Разделы: Химия
Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
- находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
- продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
- воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ
- Ход и содержание урока
- Урок по теме: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке» план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Технологическая карта урока «Расчеты по химическим уравнениям» (9 класс)
- 🔍 Видео
Ход и содержание урока
I Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).
Цели урока Слайд 2.
II.Актуализация знаний, умений, навыков.
Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы
Какое явление не является признаком химических превращений:
а) появление осадка; в) изменение объема;
а) уравнения реакций соединения
б) уравнения реакций замещения
в) уравнения реакций разложения Слайд 4
- Новая тема.
Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.
Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)
Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:
1. Составить уравнение химической реакции.
2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.
3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.
4. Составить и решить пропорцию.
5. Записать ответ.
Приступаем к решению задач, применяя алгоритм
Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения
порции воды массой 9 г.
Найдем молярную массу воды и кислорода:
Запишем уравнение химической реакции:
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное
значение количества вещества, а под формулами веществ —
стехиометрические соотношения, отображаемые
Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.
Для этого составляем пропорцию
откуда х = 0,25 моль Слайд 7
Следовательно, n(O2)=0,25 моль
Найдем массу вещества, которую требуется вычислить
m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г
Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8
Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.
Vm=22,4л/моль Слайд 9
Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением
Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию
откуда х = 0,25 моль
Найдем объем вещества, который требуется вычислить
Ответ: 5,6 л Слайд 11
III.Закрепление изученного материала.
Задачи для самостоятельного решения:
1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?
2.В каком случае образуется больше воды:
а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или
б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12
Проверим решение задачи 1
M(Fe)=56г/моль,
m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г
Проверим решение задачи 2
4.
х моль = 0,07моль,
m (H2O) = ;
n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль
х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль
Ответ: 2,25г Слайд 15
Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу
Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)
можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?
CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.
3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.
4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.
5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.
6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000
Расчеты по химическим уравнениям
Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:
1. Составить уравнение химической реакции.
2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.
3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.
4. Составить и решить пропорцию.
5. Записать ответ.
Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц
Масса (m) : г ; кг ; мг
Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль
Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль
Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл
Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль
Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Химия ПростоСкачать
Урок по теме: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Цели урока: Обеспечить условия для овладения умениями решать задачи данного типа
Задачи:
- Обучающие: Совершенствование умений в составлении химических формул и уравнений, закрепление полученных теоретических знаний, химических понятий, актуализация использования в повседневной жизни знаний о физиологическом действии тех или иных веществ на живые организмы.
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_raschety_po_him_ur_odno_iz_reagir_vv_v_izbytke_-_kopiya.doc | 42.5 КБ |
Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»
Цели урока: Обеспечить условия для овладения умениями решать задачи данного типа
- Обучающие : Совершенствование умений в составлении химических формул и уравнений, закрепление полученных теоретических знаний, химических понятий, актуализация использования в повседневной жизни знаний о физиологическом действии тех или иных веществ на живые организмы.
- Развивающие : создать условия для развития самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач, монологической речи, формирование опыта творческой деятельности: развитие рационального и логического мышления, памяти, внимания, умение выделять главное, сравнивать.
- Воспитывающие : формирование потребности заботы о своем здоровье.
Урок начинается с повторения основных понятий, необходимых для усвоения нового материала: химическое уравнение, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса. Повторения проходит в форме игры : «Лото».
Далее обучающиеся вспоминают основные типы расчетных задач, известных им. Обучающиеся решают задачи, заполняя индивидуальный лист решения задач.
2. Изучение нового материала.
Класс делится на группы. Каждая получает задачу, которую нужно решить. При обсуждении выясняется, что учащиеся получили два разных ответа. Перед ребятами поставлена проблема, по массе какого вещества следует вычислить массу продукта?
Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока. Решение учитель записывает на доске, учащиеся только алгоритм. Далее учащиеся по памяти записывают решение этой задачи в тетрадь.
Для усвоения решения задач данного типа учащимся предлагается работа по вариантам. Ребята работают в парах, обмениваясь своими решениями.
Ребята отвечают на вопрос: «Чему вы научились на уроке?»
Условия задач Р Е Ш Е Н И Е
1. Гидрокарбонат натрия (питьевая сода)
NaHCO 3 – белое кристаллическое вещество.
Его применяют при кислотных ожогах, изжоге, для полосканий и ингаляций при насморке и ларингитах. Вычислите относительную молекулярную массу этого вещества.
2 . Суточная потребность организма кальция в виде CaCO 3 составляет 1,2 г. Вычислите количество карбоната кальция.
3 . Известковую воду – насыщенный водный раствор Ca(OH) 2 – применяют в качестве противовоспалительного, вяжущего и дезинфицирующего средства. Вычислите массу гидроксида кальция, которая может быть получена из 5,6 г. оксида кальция в реакции с водой.
Условия задач Р Е Ш Е Н И Е
1 . Для борной кислоты H 3 BO 3 характерна невысокая химическая активность. Ее применяют при воспалительных поражениях слизистой рта и зева, для промывания глаз и некоторых заболеваниях кожи. Вычислите относительную молекулярную массу этого вещества.
2 . Какую массу воды получит ваш организм, если вы выпили ее суточную норму – 138,9 моль?
3 . Железо – важнейшая составная часть организма человека и животных. Для лечения анемии, вызванной дефицитом железа в организме, и для стимуляции работы кроветворных органов используют восстановленное железо. Вычислите массу железа, которая может быть восстановлена алюминием из 240 г. оксида железа (III).
При недостатке в организме человека цинка происходит замедление роста, нарушение кожного и волосяного покрова. Вычислите массу сульфата цинка, составляющую годовую физиологическую потребность организма человека, которая образуется при взаимодействии 1,3 г. цинка с серной кислотой массой 0,98 г.
Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют оксид магния. Хватит ли 50 г. оксида для нейтрализации 73 г. соляной кислоты?
Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют гидроксид магния. Хватит ли 8,7 г. гидроксида для нейтрализации 7,3 г. соляной кислоты?
Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют оксид магния. Хватит ли 50 г. оксида для нейтрализации 73 г. соляной кислоты?
Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют гидроксид магния. Хватит ли 8,7 г. гидроксида для нейтрализации 7,3 г. соляной кислоты?
Видео:Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии «Расчеты по химическим уравнениям реакций»
Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская.
«Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»
Разработка открытого урока.
Расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Алгоритм решения задач.
Дидактические материалы по теме «Расчеты по химическим уравнениям»
Цель работы: закрепление умений делать расчеты по химическим уравнениям.
Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Данный тип задач можно использовать на уроке, спецкурсе, для подготовки к итоговой аттестации.
Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»
Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме «Типы химических реакций».
Презентация к уроку химии «Решение задач по уравнению, если одно из веществ взято в избытке»
Презентация к уроку химии «Решение задач по уравнению, если одно из веществ взято в избытке".
Видео:Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 1 ч. 9 класс.Скачать
Технологическая карта урока «Расчеты по химическим уравнениям» (9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Технологическая карта урока
Автор УМК О.С. Габриелян, Химия, 8 класс « Дрофа», 2014
Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям
Дата проведения: 20.02.2019
2.Цель урока: используя закон сохранения массы веществ, научить решению задач по уравнениям химических реакций.
3. Задачи: Образовательные: создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы. Развивающие: развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, чувства ответственности учащегося за свою работу; воспитывать способность к самореализации; уверенности в своих силах, настойчивости, преодолении трудностей. 4. Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны • знать алгоритм решения задач по уравнениям реакций; • уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции). 5. Программные требования к результатам.
• Демонстрируют положительное отношение к учению, познавательной деятельности;
• осознают границы собственного знания и незнания;
• оценивают свою деятельность, совершенствуют уже имеющиеся знания и умения; умеют проводить самооценку;
• развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
руководствуются этическими нормами.
• применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• проявляют инициативу в ситуации общения;
• вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта;
• владеют основами самоконтроля и самооценки;
• устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.
• закон сохранения массы веществ;
• алгоритм решения задач по уравнениям реакций;
• вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.
6. Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента познания естественнонаучной картины мира.
7. Программное содержание: вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе, объему или количеству вещества реагентов (или продуктов реакции). 8. План изучения материала. I. Организационный момент (1 минута) II. Актуализация знаний (4 минуты) III. Ознакомление с новым материалом (2 0 минут) IV. Первичная проверка изученного материала (5 минут)
V. Закрепление (5 минут)
VI. Рефлексия (3 минуты)
VI I . Подведение итогов урока (1 минута)
VII I . Домашнее задание (1 минута)
9. Основные понятия: количество вещества, молярная масса, молярный объем.
10. Технология проблемного обучения
11. Тип урока: урок открытия новых знаний
12. Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная. 13. Методы обучения: репродуктивный (воспроизведение информации, решение задач); проблемно-поисковый. 14. Средства обучения: ПСХЭ Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., М.: 2013. – 288с. На столах учащихся индивидуальные карты.
15. Домашнее задание: Изучить §28. Химия. 8 класс. Габриелян О.С., -М.: Дрофа, 2013г. стр.160-166, №2, №3.
🔍 Видео
Как выучить Химию с нуля за 10 минут? Принцип Ле-ШательеСкачать
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный ОбъемСкачать
Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать
Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать
ХИМИЯ С НУЛЯ — Как решать задачи по Химии на Массовую ДолюСкачать
Скорость химических реакций. 9 класс.Скачать
Как за 4 МИНУТЫ выучить Химию? Химическое Количество, Моль и Закон АвогадроСкачать
Составление уравнений реакций. 1 часть. 9 класс.Скачать
ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 классСкачать
Химия. 9 класс. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избыткеСкачать
Решение задач по термохимическим уравнениям. Практическое занятие. Видеоурок 40. Химия 9 классСкачать
Типы Химических Реакций — Химия // Урок Химии 8 КлассСкачать
Как ЛЕГКО понять Химию с нуля — Массовая доля вещества // ХимияСкачать