Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ
к выполнению лабораторного практикума
по дисциплине «Вычислительные методы»
Часть 1. Численное решение нелинейных уравнений
Махачкала, 2004 г.
Методические указания к выполнению лабораторного практикума по дисциплине «Вычислительные методы». Часть 1 — Численное решение нелинейных уравнений. Махачкала, ДГТУ, 2004,
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей 351401 — «Прикладная информатика в экономике» и 351403 — «Прикладная информатика в юриспруденции».
Часть 1 методических указаний содержит краткие теоретические сведения о численных методах решения нелинейных уравнений, блок-схемы алгоритмов, методические примеры, индивидуальные задания к выполнению лабораторных работ.
Составители: зав. кафедрой ИСЭ, д. э.н., проф. ;
ст. преп. кафедры ИСЭ, к. ф.-м. н.
научно-исследовательского и технологического
института при Правительстве Республики,
Видео:Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деленияСкачать
, зав. кафедрой высшей
математики ДГТУ, профессор
Печатается по решению Совета Дагестанского технического университета
от «______»______________2004 г.
Внедрение ЭВМ во все сферы человеческой деятельности требует от специалистов разного профиля овладения навыками использования ВТ. Органической частью фундаментальной подготовки студентов является изучение таких направлений применения ЭВМ, как основы вычислительной техники и программирования, численные методы решения инженерных и экономических задач, методы оптимизации и оптимального управления и т. д.
Данные методические указания посвящены вопросам практического использования вычислительных методов.
Вычислительные методы и алгоритмы разрабатывают и исследуют, как правило, высококвалифицированные специалисты-математики. Что касается подавляющей части студентов, то для них главной задачей является понимание основных идей методов, особенностей и областей их применения.
В данной работе в кратком виде приводятся основные необходимые сведения о вычислительных методах решения прикладных задач. Для рассматриваемых методов приводятся основные теоретические сведения, методические примеры, блок-схемы алгоритмов, а также индивидуальные задания.
В нумерации формул первая цифра соответствует номеру лабораторной работы, а вторая – порядковому номеру формулы в лабораторной работе.
Решение задач ориентировано на использование ПЭВМ. Указания являются полезными при выполнении лабораторных работ по курсам:
— прогнозирование социально-экономических процессов в Дагестане;
— имитационное моделирование экономических процессов;
— статистика правонарушений и экономические преступления в РД;
— анализ и прогнозирование правонарушений;
Структура отчета по лабораторной работе
1. Постановка задачи.
2. Теоретические сведения о методе решения задачи.
3. Блок-схема алгоритма решения задачи.
4. Текст программы.
5. Результаты и их анализ.
Отчет по лабораторной работе студент пишет от руки в ученической тетради и защищает его перед преподавателем.
Лабораторная работа №1
РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ
методом половинного деления
В общем случае нелинейное уравнение можно записать в виде:
(1.1.)
где функция определена и непрерывна на конечном или бесконечном интервале .
Всякое число , обращающее функцию в нуль, т. е. такое, при котором , называется корнем уравнения (1.1). Число x называется корнем k-й кратности, если при вместе с функцией равны нулю ее производные до (k-1)-го порядка включительно:
Однократный корень называется простым.
Два уравнения F(x) и G(x) называются равносильными (эквивалентными), если всякое решение каждого из них является решением и для другого, т. е. множества решений этих уравнений совпадают.
Нелинейные уравнения с одним неизвестным подразделяются на алгебраические и трансцендентные.
Уравнение (1.1) называется алгебраическим, если функция является алгебраической функцией. Путем алгебраических преобразований из всякого, алгебраического уравнения можно получить уравнение в канонической форме:
где ,,…, —коэффициенты уравнения, а — неизвестное. Показатель п называют степенью алгебраического уравнения.
Известно, что всякое алгебраическое уравнение имеет, по крайней мере, один корень вещественный или комплексный.
При приведении алгебраического уравнения (1.1) к канонической форме будем иметь те же корни, что и для исходного уравнения. Однако при этом могут появиться некоторые лишние корни. Например, уравнение
может быть приведено к канонической форме:
.
Если функция F(x) не является алгебраической — показательной, логарифмической, тригонометрической, то уравнение (1.1) называется трансцендентным. Примерами трансцендентных уравнений являются:
В некоторых случаях решение трансцендентных уравнений можно свести к решению алгебраических уравнений.
Поскольку подавляющее большинство нелинейных уравнений с одной переменной не решается путем аналитических преобразований (точными методами), на практике их решают только численными методами. Решить такое уравнение — это значит: установить, имеет ли оно корни, сколько корней, и найти значения корней с заданной точностью. Задача численного нахождения действительных и комплексных корней уравнения (1.1) обычно состоит из двух этапов: отделение корней, т. е. нахождение достаточно малых окрестностей рассматриваемой области, в которых содержится одно значение корня, и уточнение корней, т. е. вычисление корней с заданной степенью точности в некоторой окрестности.
В дальнейшем будем рассматривать численные методы нахождения действительных корней уравнения (1.1). Наиболее распространенными на практике численными методами решения уравнения (1.1) являются: метод половинного деления, метод хорд, метод касательных (Ньютона), комбинированный метод, метод итераций. Применение того или иного, численного метода для решения уравнения (1.1) зависит от числа корней, задания исходного приближения и поведения функции F(x).
Остановимся подробно на наиболее часто используемых на ЭВМ методе половинного деления
1.2. ОТДЕЛЕНИЕ КОРНЕЙ
Первый этап численного решения уравнения (1.1) состоит в отделении корней, т. е. в установлении «тесных» промежутков, содержащих только один корень. Отделение корней во многих случаях можно произвести графически. Принимая во внимание, что действительные корни уравнения (1.1)—это точки пересечения графика функции F(x) с осью абсцисс, достаточно построить график F(x) и отметить на оси Ох отрезки, содержащие по одному корню. Построение графиков часто удается сильно упростить, заменив уравнение (1.1) равносильным ему уравнением
(1.2)
В этом случае строятся графики функций f1(x) и f2(x), а потом на оси Ох отмечаются отрезки, локализующие абсциссы точек пересечения этих графиков.
ПримерДля графического отделения корней уравнения sin2х – lnx = 0 выгодно отдельно построить графики функций sin2x и ln (х) (рис. 1).
Из графика следует, что уравнение имеет корень, принадлежащий отрезку [1; 1,5|.
В сомнительных случаях графическое отделение корней необходимо подкрепить вычислениями. При этом полезно использовать следующие очевидные положения:
1) если непрерывная на отрезке [а; b] функция F(x) принимает на его концах значения разных знаков (т. е. F(a)∙F(b) 0, так что отрезком отделения корней можно считать [1,3; 1,5].
Для отделения корней можно эффективно использовать ЭВМ.
Пусть имеется уравнение F(x)=0, причем можно считать, что все интересующие нас корни находятся на отрезке [A; B], в котором функция F(x) определена, непрерывна и F(A)∙F(B) -10
при x 1. Тогда вместо функции у = φ(х) рассмотрим функцию х = g(у), обратную для φ(х). Будем теперь решать уравнение у = g(у) (или, в старых обозначениях, х = g(х)). По свойству производных обратных функций теперь на отрезке [а; b] будет иметь место:
,
так что для уравнения х=g(х), равносильного исходному, условие (3) теоремы 2.1 оказывается выполненным.
Для ручных вычислении (с помощью калькулятора) корня по методу итераций может использоваться расчетная таблица, содержащая обычную пооперационную запись формулы φ(х) (табл. 2.1). Полученное в результате одного «прохода» вычислений в правом столбце очередное приближение корня сразу же переносится в следующую строку столбца хп и процесс повторяется.
Пример 2.1. Уточнить с помощью калькулятора корень уравнения sin2x — lnx = 0 на отрезке [1,3;1,5] методом итераций с точностью до 10-4.
Исходное уравнение можно привести к итерационному виду несколькими способами, например:
Исследуем возможность применения к полученным представлениям метода итераций.
1. В первом случае φ(х) = ехр (sin2х). Функция f(x) определена и дифференцируема на отрезке [1,3; 1,5|, однако второе условие теоремы 1.1 не выполняется: с помощью калькулятора получаем f(1,3)= 1,674478, т. е. уже в левом конце отрезка значение функции выходит за пределы отрезка.
2. Рассмотрим второе представление. Уравнение, равносильное исходному на отрезке [1,3; 1,5], получается при
Здесь φ(х) =(π – arcsin lnx)/2. Замечаем, что для всех х отрезка [1,3; 1,5], будет , следовательно, функция f(х) монотонно убывает на этом отрезке.
Вычислим ее значение в концах отрезка [1,3; 1,5]:
Так как полученные значения входят в отрезок [1,3; 1,5], а функция φ(x) монотонна, то отсюда следует, что второе условие теоремы 2.1 выполняется.
Для проверки третьего условия исследуем модуль производной функции φ(x) на отрезке [1,3; 1,5]:
.
Найдем производную функции
.
Заметим, что φ1′(х) на отрезке [1,3; 1,5] всюду отрицательна. Это значит, что φ1(х) = |f‘(x)| на этом отрезке убывает и достигает максимума на левом конце: | φ'(1,3)| =0,3846153.
Таким образом, условие (3) теоремы 2.1 будет выполнено, если принять q = 0,39. Уточнение корня уравнения (2.13) с нулевым значением x0 =1,4 на калькуляторе приведено в таблице 2.2.
Используя оценочную формулу (2.11) и принимая во внимание исходные значения ε = 10-4 и (q = 0,39, уже для третьего приближения имеем: х3 — x2
Видео:Метод Ньютона (метод касательных) Пример РешенияСкачать
3.1. Отделение корней нелинейного уравнения
Отделение корней – это определение их наличия, количества и нахождение для каждого их них достаточно малого отрезка [a, b], которому он принадлежит.
На первом этапе определяется число корней, их тип. Определяется интервал, в котором находятся эти корни, или определяются приближенные значения корней.
В инженерных расчетах, как правило, необходимо определять только вещественные корни. Задача отделения вещественных корней решается Аналитическими и Графическими методами.
Аналитические методы основаны на функциональном анализе.
Для алгебраического многочлена n-ой степени (полинома) с действительными коэффициентами вида
Pn(x) = an x n + an-1xn-1 +. +a1x+ a0 = 0, (an >0) (3.2)
Верхняя граница положительных действительных корней определяется по формуле Лагранжа (Маклорена):
, (3.3)
Где: k ³ 1 – номер первого из отрицательных коэффициентов полинома;
B – максимальный по модулю отрицательный коэффициент.
Нижнюю границу положительных действительных корней можно определить из вспомогательного уравнения
(3.4)
Если для этого уравнения по формуле Лагранжа верхняя граница равна R1, то
= (3.5)
Тогда все положительные корни многочлена лежат в интервале
≤x+≤.
Интервал отрицательных действительных корней многочлена определяется с использованием следующих вспомогательных функций.
и .
≤x–≤ = =.
Рассмотрим пример отделения корней с использованием этого аналитического метода.
Методом Лагранжа определим границы положительных и отрицательных корней многочлена.
3×8 – 5×7 – 6×3 – x – 9 = 0
K = 1 B = |– 9| an = 3
= 4
9×8 + x7 + 6×5 + 5x – 3 = 0
k = 8 B = 3 an = 9
Отсюда границы положительных корней 0,5 ≤ x+ ≤ 4
3×8 + 5×7 + 6×3 + x – 9 = 0
=
9×8 – x7 – 6×5 – 5x – 3 = 0
K = 1 B = 6 an = 9
Следовательно, границы отрицательных корней –2 ≤ x– ≤ –0,6
Формула Лагранжа позволяет оценить интервал, в котором находятся все действительные корни, положительные или отрицательные. Поэтому, для определения расположения каждого корня необходимо проводить дополнительные исследования.
Для трансцендентных уравнений не существует общего метода оценки интервала, в котором находятся корни. Для этих уравнений оцениваются значения функции в особых точках: разрыва, экстремума, перегиба и других.
На практике получил большее распространение Графический метод приближённой оценки вещественных корней. Для этих целей строится график функции по вычисленным её значениям.
Графически корни можно отделить 2-мя способами:
1. Построить график функции y = f(x) и определить координаты пересечений с осью абсцисс− это приближенные значения корней уравнения.На графике 3 корня.
Рис. 3.1 Отделение корней на графике f(x).
2. Преобразовать f(x)=0 к виду j(x) = y(x), где j(x) и y(x) – элементарные функции, и определить абсциссу пересечений графиков этих функций.
На графике 2 корня.
Рис. 3.2 Отделение корней по графикам функций j(x) и y(x).
Графический метод решения нелинейных уравнений широко применяется в технических расчётах, где не требуется высокая точность.
Для отделения вещественных корней можно использовать ЭВМ. Алгоритм отделения корней основан на факте Изменения знака функции в окрестности корня. Действительно, если корень вещественный, то график функции пересекает ось абсцисс, а знак функции изменяется на противоположный.
Рассмотрим Схему алгоритма отделения корней нелинейного уравнения на заданном отрезке в области определения функции.
Алгоритм позволяет определить приближённые значения всех действительных корней на отрезке [a, b]. Введя незначительные изменения в алгоритм, его можно использовать для определения приближённого значения максимального или минимального корня.
Приращение неизвестного Δx не следует выбирать слишком большим, чтобы не «проскочить» два корня.
Недостаток метода – использование большого количества машинного времени.
Видео:10 Численные методы решения нелинейных уравненийСкачать
Численное решение нелинейного уравнения. Этапы решения.
f(x)=0, где f(x) – произвольная функция, наиболее распространенная в инж. Практике задача по отысканию корней.
Выбор метода решения зависит от вида f(x). Для численного решения нелинейных уравнений применяются только итерационные методы.
Задача нахождения корней состоит из 2 этапов:
1. Отделение корней – определение числа корней и их примерного расположения на числовой оси.
Наиболее применим графический способ отделения корней, т. е. отыскание точек пересечения ф. f(x) с осью абсцисс:
[a;b] – интервал изоляции корня. Для каждого корня уравнения определяется интервал его изоляции [a;b]. На отрезке [a;b] должен находиться 1 корень.
2. Уточнение корней – вычисление каждого корня с заданной степенью точности.
Классификация методов уточнения корней :
1) Метод половинного деления отрезка(дихотомии).
Отрезок [a;b], содержащий единственный корень, делят пополам, отбрасывают ту половину, где нет корня. Процесс повторяется до тех пор, пока длина отрезка не станет меньше заданной погр. E.
Достоинства: прост и надежен, всегда сводится к решению независимо от вида ф. f(x). Недостаток: самый медленный из всех известных методов уточн. Корня.
Построение последовательных хорд, в качестве приближений к корню принимаются значения их пересечения с осью абсцисс.
Достоинство: простота. Недостаток: быстрота сходимости к решению сильно зависит от вида ф. f(x).
3) Метод касательных( метод Ньютона)
В качестве приближения к корню ищется точка пересечения касательной с осью абсцисс.
Достоинство: высокая скорость. Недостатки: ограничения на вид ф. (должна быть дифференцируема, f’(x) и f’’(x) не должны менять знак на интервале уточнения корня).
4) Комбинированный метод – объединение методов хорд и касательных.
Приближение к корню на каждой итерации происходит одновременно с 2 сторон интервала [a;b]. Одной стороны строится хорда, а с другой касательная.
Достоинство: работает быстрее, чем методы хорд и касательных. Недостатки: f(x) должна быть дифференцируема; f’(x) иf’’(x) не должны менять знак на интервале уточнения корня; трудности с дифф-ем f(x).
5) Метод простой итерации.
Исходное нелинейное уравнения заменяется равносильным уравнением x=g(x)и с помощью сходящегося итерационного процесса происходит приближение к корню, пока не достигнет предела заданной погрешности Е.
45)Уточнение корня нелинейного уравнения методом половинного деления(дихотомии). Алгоритм. Требуется вычислить корень уравнения f(x)=0 на [a;b] с заданной погрешностью Е. Отрезок [a;b], содержащий единственный корень, делят на 2 половины, отбрасывают ту из них, где нет корня. Процесс продолжается до тех пор, пока длина отрезка не станет меньше заданной погрешности Е. Алгоритм метода: |
46)Уточнение корня нелинейного уравнения методом хорд. Схема алгоритма.Требуется вычислить корень уравнения f(x)=0 на [a,b] с заданной погрешностью е. Геометр-ки метод основан на построении последовательности хорд. Ур-е хорды . В данном методе процесс итерации состоит в том, что в качестве приближений к корню уравнение f(x)=0 принимаются значения х1, х2… хi точек пересечения хорды АВ с осью абсцисс. Если f(a)>0 , то левая граница a неподвижна, х0=b и из урав. хорды получим: Если f(a)
где Det_x
47) Уточнение корня нелинейного уравнения методом касательных. Схема алгоритма.
Отличие от м.хорд – вместо хорды на каждом шаге проводится касательная к кривой y=f(x) и в качестве приближения к корню ищется точка пересечения касательной с осью абсцисс. Уравн-е касательной проведенной в т. х0 : . Правило: В качестве исходной точки х0 выбирается тот конец интервала [a,b] , где знак ф-и совпадает со знаком 2й производной f’’(x). Из уравнения касательной найдем след.приближение корня х1 , как абсциссу точки пересечения касательной с осью ох : . Аналогично м. б. найдены и последующие приближенно. Ф-ла для i+1 приближения имеет вид : Для окончания можно использовать условия |f(xi)| 0 и f’’(x)>0 при a≤x≤b. Тогда для приближения к корню со стороны границы а используем построение хорды, а со стороны границы b – касательная. На 1й итерации строим хорду А0В0 и проводим касательную в точку В0. Левую границу а переносим в а1, правую – b1. На каждой итерации для вычисления новых границ интервала используют ф-лы хорд и касательных : , . Сужение интервала проводим до тех пор пока он не станет
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1318; Нарушение авторского права страницы
🔍 Видео
ЧМ-1. Решение нелинейных уравнений. Часть 1/2Скачать
Численное решение уравнений, урок 3/5. Метод хордСкачать
Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать
14 Метод половинного деления Ручной счет Численные методы решения нелинейного уравненияСкачать
Алгоритмы. Нахождение корней уравнений методом деления отрезка пополам.Скачать
Решение нелинейного уравнения методом простых итераций (программа)Скачать
Метод Ньютона - отделение корнейСкачать
1 3 Решение нелинейных уравнений методом простых итерацийСкачать
Курс по численным методам: Отделение действительных корней алгебраический уравнений | Занятие 1Скачать
5.1 Численные методы решения уравнений F(x)=0Скачать
Метод секущихСкачать
15 Метод Ньютона (Метод касательных) Ручной счет Численные методы решения нелинейного уравненияСкачать
Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать
После этого видео, ТЫ РЕШИШЬ ЛЮБУЮ Систему Нелинейных УравненийСкачать
Методы решения систем нелинейных уравнений. Метод Ньютона. Численные методы. Лекция 14Скачать
Алгоритмы. Нахождение корней уравнения методом хордСкачать
Численные методы. Лекция 2Скачать