Ввести новую переменную в уравнении

Решение уравнений методом введения новой переменной, теория, практика

В этой статье мы всесторонне разберем метод введения новой переменной. Здесь мы выясним, для решения каких уравнений этот метод предназначен, проникнем в его суть, приведем обоснование метода, доказав соответствующее утверждение, запишем алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной и рассмотрим решения характерных примеров.

Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

Когда применяется и в чем суть метода

Метод введения новой переменной предназначен для решения уравнений, имеющих вид f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) , где f , f1 и f2 – некоторые функции, а x – неизвестная переменная. Для лучшего восприятия приведем примеры таких уравнений:

  • (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 , это уравнение имеет вид f(g(x))=0 , здесь g(x)=x 2 , а функция f такая, что f(t)=t 2 −3·t+2 ;
  • Ввести новую переменную в уравнении, это уравнение вида f1(g(x))=f2(g(x)) , здесь в качестве g(x) можно рассматривать x 2 +2·x , тогда функции f1 и f2 таковы, что Ввести новую переменную в уравнениии Ввести новую переменную в уравнении;
  • Ввести новую переменную в уравнении, это уравнение, имеющее вид f(g(x))=0 , где Ввести новую переменную в уравнении, а функция f описывается как Ввести новую переменную в уравнении.

Понятно, что f(g(x))=0 и f1(g(x))=f2(g(x)) — равносильные уравнения, так как уравнение f1(g(x))=f2(g(x)) приводится к виду f(g(x))=0 при помощи равносильного преобразования, заключающегося в переносе выражения f2(g(x)) из правой части в левую с противоположным знаком. Поэтому дальнейшую теорию мы будем излагать только для уравнений вида f(g(x))=0 , это сделано в угоду краткости без ущерба для общности.

Суть метода введения новой переменной для решения уравнения f(g(x))=0 состоит во введении новой переменной t как g(x)=t с целью нахождения всех корней исходного уравнения через множество решений T уравнения f(t)=0 с новой переменной t и использование равенства g(x)=t . Забегая немного вперед, скажем, что корнями исходного уравнения являются все такие значения x , которые удовлетворяют условию g(x)∈T . В частности,

  • если T – пустое множество, то есть, уравнение f(t)=0 не имеет решений, то условие g(x)∈T определяет пустое множество, а это означает, что исходное уравнение не имеет решений;
  • если T – конечное множество, то есть, уравнение f(t)=0 имеет n решений t1, t2, …, tn , то условие g(x)∈T есть не что иное, как совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn , а это означает, что решением исходного уравнения является решение совокупности уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn .

Поясним на примере. Возьмем уже упомянутое выше уравнение (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 . Введение новой переменной x 2 =t позволяет от исходного уравнения перейти к кубическому уравнению t 3 −3·t+2=0 с новой переменной (заменяем в исходном уравнении x 2 на t ). Множество решений этого уравнения T (оно в нашем случае состоит из двух чисел t1=1 и t2=−2 , то есть, T= ) и использование равенства x 2 =t дают возможность определить все корни исходного уравнения. Они определяются по условию x 2 ∈ , которое есть не что иное, как совокупность двух уравнений x 2 =−2 , x 2 =1 .

В основе метода введения новой переменной лежит следующее утверждение:

Решение уравнения f(g(x))=0 есть множество значений переменной x , удовлетворяющих условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Приведем обоснование озвученного утверждения в следующем пункте.

Видео:Решение уравнения методом замены переменнойСкачать

Решение уравнения методом замены переменной

Обоснование

Докажем утверждение, лежащее в основе метода введения новой переменной, которое мы привели в предыдущем пункте. Для этого нужно доказать два момента:

  • что любой корень уравнения f(g(x))=0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 ,
  • что любое значение переменной x , удовлетворяющее условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 , является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Начнем с первой части. Пусть x0 – корень уравнения f(g(x))=0 . Докажем, что x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Так как x0 – корень уравнения f(g(x))=0 , то f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. Из этого равенства следует, что g(x0) – корень уравнения f(t)=0 . А из этого следует, что g(x0) принадлежит множеству всех корней уравнения f(t)=0 .

Первая часть доказана. Переходим к доказательству второй части утверждения.

Пусть x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 . Докажем, что x0 является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Так как x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , то g(x0)∈T , то есть, g(x0) – это один из корней уравнения f(t)=0 . Значит, f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. А из этого равенства следует, что x0 – корень уравнения f(g(x))=0 .

Так доказана вторая часть утверждения и все утверждение в целом.

Видео:§101 Метод введения новой переменнойСкачать

§101 Метод введения новой переменной

Алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной

Приведенная выше информация позволяет записать алгоритм решения уравнения f(g(x))=0 методом введения новой переменной:

  • Вводится новая переменная t как g(x)=t , и осуществляется переход от исходного уравнения f(g(x))=0 со старой переменной x к уравнению f(t)=0 с новой переменной t .
  • Решается полученное уравнение с новой переменной. При этом
    • если оно не имеет корней, то делается вывод об отсутствии корней у исходного уравнения,
    • если уравнение имеет корни, то выполняются следующие шаги алгоритма.
  • Осуществляется возврат к старой переменной. Для этого
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет единственный корень, обозначим его t1 , то составляется уравнение g(x)=t1 ,
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет два, три или любое другое, но конечное число корней, обозначим их t1, t2, …, tn , то составляется совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn ,
    • если же решенное на предыдущем шаге уравнение имеет бесконечно много корней, и они составляют числовое множество T , то составляется совокупность уравнений, неравенств и двойных неравенств, отвечающая выражению g(x)∈T (например, если решением уравнения с новой переменной t является числовое множество (−∞, t1)∪<t2>∪[t3, t4) , что то же самое Ввести новую переменную в уравнении, то соответствующая совокупность будет иметь вид Ввести новую переменную в уравнении).
  • Наконец, решается составленное уравнение или совокупность – ее решение есть искомое решение исходного уравнения.

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Решение примеров

Обычно первое знакомство с методом введения новой переменной происходит в школе в рамках темы «решение рациональных уравнений». В частности, рациональными являются биквадратные уравнения, стандартным методом решения которых как раз является метод введения новой переменной. Для примера приведем краткое решение методом введения новой переменной биквадратного уравнения x 4 −3·x 2 +5=0 . После представления его в виде (x 2 ) 2 −3·x 2 +5=0 , вводим новую переменную x 2 =t , это позволяет перейти к квадратному уравнению с новой переменной: t 2 −3·t+5=0 . Оно не имеет действительных корней, так как его дискриминант D=(−3) 2 −4·1·5=−11 – отрицательный, откуда заключаем, что исходное уравнение не имеет корней.

Среди рациональных уравнений масса и других типичных представителей, решающихся методом введения новой переменной. Такими, во-первых, являются уравнения, в которых переменная фигурирует только в одинаковых квадратных двучленах, например (x 2 −5·x+4)·(x 2 −5·x+6)=120 , (x 2 +5) 2 −11·(x 2 +5)+28=0 , Ввести новую переменную в уравнении. Во-вторых, через введение новой переменной решаются уравнения, в которых переменная находится только во взаимно обратных дробях, например, Ввести новую переменную в уравнении, здесь одна из дробей принимается за t , а другая, очевидно, выражается через t как 1/t , ведь на ОДЗ для данного уравнения Ввести новую переменную в уравнении. В-третьих, упомянем про возвратные уравнения, которые тоже решаются методом введения новой переменной, а именно Ввести новую переменную в уравнении. Решения подобных уравнений Вы без труда найдете в статье, упомянутой в первом предложении этого пункта, а также на страницах школьных учебников, например, [1, c. 74-75, 80; 2, с. 150-152; 3, с. 213-216].

Продвигаясь дальше в школьном курсе математики по пути знакомства с уравнениями, нам встречаются иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические и другие уравнения, и каждый раз мы возвращаемся к методу введения новой переменной для их решения. Для уравнений каждого вида есть свои особенности в плане введения новой переменной. Рекомендуем ознакомиться с ними в следующих материалах:

  • решение иррациональных уравнений методом введения новой переменной,
  • метод введения новой переменной при решении показательных уравнений,
  • решение показательных уравнений методом введения новой переменной,
  • решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной.

В заключение покажем пример решения уравнения, которое после введения новой переменной имеет бесконечное множество решений. Подобные случаи встречаются крайне редко, и тем они еще более интересны. В них главное разобраться с особенностями возврата к старой переменной.

Решите уравнение Ввести новую переменную в уравнении

Видео:Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | ИнфоурокСкачать

Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной | Алгебра 8 класс #37 | Инфоурок

4. Метод введения новой переменной

Теория:

Способ подстановки применяется в более сложных примерах. Он заключается в следующем.

Показательное уравнение можно решить, введя новое обозначение. После подстановки в исходное уравнение нового обозначения получим новое, более простое уравнение, решив которое, возвращаемся к подстановке и находим корни исходного уравнения.

Рассмотрим способ подстановки на примерах.

Уравнение 3 x = 9 имеет корень x = 2 , а уравнение 3 x = − 5 не имеет корней, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения.

Видео:358 (а) Алгебра 9 класс Решите Уравнение, используя введение новой переменнойСкачать

358 (а) Алгебра 9 класс Решите Уравнение, используя введение новой переменной

Урок алгебры Метод введения новых переменных.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок алгебры Метод введения новых переменных. Если уравнение можно преобразовать к виду h(g(x)) —0, то нужно ввести новую переменную и —g(x), решить уравнение h(и) —0, а затем решить совокупность уравнений g(x) —и , g(x) иz, . g(x) —и„ где и ,и , . и — корни уравнения h(u) —0.

Ввести новую переменную в уравненииМетод введения новой переменной применяется, например, при решении биквадратных уравнений: уравнение вида ax 4 +bx +c=0 (аЮ) заменой х —у сводится к квадратному уравнению.

Биквадратные уравнения являются частным случаем так называемых трехчленных уравнений: ах «+bx»+c-0 (аЮ). Заменой x»—y уравнение сводится к квадратному уравнению ау +by+c —0.

Пример 4. х б 9x 3 + 8 = 0

Решение. Пусть х З —у, тогда уравнение примет вид у -9y +8—0, корни которого

у — 1, уz —8. Исходное уравнение равносильно совокупности уравнений: з _g ,

Пример 5. (x 2 + 2x) 2 — + 1) 2 = 55.

Решение. Перепишем уравнение в виде: (x 2 + 2x) 2 —(x 2 + 2x +1) = 55. Пусть

x 2 + 2x = Т, тогда уравнение примет вид 3 2 — у — 56 = 0, у — — 7; 2 = 8. Исходное

уравнение равносильно совокупности уравнений ,2 + 2. — 8 Первое из этих

уравнений не имеет действительных корней, корни второго: х — — 4; x 2 ‘ 2.

Метод замены переменных применяется при решении возвратных уравнений. Уравнения вида ах 4 + bx 3 + сх 2 + kbx + 3 2 a —— 0 называют обобщенными возвратными

уравнениями четвертой степени. Поскольку x=0 не является корнем уравнения, то,

Ввести новую переменную в уравнении

разделив уравнение на х 2 , получим равносильное уравнение а х 2

Ввести новую переменную в уравнении х

которое заменой x + У сводится к квадратному уравнению относительно у.

Частным случаем возвратных уравнений является уравнение вида:

ах 4 + bx + сх 2 + bx+ а —— 0, (коэффициенты равноудаленные от начала и конца

многочлена, равны между собой). Данное уравнение введением переменной +

это уравнение приводится к квадратному.

Пример 6. 2х 4 + Зх — 16x 2 + Зх + 2 = 0.

Ввести новую переменную в уравнении Решение. Так как x=0 не является корнем этого уравнения, то разделим обе части ур а внения на x 2 , получ И м: 23 2 + Зх 16 + 3 2 — 0 Сгруппируем равноотстоящие от

концов члены уравнения: 2 * 2 + + 3 х + — 16 — 0 Введем новую переменную:

Ввести новую переменную в уравнении

1 , тогда, х i 2

1 — 2 Выполнив подстановку, получим

Ввести новую переменную в уравненииуравнение: 2(3 2 — 2) + Зу — 16 = 0,

2равнение ав0осильни со ок

+ 4 x 2 + 4x + 1 = 0, з 4

Решение. Разложив знаменатели дробей на множители, получим:

Ввести новую переменную в уравнении 2 + х 4 1

(х — 2)(x + 2) т(х + 2) х(х — 2)

2x + (х — 4)(x — 2) = Х + 2 x 2 — 5x + 6 = 0

Но 2 не принадлежит ОДЗ, посторонний корень. Ответ: 3.

Метод оценки. При решении уравнений бывает полезно учесть множество значений функций, входящих в это уравнение и использовать ограниченность этих функций.

Ввести новую переменную в уравненииПример 8. х 1) 4 + (x 2 Зх + 2$ = 0.

Решение. Заметим, что при любых действительных значениях х: (т —1) 4 0 и x 2 — Зх + 2) 2 0. Сумма двух неотрицательных выражений равна нулю тогда и только тогда, когда каждое из них равно нулю. Поэтому исходное уравнение равносильно

Ввести новую переменную в уравнении х — 1) 4 = 0,

Решением этой системы, а значит и исходного

уравнения, является 1.

Ввести новую переменную в уравнении

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов

Ввести новую переменную в уравнении

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов

Ввести новую переменную в уравнении

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 308 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Видео:276 (в, г) Решите уравнение используя введение новой переменнойСкачать

276 (в, г) Решите уравнение используя введение новой переменной

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 574 917 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 01.02.2022
  • 171
  • 0
  • 01.02.2022
  • 16
  • 0
  • 01.02.2022
  • 22
  • 0
  • 01.02.2022
  • 29
  • 1

Ввести новую переменную в уравнении

  • 01.02.2022
  • 82
  • 3

Ввести новую переменную в уравнении

  • 01.02.2022
  • 41
  • 0

Ввести новую переменную в уравнении

  • 01.02.2022
  • 45
  • 0

Ввести новую переменную в уравнении

  • 01.02.2022
  • 86
  • 8

Ввести новую переменную в уравнении

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 01.02.2022 24
  • DOCX 111 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Доронина Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Ввести новую переменную в уравнении

  • На сайте: 7 месяцев
  • Подписчики: 3
  • Всего просмотров: 286267
  • Всего материалов: 796

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Видео:276 Алгебра 9 класс. Решите уравнение используя введение новой переменнойСкачать

276 Алгебра 9 класс. Решите уравнение используя введение новой переменной

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Ввести новую переменную в уравнении

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ввести новую переменную в уравнении

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Ввести новую переменную в уравнении

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Ввести новую переменную в уравнении

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Ввести новую переменную в уравнении

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Ввести новую переменную в уравнении

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Ввести новую переменную в уравнении

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

🎦 Видео

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 классСкачать

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22  9 класс

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменных

Решение уравнений методом введения новой переменнойСкачать

Решение уравнений методом введения новой переменной

Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравненийСкачать

Метод введения новой переменной при решении иррациональных уравнений

Квадратные уравнения. Метод введения новой переменнойСкачать

Квадратные уравнения. Метод введения новой переменной

Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать

Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!

297 Алгебра 9 класс. Решите уравнение. Используя введение новой переменнойСкачать

297 Алгебра 9 класс. Решите уравнение. Используя введение новой переменной

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

358 (е) Алгебра 9 класс. Решите уравнение используя введение новой переменнойСкачать

358 (е) Алгебра 9 класс. Решите уравнение используя введение новой переменной

решение уравнения с заменой переменнойСкачать

решение уравнения с заменой переменной

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Решение уравнений (введение новой переменной)Скачать

Решение уравнений (введение новой переменной)
Поделиться или сохранить к себе: