Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

Тема: Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Цель работы: Измерить начальную скорость тела, брошенного горизонтально

Приборы и оборудование: Установка для запуска шариков с горизонтальной скоростью, полоска белой бумаги размером 300×50 мм, полоска копировальной бума­ги размером 300×50 мм, измерительная линейка.

Схема экспериментальной установки приведена на рисунке 1.

Шарик 1, начинающий движение в верхней части дугообразной металлической трубки 2, вылетает горизонтально в точке О с начальной скоростью у, пролетая вдоль вертикальной доски 3. Дугообразная трубка закреплена на боковой стенки уста­новки 4 так, что точка О находится на высоте h над горизонтальной частью установки 5, на которую падает шарик.

Для фиксации точки падения шарика на доску помещают полоску белой бумаги 6, а сверху прикрепляют полоску копировальной бумаги 7, падение шарика на доску ос­тавляет метку на бумаге.

Движение шарика, брошенного горизонтально с высоты h, происходит в верти­кальной плоскости XOY (OX горизонтальная ось, направленная вправо, OY вертикальная ось, направленная вниз,). За начало отсчёта выбрана точка вылета шари­ка (рис. 2).

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

По измеренным высоте h и дальности полёта / можно найти время полета t, на­чальную скорость шарика υ и записать уравнение траектории движения у(х).

Для нахождения этих величин запишем закон движения шарика в координатной форме.

Ускорение свободного падения g направлено вертикально вниз. По оси ОХ дви­жение будет равномерным, а по оси OY равноускоренным.

Следовательно, координаты (х, у) шарика в произвольный момент времени опре­деляются уравнениями

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории(2)

В точке паления шарика у = h, поэтому из уравнения (2) можно найти время его полета:

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

Координата х шарика в точке падения равна дальности полёта шарика l, которая измеряется а работе линейкой. Из уравнения (1) легко найти начальную скорость ша­рика с учетом выражения (3).

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

1. Соберите экспериментальную установку (см. рис. 1), устанавливая высоту вы­лета шарика h = 196 мм=0,196 м (для упрощения расчётов). При измерении линейкой с милли­метровыми делениями можно принять, что максимальная абсолютная погрешность Δh = 1 мм=0,001 м, т. е.

h = 196±1 мм=0,196 м±0,001 м.

2. Вычислите время полёта шарика по формуле (3). При этом g=9,81 м/с2

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

3. Для измерения дальности полёта l проведите пять пусков шарика из одной и той же точки дугообразной трубки. Результаты измерений l (k= 1, 2, 3, 4, 5) занесите в таблицу 1.

Видео:Урок 37. Движение тела, брошенного под углом к горизонту (начало)Скачать

Урок 37. Движение тела, брошенного под углом к горизонту (начало)

Рабочая тетрадь физика 1 курс 2017 П-9-17
методическая разработка по физике на тему

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

В помощь студентам при выполнении лабораторного практикума

Видео:Теория движения тела брошенного горизонтально . 2021-10Скачать

Теория движения тела брошенного горизонтально . 2021-10

Скачать:

ВложениеРазмер
rab_tetrad_fizika_1_kurs_2017_gr_p-9-17.doc908 КБ

Видео:Физика 9 класс (Урок№2 - Движение тела, брошенного горизонтально)Скачать

Физика 9 класс (Урок№2 - Движение тела, брошенного горизонтально)

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

« ШЕБЕКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА»

для выполнения лабораторных работ

Шебекино 2017г Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

Лабораторная работа №1

Тема: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

Лабораторная работа №2

Тема: Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Лабораторная работа №3

Тема: Исследование зависимости силы трения скольжения от массы тела

Лабораторная работа №4

Тема: Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела

Лабораторная работа №5

Тема: Определение поверхностного натяжения жидкости

Лабораторная работа №6

Тема: Определение относительной влажности .

Лабораторная работа №7

Тема: Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока

Лабораторная работа №8

Тема: Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити

Лабораторная работа №9

Тема « Определение коэффициента преломления стекла»

Лабораторная работа №10

Тема : Наблюдение интерференции и дифракции света

Порядок выполнения лабораторных работ

  1. Уясните цель выполнения работы. Внимательно прочитайте введение к лабораторной работе. Исходя из прочитанного, составьте план действий, необходимых для достижения поставленной цели.
  2. Проверьте свою подготовленность к выполнению работы. Если ответы на поставленные вопросы представляют для вас затруднение, то прочитайте материал по учебнику.
  3. Проверьте наличие на вашем столе необходимого оборудования и материалов.
  4. Ознакомьтесь с описанием лабораторной работы. Подумайте, понятны ли вам приемы осуществления тех или иных операций эксперимента. Если у вас возникают сомнения, проконсультируйтесь у преподавателя. Если вопросов нет, приступайте к работе.
  5. По окончании лабораторной работы оформите ее результаты (численные расчеты, таблицы, графики) в отчет к данной лабораторной работе
  6. Сформулируйте вывод на основании результатов проведенного эксперимента и занесите его в отчет.

Правила поведения и техника безопасности при выполнении лабораторных работ по физике.

Неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и незнание правил техники безопасности могут повлечь за собой несчастные случаи.

  1. перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход выполнения.
  2. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания преподавателя.
  3. Не оставляйте рабочее место без разрешения преподавателя.
  4. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном преподавателем.
  5. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
  6. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж только при отключенном источнике питания.
  7. Не включайте источники электропитания без разрешения преподавателя.
  8. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения.
  9. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
  10. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.
  11. По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
  12. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.

С правилами поведения и техники безопасности при выполнении лабораторных работ по физике ознакомлен:

Студент __________________________________ ______________________

Фамилия имя отчество подпись

Абсолютные и относительные погрешности

Любое измерение дает лишь приближенное значение физической величины, однако можно указать интервал, который содержит ее истинное значение

А пр — Δ А ист пр + Δ А

Величина Δ А называется абсолютной погрешностью измерения величины А. Абсолютная погрешность выражается в единицах измеряемой величины. Абсолютная погрешность равна модулю максимально возможного отклонения значения физической величины от измеренного значения.

А пр — значение физической величины, полученное экспериментально, если измерение проводилось многократно, то среднее арифметическое этих измерений.

Но для оценки качества измерения необходимо определить относительную погрешность ε

Видео:Кинематика. Движение тела, брошенного горизонтальноСкачать

Кинематика. Движение тела, брошенного горизонтально

Методическая разработка «Лабораторные работы по физике в 10-12 классах»

Выбрав правильный масштаб по осям ox oy и воспользовавшись уравнением траектории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №11» при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области»

Лабораторные работы (10 — 12 класс)

Автор-составитель Голенок Н.П.

Изучение движения тела по окружности

Измерение жёсткости пружины

Измерение коэффициента трения скольжения

Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Изучение закона сохранения механической энергии

Изучение равновесия тела под действием нескольких сил

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

Последовательное и параллельное соединения проводников

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Наблюдение действия магнитного поля на ток

Изучение явления электромагнитной индукции

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Измерение показателя преломления стекла

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Измерение длины световой волны

Оценка информационной ёмкости компакт-диска (С D )

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

1. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2018

2. Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2018

1.ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ

Цель работы: определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.

Определите массу шарика на весах с точностью до 1 г.

Нить проденьте сквозь отверстие в пробке и зажмите пробку в лапке штатива (рис. Л.2, б).

Начертите на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измерьте радиус с точностью до 1 см.

4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити про­ходило через центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращайте маятник так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Отсчитайте время, за которое маятник совершает заданное число (на­пример, в интервале от 30 до 60) оборотов.

7. Определите высоту конического маятника. Для этого измерьте рассто­яние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.

8. Найдите модуль центростремительного ускорения по формулам:

9.Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на рас­стояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль составляющей F . Затем вычислите ускорение по формуле:

10.Результаты измерений (в СИ) и вычислений занесите в таблицу.

Сравните полученные три значения модуля центростремительного уско­рения и сделайте вывод.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

2. ИЗМЕРЕНИЕ ЖЁСТКОСТИ ПРУЖИНЫ

Цель работы: определить жёсткость пружины, а также исследовать за­висимость жёсткости от толщины проволоки, из которой изготовлена пружина.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружинный динамометр, пружина, отличающаяся по толщине проволоки от пружины динамометра, три груза, линейка.

Укрепите динамометр на штативе.

Измерьте динамометром вес первого, второго и третьего грузов, а ли­нейкой удлинениехпружины динамометра в каждом случае.

Укрепите на штативе пружину, поставьте рядом линейку, запишите значение высоты h 0,на которой находится нижний конец пружины в недеформированном состоянии.

Поочерёдно подвесьте грузы и определите положение нижнего конца пружины (высоту h i )в трёх случаях.

5. Используя полученные данные и учитывая, что в нашем случае F упр = P , сделайте расчёты.

6. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Сделайте вывод о зависимости жёсткости от толщины проволоки, из ко­торой изготовлена пружина.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

3. ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ

Цель работы: определить коэффициент трения скольжения и его за­висимость от свойств поверхности.

Оборудование: доска, два разных бруска, различающиеся по гладко­сти поверхностей, лист плотной бумаги, штатив, линейка.

1. Измерьте длину l доски.

2. На штативе укрепите кусок плотной бумаги, как показано на рисунке Л.3. Нижний конец листа должен касаться стола.

3. Положите первый брусок на доску.

4. Один конец доски не должен двигаться, поэтому прижмите его к ка­кой-нибудь опоре, например к стопке книг. Начинайте медленно поднимать доску за другой конец.

Зафиксируйте, на какой высоте будет находиться конец доски, при кото­рой брусок начнёт скользить. Проведите на бумаге черту.

Измерьте расстояние h 1 на бумаге от нижнего края до черты.

Повторите опыт три раза.

Проведите аналогичные опыты со вторым бруском и измерьте рас­стояние h 2.

Сделайте расчёт основания наклонной плоскости для каждого случая по формуле d = √ l 2 – h 2

и коэффициента трения по формуле µ = tgα = h / d

9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

10. Переверните брусок на другую грань и повторите опыт. Проверьте, существенно ли различается высота подъёма конца доски, при которой бру­сок начинает скользить. Сделайте вывод.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

4. ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО

Цель работы: проверить закон независимости движений на примере движения тела, брошенного горизонтально.

Оборудование: небольшой шарик, жёлоб, линейка, секундомер, указ­ка, ящик с песком.

Порядок выполнения работы. Работу должны выполнять двое учащихся.

Поставьте на поверхность стола жёлоб, по которому будет катиться шарик, таким образом, чтобы его конец совпал с концом стола.

Измерьте высоту h ,с которой будет падать шарик, как только он ото­рвётся от поверхности жёлоба.

Первый учащийся ударяет указкой по шарику так, чтобы он двигался по жёлобу.

Второй учащийся включает секундомер, когда шарик оторвётся от жёло­ба, и выключает, когда услышит удар о пол.

Два раза, изменив силу, с которой вы ударяете шарик, измените его скорость. Измерьте время падения шарика.

Поставьте ящик с песком в месте, где предположительно упадёт шарик. Ударьте по шарику и определите расстояние l от стола до точки падения.

Передвиньте ящик и ударьте по шарику слабее. Измерьте расстояние от стола то точки падения шарика.

Зная высоту h ,с которой падал шарик, и ускорение свободного падения, вычислите время движения шарика t = √2* h / g . Сравните рассчитан­ное значение времени падения со средним временем падения, определённым из опыта. Сделайте вывод.

Определите из формулы I = v 0 * t начальную скорость шарика для каж­дого из измеренных значений дальности полёта.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Выбрав правильный масштаб по осям ОХ и OY и воспользовавшись уравнением траектории,

Постройте траекторию движения шарика для одного из найденных значений начальной скорости.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

5. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Цель работы: научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землёй тела и деформированной пружины; сравнить два значения по­тенциальной энергии системы.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лаборатор­ный, линейка, груз массой m на нити длиной l набор картонок толщиной порядка 2 мм, краска и кисточка.

Для выполнения работы собирают установку, по­казанную на рисунке Л.4

Привяжите груз к одному концу нити, другой конец нити привяжите к крючку динамометра и из­мерьте вес груза F Т = mg (в данном случае вес груза равен силе тяжести).

Измерьте длину l нити, на которой привязан груз.

На нижний конец груза нанесите немного краски.

Поднимите груз до точки закрепления нити к крючку динамометра.

Отпустите груз и убедитесь по отсутствию кра­ски на столе, что груз не касается его при падении.

Повторяйте опыт, каждый раз подкладывая картонки до тех пор, пока на верхней картонке не появятся следы краски.

Взявшись за груз рукой, растяните пружину до его соприкосновения с верхней картонкой и измерьте динамометром максимальную силу упругости F ynp и линейкой максимальное растяжение пружины ∆1,отсчитывая его от нулевого деления динамометра.

Вычислите высоту, с которой падает груз: h = l + ∆ l (это высота, на которую смещается центр тяжести груза).

Вычислите потенциальную энергию поднятого груза: Еп1 = mg ( l + ∆ l ).

Вычислите энергию деформированной пружины: Еп2 = F ynp (∆ l /2)

11. Результаты измерений (в СИ) и вычислений занесите в таблицу

Еп1 = mg ( l + ∆ l ), Дж

12. Сравните значения энергий Еп1и Еп2.Подумайте, почему значения этих энергий совпадают не совсем точно.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

6. ИЗУЧЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛА ПОД ДЕЙСТВИЕМ НЕСКОЛЬКИХ СИЛ

Цель работы: убедиться в правильности первого и второго условий равновесия.

Для равновесия твёрдого тела необходимо и достаточно выполнение двух условий:

1) векторная сумма внешних сил, действующих на тело, должна быть равна нулю;

2)алгебраическая сумма моментов сил, действующих на твёрдое тело, от­носительно оси вращения должна быть равна нулю.

Оборудование: три динамометра, не­большое колечко, набор грузиков, планка с отверстиями, штатив, транспортир.

Порядок выполнения работы.
Проверьте первое условие равновесия.
1. Укрепите конец одного из динамоме­тров (рис. Л.5). Второй его конец зацепите за кольцо.

Зацепите два других динамометра за это же кольцо и тяните та­ким образом, чтобы два последних динамометра образовывали прямой угол. Когда кольцо станет неподвижным, снимите показания динамомет­ров.

Повторите опыт, стараясь расположить динамометры так, чтобы угол между ними был 120°. Снимите показания динамометров.

Запишите результаты измерений в таблицу

Рассчитайте равнодействующую сил F 2и F 3:Сравните полученное значение со значением F 1. Сделайте вывод.

Нарисуйте три силы под углом 120°. Убедитесь в том, что при равно­весии эти силы равны.

Проверьте второе условие равнове­сия.

Возьмите планку с отверстиями (рис. Л.6, а)и закрепите её на штативе.

С одной стороны от точки закре­пления на расстоянии 11 = 4 см под­весьте грузик массой т1.

Подвешивайте меньший грузик массой т2с другой стороны на разных расстояниях 12до тех пор, пока план­ка не установится горизонтально. За­пишите значения масс грузиков и рас­стояний от точки закрепления планки до грузиков в таблицу.

К первому грузику на левой сто­роне планки подвесьте ещё один грузик массойт3.

С правой стороны подвесьте ещё один грузик массой т4 на таком рас­стоянии 14,чтобы планка опять вернулась в горизонтальное положение. За­пишите все значения в таблицу.

При подвешивании грузика на планку действует сила давления крючка (рис. Л.6, б).Эта сила давления по третьему закону Ньютона равна силе, действующей на крючок, которая, в свою очередь, равна силе тяжести, так как грузик находится в состоянии равновесия. Поэтому при расчётах можно использовать силу тяжести грузика.

По данным таблицы 9 вычислите сумму моментов сил, действующих на планку и алгебраическую сумму сил, действующих на планку. Сделайте вывод.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНА ГЕЙ-ЛЮССАКА

Цель работы: экспериментально проверить справедливость соотноше ния V 1 / V 2 = T 1 / T 2

Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8—10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40—50 мм, наполненный горячей водой ( t » 60 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин.

1. Подготовьте бланк отчёта с таблицей для записи результатов из­мерений и вычислений (инструментальные погрешности определяются с по­мощью таблицы 1).

Подготовьте стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.

Измерьте длину 11стеклянной трубки и температуру воды в цилин­дрическом сосуде.

Приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом ска­зано выше. Измерьте длину 12воздушного столба в трубке и температуру окружающего воздуха Т2.

Вычислите отношения l 1/ l 2 и T 1/ T 2 , относительные (ԑ1 и ԑ2) и абсолютные (∆1 и ∆2) погрешности измерений этих отношений.

6. Сравните отношения l 1/ l 2 и T 1/ T 2 и сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

8. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ

Цель работы: проверить основные закономерности последовательного и параллельного соединений проводников (резисторов), а также справедли­вость формул для определения эквивалентного сопротивления.

Оборудование: источник тока, резисторы, ам­перметр, вольтметр, реостат, соединительные провода, ключ.

Соберите схему, состоящую из соединённых по­следовательно источника тока, реостата, амперметра, одного резистора (рис. Л.8).

Подключите к точкам С и D вольтметр парал­лельно резистору.

4.Замените первый резистор вторым и измерьте
силу тока 12и напряжение U 2.

5. Подключите между точками Си D оба резистора последовательно. Параллельно им подключите вольтметр. Измерьте силу тока 13и напряжение U 3.

6. Соедините резисторы параллельно, подключите их между точками С и D ,затем параллельно им подключите вольтметр. Измерьте силу тока 14и напряжение U 4.

7. Результаты измерений запишите в таблицу

8. Проведите расчёты и заполните таблицу

Сравните значения эквивалентных сопротивлений при последовательном и параллельном соединениях резисторов. Возможное несовпадение результа­тов объясняется погрешностями измерений.

9. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерений.

Оцените, насколько ошибки измерений повлияли на совпадение резуль­татов. Запишите окончательные результаты измерений сопротивлений для каждого случая в виде

Сделайте вывод о справедливости приведённых выше формул.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

9. ИЗМЕРЕНИЕ ЭДС И ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ТОКА

Цель работы: научиться измерять ЭДС источника тока и косвенными измерениями определять его внутреннее сопротивление.

Оборудование: аккумулятор или батарейка для карманного фонаря, вольтметр, амперметр, реостат, ключ.

1. Подготовьте бланк отчёта со схемой электрической цепи и таблицами 13 и 14 для записи результатов измерений и вычислений.

Соберите электрическую цепь согласно рисунку Л.9. Проверьте надёж­ность электрических контактов, правильность подключения амперметра и вольтметра.

Проверьте работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе.

Измерьте ЭДС источника тока.

Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе для трёх положений движка реостата и вычислите гпр. Результаты измере­ний и вычислений занесите в таблицу 13.

Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, используя данные о классе точности приборов. Занесите все данные в таблицу 14.

Запишите результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления ис­точника тока:

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

10. НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ НАТОК

Цель работы: исследовать взаимо­действие тока с постоянным магнитом.

Оборудование: источник тока, рео­стат, ключ, витки проволоки, катушка, по­лосовой магнит, штатив, динамометр, ам­перметр, соединительные провода.

На штативе подвесьте динамометр, к динамометру прикрепите магнит, под магнитом расположите катушку и соберите электрическую схему согласно рисунку 1.

Установите бегунок реостата в положение, соответствующее макси­мальному сопротивлению.

Изменяйте силу тока, уменьшая сопротивление реостата, и записывай­те показания динамометра в таблицу.

Измените направление тока в катушке. Проведите аналогичные измерения, также записывая результаты измерений в таблицу. Отметьте изменения показаний динамометра.

Нарисуйте катушку и обозначьте по­люсы её магнитного поля.

Постройте график зависимости силы взаимодействия катушки с магнитом от силы тока, сделайте вывод.

1. На штативе подвесьте витки из про­волоки и соберите электрическую схему со­гласно рисунку 2.

Поднесите к мотку проволоки магнит и понаблюдайте за движением витков проволоки. Запишите свои наблюдения.

Поверните магнит и поднесите его к виткам проволоки другим полю­сом. Наблюдения запишите.

Измените направление тока в витках проволоки и поднесите к ним магнит сначала одним полюсом, затем другим.

Покажите направление тока в витках проволоки.

Объясните результаты опытов.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

11. ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

Цель работы: изучить одно из самых важ­ных явлений электромагнетизма — явление элек­тромагнитной индукции.

Оборудование: источник тока, галь­ванометр, катушка 1,железный сердечник, U -образный магнит, магнитная стрелка, реостат, ключ, витки проволоки или катушка 2,диаметр которой больше диаметра катушки 1, соедини­тельные провода.

Приставьте сердечник к одному из полюсов U -образяого магнита и вдвиньте внутрь катушки, наблюдая одновременно за стрелкой гальванометра.

Повторите наблюдение, выдвигая сердечник из катушки, а также меняя полюсы магнита.

Зарисуйте схему опыта и проверьте выполне­ние правила Ленца в каждом случае.

Наденьте вторую катушку или витки прово­локи на первую катушку так, чтобы их оси совпа­дали. Замкните гальванометр на витки или вторую катушку

Вставьте в обе катушки железный сердечник и присоедините первую катушку через выключатель и реостат к источнику питания (см. рис. Л.5).

Замыкая и размыкая ключ, наблюдайте за отклонением стрелки галь­ванометра.

Зарисуйте схему опыта и проверьте выполнение правила Ленца.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МАЯТНИКА

Цель работы: определить ускорение свободного падения при помощи маятника, оценить возможность и точность измерения ускорения данным способом.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента с погрешностью ∆л = 0,5 см, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

Порядок выполнения работы

Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите с по­мощью муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 1—2 см от пола.

Измерьте лентой длину l маятника (длина маятника должна быть не менее 50 см).

Возбудите колебания маятника, отклонив шарик в сторону на 5—8 см и отпустив его.

Измерьте в нескольких экспериментах время t 50 колебаний маятника и вычислите t cp

5. Вычислите среднюю абсолютную погрешность измерения времени и результаты занесите в таблицу.

6.Вычислите ускорение свободного падения.

Определите относительную погрешность измерения времени.

8. Определите относительную погрешность измерения длины маятника.

9. Вычислите относительную погрешность измерения.

10. Определите g и запишите результат измерения в виде

Убедитесь в достоверности измерений и проверьте принадлежность из­вестного значения g полученному интервалу.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

13. ИЗМЕРЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА

Цель работы: изучить законы преломления света и определить по­казатель преломления стекла.

Оборудование: стеклянная пластина, лист миллиметровой бумаги, булавки или остро заточенный карандаш, миллиметровая линейка, лазерная указка или источник света и щель, позволяющие получить узкий световой пучок.

1. Подготовьте бланк отчёта с таблицей для записи результатов измере­ний и вычислений.

Направьте световой пучок так, чтобы он падал на грань пластины под углом. Убедитесь в том, что пучок испытывает двукратное преломление (см. рис. Л.6).

Измерьте показатель преломления стекла относительно воздуха при каком-нибудь угле падения. Результат измерения запишите с учётом вы­численных погрешностей.

Повторите то же при другом угле падения.

Сравните полученные результаты.

6.Сделайте вывод о зависимости (или независимости) показателя прелом­ления от угла падения.

Чтобы определить показатель преломления стекла, достаточно измерить транспортиром углы α и β и вычислить отношение их синусов. Какой из методов определения показателя преломления предпочтительнее: этот или использованный в работе?

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

14. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ СИЛЫ

И ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ СОБИРАЮЩЕЙ ЛИНЗЫ

Цель работы: научиться практически получать и графически строить изображения в собирающей линзе; определить оптическую силу линзы.

Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длин­нофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, ис­точник тока, выключатель, соединительные провода, экран, направляющая рейка.

В качестве предмета используется светящаяся рассеянным светом буква в колпачке осветителя. Действительное изображение этой буквы получают на экране.

Соберите электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.

Поставьте лампочку на один край стола, а экран — на другой край. Между ними поместите линзу, включите лампочку и передвигайте линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое изображение светя­щейся буквы.

Для уменьшения погрешности измерений, связанной с настройкой на рез­кость, целесообразно получить уменьшенное (и, следовательно, более яркое) изображение.

3.Измерьте расстояния d и f ,обратив внимание на необходимость тща­тельного отсчёта расстояний.

При неизменном d повторите опыт несколько раз, каждый раз заново по­лучая резкое изображение. Вычислите f ср, D cp , F cp . Результаты измерений расстояний занесите в таблицу.

4. Вычислите абсолютную погрешность ∆ D измерения оптической силы линзы.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

15. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ

Цель работы: получить дифракционный спектр и определить длину волны света.

Оборудование: дифракционная решётка 1в держателе 2,линей­ка 3, по которой может перемещаться экран4с узкой щелью 5посереди­не, на экране линейка с миллиметровыми делениями (рис. Л.9). Установка крепится на штативе 6.За экраном находится источник света.

Соберите установку согласно рисунку. Экран должен находиться на расстоянии 50 см от решётки.

Убедитесь в том, что если смотреть сквозь ре­шётку и прорезь в экране на источник света, то на чёрном фоне экрана наблюдаются дифракционные спектры первого и второго порядков. Если карти­на смещена, то, перемещая решётку в держателе, установите её так, чтобы дифракционные спектры были параллельны шкале экрана.

3. Составьте самостоятельно таблицу, куда вы будете заносить значения измеренных величин.

4. Измерьте расстояния, равные 2х,между ли­ниями сначала красного, а затем фиолетового цве­та в спектре первого порядка.

5. Измерьте расстояние l от дифракционной ре­шётки до экрана.

6. Занесите в таблицу период d дифракционной решётки (он указан на самой решётке).

7. Вычислите длину волны красного цвета в спектре первого порядка справа и слева от щели в экране, определите среднее значение результатов измерений.

8. Повторите то же для фиолетового цвета.

9. Сравните полученные результаты с длинами волн красного и фиолето­вого цвета на рисунке V ,1цветной вклейки.

Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного?

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

16. ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЁМКОСТИ КОМПАКТ-ДИСКА ( CD )

Цель работы: оценить объём информации, содержащейся на ком­пакт-диске ( CD ).

На применяемых в компьютерах компакт-дисках информация записыва­ется в виде тёмных меток (углублений), расположенных на витках спирали. При этом витки спирали тесно примыкают друг к другу так, что каждый участок диска представ­ляет собой практически дифракционную решётку. Определив расстояние между дорожками и зная среднюю длину дорожки, а также ширину участка диска, на котором произведена запись, можно оце­нить количество содержащейся в нём информации. При этом следует допустить, что расстояние между тёмными метками имеет то же значение, что и рас­стояние между дорожками. Для определения это­го расстояния можно рассмотреть дифракционный спектр, полученный в отражённом свете от дифрак­ционной решётки, образованной дорожками на поверхности диска. При этом удобно использовать монохроматический источник света — бытовой лазер или лазерную указку. Направив луч лазера на край диска, можно наблюдать несколько дифракционных максимумов (рис. Л. 10).

Оборудование: компакт-диск ( CD ), пластилин, лазерная указка, лист бумаги, линейка с миллиметровой шкалой, карандаш.

Порядок выполнения работы

Составьте таблицу и записывайте в неё результаты измерений, а также длину волны лазерного луча (обычно λ= 0,6 мкм).

С помощью пластилина закрепите диск на столе таким образом, чтобы плоскость диска была перпендикулярна плоскости стола.

Разместите лазерную указку на стопке тетрадей так, чтобы лазерный луч был параллелен столу, направлен перпендикулярно диску и попадал на его рабочую поверхность. Расстояние между выходным окном лазера и дис­ком должно быть 100—150 мм.

Поместите лист бумаги за лазером и наблюдайте световые пятна, соот­ветствующие различным порядкам дифракции.

Проделайте в бумаге маленькое отверстие. Поместите лист бумаги на пути луча. Лазерный луч должен проходить через отверстие и на бумаге должны появиться два симметричных пятна, соответствующие спектру пер­вого порядка.

Отметьте карандашом положения этих пятен.

Измерьте расстояние 2 l между этими пятнами (см. рис. Л. 10).

Измерьте расстояние L между листом бумаги и диском.

Вычислите синус угла, соответствующий первому порядку дифракции.

10.Вычислите период решётки.

Измерьте линейкой ширину r рабочей зоны диска, т. е. ширину зер­кальной зоны, и вычислите число дорожек на диске: N 1 = r / d .

Определите средний радиус зеркальной зоны — от центра до середи­ны зеркальной поверхности: R ср = ( R 1 + R 2)/2,где R 1и R 2— малый и боль­шой радиусы зеркальной зоны диска.

Вычислите среднее количество информационных меток на дорожке: N 2 = 2π R ср/ d .

14. Определите объём информации на диске — число бит: N b = N 1 * N 2.
В этой работе не имеет смысла рассчитывать погрешности, так как вы выполнили только приблизительную оценку объёма записанной на диске информации.

Сравните полученное значение со стандартным объёмом информации, запи­сываемой на подобном диске. За счёт чего у вас получилось другое значение?

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

8. НАБЛЮДЕНИЕ СПЛОШНОГО И ЛИНЕЙЧАТОГО СПЕКТРОВ

Цель работы: наблюдать разного вида спектры.

Оборудование: проекционный аппарат, спектральные трубки с водо­родом, неоном или гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, штатив, соединительные провода (эти приборы общие для всего класса), сте­клянная пластина со скошенными гранями (на каждого учащегося).

При попадании излучения нагретого твёрдого тела на призму мы полу­чаем непрерывный(сплошной)спектр, состоящий из участков, окрашенных в разные цвета. Если источником света является, например, одноатомный газ, то мы получаем линейчатыйспектр, состоящий из отдельных линий.

Наблюдать спектры можно с помощью дифракционной решётки, а так­же с помощью призмы. В первом случае нам помогает явление дифракции света, а во втором — явление дисперсии. В этой работе для наблюдения спектров мы используем явление дисперсии.

Расположите пластину горизонтально перед глазом. Сквозь грани, со­ставляющие угол 45°, наблюдайте светлую вертикальную полоску на экра­не — изображение раздвижной щели проекционного аппарата.

Выделите основные цвета полученного сплошного спектра и запишите их в наблюдаемой последовательности.

Повторите опыт, рассматривая полоску через грани, образующие угол 60°. Запишите различия наблюдаемых спектров.

Наблюдайте линейчатые спектры водорода, гелия или неона, рассма­тривая светящиеся спектральные трубки сквозь грани стеклянной пластины. Запишите наиболее яркие линии спектров.

Объясните, почему вид спектров различен в зависимости от способа его наблюдения, для этого нарисуйте ход лучей при разных углах между гранями для лучей двух разных длин волн. Сделайте выводы.

Фамилия, Имя обучающегося:____________________________________ Класс: _____

Дата:________ Оценка за лабораторную работу:_____ Учитель: ___________

📽️ Видео

9 класс, 11 урок, Движение тела, брошенного горизонтальноСкачать

9 класс, 11 урок, Движение тела, брошенного горизонтально

Баллистика. Движение тела, брошенного под углом к горизонту | 50 уроков физики (3/50)Скачать

Баллистика. Движение тела, брошенного под углом к горизонту | 50 уроков физики (3/50)

Движение тела брошенного горизонтальноСкачать

Движение тела брошенного горизонтально

Лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного горизонтально"Скачать

Лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного горизонтально"

Изучение движения тела, брошенного горизонтальноСкачать

Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Движение тела, брошенного горизонтально (ТЕОРИЯ)Скачать

Движение тела, брошенного горизонтально (ТЕОРИЯ)

Лабораторный эксперимент №4 - Изучение движения тела по окружности (9 класс)Скачать

Лабораторный эксперимент №4 - Изучение движения тела по окружности (9 класс)

Физика - перемещение, скорость и ускорение. Графики движения.Скачать

Физика - перемещение, скорость и ускорение. Графики движения.

Полная теория движения тела брошенного под углом к горизонтуСкачать

Полная теория движения тела брошенного под углом к горизонту

Теория движения тела брошенного горизонтально.МОСКОВКИНА Сборник задач по физике 9 класс .Задача 171Скачать

Теория движения тела брошенного горизонтально.МОСКОВКИНА Сборник задач по физике 9 класс .Задача 171

Движение тела, брошенного горизонтальноСкачать

Движение тела, брошенного горизонтально

Движение тела, брошенного горизонтально (ЗАДАЧИ)Скачать

Движение тела, брошенного горизонтально (ЗАДАЧИ)

Графическое представление движения. Практическая часть - решение задачи. 7 класс.Скачать

Графическое представление движения. Практическая часть - решение задачи. 7 класс.

Движение тела брошенного горизонтально.МОСКОВКИНА Е.Г Сборник задач по физике 9 класс Задача 172Скачать

Движение тела брошенного горизонтально.МОСКОВКИНА Е.Г Сборник задач по физике 9 класс   Задача 172

Движение тела, брошенного под углом к горизонтуСкачать

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Движение тела брошенного горизонтально. Теория и решение задачСкачать

Движение тела брошенного горизонтально. Теория и решение задач
Поделиться или сохранить к себе: