В уроке 42 «Взаимосвязь между классами неорганических веществ» из курса «Химия для чайников» мы подведём итоги проделанной работы, повторим пройденное и выясним, как связаны классы неорганических веществ.
Вы уже знаете, что многие простые вещества — металлы и неметаллы — соединяются с кислородом, образуя основные и кислотные оксиды. Например, металл кальций при этом окисляется до основного оксида CaO, а неметалл фосфор — до кислотного оксида P2O5. Вам также известно, что основные и кислотные оксиды, присоединяя воду, превращаются в гидраты оксидов, или гидроксиды, которые делятся на основания и кислородсодержащие кислоты. Так, вышеуказанный оксид кальция в результате гидратации образует гидроксид — основание Ca(OH)2, а оксид фосфора(V) превращается в гидроксид, являющийся кислотой H3PO4. Гидроксиды же, реагируя с другими веществами, образуют соли. Последовательность всех перечисленных превращений можно изобразить в виде общей схемы, в которой переходы от веществ одних классов к веществам других классов условно изображены стрелками:
Из этой схемы видно, что простые вещества, оксиды, гидроксиды и соли последовательно, «порождая» друг друга, образуют ряд взаимосвязанных между собой веществ.
Известны два типа таких рядов — ряды металлов и их соединений и ряды неметаллов и их соединений.
Видео:Генетическая связь между классами неорганических веществ. Химия 8 классСкачать
Ряды металлов и их соединений
Каждый такой ряд состоит из металла, его основного оксида, основания и любой соли этого же металла:
Для перехода от металлов к основным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:
Переход от основных оксидов к основаниям в первых двух рядах осуществляется путем известной вам реакции гидратации, например:
Что касается последних двух рядов, то содержащиеся в них оксиды MgO и FeO с водой не реагируют. В таких случаях для получения оснований эти оксиды сначала превращают в соли, а уже их — в основания. Поэтому, например, для осуществления перехода от оксида MgO к гидроксиду Mg(OH)2 используют последовательные реакции:
Переходы от оснований к солям осуществляются уже известными вам реакциями. Так, растворимые основания (щелочи), находящиеся в первых двух рядах, превращаются в соли под действием кислот, кислотных оксидов или солей.
Нерастворимые основания из последних двух рядов образуют соли под действием кислот.
Видео:Химия | Генетическая связь основных классов неорганических веществСкачать
Ряды неметаллов и их соединений
Каждый такой ряд состоит из неметалла, кислотного оксида, соответствующей кислоты и соли, содержащей остаток этой кислоты:
Для перехода от неметаллов к кислотным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:
Переход от кислотных оксидов к кислотам в первых трех рядах осуществляется путем известной вам реакции гидратации, например:
Однако вы знаете, что содержащийся в последнем ряду оксид SiO2 с водой не реагирует. В этом случае его сначала превращают в соответствующую соль, из которой затем получают нужную кислоту:
Переходы от кислот к солям могут осуществляться известными вам реакциями с основными оксидами, основаниями или солями.
- Вещества одного и того же ряда друг с другом не реагируют.
- Если одно вещество принадлежит к ряду металлов и их соединений, а другое — к ряду неметаллов и их соединений, то эти вещества реагируют друг с другом с образованием солей (рис. 126).
Эта схема отображает взаимосвязь между различными классами неорганических соединений и объясняет многообразие химических реакций между ними. Они постоянно происходят в природе и широко используются в практической деятельности людей.
Краткие выводы урока:
- Простые вещества, оксиды, гидроксиды и соли взаимосвязаны между собой.
- 1) металл → основный оксид → основание → соль; 2) неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.
- Вещества, принадлежащие к одному ряду, друг с другом не реагируют.
- Вещества, принадлежащие к рядам разных типов, реагируют между собой с образованием солей.
Надеюсь урок 42 «Взаимосвязь между классами неорганических веществ» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
Видео:Генетическая связь между классами неорганических веществ. Видеоурок по химии 8 классСкачать
Урок №51. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Генетические связи — это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1 . Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→K 2 O→KOH→KCl
2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль
Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Na 3 PO 4
2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si
Видео:Химия 8 класс (Урок№24 - Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.)Скачать
Взаимосвязь неорганических веществ
Видео:Габриелян О. С. 8 класс §43 "Генетическая связь между классами веществ".Скачать
Теория к заданию 10 из ЕГЭ по химии
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в так называемых генетических рядах. Выделим наиболее характерные признаки таких рядов:
1. Все вещества этого ряда должны быть образованы одним химическим элементом. Например, ряд, записанный с помощью следующих формул:
$Br_2 → HBr → NaBr → NaNO_3$,
нельзя считать генетическим, т.к. в последнем звене элемент бром отсутствует, хотя реакция для перехода от $NaBr$ к $NaNO_3$ легко осуществима:
$NaBr + AgNO_3 = AgBr↓+ NaNO_3$.
Этот ряд мог бы считаться генетическим рядом элемента брома, если бы его завершили, например, так:
$Br_2 → HBr → NaBr → AgBr$.
2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам, т.е. отражать разные формы его существования.
3. Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны взаимопревращениями. По этому признаку можно различать полные и неполные генетические ряды.
Например, приведенный выше генетический ряд брома будет неполным, незавершенным. А вот следующий ряд:
$Br_2 → HBr → NaBr → AgBr → Br_2$
уже можно рассматривать как полный: он начинался простым веществом — бромом и им же закончился. Обобщая сказанное выше, можно дать следующее определение генетического ряда.
Генетическим называется ряд веществ — представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ или их генезис.
Генетическая связь — понятие более общее, чем генетический ряд, который является пусть и ярким, но частным проявлением этой связи, реализующейся при любых взаимных превращениях веществ. Тогда, очевидно, под это определение подходит и первый приведенный в тексте ряд веществ.
Для характеристики генетической связи неорганических веществ мы рассмотрим три разновидности генетических рядов.
Генетический ряд металла.
Наиболее богат ряд металла, у которого проявляются разные степени окисления. В качестве примера рассмотрим генетический ряд железа со степенями окисления $+2$ и $+3$:
Напомним, что для окисления железа в хлорид железа (II) нужно взять более слабый окислитель, чем для получения хлорида железа (III):
Генетический ряд неметалла.
Аналогично ряду металла более богат связями ряд неметалла с разными степенями окисления, например, генетический ряд серы со степенями окисления $+4$ и $+6$:
Затруднение может вызвать лишь последний переход. Руководствуйтесь правилом: чтобы получить простое вещество из окисленного соединения элемента, нужно взять для этой цели самое восстановленное его соединение, например, летучее водородное соединение неметалла. В нашем случае:
По этой реакции в природе из вулканических газов образуется сера.
Аналогично для хлора:
Генетический ряд металла, которому соответствуют амфотерные оксид и гидроксид, очень богат связями, т.к. они проявляют в зависимости от условий то кислотные, то основные свойства.
Например, рассмотрим генетический ряд цинка:
🔥 Видео
8 класс. Химия. Генетическая связь между классами неорганических соединенийСкачать
Генетическая связь между классами веществ | Химия 8 класс #51 | ИнфоурокСкачать
Химические Цепочки — Решение Цепочек Химических Превращений // Химия 8 классСкачать
86. Генетические связи между веществами. Генетические ряды металловСкачать
8 класс. Цепочки превращений. Генетические ряды.Скачать
Химия. 8 класс. Генетическая связь между классами неорганических соединений /23.04.2021/Скачать
СУПЕР СПОСОБ — Как определить классы неорганических соединений? #shorts #youtubeshortsСкачать
39. Классы неорганических соединенийСкачать
Генетическая связь органических веществ. 11 класс.Скачать
ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать
Генетическая связь между классами веществ. Химия 8 классСкачать
Генетическая связь между классами неорганических веществСкачать
Решение упражнений по теме: "Генетическая связь между классами неорганических соединений"Скачать
Генетическая связь между классами неорганических веществСкачать
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Видеоурок 23. Химия 8 классСкачать