«Вмешательство в эволюцию живого – не единственное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, – речь идёт об информатизации. В конце ХХ столетия, когда заговорили о создании единого мирового информационного пространства, знания стали использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» — научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами. События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретён свой термин – «гуманитарная интервенция». Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже – энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 50-70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы – нефть, газ, уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания. Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего».
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ И ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА НИХ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ.
1. Какие два ключевых процесса современной цивилизации назвал автор?
ОТВЕТ: Должны быть названы следующие процессы:
1) вмешательство в эволюцию живого; 2) информатизация.
Названы два процесса – 2 балла; назван один любой процесс – 1 балл;
ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.
2. Какие проявления (последствия) создания единого мирового информационного пространства указал автор? Назовите любые три последствия.
ОТВЕТ: Могут быть указаны следующие последствия:
1) использование знаний для наращивания экономической мощи; 2) появление научных тайн, тщательно охраняемых корпорациями и государством; 3) развёртывание «гуманитарной интервенции»; 4) информационная революция.
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.
Названы три последствия – 2 балла; названы любые два последствия – 1 балл; Названо любое одно последствие, или ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.
3. Какой прогноз развития человечества в XXI веке дал автор? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.
СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) прогноз, данный автором: «развитие человечества в XXI веке, скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы»;
2) пример, приведённый автором: какими бы хитроумными электронными системами ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания»;
3) собственный пример, допустим: сбои в снабжении электроэнергией мегаполисов (например, Москвы) вызывают транспортный коллапс.
Позиции 1) и 2) могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Может быть приведён другой пример.
Даны авторский прогноз и пример, приведён собственный пример – 3 балла;
Даны авторский прогноз и пример, или дан авторский прогноз, приведён собственный пример, или приведены авторский и собственный примеры – 2 балла; дан авторский прогноз, или приведен авторский пример, или приведён собственный пример – 1 балл; ответ неправильный – 0 баллов.
4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.
СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) положительные последствия, например, контроль над открытиями и технологиями с трудно предсказуемыми последствиями применения; контроль над открытиями и технологиями, способными уничтожить жизнь на Земле;
2) отрицательные последствия, например, возможность сокрытия и последующего коммерческого использования открытий и технологий, способные победить неизлечимые пока болезни, продлить жизнь человека; возможность использования подобных тайн как средства навязывания политической воли.
Могут быть приведены другие положительные и отрицательные последствия.
Приведены два положительных и два отрицательных последствия – 3 балла;
Приведены два положительных и одно отрицательное последствие, или одно положительное и два отрицательных последствия – 2 балла; приведены два положительных или два отрицательных последствия, или приведено по одному положительному и отрицательному последствию – 1 балл; приведено одно положительное или одно отрицательное последствие, или ответ неверный – 0 баллов. Максимальный балл – 3 балла.
Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Вмешательство в эволюцию живого не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука». Какие два «неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации» выделил автор? Найдите в тексте характеристику каждого «неизвестного», объясняющую подобную оценку.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?
На протяжении всей истории становления и развития науки одни её достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия учёных помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень.
Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.
Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
Видео:16 ЗАДАНИЕ | #обществознание #егэ #огэ #репетиторСкачать
Документ 1
Вмешательство в эволюцию живого – не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации. В конце XX столетия, когда заговорили о создании единого мирового информационного пространства, знания стали использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» — , научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами. События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретён новый термин – «гуманитарная интервенция».
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже – энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 50-70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы – нефть, газ и уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания. Так что развитие человечества в XXI веке, скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
В критические, переломные моменты своей истории человечеству свойственно обращаться к прошлому опыту с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. В наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.
Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию.
Многие из этих проблем принято называть «вечными». Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека. Вместе с тем, в них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человеку приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что он сам должен изобретать и средства их решения. Эти средства создаются в самых разных сферах духовной культуры человечества – в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем.
Дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся мыслители прошлого – это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия – это нормальная форма существования и развития философии. На своём собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные.
Опираясь на текст и знания по курсу обществознания, назовите составные элементы духовной сферы общества. Назовите сходство и отличие философии от других элементов духовной сферы общества. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите 3 примера «вечных вопросов человечества». Приведите любые 3 примера, показывающие, как в прошлом казавшие абсолютными, истины становились относительными.
О психических процессах человека.
Психические процессы человека суть проявления личности… У человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Так, процесс восприятия превращается у человека в более или менее сознательно регулируемый им процесс наблюдения, и в этом именно проявляется существенная особенность подлинно человеческого восприятия. Точно также в человеческой памяти непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием и превращается в организованную деятельность заучивания, так же как непроизвольное всплывание воспоминаний сменяется намеренным припоминанием.
Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство её внутренней жизни. Стоит обратить внимание на то, какое огромное место в жизни музыкального человека может занять музыка и в какой мере музыкальные впечатления могут заполнить и обогатить его жизнь, чтобы понять, какое большое потенциальное богатство для духовной жизни личности заключено в её чувствительности. Достаточно присмотреться к жизни любого слепого человека, чтобы убедиться в том, как выпадение хотя бы одной сферы ощущений отражается на всей жизни и психическом облике личности, вплоть до её характерологических черт (обусловливая настороженность, переходящую то в собранность, то в мнительность, и т. п.). Это относится, конечно, не только к чувствительности, но никак не в меньшей мере и ко всем другим психическим явлениям…
Но от психических процессов надо всё же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяя направленность личности, её способности и характер, составляют основание самой личности и определяют её психологический облик.
Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга… Поэтому при изучении любой категории психических процессов – познавательных. эмоциональных, волевых – мы от изучения общих закономерностей переходили к тем индивидуально – типологическим особенностям, которые выступают в данной сфере. Индивидуально-типологические особенности в восприятии. памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, — это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость и рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как и дети с комплексами, «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.
Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так. как их самих воспитывали в детстве.
Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, 2 аспекта этого сравнения. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание? Какие 2 подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на собственные знания и опыт, приведите 2 доказательства справедливости этого утверждения.
Потребности – это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определённые состояния напряжённости; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.
Вот эти состояния объективной нужды организма в чём-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называют потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п.
Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить, по крайней мере, ещё две.
Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами…
Потребность в социальных контактах, или в общении, остаётся одной из ведущих у человека. Только с течением времени она меняет свои формы. В первые месяцы и годы жизни это потребность в матери и близких, которые ухаживают за ребёнком. Позже эта потребность направляется на более широкий круг взрослых…
Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях или, в широком смысле, познавательная потребность.
Познавательная потребность, конечно, тоже развивается вместе с ростом ребёнка. Очень скоро появляются интеллектуальные формы познания. Они выражаются в классических детских вопросах: «Это что?», «А почему?», «Зачем?»… Затем появляется интерес к чтению, учёбе, исследованию. По словам , наука есть ни что иное, как неимоверно разросшийся и усложнившийся ориентировочный рефлекс. В отношении обеих рассмотренных потребностей следует отметить 2 важных момента. Во-первых, потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом… Во-вторых, обе потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех этапах его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование кА биологического существа, то контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.
Если мы спросим, почему крестьянин А. работает сегодня в поле, то ответ гласит: по своему хозяйственному плану. Почему делает данную работу сельскохозяйственный рабочий крупного поместья? На основе хозяйственного плана управляющего поместьем. Почему домашняя хозяйка покупает сегодня 50 килограммов картофеля? Потому что это соответствует её хозяйственному плану. Почему рабочий В. работает сегодня токарем по металлу на машиностроительном заводе? На основе своего хозяйственного плана или – если он делает это по директиве центральных государственных властей – претворяя в жизнь хозяйственный план этих властей. Почему настоятель Санкт-Галленского монастыря повелел в 980 г. выращивать определённые плоды? Опять же на основе своего хозяйственного плана. Это же относится к руководителю какого-нибудь египетского храмового хозяйства в 500 г. до н. э. Во все времена и повсюду ведение хозяйства человеком сводилось к составлению и осуществлению хозяйственных планов. На планах, таким образом, покоится вся экономическая деятельность…
Отдельный план и его осуществление – вот с чего следует начинать системный анализ чистых формообразующих элементов, из которых построены все существовавшие в истории экономические структуры.
Такой способ позволяет прежде всего точно осмыслить обе чистые основные формы, которые обнаруживает историческое исследование во всех эпохах: идеальные типы неменовой «централизованно управляемой экономики» и «меновой экономики». Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из 2 и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это – система «меновой экономики».
Следы других экономических систем – помимо этих двух – не удаётся обнаружить ни в современной экономической действительности, ни в прошлом; вряд ли можно себе представить, что они будут найдены и в будущем.
К чему, по мнению автора, сводилась во все времена хозяйственная деятельность человека? Что автор считает основой экономической деятельности людей? Какие 2 основные формы экономической деятельности людей выделены автором? (Приведите авторские названия). Предложите известные вам из обществоведческого курса названия 2 экономических систем, описанных автором, и укажите по одному не названному в тексте отличительному признаку каждой из них. Автор называет выявленные им экономические формы «чистыми» и обращает внимание на «чистые формообразующие элементы, из которых построены все существовавшие в истории экономические структуры». Какой смысл вложен в это суждение? Приведите 3 его пояснения.
Работник и отношения собственности.
В западных странах в последние десятилетия наблюдается ускоренный рост производственных кооперативов и фирм, практикующих разнообразные формы участия рабочих в управлении, в распределении прибыли и во владении акциями; во многих западноевропейских странах, прежде всего в Германии, участие рабочих в управлении закреплено законодательно на общенациональном уровне… В США свыше 10 тыс. корпораций с общим числом занятых примерно 10 млн. человек практикуют специальные программы выкупа акций рабочими…
Кооперативы и фирмы с участием рабочих в управлении и прибылях имеют очевидные преимущества перед традиционными капиталистическими предприятиями в том, что касается производительности труда, социального климата, трудовых конфликтов, распределения доходов… вместе с тем такие нетрадиционные фирмы проигрывают обычным капиталистическим компаниям по целому ряду позиций: они склонны к… «проеданию» прибылей, испытывают трудности с привлечением капитала и потому имеют более низкую фондовооружённость, не реагируют на повышение цен путём расширения производства, консервативны в том, что касается рискованных проектов и внедрения технических новшеств.
… И чисто предпринимательские, акционерные фирмы далеко не идеальны… Акционерная форма собственности, как оказалось, не стимулирует инициативу персонала, ибо рабочие не чувствуют себя полноправными совладельцами фирмы… Она имеет свои реальные издержки, которые могут быть минимизированы с помощью внедрения партнёрских, кооперативных, социалистических по своему содержанию принципов организации. Будущее, очевидно, принадлежит на Западе смешанному типу фирм, в которых сочетаются как акционерные, так и кооперативные начала.
Какие изменения, связанные с отношениями собственности в западных странах, отмечает автор? Укажите 2 из них. Опираясь на текст, укажите любые 2 преимущества кооперативов и фирм с участием рабочих в управлении. На основе текста и знания курса укажите, в чём проигрывают кооперативы и фирмы с участием рабочих в управлении традиционным капиталистическим предприятиям. (Назовите любые 3 недостатка). Опираясь на текст и знания курса, сделайте вывод: кооперативным или акционерным предприятиям присущи в большей степени такие явления, как нарушения трудовой дисциплины, текучесть кадров? Приведите 2 аргумента.
📽️ Видео
ЧТО уничтожает ВСЕ цивилизации в космосе?Скачать
ЕГЭ 2024 с нуля. Тема 1.5 ИстинаСкачать
ЕГЭ 2024 с нуля. Тема 1.9 Прогресс, глобализация, глобальные проблемыСкачать
Космос — не то, чем кажется | ALIСкачать
Что делать, если попался сложный вариант на ЕГЭ по обществознанию #егэ #обществознание #егэ2023 #огэСкачать
Насим Талеб аудиокнига Антихрупкость как извлечь выгоду из хаосаСкачать
Квантовый мир.Скачать
Как решить задание про избирательные системы? Мажоритарная VS ПропорциональнаяСкачать
Простой алгоритм решения задания № 25 ЕГЭ по обществознаниюСкачать
Решаем задания 22 реального ЕГЭ | Обществознание #ЕГЭ 2023Скачать
Решаем задания 23 реального ЕГЭ | Обществознание #ЕГЭ 2023Скачать
9 халявных баллов Обществознание ЕГЭ | ВалентинычСкачать
Аргументы, задание 20 в ЕГЭ по обществознанию 2023 | Обновленное заданиеСкачать
Алгоритм решения задания №25 на максимум баллов с нуля | Обществознание ЕГЭ | УмскулСкачать
Как приводить аргументы по обществознанию ЕГЭ 2023? | ВалентинычСкачать
Почему нельзя готовиться на сайте решу ЕГЭ #обществознание #егэ2023 #егэ #егэобществознаниеСкачать
Рациональное экономическое поведение | Обществознание ЕГЭ 2023 | СторумСкачать
НОВОЕ 18-е ЗАДАНИЕ | #егэобществознание 2023Скачать