация гидротурбины водолазамиСкачать Основной закон гидростатикиСкачать 14. Движение идеальной жидкостиСкачать Гидравлическая турбинаСкачать Уравнение БернуллиСкачать Якута А. А. - Механика - Гидростатика. Уравнение Бернулли. Формула ПуайзеляСкачать Течение воды в гидротурбине.Скачать Турбина Пелтона. Принцип действия и устройство ковшовой турбины.Скачать |