В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Видео:Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Метод потенцирования – метод решения уравнений

Метод потенцирования [1, с. 125] – это один из методов решения уравнений. В этой статье мы всесторонне разберем этот метод. Сначала скажем, для решения каких уравнений он применяется. Дальше вникнем в суть метода потенцирования и дадим его обоснование. После этого запишем алгоритм решения уравнений методом потенцирования. Наконец, проанализируем решения нескольких характерных уравнений.

Видео:Логарифмические уравнения. 11 класс.Скачать

Логарифмические уравнения. 11 класс.

Когда применяется метод потенцирования

Метод потенцирования применяется для решения логарифмических уравнений, обе части которых представляют собой логарифмы по одинаковым основаниям. Например, применение метода потенцирования позволяет справиться с уравнениями log2(x−1)=log2(3·x−7) , и т.п. К методу потенцирования можно прибегать и в случаях, когда в основаниях логарифмов находятся не числа, а одинаковые выражения с переменными. Например, логарифмическое уравнение logx+4(x 2 −1)=logx+4(5−x) вполне можно решать методом потенцирования.

Видео:Логарифмические уравнения - Как решать методом потенцированияСкачать

Логарифмические уравнения - Как решать методом потенцирования

Суть метода потенцирования

Суть метода потенцирования состоит в нахождении решения заданного уравнения посредством решения уравнения, полученного из исходного уравнения путем его почленного потенцирования, на области допустимых значений для исходного уравнения.

Не помешает пояснить, что такое почленное потенцирование. Напомним, что потенцирование заключается в восстановлении выражения по его логарифму. Поэтому, под почленным потенцированием уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) обычно понимают следующую последовательность преобразований уравнения:

которую обычно сокращают до , осуществляя первое преобразование в уме.

Проиллюстрируем суть метода потенцирования. Для этого обратимся к примеру: решение уравнения log2(x−1)=log2(3·x−7) методом потенцирования подразумевает переход к решению уравнения x−1=3·x−7 на ОДЗ для исходного логарифмического уравнения.

Видео:11 класс, 17 урок, Логарифмические уравненияСкачать

11 класс, 17 урок, Логарифмические уравнения

Обоснование метода

Метод потенцирования предполагает переход от уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) к сравнительно простому уравнению f(x)=g(x) . Но почему мы можем осуществлять такой переход, и каким является полученное уравнение, равносильным уравнением или уравнением-следствием? Ответы на эти вопросы дает следующее утверждение:

Почленное потенцирование уравнения в общем случае дает уравнение-следствие.

В первую очередь докажем, что любой корень уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) является корнем уравнения f(x)=g(x) .

Пусть x0 — корень уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) . Значит logh(x0)f(x0)=logh(x0)g(x0) — верное числовое равенство. Также из того, что x0 – корень уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) следует, что x0 принадлежит ОДЗ для этого уравнения, откуда вытекает, что h(x0)>0 и h(x0)≠1 . При этом известно, что две степени одного и того же положительного и отличного от единицы числа равны тогда и только тогда, когда равны показатели этих степеней (см. свойства степеней). Следовательно, (h(x0)) logh(x0)f(x0) =(h(x0)) logh(x0)g(x0) – верное числовое равенство. А основное логарифмическое тождество позволяет переписать его в виде f(x0)=g(x0) . Полученное равенство означает, что x0 – корень уравнения f(x)=g(x) .

Теперь докажем, что уравнение f(x)=g(x) может иметь корни, посторонние для уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) . На этом доказательство будет закончено. Для этого достаточно одного примера. В качестве такого примера приведем уравнение –x 2 +5·x+3=x 2 , которое получается в результате почленного потенцирования уравнения logx−1(–x 2 +5·x+3)=logx−1x 2 . Число −1/2 является корнем уравнения –x 2 +5·x+3=x 2 , но −1/2 – посторонний корень уравнения logx−1(–x 2 +5·x+3)=logx−1x 2 .

Остается обговорить, из-за чего при потенцировании обеих частей уравнения могут появляться посторонние корни. При переходе от уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) к уравнению f(x)=g(x) пропадают ограничения на значения переменной, связанные с логарифмами. Из-за этого может расшириться ОДЗ. А из-за расширения ОДЗ могут появиться посторонние корни. Других причин появления посторонних корней при потенцировании уравнения нет. Из этого следует, что при решении уравнений методом потенцирования отсеивание посторонних корней можно проводить с опорой на ОДЗ.

Видео:Решение логарифмических уравнений #shortsСкачать

Решение логарифмических уравнений #shorts

Алгоритм решения уравнений методом потенцирования

Информация предыдущих пунктов позволяет записать алгоритм решения уравнений методом потенцирования.

Чтобы решить уравнение методом потенцирования, надо

  • Выполнить почленное потенцирование уравнения, то есть, перейти от уравнения logh(x)f(x)=logh(x)g(x) к уравнению f(x)=g(x) .
  • Решить полученное уравнение.
    • Если оно не имеет корней, то исходное уравнение тоже не имеет корней.
    • Если оно имеет корни, то перейти к следующему шагу.
  • Взять корни, принадлежащие условиям ОДЗ для исходного уравнения, или провести отсеивание посторонних корней любым другим способом.

Видео:Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #37 Метод логарифмированияСкачать

Решение логарифмических уравнений ПРИМЕР #37 Метод логарифмирования

Примеры с решениями

Решение уравнений методом потенцирования обычно проводится в три этапа: проводится потенцирование уравнения, решается полученное уравнение, берутся все корни, удовлетворяющие условиям ОДЗ для исходного уравнения, остальные корни отбрасываются как посторонние. Давайте разберем пример решения уравнения методом потенцирования.

Решите уравнение методом потенцирования

Левая и правая части заданного уравнения представляют собой логарифмы по одинаковым основаниям 10 . Это позволяет нам использовать метод потенцирования для решения уравнения. Первое, что нам надо сделать по методу потенцирования, — это провести потенцирование уравнения:

Почленное потенцирование уравнения привело нас к рациональному уравнению . Теперь нам надо решить полученное уравнение:

Таким образом, уравнение имеет два корня x1=−1 и x2=3 .

Остается пройти последний шаг алгоритма решения уравнений методом потенцирования – отсеять посторонние корни. В нашем случае это удобно сделать по условиям ОДЗ для исходного уравнения . Для этого уравнения ОДЗ определяется системой . Корень x1=−1 не удовлетворяет записанной системе ( ), значит, является посторонним корнем уравнения . А x2=3 удовлетворяет ей ( ), значит, является корнем решаемого уравнения .

На этом решение уравнения методом потенцирования завершено. Уравнение имеет один корень 3 .

Для полноты картины стоит рассмотреть, как проводится потенцирование уравнений, когда в основаниях логарифмов находятся одинаковые выражения с переменными. Вот соответствующий пример с подробным решением.

Решите уравнение logx−1(–x 2 +5·x+3)=logx−1x 2

Перед нами логарифмическое уравнение. Части этого уравнения представляют собой логарифмы, в основаниях этих логарифмов находятся одинаковые выражения с переменной. Для решения подобных логарифмических уравнений подходит метод потенцирования.

Решение уравнений методом потенцирования проводится следующим образом:

  • во-первых, выполняется почленное потенцирование уравнения,
  • во-вторых, решается полученное уравнение,
  • и, в-третьих, отсеиваются корни, посторонние для исходного уравнения.

Начинаем с потенцирования уравнения:

Полученное в результате потенцирования уравнение сводится к квадратному уравнению 2·x 2 −5·x−3=0 . Решаем его через дискриминант:

Остается пройти последний шаг метода потенцирования – отсеять посторонние корни. При решении уравнений методом потенцирования отсеивание посторонних корней обычно проводится по условиям ОДЗ. В нашем случае область допустимых значений для исходного уравнения logx−1(–x 2 +5·x+3)=logx−1x 2 определяется следующими условиями: –x 2 +5·x+3>0 , x 2 >0 , x−1>0 , x−1≠1 (выражения под знаками логарифмов должны быть положительными, а в основаниях логарифмов – положительными и отличными от единицы). Проверим, удовлетворяют ли найденные выше корни x1=−1/2 , x2=3 записанным условиям. Очевидно, x1=−1/2 не удовлетворяет условию x−1>0 , значит, x1=−1/2 – посторонний корень. А x2=3 удовлетворяет всем условиям ОДЗ ( ), следовательно, является корнем.

Таким образом, уравнение logx−1(–x 2 +5·x+3)=logx−1x 2 имеет единственный корень 3 .

В заключение этой статьи заметим, что почленное потенцирование уравнения logaf(x)=logag(x) с одинаковыми положительными и отличными от единицы числами в основаниях логарифмов ( a>0 и a≠1 ), дает такой же результат, что и освобождение от внешней функции: и в том, и в другом случае уравнение logaf(x)=logag(x) заменяется уравнением f(x)=g(x) .

Видео:Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?Скачать

Проще простого! Как решить Логарифмическое Уравнение?

Урок-лекция по теме «Логарифмические уравнения. Основные методы их решения»

Презентация к уроку

В моём календарно-тематическом планировании на тему “Логарифмические уравнения” отводится 3 часа. Я их разбиваю следующим образом:

1 возможный вариант:

1 урок — лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”. В конце лекции задаю блок уравнений обязательного уровня.

2 урок – решение уравнений различного типа и сложности (это зависит от уровня математической подготовки класса, использую индивидуальный подход).

3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.

2 возможный вариант:

1 урок — лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, но только два метода – на основании определения и потенцирования. Решение уравнений на применение этих методов.

2 урок – лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”, два других метода – подстановки и логарифмирования. Решение уравнений на применение этих методов.

3 урок – решение уравнений и зачётная работа с само- и взаимопроверкой, а также проверкой учителем.

Вариант подачи темы зависит от подготовленности класса.

Лекция “Логарифмические уравнения. Основные методы их решения”.

Эпиграфом своей сегодняшней лекции я привожу слова Ричарда Олдингтона (1892 – 1962гг., английский поэт, прозаик, критик): “Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — всё, что может сделать учитель, это указать дорожки”.

А так же – русскую народную пословицу: “Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает”.

В самом начале моей лекции я хотела бы обратить ваше внимание на следующее. При решении логарифмических уравнений применяют преобразования, которые не приводят к потере корней, но могут привести к приобретению посторонних корней. Поэтому проверка каждого из полученных корней обязательна, если нет уверенности в равносильности уравнений. Здесь возможны два подхода:

Проверка путём подстановки полученных решений в исходное уравнение.

Нахождение области допустимых значений уравнения (ОДЗ). Тогда корнями могут быть только те числа, которые принадлежат этой области.

В своей лекции я буду использовать оба этих подхода, а ваше право уже самим выбирать, какой лично вам больше нравится. Следует отметить, что при решении логарифмических неравенств возможен только один из них: ОДЗ!

Основные методы решения логарифмических уравнений.

Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или (и) в его основании, называется логарифмическим уравнением.

Решение логарифмических уравнений на основании определения логарифма.

Определение логарифма: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b. Т. е. В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Таким образом, применяя его к нашей теме, мы получим следующее:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийпри этом В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Пример 1: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Число 16 удовлетворяет ОДЗ, значит 16 – корень исходного уравнения.

Пример 2: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Проверка: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений— верно, значит число 4 – корень исходного уравнения.

Пример 3: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

По определению логарифма В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийзначит В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Ответ: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

А сейчас мы рассмотрим пример, в котором в основании логарифма уже не число, а выражение, содержащее переменную. Т. е. уравнение будет иметь вид В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийпри этом В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийХочу отметить особо, что рассуждения НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ!

Пример 4: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

ОДЗ:В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

С учётом ОДЗ получим, что решением данного уравнения является число 2.

Как мы видим, наличие выражения с переменной в основании влияет лишь на ОДЗ, а не на ход рассуждений. Кроме того, данное уравнение можно решать, не прибегая к нахождению ОДЗ, а просто в конце выполнить проверку.

Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, где В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Пример 5: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений— верно.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений— не верно.

Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.

Если же в основании – выражение с переменной, то рассуждения не меняем! В этом случае уравнение будет иметь вид

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, где В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

И пример такого уравнения можно разобрать на предыдущем примере 5.

Пример 6: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений— верно.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений— не верно.

Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.

ОДЗ для данного уравнения выглядит следующим образом:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Мы видим, что в этом уравнении рациональнее выполнить проверку, а не искать ОДЗ. Но ещё раз повторюсь, что при решении неравенств ОДЗ находить придётся ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Рассмотрим пример, который, на первый взгляд, не может относиться к данному типу уравнений.

Пример7: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Сделаем замену В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, получим В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийвоспользовавшись свойством логарифма (сумма логарифмов равна логарифму произведения подлогарифмических выражений: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений), получим уравнение В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийкоторое в свою очередь замечательно решается методом потенцирования, т.е. В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийА это линейное уравнение, решив которое, получим В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Проверка: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений— верно.

Замечу, что часто перед применением какого-либо метода решений, необходимо преобразовать уравнение, применив различные свойства логарифмов. Предыдущий пример, тому подтверждение.

Данный метод мы достаточно часто встречаем в математике, вспомните тригонометрические или показательные уравнения. Поэтому применение его при решении логарифмических уравнений я вам покажу на примере.

Пример 8: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений.

В этом уравнении рациональней найти ОДЗ: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Пусть В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, тогда уравнение примет вид

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений,

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Значит В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийили В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений. А это уравнения, которые мы решим, используя определение: 1) В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

2) В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Мы видим, что оба корня удовлетворяют ОДЗ, значит оба числа являются решениями исходного уравнения.

Ответ: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Если в основании логарифма лежит выражение с переменной, то уравнение в общем виде будет выглядеть следующим образом:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, где В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

И опять, вы сами выбираете: ОДЗ или проверка.

Пример 9: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений.

ОДЗ:В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Приведём логарифмы к одному основанию – 7, пользуясь свойством перехода к новому основанию В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, получим:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, выполним подстановку В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, получим уравнение

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений,

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийилиВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений.
В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений
В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Оба числа удовлетворяют ОДЗ.

Ответ: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Данный метод является “обратным” методу потенцирования, т. е. мы от уравнения без логарифмов переходим к уравнению, их содержащему.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, при этомВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Этот метод обычно используется, если в уравнении есть показательные функции, логарифмы – в показателе. Рассмотрим этот метод на примере.

Пример 10: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

ОДЗ: В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийа теперь воспользуемся свойством логарифмов В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, получим

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Выполним подстановку В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений, получим уравнение

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийилиВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений.
В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений
В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийВ чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Оба числа удовлетворяют ОДЗ.

Этот пример показывает, что при решении логарифмических уравнений, возможна комбинация нескольких методов. А значит необходимо уметь пользоваться каждым из них. Научиться этому – теперь ваша задача.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели основные методы решения логарифмических уравнений:

  • На основании определения логарифма.
  • Метод потенцирования.
  • Метод постановки.
  • Метод логарифмирования.

Главным, по моему мнению, является метод, основанный на определении логарифма. Практически в каждом их других методов происходит “выход” на него. Кроме того, на примерах мы увидели, что все методы взаимосвязаны, в “чистом” виде при решении уравнений не используется ни один из них. Поэтому вам необходимо уметь пользоваться КАЖДЫМ!

Для отработки навыков решения логарифмических уравнений, я вам предлагаю следующее домашнее задание. Уравнения являются базовыми, т. е. решать их должен уметь решать каждый. Отмечу, что подборка сделана из открытого банка заданий для экзамена по математике ЕГЭ http://mathege.ru .

№ п/пУравненияКомментарии (даётся для слабых учащихся)
1В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПользуясь определением
2В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПользуясь определением
3В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПотенциирование
4В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПотенциирование
5В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПотенциирование
6В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПотенциирование
7В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПрименить свойства логарифмов и затем потенциировать
8В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПрименить свойства логарифмов и затем потенциировать
9В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПользуясь определением
10В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПользуясь определением, выход на показательное уравнение
11В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравненийПоказательное уравнение, выход на логарифмическое

Замечание: домашнее задание распечатано на листах для каждого ученика.

Решение задач по теме “Логарифмические уравнения”. Зачёт.

Уравнения (примерные, зависит от математической подготовки учащихся).

Видео:84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических УравненийСкачать

84 людей этого не знают! Секретный способ решения Логарифмических Уравнений

Потенцирование

Потенцирование — это действие, заключающееся в нахождении числа по данному логарифму через логарифмы других чисел (нем. potenzieren — возводить в степень, от Potenz — степень).

При решении уравнений потенцированием выражения преобразовывают с помощью свойств логарифмов, приводя их к виду

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Схематически логарифмическое уравнение, решаемое потенцированием, можно представить приблизительно так:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Решение начинаем с нахождения ОДЗ:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений0;\ g(x) > 0;\ h(x) > 0. end right.]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

Затем преобразовываем выражение: число перед логарифмом вносим в показатель степени выражения, стоящего под знаком логарифма, а отдельно стоящее число представляем в виде логарифма по тому же основанию, что и остальные логарифмы:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

От суммы логарифмов переходим к логарифму произведения, от разности — к логарифму частного:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Теперь приравниваем выражения, стоящие под знаками логарифмов

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

и решаем алгебраическое уравнение.

Рассмотрим примеры решения логарифмических уравнений потенцированием.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

От суммы логарифмов переходим к логарифму произведения:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

По определению логарифма

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Первый корень не входит в ОДЗ.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений0;\ x + 6 > 0; end right. Rightarrow left< begin x — 6; end right.]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Число 2 вносим в показатель степени выражения, стоящего под знаком логарифма. Единицу представляем в виде логарифма по основанию 3

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

(-x)²=x². От суммы логарифмов переходим к логарифму произведения

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Так как равны логарифмы с одинаковыми основаниями, можем приравнять выражения, стоящие под знаками логарифмов:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Первый корень не входит в ОДЗ.

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений0;\ x — 1 > 0;\ 4 — x > 0; end right. Rightarrow left< begin x > — 3;\ x > 1;\ x 1;\ x

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Единицу представляем в виде логарифма по основанию 3:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

От разности логарифмов переходим к логарифму частного:

В чем заключается суть метода потенцирования при решении логарифмических уравнений

Приравниваем выражения, стоящие под знаками логарифмов:

🎦 Видео

Логарифмические уравнения. Часть 2 из 4. ПотенцированиеСкачать

Логарифмические уравнения. Часть 2 из 4. Потенцирование

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | МатематикаСкачать

Решение логарифмических уравнений. Вебинар | Математика

Алгебра 10 класс (Урок№27 - Логарифмические уравнения.)Скачать

Алгебра 10 класс (Урок№27 - Логарифмические уравнения.)

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис ТрушинСкачать

✓ Как решать логарифмические уравнения и неравенства, не помня свойства логарифмов | Борис Трушин

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 классСкачать

Логарифмические уравнения. Видеоурок 18. Алгебра 10 класс

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭСкачать

Логарифм с нуля до уровня про. Уравнения, неравенства и параметр. Профильный ЕГЭ

Методы решения логарифмических уравненийСкачать

Методы решения логарифмических уравнений

Подготовка к ЕГЭ #75. Решение логарифмических уравнений методом логарифмированияСкачать

Подготовка к ЕГЭ #75. Решение логарифмических уравнений методом логарифмирования

Урок 7. Логарифмирование и потенцирование выражений.Скачать

Урок 7. Логарифмирование и потенцирование выражений.

Логарифмирование и потенцирование.Taking the logarithm and potentiating.Скачать

Логарифмирование и потенцирование.Taking the logarithm and potentiating.

Алгебра 11 класс Системы Логарифмических уравненийСкачать

Алгебра 11 класс Системы Логарифмических уравнений

ЕГЭ. Математика. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. ПрактикаСкачать

ЕГЭ. Математика. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Практика
Поделиться или сохранить к себе: